Что такое чрезвычайное обстоятельство определение. Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение

В приказе МВД России от 24 марта 2015 года № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Дополнительно приказ МВД России от 24 марта 2015 года № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах».

Чрезвычайные обстоятельства (обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ).

Причиной возникновения ЧО являются чрезвычайные ситуации (ЧС) и чрезвычайные происшествия (ЧП).

Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное происшествие - происшествие или преступление криминального характера.

В целях ликвидации последствий ЧО может вводится чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение – вводимый, в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ на территории РФ или в ее отдельных местностях, особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно – правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей.

Обстановка, сложившаяся в результате возникновения ЧО, введения ЧП, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории ДР и ТГ, угрозы применения или применения ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органной государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей, определяется как особые условия.

Для решения задач, связанных с возникновением ЧО и наступлением особых условий, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно – тактических способов экстренного массированного реагирования ОВД, ВВ МВД РФ и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Понятие режима особых условий.

В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 - 97 УИК, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой настоящей статьи.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, предусмотренные частью второй статьи 85 УИК, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

4. Взаимодействие частей и служб учреждений УИС при возникновении чрезвычайных обстоятельств и происшествий.

С получением сигнала или доклада о возникновении чрез­вычайной ситуаций криминального характера в исправитель­ном учреждении, требующей осуществления специальной операции, старший оперативный начальник должен органи­зовать проведение оперативных, режимных и иных меропри­ятий и силовых действий в соответствии с планом действий органов УИС при чрезвычайных обстоятельствах. С этого момента старший оперативный начальник становится руко­водителем специальной операции. Особенность работы руко­водителя специальной операции в этот момент состоит в том, что практические действия по нормализации обстановки проводятся нижестоящими структурами управления непос­редственно в учреждении, исполняющем наказания, город­скими (районными) органами внутренних дел.

Даже при самых оперативных действиях руководителя специальной операции и оперативного штаба потребуется определенное время на сбор по тревоге сил и средств, их выход в район проведения специальной операции, принятие управленческого решения, а в этот период противоправные события могут развиваться. Следовательно, работа по под­готовке специальной операции должна начинаться немедлен­но, вестись параллельным методом, ибо потеря времени в ожидании позитивных результатов от мероприятий, которые проводят нижестоящие структуры управления, может приве­сти к серьезным последствиям.

Подготовка специальной операции во всех звеньях управ­ления начинается с получения задачи от старшего начальника или немедленно с обострением оперативной обстановки. Она включает: организацию специальной операции (действий); подготовку сил и средств к выполнению задачи; подготовку исходных районов (в ряде случаев занятие позиций, создание системы огня, инженерное оборудование позиций); организа­цию и проведение воспитательной работы; контроль готовности подразделений к выполнению задачи и т. д. Некоторые из этих мероприятий, связанные с подготовкой штабов и сил к выполнению предстоящих задач, могут проводиться раньше по решению и распоряжению старшего оперативного началь­ника. Одним из наиболее важных мероприятий подготовки специальной операции является организация специальной операции, которая включает в себя: принятие решения; по­становку боевых задач; организацию взаимодействия, все­стороннего обеспечения, а также планирование.

Порядок работы руководителя специальной операции и штаба по организации специальной операции зависит от решаемой задачи, условий обстановки, наличия времени и избранного метода работы. Однако во всех случаях всю свою работу по организации специальной операции руково­дитель и оперативный штаб должны планировать и проводить с таким расчетом, чтобы закончить ее своевременно и предоставить как можно больше времени для подготовки подчиненных к выполнению задач.

Время, которым располагает руководитель специальной операции, различно. В порядке работы руководителя и штаба не может быть шаблона. Только творческий подход руково­дителя к определению порядка работы, высокая организован­ность и оперативность в работе руководителя и штаба обеспечивают тщательность подготовки к специальной опе­рации во всех звеньях в ограниченные сроки.

Работа руководителя и штаба может проводиться методом параллельной или последовательной работы, а иногда и в их сочетании. Во всех случаях они должны обеспечить непре­рывное управление подчиненными, приданными и поддержи­вающими подразделениями, своевременное принятие решения, качественное планирование, постановку задач, организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения, а также подго­товку к выполнению задач.

Метод параллельной работы является основным. При нем организация действий в нижестоящих звеньях начинается сразу после определения старшим начальником замысла и осуществляется параллельно на основе отданных им предва­рительных распоряжений.

Организация специальной операции параллельно в не­скольких звеньях позволяет резко сократить общее время на подготовку специальной операции. Качество этой работы зависит главным образом от уровня подготовленности, сла­женности и оперативности в работе руководителя и штабов всех степеней.

Постоянное творчество и инициатива, стремление руково­дителей умело применять творческие знания на практике - залог успеха. Поэтому вполне закономерны высокие требо­вания, предъявляемые к руководителям всех степеней: ком­петентность, способность взять на себя ответственность за выполнение сложных задач, вовремя заметить и поддержать инициативу подчиненных, мобилизовать личный состав. В сложной экстремальной ситуации наиболее ярко проявляются интеллектуальные качества руководителей (командиров, начальников), то есть их способность к тактическому мыш­лению. Добивается победы обычно тот, кто лучше подготов­лен, умеет предвидеть развитие событий, реагировать на резкие изменения обстановки и в соответствии с этим быстро принимать решение и ставить задачи подчиненным. Исполь­зование единых установок, терминов, структур в управлен­ческой деятельности руководителей способствует более успеш­ному решению задач в специальных операциях.

Успех специальной операции во многом зависит от умелой и качественной организации взаимодействия. Именно в умении руководителя четко организовывать и непрерывно поддерживать взаимодействие, как в фокусе, концентрируются его организа­торские способности, тактическая зрелость, способность управ­лять подчиненными и приданными подразделениями.

Сущность взаимодействия при проведении специальной операции заключается в согласованных действиях частей, подразделений и служб по задачам, направлениям, рубежам времени и способам выполнения служебно-оперативных задач с максимальной эффективностью.

В работе по организации взаимодействия вместе с руко­водителем специальной операции и сотрудниками оператив­ного штаба по мере необходимости принимают участие руководители (начальники) приданных и поддерживающих подразделений.

Работа руководителя по организации взаимодействия условно может быть разделена на два взаимосвязанных этапа.

