Каковы условия для банкротства субъектов естественных монополий. Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Эти требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника. Перечень такого имущества содержит Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Банкротство субъектов естественных монополий

Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий

1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

2. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Статья 198 . Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Статья 199 . Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий

1. В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Статья 200 . Внешнее управление субъектом естественной монополии

1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

2. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Статья 201 . Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии

1. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве , в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

2. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, последствия банкротства ип заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

3. В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.

При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. Дешевое банкротство ИП. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

4. При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

6. Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом.


Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"- *(источник № 521) (далее - Закон N 122-ФЗ) установлены особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий ТЭК, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электро- и теплоэнергии (далее - организация-должник), и проведения процедур их банкротства.
Данный Закон применяется также при признании несостоятельными и проведении процедур банкротства организаций ТЭК, основная деятельность (т.е. деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации) которых связана с производством электро- и теплоэнергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса (далее - ЕПТК).
Нельзя признать несостоятельными атомные электростанции.
Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если они не исполнены должником в течение 6 месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования.
Помимо случаев, указанных в ст. 9 общего Закона о банкротстве, руководитель организации-должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением, если на основании решения суда обращено взыскание на имущество, входящее в состав ЕПТК, в течение десяти дней с момента получения должником данного решения. ЕПТК организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 утвержден перечень видов имущества, входящего в состав ЕПТК организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии ТЭК- *(источник № 522).
Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в вышеназванных организациях ТЭК. Управляющий действует на основании аттестата, выданного Минэнерго РФ в соответствии с приказом от 15 ноября 2001 г. N 320- *(источник № 523).
Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. МРОТ и указанные требования не погашены в течение 6 месяцев. К заявлению кредитора должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность его требований, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, признаются также орган управления ТЭК, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника.
Определенную специфику по Закону N 122-ФЗ имеют и процедуры банкротства. Так, решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается принятым первым собранием кредиторов, в случае если за него подано не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов кредиторов.
Помимо случаев, предусмотренных общим Законом, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления в случае наличия ходатайства органа управления ТЭК, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, вышеназванных органов, организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет. В этом случае должник приступает к расчетам с кредиторами через 12 месяцев с момента продления срока внешнего управления.
Меры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в общем Законе, применяются со следующими особенностями:
- продажа имущества (части имущества), входящего в состав ЕПТК организации-должника, не допускается;
- уступка прав требования должника может быть осуществлена, в том числе по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной потребителям электро- и теплоэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов;
- перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием ЕПТК, не допускается;
- иные меры по восстановлению платежеспособности должника могут применяться, если их применение не противоречит условиям безопасного функционирования ЕПТК (ст. 19 Закона).
Продажа имущества организации-должника, входящего в состав ЕПТК, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. Оно выставляется на торги единым лотом.
Обязательными условиями участия в конкурсе являются:
- согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов;
- обеспечение сохранения ЕПТК в соответствии с его целевым назначением;
- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Положения параграфа 6 главы IX Закона 2002 г., посвященные банкротству субъектов естественных монополий, вступят в силу с 1 июля 2009 г.- *(источник № 524) С этого момента утрачивает силу Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

Лекция, реферат. 8.6. Особенности банкротства субъектов естественных монополий ТЭК - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.


































Особенности процедуры банкротства

Определение 1

Законом о банкротстве субъект естественной монополии понимается, как предприятие, которое осуществляет производство и (или) реализацию продукции (работы, услуги) при условии существования естественной монополии.

Деятельность субъектов естественных монополий обладает общественной и социально-экономической значимостью, поэтому необходима их бесперебойная работа (например, предприятия коммунального хозяйства). По этой причине процедура банкротства для таких субъектов регулируется определенным образом, в соответствии с отдельным параграфом главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности процедуры банкротства субъектов естественных монополий заключаются в следующем:

  • Понятие должника,
  • Критерии возбуждения процедуры,
  • Участие органов исполнительной власти в роли лиц, которые участвуют в деле,
  • Основание приостановки дела (оспаривание тарифа),
  • Особенности внешнего управления,
  • Особенности процесса продажи имущества и др.

Отнесение должника к субъектам естественной монополии

Отнесение определенных предприятий к субъектам естественной монополии - прерогатива суда, рассматривающего поступающее заявление о банкротстве данного лица. Самый достоверный признак отнесения должников к субъектам естественной монополии – наличие их в реестре субъектов, который формируется ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

В случае если юридическое лицо не включено в реестр субъектов естественной монополии, это не может говорить об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии.

