Приказ минобразования 15.01 02 76. Состояние проблемы и основные концептуальные положения программы

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 20 июня 2016 года .

Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика В. И. Кузнецова - советское и российское предприятие, ведущее исследования в области гироскопических приборов и инерциальной навигации для ракетно-космической, авиационной, судостроительной и других видов техники .

НИИ ПМ им. академика В. И. Кузнецова
Прежние названия НИИ-944
Год основания 1955
Директор Фадеев А. С.
Расположение Россия Россия , Москва
ул. Авиамоторная, 55
Награды

Главный корпус НИИ ПМ в 1955-2005 годы по адресу шоссе Энтузиастов, 42.

За период своей деятельности (1955-2005 годы) институтом выполнено большое количество правительственных заказов, как в области оборонной ракетно-космической техники, так и для мирного освоения космического пространства. Были созданы комплексы гироскопических систем для обеспечения полетов первого спутника Земли, первого космонавта Ю. Гагарина и для всех последующих пилотируемых космических аппаратов, космических станций, в том числе и международных (Космос, Союз, Салют, Метеор, Молния, Мир, МКС и др.) .

История

В 1946 году для разработки гироскопических командных приборов баллистических ракет в НИИ-10 был создан отдел № 2. В 1947 году его возглавил В. И. Кузнецов , соратник С. П. Королёва , член неформального Совета главных конструкторов по ракетно-космической технике. В 1953 году отдел преобразован в специальное конструкторское бюро (СКБ НИИ-10), на базе которого в сентябре 1955 года создан Научно-исследовательский институт гироскопической стабилизации (НИИ-944 ) в составе Министерства судостроительной промышленности . Главным конструктором НИИ назначен В. И. Кузнецов .

Коллективом института разработаны гироскопические приборы для ракет Р-7 и Р-7А : гировертикант И55-1, гирогоризонт И11-1А-3, датчики регулятора скорости И12-6-3, И12-7-3. В 1957 году ракетой Р-7 осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника Земли .

В 1960 году заступила на боевое дежурство ракета средней дальности Р-12 , которая была оборудована разработанной НИИ-944 полностью автономной инерциальной системой управления. Эти технические решения легли в основу гироприборов для межконтинентальной баллистической ракеты Р-9 .

В июле 1960 года «за создание и освоение производства высокоточных приборов» институт награждён орденом Ленина, а в июне 1961 года - орденом Трудового Красного Знамени «за успешное выполнение заданий правительства по созданию специальной техники» .

С 1965 года - Научно-исследовательский институт прикладной механики (НИИ ПМ ) в составе Министерства общего машиностроения . Предприятие длительное время (до 1991 года) являлось головным предприятием Министерства общего машиностроения СССР по исследованиям и созданию гироскопической техники для РКТ. В состав НИИ ПМ в разное время входили филиалы в городе Миассе и в городе Осташкове, ставшие впоследствии самостоятельными предприятиями отрасли. НИИ ПМ оказал влияние на развитие и становление других основных предприятий отрасли в городах Саратове, Омске, Томске, Бердске, Ленинграде .

В 1992 году институту присвоено имя его основателя, академика В. И. Кузнецова.

Добавлен на сайт:

Дата утверждения:

7.1.3. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

7.1.8. В организации, реализующей программы магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

80 процентов для программы академической магистратуры;

65 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

20 процентов для программы академической магистратуры;

30 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ НА ВАЖНЫХ И ОТВЕТСТВЕННЫХ РАБОТАХ,

ИЗ 9 - 10 РАЗРЯДОВ ЕТС

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 приказываю:

утвердить Перечень высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться исходя из 9 - 10 разрядов Единой тарифной сетки (приложение).