Первый этап охватывает работу от получения задачи до отдачи боевого приказа подразделениям. На этом этапе руководитель на основе уяснения задачи, оценки обстановки и указаний старшего начальника по организации взаимодей­ствия определяет в своем решении главные вопросы взаимо­действия, на основании которых оперативный штаб органи­зует взаимодействие:

Между элементами боевого порядка по распределению исходных районов, времени их занятия, маршрутам выдви­жения на установленные рубежи, порядку перемещения, мерам по обману преступников;

С начальниками соседних территориальных органов внутренних дел, внутренними войсками, ФСБ, Пограничными войсками РФ, Железнодорожными войсками РФ и другими по определению количества привлекаемых к специальной операции сил и средств, сроков готовности и времени прибытия в районы сосредоточения, порядку включения сил и средств в группы для проведения силовых действий, боевого, тылового, технического обеспечения;

Органами исполнительной власти по вопросам охраны важных объектов, выделения транспортных средств, разме­щения, питания, бытового обслуживания личного состава, привлечения медицинских учреждений к оказанию медицин­ской помощи пострадавшим, раненым и больным, введения некоторых режимных ограничений для населения;

Органами прокуратуры о порядке формирования след­ственно-оперативных групп и другим вопросам;

Органами управления Вооруженных Сил РФ, региональ ными центрами (штабами ГО и ЧС) о мероприятиях в совместных действиях по выполнению задач, районах сосре­доточения, маршрутах и сроках выдвижения, местах разме­щения пунктов управления, порядке выделения авиации, усиления важных объектов;

Администрацией железных дорог, аэропортов, морских пароходств о назначении основных (запасных) станций (аэро­дромов, пристаней) погрузки (выгрузки) личного состава техники, порядке перевозки сил и средств, об усилении охраны важных объектов и др.

Наряду с перечисленными вопросами могут возникнуть другие в зависимости от сложившейся оперативной обстановки, привлекаемых сил и средств, мест их дислокации, предназначения.

Оперативный штаб, организуя взаимодействие между группами при выполнении задач, устанавливает сроки нача­ла выдвижения, занятия исходных позиций (рубежей), порядок взаимной информации, взаимопомощи, сигналы управления, взаимоопознавания и т. д. Главные вопросы взаимодействия определяются по задачам, рубежам, времени и способам выполнения задач с учетом имеющихся сил и средств. На­пример, взаимодействие может быть организовано по четы­рем задачам:

При планировании специальной операции;

На период выдвижения (передислокации или перегруп­пировки) сил и средств и занятия назначенных исходных районов;

В ходе выполнения задачи (она может быть ближайшей, последующей, дальнейшей, конечной);

По окончании специальной операции (действий).

При этом руководитель намечает основные варианты действий подразделений исходя из характера возможных действий преступников.

Детально вопросы взаимодействия разрабатываются шта­бом при подготовке специальной операции, отражаются в плановой таблице взаимодействия и доводятся до подчиненных при организации взаимодействия. Одновременно штабом разрабатывается единая система сигналов управ­ления, оповещения, взаимного опознавания и целеуказания, а также общая ориентирная схема и единая нумерация объектов.

Заместителями руководителя специальной операции де­тально разрабатываются все вопросы взаимодействия, го­товятся соответствующие расчеты и докладываются руко­водителю специальной операции. Все расчеты производятся от установленного или условного времени «Ч». Отработан­ные руководителем главные вопросы взаимодействия явля­ются базой для последующей работы по организации вза­имодействия.

Второй этап - это непосредственная работа руководителя специальной операции по организации взаимодействия на местности, макете местности или по карте (схеме) с участием основных должностных лиц штаба, а также руководителей (командиров, начальников) подчиненных и приданных подраз­делений. Организация взаимодействия - это сложный, твор­ческий процесс, требующий от организатора способностей моделировать ход предстоящих событий.

Взаимодействие организуется с целью:

Согласовать усилия всех привлекаемых к специальной операции сил и средств в интересах подразделений, выпол­няющих главную (основную) задачу;

Добиться единого понимания всеми начальниками (должностными лицами) цели специальной операции, боевых (слу­жебных) задач и способов их выполнения;

Наметить и согласовать варианты действий подразделе­ний и способы по обману преступников исходя из характера их возможных действий;

Указать единые сигналы оповещения, взаимного опозна­вания и целеуказания.

В зависимости от наличия времени работа руководителя по организации взаимодействия может осуществляться либо методом указаний руководителя и докладов подчиненных, либо путем отработки вопросов применения сил и средств, начиная с основных подразделений, в интересах которых организуется взаимодействие с розыгрышем основных так­тических эпизодов.

При достаточном количестве времени руководитель может последовательно и детально рассмотреть возможные такти­ческие эпизоды. Он детализирует в необходимой степени те главные вопросы взаимодействия, которые были определены в решении и доведены при постановке задач, конкретизирует порядок поддержания взаимодействия его восстановления в ходе специальной операции, указывает сигналы оповещения, управления и взаимодействия. Вопросы взаимодействия от­рабатываются в наиболее вероятной последовательности развития событий и с учетом тех критических ситуаций, которые могут возникнуть. Отработка вопросов согласован­ного применения сил и средств в каждом из рассматриваемых тактических эпизодов начинается, как правило, с тех сило­вых подразделений, в интересах которых организуется вза­имодействие.

Методом указаний руководитель специальной операции организует взаимодействие в условиях крайне ограниченного времени на выполнение этой работы. Руководитель дает указания подчиненным начальникам о порядке действий штатных, приданных и поддерживающих подразделений при выполнении каждой последовательно решаемой задачи.

В результате организации взаимодействия должностные лица должны иметь единое и четкое представление о порядке и способах действий в ходе операции на любой стадии ее развития и при возможных изменениях обстановки.

Оперативный штаб по указанию руководителя специаль­ной операции детально разрабатывает вопросы взаимодей­ствия, увязывает необходимые вопросы со взаимодействую­щими органами, согласовывает работу штабов, доводит до подчиненных установленные сигналы, порядок ориентирова­ния и взаимного опознавания, организует связь взаимодей­ствующих сторон. Взаимное опознавание и целеуказание обеспечивается с помощью радиотехнических средств, ис­пользования единых сигналов взаимодействия, сигнальных средств обозначения, а также визуальным наблюдением и поддержанием надежной связи между взаимодействующими подразделениями. Вопросы взаимодействия отражаются в плановой таблице взаимодействия, планах обеспечения опе­рации, планах должностных лиц. Указания по взаимодей­ствию, отданные руководителем ОШ, оформляются в виде распоряжений.

