Практическое занятие по конституционному праву. Практические работа по конституционному праву

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КОНСТИТУЦИОННОЕ

ПРАКТИКУМ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНСТИТУЦИОННОЕ

ПРАКТИКУМ

Под редакцией С. А. Белова

УДК 342.9 ББК 67.401

БеловС. А., канд. юрид. наук, доц. - тема 1 (всоавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), темы 2-3, тема 4 (в соает. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), тема 5 (всоает. с Кудряшовой О. А.), тема 6, тема 7 (в соавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), тема 8 (в соавт. с Гриценко Е. В., Громовым А. В.). тема 9 (всоавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), темы 10-11, тема 12 (в соавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.);

Гриценко Е В., д-р юрид. наук, проф. - тема 1 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 4 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 7 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 8 {в соавт. с Беловым С. А., Громовым А. В.), тема 9 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 12 (в соавт, с Беловым С. А., Елисеевой С. В.);

Елисеева С. В. - тема 1 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 4 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 7 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 9 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 12 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.);

Кудряшова О. А. - тема 5 (в соавторстве с Беловым С. А.)

а также всех студентов юридического факультета СПбГУ, занятия с которыми послужили стимулом и важным подспорьем при работе над практикумом.

Рецензенты:

С. В. Васильева.кандидат юридических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»" (НИУ ВШЭ);

Е. В. Тарибо , кандидат юридических наук, начальник Управления конституционных основ публичного права Секретариата Конституционного Суда РФ

Конституционное право: Практикум / Под ред. С. А. Белова -

А28 СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2013. - 108 с.

ISBN 978-5-288-05375-7

Практикум представляет собой учебное пособие по курсу «Конституционное право». В практикуме представлены учебные задания в виде задач-казу- сов, а также заданий по системному толкованию и сопоставлению правовых норм, по изучению и подготовке для обсуждения в аудитории решений Конституционного Суда РФ, научных статей и глав из книг. Кроме того, к каждой из 12 тем, разбитых на 4 модуля, приведен список рекомендуемой литературы и вопросов для изучения.

Практикум ориентирован на освоение как общей теории и доктрины конституционного права, так и проблем реализации конституционных принципов и норм в Российской Федерации.

Рекомендуется для проведения практических занятий по курсам «Общее конституционное право», «Конституционное право России» и смежным дисциплинам в высших учебных заведениях, реализующих образовательные программы по юридическим специальностям.

Предисловие редактора

ление положений нормативных источников

риалов для обсуждения в аудитории

Модуль I. Общая характеристика и принципы конституционного

Тема 1. Конституционное право в правовой системе

Тема 2. Основы теории конституции

Тема 3. История и особенности конституционного развития России

Тема 4. принципы конституционного государства

Модуль II. Конституционно-правовой статус человека

и гражданина

Тема 5. Принципы правового регулирования и реализации прав

и свобод человека и гражданина

Тема 6. Институт гражданства и правовое положение иностранцев.

Модуль III. Конституционные механизмы народовластия

Тема 7. Правовое положение политических партий и других общест-

венных объединений

Тема 8. Непосредственная демократия. Свободные выборы как форма

народовластия и способ формирования органов власти.

Референдум

Модуль IV. Основы организации государственной власти.

Организация государственной власти в РФ

Тема 9. Форма государственного устройства. Территориальная орга-

низация государственной власти в России

Тема 10. Институт главы государства. Конституционные основы ор-

ганизации исполнительной власти

Тема 11. Законодательная власть. Конституционно-правовой статус

законодательных (представительных) органов власти в РФ

Тема 12. Судебная охрана Конституции

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Цель предлагаемого читателю Практикума по конституционному праву - помочь преподавателю учить, а студентам - учиться. Его задача - дать возможность в рамках курса конституционного права освоить не только теорию, но и механизм практического применения конституционно-право- вых норм.

Задачи сформулированы таким образом, что в большинстве случаев либо нет «правильного^ решения, а есть лишь возможные варианты (атакое на практике случается довольно часто, ведь в умении решать подобные проблемы состоит профессионализм юриста), либо решение, напротив, более

или менее очевидно. И в том, и в другом случае важен метод решения проблемы: в первую очередь ценен не окончательный результат, а способ его достижения. Самое важное - научиться обосновывать свою точку зрения, защищать свою позицию перед оппонентами, предугадывать возможные контраргументы. Для этого иногда необходимо поменять роль, мотивировать различные, порой полярные решения одной и той же проблемы.

При решении задач могут возникать самые разные затруднения. Например, в том случае, если есть норма, которая легка для понимания, необходимо лишь найти зту норму и дать ей правильное толкование. Если нормы нет (отсутствует в законе, похожих ситуаций не знает судебная практика и т. д.), то необходимо решать задачу на основе общих принципов права, путем системного толкования общих норм и т. д.

Ответы на задачи бесполезно искать в учебнике. Их там нет. Однако при решении задач учебник может пригодиться как справочный материал и как образец изложения правовой логики. Для того чтобы решить задачу, следует искать аналогии в решениях Конституционного Суда РФ, практике других судов, в специальной литературе. Учение - это активный процесс.

Задачи не охватывают всех вопросов, освещаемых в лекционном курсе. Решение задач - не проверка широты знаний, а проверка умения их применять, проверка глубины освоения теории на практических примерах.

Успехов в учебе!

С. А. Белов

Задачи и учебные задания практикума ориентированы на программу курса «Конституционное право», изучаемого студентами бакалавриата на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета с 2010 г. Особенностью этой программы стало совмещение в рамках одной дисциплины конституционного права России иобщего конституционного права - сравнительного изучения общей теории конституционного права и отдельных конституционно-правовых институтов. Характеристика принципов и отдельных институтов конституционного права России дает-

ся в сравнительном аспекте, т. е. в сопоставлении с мировыми моделями конституционно-правового регулирования. Тем не менее многие задачи

и все учебные задания, направленные на системное толкование правовых норм, предполагают решение их в рамках российской Конституции и законодательства ввиду сложностей доступа к полному массиву источников

конституционного права зарубежных государств. При решении задач

и выполнении учебных заданий необходимо по возможности сопоставлять

зарубежные и отечественные подходы к решению поставленных проблем, аргументировать свои выводы ссылками не только на российские, но и на иностранные конституции, законодательные акты, судебную практику и отдельные прецеденты, а также мнения авторитетных зарубежных ученых, поскольку большинство поставленных конституционно-правовых проблем характерны не только для Российской Федерации.

Другой особенностью Практикума стало использование интерактивных методов усвоения учебного материала. Помимо общих положений теории,

которые должны усваиваться в рамках лекционных занятий, при изучении конституционного права необходимо обязательное самостоятельное про-

чтение хрестоматийных источников (научных статей, наиболее значимых решений Конституционного Суда РФ), указанных в разделе «Учебные за-

дания». Эти материалы затем должны обсуждаться на аудиторных занятиях.

Кроме задач, которые составляют основной учебный материал, исполь-

зуется и другой тип учебных заданий - сопоставление двух или нескольких положений одного или разных нормативных источников, требующее их

системного истолкования. Как правило, подбор требующих анализа нормативных положений указывает на какую-то конституционно-правовую проблему, некоторые из них ранее уже были предметом рассмотрения судов, другие - еще нет. Если поставленная проблема уже решалась су-

дами, недостаточно воспроизведения или повторения уже состоявшегося

решения - необходимы поиск собственных аргументов и собственная

структура обоснования выводов, анализ ранее вынесенных решений.

