Законы и подзаконные акты. Законы и подзаконные нормативные акты

Законы - это нормативные правовые акты, которые принимаются в особом порядке высшим представительным органом государства или референдумом и обладают высшей юридической силой.

Признаки закона:

  • 1) принимается только специально уполномоченными на его принятие органами (органом законодательной власти или референдумом);
  • 2) имеет особый процессуальный порядок его подготовки и принятия (включающий ряд последовательных стадий);
  • 3) в идеале должен выражать волю народа;
  • 4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чём не противоречить);
  • 5) общеобязателен для исполнения (нормы закона должны соблюдаться всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения);
  • 6) стабилен (обеспечивается особым порядком принятия, изменения и отмены);
  • 7) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения (вопросы конституционного характера; порядок образования и деятельности органов государственной власти; права, свободы и обязанности человека и гражданина; принятие и изменение бюджета; установление налогов; вопросы обороны и безопасности; международные отношения и т.п.).

Часто в популярной литературе и в практической деятельности понятие «закон» употребляется как синоним понятия «права». Поэтому еще в XIX в. предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 г. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону» 1 . Здесь мы видим употребление термина закон в широком смысле слова, для отделения его от других способов воздействия, от вмешательства других ветвей власти. Однако, уже в и. 1 ст. 120 Конституции присутствует более конкретную формулировку: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Однако и она не освобождена от неточности: здесь никак не отражено федеративное устройство нашего государства и, соответственно, возможность применения законов субъектов Российской Федерации.

Законы, как и другие нормативные правовые акты, являются результатом правотворчества. Но их разработка и принятие имеет отличительные особенности, выделяемые в отдельный вид деятельности - законотворчество. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон в своем образовании проходит следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (обнародование) закона. Эти стадии нашли свое законодательное оформление в регламентах законодательных (представительных) органов.

Законы, будучи едины в своих характеристиках, в тоже время не являются однородными. Это позволяет говорить о различных видах законов. И, как в любой классификации, виды зависят от выбранного основания.

Классификация законов может иметь следующий вид:

по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);

по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);

по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);

по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);

по сроку действия (постоянные и временные);

по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);

по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

Наиболее важной классификацией представляется разделение законов по юридической силе. Наибольшей юридической силой среди законов обладает Конституция.

Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов.

Для конституционных законов характерны следующие черты:

  • 1) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;
  • 2) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;
  • 3) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;
  • 4) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами (в случае возникновения коллизий между обычным и конституционным законом приоритет отдается последнему);
  • 5) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;
  • 6) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке: при принятии они должны получить 2 / 3 голосов депутатов Государственной Думы и 3 / 4 - в Совете Федерации).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» 1 определен новый вид (форма) федерального закона - закон о поправке к Конституции РФ. Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Особым условием для вступления закона о поправке в силу является его обязательное одобрение органами законодательной власти не менее чем % субъектов Российской Федерации.

Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Какие из международных договоров подлежат обязательной ратификации и специальный порядок принятия федеральных законов о ратификации и денонсации предусмотрен Федеральным законом от 15.07.1995 № 101 «О международных договорах Российской Федерации» .

В качестве еще одного из видов законов называют законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.

Некоторые авторы , выделяют, как промежуточные между Конституцией и обычными законами, органические законы. Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. Органические законы характерны, например, для Италии, Франции.

Наиболее распространенным видом федеральных законов являются законы, получившие в доктрине права наименование обычного федерального закона (в отличие от конституционного). Они регулируют на основе Конституции, федеральных конституционных законов наиболее важные общественные отношения.

Для принятия обычного федерального закона (в отличие от конституционного) не требуется квалифицированного большинства в парламенте. На них может быть наложено вето Президента РФ. А.С. Пиголкин подразделяет обыкновенные законы на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся, в первую очередь, Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и Кодексы. Текущие законы - это нормативные правовые акты, которые регулируют отдельные стороны политики, экономики и культуры и других сфер жизнедеятельности. Отдельно также необходимо выделить Чрезвычайные (исключительные) законы, которые принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами и носят временный характер.