заместитель министра

В.А.БОЛОТОВ

Приложение

к Приказу

Министерства образования

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОФЕССИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ,

ЗАНЯТЫХ НА ВАЖНЫХ И ОТВЕТСТВЕННЫХ РАБОТАХ,

ОПЛАТА ТРУДА КОТОРЫХ МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ИСХОДЯ

ИЗ 9 - 10 РАЗРЯДОВ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

────────────────────────────────────────────────────────────────── Наименование должностей ────────────────────────────────────────────────────────────────── 1. Водители автобусов или специальных легковых автомобилей ("Медпомощь" и др.), имеющие 1 класс и занятые перевозкой обучающихся (детей, воспитанников). 2. Повар, выполняющий обязанности заведующего производством (шеф - повара), при отсутствии в штате учреждения такой должности. 3. Рабочий, выполняющий станочные работы по обработке металла и других материалов резанием на металлообрабатывающих станках (токарь, фрезеровщик, шлифовщик и др.), работы по холодной штамповке металла и др. материалов, работы по изготовлению и ремонту, наладке инструмента, технологической оснастки, контрольно - измерительных приборов, принимающий непосредственное участие в учебном процессе. 4. Бригадир (на правах управляющего) учебного хозяйства. 5. Закройщик, занятый в учебно - производственных мастерских (ателье) образовательных учреждений, принимающий непосредственное участие в учебном процессе. ──────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечания. 1. В образовательных учреждениях к высококвалифицированным рабочим, указанным в пп. 3 и 5 настоящего Перечня, относятся рабочие, имеющие 6 разряд согласно Единому тарифно - квалификационному справочнику (ЕТКС) и выполняющие работы, предусмотренные этим разрядом или высшей сложности.

2. Другим рабочим, не предусмотренным настоящим Перечнем, оплата труда исходя из 9 - 10 разрядов ЕТС может устанавливаться при условии выполнения ими качественно и в полном объеме работ по трем и более профессиям (специальностям), если по одной из них они имеют разряд не ниже 6.

3. В учреждениях образования могут применяться Перечни высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых устанавливается исходя из 9 - 10 разрядов ЕТС, утвержденные в других отраслях при условии выполнения соответствующих видов работ.

4. Водителям 1 класса, предусмотренным в п. 1 настоящего Перечня, надбавка за классность учтена в размере ставки заработной платы.

5. Вопрос о целесообразности оплаты труда высококвалифицированных рабочих в соответствии с настоящим Перечнем в каждом конкретном случае решается учреждением образования.

6. Оплата труда рабочих на уровне 9 или 10 разрядов ЕТС устанавливается учреждением образования строго в индивидуальном порядке с учетом квалификации, объема и качества выполняемых ими работ в пределах средств, направляемых на оплату труда. Указанная оплата может носить как постоянный, так и временный характер.

Отмена оплаты труда рабочих по повышенным разрядам является изменением условий оплаты труда, о которых они должны быть предупреждены не менее чем за два месяца.

- Отраслевая программа улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 2001 - 2003 годы Наименование, дата, номер принятия решения о разработке Программы - Ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям системы Минобразования России на 2001 - 2003 годы Разработчики Программы - Министерство образования Российской Федерации Цели и задачи Программы - Реализация государственной политики в области охраны труда и здоровья работников, обучающихся и воспитанников; снижение травматизма и профессиональной заболеваемости работников, несчастных случаев среди обучающихся и воспитанников; создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников в процессе трудовой и учебной деятельности; улучшение эффективности правовой защиты работников, обучающихся и воспитанников в области охраны труда и здоровья, внедрение системы мониторинга условий труда, учебы и охраны труда; создание механизма экономического стимулирования образовательных учреждений в обеспечении безопасных условий труда и учебы; улучшение материально - технического, метрологического обеспечения охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности Сроки реализации Программы - 2001 - 2003 годы Перечень разделов Программы - Нормативное правовое и методическое обеспечение охраны труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности Организационное обеспечение охраны труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности Обучение и повышение квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности Улучшение условий труда и учебы, профилактика заболеваний и травматизма работников, обучающихся и воспитанников Развитие материально - технического и метрологического обеспечения охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности Мероприятия по реализации Программы Исполнители основных мероприятий Программы - Министерство образования Российской Федерации, Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности, Московский государственный авиационный институт (технический университет), Московский инженерно - физический институт (государственный университет), Мордовский государственный университет, Санкт - Петербургский государственный технический университет, Санкт - Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Сибирский государственный технологический университет, Пензенский государственный университет, Нижегородский государственный технический университет, Российский химико - технологический университет им. Д.И. Менделеева, Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательные учреждения, базовые региональные центры по обучению и проверке знаний по охране труда Объемы финансирования Программы - Общий объем финансирования Программы - 7,655 млн. рублей; по годам: 2001 г. - 0,8 млн. рублей; 2002 г. - 3,37 млн. рублей; 2003 г. - 3,485 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Снижение травматизма и несчастных случаев, профессиональной и общей заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников, сокращение на этой основе государственных расходов

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы, сохранения здоровья и работоспособности работников, обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях приобретает все большую остроту.