В практикуме сознательно не приводится список нормативных актов - во-первых, это превращало бы практикум в программу курса, во-вторых,

потребовалось бы ежегодное переиздание практикума ввиду постоянных

изменений в законодательстве. Подбор тех правовых актов, которые подлежат применению, остается частью решения задачи.

В материалах каждой темы приводится литература, при подборе которой авторы ставили перед собой задачи, с одной стороны, указать такие работы, которые затрагивают самые принципиальные проблемы консти-

туционного права, и, с другой стороны, не сильно перегружать студентов.

В конце каждой задачи, как правило, сформулированы вопросы, которые должны послужить Вам ориентиром для решения задачи. Ваше решение,

однако, не должно сводиться лишь к абстрактному ответу на эти вопросы. Вопросы указывают общее направление, в котором следует двигаться, круг тех проблем, которые надлежит затронуть в контексте описанной в задаче

ситуации, какие из изложенных в условии фактических обстоятельств необходимо принимать во внимание, а какие можно игнорировать.

Решение любой задачи должно быть максимально похожим на судебное решение, по возможности содержать описательную часть (где на основе условия задачи излагаются фактические обстоятельства и основная

правовая проблема), мотивировочную часть (где приводится аргументация решения) и резолютивную часть (где формулируется итоговый вывод). Принципиально неверно вместо решения предлагать передать спор на рассмотрение суда - фактически это означает отсутствие необходимого правового решения.

Ряд задач предполагает оценку возможных способов правовой защиты и разрешения возникшего конфликта. В этом случае надлежит дать ответ на вопрос, в какой суд может обратиться субъект, средствами какого судопроизводства может быть разрешен конфликт, какие условия должны

быть при этом соблюдены.

Первый этап решения задачи - определить и сформулировать суть поставленной в задаче проблемы. Проблема может быть связана с несовершенством правового регулирования, не учитывающего какие-то

определенные ситуации, требующие правового решения, с наличием

противоречий в действующих правовых актах. Проблема может состоять также в конфликте правовых позиций судов или содержания нормативных

актов, возможности двойственного толкования нормативных положений или юридической необоснованности требований, обращенных к суду при

их внешней убедительности.

Второй этап решения задачи - подготовить план обоснования позиции, последовательность рассмотрения разных аспектов обозначенной

проблемы, выстроить взаимосвязанную логику рассуждений, где отдельные тезисы опираются на предшествующие аргументы и вытекают из них, а общий ход обоснования приводит к необходимому решению.

При решении задач-казусов необходимо выявить и дать оценку аргументам сторон, сопоставить эти аргументы, указав, какие из них можно считать убедительными, а какие нет и почему, предложить собственную

аргументацию итогового вывода (решения). Аргументация должна быть построена с учетом необходимости собрать максимальное количество аргументов в защиту собственного решения и одновременно опровергнуть

любые противоположные доводы.

Если в задаче можно обнаружить различные варианты решения проблемы, необходимо обозначить эти варианты, однако выбрать один, наиболее

убедительный, приведя доводы в пользу собственного вывода и против остальных вариантов. Не следует пытаться обосновывать все возможные варианты решения.

(а) нормативного регулирования (конституции, международные акты, действующее законодательство);

(б) правовой доктрины (мнения ученых и практиков относительно правовой природы анализируемых отношений, принципов и целей правового регулирования);

(в) практики толкования и применения нормативных положенийв решениях конституционных и высших судов России и зарубежных стран,

Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции или

арбитражных судов.

Однако перечисленные материалы должны быть использованы как обоснование собственной позиции, а не вместо нее. Ссылки даже на самые

позиции. Именно свои рассуждения должны представлять основное содержание текста решения задачи.

Необходимо не только определить источники, подлежащие приме-

нению в поставленной ситуации, но и обосновать применимость именно

данных правил с учетом характера и природы складывающихся правоотношений. Если Вы ссылаетесь на судебное решение, решавшее похожую проблему, Вы должны объяснить, почему Вы считаете этот прецедент

Третий этап решения задачи состоит в формулировании итогового вывода по задаче. Завершая изложение собственной аргументации, необходимо прийти к общему выводу, сформулировать позицию в одном или двух предложениях, подытожив предшествующие рассуждения. Вывод должен быть явным и очевидным образом основываться на приведенных ранее аргументах.

удостовериться, что заданные вопросы получили ответ в контексте выявлен-

ной проблемы, а сделанные выводы достаточно логичны и обоснованы, все

необходимые источники по поставленной проблеме приведены в решении.

ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приступая к решению этого типа заданий, не следует ограничиваться простым формальным сопоставлением нормативных актов по их юридической силе. Необходимо определить смысл и юридическое содержание

приведенных в условии нормативных положений, объем толкования

каждого положения, прибегнув к известным и доступным Вам способам толкования (историческому, системному, грамматическому, сравнитель- но-правовому, соотнесению с основными принципами, учету практики применения и т. д.).

Можно выделить два основных этапа выполнения задания данного типа. Первый этап заключается в уяснении проблемы соотношения при-

веденных норм (выявление коллизии).

В первую очередь следует определить и сопоставить приведенные нормы по предмету регулирования, т. е. выявить содержание приведенных норм. Выявление содержания норм должно осуществляться не изолированно, а в общем контексте правового регулирования. С самого начала необходимо учитывать содержание других нормативных положений, выявлять область, в которых эти положения могут пересекаться или как-то затрагивать смысл друг друга (выявление коллизионной сферы).

Затем нужно выявить, в какой части приведенные положения с учетом

предложенного толкования входят в возможное противоречие друг с другом по смыслу и юридическому содержанию.

Второй этап предполагает разрешение коллизии, которое состоит в уяснении допустимости или недопустимости «сосуществования» приведенных норм в результате конституционного истолкования их соотношения.

Результатом решения этого типа заданий должен быть вывод о том,

совместимы ли нормы друг с другом либо нет, является ли конфликт их содержания подлинным или кажущимся (не подтверждающимся при более

глубоком анализе). Второму варианту следует по возможности отдавать предпочтение, поскольку большинство коллизий разрешается и нормы согласовываются друг с другом в результате применения правил толкования норм в их взаимосвязи с учетом презумпций конституционности законов и внутренней согласованности системы нормативно-правовых актов. Однако такое толкование должно быть выявлено и убедительно обосновано.

В случае обнаружения противоречия (коллизии) следует выбрать ту норму, которая должна иметь приоритет, и привести аргументы в обоснование этого решения. Следует предложить решение КОЛЛИЗИИ путем обоснования приоритета той нормы, которая в большей степени соответствует общим принципам права или общим принципам данной отрасли.

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

При подготовке приведенных в учебных заданиях материалов для

обсуждения в аудитории необходимо внимательно прочитать соответству-

ющие материалы и проанализировать их содержание. Необходимо сфор-

позиции суда, выявить сильные и слабые стороны использованной аргу-

ментации, обозначить тезисы, с которыми можно согласиться и которые вызывают возражения. Эти возражения должны обосновываться ссылками на другие научные источники, законодательство или судебную практику.

Представленное пособие рассчитано на применение полученных ранее знаний по дисциплине «Конституционное право» для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» для решения практических правовых ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОУ СПО

«Мурманский кооперативный техникум»

г. Снежногорск

по выполнению практических работ

по дисциплине:

«Конституционное право»

Разработчик: Максимова Ольга Александровна

Мурманск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленное пособие рассчитано на применение полученных ранее знаний по дисциплине «Конституционное право» для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» для решения практических правовых ситуаций.