В федеративном государстве, каким и является Россия, выделяются также законы субъектов Федерации. Субъекты Федерации имеют право принимать законы по предметам совместного ведения с Российской Федерацией (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ) и по вопросам, относящимся к их собственному ведению (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). Данные законы действуют только на территории принявшего их субъекта, не могут противоречить федеральному законодательству.

Отдельное внимание необходимо уделить еще двум моментам. Во- первых, делегированному законодательству как новому для России. На федеральном уровне данный вид не использовался, но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. В принципе, делегированных законов нет в нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например, во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.

Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законов в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии с тем, чтобы не было злоупотребления этими полномочиями. Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительных органов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия (чаще всего на полгода или год); в-третьих, законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов, и они вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление делегированными полномочиями 1 .

В странах романо-германской правовой семьи и некоторых других, наряду с законами выделяют еще одну группу нормативных правовых актов - подзаконные акты.

Подзаконные нормативные акты - нормативные правовые акты, издаваемые полномочным на то органом на основе и во исполнение законов.

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, - они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. Некоторые авторы располагают подзаконные акты по иерархии. Считаем, что это не является обоснованным, так как ни один законодательный акт не устанавливает такой иерархии.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся:

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами.

Помимо нормативных указов Президент вправе принимать указы ненормативного характера, а также распоряжения по оперативным вопросам.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

  • 2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ). Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
  • 3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, агентств, служб. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Часто эти акты называют также ведомственными. В некоторых случаях отдельные органы исполнительной власти вправе принимать акты межведомственного характера, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка и т.п.
  • 4. Решения и постановления органов государственной власти субъектов (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
  • 5. Акты органов местного самоуправления. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
  • 6. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В настоящее время приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативные правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становятся своеобразными «кодексами» в масштабе отдельных организаций. Например, локальные нормативные акты в трудовых правоотношениях устанавливают максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в пределах суток, другого календарного периода и др. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные трудовым законодательством.

Нормы права устанавливаются государством в лице его компетентных органов путем принятия соответствующих документов - нормативно-правовых актов. Каждый орган действует в пределах порученной ему области общественной жизни.

Исходящие от них нормативно-правовые акты также представляют собой сложную систему документов, разнообразных по форме, по содержанию, по кругу регулируемых ими вопросов жизни общества.

В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых актов. Прежде всего это акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов федерации, выступающие результатом правотворческой деятельности государственных органов, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.

Закон -это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федераций в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального (административно-государственного) устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и некоторые другие.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенном референдумом. (С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом).


Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Если такое положение по каким-либо причинам возникнет, исполнители окажутся в ситуации выбора -какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть правом.

Поэтому одним из основных требований к системе нормативно-правовых актов является их внутренняя согласованность (соответствие) между собой по способам воздействия на поведение людей.

Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни -экономической, политической, духовной. Поэтому в Регламенте парламента специально устанавливается сама процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждения и принятия.

Обычно «закон» как термин в юриспруденции употребляется для обозначения и наименования того или иного конкретного нормативно-правового акта, принятого парламентом. Например, закон «О суверенитете», закон «О милиции», закон «О безопасности» и т.д. Но этот термин может употребляться и обобщенно: все нормативно-правовые акты законодателя являются законами в отличие от актов других государственных органов.

Нормативно-правовые акты Президента, Правительства, министерств, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов федерации многообразны по своему характеру (указы Президента, постановления Правительства, приказы, инструкции, положения и т.д.). Они именуются подзаконными актами , так как принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют порядок реализации законов.

Подзаконные нормативно-правовые акты вместе с актами законодательной власти составляют единую систему актов государства, поэтому невозможно какое бы то ни было противопоставление подзаконных актов закону, автономность их функционирования.

