Пп рф от 29.07 771. О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию российской федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 125, 10.06.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 12.12.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.10.2014, N 0001201410200001);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2016, N 0001201612300036).

____________________________________________________________________

В соответствии с федеральными законами "Об обращении лекарственных средств" и "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

а) постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года N 438 "О порядке ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3172);

б) пункт 17 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1101);

в) пункт 5 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с совершенствованием государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 33, ст.4086);

г) абзацы пятый и шестой подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1116 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст.179).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 сентября 2010 года N 771

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ввоза на территорию Российской Федерации предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, за исключением лекарственных препаратов в целях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях.

Настоящие Правила не распространяются на ввоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в раздел 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами , утвержденного Решением N 19 о едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации , принятого Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года, и в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации , утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681 .

2. Ввозить лекарственные средства на территорию Российской Федерации могут следующие юридические лица:

а) организации - производители лекарственных средств - для целей собственного производства лекарственных средств;

б) организации оптовой торговли лекарственными средствами;

в) иностранные разработчики лекарственных средств и иностранные производители лекарственных средств или другие юридические лица по поручению разработчика лекарственного средства - для проведения клинических исследований лекарственного препарата, осуществления государственной регистрации лекарственного препарата, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств и контроля качества лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств;
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

г)  научные организации, образовательные организации высшего образования  и производители лекарственных средств - для разработки, исследований, контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств для медицинского применения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 ; в редакции, введенной в действие с 28 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2014 года N 1054 .

д) медицинские организации, а также организации, указанные в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта, - для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

3. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных, недоброкачественных и (или) контрафактных лекарственных средств.

4. Пункт исключен - ..

5. Пункт исключен - постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001 ..

6. Пункт исключен - постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001 ..

7. Пункт исключен - постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001 ..

8. Пункт исключен - постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001 ..

9. Лекарственные препараты для медицинского применения (как не зарегистрированные в Российской Федерации, так и зарегистрированные) могут быть ввезены на территорию Российской Федерации без разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации, если они предназначены в целях:
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001 постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

а) личного использования лекарственных препаратов физическими лицами, прибывшими в Российскую Федерацию. При этом ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие и (или) ядовитые вещества, включенные соответственно в список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации и в список ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации , утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" , осуществляется при наличии документов (заверенных копий документов или заверенных выписок из них), подтверждающих назначение физическому лицу указанных лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации и отпускаемых в Российской Федерации без рецепта на лекарственный препарат. Указанные документы (их заверенные копии или заверенные выписки из них) должны содержать сведения о наименовании и количестве назначенного лекарственного препарата. В случае если такие документы (их заверенные копии или заверенные выписки из них) составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 1515 .

б) использования лекарственных препаратов работниками дипломатического корпуса или представителями международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации;

в) лечения пассажиров и членов экипажей транспортных средств, поездных бригад и водителей транспортных средств, прибывших на территорию Российской Федерации;

г) лечения участников международных культурных, спортивных мероприятий и участников международных экспедиций.

10. Допускается ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения экспертизы лекарственных средств в целях осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента (далее - конкретная партия лекарственных средств) на основании разрешения, выдаваемого Министерством здравоохранения Российской Федерации по заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

11. Для получения юридическим лицом, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - заявитель), разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств необходимы заявление и его электронная копия, представляемые в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (с указанием наименования лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, лекарственной формы, дозы, концентрации, фасовки, наименования организации - производителя лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, страны производства лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции), прилагаемые к ним на бумажном носителе или в форме электронных документов копии учредительных и регистрационных документов заявителя (устава, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе), а также следующие документы:
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001 .