Замечание 1

Для того, что бы определить наличие или отсутствие у должника статуса субъекта естественной монополии, в суде нужно определить, вел ли должник деятельность в сфере естественной монополии на момент введения процедуры несостоятельности. Суд при этом должен опираться на признаки, установленные Законом о естественных монополиях.

Возбуждение дела о банкротстве субъекта естественной монополии

Существует несколько критериев возбуждения процедуры банкротства для субъекта естественной монополии. Основным из них является наличие требований кредиторов по денежным обязательствам, которые составляют более одного миллиона рублей. Этот факто должен быть подтвержден исполнительным документом, при этом требования не удовлетворены в полном объеме при обращении взыскания на имущество должника.

Взыскание имущества проводится в следующем порядке:

  • В первую очередь при взыскании имущества, производят взыскание движимого имущества, которое непосредственно не участвует в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
  • Во вторую очередь взыскиваются имущественные права, которые непосредственно не используются в производстве продукции.

Специальные участники банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве субъектов естественной монополии существуют особенности в отношении круга лиц, которые участвуют в деле. Так, в соответствии с Законом в деле о банкротстве субъекта естественной монополии одним из участников признается федеральный орган исполнительной власти, который признан Правительством РФ к проведению государственной политики в отношении соответствующих субъектов естественной монополии.

Замечание 2

Законом о банкротстве предусмотрены ограниченные права РФ и ее субъектов (включая права муниципальных образований) в лице соответствующих уполномоченных органов при участии в делах о банкротстве.

Евгений Лавренов

Руководитель практики банкротства ЖКХ
Стаж арбитражного управляющего более 15 лет
Имеет допуск на субъекты естественных монополий
и к совершенно секретным сведениям (2 форма)

«Реформа ЖКХ по-русски, это когда вы потребляя в два раза меньше платите всего лишь в полтора раза больше»

Народная мудрость

Я сдал экзамен на 1ую лицензию арбитражного управляющего в 1998 году. До этого занимался инновационными разработками на оборонном предприятии и уже забытый кризис 98 года подтолкнул меня кардинально сменить сферу деятельности. Я не ошибся.

С того кризиса прошло уже 15 лет, а профессия арбитражного управляющего не менее актуальна. Первым доверенным мне Федеральной службой по банкротству предприятием стало коммунальное хозяйство города Ногинска Московской области и так повелось, что в основном на предприятиях ЖКХ я специализируюсь все последние 15 лет.
Плановоубыточные предприятия ЖКХ уже не встречаются.

Все тарифы проходят защиту и процедуру согласования в региональных энергетических комиссиях и поэтому, минимум 10% рентабельности заложено везде. Неплатежеспособность предприятий ЖКХ связано с неплатежами со стороны населения, управляющих компаний и отсутствием компенсации выпадающих доходов со стороны бюджета различных уровней. Встречаются и преступные схемы намеренного накопления кредиторской задолженности в целях использования высвободившихся средств и постоянного последующего банкротства. Не исполнение обязательств по налогам и сборам, перед энергетиками и газовиками, перед поставщиками и подрядчиками, часто является основанием для возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий ЖКХ.

Далее ситуация развивается по двум стандартным сценариям. Первое, что подлежит анализу, - выведено ли собственником имущество с предприятия или нет? Чтобы МУПы не отвечали перед кредиторами по своим обязательствам всем имуществом муниципалитеты придумывают различные ухищрения. Держат имущество в казне и передают в аренду или в управление предприятиям, либо изымают все имущество на грани банкротства и передают из одно предприятия в другое. Создавая тем самым для себя дополнительные риски в связи с признаками преднамеренного банкротства.


Если у вас в должниках такое предприятие, вам необходимо постоянно отслеживать намерения администрации. Вошедшее уже в привычку решение бросить МУП с долгами и создать новый, вот чего вам стоит опасаться.


При малейшем подозрении на вывод активов, не откладывая, немедленно нужно подавать заявление о банкротстве должника.


Не вдаваясь в детали, скажу, что каждая ситуация имеет свои особенности, но в любом случае, если действуют профессионалы банкротства можно рассчитывать на возврат имущества в конкурсную массу, или привлечения администрации к субсидиарной ответственности по всем долгам предприятия ЖКХ. В последние годы в этой области стала складываться хорошая судебная практика. МУПы должны отвечать по долгам всем своим имуществом, а муниципалитеты не вводить в заблуждение рынок. Если администрация готова отвечать только уставным капиталом в 10 тыс. рублей, то и регистрировать нужно ООО, чтобы контрагенты поставляя товар или оказывая услуги без предоплаты, правильно оценивали свои риски. У нас есть очень хороший опыт, который в московском регионе стал практикообразующим.