В сложных обстоятельствах формирования рыночных отношений в России, в ситуации недостаточного финансирования на содержание образовательных учреждений особенно важно поддерживать достойные человека условия труда и учебы, заботиться о сохранении его здоровья и жизни, о его правовой защищенности в области охраны труда и учебы. Это важно еще и потому, что неукоснительное соблюдение норм и правил охраны труда в процессе трудовой и учебной деятельности способствует формированию ответственного отношения к охране труда у выпускников образовательных учреждений - будущих участников и руководителей производства.

Однако сегодня очевидно, что слабая материально - техническая база, плохие санитарно - технические и гигиенические условия во многих образовательных учреждениях способствуют формированию опасных и вредных факторов, приводящих к травматизму и заболеваниям работников, обучающихся и воспитанников.

Многие дошкольные образовательные учреждения не имеют водопровода, центрального отопления, канализации и требуют капитального ремонта.

Нелучшим образом сложилась ситуация и в образовательных учреждениях общего образования. Более 30% зданий находятся в неудовлетворительном санитарно - техническом состоянии, не имеют физкультурных залов, учебных мастерских, проводятся занятия в 2 смены.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и представленная отчетность о состоянии условий труда, льготах, компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда по форме 1-Т (условия труда) по состоянию на 1 января 2001 г. показывают, что более 14 тыс. работников заняты в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, что составляет 3,9% от общего числа работников; одновременно за работу в неблагоприятных условиях труда пользуются правом дополнительного отпуска 14650 человек, сокращенного рабочего дня - 5500 человек, бесплатного лечебно - профилактического питания - 916 человек, бесплатного получения молока или других равноценных пищевых продуктов - 11046 человек и 43316 человек пользуются доплатами за неблагоприятные условия и интенсивность труда.

Анализ государственной статистической отчетности по форме 7-травматизм, ежегодно представляемой подведомственными образовательными учреждениями и органами управления образованием субъектов Российской Федерации, показывает снижение травматизма среди работников за последние три года

Так, коэффициент частоты несчастных случаев, т.е. количество несчастных случаев на 1000 работников, в 1998 году составил 1,3, в 1999 году - 1,2, а в 2000 году - 1,1. В то же время следует отметить, что за последние два года возрос травматизм со смертельным исходом, соответственно 37 и 46 человек погибли в результате несчастных случаев, связанных с производственным процессом.

Несмотря на принимаемые меры в области охраны труда, в 2000 году произошло увеличение травматизма среди работников высших образовательных учреждений. Так, в 1999 году коэффициент частоты несчастных случаев составил 0,6, а в 2000 году - 0,7; также за последние два года в вузах возрос травматизм со смертельным исходом - соответственно 2 и 8 человек.

По неполным данным, в 2000 году в образовательных учреждениях от несчастных случаев пострадали 4154 работника, в том числе 46 человек со смертельным исходом.

Усугубляется тяжесть несчастных случаев, что следует из анализа числа человеко - дней нетрудоспособности у пострадавших и величины материальных затрат на выплату пособий, компенсаций и оплату листков нетрудоспособности.

В образовательных учреждениях во время образовательного процесса и проведения различных мероприятий в 2000 году от несчастных случаев пострадало более 8 тыс. обучающихся и воспитанников, в 99 случаях со смертельным исходом, 22 обучающихся и воспитанника стали инвалидами.

Сложилась неудовлетворительная обстановка с обеспечением пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

В результате несоблюдения требований пожарной безопасности в 2000 году в образовательных учреждениях произошло более 800 пожаров со значительным материальным ущербом и гибелью людей.