Всем подзаконным актам государственных органов присуща общая черта -они издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, не должны противоречить закону, но могут его развивать, дополнять и даже конкретизировать.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениям Президента России как главы государства, которые отличаются наибольшей широтой и глубиной воздействия на регулируемые общественные отношения.

Правительство Российской Федерации на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены последним.

Среди подзаконных актов большое место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральной службой. Эти акты обладают рядом особенностей. Прежде всего, они уступают по юридической силе решениям Правительства; носят отраслевой характер, так как предназначены, за редким исключением, регулировать общественные отношения в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления; отличаются большим многообразием. Наиболее распространенными среди них являются: приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Ведущей формой ведомственного акта является приказ, который может быть как нормативным, так и ненормативным по своему содержанию. Приказом опосредуется различная по своему характеру деятельность, им утверждается, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативным актам, исходящим от того или иного министерства, комитета, ведомства, федеральной службы. Иными словами, он имеет нормотворческое значение, выступает актом детализации постановления Правительства. Приказы и распоряжения, имеющие разовое, распорядительное значение, не содержат нормативных предписаний, поэтому нормативно-правовыми актами не являются.

Субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и иных нормативных актов.

Акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам и федеральным законам, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации, а также актам, принятым в пределах их совместного ведения. В случае такого противоречия действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации (в пределах исключительной компетенции субъекта федерации) действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Наименование актов субъектов федерации различно: республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, остальные

- устав и законодательство . Конституция России не определяет иное наименование актов, издаваемых субъектами федерации, это могут быть законы, решения, постановления, декреты и т.п.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления. Такая форма актов была длительное время законодательно установлена, хотя практика пошла по пути расширения конкретных видов актов с нормативным содержанием. Начали издаваться регламенты, положения. Особенностью актов местного самоуправления является их территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и тому подобное.

СИСТЕМА ПРАВА

ФУНКЦИИ ПРАВА

ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

5. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

7. НОРМА ПРАВА, ЕЁ СТРУКТУРА.

1. Люди реализуют свои интересы преимущественно в общественных отношениях. Вне общества человек и все ему присущие качества не имеют смысла. Общение, или иначе - общественные отношения подчинены (хотя люди не всегда это осознают) особым правилам поведения - со­циальным нормам.

Социальные нормы - это общие правила поведения людей в об­ществе, обусловленные объективными закономерностями, регулирующие отношения людей между собой.

Их отличительные признаки:

1) социальные нормы являются типовой моделью, (об­разцом) поведения человека. Они направлены на регулирование общественных отношений;

2) социальные нормы носят общий характер, то есть рассчитаны на многократное применение;

3) исполнение социальных норм обеспечивается опре­деленными средствами воздействия: внутренним убеждением человека, общественным осуждением, государственным принуждением.

Виды социальных норм:

1) нормы морали (этические нормы) - относительно устойчивые представления людей о добре и зле. Мораль оценивает поведение человека при помощи понятий «хо­роший» и «плохой». Нормы морали, как правило, не за­фиксированы документально, они существуют как нрав­ственные ориентиры в сознании людей. Например, само­очевидно, что лгать - плохо;

2) нормы права - общеобязательные, формально оп­ределенные, установленные или санкционированные го­сударством и обеспеченные его принудительной силой правила поведения. Например, норма права предписыва­ет гражданам Украины ежегодно представлять деклара­цию о доходах;

3) религиозные нормы - представления людей о Боге и отношении человека к Богу.

4) корпоративные нормы (нормы объединений граждан) - правила поведения, устанавливаемые и обеспечиваемые объединениями граждан, в том числе трудовыми коллективами, предпринимательскими союзами, политическими партиями и т.д.

5) обычаи и традиции - стихийно сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение правила обыденного поведения. Таковы, например, обычай пожимать друг другу руку при встрече, традиция встречать Новый год.