Все имущество МУП, находящееся в муниципальной собственности составляет конкурсную массу и подлежит продаже конкурсным управляющим с торгов в форме конкурса. Единственным дополнительным условием для покупателя будет обязательная его эксплуатация в соответствии с целевым назначением.


С точки зрения частного инвестора самыми привлекательным считается водоснабжение и водоотведение. Менее рентабельно отопление и горячее водоснабжение, еще менее привлекательно обслуживание жилого фонда, где развивается борьба за новостройки, а ветхий фонд достается в нагрузку. Достаточно интересен вывоз мусора и эксплуатация свалок ТБО, но эту деятельность не всегда в рамках банкротства удается выделить в отдельный бизнес.

Примеры банкротства предприятий ЖКХ из нашей практики

Опыт - величина, которую можно измерить, например, в количестве дел о банкротстве. Но есть одна проблема. Более половины всех проектов РОСГАУ конфиденциальны. Безусловно, этот факт создает некоторые проблемы в вопросах презентации своей профессиональной значимости в рамках представления клиентов. Большую часть процедур мы не можем выложить в портфолио и приводим примеры только наших публичных проектов

  • Алексей Рупчев Арбитражный управляющий г. Снежногорск, Мурманская область

    Оказывает услуги отопления и горячего водоснабжения населению трех закрытых административно-территориальных объединениях Мурманской области.

    Владеет тремя мазутными котельными, распределительной сетью и всеми обслуживающими и вспомогательными активами.

    Хозяйственная деятельность ведется в ходе процедуры банкротства предприятия и невозможно ее прекращение в связи с социальной значимостью.

    Формируется имущественный актив для реализации эффективному инвестору.

  • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Калининград

    ОАО «Калининградская генерирующая компания» создана в соответствии с Соглашением между Правительством Калининградской области и РАО «ЕЭС России». В состав КГК вошли Гусевская ТЭЦ, ГРЭС-2, Зеленоградская ВЭС, ТЭЦ-1, РТС Южная. Калининградская генерирующая компания крупнейший производителей тепла и электроэнергии в Калининградской области. Компания производит в год: свыше 18 млн. кВт·ч электроэнергии.

    С заявлением о банкротстве Калининградской объединенной энергетической компании в суд обратилась нефтяная компания ЛУКОИЛ, в связи с задолженностью за поставки мазута на котельные области.

    Социальная значимость объекта, активная позиция администрации, кредитора и антикризисной команды позволило заключить мировое соглашение и предотвратить банкротство предприятия.

  • Александр Погорелов Арбитражный управляющий г. Калуга

    Процедура возбуждена по заявлению ФНС России. В активах предприятия имелось два земельных участка, выделенных под организацию полигона ТБО и спецтехника для вывоза, складирования и рекультивации мусора и отходов г. Малоярославец Калужской области.

    Ситуация была осложнена решением городского суда о запрете эксплуатации свалок, в связи с расположением границ участков в близи от населенных пунктов. Антикризисной команде Гильдии удалось получить отсрочку на исполнение судебного решения. На протяжении двух лет в рамках процедуры конкурсного производства продолжалось ведение хозяйственной деятельности должника и удалось сконцентрировать денежные для частичного расчета с кредиторами.

    В последующем один земельный участок, в рамках замещения активов, был внесен в уставный капитал дочернего общества и реализован на торгах. Второй же в исполнение судебного решения был рекультивирован. Уже после изменения категории и разрешенного вида использования на ИЖС, тоже реализован с торгов.

  • Эдуард Курилов Арбитражный управляющий г. Клин, Московская область

    Предприятие отвечало за уборку, благоустройство, озеленение и вывоз мусора из городского округа Клин. Процедура банкротства инициирована по заявлению ФНС России, в связи с задолженностью по обязательным платежам.

    Вся хозяйственная деятельность предприятия и бизнес должника был передан новой организации. Обеспечена непрерывность оказания социально значимых коммунальных услуг населению города.

    Туда же переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности и расчетах с кредиторами.

  • Андрей Кондрашкин Арбитражный управляющий г. Сергиев-Посад, Московская область

    Сергиево-Посадское ЖКК является первой управляющей компанией Сергиева-Посада и оказывает услуги по содержанию и обслуживанию городского жилого фонда.

    Процедура банкротства предприятия была инициирована в связи с задолженностью перед энергоснабжающими организациями. Управление жильем передано в новые управляющие компании, туда же переведены все работники.

    В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности организаций и населения за коммунальные услуги. В том числе часть имущества реализована коллекторским агентствам.