Причинами сложившегося положения с охраной труда и учебы в образовательных учреждениях, прежде всего, являются:

резкое ухудшение финансирования образовательных учреждений, обеспечивающего поддержание соответствующих условий труда и обучения;

отсутствие в ряде случаев нормативной правовой базы по охране труда и учебы;

слабый ведомственный контроль за соблюдением норм и правил по охране труда и, как следствие, снижение ответственности и требовательности руководителей органов управления образованием всех уровней, образовательных учреждений;

низкий уровень знаний должностных лиц в области охраны труда;

несовершенство структуры управления охраной труда и отсутствие квалифицированных специалистов по охране труда в органах управления образованием и образовательных учреждениях.

Стратегическим направлением в области охраны труда и учебы в системе образования должно стать признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников по отношению к результатам их трудовой и учебной деятельности.

Для успешной реализации этой стратегии и осуществления поставленных Программой задач необходимо обеспечивать:

постоянное обновление научно обоснованной нормативной правовой базы по охране труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно - исследовательской и методической работы в этом направлении;

улучшение средств и методов организации работы по охране труда на всех уровнях управления образованием, разработку эффективного механизма экономического стимулирования образовательных учреждений к внедрению системы управления охраной труда;

создание развернутой подсистемы обучения, повышения квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности;

улучшение условий труда и учебы, профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, обучающимися и воспитанниками, внедрение системы мониторинга условий труда и учебы;

развитие материально - технического и метрологического обеспечения служб охраны труда, создание организационной структуры и технического комплекса оценки условий труда на рабочем месте.

Социально - экономический эффект от выполнения Программы улучшения условий труда, учебы и охраны труда в образовательных учреждениях проявится в усилении защиты прав и интересов работников, обучающихся и воспитанников и ответственности должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, учебы и охраны труда, в сокращении производственного травматизма, несчастных случаев, общей и профессиональной заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников и, как следствие, сокращение выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и месячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев, уменьшение расходов на медицинскую и социальную реабилитацию, т.е. сокращение на этой основе государственных расходов.

Раздел 1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И УЧЕБЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников в процессе их трудовой и учебной деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда и учебы.

Нормативные требования по охране труда и учебы и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда и обучения. Обеспечение единства этих требований - важная государственная задача.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" обязывает все федеральные органы исполнительной власти соблюдать установленный порядок разработки, введения в действие, продления и пересмотра нормативных правовых актов по охране труда.

В настоящее время в системе образования действуют более 150 отраслевых нормативных правовых актов по охране труда и учебы в виде организационно - методических документов (положения, методические указания, рекомендации и т.д.), типовых инструкций по охране труда, правил по охране труда и учебы при проведении различных мероприятий, правил пожарной безопасности и других документов.

Значительная часть действующих нормативных правовых актов требует пересмотра и переработки на научно обоснованной базе в связи с выходом в последние годы новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И УЧЕБЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Организация работы по охране труда и учебы в органах управления образованием всех уровней и образовательных учреждениях системы Минобразования России регламентируется отраслевым стандартом "Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01-2001", утвержденным Приказом Минобразования России от 14.08.2001 N 2953 .

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 12) установлено, что для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Управление охраной труда является одной из подсистем управления образовательного учреждения, оно неотделимо от трудовой, учебной и научно - производственной деятельности. Администрация и совместные комитеты (комиссии) по охране труда образовательного учреждения сотрудничают в деле обеспечения охраны труда и учебы, при этом организационно - методическая работа по управлению охраной труда, подготовка управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляются службой охраны труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Организующая и контролирующая роль службы охраны труда образовательного учреждения определена Типовым положением о службе охраны труда образовательного учреждения, утвержденным Приказом Минобразования России от 11.03.1998 N 662, а деятельность уполномоченных лиц - Постановлением Минтруда России от 08.04.1994 N 30 и статьей 22

Раздел 3. ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Организация работы по охране труда и учебы в первую очередь зависит от компетентности всех участников трудовой и учебной деятельности. Обучение безопасности труда всех работников, включая руководящий состав, должно быть неотъемлемой частью профессионального обучения и повышения квалификации.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих и обучающихся проводятся в соответствии с ГОСТом ССБТ 12.0.004-90 "Организация обучения по безопасности труда. Общие положения".