Овладение данной дисциплиной создает надежную теоретическую базу для изучение отраслевых юридических наук. Теоретические знания необходимо закреплять на практике и поэтому особое значение приобретает умение решать различные ситуации.

Преподавание проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: «Правоохранительные органы», «Теория государства и права», «Уголовное право», «Гражданский процесс» и др.

При решении задач следует обращаться к нормативно-правовым актам (Конституция РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ и иным нормативным актам, СПС «ГАРАНТ», СПС «Консультант Плюс», Интернет-ресурса.

1) ознакомление с условием правовых ситуаций, заданий к ним;

Перечень практических работ

по дисциплине «Теория государства и права»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Федеративное устройство РФ

Избирательный процесс в РФ

Законодательный процесс в РФ

Правительство РФ

ИТОГО:

практическая работа № 1

ТЕМА: Понятие Конституции, конституционализма, конституционного государства. Классификация конституций. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ 1993 г. и правовая охрана Конституции

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления

Ученые анализируют понятие и сущность конституции, предпосылки, способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место в правовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

Конституция РФ отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных правовых актов.

Знать: понятие, сущность и функции Конституции, юридические свойства

Уметь: определить структуру и форму Конституции

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ 1993, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. «Конституционное право»

ХОД РАБОТЫ:

  1. Определите понятие конституции.
  2. Назовите причины принятия Конституции РФ 1993 г.
  3. Чем отличается Конституция РФ 1993 г. от ранее действовавших Конституций РСФСР?
  4. Определите структуру Конституции РФ.
  5. В чем проявляется высшая юридическая сила Конституции РФ?
  6. Что означает прямое действие Конституции РФ?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант № 1

Задание № 1

1. Научная концепция данного учебного курса исходит из идей:

а) коллективизма

б) высшей ценности государства

в) приоритета личности

2. Конституционное право – это:

а) основная отрасль права

б) ведущая отрасль права

в) производная отрасль права

3. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

а) граждане

б) депутаты

в) органы местного самоуправления

г) избирательные комиссии

д) директор завода

е) председатель районного суда

ж) нации

4. Конституционные правоотношения бывают:

а) общие

б) конкретные

в) постоянные

г) временные

д) факультативные

5. Диспозитивные нормы в конституционном праве – это:

а) нормы, субъектами которых являются граждане РФ

б) нормы, возникающие между субъектами федеративных отношений

в) нормы, допускающие возможность альтернативы, т.е. выбора того или иного варианта поведения в зависимости от конкретных обстоятельств

6. Источниками конституционного права выступают:

а) Конституция РФ

б) приказы министерств

в) решения общих судов

г) постановления пленума Верховного Суда РФ

д) указы Президента РФ

е) регламенты представительных органов государственной власти

ж) труды отечественных ученых

з) практика государственного строительства

и) обычаи

7. Система конституционного права РФ как отрасли включает основные институты:

а) основы конституционного строя

б) основы правового статуса личности

в) конституционно-правовая ответственность

г) федеративное устройство

д) понятие и предмет конституционного права

е) избирательное право

ж) система органов государственной власти и органов местного самоуправления

8. Специфика конституционно-правовых норм состоит в том, что:

а) они регулируют самые важные в обществе отношения, субъектом которых может выступать народ в целом

б) они выступают в качестве принципов для норм других отраслей

в) конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему

г) они регулируют отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности

9. Материальные нормы конституционного права:

10. Конституционно-правовой институт – это:

11. В истории РФ имели место:

а) Конституция РСФСР 1918 г.

б) Конституция РСФСР 1927 г.

в) Конституция РФ 1993 г.

г) Конституция РСФСР 1978 г.

12. Конституция РФ содержит главы:

г) местное самоуправление

13. Конституция РФ выражает волю:

а) субъектов РФ

б) граждан РФ

в) российского многонационального народа

14. Определите основные черты (свойства) Конституции РФ:

а) программность

б) реальность

в) прямое действие Конституции

г) важнейший политический документ

15. Определите функции Конституции:

а) идеологическая

б) экологическая

в) политическая

г) организаторская

Задание № 2

Решить задачи:

  1. Гражданин Н. обратился в Государственное учреждение с заявлением о приеме на должность референта и получил отказ. Данный отказ мотивировали тем, что на данную должность требуется женщина.

Нарушена ли норма Конституции?

  1. Гражданин К. был задержан, до выяснения его личности. Спустя два дня его выпустили, извинившись из-за долгого выяснения его личности.

Нарушена ли норма Конституции РФ

Вариант № 2

Задание № 1

1. Пересмотр Конституции означает:

а) внесение изменений

б) принятие новой Конституции

2. Конституция РФ состоит из:

а) глав, параграфов, статей

б) двух разделов, глав, статей

в) преамбулы, двух разделов, глав, статей

3. Первый раздел Конституции РФ состоит из:

а) 10 глав

б) 7 глав

в) 9 глав

4. Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла:

а) принцип разделения властей

б) идеологический плюрализм

в) диктатуру пролетариата

г) правовой статус субъектов РСФСР

5. Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было обусловлено:

а) образование СССР

б) победой социализма

в) построение основ социализма

6. Конституция РФ содержит главы:

а) основы конституционного строя РФ

б) основные права и свободы человека и гражданина

в) правовой статус прокуратуры РФ

г) местное самоуправление

д) правовой статус Уполномоченного по правам человека

7. Конституция РСФСР 1937 г. действовала до:

а) 1962 г.

б) 1977 г.

в) 1978 г.

8. Раздел второй Конституции РФ 1993 г. называется:

а) заключительные положения

б) переходные положения

в) заключительные и переходные положения

9. Федеральному Собранию РФ посвящена глава Конституции РФ 1993 г. под номером:

а) 3

б) 4

в) 5

10. Материальные нормы конституционного права:

а) предусматривают содержание прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений

б) определяют формы осуществления прав и обязанностей участников конституционных отношений

11. Конституционно-правовой институт – это:

а) совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные, взаимосвязанные общественные отношения

б) совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией этих норм

12. Предложения о поправках и пересмотре Конституции могут вносить:

а) Президент РФ

б) Совет Федерации

в) Государственная Дума

г) политические партии

д) Правительство РФ

е) законодательные органы государственной власти субъектов РФ

13. Положения гл. 1,2 и 9 Конституции РФ:

а) могут быть пересмотрены Федеральным Собранием

б) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием

14. Федеральным Собранием не могут быть пересмотрены главы Конституции:

а) 3-8

б) 1,2,9

в) 1,2,3,9

15. История России насчитывает:

а) 5 конституций

б) 4 конституции

в) 3 конституции

Задание № 2

  1. Гражданин Е. имеет гражданство Казахстана, его мать-инвалид первой группы – гражданство РФ. Гражданин Е. решил переехать к больной матери на постоянное место жительство.

Каков порядок получения гражданства РФ будет к нему применен?

  1. Гражданин Андреев пришел в отдел кадров предприятия с заявлением на должность повара и получил отказ. Данный отказ мотивировали тем, что на данном предприятии поварами всегда были только женщины и мужчина-повар им не требуется.

Нарушена ли норма Конституции РФ?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

домашнее задание. Дать определения следующим понятиям: демократизм, гуманизм, плюрализм, суверенитет,

практическая работа № 2

ТЕМА: Классификация прав и свобод человека и гражданина. Обязанности права человека и гражданина

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина". В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: понятие и роль правового государства в обществе, его признаки. Свободы и права человека.