Вопросы, по которым руководитель специальной операции организует взаимодействие, должны быть конкретными, логически последовательными, краткими и ясными. При этом руководитель, не повторяя данных, изложенных в боевом приказе, главное внимание уделяет согласованию действий всех сил. Степень детализации вопросов взаимодействия в указаниях руководителя будет различной в зависимости от наличия времени, подготовленности и опыта подчиненных сотрудников и других факторов обстановки.

В нижестоящих звеньях; управления взаимодействие между элементам боевого порядка обычно организуется в такой же последовательности, какая определена руководителем специ­альной операции. Организация взаимодействия - ответствен­ный этап в деятельности руководителя, требующий от него огромных усилий. Чем выше ранг руководителя, тем больше мера его ответственности за организацию взаимодействия, тем больше знаний, способностей предвидеть ход событий, проявления оперативности, решительности, настойчивости, а в необходимых случаях и гибкости требуется от него. Каждый руководитель, организуя взаимодействие, должен четко определить цель действий при выполнении каждой из задач, а также убедиться в правильном понимании подчинен­ными поставленных задач и способов их выполнения.

Взаимодействие должно быть непрерывным на протяжении всей операции. Даже кратковременное его нарушение вносит дезорганизованность в действия, снижает эффективность операции, приводит к неоправданным потерям.

Непрерывность взаимодействия достигается:

Правильным пониманием руководителями и штабами цели специальной операции задач и способов их выполнения;

Постоянным знанием обста­новки;

Систематической взаимной информацией штабов вза­имодействующих сторон;

Широкой инициативой руководите­лей и штабов в восстановлении нарушенного взаимодей­ствия;

Наличием в распоряжении руководителя сил и средств, обеспечивающих влияние на ход операции и быстрое восста­новление нарушенного взаимодействия;

Наличием беспере­бойно действующей связи.

В случае нарушения взаимодействие немедленно восста­навливается. В ходе проведения операции взаимодействие может уточняться, а при резких изменениях обстановки организовываться заново.

Для поддержания взаимодействия все руководители дол­жны не только правильно понимать цель специальной oneрации, задачи и способы их выполнения, но и постоянно знать обстановку, иметь между собой надежную связь и система­тически обмениваться информацией. Особое значение для поддержания непрерывного взаимодействия приобретает ини­циатива подчиненных начальников. Во всех случаях наруше­ния взаимодействия они должны сами стремиться к установ­лению связи с соседями, старшим начальником и согласовы­вать свои действия, не дожидаясь особых указаний старшего начальника.

Для своевременного восстановления нарушенного взаимо­действия необходимо контролировать соблюдение всеми подразделениями установленного порядка взаимодействия, быстро выяснять причины его нарушения и восстанавливать связь между взаимодействующими силами. От руководителя и оперативного штаба требуется в короткие сроки опреде­лять меры, принятие которых позволит восстановить взаи­модействие и быстро доводить до подчиненных новый поря­док их совместных действий в ходе выполнения задачи.

Оперативный штаб, используя средства связи, обеспечи­вает постоянную взаимную информацию об обстановке между взаимодействующими подразделениями; уточняет места размещения их пунктов управления, добивается от руководителей подчиненных и взаимодействующих подраз­делений понимания уточненных, дополнительных или новых задач, способов их выполнения и замысла руководителя (начальника) по сложившейся обстановке. В соответствии с изменениями в обстановке ОШ уточняет сигналы взаи­модействия, систему ориентирования и целеуказания; кон­тролирует выполнение каждым подразделением задач по направлениям, рубежам, объектам и времени, организует перемещение пунктов управления.

Организация и поддержание взаимодействия - это слож­ный процесс, требующий глубокого понимания важности взаимодействия и определенных навыков в его организации. Поскольку ЧО в нашей жизни возникают не каждый день, то руководителями всех звеньев должен приобретаться опыт в вопросах организации взаимодействия на занятиях в сис­теме служебной подготовки: в ходе штабных тренировок, тактических (тактико-специальных) учений, а также совме­стных тактико-специальных учений.

Для оказания помощи руководителю специальной опера­ции в организации и поддержании непрерывного взаимодей­ствия в ходе проведения операции в состав оперативного штаба необходимо вводить опытных сотрудников, способных организовывать взаимодействие.

5. Действия администрации и дежурной смены при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах.

В соответствии с гл. XVIII Инструкции о надзоре за осуждёнными, содержащимися в исправительных колониях, усиление несения службы по надзору производится при осложнении обстановки в колонии в результате массовых беспорядков, групповых неповиновений, хулиганских действий с участием больших групп осужденных, побегов осужденных, отказов от работы и приема пищи, нападений на представителей администрации и других лиц, захватов заложников, стихийных бедствий, пожаров и катастроф с тяжкими последствиями.

Сотрудники колонии в этих случаях принимают меры к недопущению использования осужденными сложившейся обстановки в преступных целях.

Действия сотрудников при осложнении обстановки (происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах) определяются планом действий при чрезвычайных обстоятельствах.

Обучение сотрудников действиям при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах проводится в системе боевой и служебной подготовки, учения по совершенствованию подготовки сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, к которым могут привлекаться сотрудники отдела специального назначения, проводятся не реже одного раза в квартал.

Усиленный вариант несения службы по надзору за осужденными вводится также в случае введения режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии со статьей 85 УИК РФ.

Система и способы несения службы по надзору за осужденными по усиленному варианту предусматриваются планами надзора.

Решение о переходе на усиленный вариант надзора оформляется приказом.

При режиме особых условий усиленный вариант несения службы по надзору за осужденными организуется в соответствии с требованиями статьи 85 УИК РФ.

При усиленном варианте необходимо:

Увеличить численность личного состава дежурных смен;

Уточнить мероприятия по повышению готовности личного состава к действиям на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств;

Провести работу по повышению бдительности личного состава;

Непрерывно следить за обстановкой на объектах колонии и своевременно реагировать на ее изменение.