В целях создания системы непрерывного обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием утверждено согласованное с Минтрудом России и ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России (Приказ Минобразования России от 22.04.1997 N 779).

Для совершенствования профессиональных знаний в области охраны труда и экологии Минобразованием России в 1997 году создан Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности Минобразования России на базе Московского государственного технологического университета "СТАНКИН".

Раздел 4. УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И УЧЕБЫ, ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ТРАВМАТИЗМА РАБОТНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ

Создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работникам, обучающимся и воспитанникам в процессе трудовой и учебной деятельности, снижение травматизма и профессиональной заболеваемости работников, несчастных случаев среди обучающихся и воспитанников, является основной целью Программы.

Условия труда и учебы в образовательных учреждениях на каждом рабочем и учебном месте должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм охраны труда и учебы.

В то же время руководитель образовательного учреждения является работодателем, обязанности которого по обеспечению охраны труда работников образовательных учреждений закреплены соответствующими статьями КЗоТа и ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Взаимные обязательства администрации и работников образовательного учреждения по обеспечению здоровых и безопасных условий труда предусматриваются коллективным договором и соглашением по охране труда.

Безопасность труда и учебы должна в обязательном порядке учитываться при принятии решений по всем вопросам трудовой и учебной деятельности.

Одним из основных направлений в работе по дальнейшему улучшению условий труда и учебы является аттестация рабочих и учебных мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен Положением , утвержденным Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12.

Раздел 5. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проведение правильной оценки состояния условий труда и учебы требует применения инструментальных лабораторных и эргономических методов исследований.

Основную часть своего времени служба охраны труда уделяет проведению обследований и контролю с инструментальными замерами состояния опасных и вредных факторов на рабочих местах, характеризующего условия труда.

Материально - техническая база службы охраны труда образовательного учреждения наряду с необходимым оснащением для проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должна обеспечивать возможность оперативного контроля состояния опасных и вредных факторов на рабочих местах в помещениях, единый подход к измерениям опасных и вредных производственных факторов, регламентации точности измерений, выбору методик измерений.

Администрация образовательного учреждения обязана внедрять современные средства охраны труда, в том числе и современные средства и приборы контроля условий труда, проведения экспертизы условий труда, аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и учебы, паспортизации помещений.

Метрологическое обеспечение в области безопасности труда - это комплекс организационно - технических мероприятий, правил и норм, технических средств, направленных на обеспечение единства и требуемой точности измерений при определении безопасности производственного оборудования, технологических процессов, а также качества средств индивидуальной и коллективной защиты.

Метрологическое обеспечение в области безопасности труда производится в соответствии с требованиями стандартов государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), системы стандартов безопасности труда (ССБТ), правил и норм, утвержденных Минтрудом России, Госстроем России, Минздравом России и органами государственного надзора. Основу метрологического обеспечения в области безопасности труда составляют современные приборы и средства контроля условий труда, которыми должны оснащаться службы охраны труда, региональные лаборатории по аттестации рабочих и учебных мест.

Раздел 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА, УЧЕБЫ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2001 - 2003 ГОДЫ

Программа реализуется как комплекс организационных, методических, учебно - пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий труда, учебы и охраны труда в образовательных учреждениях отрасли, проведенного Минобразованием России.

Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффекта при осуществлении программных мероприятий.

6.1. Нормативное правовое и методическое обеспечение охраны труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности

Целью предусмотренных мероприятий является создание и совершенствование научно обоснованной отраслевой нормативной правовой и методической базы для обеспечения реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Запланированы мероприятия по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов, правил и инструкций по охране труда и учебы, радиационной и пожарной безопасности, отраслевых стандартов безопасности труда и учебы.

