Закон об охране личных данных граждан. Что гласит закон о защите персональных данных

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

3) обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

4) распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

5) использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

6) блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;

7) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

8) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

9) информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

10) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства;

12) общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных.

Указанные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных положений таких нормативных правовых актов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данн ых

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

2. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

2. Настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

5. Для обработки персональных данных, содержащихся в согласии в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных, дополнительное согласие не требуется.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Статья 10. Специальные категории персональных данных

1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

2) персональные данные являются общедоступными;

3) персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

6) обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия;

7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка.

Статья 11. Биометрические персональные данные

1. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных

1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

Глава 3. Права субъекта персональных данных

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных.

3. Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении или при получении запроса информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;

2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором;

3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;

4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;

5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.

5. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным ограничивается в случае, если:

1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных

1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов.

4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.

Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора

1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Глава 4. Обязанности оператора

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Если обязанность предоставления персональных данных установлена федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные.

3. Если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными, оператор до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных.

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

3. Контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

4. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения.

Статья 20. Обязанности оператора при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

1. Оператор обязан в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

2. В случае отказа в предоставлении субъекту персональных данных или его законному представителю при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных, а также таких персональных данных оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня обращения субъекта персональных данных или его законного представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

3. Оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных, а также внести в них необходимые изменения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О внесенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

4. Оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных

1. В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператора при обращении или по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, с момента такого обращения или получения такого запроса на период проверки.

2. В случае подтверждения факта недостоверности персональных данных оператор на основании документов, представленных субъектом персональных данных или его законным представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные и снять их блокирование.

3. В случае выявления неправомерных действий с персональными данными оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

4. В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.

4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.

5. На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.

6. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, оператор обязан уведомить об изменениях уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений.

Глава 5. Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

3) вести реестр операторов;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;

7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

6. Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

7. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

8. Финансирование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

9. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядок формирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона не позднее 1 января 2010 года.

4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Федеральный закон о защите персональных данных претерпел последние изменения (обновления) в сентябре 2015 года, а вот с 1 января 2016 нововведений не поступило, хотя многие их ожидали.

Согласно последней редакции ФЗ каждый гражданин РФ имеет исключительное право на защиту личной конфиденциальной информации которая является недоступной для третьих лиц.

Что является персональными данными по закону РФ?

В соответствии с нынешним профильным законодательством Российской Федерации персональными данными принято считать:

  • паспортные данные,
  • имена и фамилии,
  • некоторые другие моменты, которые стали известны субъекту в процессе определенных правоотношений.

К примеру, ФЗ 152 также регламентирует правила о нераспространении полученной информации банком при заключении кредитных и иных соглашений. Практический смысл этого соглашения значится в том, что россиянин, доверив свои данные в рамках определенных отношений, может быть уверен в их сохранении в тайне. В противном случае, нарушение этого правила может предусматривать и уголовное наказание. Общими словами, указанная информация является конфиденциальной и о ее разглашении или распространении не может быть и речи.

152 ФЗ закон о персональных данных

Настоящий законопроект был окончательно подготовленным в 2006 году. До этого времени в России подобного акта не существовало, а это значит, что на территории нашей страны граждане в этом плане были незащищенными. Федеральный закон от 27 июля 2006 г n 152 ФЗ о персональных данных юридически вступил в силу после его одобрения Советом Федерации. Должный административный порядок предполагает, что чтение проводит Госдума, а верхняя палата дает одобрение. Этот порядок действий предусмотрен для узаконивания каждой новой редакции.

О том, что будет за нарушение ФЗ поговорим далее.

Закон 152 ФЗ об обработке персональных данных новая редакция на 2016,

Текст ФЗ с комментариями и пояснениями в новой редакции можно обнаружить в интернете на профильном сайте «Консультант+». Тут же описывается система и сфера работы данного акта. Материал указан с изменениями и поправками за 2016 год, поэтому он максимально актуальный. Ознакомившись с данным актом, каждое лицо найдет ответ на имеющийся вопрос. К примеру, россиян обычно интересуют следующие моменты:

  • определение о конфиденциальности (неразглашении);
  • ответственность в случае нарушения (действующая редакция);
  • работа норм (или что такое персональные данные);
  • судебная практика (обычно касается использования информации банками);
  • новая (последняя) редакция.

Нарушение закона о персональных данных и ответственность за разглашение информации

При несоблюдении установок ФЗ 152 о неразглашении персональных данных к ответчику может быть применено сразу два вида наказания:

  • по статье (до 5 лет заключения);
  • и по (штраф до 5 тыс. рублей).

Гражданский и трудовой кодексы содержат лишь предписывающие диспозиции в этой связи. Здесь даются разъяснения об обработке, предоставлении, хранении, передаче, удалении информации и наказании за все эти действия.

Закон о хранении персональных данных на территории РФ в Интернете

Соблюдение всех правил и защита персональных данных и прав являются обязательными на всей территории России. Государственный контроль за работой данного постановления в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор. Поэтому, если у вас обозначился вопрос относительно того, куда в таких случаях жаловаться, то мы вам указали на уполномоченную структуру. Образец обращения можно отыскать также в сети. Требование соблюдения всех положений акта не терпит исключений.

О передаче третьим лицам, что сказано в ФЗ 152?

С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, БУХ.1С рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" были повышены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы . Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в КоАП существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персданных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.

Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ , компаниям и ИП с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных".

2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.

3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.

4. Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.

5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая 6 правил:

  • исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
  • получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
  • знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
  • отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
  • выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
  • обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.

6. С 01.07.2017 начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.

