Конкретное время исполнительных действий определяет. Место, время, сроки совершения исполнительных действий

Текущая редакция ст. 39 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Комментарий к статье 39 ТК РФ

1. В комментируемой статье определены гарантии, которые предоставляются лицам, участвующим в ведении коллективных переговоров.

Согласно ч.1 комментируемой статьи лица, участвующие в ведении коллективных переговоров, а также в подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Под проектами следует понимать подготовленные сторонами примерные положения коллективного договора, соглашения, которые должны быть согласованы и подписаны сторонами коллективных переговоров с учетом замечаний и предложений каждой из сторон.

В связи с тем, что участники коллективных переговоров освобождаются от основной работы, возникает вопрос о правовых основаниях и правовой процедуре такого освобождения. Учитывая, что согласно ч.1 комментируемой статьи за указанными лицами сохраняется средний заработок, то, например, в отпуск без сохранения заработной платы на время ведения коллективных переговоров они уйти не могут, а также не могут уйти и в ежегодный оплачиваемый отпуск, так как отпуск - это время, которое работники могут использовать по своему усмотрению, а не для ведения коллективных переговоров (см. комментарий к ст. 106). Поэтому наиболее правильным вариантом освобождения от основной работы будет освобождение работника только от исполнения трудовых обязанностей на время ведения коллективных переговоров. Иными словами, в этом случае для работника исполнением трудовых обязанностей будет участие в коллективных переговорах.

При этом, как уже отмечено выше, за работником, участвующим в ведении коллективных переговоров, сохраняется средний заработок, под которым исходя из ст. 1.2 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" понимается средняя сумма выплаченных в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений. Срок, на который работник освобождается от основной работы, устанавливается в соглашении сторон. Форма этого соглашения не определена. Вместе с тем полагаем, что поскольку в ч.1 комментируемой статьи оговорен максимальный срок, на которой работник освобождается от основной работы, - три месяца, то соглашение должно быть заключено в письменной форме с указанием конкретного срока, который не должен превышать три месяца.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, согласно которой затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. На наш взгляд, реализация данной нормы представляется затруднительной, поскольку нормы трудового права регулируют в части, касающейся производства выплат, только выплаты заработной платы и иных стимулирующих и компенсационных выплат, к числу которых, в частности, комментируемый закон выплаты в связи с участием в ведении коллективных переговоров, не относит.

Кроме того, ст. 2 комментируемой статьи содержит еще одну норму, реализация которой, по нашему мнению, в принципе не является возможной. Заключается эта норма в том, что приглашающая сторона должна произвести оплату услуг экспертов, специалистов и посредников. Эксперт - это специалист, имеющий квалификацию в определенной области знаний, который привлекается, как правило, для проведения исследований, консультирования, дачи заключений, проведения экспертизы. Специалист - физическое лицо, которое привлекается в целях консультирования по определенному вопросу или вопросам одного определенного направления, но не для проведения экспертизы. Посредник - лицо, способствующее установлению контактов и отношений.

С учетом данного положения ч.2 комментируемой статьи представляется неопределенным вопрос о том, каким образом работники, профсоюзы, единый представительный орган будут оплачивать услуги названных субъектов, если они являются приглашающей стороной, то есть стороной, по обращению которых данные субъекты, в частности, давали консультации, выдавали заключения и проводили экспертизы. Иными словами, за счет каких средств работники, профсоюзы, единый представительный орган будут оплачивать услуги данных субъектов. Полагаем, что данная норма со стороны этих участников коллективных переговоров является нереализуемой, и поэтому она должна быть исключена.

3. Часть 3 комментируемой статьи содержит норму, которая напрямую связана с положением ч.1 комментируемой статьи, в соответствии с которым работники на период ведения коллективных переговоров освобождаются от основной работы. В связи с этим они не могут без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, так как собственно трудовые обязанности они в этот период не исполняют. Вместе с тем с учетом ч.3 комментируемой статьи и в соответствии со установлено исключение из данного правила, заключающееся в том, что, если работник совершает проступки, за которые в соответствии с вышеуказанными нормами он может быть уволен, то, соответственно, увольнению он подлежит.