Мероприятия Источники финансирования Срок проведения работ, год Исполнители
1 2 3 4 5
6.1.1. Подготовка и утверждение в установленном порядке перспективного плана разработки нормативных правовых актов и методических пособий по охране труда и учебы, экологической, радиационной, пожарной безопасности и взрывобезопасности до 2005 года Выполнено Отраслевая служба безопасности труда и жизнедеятельности Минобразования России
6.1.2. Разработка, переработка и утверждение в установленном порядке нормативных правовых, организационных, методических документов по охране труда и учебы:
отраслевой стандарт "Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях системы Минобразования России" Выполнено
положение о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений всех типов и видов I кв. 2002 Отдел безопасности труда и жизнедеятельности Управления развития материально - технической базы, социальной сферы и имущественных отношений Минобразования России
типовые инструкции по охране труда для работников и обучающихся образовательных учреждений системы Минобразования России (80 инструкций) 330 I - II кв. 2002
правила безопасности труда и учебы при организации трудового и производственного обучения в образовательных учреждениях 320 - " - I - III кв. 2002 - " -
правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов 250 - " - I - III кв. 2002
положение об аттестации рабочих и учебных мест в образовательных учреждениях всех типов и видов 150 - " - I - III кв. 2002
рекомендации по внедрению системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в органах управления образованием всех уровней и образовательных учреждениях 250 - " - I - II кв. 2002 Пензенский государственный университет
правила безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных учреждений 50 - " - I - III кв. 2002 Сибирский государственный технологический университет
правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных учреждений 50 - " - I - III кв. 2002 - " -
правила безопасности для кабинетов (лабораторий) биологии общеобразовательных учреждений 50 - " - I - III кв. 2002 - " -
правила безопасности при работе обучающихся и воспитанников на видеотерминалах и ПЭВМ 150 - " - I - IV кв. 2002 Санкт - Петербургский государственный технический университет
разработка методических рекомендаций по проведению сертификации учебных заведений на соответствие требованиям безопасности 200 - " - I - IV кв. 2002 Нижегородский государственный технический университет
правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных учреждениях 150 - " - I - IV кв. 2002 Пензенский государственный университет
правила безопасности при проведении полевых и экспедиционных работ учебными заведениями и научными учреждениями Минобразования России 200 IV кв. 2002 Мордовский государственный университет
правила безопасности при проведении учебных и научно - исследовательских работ со взрывчатыми материалами 150 - " - I - IV кв. 2003 Санкт - Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
отраслевая форма отчетности по работам со взрывчатыми материалами 50 I - IV кв. 2003 - " -
типовое положение о руководстве работами со взрывчатыми материалами в вузах, НИИ, КБ 50 - " - I - IV кв. 2003 - " -
правила безопасности для кабинетов домоводства (швейных, кулинарии и др.) образовательных учреждений 150 - " - I - IV кв. 2003 Пензенский государственный университет
финансово - экономический механизм стимулирования определения и осуществления мероприятий охраны труда и учебы в образовательных учреждениях 150 - " - III - IV кв. 2003 Московский государственный авиационный институт (технический университет)
отраслевой стандарт по обеспечению безопасности труда работников, обучающихся и воспитанников в условиях воздействия электромагнитных излучений и вредных факторов при работе на видеотерминалах и ПЭВМ 175 - " - I - IV кв. 2003 Санкт - Петербургский государственный технический университет
методы контроля нарушения здоровья обучающихся и воспитанников от воздействия на них вредных факторов при работе на видеотерминалах и ПЭВМ 125 - " - III - IV кв. 2003 - " -
правила безопасности при проведении работ с химическими веществами в образовательных учреждениях профессионального образования 300 III - IV кв. 2003 Российский химико - технологический университет им. Д.И. Менделеева
отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам и обучающимся образовательных учреждений 400 I - IV кв. 2003 Сибирский государственный технологический университет

6.2. Организационное обеспечение охраны труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности

Целью предусмотренных мероприятий является создание организационных структур для эффективного управления охраной труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасностью в системе Минобразования России.

Запланированы мероприятия, направленные на решение организационных вопросов по созданию служб охраны труда, формированию единой структуры управления охраной труда, проведение семинаров, совещаний и научных конференций.

