Понятие и сущность государства кратко. Понятие государства, его признаки и сущность

Это главное в нём, определяющее его назначение и функционирование. Многие учёные склонны связывать сущность государства с принадлежностью и осуществлением государственной власти. Такое видение сущности государства раскрывается в рамках двух подходов: классового и общесоциального.

Классовый подход к определению сущности государства традиционно связывается с марксистской теорией, усматривающей принадлежность политической власти господствующему классу, который осуществляет её, опираясь на силу и принуждение. Классовая сущность обычно предписывается недемократическим, диктаторским государствам.

Общесоциальный подход к определению сущности государства исходит из того, что первоисточником власти является народ, осуществляющий её в интересах большинства. В развитых демократических странах существование государства связано не столько с классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает созидательное сотрудничество разных сил. Такое государство направляет свою деятельность на обеспечение социального компромисса.

Анализ сущности государства требует учёта обоих подходов.

Независимо от того, какой сущностью обладает государство , ему принадлежат особые признаками, позволяющие отличать его от других социальных институтов, таких как политические партии, профессиональные союзы, корпорации и др.

Среди этих признаков следует назвать такие:

1. Политическая публичная власть .

Власть - это способность чьей-либо воли воздействовать на волю другого, подчинять её себе. Государство , используя власть, стремится установить границы возможного и должного в обществе поведения, определённого порядка, который называется правовой порядок.

Наряду с государственной властью в обществе может существовать власть в рамках семьи, общественного объединения, религиозной общины и других организаций. Такая власть распространяется на участников этих организаций.

Особенность государственной власти заключается в её публичности. Государство притязает на роль универсального представителя всего общества. В такой роли оно выступает внутри своих границ (например, судебные решения принимаются именем Российской Федерации) и во внешних отношениях с другими государствами или международными организациями.

С формальной стороны публичность государственной власти означает, что в обществе выделяется специальный аппарат управления состоящий из чиновников (государственных служащих), призванных принимать меры, направленные на реализацию общих социальных интересов. Используя свои властные полномочия, чиновники решают экономические, политические, социальные, культурные и иные задачи.


2. Территориальные организации населения .

Государство охватывает всех без исключения людей, проживающих на данной территории и имеющих личную устойчивую правовую связь с государством, порождающую взаимные права, обязанности и ответственность (гражданство или подданство). Территориальные, а не кровно-родственные связи между людьми характеризуют практически все современные государства. Территориальный принцип деления населения приводит к необходимости определения границ, установлению целостности (территориальной неприкосновенности) любого государства, появлению систем центрального и местного управления.

К территории внутри государственных границ относится: суша, в том числе недра и континентальный шельф, внутренние и внешние (12 морских миль) территориальные воды, воздушное пространство. К государственной территории приравниваются речные морские и воздушные суда, передвигающиеся под флагом государства. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские воздушные и морские суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Государственная территория может подвергаться изменениям. Это должно происходить на основе свободного и ясно выраженного волеизъявления народа (например, референдума). Формами изменения территории государства может быть присоединение соседней территории, или уступка, передача части территории другому государству.

3. Связанность с правом .

Государство распространяет своё влияние практически на все сферы жизнедеятельности общества. Государству присуща способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы.

Оно обладает монопольным правом издавать закреплённые в юридических источниках и распространяющиеся на всех правовые нормы. Такой возможностью не обладает больше ни одна другая властная организация. Право является основным средством выражения властных велений.

В то же время само государство в своей организации и деятельности руководствуется правовыми нормами. В соответствии с законами и подзаконными актами строится вся система государственных органов и органов местного самоуправления. Президент, министры, прокуроры, судьи - все выстраивают свою деятельность в соответствии с принципами и нормами права, подчиняются им.

4. Государственный суверенитет.

Государственный суверенитет представляет собой политико-правовое свойство государства, заключающееся в возможности самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, решать поставленные задачи.

Суверенитет государства имеет внутренний и внешний аспекты. Государство осуществляет деятельность независимо от власти иностранных держав, которые не могут навязывать ему свою волю (независимость вовне). Кроме того, государство имеет приоритет над всеми другими властными организациями этого же общества (верховенство внутри).