а) обоснование количества ввозимых лекарственных препаратов и (или) фармацевтических субстанций;

б) сертификат качества (протокол анализа) ввозимых лекарственных препаратов (за исключением случая ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента) и (или) фармацевтических субстанций, выданный организацией - производителем лекарственных средств;

в) в случае ввоза конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов:

копия разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на проведение клинического исследования лекарственного препарата;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

копии документов (макеты и (или) фотографии упаковок), подтверждающих надлежащую маркировку лекарственных средств, обусловливающую их целевое использование исключительно в клинических исследованиях;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 .

г) в случае ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента:

заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронная копия, подписанная электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза (абзац дополнен с 18 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 ;

обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности;

копия паспорта или свидетельства о рождении пациента, которому назначен незарегистрированный лекарственный препарат по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи, заверенная федеральным учреждением (учреждением), оказывающим медицинскую помощь, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

11_1. Для выдачи разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств Министерство здравоохранения Российской Федерации не вправе требовать у заявителя представления копий свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, указанных в абзаце первом пункта 11 настоящих Правил, а также копии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на проведение клинического исследования лекарственного препарата (в случае ввоза конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов). Заявитель вправе представить копии указанных документов по собственной инициативе.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

12. Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии лекарственных средств и документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

а) проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, а в случае если заявитель не представил копию разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на проведение клинического исследования лекарственного препарата (в случае ввоза конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов), - также проверку наличия указанного разрешения у заявителя на основании данных реестра выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

а_1) запрашивает и получает в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Федеральной налоговой службы информацию о факте внесения сведений о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц и о факте постановки заявителя на учет в налоговом органе, если заявитель не представил копий свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, указанные в абзаце первом пункта 11 настоящих Правил;
(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1001)

б) принимает решение о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии лекарственных средств или решение об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 ;

в) выдает заявителю разрешение на ввоз конкретной партии лекарственных средств по форме, установленной Комиссией Таможенного союза, с указанием срока действия такого разрешения или уведомляет в письменной форме заявителя об отказе в выдаче разрешения на ввоз лекарственных средств. Плата за выдачу указанного разрешения не взимается (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 .

13. Разрешение Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз незарегистрированных лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента оформляется в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

14. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввоз конкретной партии лекарственных средств являются (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 :

а) наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения разрешения;

б) запрещение медицинского применения лекарственного препарата на территории государств Таможенного союза.

15. Заявление о выдаче разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств и результаты принятого Министерством здравоохранения Российской Федерации по нему решения подлежат регистрации в реестре выданных разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств и решений об отказе в выдаче таких разрешений, который ведется Министерством здравоохранения Российской Федерации по утверждаемой им форме. *15)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

16. При ввозе на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств в таможенные органы представляется разрешение Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств, за исключением ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных средств со статусом товаров Таможенного союза.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 441 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

Приложение к Правилам. Перечень лекарственных средств для медицинского применения, ввоз которых на территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии

Приложение
к Правилам ввоза лекарственных
средств для медицинского
применения на территорию
Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу -
постановление Правительства Российской Федерации
от 5 декабря 2011 года N 1001 . -

См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами.

2. Установить, что подпункт "з" пункта 4 1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (в редакции настоящего постановления), применяется с 1 марта 2019 г., пункт 4 2 указанного Положения (в редакции настоящего постановления) применяется по истечении 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами

1. В Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3680; 2016, N 1, ст. 244):

а) подпункт "д 1 " пункта 26 изложить в следующей редакции:

"д 1) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);";

б) в пункте 27 слова "техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом" заменить словами "техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом".