уметь: классифицировать права и свободы человека и гражданина, обязанности

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. «Конституционное право», Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Определите юридическое понятия «правовой статус личности», «субъективное право», «юридическая обязанность».
  2. Перечислите виды гарантий реализации прав, свобод и обязанностей.
  3. Чем отличаются права человека от прав гражданина
  4. Определите понятие гражданства
  5. Охарактеризуйте правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства
  6. По каким критериям классифицируются основные права и свободы?
  7. По каким основания могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант №1

Задание № 1

  1. Дети-беженцы и вынужденные переселенцы, которые плохо говорят по-русски, испытывают большие трудности в обучении, а учительница не может заниматься с ними дополнительно
  2. Один студент постоянно дразнил и обзывал сокурсницу, в конце концов она не выдержала и ударила его по голове толстым учебником
  3. На родительском собрании преподаватель обсуждал взаимоотношения некоторых студентов друг с другом и высказывался об уровне развития некоторых их них
  4. Не поверив, что студент забыл тетрадь дома, преподаватель потребовал, чтобы он показал содержимое сумки

Вопросы

Задание № 2

  1. Право на жизнь предполагает:

А) невозможность смертной казни

Б) запрет самоубийства

В) запрет эвтаназии

Г) смертная казнь устанавливается законом за особо тяжкие преступления против государства

2. Защита информации о частной жизни лица распространяется:

А) только на граждан РФ

Б) на граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства

3. Свобода совести означает:

А) право исповедовать любую религию и иные убеждения

Б) свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними

В) не исповедовать никакой религии

Г) осуществлять миссионерскую деятельность

4.Конституция РФ закрепляет:

А) право на труд

Б) обязанность трудиться

В) свободу труда

Г) право на труд в условиях, отвечающих требованиям гигиены и безопасности

5. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться услугами адвоката:

6. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность:

А) имеет обратную силу

Б) обратной силы не имеет

6. Право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность относится к:

А) личным правам

Б) политическим

В) экономическим

7. Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования:

А) на государственном языке РФ

Б) на родном языке РФ

В) выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования

8. Конституция гарантирует право на социальное обеспечение:

А) каждому

Б) гражданину РФ

9. Право на свободу и личную неприкосновенность включает:

А) возможность ареста, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению на срок не более 24 ч.

Б) возможность ареста, заключение под стражу и содержание под стражей с санкции прокурора и по судебному решению на срок не более 48 ч.

В) возможность ареста, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению на срок не более 48 ч.

10. Конституционные обязанности человека и гражданина:

А) платить налоги

Б) трудиться

В) нести воинскую службу

Задание № 3

Вариант № 2

Задание № 1

Задание содержит ситуации, в которых имеются нарушения прав человека и неисполнение соответствующих обязанностей

  1. Преподаватель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним студентом другому
  2. Молодым людям запрещается курить в техникуме и вблизи техникума
  3. Директор заставил студентов стереть со стены техникума название любимой музыкальной группы и футбольного клуба
  4. Председателю студсовета отказали в выступлении на педсовете
  5. Директор запретил проведение собраний студсовета по темам «О качестве обедов в буфете»
  6. Преподаватель после звонка на перемену задержал студентов до начала следующего урока
  7. В ответ на полученную двойку студент нагрубил преподавателю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей
  1. Каковы права участников данных правоотношений? Каковы их обязанности? Кто нарушает права? Кто не исполняет обязанности?
  2. Найдите в Конституции (глава 2) описание соответствующих прав и обязанностей. Какие конституционные права используются или нарушаются участниками ситуаций? Какие конституционные обязанности исполняются или не исполняются участниками ситуаций?
  3. Приведите свой пример нарушения конституционных прав или не соблюдения обязанностей

Задание № 2

Тестовое задание по теме «Основы правового положения личности»

1. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются:

Б) с санкции прокурора

В) по судебному решению и санкции прокурора

2. Неприкосновенность жилища означает, что проникновение в жилище возможно:

А) только по судебному решению

Б) по судебному решению и санкции прокурора

В) в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения

3. Право на объединение имеют:

А) граждане РФ

Б) иностранные граждане

В) лица без гражданства

4. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться услугами адвоката:

А) только с момента предъявления обвинения

Б) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения

В) с момента когда изъявит желание иметь адвоката

5. Иностранные граждане не вправе:

А) заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ

Б) находиться на государственной и муниципальной службе

В) быть командиром воздушного судна гражданской авиации

Г) машинистом поезда дальнего следования

Д) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом

6. Свободно по всей территории РФ могут передвигаться:

А) граждане РФ

Б) иностранные граждане

В) лица без гражданства

7. Иностранные граждане:

А) могут быть призваны на военную службу в РФ

Б) не могут быть призваны на военную службу в РФ

В) могут быть призваны на военную службу по контракту

8. Право частной собственности на землю:

А) граждане РФ

Б) иностранные граждане

В) лица без гражданства

9. Конституция провозглашает право граждан РФ:

А) участвовать в управлении делами государством

Б) участвовать в управлении делами государством и обществом

10. Государство гарантирует гражданам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общедоступность и бесплатность:

А) дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

Б) начального профессионального образования

В) среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования

Задание № 3

Абзацем первым параграфа 23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 г. № 224 в редакции Приказа от 23 марта 2004 г. № 68) предусмотрено, что осужденным запрещается брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной щетки, зубной пасты, туалетной бумаги, а также выписанных ими газет и журналов. Шаповалов, осужденный к лишению свободы и отбывающий наказание в исправительном учреждении, обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим абзаца первого параграфа 23 Правил в части, ограничивающей конституционное право на свободу вероисповедания осужденных, водворенных в штрафной изолятор, указывая на то, что такое ограничение противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, оспариваемое положение нормативного правового акта послужило основанием для изъятия у него при водворении в штрафной изолятор принадлежащих ему Библии и нательного крестика с цепочкой.

  1. Перечислите четыре группы конституционных прав и свобод
  2. К какой группе прав относятся права, предусмотренные данной ситуацией
  3. Используя Конституцию РФ и уголовно-исполнительный кодекс определите каким должно быть решение Верховного Суда РФ по данному делу?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Приведите конституционные нормы, которыми можно подтвердить принцип равноправия граждан

практическая работа № 3

ТЕМА: Федеративное устройство РФ

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: становление и развитие российской государственности

Уметь: определить особенности российского федерализма

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ , Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. «Конституционное право», Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Сформулируйте понятие национально-государственного устройства.
  2. Перечислите формы государственного устройства.
  3. Виды национальной государственности.
  4. Принципы федеративного устройства России.
  5. Охарактеризуйте государственно-правовые признаки России
  6. Содержание исключительной компетенции России.
  7. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант № 1

Задание № 1

Ответить на вопросы теста:

1. Статус края, области определяется:

А) Конституцией РФ

Б) Конституцией края, области

В) уставом края, области

2. Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна устанавливаются:

А) Конституцией РФ

Б) федеральным законом

3. Ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ:

А) не допускаются

Б) могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей

4. Система органов государственной власти субъектов РФ:

А) устанавливается РФ

Б) устанавливается субъектами РФ

В) устанавливается субъектами РФ и в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и законодательных органов государственной власти, установленными федеральным законом