5. Государственная символика.

К символике государства обычно относят его название, государственный флаг, герб и гимн. Как правило, по поводу государственной символики принимаются специальные законы, содержащие точное описание всех составляющих символов.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем определение государства, которое в общем виде включало бы все его существенные признаки.

Государство - это обладающая суверенитетом, публичная властная политическая организация общества, охватывающая всех его членов, проживающих на данной территории и распространяющаяся на все сферы его жизнедеятельности.

Любая политическая система включает в себя центральный институт - государство. Это особая форма политической власти, существующая в обществе. Она обладает определенным суверенитетом. Государство для управления использует целую систему специальных органов. Рассматривая понятие и сущность государства, нужно отметить различия в этих значениях.

Монополия на применение силы и других видов физического принуждения. Государство или его органы вправе лишать граждан определенных ценностей, свободы, жизни, если это соответствует действующему законодательству.

Обязательство представлять общество как единое целое, для защиты его интересов и благ.

Понятие государственного управления, в его материальном выражении, имеет силу на всей его территории. Государство имеет высшую власть, которая распространяется только в пределах его границ. Оно само определяет характер своих отношений с другими странами, которые не имеют права вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Независимость государства не зависит от размеров территорий и численности его населения.

Для государства важным признаком является легитимность власти. Это означает ее справедливость.

Сущность государственного управления можно выразить в нескольких признаках.

1. Оно существует для осуществления общих а в особенности интересов господствующего класса.

2. Исполнение интересов всех социальных слоев, которое основывается на принципах компромиссов.

3. Существование государства для исполнения интересов нации.

4. Исполнение интересов религий, представленных в данном государстве.

5. Существование государства во имя интересов определенной расы, которая представлена на его территории.

Понятие и сущность государства, а также его структура, являются системой, которая формировалась в течение долгого периода. Подходить к его классификации можно с разной точки зрения. Можно рассматривать его внутреннюю структуру, систему высших органов власти, территориальное разделение, а также способы осуществления власти.

В зависимости от специфики взаимодействия государства с обществом в той или иной мере проявляется одна из его характеристик.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Электронный конспект лекций по правоведению.

Подготовка к зачетам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей / УГНТУ, каф. ПСиСО; сост. доц., к.ю.н., Ю.С. Шафиков/. – Уфа: УГНТУ, 2010. –108 с.

Электронный конспект предназначен для студентов всех специальностей, а также для преподавателей и сотрудников, занимающихся вопросами правоведения.

В электронном конспекте содержатся ответы на вопросы по курсу правоведения, соответствующие Государственному общеобразовательному стандарту по данной дисциплине.

Составитель: доц., к.ю.н., Шафиков Ю.С.

Рецензенты:

Габдулхакова Р.В., доц.;

Гареев Э.С., проф., канд.филос.наук;

Козлова Ю.Б., доц., канд.социол.наук;

Махов А.А., доц., канд.социол.наук;

Дорожкин Ю.Н., проф., д-р филос.наук;

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2010

  1. Функции государства
  2. Формы государственного устройства: понятие, виды
  3. Монархия как форма государственного правления
  4. Республика как форма государственного правления
  5. Политический режим
  6. Правовое государство: понятие, виды
  7. Понятие, признаки и сущность права
  8. Источники права: понятие, виды
  9. Классификация нормативно-правовых актов
  10. Понятие, признаки, структура нормы права
  11. Виды норм права
  12. Система права и ее структурные элементы
  13. Основные правовые системы современности
  14. Правоотношение: понятие, признаки, структура
  15. Юридические факты: понятие, признаки, виды
  16. Реализация права: понятие, виды
  17. Отличие нормативно-правовых актов от акта применения права
  18. Толкование права: понятие, виды
  19. Понятие и виды правомерного поведения
  20. Понятие, признаки и виды правонарушений
  21. Состав правонарушения
  22. Понятие и виды юридической ответственности