2. В Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 21, ст. 2652; 2016, N 1, ст. 244; 2018, N 15, ст. 2113):

а) в пункте 4:

подпункт "а" после слов "предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491," дополнить словами "ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование),";

подпункт "б" изложить в следующей редакции:

"б) ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;";

абзац седьмой подпункта "д" после слов "коммунальной услуги соответствующего вида" дополнить словами "и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме";

в абзаце четвертом подпункта "ж" слова "ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида" заменить словами "энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме";

б) в наименовании раздела V слова "документов, связанных с управлением этим домом" заменить словами "связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования";

в) в пункте 19 слова ", иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом" заменить словами "и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование";

г) пункт 21 изложить в следующей редакции:

"21. В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.";

д) пункт 22 после слов "иных связанных с управлением этим домом документов" дополнить словами ", технических средств и оборудования";

е) пункт 23 после слов "иных связанных с управлением этим домом документов," дополнить словами "технических средств и оборудования";

ж) абзац первый пункта 25 изложить в следующей редакции:

"25. Управляющая организация в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или лицензия аннулирована, передает лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, по отдельному акту приема-передачи техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, технические средства и оборудование, а также документы и информацию, указанные в подпунктах "д" и "д 1 " пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, пункте 56 1 и подпункте "б" пункта 57 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.".

3. В пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 25, ст. 3156; 2017, N 38, ст. 5628; N 41, ст. 5965):

а) подпункт "а" дополнить абзацами следующего содержания:

"обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

б) дополнить подпунктом "а 1 " следующего содержания:

"а 1) требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";".

4. В Положении о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. N 927 "О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 38, ст. 5068):

а) пункт 4 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) обеспечение направления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.";

б) в пункте 5:

в подпункте "е" слова "(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации)" исключить;

дополнить подпунктами "п" и "р" следующего содержания:

"п) издает в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации приказы (распоряжения) о назначении внеплановой проверки для ее проведения органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

р) направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представление об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.".

5. В Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 44, ст. 6074; 2016, N 1, ст. 244):

а) в пункте 3:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"3. Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6 1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:";

подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;";

дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.";

б) второе предложение пункта 4 исключить;

в) дополнить пунктами 4 1 и 4 2 следующего содержания:

"4 1 . К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".

4 2 . При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "д" и "з" пункта 4 1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в", "е", "ж" пункта 4 1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.";

г) подпункт "д" пункта 5 признать утратившим силу;

д) пункты 8 и 9 после слов "о предоставлении лицензии и документах," дополнить словами "а также проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Положения,";

е) второе предложение пункта 13 после слов "лицензионных требований" дополнить словами ", в том числе грубых нарушений лицензионных требований,";

ж) пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:

"17. Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.

Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1-6 1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в"-"д" пункта 4 1 настоящего Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок проведения такой проверки не может превышать 30 календарных дней.

18. Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган не позднее 15 рабочих дней со дня наступления случая, являющегося основанием для переоформления лицензии в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".".

6. Абзац третий подпункта "к" пункта 4 изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2113), дополнить словами ", в пешей доступности от указанных многоквартирных домов. При этом для целей настоящих Правил под пешей доступностью понимается расстояние не более 3 километров, преодолеваемое пешком".

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 29.07.2015 N 771 "О внесении изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 72 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. N 257"

Учет командировочных расходов упростили. Именно так можно охарактеризовать поправки, внесенные в Положение о направлении работников в служебные командировки Постановлением Правительства РФ от 29.07.2015 N 771. Нововведения начали действовать с 8 августа этого года. Отныне засвидетельствовать фактический период нахождения в командировке (за который возмещаются суточные) разрешается не только проездными документами, но и бланками о найме жилого помещения либо квитанциями из гостиницы. Если указанные бумаги отсутствуют, подтвердить срок нахождения в рабочей поездке можно служебной запиской или иным документом, заверенным принимающей стороной. В них должен быть закреплен период командировки. Полагаем, что в служебной записке целесообразно указать причины отсутствия проездных документов и даты фактического прибытия/убытия в место нахождения работодателя.
В бланке от принимающей стороны может быть удостоверен срок прибытия работника к месту командирования и убытия из места командировки.

Обосновать время нахождения в командировке теперь можно не только проездными билетами

С 8 августа 2015 г. подтвердить фактический срок пребывания сотрудника в командировке помимо проездных документов можно документами по найму жилого помещения либо иными документами, подтверждающими заключение договора на оказание гостиничных услуг по месту командирования. Прежде всего уточнен перечень документов, обосновывающих фактический срок пребывания работника в командировке. Также отменен учет командированных сотрудников, и вести журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации, и журнал учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы, больше не придется.