2. Государство, как и всякое сообщество людей, должно в определённой мере регулировать отношения между отдельными индивидуумами, осуществлять охрану и защиту этих отношений. Такое регулирование осуществляется с помощью социальных норм. Право как особый вид социальных норм отличается от других социальных норм тесной взаимосвязью с государством и направленностью своего влияния на общественные отношения. Таким образом, право - это система общеобязательных, формально определенных, ус­тановленных и охраняемых государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.



Сущность и социальное назначение права проявляет­ся через его признаки:

1) общеобязательность. Правовые предписания ад­ресованы всем участникам правовых отношений и обя­зательны для них;

2) нормативность. Право состоит из определённых норм, правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведе­ния людей;

3) формальная определенность. Правовые нормы фиксируются в письменном виде в различных нормативно-правовых актах, они имеют четкую логическую структуру. Право устанавливает опреде­ленные рамки поведения человека, однозначно формулируя его права и обязанности;

4) системность. Право представляет собою целост­ную систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нормы есть свое, строго определенное место и взаимосвя­зи с другими нормами;

5) связь с государством. Право связано с государством прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством. Право охраняется государственным принуждением;

6) регулятивность. Право выступает в качестве регулятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность.

3. Функциями права называют основные направления его воздействия на общественные отношения. Они подразделяются на обще- социальные и специальные юридические.

К общесоциальным функциям права относятся:

1) гуманистическая . Право охраняет и защищает права человечества, народа и каждого человека;

2) организаторско - управленческая. Право направлено на решение конкретных социальных и экономических проблем;

3) информационная. Изданные нормы права информируют людей о воле законодателя;

4) идеологическо - воспитательная . Право должно формировать у людей определенное мировоззрение.

Главными специальными юридическим функциями права являются регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция направлена на урегулирование общественного порядка путем закрепления желательного поведения в тех или иных отраслях общественных отношений.

Охранительная функция осуществляется властным правовым влиянием на субъектов правовых отношений с целью обеспечения их прав и свобод, неприкосновенности со стороны правонарушителей, охраны их собственности, защиты государства и общества в целом.

4. Системой права - это внутренняя структура действующего права, состоящая из отраслей, институтов и норм права, то есть комплекс всех действующих норм государства.

Правовая системность государства проявляется во взаимосогласованности и непротиворечивости всех правовых предписаний, упорядоченность всех действующих норм проявляется в их распределении по отраслям права.

Центральным звеном системы права является отрасль права – самостоятельная, крупная, упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. Все отрасли права объединяются в единую систему права.

В зависимости от места и роли в правовой системе общества отрасли права разделяются на основные и комплексные.

Основные отрасли - создают фундаментальный массив права в правовой системе государства. Среди них выделяют профилирующие (традиционные), процессуальные и специальные отрасли права.

Профилирующие отрасли создают юридическую основу, обязательную часть системы права (к ним относятся конституционное, административное, гражданское и уголовное право).

К специальным отраслям относятся отрасли, которые развивают основные отрасли права и обеспечивают специальный правовой режим для определенного вида общественных отношений (трудовое, хозяйственное, экологическое, финансовое, земельное право и т.д.).

Комплексные отрасли являются надстройкой над основными отраслями, регулируют значительно более узкие участки общественных отношений (авторское право, горное право, страховое право и т. п.).

Процессуальные отрасли закрепляют порядок применения различных норм права.

Административно-процессуальное право регулирует порядок применения и реализации норм административного права.

Уголовно-процессуальное право представляет собой систему норм, которые регулируют порядок открытия и судебного рассмотрения уголовных дел, проведения дознания и предварительного следствия, выполнения приговора и других судебных решений.

Гражданское процессуальное право – система норм, регулирующих порядок судебного рассмотрения и вынесения решений в гражданских, трудовых, жилищных, земельных и других спорах и делах.

Хозяйственное процессуальное право – система правовых норм, которые регламентируют применение норм хозяйственного права и порядок определения банкротства предприятий.

Отрасль права, в свою очередь, представляет собой подсистему, состоящую из институтов права.