5. Республики в составе РФ:

А) являются суверенными государствами

Б) не обладают суверенитетом

6. Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая:

А) изменение состава РФ за счет образования в составе нового субъекта

Б) изменение состава субъекта РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части

7. Образование в составе РФ нового субъекта оформляется:

А) федеральным законом

Б) федеральным конституционным законом

В) указом Президента РФ

8. В составе РФ находятся республики:

А) Новосибирская

Б) Башкортостан

В) Еврейская

Г) Адыгея

Д) Бурятия

9. В составе РФ находятся края:

А) Алтайский

Б) Краснодарский

В) Ставропольский

Г) Калужский

Д) Читинский

10. Государственный флаг РФ состоит из горизонтальных полос:

А) белого, синего, красного цвета

Б) синего, белого, красного цвета

В) белого, красного, синего цвета

Задание № 2

Законом Хабаровского края от 31.10.1996г. «Об основах деятельности по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов на территории Хабаровского края и административной ответственности за правонарушения в данной сфере деятельности» введено лицензирование этого виды деятельности и предусмотрена административная ответственность за нарушение положений данного Закона.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании данного Закона недействительным, ссылаясь на то, что он принят с превышением полномочий Хабаровского края Думы.

Имела ли Хабаровская краевая Дума полномочия для принятия такого закона?

Задание № 3

Автономная часть иностранного государства, на территорию которого не распространяется контроль центральной власти этого иностранного государства, имеющее общую границу с РФ, направила ходатайство в высшие органы государственной власти РФ о вхождении в состав РФ.

Возможно ли положительное решение этого вопроса?

Вариант № 2

Задание № 1

Ответить на вопросы теста:

1. К совместному ведению РФ и субъектов относятся:

А) федеральное коллизионное право

Б) судоустройство; прокуратура

В) разграничение государственной собственности

Г) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта

2. Статус столицы РФ устанавливается:

А) Конституцией РФ

Б) федеральным законом

В) федеральным конституционным законом

3. Денежная эмиссия в РФ:

А) осуществляется РФ

Б) осуществляется субъектами РФ

В) осуществляется исключительно ЦБ РФ

4. Органы исполнительной власти субъектов РФ:

А) могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий

Б) не могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий

5. Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате:

А) объединения двух или более граничащих между собой субъектов РФ

Б) присоединение к субъекту РФ части территории другого субъекта

6. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит:

А) группе депутатов Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Б) Совету Федерации Федерального Собрания РФ

В) Государственной Думе Федерального Собрания РФ

Г) Правительству РФ

Д) заинтересованным субъектам РФ

7. Изменения в ч.1 ст.65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании:

А) ФКЗ

Б) указа Президента РФ

8. В составе РФ находятся области:

А) Амурская

Б) Вологодская

В) Ямало-Ненецкая

Г) Иркутская

Д) Смоленская

9. Текст Государственного гимна РФ на слова:

А) Михалкова

Б) Александрова

В) Лукина

10. В ведении РФ находится:

А) федеративное устройство и территория РФ

Б) вопросы владения, пользования и распоряжения землей

В) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина

Задание № 2

Новгородская область решила расширить территорию своего субъекта. На областном уровне был принят соответствующий закон, который изменил территорию Новгородской области в западном направлении на 5 тысяч км. В законе имелась ссылка на статью Конституции РФ, в которой говорится, что изменение территории возможно.

Задание № 3

Курганская и Владимирская области в лице высших должностных лиц исполнительной власти начали переговоры об объединении и создании нового субъекта РФ.

Будут ли перспективы у таких переговоров? Отвечает ли объединение двух названных субъектов РФ требованиям федерального законодательства?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологической карты).

домашнее задание. Дайте определения следующим понятиям: унитаризм, конфедерация, государственная территория, государственные символы, предмет ведения

практическая работа № 4

ТЕМА: Избирательный процесс в РФ

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления .

Приобретаемые умения и навыки :

Знать: порядок проведения выборов в РФ

Уметь: характеризовать стадии проведения выборов

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, 1993, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право», Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. «Конституционное право»

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Что понимается под избирательным правом?
  2. Назовите основные источники конституционного права.
  3. Каковы основные принципы избирательного права?
  4. Как и зачем образуются избирательные округа и участки?
  5. Назовите виды избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ, перечислите их полномочия.
  6. Кто обладает правом выдвигать кандидата на должность Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ?
  7. Назовите особенности организации и проведения выборов в органы государственной власти.

Задание № 1

Тема «Избирательное право»

1. Основанием для регистрации избирателей является:

А) факт постоянного проживания гражданина РФ на соответствующей территории страны;

Б) основанием для регистрации избирателей является паспорт РФ

В) постоянное или преимущественное проживание гражданина РФ на соответствующей территории

2. По общему правилу регистрация избирателей осуществляется:

3. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

А) не заносятся;

4. Может ли гражданин быть включен в списке на нескольких избирательных участках:

А) да, если фактически проживает на одной территории, и зарегистрирован по другой

Б) не может

В) только в случае, если это иностранный гражданин

5. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливается:

А) в соответствующих ФЗ и нормативных актах законодательных органов субъекта

Б) только Конституцией РФ

В) Уставом муниципального образования

6. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за:

А) 14 дней;

Б) 20 дней

В) точного срока не указано

7. Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и до подсчета голосов:

А) запрещается

8. Избирательные участки образуются:

9.Территориальный принцип организации выборов означает, что:

А) выборы проходят на территории муниципального образования с соблюдения принципа верховенства закона

Б) выборы проводятся по избирательным округам

В) выборы организуют территориальные избирательные органы

10. Срок полномочий ЦИК составляет:

А) 1 год;

Б) 4 года

В) постоянный орган действующий бессрочно

11. Сколько членов составляет ЦИК:

А) 26

Б) 15

В) 35

12. Является ли обязательным наличие высшего юридического образования у членов ЦИК:

А) нет

Б) да

В) достаточно только высшего, не обязательно юридического образования

13. Кандидаты могут выдвинуты избирателями:

А) в порядке самовыдвижения

14. Период выдвижения кандидатов при выборах Президента должен составлять не менее:

А) 30 дней;

Б) 45 дней;

В) 40 дней

15. Кандидат вправе:

А) в любое время снять свою кандидатуру до дня голосования

Б) не имеет права снимать кандидатуру

В) может снять, но не позднее чем за три дня до голосования

Задание № 2

Решить задачу:

Могут ли расцениваться как подкуп избирателей массовые мероприятия, в частности бесплатные концерты, если они проводятся в продолжение агитационных мероприятий кандидата?

Задание № 3

Решить задачу:

Гражданин К. в 10.00 пришел на избирательный участок. Предъявив паспорт для получения бюллетеня, он узнал, что его нет в списках избирателей. Данный вопрос в течение двух часов решался председателем избирательного участка и гражданину К. был дан ответ: «Вас нет в списках избирателей и мы Вас включить не можем, так как прописаны Вы по данному адресу только вчера».