Если в командировку - на служебном транспорте

Если работник отправляется в служебную поездку на служебном транспорте, на транспорте, находящемся в собственности работника или в собственности третьих лиц (по доверенности), фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке. По возвращении из командировки сотрудник предоставляет работодателю служебную записку и бумаги, подтверждающие использование транспорта для проезда в командировку. Это могут быть путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие маршрут следования транспорта.
Обратите внимание: до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.07.2015 N 771 в Положении о направлении в командировки было установлено, что служебную записку подают лишь в том случае, когда в командировку сотрудники отправлялись на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле). Какими же документами подтвердить срок командирования при использовании служебного авто, не было определено, в связи с чем в подобных ситуациях возникали спорные моменты.
При отсутствии правил определения срока командировки при использовании работником служебного транспорта работодатели все равно руководствовались правилами определения срока при использовании личного авто. Доказательством времени рабочей поездки на служебном авто служили служебные записки вместе с оправдательными документами (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки).
Теперь нормативно закреплено, что служебная записка является оправдательным документом при поездках как на служебном транспорте, так и на личном или используемом по доверенности.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРЕ
ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ)
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПРОКУРОРАМ, А ТАКЖЕ РАБОТНИКАМ,

В соответствии со статьей 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке и размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прокурорам, а также работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2018 г. N 771

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРЕ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ
(ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПРОКУРОРАМ, А ТАКЖЕ РАБОТНИКАМ,
ЗАМЕЩАЮЩИМ В НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛЖНОСТИ, ПО КОТОРЫМ
ПРЕДУСМОТРЕНО ПРИСВОЕНИЕ КЛАССНЫХ ЧИНОВ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок и размер выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) признанным не имеющими жилых помещений по месту службы прокурорам, а также работникам, замещающим в научных и образовательных организациях (далее - организации) прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (далее - прокурорские работники), при невозможности предоставления им служебных жилых помещений.

2. Денежная компенсация выплачивается ежемесячно в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более:

15000 рублей - в гг. Москве и Санкт-Петербурге;

3600 рублей - в других городах и районных центрах;

2700 рублей - в прочих населенных пунктах.

В случае совместного проживания с прокурорским работником 3 и более членов семьи размер денежной компенсации увеличивается на 50 процентов. При этом размер денежной компенсации с учетом повышения не может превышать размер, предусмотренный договором найма (поднайма) жилого помещения.

3. По решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им должностного лица денежная компенсация выплачивается прокурорскому работнику в размере фактических расходов, превышающих размер денежной компенсации, установленный в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения, но не превышающий размера, определенного исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения".

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров для одиноко проживающего прокурорского работника, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

В случае если размер денежной компенсации, рассчитанный в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, ниже размера, установленного пунктом 2 настоящего Положения, денежная компенсация выплачивается в размере фактических расходов, предусмотренных договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более размера, установленного пунктом 2 настоящего Положения.

4. При заключении несколькими прокурорскими работниками одного договора найма (поднайма) жилого помещения общая сумма денежной компенсации, выплачиваемой им в равных долях, не может превышать размер, установленный в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего Положения.

5. Денежная компенсация не выплачивается в случае заключения прокурорским работником договора найма (поднайма) жилого помещения с членами его семьи. При этом под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в .

6. При определении размера денежной компенсации учитывается фактическое местонахождение органа или организации прокуратуры Российской Федерации, где проходит службу прокурорский работник.