Институт права – упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определённый вид общественных отношений. Например, отрасль гражданского права включает такие институты, как институт права собственности, институт авторского права, институт обязательственного права, институт наследственного права и др.

5. Великий историк древности Тит Ливий назвал Зако­ны XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит право­вые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы.

Источник права - это исходящий от государства спо­соб выражения и закрепления норм права.

Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

1)правовой обычай - стихийно сложившееся устой­чивое правило поведения, санкционированное государством. В древности правовой обычай был основной и за­частую единственной формой права. Он исторически и фактически предшествовал закону. В современном мире
правовой обычай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в междуна­родном праве (дипломатические обычаи);

2)юридический (судебный или административный) прецедент - решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в системе общего права Австралии, Великобритании, Канады иСША, используется международной
юстицией. Однако его элементы имеют место и в украинской правовой системе в деятельности Конституционного и Высшего Хозяйственного судов Украины, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конк­ретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами;

3)нормативно-правовой акт - письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы обобщен­ного характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-правовые акты являются основной и наибо­лее совершенной формой современного права. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источником права;

4) нормативный договор - это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязатель­ные для них предписания. Нормативные договоры полу­чают все более широкое распространение в конституци­онном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовы­ми и текущими. Нормативный договор не является пер­сонифицированным актом, его содержание составляют правила поведения общего характера. Наиболее распрост­раненным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.

В различных правовых системах соотношение и взаи­модействие между источниками права имеет свои особен­ности. Например, в Украине практически не используют­ся юридический прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки право­вые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной пра­вовой формой является юридический прецедент.

6. По юридической силе все нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзакон­ные акты.

Закон - нормативно-правовой акт, принятый органом зако­нодательной власти или всенародным референдумом, об­ладающий высшей юридической силой, содержащий пер­вичные правовые нормы и регулирующий важнейшие общественные отношения в государстве.

Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:

1) закон принимается только субъектами, которые яв­ляются носителями государственного суверенитета (на­род или его высший представительный орган);

2) закон обладает самым высоким юридическим «ран­гом» - все остальные акты находятся «под» законом и должны соответствовать ему;

3) закон содержит первичные, изначальные нормы, которых ранее не было в системе права;

4) законами регулируются наиболее важные общественные отношения.

Законы в современном демократическом правовом го­сударстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.

Все законы делятся на конституционные и обычные (текущие) . Конституционные законы закрепляют осно­вы общественного и государственного строя и служат ба­зой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до­полнения. Эти законы, как правило, принимаются в осо­бом порядке. Все другие законы относятся к группе те­кущих (обычных) законов.

Подзаконные акты - это нормативные акты, издан­ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов.

Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выхо­дить за пределы законодательного регулирования, их нор­мы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор­мы законов.

Подзаконные акты многообразны по форме и источни­кам происхождения. В нашей стране существуют следу­ющие виды подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента Украины;

Постановления и иные акты ВР Украины;

Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

Инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;

Международные договора Украины;

Решения и заключения Конституционного суда Украины, Верховного Суда и Генерального прокурора Украины;

Решения органов местного самоуправления и их исполнительных органов;

Распоряжения глав местных государственных ад­министраций;

Нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.

8. Нормы права относится к числу социальных норм. Отличие их от всех иных социальных норм характеризу­ют следующие признаки:

1) общеобязательность . Нормы права распространя­ются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами или нет. Нормы права обязательны для исполнения, независимо от признания или непризнания их людьми;

2) формальная определенность . Нормы права четко сформулированы и зафиксированы в официальном ис­точнике права (нормативно-правовом акте, международно-правовом договоре и т.д.). Норма права недвусмысленно определяет линию возможного или должного пове­дения своего адресата.