  • Юрий Тарасов Арбитражный управляющий г. Воскресенск, Московской области

    Служба единого заказчика ЖКК объединило активы всех муниципальных предприятий Воскресенского района на общую сумму более 10 млрд. рублей. Оказывало полный перечень коммунальных услуг населению города и района.

    Отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, уборка территории, вывоз мусора и обслуживание жилого фонда. В преддверии процедуры банкротства администрация своим распоряжением изъяло все имущество МУП.

    По заявлению арбитражного управляющего прокурор Московской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного распоряжения.

    Решением суда заявление прокурора удовлетворено, действия администрации района признаны неправомерными и распоряжение недействительным. Решение суда обжаловалось во всех инстанциях и оставлено в силе Высшим арбитражным судом.

  • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Кировский, Ленинградская область

    Унитарное предприятие Кировский водоканал владело на праве хозяйственного ведения полным комплексом имущества для холодного водоснабжения города.

    Добыча, водозабор, очистка, подачи по сетям, водоотведение, канализации и очистные сооружения. Процедура банкротства возбуждена по заявлению ФНС России.

    В преддверии процедуры часть имущества была реализована службой судебных приставов Ленинградским областным коммунальным системам (ОАО ЛОКС).

    В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности, сдаче в аренду имущества ОАО ЛОКС, признании права хозяйственного ведения, регистрации и реализации оставшегося имущества.

  • Ольга Бессольцева Арбитражный управляющий г. Белоусово, Калужская область

    По заявлению ФНС России арбитражный управляющий Гильдии назначен на процедуру банкротства БКК. Городского предприятия коммунального хозяйства, оказывающего услуги отопления и горячего водоснабжения. Владеет 2 газовыми котельными, сетями и всем вспомогательным имуществом.

    В ходе процедуры банкротства предприятия проведено замещение активов и создано новое общество. Куда переданы все активы и переоформлена вся хозяйственная деятельность без остановки и сбоев в оказании услуг населению города.

    Также переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. Акции созданного предприятия проданы привлеченному инвестору.

  • Александр Погорелов Арбитражный управляющий

Понятие субъекта естественной монополии в конкурсном праве. Согласно ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях»1, субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Однако особенности банкротства до 1 июля 2009 г. предусмотрены только для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (далее - субъекты ЕМ ТЭК) , основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Правовые особенности

См.: О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 № 147-ФЗ (в ред. от 4.05.06) // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

2 В качестве примеров субъектов естественных монополий ТЭК можно назвать акционерные общества «ЕЭС России», «Газпром», АК «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Росгазификация».

банкротства применяются также к иным организации топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа, и которые имеют имущество, отнесенное к единому производственно-технологическому комплексу, обеспечивающему непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого комплекса организации-должника утверждается Министерством промышленности и энергетики РФ1. Исключением являются атомные электростанции, которые не признаются банкротами.

Таким образом, банкротство других видов естественных монополий (например, осуществляющих железнодорожные перевозки) до 1 июля 2009 г. производится в соответствии с общими нормами конкурсного права.

Особенности банкротства субъектов ЕМ ТЭК регулируются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 18 июля 2005 г.) , который утрачивает силу с 1 июля 2009 г. С 1 июля 2009 г. на всех субъектов естественной монополии будут распространяться положения § 6 гл. IX Закона о банкротстве.

Значение института банкротства субъектов естественных монополий. Значение бесперебойной работы субъектов естественных монополий для жизнеобеспечения и обороноспособности России трудно переоценить3. Тем не менее, проблема их банкротства может стать актуальной4. Введение особенностей банкротства субъектов ЕМ ТЭК преследует следующие цели:

1) обеспечить своевременное предупреждение несостоятельности;

2 СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3179.

2) предоставить больше возможностей для восстановления их платежеспособности;

3) усилить государственный контроль за ходом банкротства;

4) предотвратить экономически нецелесообразные попытки кредиторов инициировать признание монополиста несостоятельным;

5) ограничить доступ к арбитражному управлению лиц, не владеющих специальными познаниями;

6) не допустить дробление единого производственно-технологи-еского комплекса субъекта ЕМ ТЭК.

Особенности досудебного этапа банкротства. Полномочиями по участию в этом этапе наделено Министерство промышленности и энергетики РФ (далее - Минпромэнерго РФ). Этот орган осуществляет анализ экономического и финансового состояния субъектов ЕМ ТЭК и вырабатывает рекомендации по стабилизации их финансового состояния, а также осуществляет меры по предупреждению банкротства.

Особенности судебного этапа банкротства. Функции и полномочия органа управления топливно-энергетическим комплексом, предусмотренные законодательством РФ, устанавливающим особенности банкротства в отношении субъектов ЕМ ТЭК, осуществляет Минпромэнерго РФ.