7. Денежная компенсация выплачивается за истекший (отчетный) месяц по решению руководителя органа или организации прокуратуры Российской Федерации, где проходит службу прокурорский работник, на основании рапорта на имя руководителя, представляемого в финансовое подразделение по месту службы в течение месяца, следующего за отчетным. К рапорту прилагаются следующие документы:

а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом копия заверяется в установленном порядке или представляется с предъявлением оригинала договора;

б) справка кадрового подразделения о составе семьи прокурорского работника и совместном проживании прокурорского работника и членов его семьи;

в) справка о признании прокурорского работника не имеющим жилого помещения по месту службы и принятии его на соответствующий учет;

г) копии документов, удостоверяющих личность прокурорского работника и членов его семьи, при этом копии заверяются в установленном порядке или представляются с предъявлением оригиналов документов;

д) документы, подтверждающие понесенные прокурорским работником расходы (расписка о получении денежных средств наймодателем по договору найма (поднайма) жилого помещения, квитанция и т.д.).

8. Документы, указанные в подпункте "д" пункта 7 настоящего Положения, представляются ежемесячно, остальные - ежегодно либо по мере необходимости.

9. Денежная компенсация выплачивается в установленном размере со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее даты признания прокурорского работника не имеющим жилого помещения по месту службы, и прекращается со дня предоставления прокурорскому работнику в установленном порядке служебного жилого помещения либо прекращения договора найма (поднайма) жилого помещения или изменения других условий, влекущих за собой прекращение выплаты денежной компенсации.

10. При изменении состава семьи и (или) фактических затрат за наем (поднаем) жилого помещения денежная компенсация выплачивается в новом размере со дня наступления этих изменений.

11. Выплата денежной компенсации за неполный месяц, в том числе в случае изменения состава семьи и (или) фактических затрат за наем (поднаем) жилого помещения, осуществляется пропорционально времени действия права на ее получение.

12. Прокурорские работники, получающие денежную компенсацию, обязаны представлять в финансовое подразделение по месту службы сведения обо всех произошедших изменениях (заключение нового договора найма (поднайма) жилого помещения, изменение состава семьи, приобретение жилого помещения по месту службы и иное) в 10-дневный срок со дня наступления соответствующих изменений с приложением подтверждающих документов.

М. В. Подкопаев , редактор журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

В последнее время чиновники довольно активно принялись вносить изменения в правила направления работников в командировки. Вероятно, это действительно необходимо, поскольку такие поправки связаны с непрерывным до сих пор реформированием порядка бухгалтерского и налогового учета в РФ. Заметим, что данные изменения в той или иной степени могут повлиять на налогообложение, поэтому бухгалтерам надо относиться к ним внимательно.

Принято Постановление Правительства РФ от 29.07.2015 № 771 «О внесении изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 72 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. № 257» (далее — Постановление Правительства РФ № 771).

Напомним, что основным документом, устанавливающим особенности направления работников в служебные командировки, является Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. В абзаце 2 п. 3 Положения говорится, что работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку по решению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места его постоянной работы, также признается командировкой.

Теперь установлено, что указанное решение работодателя должно быть оформлено в письменном виде, в том числе при направлении работника в обособленное подразделение. Очевидно, что это, казалось бы, небольшое уточнение могут взять на вооружение налоговые органы при проверках налогоплательщиков. То есть они могут не признать в качестве командировочных расходы, если отсутствует письменное распоряжение руководителя. По нашему мнению, это касается и продления командировки. Кроме того, в такой ситуации налоговики, вероятно, будут настаивать и на обложении НДФЛ всей суммы командировочных расходов.

Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 отменено обязательное применение командировочного удостоверения и служебного задания. Хотя как раз они, по существу, могли бы выступить именно в качестве письменного распоряжения работодателя о направлении работника в служебную командировку. В этой ситуации, считаем, необходимо наличие приказа руководителя, в котором излагается цель командировки, отражаются ее направление, сроки и указывается командируемый работник (работники). Хотя Положение прямо и не устанавливает обязательность такого приказа, в сложившейся ситуации без данного документа, оформленного в письменном виде, не обойтись.