3) связь с государством . Нормы права либо устанавливаются государством (например, путем принятия закона, издания подзаконного акта), либо санкционируются (признаются) государством (например, путем ратификации международного договора). Кроме того, исполнение
норм права обеспечивается силой государственного принуждения. Например, (нарушение Уголовного кодекса Украины) совершение кражи влечет неблаго­приятные для нарушителя последствия в виде применяемого государством наказания;

4) системность. Норма права сама по себе представ­ляет микросистему (структуру) состоящую из трёх элементов: гипотезы, диспозиции исанкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с другими, образуя целостную систему национального или международного права.

Резюмируя вышесказанное, можно дать следующее определение понятия «правовая норма».

Норма права - это общеобязательное, формально оп­ределенное, установленное или санкционированное госу­дарством и обеспеченное его принудительной силой пра­вило поведения.

Будучи первичным элементом системы права, норма права сама является системой в миниатюре, то есть имеет определённую внутреннюю организацию. В этой микросистеме каждый из элементов имеет свое назначение.

Норму права составляют следующие взаимосвязанные структурные части (элементы):

гипотеза - часть нормы права, которая указывает на условия (жизненные обстоятельства), при которых дан­ная норма права вступает в действие;

диспозиция - часть нормы права, которая содержит само правило поведения;

санкция - часть нормы права, которая предусматри­вает негативные последствия в случае ее нарушения.

Таким образом, все элементы нормы права логически вытекают друг из друга, образуя цельную упорядоченную систему. Ее можно представить в виде словосочетания «если - то - иначе». Если (гипотеза) существуют опре­деленные обстоятельства, то (диспозиция) следует принять предписанную линию поведения, иначе наступят (санк­ция) указанные неблагоприятные последствия.

Правовой обычай

Под правовым обычаем понимается обычай, санкционированный государством. Это означает, что государство признает и придает общеобязательную силу тому правилу, которое уже сложилось ранее, исторически, независимо от государства. Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воле государства. Наиболее часто правовые обычаи как источники права использовались в древности и в средние века, образуя так называемое обычное право. Законы XII таблиц в Древнем Риме – это запись обычного права. В современном Мире, в развитых странах этот вид источников права широкого распространения не имеет, однако полностью не исключается. Например, в ст. 5 ГК закрепляется, что при осуществлении предпринимательской деятельности допускается использование обычаев делового оборота как сложившихся и широко применяемых правил поведения, даже если они не записаны в актах государства.

Судебный прецедент

Другой источник (форма) права называется судебным прецедентом. Он представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего в системе судебных органов) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила, и если впоследствии возникают аналогичные (подобные) дела, то они должны решаться точно так же. В этом случае суд выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права. Судебный прецедент в настоящее время достаточно широко применяется как источник права в Великобритании, США и некоторых других странах, относящихся к так называемой англосаксонской правовой семье.

Нормативный правовой акт

2) нормативные указы Президента Российской Федерации . К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания , не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации , которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах Федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты . Как они называются и какие органы их принимают – определяется в конституциях или уставах в соответствующих субъектов Федерации.

Нормативные и международные договоры

В качестве источников права в Российской Федерации используются также нормативные договоры. В частности, источником международного права являются международные договоры. Причем согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы . Если правила, предусмотренные российским законом, противоречат международному договору, заключенному Российской Федерацией, то применяются правила международного договора. Источником права является также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., в котором проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти субъектов Федерации. Однако если положения Федеративного договора противоречат Конституции РФ, то они не действуют, а применяются конституционные нормы. Это предусматривается в разделе втором Конституции РФ.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Определить как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 г., а вступил в действие с 1 января 1997 г. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановления Правительства РФ вступают с силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, – по истечении семи дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока , на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность , имеет обратную силу.

Действия нормативных правовых актов в пространстве

В соответствии с правилами действия нормативных правовых актов в пространстве они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами, действуют на территории всей федерации, а акты, принятые органами субъектов Федерации, действуют только на территории данного субъекта Федерации.

С территориальными границами действия нормативных правовых актов тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

Итак, по юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы - принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой, содержат первичные нормы права и регулируют наиболее важные общественные отношения. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. «Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс». Исходя из этого, можно выделить следующие основные признаки закона.