Задание № 3

Вариант № 2

Задание № 1

1. Кандидат после регистрации:

А) не может быть привлечен к уголовной ответственности

Б) может быть привлечен к любому виду ответственности

В) может быть привлечен к ответственности с согласия прокурора

2. Могут ли в предвыборной агитации участвовать члены избирательной комиссии:

А) могут

Б) не могут

В) только с согласия Председателя Центризбиркома РФ

3. Распространение анонимных агитационных материалов:

А) допускается

Б) не допускается

В) четкого ответа на данный вопрос нет в законодательстве

4. Предвыборная агитация прекращается:

А) в последний четверг декабря текущего года

Б) в любой рабочий день календарного года

В) в календарный выходной день

А) не допускается

А) не допускается

Б) допускается только при наличии доверенности

В) допускается при наличии доверенности и паспорта не пришедшего по уважительной причине избирателя

9. Кандидаты могут выдвинуты избирателями:

А) в порядке самовыдвижения

Б) избирательными объединениями и блоками

В) в порядке самовыдвижения и избирательными объединениями и блоками

А) на следующий день после проведения голосования

В) сразу же после окончания времени голосования

В) постановление о результатах выборов

12. Священнослужители в РФ:

А) имеют право участвовать в выборах

Б) не имеют права участвовать в выборах

13. По общему правилу регистрация избирателей осуществляется:

А) избирательной комиссией муниципального образования;

Б) главой муниципального образования

В) председателем Центральной избирательной комиссии

14. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

А) не заносятся;

Б) заносятся только в случае постоянного проживания на территории субъекта

В) заносятся только в случае постоянного и преимущественного проживания на территории субъекта

15. Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и до подсчета голосов:

А) запрещается

Б) разрешено, только в случае наличия судебного решения

В) только с согласия Председателя Центральной избирательной комиссии

Задание № 2

Решить задачу:

Пенсионерка пришла на избирательный участок для того, чтобы принять участие в голосовании и одновременно обратилась к избирательной комиссии с просьбой проголосовать за мужа, который заболел и не сможет прийти на избирательный участок. Он ей дал доверенность и паспорт на право голоса с указанием кандидата, за которого он хочет проголосовать.

Как должна поступить комиссия в данной ситуации?

Задание № 3

Решить задачу:

Может ли быть отменена регистрация кандидата по основаниям, предусмотренным в подп. «б» п.5 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», если им выпущены агитационные материалы с иными кандидатами, оплата за которые произведена каждым пропорционально из собственных избирательных фондов?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы

домашнее задание. Дайте определения следующим понятиям: статус депутата, право избирательной инициативы, неприкосновенность депутата

практическая работа № 5

ТЕМА: Акты Президента РФ. Случаи досрочного прекращения полномочий Президента РФ

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам.

Приобретаемые умения и навыки :

Знать: акты, принимаемые Президентом РФ; случаи досрочного прекращения полномочий Президента РФ

Уметь: определить процедуру отрешения от должности

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, 1993, ФЗ «О выборах Президента в РФ», Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право», Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. «Конституционное право»

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Какова сущность правового статуса Президента РФ?
  2. Перечислите основные полномочия Президента РФ.
  3. Какие акты вправе издавать Президент РФ? Какова их юридическая сила?
  4. Назовите основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Ответить на вопросы теста:

1. Президент РФ по Конституции РФ 1993 г.:

А) глава государства

Б) высшее должностное лицо

В) глава Правительства

2. Президент РФ избирается сроком на:

А) 4 года

Б) 5 лет

В) 7 лет

3. Президент РФ

А) осуществляет помилование

Б) объявляет амнистию

В) осуществляет помилование и объявляет амнистию

4. Акты Президента РФ:

А) указы

Б) распоряжения

В) постановления

5. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе:

А) 35 лет

Б) 40 лет

В) 30 лет

6. Порядок выборов Президента РФ определяется:

А) ФКЗ

Б) ФЗ

В) закрепляется Конституцией РФ

7. Присяга Президента РФ приносится в присутствии:

А) членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Б) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

В) судей Конституционного Суда РФ

Г) судей Верховного Суда РФ

Д) Генерального прокурора РФ

8. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом Президент РФ вправе:

А) отменять эти акты

Б) приостанавливать эти акты

9. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом:

А) только Совету Федерации

Б) только Государственной Думе

В) Совету Федерации и Государственной Думе

10. Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента:

А) принесения им присяги

Б) избрания

11. Президент РФ прекращает исполнение полномочий с момента:

А) избрания нового Президента РФ

Б) принесения им присяги вновь избранным Президентом РФ

12. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его:

А) отставки

Б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

В) отрешения от должности

Г) выражения недоверия на референдуме

13. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет:

А) вице-президент

14. Обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления Президентом РФ выдвигает:

А) Генеральный прокурор РФ

Б) Государственная Дума РФ

В) Совет Федерации РФ

Задание № 2

Решить задачу:

Вновь избранный Президент РФ представил кандидатуру Председателя Правительства Государственной Думе для получения согласия.

Государственная Дума рассмотрела данную кандидатуру и через три недели отклонила ее.

Президент РФ назначил Председателя Правительства, указав Государственной Думе о пропущенном сроке рассмотрения предложенной кандидатуры.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

Задание № 3

Указом Президента РФ от 2 апреля 1999 г. № 415 Генеральный прокурор РФ был отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.

По мнению Совета Федерации такое отстранение может иметь место только в порядке, установленном ст.83 и 129 Конституции РФ для назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, должно осуществляться Советом Федерации по представлению Президента РФ, и следовательно Президент РФ был не в праве издавать названный Указ.

Является ли конституционным Указ Президента РФ? К чьей компетенции относится данное полномочие?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологических документов).

домашнее задание. Сделать схему «Порядок прекращения полномочий Президента РФ».

практическая работа № 6

ТЕМА: Законодательный процесс в РФ

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания - это законы.

Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Он является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции РФ, которой закон не может противоречить.

Приобретаемые умения и навыки :

Знать: нормотворчество, юридическую технику: систематизацию норм права, виды и стадии законотворчества.

Уметь : ориентироваться в процессе создания правовых норм.

Понятие законодательного процесса. Основные стадии законодательного процесса

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, 1993, ФЗ «О выборах Президента в РФ», Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право», Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. «Конституционное право»

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. В чем состоит сущность правового статуса Федерального Собрания?
  2. Какова внутренняя структура Российского парламента?
  3. Назовите основные полномочия Совета Федерации и Государственной думы. Какие акты принимают палаты?
  4. Назовите основные стадии законодательного процесса, дайте характеристику каждого из них.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Решить задачу:

Государственная Дума приняла закон, регулирующий деятельность негосударственных банков, предала его на рассмотрение Совету Федерации. Совет Федерации по истечении 14 дней, так и не приступил к его рассмотрению и утверждению.

Государственная Дума потребовала передать закон на утверждение Президенту РФ, так как срок рассмотрения и утверждения закона Советом Федерации пропущен.

Совет Федерации закон оставил себе для рассмотрения, аргументируя тем, что в данном случае срок 14 дней не распространяется.

Задание № 2

Н., будучи депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, при голосовании за проект ФЗ «О бюджете РФ» на 2005 г. подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции ЛДПР, о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании депутатской группы было принято решение о лишении депутата Государственной Думы Н. депутатских полномочий.

Правомерно ли решение депутатской фракции о лишении Н. депутатских полномочий в данной ситуации?

Задание № 3

Согласно Конституции РФ «правосудие в РФ осуществляется только судом».

В соответствии со ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Нет ли в содержании перечисленных норм Конституции РФ противоречия?