Как следует из новой редакции п. 7 Положения, в таком приказе нужно отразить и факт использования работником для поездки в командировку и в самой командировке служебного транспорта, личного транспорта работника или транспортного средства, которое он использует (важное новшество!) по доверенности. В эту норму внесены наиболее существенные поправки. Так, теперь в ней идет речь об использовании транспорта (ранее говорилось только об автомобиле или мотоцикле). То есть можно отправляться в командировку на любом другом виде транспорта: от трактора до самолета.
Определенно указывается, что можно использовать служебный транспорт, а также транспорт, принадлежащий третьим лицам (не работодателю и не работнику). Во втором случае транспорт управляется по доверенности, копию которой необходимо прилагать к подтверждающим документам.

То есть во всех этих случаях фактический срок пребывания в месте командирования следует указывать в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из командировки работодателю с приложением документов, подтверждающих использование именно указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно.

Скажем несколько слов по поводу возможности использования транспорта по доверенности. До сих пор чиновники были очень строги в отношении возможности учета в целях налогообложения расходов, связанных с подобным использованием транспорта в любой ситуации, в том числе при поездках в командировку, так как в ст. 188 ТК РФ говорится о возможности использования в производственных целях исключительно личного имущества работника, то есть имущества, принадлежащего ему на праве собственности.

Теперь, очевидно, для поездки в командировку будет сделано исключение. Расходы можно будет учесть, даже если они связаны с использованием транспорта, управляемого по доверенности, так как согласно ст. 166 ТК РФ особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, то есть Положением.

Что касается упомянутых документов, подтверждающих использование транспорта, их список не является закрытым. В этом качестве могут использоваться любые подходящие документы. Правда, некоторые из них в данной норме упомянуты особо (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки), а в их число теперь включен и маршрутный лист.

Кроме того, п. 7 Положения дополнен важным примечанием. В общем случае фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым им по возвращении из командировки. Но как быть, если проездные документы отсутствуют?

Теперь установлено, что в этом случае срок пребывания в командировке работник подтверждает документами по найму жилого помещения в месте командирования. Хотя такие документы, конечно, охватят только период пребывания в месте командирования, но не включат дни проезда в командировку, которые сложно подтвердить именно при отсутствии проездных документов.

Особо отмечено, что при проживании в гостинице срок пребывания работника в командировке подтверждается квитанцией (талоном) либо иным документом, свидетельствующим о заключении договора на оказание гостиничных услуг по месту командирования. В любом случае этот документ должен содержать сведения, предусмотренные п. 8 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490):

— наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей — фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

— фамилию, имя, отчество потребителя;

— сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

— цену номера (места в номере);

— другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

Но если нет и документов, подтверждающих наем жилого помещения или получение гостиничных услуг, то подтверждать фактический срок пребывания в месте командирования работнику нужно служебной запиской и (или) иным документом.

Следовательно, служебная записка возвращается в Положение, хотя ее использование пока будет предусмотрено лишь в данной ситуации. Отметим, что она или иной упомянутый документ должны содержать отметку принимающей работника стороны (организации либо должностного лица) о дате прибытия (убытия) работника к месту командирования (из места командирования).

То есть целесообразно подготовить такую служебную записку или иной заменяющий ее документ ко дню убытия из места командирования. При этом в ней (ином документе) должно быть строго определенное указание на период, когда работник находился в командировке, подтвержденное подписью ответственного лица и печатью (при наличии) принимающей стороны.

Постановлением Правительства РФ № 771 также признан утратившим силу п. 8 Положения. Им было предусмотрено, что порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывающих в организацию, в которую они командированы, определяются Минтрудом. Соответственно, перестал действовать и пп. «б» п. 72 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.03.2013 № 257).

В соответствии с п. 8 Положения выпущен Приказ Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 739н. Но сам этот приказ не отменен, во всяком случае, пока. Следовательно, по крайней мере, до его возможной отмены необходимо вести журналы учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывающих в организацию, в которую они командированы.

«Аюдар Инфо» специально для вас открыл доступ к некоторым материалам изданий.

Зайдите на страницу интересующего вас журнала на сайте



Просмотров