Во-первых, закон -- это определенный нормативно-правовой акт, хотя в практике отдельных государств законами могут быть и ненормативные акты (например, в Великобритании любой акт парламента, в том числе и ненормативный, если он утвержден королевой, считается законом). Надо заметить, что под законами иногда (как правило, в обиходе, в обыденной жизни) понимают любой нормативно-правовой акт и даже право в целом. Подобная широкая трактовка закона в принципе допустима, однако юридически считается некорректной, ибо вносит путаницу в вопрос о формах (источниках) права. С формально-юридической точки зрения закон -- это не любой нормативно-правовой акт и не право в целом, а только определенная разновидность нормативно-правовых актов. Это нормативно-правовой акт, обладающий определенными специфическими признаками, которых нет у других нормативно-правовых актов.

Во-вторых, закон -- это нормативно-правовой акт, который, по общему правилу, принимается высшим представительным органом государственной власти (парламентом, иным законодательным органом) или непосредственно народом. Данный признак считается одним из важнейших признаков закона. Он указывает на то, что круг субъектов, способных принимать законы, довольно ограничен и ими могут быть или законодательные органы (практически всегда), или непосредственно народ (только в порядке референдума). В то же время в некоторых государствах законы или акты, равные по силе законам, могут приниматься также и другими органами, не относящимися к высшим представительным органам государственной власти (например, президентами или правительствами). Чаще всего это имеет место либо при введении чрезвычайного или военного положения в стране, либо в результате делегирования (т.е. передачи) парламентом своих законодательных полномочий президенту или правительству. Например, в Республике Беларусь парламент по просьбе президента может делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. В Португалии правительство может издавать по определенному кругу вопросов декреты-законы на основе полномочий, делегированных ему парламентом.

В-третьих, закон -- это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой. То есть по юридической силе выше закона никакого другого нормативно-правового акта ни в одном государстве не существует.

Высшая юридическая сила закона означает, что:

· закон не подлежит утверждению со стороны какого-либо другого органа государства;

· никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, издавшего этот закон;

· ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону;

· в случае противоречия подзаконного акта закону действует закон.

В-четвертых, закон -- это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке. В отличие от процедуры принятия подзаконных нормативных актов процедура принятия закона является более сложной и детально регламентирована законодательством. Основные положения, определяющие порядок принятия законов, как правило, закрепляются в конституции страны. Существуют и специальные законодательные акты, определяющие порядок принятия законов как высшими представительными органами власти, так и народом. Например, порядок принятия закона народом определяется специальным законом о референдуме.

В-пятых, закон -- это нормативно-правовой акт, который содержит первичные, исходные нормы права. В тех государствах, где нормативно-правовой акт является основным источником права (а таких государств большинство), основы правового регулирования общественных отношений устанавливаются нормами законов, так как законы обладают высшей юридической силой и занимают центральное место в системе нормативно-правовых актов. Что же касается подзаконных нормативных актов, то их нормы призваны в основном конкретизировать и детализировать нормы законов.

В-шестых, закон -- это нормативно-правовой акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения. Поскольку законы содержат первичные, исходные нормы права и закладывают основы правового регулирования, то законами и должны регулироваться наиболее важные общественные отношения. И практика это подтверждает. В частности, в законах закрепляются общественный и государственный строй страны, основные права и свободы человека и гражданина, компетенция высших органов государственной власти и т.д.