Другой комментарий к ст. 39 ТК РФ

1. От основной работы на время ведения коллективных переговоров, как правило, освобождаются участники переговоров со стороны работников. Для лиц, представляющих работодателя (руководителя организации, лиц, им уполномоченных), участие в коллективных переговорах является частью должностных обязанностей. Однако учитывая возможность участия в коллективных переговорах со стороны работодателя лиц, для которых данная деятельность не предусмотрена трудовой функцией, а также поручения какому-либо из работников в течение срока ведения переговоров исполнять обязанности, направленные исключительно на обеспечение переговорного процесса, данные лица также могут быть освобождены от основной работы.

Срок такого освобождения определяется по соглашению сторон переговоров, но не может превышать трех месяцев. Вместе с тем если стороны коллективных переговоров принимают решение о продолжении переговоров по неурегулированным разногласиям, не прибегая к процедуре коллективного трудового спора, то они могут принять решение об освобождении участников переговоров от основной работы и на более длительный срок.

За лицами, освобожденными от основной работы для участия в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок. Трудовой кодекс не определяет, какая из сторон будет нести расходы по его сохранению. Однако следует признать, что, поскольку все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, стороны, принимая решение о сроке освобождения, должны оговорить и обязанности по проведению соответствующих выплат (если они не предусмотрены коллективным договором, соглашением). В том случае, когда соответствующее соглашение не достигнуто, сохранение среднего заработка обязан обеспечить работодатель.

Если стороны для подготовки предложений к проекту коллективного договора, соглашения привлекают экспертов, специалистов, а для участия в непосредственных переговорах - посредников, то оплата услуг этих лиц должна производиться приглашающей стороной (работодателем, профессиональным союзом, органом государственной власти, органом местного самоуправления). Представители работников, которые не приобрели права юридического лица, не могут проводить оплату услуг данных лиц. В коллективный договор, соглашение могут быть включены условия об оплате услуг экспертов, специалистов и посредников, участвующих в коллективных переговорах, за счет средств работодателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления.

2. В период ведения переговоров их участники, представляющие работников, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, в том числе и временно, уволены по основаниям, не связанным с виновными действиями работника, только с предварительного согласия органа, уполномочившего их представительство (профсоюза, профсоюзной организации, объединения профсоюзов, иного представителя).

Трудовой договор с представителями работников, участвующими в коллективных переговорах, может быть расторгнут на общих основаниях (без предварительного согласия органа, уполномочившего их представительство) за совершение проступка, за который ТК, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (см. ст. 192 ТК и комментарий к ней).

Консультации и комментарии юристов по ст 39 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к статье 35

По общему правилу исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов (ч. 1 комментируемой статьи). Судебный

пристав-исполнитель самостоятельно определяет в этих временных рамках конкретное время совершения исполнительных действий, учитывая собственные возможности и предложения сторон, участвующих в деле, о наиболее удобном для них времени совершения исполнительных действий (ч.

2 комментируемой статьи).

Исполнительные действия могут совершаться в течение определенного периода времени, поэтому в судебной практике выработана позиция, согласно которой доводы должника об отсутствии у него реальной возможности исполнить требования исполнительного листа в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с нерабочими праздничными днями необоснованны, если в материалах дела отсутствуют сведения о том, что должником предпринимались какие-либо действия по погашению задолженности в рабочие дни в рамках установленного судебным приставом срока (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 августа 2004 г. N А13-4004/04-15).

Специальные правила времени совершения исполнительных действий указаны в ч. 3 ст. 35 Закона об исполнительном производстве и предусмотрены для оперативного совершения исполнительных действий. Поэтому совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства. Здесь необходимо учитывать п. 2.2 Приказа Федеральной службы судебных приставов от 3 августа 2006 г. N 96 "Об утверждении Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов", в соответствии с которым режим служебного времени для служащих предусматривает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Продолжительность служебного времени составляет 40 часов в неделю с началом работы в 9.00 и ее окончанием в 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45 с перерывом на отдых и питание продолжительностью 45 минут между 12.00 и 14.00 (п. 2.3 указанного нормативного акта).