Активизировать оперативно-профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактических учетах, по предупреждению правонарушений;

Провести тщательный обыск жилых и производственных зон (объектов), ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камер, запираемых помещений в целях изъятия запрещенных вещей и обнаружения приготовлений к побегам и другим правонарушениям;

Использовать оперативные группы, прибывшие из территориальных органов УИС для оказания помощи в нормализации оперативной обстановки;

Усилить патрулирование на территории, прилегающей к колонии, на которой установлены режимные требования;

Проверить наличие и состояние противопожарных средств и привести в повышенную готовность состав ведомственных пожарных команд колонии;

Усилить контроль за деятельностью отделов, служб и дежурных смен колонии.

При необходимости решением начальника территориального органа ФСИН России для оказания практической помощи на период усиления надзора в колонию командируются сотрудники отдела специального назначения и сотрудники территориального органа. В отдельных случаях, в зависимости от обстановки, приказом территориального органа ФСИН России часть начальствующего состава может переводиться на казарменное положение.

Все мероприятия при возникновении чрезвычайных обстоятельств проводятся в тесном взаимодействии сил и средств УИС с органами внутренних дел и воинскими частями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

Действия при побеге.

Обнаружив отсутствие в СИЗО (тюрьме) подозреваемого, обвиняемого или осужденного, до выяснения причин его отсутствия ДПНСИ (ДПНТ) прекращает всякое движение и организует имеющимися в наличии силами тщательный осмотр всех помещений, чердаков, подвалов, прочих мест, где может скрываться указанное лицо.

Если осмотр территории не дал положительных результатов, ДПНСИ (ДПНТ) докладывает об этом начальнику СИЗО (тюрьмы) либо его заместителю или начальнику отдела режима и в дальнейшем действует по его указанию.

При поступлении сигнала с рубежей предупредительной сигнализации о попытке преодоления рубежа ДПНСИ (ДПНТ) немедленно направляет вооруженную резервную группу из состава караула на внешнюю сторону ограждения СИЗО (тюрьмы) для пресечения побега и одновременно младшего инспектора резервной группы дежурной смены на рубеж, с которого поступил сигнал тревоги, для установления причин срабатывания сигнализации.

При обнаружении побега ДПНСИ (ДПНТ) докладывает об этом начальнику СИЗО (тюрьмы) и немедленно направляет вооруженную группу из состава караула для тщательного осмотра близлежащей территории (улиц, дворов, прочих мест). Если проведение этих мероприятий не дало положительных результатов, преследование и местный розыск бежавшего организуется лично начальником учреждения или его заместителем в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых актов МВД России и Минюста России.

9. Понятие мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, общие положения мобилизационной подготовки.

Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.

Мобилизационные органы:

1. Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.

2. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.

3. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти и организациях, определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

5. Положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов.

6. Положение о федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, создаваемом в соответствии с Федеральным законом "Об обороне", утверждается Президентом Российской Федерации.

7. Мобилизационные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их структура и штаты создаются и определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в условиях военного времени.

Военно-транспортная обязанность

1. Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.

2. Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан - владельцев транспортных средств.

3. Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Финансирование мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

2. Организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.

3. Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

10. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

А. И. ФРОЛОВ

ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства органы прокуратуры сталкиваются с необходимостью толкования различных правовых понятий. Одним из таких понятий является «чрезвычайная ситуация». Так, объявление режима чрезвычайной ситуации на какой-либо территории органами власти различных уровней является основанием расходования бюджетов бюджетной системы, в частности резервных фондов бюджетов (ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Эффективное осуществление прокурорского надзора за соблюдением законодательства при расходовании средств резервных фондов бюджетов и иных средств на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций без квалификации тех или иных неблагоприятных явлений действительности в качестве чрезвычайных ситуаций не представляется возможным. Дать толкование понятия «чрезвычайная ситуация» необходимо также для осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и при осуществлении прокурорского надзора в иных сферах.

Частота и разрушительные последствия чрезвычайных ситуаций требуют принятия от государства особых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Правовые средства могут быть эффективны в борьбе с чрезвычайными ситуациями только при однозначно воспринимаемом, точном понятийном аппарате.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит легальное определение понятия «чрезвычайная ситуация»: это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абз. 1 ст. 1).

Среди ученых не сложилось однозначного представления о понятии «чрезвычайная ситуация». Вопросами чрезвычайных ситуаций в разное время занимались исследователи в области гражданской обороны и безопасности, социологии и иных дисциплин (Н. И. Ар-хипова, А. Г. Богданов, Н. Н. Брушлинский, Ю. Л. Воробьев, А. П. Зайцев, О. И. Иванов, В. В. Кульба, Н. И. Локтионов, С. М. Мягков, В. И. Осипов, Б. Н. Порфирьев, А. Про-колиба, В. П. Семиков, В. Уткин, М. И. Фалеев, А. А. Ясманов). Именно их труды изначально были положены в основу первых легальных определений понятия «чрезвычайная ситуация».

Одним из первых исследователей чрезвычайных ситуаций считается Б. Н. Порфирьев, который предложил следующее определение: внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительными человеческими жертвами, социально-экономическим и экологическим ущербом и вследствие этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию многообразных негативных

последствий (разрушений, пожаров и т. д.) .

Вопросы, связанные с понятием «чрезвычайная ситуация», также находят свое отражение в специальной юридической литературе, главным образом благодаря исследователям в сфере административного права, безопасности в чрезвычайных ситуациях (Ю. Е. Аврутин, В. С. Алексанина, В. В. Гущин, О. А. Инсаров, П. В. Канисев, О. В. Ковалева, Б. П. Кондрашов, П. В. Космынина, А. А. Кривопуст, А. Ф. Майдыков, В. И. Майоров, И. А. Назаренко, А. И. Парубов, И. А. Сахно, А. К. Сисакьян, С. А. Старостин, Т. Б. Тураходжаев, Н. В. Удальцова, Ю. С. Черепанцева, В. В. Черных и др.).

Многие из предложенных в литературе определений понятия «чрезвычайная ситуация» построены без учета правил логики о соразмерности определения, изобилуют признаками, которые нельзя отнести к существенным признакам понятия «чрезвычайная ситуация», и при этом не содержат необходимый набор всех существенных признаков, позволяющих квалифицировать чрезвычайную ситуацию среди схожих явлений действительности. Определение чрезвычайной ситуации должно препятствовать подведению под нее любых негативных с точки зрения государства, общества, гражданина явлений, так как далеко не все такие явления могут быть признаны чрезвычайными ситуациями.