Законы, как вид нормативно-правовых актов, тоже имеют в свою очередь определенные разновидности. Чаще всего законы классифицируют с учетом их значимости и субъектов, их принимающих. По значимости законы принято подразделять на конституционные и обыкновенные. Конституционные -- это законы, которые обладают наивысшей юридической силой. Они закрепляют основы общественного и государственного строя и являются юридической базой для обыкновенных законов. К ним относятся конституции (или законы, их заменяющие), законы, вносящие поправки (изменения и дополнения) в конституцию, а также законы, примыкающие к конституции и конкретизирующие отдельные её положения (в некоторых государствах Западной Европы, например, во Франции, в Испании, эти последние законы называют органическими). Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его. Особенность конституционных законов состоит ещё и в том, что в отличие от обыкновенных законов для их принятия, изменения или отмены предусмотрен более строгий порядок (например, квалифицированное большинство голосов от списочного состава депутатов). Обыкновенные (текущие) законы издаются в развитие конституционных законов и не должны им противоречить. В свою очередь их можно подразделить на кодификационные законы (например, кодексы) и текущие законы. Для принятия, а также изменения или отмены обыкновенных законов достаточно простого большинства голосов депутатов (50% + 1 голос).

В особый вид выделяют также кодифицированные законы - это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

По субъектам законы подразделяются на законы, принятые на референдуме, и законы, принятые высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами). К законам, принятым на референдуме, относится сравнительно небольшое число законов, поскольку проведение референдума является делом дорогостоящим. Как правило, к ним относятся конституции и некоторые другие жизненно важные для страны законы. Например, согласно ст.29 Основного закона Федеративной Республики Германии, являющегося Конституцией ФРГ, распределение федеральной территории осуществляется посредством издания федерального закона, по которому проводится референдум. В некоторых государствах законы, принятые на референдуме, отсутствуют, так как принятие подобных законов не предусмотрено законодательством. Например, в США проведение референдумов законодательно вообще не признается, а в Швеции референдум носит не законодательный, а только совещательный характер. Что же касается законов, принятых законодательными органами, то они имеются в каждом государстве и составляют основную массу всех действующих законов.

Еще одну классификацию законов можно дать применительно к федеративным государствам. Здесь законы можно подразделить на федеральные (законы федерации) и региональные (законы субъектов федерации). Федеральные законы действуют, как правило, на всей территории государства и обладают приоритетом над региональными законами. Региональные законы действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить федеральным законам.

Подзаконные нормативные акты - все нормативно-правовые акты, не являющиеся законами. Эти акты могут приниматься самыми различными субъектами, имеют разную юридическую силу и разную сферу действия. Вместе с тем все они должны основываться на законе и не противоречить ему. Подзаконные нормативные акты можно определить как основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

· указы и распоряжения президента;

· постановления правительства;

· приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

· решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;

· локальные нормативные акты

Все подзаконные нормативные акты могут быть разделены на четыре большие группы: общие, местные, ведомственные и локальные.

Общие подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своему значению они занимают в системе нормативно-правовых актов второе место после законов. В Российской Федерации к общим подзаконным актам относятся нормативные указы Президента Российской Федерации (Президент может издавать также и ненормативные указы, которые источниками права не являются), нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ -- Совета Федерации и Государственной Думы, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, а также имеющие общее значение нормативные акты отдельных министерств (например, министерства финансов).

Местные подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются местными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и населением на местах (в Российской Федерации на местных референдумах и сельских сходах). Данные акты действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных единиц и распространяются на всех лиц, находящихся на этой территории.

Ведомственные подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства. В отличие от общих и местных подзаконных актов, которые являются актами внешнего действия, ведомственные акты -- это нормативные акты внутреннего действия, поскольку они действуют в пределах соответствующего ведомства и распространяются на организации и работников данного ведомства. Наиболее значимыми среди этих актов являются нормативные акты министерств и государственных комитетов (нормативные постановления, нормативные приказы, инструкции).

Локальные подзаконные акты (их называют также внутриорганизационными) -- это нормативные правовые акты, которые принимаются различными государственными и негосударственными организациями (учреждениями, предприятиями и т.д.) для регулирования своих внутренних вопросов. Данные нормативные акты тоже относятся к актам внутреннего действия, так как действуют в пределах издавшей их организации и распространяются только на работников этой организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка Хабаровской Государственной Академии экономики и права).

Все выше перечисленные виды правовых актов не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым не законодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.



Просмотров