Задание № 4

Ответить на вопросы теста:

1. Государственная Дума собирается на первое заседание на:

А) тридцатый день после избрания

Б) двадцатый день после избрания

В) через месяц после избрания

2. Палаты Федерального Собрания могут собираться совместно для:

А) избрания председателей палат Федерального Собрания

Б) принятия законов

В) для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ

3. К ведению Совета Федерации относятся:

А) утверждение границ между субъектами РФ

Б) назначение Председателя ЦБ РФ

В) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ

4. К ведению Государственной Думы относятся:

А) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

Б) назначение выборов Президента РФ

В) назначение на должность заместителя Председателя Счетной палаты

Г) решение вопросов о доверии Правительству РФ

5. Право законодательной инициативы принадлежит:

А) Президенту РФ

Б) Совету Федерации

В) Правительству РФ

Г) Генеральному прокурору

6. Только при наличии заключения Правительства РФ могут быть вынесены законопроекты:

А) о введении или отмене налогов

Б) об изменении финансовых обязательств государства

В) отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина

7. Федеральный закон принимается:

8. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало:

А) более половины от общего числа членов этой палаты

Б) более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации

9. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало:

А) не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы

Б) не менее четырех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы

10. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

А) федерального бюджета

Б) войны и мира

В) импичмента

Г) ратификации и денонсации международных договоров РФ

11. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью:

А) в течении всего срока их полномочий

Б) и по истечении срока полномочий

12. Заседания Государственной Думы и Совета Федерации:

А) ведут Председатель и его заместитель

Б) Президент РФ

13. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет:

А) Счетная палата

Б) ЦБ РФ

14. Утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к компетенции:

А) Государственная Дума

Б) Совет Федерации

15. Выборы Президента РФ назначает:

А) Государственная Дума

Б) Совет Федерации

16. Федеральные законы принимаются:

А) Государственная Дума

Б) Совет Федерации

17. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародуется в течение:

А) 5дней

Б) 14 дней

В) немедленно

18. Вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы и Совета Федерации определяются:

А) федеральным законом

Б) регламентом

В) постановлением

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Укажите, в каких изданиях официально публикуются федеральные законы

практическая работа № 7

ТЕМА: Правительство РФ

Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление.

Приобретаемые умения и навыки :

Знать: Состав и порядок формирования Правительства РФ. Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Уметь: определить состав и порядок формирования Правительства РФ

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, 1993, ФКЗ «О правительстве РФ», Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право», Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. «Конституционное право»

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Назовите структуру и порядок формирования Правительства РФ.
  2. Каковы основания и порядок прекращения полномочий Правительства РФ?
  3. Перечислите основные полномочия Правительства РФ?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Ответить на вопросы теста:

1. Правительство РФ обеспечивает:

А) проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, экологии

Б) возможность использовать ВС РФ за пределами РФ

В) управление федеральной собственностью

2. Правительство РФ слагает свои полномочия:

А) перед вновь избранным Президентом РФ

Б) перед Председателем Государственной думы РФ

3. Правительство РФ состоит из:

А) из Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федеральных министров

Б) из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров

4. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия:

А) Государственной Думы

Б) Совета Федерации

5. Председатель Правительства РФ предлагает кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров:

А) Государственной Думе

Б) Совету Федерации

В) Президенту РФ

6. Основные направления деятельности Правительства РФ определяет:

А) Президент РФ

Б) Председатель Правительства РФ

7. Порядок деятельности Правительства РФ определяется:

А) Конституцией

Б) ФКЗ

В) ФЗ

8. Актами Правительства РФ являются:

А) указы

Б) постановления

В) распоряжения

9. Акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ могут быть отменены:

А) Верховным Судом РФ

Б) Президентом РФ

10. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается и отклоняется:

А) Государственной Думой

Б) Президентом РФ

11. Недоверие Правительству РФ может выразить:

А) Государственной Думой

Б) Президентом РФ

12. Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству РФ перед:

А) Государственной Думой

Б) Советом Федерации

13. В случае отставки или сложения полномочий Правительству РФ:

А) продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ

Б) немедленно прекращает свою деятельность

14. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается депутатами Государственной Думы:

А) квалифицированным большинством голосов

Задание № 2

Государственная Дума приняла Федеральный Конституционный Закон и передала его на рассмотрение Совета Федерации в течение 5 дней. Совет Федерации проголосовал за данный Федеральный Конституционный Закон большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 5 дней направил Федеральный Конституционный Закон Президенту, который данный Закон не подписал, так как была нарушена процедура его принятия.

Дайте правовую оценку ситуации.

Задание № 3

Дайте анализ реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти по Указу Президента РФ № 314 от 09.03.2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Сделать схему «Прекращение полномочий Правительства РФ»

Список литературы:

Нормативные акты:

  1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации изм. от 25.03.2004, принята всенародным голосованием 12.12.1993.//Российская газета.- N 237.- 25.12.1993
  2. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 21.03.2002)
  3. Концепция о развитии потребительской кооперации в России до 2010 г, Москва 2003
  4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О гражданстве Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)// Собрание законодательства РФ.- 03.06.2002. - N 22.- ст. 2031
  5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.06.2006)// Собрание законодательства РФ.- 24.07.2006.- N 3.- ст. 3285
  6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2007)// Собрание законодательства РФ.-29.07.2002.- N 30.- ст. 3032

Учебная литература:

  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право: Учебник. -М.: 2005
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006
  3. Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Норма, 2007
  4. Кутафин о.Е., Туманов В.А., Шмаров И.В. Популярный юридический энциклопедический словарь. 2007
  5. Стрекозова И.И. Конституционное право. Учебник. М., 2006
  6. Павленко В.В. Комментарии к Конституции РФ, 2005

ЮРИДИЧЕСКАЯ школа

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Конституционное право»

Юриспруденция»


Материалы для практических занятий

Трудоемкость практических занятий по дисциплине «Конституционное право» составляет 2 часа в неделю. На семинарах студент должен уметь свободно излагать усвоенный теоретический материал, а также решать задачи с применением Конституции и иных источников конституционного права.

Главной целью практических занятий по конституционному праву является научить студента оперировать основными категориями отрасли и науки, понимать процессы, положенные в основу государственно-правового строительства в России, анализировать и применять нормы, содержащиеся в источниках конституционного права.

Практическое занятие № 1. Конституционное право - отрасль права и юридическая наука (6 ч)

Теоретическая часть

1. Конституционное право - ведущая отрасль российского права.

2. Понятие, предмет конституционного права России как отрасли права.

3. Государственно-правовые нормы - понятие, структура и виды.

4. Государственно-правовые институты.

5. Источники конституционного права России.

6. Государственно-правовые отношения - понятие, основания возникновения, изменения и прекращения.

7. Субъекты и виды государственно-правовых отношений.

8. Понятие, предмет и методы науки российского конституционного права.

9. Значение, роль и задачи науки конституционного права на современном этапе.

Практическая часть

1. Порассуждайте над названием отрасли конституционное (государственное) право. Как соотносятся между собой понятия «конституционное» и «государственное» право?

2. В Конституции РФ найдите нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы общего регулирования, которые затем получают свое развитие в правовых актах других отраслей права.

Пример детального регулирования : часть 1 статьи 107 Конституции РФ «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ».

Пример общего регулирования : часть 1 статьи 8 конституции РФ «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

3. Найдите в Конституции РФ 1993 г. примеры норм, состоящих из: а) гипотезы и диспозиции; б) диспозиции; в) гипотезы, г) диспозиции и санкции.

4. Опираясь на Конституцию РФ, приведите примеры государственно-правовых отношений.