Словари русского языка не содержат определения исследуемого понятия. В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово «чрезвычайный» понимается как исключительный, превосходящий все, всех; очень большой , а слово «ситуация» — как совокупность обстоятельств, положение, обстановка . В словаре Д. Н. Ушакова «чрезвычайный» есть превосходящий обычную меру, не такой, как обычно, исключительный , а «ситуация» определяется как совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение .

Для определения понятия чрезвычайной ситуации необходимо выделить его существенные признаки, в совокупности достаточные для обособления чрезвычайной ситуации в ряду иных явлений действительности.

1. Первый признак чрезвычайной ситуации причинение ущерба правам и охраняемым законом интересам физических лиц, юридических лиц, публично-правовых образований или возникновение угрозы причинения такого ущерба . Чрезвычайные ситуации могут повлечь причинение значительного имущественного, организационного , неимущественного, нематериального, морального вреда.

Характерно, что одни авторы обязательным признаком чрезвычайной ситуации называют реальное причинение вреда (Н. Н. Брушлинский, В. П. Семиков, В. В. Черных), другие допускают возникновение угрозы причинения вреда (Ю. С. Черепанцева, О. В. Ковалева).

Для наступления правовых последствий тех или иных явлений достаточно одной лишь угрозы причинения вреда от чрезвычайной ситуации. Угроза

причинения вреда является признаком чрезвычайной ситуации при определенных условиях. Во-первых, угроза должна быть реальной, осуществимой в относительно ближайшее время, во-вторых, вред, которым угрожает то или иное явление, может быть значительным, существенным, в-тре-тьих, вредоносное угрожающее явление должно быть чрезвычайным, т. е. исключительным, из ряда вон выходящим.

2. Действующее легальное определение (абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ) позволяет относить к чрезвычайным ситуациям любые аварии, происшествия, в том числе незначительные, обычные, случающиеся ежедневно, которые не причиняют существенного ущерба (или создают угрозу такового), например легкие дорожно-транспортные происшествия. Но в соответствии с этимологическим содержанием каждая чрезвычайная ситуация — явление исключительное, необычное, которое представляет собой определенную совокупность обстоятельств, обстановку, положение дел. Исходя из этого можно заключить, что чрезвычайная ситуация должна быть явлением редким. Следовательно, к чрезвычайной ситуации могут быть отнесены не всякие неблагоприятные явления, а лишь наиболее тяжкие, сложные, разрушительные, такие, которые подходят под определение «бедствие».

Бедствие в словарях понимается как тяжелое жизненное испытание, большая беда, существенная помеха в чем-либо, неудобство, неприятность, события, приводящие к тяжелым последствиям (наводнения, землетрясения, войны и т. п. ) ; большое несчастье ; большое несчастье, тяжелое, гибельное событие . Таким образом, вторым признаком чрезвычайной ситуации является исключительность соответствующей обстановки, отнесение ее в разряд бедствий, причиняющих существенный, значительный как имущественный, так и неимущественный вред потерпевшим (а также создающих угрозу причинения такого вреда).

Но как решить вопрос об отнесении отдельно взятой обстановки к чрезвычайной ситуации, т. е. к бедствию? В научной литературе приводится мнение о том, что критерий чрезвычайности тех или иных событий, который позволяет определить, чрезвычайная это ситуация или нет, заключает в себе «…отклонение от нормальных условий жизнедеятельности общества, вызванное необычным обстоятельством, событием или условием, исключающее возможность предусмотреть или предвидеть то или иное явление…» . Представляется неверным при отнесении тех или иных явлений к чрезвычайным ситуациям руководствоваться критерием непредвиденности. То обстоятельство, например, что падение столкнувшегося с землей метеорита, причинившего значительный ущерб населению, заблаговременно рассчитано астрономами, не лишает последствия его падения статуса чрезвычайной ситуации.

Представляется целесообразным на законодательном уровне определить конкретные критерии отнесения тех или иных явлений к чрезвычайным ситуациям по числу пострадавших, по размеру причиненного вреда или угрозе причинения соответствующего вреда.

Постановлением Правительства от 13.09.1996 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. При этом к наименее опасной из них — локальной — относится чрезвычайная ситуация, которая не выходит за пределы территории объекта, количество людей, погибших или здоровью которых причинен вред, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь

составляет не более 100 тыс. р. Как видно, предложенная классификация проводится по максимальному уровню ущерба, причиненного этим видом чрезвычайной ситуации, и не определяет минимальный ущерб для чрезвычайной ситуации.

1. Из первых двух признаков чрезвычайной ситуации следует третий признак — нарушение условий жизнедеятельности. При этом под жизнедеятельностью в различных словарях понимается: внутренняя и внешняя активность человека или социальной группы в конкретных социально-психологических, социальных, экономических и других условиях (в конфликтологии) ; работа, занятие в какой-либо области ; совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма (биол.), работа, деятельность человека за время его жизни (устар.) .

При чрезвычайной ситуации нарушаются условия деятельности юридических и физических лиц в сферах производства, обмена и потребления материальных благ, возникают, изменяются и прекращаются различные правовые отношения. Чрезвычайные ситуации как явления нежелательные, несущие разрушительные для экономики последствия, дестабилизируют общественную жизнь. С позиций права чрезвычайная ситуация представляет собой состояние общественных отношений на определенном пространстве. При чрезвычайной ситуации общественные отношения находятся в измененном, подавленном состоянии. Таким образом, через рассматриваемый признак чрезвычайная ситуация становится «обстановкой» («состоянием общественных отношений»), т. е. совокупностью обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения или положение.

4. Чрезвычайная ситуация как совокупность обстоятельств, обстановка, положение дел имеет свои пространственные границы. Представляется, что использование в легальном определении понятия чрезвычайной ситуации термина «территория» не сказывается положительно на единообразном толковании рассматриваемого понятия. Включает ли в себя «территория» (от лат. t erra — земля, суша) водные объекты, воздушное пространство, недра, космос?

Статья 67 Конституции Российской Федерации определяет, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Но данное определение понятия «территория Российской Федерации» не вносит ясности: в легальном определении понятия чрезвычайной ситуации речь идет не о территории Российской Федерации, а о территории вообще.