Критерий и признаки несостоятельности предоставляют должнику возможность в течение более длительного срока, по сравнению с иными организациями, избегать возбуждения производства по делу о банкротстве. Только для этой категории юридических лиц установлен критерий неоплатности в качестве единственного критерия несостоятельности. «Учитывая, что соотношение дебиторской и кредиторской задолженности у субъектов естественных монополий, как правило, складывается не в пользу последней, можно с большой степенью вероятности предположить, что судебные дела о банкротстве таких должников станут редким явлением. Однако нельзя не видеть и «оборотную сторону медали»: длительное время не расплачиваясь с кредиторами и не испытывая при этом страха приближающегося банкротства, должник может попасть в ситуацию, когда исполнение судебных решений по искам кредиторов о взыскании задолжен

ности потребует обращения взыскания на имущество, в том числе входящее в единый производственно-технологический комплекс субъекта естественной монополии (трубопроводы, энергоустановки, турбины и т.

П.), при отсутствии возможности получить «спасательный круг» в виде одной из реабилитационных процедур несостоятельности (например, внешнего управления)»1.

Признаки несостоятельности: 6-месячный срок наличия непогашенной кредиторской задолженности, а также превышение суммы кредиторской задолженности над балансовой стоимостью имущества должника.

Дополнительные основания для возникновения обязанности руководителя должника по обращению в арбитражный суд с заявлением должника: в частности, если обращено взыскание на имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса.

Условия подведомственности дела о банкротстве арбитражному суду таковы, что затрудняют возбуждение производства по делу. Минимальный размер требований кредиторов, достаточный для принятия заявления о банкротстве, составляет 50 000 МРОТ. Срок неудовлетворения требований кредиторов, необходимый для возбуждения дела, увеличен до 6 месяцев.

В состав лиц, участвующих в деле, включены представители государственной и местной власти (Минпромэнерго РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения должника).

Введены дополнительные требования к арбитражному управляющему: опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, прохождение аттестации Минпромэнерго РФ.

Особенности внешнего управления заключаются в следующем. Процедура может быть введена независимо от желания кредиторов. Для этого необходимо лишь ходатайство Минпромэнер-го РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления. В то же время срок внешнего управления может составлять до 5 лет. Сохранность единого производст

венно-технологического комплекса закон обеспечивает путем установления запрета на отчуждение внешним управляющим имущества, входящего в его состав. В ходе внешнего управления не допускается перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием данного комплекса.

Законодатель учитывает, что неплатежеспособность такого рода организаций может быть обусловлена политикой государства. Во-первых, применяется следующее основание приостановления рассмотрения дела о банкротстве: если должником до принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом подано исковое заявление о признании недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения тарифов (цен) на энергию, газ и т.п. Во-вторых, предусмотрено дополнительное основание отказа в признании должника банкротом -признание арбитражным судом недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения перечисленных тарифов (цен) при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности должника.

Усложнен порядок принятия собранием кредиторов решения об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом: для этого необходимо 3/4 голосов.

Особенности конкурсного производства касаются продажи имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса. Торги проводятся в форме конкурса, где имущество выставляется единым лотом. В результате важный объект не будет дробиться и переходить в собственность нескольких лиц. Покупатель должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, обязан принять на себя обязательства должника по договорам энергоснабжения и сохранить целевое назначение единого производственно-технологического комплекса.

Контрольные вопросы:

1. Для каких юридических лиц предусмотрены правовые особенности банкротства?

2. Какими нормативными правовыми актами регулируются особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц?

3. Какое значение имеют правовые институты банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц?

4. Какие органы государственной власти осуществляют меры по предупреждению банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц?

5. Чем отличаются критерии и признаки несостоятельности различных категорий юридических лиц от предусмотренных по общему правилу?

6. Перечислите особенности досудебного этапа банкротства сельскохозяйственных, кредитных и стратегических организаций, субъектов естественных монополий.

7. Назовите условия принятия заявления о признании банкротом различных категорий юридических лиц арбитражным судом.

8. Перечислите особенности судебного этапа банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.

Еще по теме 14.7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий:

  1. Государственная политика в отношении естественных монополий
  2. § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
  3. 15.2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
  4. 14.6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
  5. 14.1. Особенности банкротства градообразующих организаций
  6. Основы правового регулирования временных монополий на объекты исключительных прав и государственных монополий, защищенных законом от конкуренции: общие вопросы. Основы правового регулирования государственных монополий
  7. 15.3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -



Просмотров