1. Дайте определение следующим понятиям:

1) Правовой акт


2) Нормативно-правовой акт

3) Акт официального толкования

4) Акт правоприменения

6) Подзаконный акт

7) Нормативный договор

8) Судебное решение

5. Составьте таблицу, представляющую порядок опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов государственной власти. В таблице должны быть отражены:

ü срок вступления в силу со дня первого официального опубликования;

Примечание: таблица должна быть составлена на основе статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» , Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» , Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» .

6. Анализируя нормы Конституции РФ, ответьте на вопрос: в каких случаях принятие федеральных конституционных законов обязательно?

Практическое занятие № 2. Конституция Российской Федерации - Основной Закон российского государства (6 ч)

Теоретическая часть

1. Понятие и сущность Конституции России.

2. Развитие российского конституционного законодательства.

3. Порядок принятия и изменения Конституции РФ.

4. Юридические свойства Конституции России.

5. Основные черты Конституции, ее значение как ядро правовой системы.

6. Становление российского конституционализма.

7. Конституционная ответственность в Российской Федерации.

8. Институт конституционного контроля - понятие, этапы развития. Виды и процедуры Конституционного контроля.

9. Порядок формирования, организация работы, предметы ведения и полномочия Конституционного Суда РФ.

Практическая часть

2. Как непосредственно применять нормы Конституции, всегда ли это возможно? Вправе ли суд не применять обычный закон и применять норму Конституции, если пришел к убеждению, что закон не соответствует Конституции, или же суд должен приостановить производство и обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ? При подготовке к ответу на данный вопрос см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №8 от 31 октября 1995 г. И Постановление Конституционного Суда о толковании ст. 125, 126, 127 Конституции РФ).

3. Назовите статьи Конституции РФ, которые толковались Конституционным Судом РФ. Используйте Постановления КС о толковании Конституции.

4. Совпадают ли даты принятия и вступления в силу Конституции России 1993 года?

5. Являются ли источниками права Послания Президента?

6. Во время обсуждения проекта Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Факт нерассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как одобрение конституционной поправки.

Дайте конституционно-правовую оценку предложениям фракции Государственной Думы.

В какие сроки и в каком порядке рассматриваются конституционные поправки в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

7. Президент РФ на основании решений государственных органов ряда субъектов РФ своим указом включил в статью 65 Конституции РФ новые наименования республик: Ингушетия (вместо Ингушская Республика), Северная Осетия –Алания (вместо Республика Северная Осетия), Калмыкия (вместо Республика Калмыкия – Хальм Тангч) и Чувашская Республика (вместо Чувашская Республика – Чуваш Республика).

Вправе ли Президент РФ вносить изменения в Конституцию РФ? Если да, то на каком правовом основании?

8. Федеральный министр Р занимается предпринимательской деятельностью через своих доверенных лиц, в том числе участвуя в управлении ОАО «Сатурн».

Является ли подобная деятельность конституционным правонарушением?

Если да, то какие меры конституционно-правовой ответственности возможны в отношении федерального министра?

Практикум содержит общие правила изучения дисциплины «Конституционное право», программу учебного курса, примерные списки литературы ко всему курсу и по каждой теме, перечни нормативных правовых актов по каждой теме, планы практических занятий, примерные вопросы для подготовки к экзамену, темы курсовых и дипломных работ. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030900.65 Юриспруденция (дисциплина «Конституционное право», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.

Примеры.
Сабуров, будучи депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, при голосовании за проект Федерального закона «О бюджете Российской Федерации
на 2005 год» подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции ЛДПР, о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании депутатской группы было принято решение о лишении депутата Государственной думы депутатских полномочий.

Депутат Государственной думы Российской Федерации Ивановский совершил наезд на велосипеде на гражданина Зайкина, когда тот в нетрезвом состоянии переходил дорогу в неположенном месте. Можно ли совершить следующие действия:
а) задержать депутата.
б) произвести в отношении депутата обыск, допрос, арест,
в) возбудить в отношении депутата уголовное дело,
г) произвести иные следственные действия: допрос свидетелей, осмотр места происшествия и т. д.?
Каков порядок привлечения депутата Государственной думы к административной ответственности?

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конституционное право, Практикум, Казанков С.П., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Гражданское право, Методические указания, Асташкин Р.С., 2019
  • Налоговые споры, Проблемы, анализ, решение, Караханян С.Г., Баталова И.С., 2008
  • Введение в систему математического образования России, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Лебедева С.В., 2014
  • Право, Основы правовой культуры, 11 класс, Базовый и профильный уровни, Часть 2, Певцова Е.А., 2012

Следующие учебники и книги.

Конституционное право России. Практикум. Авакьян С.А.

2-е изд. - М.: 2009. - 400 с.

Практикум является пособием для изучения конституционного права России. Содержит задания и методические указания к семинарским занятиям по конституционному праву России, общие требования по выполнению курсовых работ по конституционному праву России, перечень предлагаемых тем курсовых работ и рекомендации по каждой теме, а также Программу учебного курса конституционного права России. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и иных учебных заведений, планами которых предусмотрено преподавание конституционного права России.

Формат: pdf

Размер: 6 ,1 Мб

Скачать: Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Часть IЗадания и методические указания к семинарским занятиям по конституционному праву России
Общие положения 7
Тема 1. Конституционное право России - отрасль права и наука 10
Тема 2. Конституционное развитие России. Действующая Конституция РФ 15
Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 30
Тема 4. Гражданство Российской Федерации 48
Тема 5. Конституционный статус человека и гражданинав Российской Федерации 56
Тема 6. Федеративное устройство России 63
Тема 7. Избирательная система и избирательное право Российской Федерации 79
Тема 8. Президент Российской Федерации 85
Тема 9. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации 93
Тема 10. Конституционно-правовые основы системы федеральных
органов исполнительной власти. Правительство Российской
Федерации 100
Тема 11. Конституционный Суд Российской Федерации 102
Тема 12. Органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации 107
Тема 13. Конституционно-правовые основы местного
самоуправления в Российской Федерации 113
Часть 2 Выполнение курсовых работ по конституционному праву России
Вводные пояснения 119
Методические рекомендации по подготовке, оформлению
и защите курсовых работ 121
Примерная тематика курсовых работ по конституционному
праву России 133
Рекомендации по предлагаемым темам курсовых работ
по конституционному праву России 137
Часть 3 Программа учебного курса «Конституционное право России»
Нормативные источники и литература ко всем разделам 335
Раздел 1. Конституционное право России как отрасль права,
наука и учебный курс 337
Раздел 2. Основы учения о конституции. Конституционное
развитие России. Действующая Конституция
Российской Федерации 340
Раздел 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 344
Раздел 4. Конституционный статус человека и гражданина
в Российской Федерации 351
Раздел 5. Государственное устройство Российской Федерации 358
Раздел 6. Конституционное закрепление системы органов
государственной власти в Российской Федерации 368
Раздел 7. Избирательная система Российской Федерации 369
Раздел 8. Президент Российской Федерации 376
Раздел 9. Федеральное Собрание - парламент Российской
Федерации 381
Раздел 10. Конституционно-правовые основы системы федеральных
органов исполнительной власти. Правительство
Российской Федерации 386
Раздел 11. Конституционно-правовые основы судебной власти
и прокуратуры в Российской Федерации 389
Раздел 12. Конституционный Суд Российской Федерации 391
Раздел 13. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации 393
Раздел 14. Конституционные основы местного самоуправления
в Российской Федерации 397



Просмотров