Общая характеристика основ конституционного строя России

Основные права человека и гражданина в РФ



Конституционные обязанности граждан РФ

Гарантии реализации прав и свобод

Гражданство РФ

Федеративное устройство РФ

Президент РФ

Правительство РФ

Федеральное собрание РФ

Судебная власть РФ

Субъекты и объекты гражданского права

Дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц

Право собственности и иные вещные права

Обязательства в гражданском праве: понятие, основания возникновения и

Прекращения, виды, способы обеспечения исполнения

Наследование по закону и по завещанию

Понятие, предмет и источники трудового права. Понятие и условия трудового

Договора

Основания расторжения трудового договора

Понятие и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Брак (понятие, условия заключения)

Расторжение брака. Недействительность гражданского брака

Преступление. Понятие, категории, виды

Уголовные наказания. Понятие, виды

Виды административных правонарушений

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовные наказания

Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания

Основные концепции происхождения государства

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим следующие теории:

Теологическая

Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

Патриархальная

Представители - Аристотель, Филмер, Михайловский. По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Теория насилия

Представители - Дюринг, Гумплович, Каутский. Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и управленческого воздействия завоевате­лей, государство становится мощным средством защиты завое­ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

Договорная теория происхождения государства

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII – XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы­ли Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был революци­онный демократ А. Н. Радищев, который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в госу­дарство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и рево­люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

5. Марксистская теория происхождения государства наи­более полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства", само на­звание которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория от­личается четкостью и ясностью исходных положений, логи­ческой стройностью и, несомненно, представляет собой боль­шое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и про­явление непримиримых классовых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение государ­ства нет оснований. Но также нет основания считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формирова­лось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные факторы.

Понятие, признаки и сущность государства

Основными признаками государства являются:

§ Легитимность: признание лицом в добровольном порядке обязательности для себя государственных велений.

§ Территориальный характер государства: государственная власть всегда распространяется на определенную территорию.

§ Состав территории государства: участок суши, прилегающие к этому участку земные недра, воздушное пространство до границ с космосом, прилегающие к суши морские территории, территории дипломатических представительств и их транспортных средств и т. д.

Население государства разделяется на группы в зависимости от их принадлежности к административно-выделенному участку территории. Государственная власть также организуется на основе этого признака. Большинство государственных органов имеет территориальные пределы своих полномочий.

Государственный суверенитет - это независимость государства от волеизъявления других государств, а также физических и юридических лиц, находящихся на территории государства. Выделяют внешний и внутренний суверенитет. Внешний - независимость от других государств или их объединений, внутренний - независимость от частной воли граждан или их объединений.

Суверенитет государства предполагает, что:

§ только государство может настаивать на своем волеизъявлении в случае противоречия его с волеизъявлением иных лиц;

§ государство настаивает на обязательности своего веления под угрозой физического принуждения;

§ государство является верховной властью, т. е. его веления обладают прямым действием в пределах государственных границ - государственное веление не может быть отменено, изменено или приостановлено действиями всех иных лиц:

§ только государство издает и обеспечивает выполнение общеобязательных правил поведения (правовых норм), т. е. обязательных для любых лиц на территории государства. Только оно устанавливает права и обязанности организаций, физических и юридических лиц, определяет компетенцию государственных органов и государственных должностных лиц.

Формы проявления суверенитета:

1. суверенитет может реализовываться как одноактное государственное веление (ненормативное);

2. суверенитет может принимать форму постоянной, нормативной, периодически воспроизводимой воли государства.

Политический характер государства - это действие государства по обеспечению общих интересов всех граждан. Государство должно действовать в порядке консенсуса.

Формальная сторона политического характера государства складывается из следующего:

§ всеобъемлющего характера государственного объединения граждан. Государство является единственной организацией, объединяющей всю их совокупность;

§ института политических выборов - замещение должности в государственном аппарате посредством волеизъявления граждан, когда ни к избирателям, ни к кандидатам на должность не предъявляются никакие квалификационные требования. Избирательные барьеры не носят профессионального характера. Государственная власть выступает незаинтересованным арбитром в процессе волеизъявления граждан и подчиняется целям, которые ставит ей победившая на выборах группа граждан;

§ правомерного характера управления - действия государственной власти осуществляются на основе и во исполнение законов, принимаемых народными представителями;

§ конституционного законодательствования народа: конституция принимается посредством референдума - волеизъявления граждан, имеющего обязательный характер.