Следует признать возможность сложившейся обстановки в воде, воздухе, недрах, в космосе, так же как и на суше, наносить вред (создавать угрозу такового), нарушать условия жизнедеятельности в такой степени, чтобы стать бедствием.

Таким образом, содержание рассматриваемого понятия включает такой существенный признак чрезвычайной ситуации как возможность возникновения как на суше, где проживают люди, так и в недрах, на воде, в воздухе и в космосе , т. е. везде.

5. Чрезвычайные ситуации имеют временные границы. Возникновение чрезвычайных условий жизнедеятельности, обстановки предваряют определенные чрезвычайные обстоятельства (чрезвычайное событие, источник чрезвычайной ситуации). Что именно следует признавать чрезвычайной ситуацией: ее источник — событие, обстоятельство, явление или ее последствия — чрезвычайные условия жизнедеятельности? Существующее легальное определение исследуемого понятия признает чрезвычайные ситуации последствием определенных событий

(аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия).

Безусловно, как сам источник чрезвычайной ситуации (чрезвычайные обстоятельства), так и его следствие (чрезвычайные условия и обстановка) в равной степени значимы, но различны по своей природе.

Представляется, что причиной чрезвычайной ситуации как следствия всегда выступает ее источник — чрезвычайное происшествие, чрезвычайные обстоятельства. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» называет источниками чрезвычайной ситуации опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. С указанным определением, пожалуй, можно согласиться, добавив в него источники социальных чрезвычайных ситуаций: войны, террористические акты, народные волнения и пр.

Таким образом, пятым признаком чрезвычайной ситуации является ее обусловленность чрезвычайными обстоятельствами (источником), которые являются ее причиной и возникают в силу этого по времени ранее.

Иные признаки, которыми наделяют чрезвычайные ситуации некоторые исследователи (необходимость привлечения сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, психологический дискомфорт населения и др.), не могут быть отнесены к существенным признакам, но могут быть факультативными, необязательными.

Из преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ следует, что он распространяется только на природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Следовательно, из сферы действия указанного Закона изъяты социальные чрезвычайные ситуации (бунты, волнения, беспорядки и т. д.).

Следуя буквальному смыслу слов «чрезвычайный» и «ситуация», термин «чрезвычайная ситуация» позволяет включать в себя все исключительные обстоятельства, в том числе социального характера. В этой связи необходимо внести в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ соответствующие изменения.

Представляется, что определение понятия «чрезвычайная ситуация» должно быть следующим: обстановка (состояние общественных отношений) в определенном пространстве (в том числе на суше, где проживают люди, а также в недрах, на воде, в воздухе и в космосе), выразившаяся в значительном изменении условий жизнедеятельности физических и юридических лиц, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, иных стихийных бедствий, войны, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, террористического акта, бунта, народного волнения, восстания, забастовки, иных социальных конфликтов, эпидемии, эпизоотии и других явлений, которые могут повлечь или повлекли за собой значительный имущественный и неимущественный вред .

Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации).

Среди различных терминов и определений, употребляющихся в случаях боевой и служебной деятельности внутренних войск, особое место занимают чрезвычайные ситуации.

Существующее многообразие терминов, относящихся к чрезвычайной ситуации, чрезвычайному положению, чрезвычайным обстоятельствам, чрезвычайным происшествиям и особым условиям объясняется, с одной стороны, слабой и недостаточной проработкой данных понятий, с другой - стремлением различных авторов отразить лишь те существенные признаки, которые наиболее полно и точно, по их мнению, отражали бы сложившуюся ситуацию.

Разработка понятийного аппарата имеет особое значение еще и потому, в настоящее время в специальной литературе не только не выработано универсальных дефиниций, но и сложилась ситуация, при которой на практике происходит подмена одних понятий другими, в близкие по значению термины порой вкладывается различное содержание.

В то же время базисом для корректного определения понятий служит, с одной стороны, современное состояние научной разработки рассматриваемых явлений, с другой - восприятие обществом их логического содержания.

Тем не менее, нам представляется очевидным, что при всем многообразии терминов, на наш взгляд, ключевым понятием является «чрезвычайная ситуация».

Так, чрезвычайные ситуации, с одной стороны характеризуются внешней внезапностью, неожиданностью возникновения и быстрым развитием событий, с другой - различным спектром негативных последствий, которые, на наш взгляд, можно сгруппировать в следующие блоки: социально-экологический, психологический, социально-политический, экономический, организационно-управленческий, мультипликативный и специальный правовой режим.

На мой взгляд, чрезвычайную ситуацию необходимо признавать кризисной, то есть возникающей неожиданно, когда при этом необходимы специфичные и интенсивные способы борьбы с ней. Кризисная ситуация не может быть длитель-ной и устраненной обычными мерами, используемыми при повседневных ситуа-циях. При этом успешные результаты борьбы с ней напрямую связаны с времен-ными составляющими вмешательства и разрешения ситуации.

Проведенный анализ чрезвычайных ситуаций подтверждает, что каждая из них имеет свои специфику, черты, характер и тенденции, которые были приобре-тены ею в конкретный период времени. В связи с этим служебно-боевая деятель-ность ВВ может быть осуществлена исходя из того, что решение возникающих проблемных вопросов старыми способами уже невозможно.

Кроме того, к характерным признакам чрезвычайной ситуации необходимо относить различного рода негативные последствия: социально-экологической, соци-ально-психологической, социально-политической и экономической направленности.

Исследование развития чрезвычайных ситуаций позволяет систематизировать характерные условия и причины их возможного возникновения:

они вызываются действиями человека (неосознанными, как, скажем, неквалифицированные действия промышленного персонала) или происходят вследст-вие низкой эксплуатационной надежности технических систем;

они возникают внезапно, протекают стремительно и имеют долговременные негативные последствия;

они характеризуются не только экономическими, социальными, но и экологическими последствиями.

Чрезвычайную ситуацию необходимо не только прогнозировать, но и целенаправленно удерживать в определенных рамках с помощью дополнительных усилий с последующим трансформированием в стабильную ситуацию. В то же время чрезвычайность предполагает перераспределение и сосредоточение сил и средств Министерства внутренних дел Российской Федерации, других подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на осуществление этой деятельности.