К исключительным обстоятельствам, позволяющим совершать исполнительные действия в

1) создающие угрозу жизни и здоровью граждан;

2) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

4) обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.

Исключительность специальных правил времени совершения исполнительных действий

подтверждается тем, что в этих случаях для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава, который незамедлительно уведомляет об этом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 35

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЛУЖЕБНОГО РАСПОРЯДКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

(Извлечение)

II. Служебное время (режим работы)

2.1. Служебное время - время, в течение которого служащий в соответствии со служебным распорядком, графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2.2. Режим служебного времени для служащих предусматривает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

2.3. Продолжительность служебного времени составляет 40 часов в неделю с началом работы в 9.00 и ее окончанием в 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45 с перерывом на отдых и питание продолжительностью 45 минут между 12.00 и 14.00.

2.4. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, сокращается на один час. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

2.5. В случае необходимости рабочий день служащего может быть увеличен сверх нормативной продолжительности служебного времени.

2.6. Ненормированный рабочий день устанавливается для служащих, замещающих все должности государственной гражданской службы.

2.7. Привлечение служащего к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

По желанию служащего, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

2.8. Работодатель осуществляет учет времени, фактически отработанного каждым служащим.

Еще по теме Статья 35. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения:

  1. 4. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

ФЗ устанавливает ряд организационных правил.

Место совершения исполнительных действий.

ФЗ об ИП определяет место совершения исполнительных действий как территорию на которой совершаются исполнительные действия и применяются меры принудительного исполнения. Место различается в зависимости кто должник, если гражданин – по месту его жительства, месту пребывания, месту нахождения его имущества (ч.1 ст.33 фз). Место жительства гражданина – место его регистрации, место, где гражданин проживает постоянно, место пребывания гражданина – любое место его временного пребывания, не связанное с постоянным проживанием. Под место нахождения имущества гражданина можно рассматривать любое место, где находится его имущество, на которое может быть наложено взыскание, местом исполнения может быть место работы должника, если возложено на заработок и т.д.

Если должник организация, то исполнительные действия совершаются, меры применяются по её юридическому адресу, месту нахождения её имущества, юридическому адресу её представительства или филиала (ч.2 ст.33). Согласно ст.54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом её государственной регистрации. Государственная регистрация юр.лица осуществляется по месту нахождения её постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия - иного органа, лица, имеющего право действовать от имени юр.лица без доверенности.

Под местом нахождения имущества следует понимать любое отличное от адреса, указанного в ЕГРЮЛ место, где фактически находится имущество организации.

Таким образом, критерием отнесения исполнения требований ИД к юрисдикции той или иной ССП (того или иного территориального отдела) является по общему правилу проживание (нахождение должника), нахождения места работы, должника гражданина, имущества должника в районе, на территорию которого распространяются юрисдикция соответствующей ССП (подразделения отдела ССП).

Исключения из данного правила составляет исполнении требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершит определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). Согласно ч.3 ст.33 такие требования исполняются по месту совершения названных действий. Если отсутствуют сведения о месте нахождения, то исполнительные действия совершаются по последнему известному месту.



ФЗ предусматривает возможность изменения места совершения исполнительных действий, данные изменения могут быть как окончательными, так и временными. Так если в процессе исполнения ИД изменились место жительства(место пребывания) должника, место работы должника-гражданина, место нахождения имущества должника, СПИ либо продолжает ИП, поручая соответствующему СПИ (который вправе совершать исполнительные действия по новому месту жительства и т.д.) совершить исполнительные действия, применить меры, либо составляет акт (об изменении места совершения исполнительных действий) и оканчивает исполнительное производство (направляет исполнительный документ с приложением копий всех материалов ИП в подразделение ССП, к территориальной компетенции которого стало относится исполнение ИД).