Таким образом, политический характер государства предполагает, что народ (совокупность граждан) выбирает управляющих должностных лиц, сам устанавливает основные (конституционные) законы и превращает государственный аппарат в средство обеспечения интересов общества.

Функции государства

Функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные при­знаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущ­ность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпо­ративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя прак­тическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответст­вующих ему функций, представляющих собой устойчиво сло­жившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов про­являются и объективируются присущие им особенности и зако­номерности развития, динамика социально-экономических, по­литических и духовных преобразований в жизни общества.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их науч­ная классификация.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятель­ности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т. е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - внутри­политических или внешнеполитических - они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства - это, например, экономическая, экологическая, функция разви­тия культуры, науки и образования.

К внешним функциям отно­сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т. д.

Среди внутренних и внешних функций государства различа­ются функции основные и неосновные.

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направ­ления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назна­чение.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназна­ченными для этого органами (например, здравоохранение, соци­альное обеспечение, высшее образование, финансовая деятель­ность, дипломатия, внешняя торговля и т. д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством обще­ственных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватыва­ют, группируют по наиболее важным направлениям государст­венного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Пос­ледние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

От основных и неосновных функций государства следует от­граничивать функции органов государства, т. е. реализацию ком­петенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответст­вии с их местом и назначением в государственном механизме политической системы общества.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:

§ Охранительная.

§ Экономическая.

§ Социальная.

§ Культурно-воспитательная.

§ Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

§ Защита государства от вооруженных нападений других государств.

§ Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

§ Борьба с международной преступностью.

§ Участие в международной охране окружающей среды.

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.

основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти

2) государственный суверенитет;

3) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются:

1. Государственная власть;

2. Суверенитет;

3. Политический режим государства.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе.

2.Функции государства. Краткая характеристика внутренних и внешних функций.

Внутренние функции –характеризуют цели и задачи внутри страны

Политическая

Экономическая

Социальная

Экологическая функция

Налогообложения и финансового контроля

Охрана, защита прав и интересов человека, об-ва, гос.

Внешние функции-раскрывают специфику интересов гос в сообществе, за его пределами территориальных в частности.

Функция обороны

Функции поддержки мирового порядка

Функции сотрудничества по проблемам глобальных

В РБ можно отметить еще функцию демографического хар-ра.

3.Методы и формы осуществления ф-ций гос-ва

Это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

Приемы, с помощью которых государство реализует свои функции, называются методами осуществления государственных функций: убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

4.Формы государства. :

Форма правления (организация высших органов гос власти порядок их образования взаимодействия между собой и населением)

Форма гос устройства (представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию гос власти, раскрывающие взаимоотношения между отдельными частями гос центральной власти и местными органами)

Политический гос режим (совокупность методов и средств с помощью которой формируется гос власть)

Различают монархическую и республиканскую формы правления.

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

5. Государственный аппарат - это система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Система состоит из:

    президента РБ ;

    органа законодательной власти (двухпалатный Парламент -Национальное собрание . Нижняя палата -Палата Представителей , верхняя -Совет Республики );

    местных представительных органов (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские );

    органов исполнительной власти (Совет министров, Министерство, государственные комитеты, иные республиканские организации, областные, городские, районные, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации );

    органов судебной власти (общие (Верховный суд РБ, областные суды, Минский городской суд, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды) и хозяйственные (Высший хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска) суды, Конституционный суд );

    контрольно-надзорных органов (прокуратуры, комитет государственного контроля, налоговые инспекции и др. ).

Механизм государства - это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти.

Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

обладание определёнными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) её безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счёт удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой расы за счёт удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Еще по теме 3.1.2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА:

  1. ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
  2. Правовое государство (сущность правового государства, его признаки; субъективное публичное право)
  3. § 1. Понятие и признаки государства.Определение государства
  4. Понятие, сущность и отличительные признаки административной ответственности
  5. Понятие, сущность и отличительные признаки административной ответственност
  6. 2. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ! " ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран -



Просмотров