Что же касается Чрезвычайных обстоятельств, то - это события, произошедшие в социальной и техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельности людей, общества и государства и требующее специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

Однако в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе России «О чрезвычайном положении» понятие «чрезвычайная ситуация» отсутствует.

В то же время Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» урегулировал отношения в сфере обеспечения безопасности населения, защиты территорий, экономики страны, ее жизнедеятельности в условиях чрезвычайной ситуации некриминального характера. В соответствии с этим законом под чрезвычайной ситуацией понимается «обстановка на определенной террито-рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастро-фы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за со-бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей» Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Сборник законодательства Российской Федерации 1994. № 35. Ст. 3648..

Методология научного исследования предполагает наличие классификации анализируемых объектов и явлений. В данном случае это особые условия, вы-званные чрезвычайными ситуациями. Изучение специальной литературы и нор-мативно-правовых документов по данному проблемному вопросу подтверждает, что особые условия целесообразно подразделить на три группы:

1) природно-биологического характера (землетрясения, наводнения, сели, песчаные и снежные бури, оледенения, эпидемии и эпизоотии);

техногенного характера (взрывы, аварии, катастрофы);

экологического характера (эпидемии и эпизоотии).

Анализ факторов, признаков и критериев, присущих чрезвычайным ситуаци-ям, а также проведенных исследований позволяет сделать вывод: под особыми ус-ловиями необходимо понимать повышенную по степени опасности для жизни лю-дей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вызываемую явлениями природно-биологического, техногенного, экологического характера и требующую для ее нормализации от системы МВД России принятия специальных организационных, правовых мер и их материально-технического обеспечения.

С учетом изложенного целесообразно рассмотреть соотношение понятия «особые условия» с понятиями «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные». Для выполнения задач по оказанию содействия органам внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах создается группировка сил и средств.

Таким образом, мы видим, что понятия чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных обстоятельств тесно переплетаются друг с другом.

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 8

Определяя чрезвычайные доходы и расходы как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, ПБУ 9/99 и 10/99 <1> не дают определения таких обстоятельств. В других нормативных актах по бухгалтерскому учету нет ни дополнительных требований к признанию чрезвычайных доходов (расходов), ни дополнительных признаков чрезвычайных обстоятельств. Есть ли критерии отнесения тех или иных обстоятельств к чрезвычайным? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться в такой ситуации?

<1> Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждены Приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н и N 33н.

На наш взгляд, понятия "чрезвычайное обстоятельство" и "чрезвычайная ситуация" следует рассматривать с точки зрения двух различных отраслей российского права: административной и гражданско-правовой. Данные отрасли раскрывают эти понятия и позволяют выделить критерии отнесения тех или иных обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайным.

Административное регулирование

Для раскрытия понятия "чрезвычайная ситуация" с точки зрения административного права следует руководствоваться положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принятыми в соответствии с ним законами и другими нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ст. 1 указанного Закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери. Данное определение позволяет выделить квалифицирующие признаки чрезвычайной ситуации: причину - опасное природное явление, катастрофа, стихийные или иные бедствия и следствие - наличие человеческих жертв, причинение ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

Законодательство РФ не содержит четких определений понятий "катастрофа", "стихийное бедствие", "авария", поэтому обратимся к специальным нормативным правовым актам, а также к Государственным стандартам Российской Федерации.

Наиболее многозначным термином, раскрывающим понятие "чрезвычайная ситуация", является термин "авария". Согласно Федеральному закону от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" радиационной аварией является потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести либо привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, авария представляет собой повреждение либо выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических либо физических лиц и здоровью населения.

Стандарт ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" содержит следующее определение: авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Определения понятий "стихийное бедствие" и "катастрофа" даны в ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения":

  • стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть либо возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, т.е. катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы, нанести существенный материальный ущерб юридическим и физическим лицам, а также окружающей природной среде;
  • природно-техногенная катастрофа - это разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.

Таким образом, ситуация будет являться чрезвычайной, если в результате указанных выше событий (аварии, стихийного бедствия, катастрофы) наступили или могут наступить такие последствия: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, нарушение условий жизнедеятельности людей и значительные материальные потери.

Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, подразделяет все чрезвычайные ситуации на шесть видов: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями отнесения чрезвычайной ситуации к тому или иному виду являются:

  • количество людей, пострадавших в этих ситуациях;
  • количество людей, условия жизнедеятельности которых нарушены в результате данной чрезвычайной ситуации;
  • размер материального ущерба;
  • границы зон распространения поражающих факторов.

Критерий значительности материальных потерь законодательно не установлен. В Положении указано, что материальный ущерб при чрезвычайной ситуации локального характера (т.е. зона ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения) не должен превышать 1000 МРОТ. Однако нижний предел ущерба в данном нормативном акте не определен. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает среди прочего обязательное проведение инвентаризации имущества организации в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. В данном случае инвентаризация позволит определить и оценить масштаб последствий той или иной чрезвычайной ситуации, возникшей в ходе ведения организацией обычной хозяйственной деятельности.

Следовательно, значительность материальных потерь оценивается применительно к каждому пострадавшему хозяйствующему субъекту в каждой конкретно взятой ситуации, а размер потерь определяется на основании инвентаризационных описей и актов инвентаризации.

Кроме того, для наступления определенных правовых последствий (возмещение ущерба, страховые выплаты) факт возникновения чрезвычайной ситуации и признания ее таковой должен быть документально подтвержден письменным заключением служб, занимающихся ее ликвидацией: МЧС России, Государственной противопожарной службой, Росгидрометом, иными уполномоченными органами. Распространяется практика подтверждения наличия чрезвычайной ситуации и правовыми актами. Например , Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 3 июня 1998 г. ситуация, сложившаяся в Республике Саха (Якутия) в результате наводнения, повлекшего за собой человеческие жертвы и большие разрушения, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня.

Отсутствие такого подтверждения может повлечь за собой определенные правовые последствия, в частности невозможность отнесения материальных потерь организации, возникших в результате чрезвычайной ситуации, к чрезвычайным расходам. На необходимость и обязательность получения подтверждающих документов указывает судебная практика (см., например, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 июня 2005 г. по делу N А40-8097/05-118-92).