Мероприятия Финансовые затраты (тыс. рублей) Источники финансирования Срок проведения работ, год Исполнители
1 2 3 4 5
6.2.1. Организация региональных советов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса. Подготовка соответствующих документов 2002 Минобразование России, Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, соответствующие комитеты профсоюзов работников образования
6.2.2. Проведение работы по созданию служб охраны труда в органах управления образованием всех уровней и образовательных учреждениях 2001 - 2003 Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием, образовательные учреждения
введение в штатное расписание аппаратов государственных и (местных) муниципальных органов управления образованием должностей главного, ведущего специалистов по безопасности труда и жизнедеятельности 2001 - 2003
создание (укрепление) служб охраны труда (безопасности труда и жизнедеятельности) в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (Приказ Минобразования России от 11.03.1998 N 662) Средства образовательных учреждений 2001 - 2003 Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования
проработка вопроса о введении в штатное расписание образовательных учреждений общего и начального профессионального образования должности заместителя директора по безопасности труда и жизнедеятельности Бюджеты государственных и местных (муниципальных) органов управления образованием 2002 Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием
6.2.3. Создание в Московском инженерно - физическом институте (государственном университете) отраслевого информационно - аналитического центра учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в учреждениях и организациях системы Минобразования России 450 Средства образовательного учреждения I - II кв. 2002 Минобразование России, Московский инженерно - физический институт (государственный университет)
6.2.4. Проведение совещаний, семинаров, конференций: организация и проведение региональных совещаний по управлению охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в учебных заведениях (Приказ Минобразования России от 15.06.2001 N 2405) 150 Смета расходов Минобразования России на централизованные мероприятия Выполнено Минобразование России, Петрозаводский государственный университет, Ростовский государственный строительный университет, Хабаровский государственный технический университет, Кемеровский государственный университет
Совещание заместителей руководителей и специалистов по охране труда органов управления образованием субъектов Российской Федерации "Охрана труда и здоровья работников, обучающихся и воспитанников" 150 - " - II кв. 2002
Семинар - совещание руководителей базовых региональных центров по обучению и проверке знаний по охране труда 40 - " - II кв. 2002 Отдел безопасности труда и жизнедеятельности Управления развития материально - технической базы, социальной сферы и имущественных отношений, Пензенский государственный университет
Семинар "Новые образовательные технологии в обучении по охране труда и экологической безопасности" 50 - " - IV кв. 2002 Минобразование России, Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности Минобразования России
Научно - практическая конференция "Совершенствование организации работы по внедрению системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе образования" 70 - " - III кв. 2002 Минобразование России, ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Семинар - совещание "Аттестация рабочих и учебных мест по условиям труда и учебы" 60 - " - IV кв. 2002 Минобразование России, региональные центры охраны труда
Семинар - совещание по совершенствованию работы по радиационной и экологической безопасности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования 60 - " - II кв. 2003 Минобразование России, Санкт - Петербургский государственный технический университет, Центральная служба радиационной безопасности (МИФИ)
Совещание по охране труда ректоров (проректоров) и руководителей служб охраны труда высших учебных заведений 150 - " - III кв. 2003 Минобразование России, Сибирский государственный технологический университет
Совещание по охране труда и учебы заместителей руководителя органов управления образованием субъектов Российской Федерации 75 - " - IV кв. 2003 Минобразование России, ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

6.3. Обучение и повышение квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности

Целью предусмотренных мероприятий является создание развернутой подсистемы обучения, повышения квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием всех уровней, образовательных учреждений и работников служб охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности.

Запланированные мероприятия направлены на повышение уровня знаний по охране труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности всех участников трудовой и учебной деятельности, на разработку программного и учебно - методического материала, на информационное обеспечение.

Мероприятия Финансовые затраты (тыс. рублей) Источники финансирования Срок проведения работ, год Исполнители
1 2 3 4 5
6.3.1. Разработка перспективного плана до 2005 года повышения квалификации руководителей и специалистов служб охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности I - II кв. 2002 Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности Минобразования России
6.3.2. Организация повышения квалификации в области охраны труда и экологической безопасности: Бюджетные средства Минобразования России на повышение квалификации работников образования, бюджетные средства органов управления образованием, средства образовательных учреждений 2001 - 2003 Минобразование России, Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по охране труда и экологической безопасности Минобразования России, государственные органы управления образованием, местные (муниципальные) органы управления образованием
руководителей служб охраны труда образовательных учреждений высшего профессионального образования
специалистов охраны труда образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования
преподавателей - организаторов основ безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений общего и начального профессионального образования
специалистов охраны труда и жизнедеятельности органов управления образованием Бюджетные и внебюджетные средства образовательных учреждений Базовые региональные центры по обучению и


Просмотров