В силу ч.9 ст.33 фз Главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), такое решение оформляется постановлением указанных ДЛ, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Внутри ФССП ИД делятся на простые, важные, особо важные. Обычно если ИП в отношении градообразующего предприятия, то ИД может быть предан другой отдел.

По такому ИП, переданному из одного в другое, СПИ вправе совершать исполнительные действия и применять принудительные меры исполнения на территории, на которую не распространяется его компетенция.

Время совершения исполнительных действий (Ст.35 ФЗ).

Время определено в ст.35 ФЗ, основные правила определения времени сводятся к следующему:

1. Общее правило – совершения исполнительных действий с 6 до 22 часов по местному времени в рабочие дни. Конкретное время совершения исполнительных действий определяется СПИ.

2. Исключительное правило – возможно совершения исполнительных действий в нерабочие дни и с 22 до 6 только в случаях, не терпящих отлагательства, включая:

a. Создается угроза жизни и здоровья.

b. Исполнение требований, содержащихся в ИД связаны с обеспечением иска.

c. Требование связано с выборами.

d. Имущество должника подвержено быстрой порче.

Исполнительные действия подлежат совершению в нерабочие дни, когда это прямо предусмотрено судебным актом – решение суда, обязывающее не чинить препятствий к общению с детьми. Для совершения исполнительных действий и применения мер принудительных мер в нерабочие дни, с 22 до 6 СПИ должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава, который уведомляется главного судебного пристава субъекта.

Сроки совершения исполнительных действий.

Срок в ИП – это установленный ФЗ, назначенный СПИ момент времени, промежуток времени, в течение которого могут быть совершены или должны быть совершены определенные действия.

Срок установленные ФЗ:

1. О возбуждении исполнительного производства.

В зависимости от того кому адресованы:

1. Для взыскателя, должника.

3. СПИ и луип.

Сроки могут определяться либо календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, периодом, в течение которого действие должно быть совершено. В сроки, исчисляемые днями не включаются нерабочие дни.

Попуск установленного срока не освобождает лицо от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом за каждый факт нарушения срока может налагаться штраф, оплата которого не освобождает от обязанности. (ст.18 – 20).

Ст. 36 устанавливает сроки, в рамках которых требования ИД должны быть исполнены, если невозможно по объективным причинам – отсутствие у должника имущества/доходов, то СПИ должны быть приняты все разрешенные законом меры к исполнению требований ИД.

По общему правилу исполнительные действия должны быть совершены, требования исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения ИП (ч.1 ст.36 ФЗ). Этот срок изначально устанавливался как взыскательный.

По отдельным видам исполнительных документов в зависимости от характера требования предусмотрены иные сроки – обычно более короткие:

1. ИД, в котором установлен срок исполнения, должен быть исполнен в срок, установленный ИД (ч.2 ст.36). Согласно ст.206 ГПК, 174 АПК при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия не связанные с передачей имущества, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, то суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

2. Если срок исполнения ИД установлен ФЗ. То требования должны быть выполнены в срок, установленный ФЗ (ч.2 ст.36).

3. ИД о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должен быть исполнен не позднее 1-ого рабочего дня после дня поступления ИД в ФССП (ч.4 ст.36). Немедленное исполнение предусмотрено ст.396 ТК, 211 ГПК., на практике немного не так.

4. Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч.5 ст.36). Прежде всего, это относится к исполнительным листам, перечень решений, по которым предусмотрено немедленное исполнение в ст.211 ГПК, 182 АПК

5. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от СПИ, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление СПИ об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения (ч.6 ст.36). ч.1 ст. 142 ГПК, ч.1 ст.96 АПК – определения об обеспечении иска подлежат немедленному исполнению.

6. В силу ч.3 ст.36 постановления, поручения СПИ должно быть исполнено в течение 15 дней со дня поступления его в другое подразделение СПИ.

Предусмотренный ч.1 с.36 2-х месячный срок установлен в интересах взыскателя и пресекательным не является. Истечение срока совершения исполнительных действий не является основанием для прекращения или окончания ИП.

Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта иного органа является основанием для окончания ИП (ч.9 ст.36).



Просмотров