Гражданско-правовое регулирование

С точки зрения гражданского права при определении критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайной ситуации следует обратиться к нормам международного права, а также Гражданского кодекса РФ.

Нормы международного права при регулировании порядка освобождения от ответственности сторон обязательственного правоотношения используют понятие "непреодолимая сила", или "форс-мажор". В соответствии с п. 7.1.7 Принципов международных коммерческих договоров, разработанных Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), сторона освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий. Согласно ст. 79 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий.

Данные положения международных правовых актов нашли свое отражение в гражданском законодательстве Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при ведении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайные обстоятельства могут являться или не являться обстоятельствами непреодолимой силы в зависимости от того, можно ли их было предотвратить.

Таким образом, основными признаками обстоятельств непреодолимой силы являются непредотвратимость наступления и чрезвычайный характер обстоятельств. И чрезвычайность, и непредотвратимость могут быть отнесены как к природным явлениям стихийного характера, так и к действиям людей.

Непредотвратимость исходя из доктрины гражданского права означает отсутствие необходимых и достаточных организационно-технических средств, обязательных для предотвращения наступления разрушительных природных сил, социальных явлений, недопущения возникновения тех тяжелых материальных последствий, которые оказываются неизбежными при возникновении данных обстоятельств. По мнению специалистов, непредотвратимость носит относительный характер, поскольку приобретает черты непреодолимой силы не только вследствие наличия внутренних свойств, но и в зависимости от существования ряда внешних условий, таких как состояние науки и техники, развитие производительных сил общества.

Чрезвычайный характер обстоятельств означает неожиданность, отсутствие необходимой закономерности в развитии событий, фактов, среди которых возникает явление, характеризуемое в качестве непреодолимой силы. Данный вывод относится к событиям (природным явлениям - например, непрекращающиеся дожди в период созревания хлебов), общественным явлениям (военные действия, забастовки), а также к действиям, поступкам отдельных личностей (незаконное задержание, лишение свободы).

Четкого и закрытого перечня обстоятельств непреодолимой силы гражданское законодательство РФ не содержит. Исходя из правоприменительной практики представляется целесообразным относить к обстоятельствам непреодолимой силы землетрясения, наводнения, пожары, аварии на транспорте, мятежи, гражданские беспорядки, забастовки персонала, публикацию нормативных правовых актов запрещающего характера. Однако не всегда чрезвычайное обстоятельство, например пожар, может быть признано судом обстоятельством непреодолимой силы. Суды проверяют соответствие обстоятельств пожара критерию непредотвратимости, учитывают наличие вины пострадавшей стороны в возникновении пожара. Данные положения подтверждаются судебной практикой (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000).

Классификация доходов и расходов

При классификации чрезвычайных расходов и доходов необходимо обратиться к определению термина "чрезвычайная ситуация", содержащемуся в гражданской и административной отраслях российского права.

Различие в определениях заключается в том, что причины возникновения чрезвычайной ситуации, с точки зрения административного права (авария, катастрофа и др.), четко регламентированы, в то время как в гражданском праве указывается лишь на независимость возникновения чрезвычайной ситуации от волеизъявления организации или ее работников. Кроме этого, чрезвычайная ситуация, с точки зрения административного права, признается таковой независимо от того, была ли возможность ее предотвратить. В этом случае для квалификации обстоятельств хозяйственной деятельности организации в качестве чрезвычайной ситуации имеет значение наступление предусмотренных законодательством последствий.

Отметим, что суды при рассмотрении споров в сфере публично-правового регулирования используют понятие "чрезвычайная ситуация", раскрывая его содержание с точки зрения административного права (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 февраля 2004 г. по делу N А66-5321-03).

При рассмотрении частноправовых споров суды раскрывают понятие "чрезвычайная ситуация" с точки зрения гражданского права (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000, от 10 сентября 1998 г. по делу N А44-915/98-С1, ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2003 г. по делу N А33-10697/02-с2-Ф02-1865/03-С2).

При рассмотрении споров в сфере публично-правового регулирования возможно привлечение к ответственности лиц, виновных в наступлении чрезвычайной ситуации и ее последствий, однако бремя доказывания вины лица лежит на стороне обвинения (принцип презумпции невиновности). При рассмотрении частноправового спора также возможно привлечение виновного лица к ответственности, однако бремя доказывания отсутствия вины лица лежит на нем самом (принцип презумпции виновности). Таким образом, в каждом конкретном случае при разрешении возникшего спора необходимо определить его характер (частноправовой или в сфере публично-правового регулирования), что позволит определить правовую позицию виновного лица с точки зрения доказывания отсутствия вины.

При решении вопроса о классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете следует рассматривать причины возникновения чрезвычайных обстоятельств: зависимость их возникновения от действий организации и ее работников, возможность предотвратить возникновение этих обстоятельств. Например , если авария на производстве возникла из-за того, что не выполнялись правила эксплуатации оборудования, не были созданы необходимые условия, предусмотренные требованиями техники безопасности, последствия аварии не должны признаваться в бухгалтерском учете в качестве чрезвычайных расходов (доходов). Если дорожно-транспортное происшествие, в результате которого нанесен ущерб транспортному средству организации, произошло не по вине водителя организации, то затраты на ремонт, страховое возмещение классифицируются как чрезвычайные доходы и расходы. Если же была установлена вина водителя организации, то доходы и расходы к чрезвычайным не относятся.

Следует также иметь в виду, что существовавшая неопределенность и возможность организации оценочно подходить к классификации обстоятельств в качестве чрезвычайных привели к необходимости принять изменения в Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Из новой редакции МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" было исключено понятие "результаты чрезвычайных обстоятельств". При этом в п. 85 МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" указано, что организация обязана исключить представление каких-либо статей доходов и расходов в качестве чрезвычайных статей как непосредственно в отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к финансовой отчетности. Организации, составляющие отчетность по МСФО, обязаны применять указанный стандарт в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2005 г. или после этой даты.

Таким образом, единый подход к определению критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организаций к чрезвычайным, необходимый в том числе для классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете, в Российской Федерации отсутствует. По нашему мнению, в каждом конкретном случае при возникновении той или иной ситуации и для признания ее чрезвычайной необходимо определить тип правоотношений - административные или гражданско-правовые, для целей которых требуется отнести возникшую ситуацию к чрезвычайной.

Н.Ю.Голдыбан



Просмотров