Кого коснутся новые штрафы

Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.

Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.

Но и это еще не все. Закон распространяется на работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой. Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

Также к операторам персональных данных относятся компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.

Как обезопасить себя от штрафов: 6 правил

1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных.

Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.

Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.

2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных.

Согласие граждан на обработку персональных данных, когда это требуется по закону, операторы получают в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных, семейных целях (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ).

В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.

Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда, например, оператор мобильной связи передает контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.

Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на граждан (ИП) наложат штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей (ч.2 ст.13.11 КоАП РФ). Судя по судебной практике, ИП первый раз штрафуют как физлиц, а если нарушение повторяется, то уже как должностных лиц - руководителей ИП, так как во втором случае штраф выше.

Последствия неполучения письменного согласия контролерам будут неважны, а важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.

3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных.

Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персданными на отдельных своих страницах.

В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации в размере от 15 до 30 тысяч рублей.

4. Отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные .

На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.

За игнорирование обращений граждан операторы персданных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.

5. Выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении .

Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.

6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д .

Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.

Ответственность для государственных и муниципальных органов власти

Штрафная ответственность предусмотрена и для государственных и муниципальных органов власти (ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).

В своих документах (протоколах, сводках, решениях и т.д.) они должны обезличивать персональные данные граждан, не допуская указания их места жительства и полных ФИО.

В противном случае придется заплатить штраф в размере от 3 до 6 тысяч рублей.

Регистрация операторов персональных данных в Роскомнадзоре

Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).

После заполнения формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных ее следует отправить в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.

Что делать сайтам

Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя - «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).

Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.

А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».

Посторонним лицам (а ваша компания и является таким лицом) знать эту информацию ни к чему. Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только об e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя.

Сбор лишней информации при проверке могут посчитать нарушением.

Выполнение вышеописанных правил и знание закона позволят избежать ответственности за его нарушение. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.

Дело в том, что с этой даты начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28.1 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведенных до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.

Алексей Кондратов
Сооснователь и руководитель юридического отдела сервиса сайт, специалист в области защиты персоальных данных, юридического сопровождения стартапов и судебной защиты бизнеса.

Образование: юридический факультет Поморского государственного университета. Ранее работал на позиции CEO в компании «Иски Онлайн».

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в российском Кодексе Административных правонарушений. Увеличились размеры взысканий за нарушения по закону №152-ФЗ «О защите персональных данных», изменились некоторые формулировки. Новые правила заставили многих владельцев сайтов забеспокоиться о том, насколько их ресурсы соответствуют нормам закона. Пробуем разобраться.

Начнем с небольшой вводной информации. 152-ФЗ – первый в России современный закон о персональных данных. Он начал разрабатываться в 2000 году и вступил в силу 27 июля 2006 года. Основным положением закона стало обязательное согласие человека на обработку информации о нем в любых целях. Во время разработки 152-ФЗ были введены два новых термина, которыми закон оперирует до сих пор – субъект персональных данных и оператор персональных данных. Легко догадаться, что субъект – человек, личность которого можно установить, используя определенную информацию. Оператором же может стать как физическое, так и юридическое лицо, которое имеет доступ к личным данным субъекта. Последнее определение крайне важно для нас, поэтому остановимся на нем подробнее.

Кто по закону 152-ФЗ считается оператором персональных данных?

Органы государственной власти и муниципального управления, суды, образовательные и медицинские учреждения, работодатели, любые компании и организации, предоставляющие персональные услуги: банки, юридические фирмы, операторы мобильной связи, строительные компании, интернет-ресурсы – всё это операторы персональных данных, поскольку они в разной мере имеют доступ к личной информации людей.

Какие персональные данные пользователей могут быть на вашем сайте?

Чаще всего под персональными данными (ПДн) понимаются:

Также к персональным данным относятся сведения:

Обезличенные персональные данные и автоматически собираемая информация:

  • e-mail,
  • IP-адрес,
  • геолокация,
  • файлы cookie.

Какие есть формы сбора персональных данных на сайте?

  • Форма регистрации.
  • Форма заказа.
  • Форма обратной связи.
  • Кнопка «Заказать обратный звонок».
  • Форма подписки на e-mail рассылку.

Размеры штрафов после изменений 1 июля 2017 года

Номер статьи

Возможные нарушения

Размер штрафа

ч.1 ст.13.11 КоАП

  • Запрос сканов документов у посетителей сайта.
  • SMS- и e-mail рассылка без согласия клиента.
  • Любая дезинформация пользователей относительно цели ввода данных в форму на сайте.

Для физ. лиц - до 3 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

ст.13.11 КоАП

  • Обработка, сбор и хранение любых ПДн, в том числе IP-адресов и cookie, без электронной подписи пользователей.
  • Отсутствие на сайте документов «Политика конфиденциальности» и «Пользовательское соглашение».
  • Несоответствие документов требованиям закона, которое может возникнуть из-за ошибок при составлении.
  • Отсутствие дисклеймера при первом посещении сайта пользователем.

Для физ. лиц - до 5 т.р.

Для юр. лиц - до 75 т.р.

ч. 3 ст.13.11 КоАП

  • Отсутствие свободного доступа к Политике конфиденциальности для каждого посетителя сайта.

Для физ. лиц - до 1.5 т.р.

Для ИП - до 10 т.р.

Для юр. лиц - до 30 т.р.

ч. 4 ст.13.11 КоАП

  • Отказ, игнорирование или ложь в ответ на требование пользователя предоставить полную информацию о том, как хранят и обрабатывают его персональные данные.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 15 т.р.

Для юр. лиц - до 40 т.р.

ч. 5 ст.13.11 КоАП

  • Отказ удалить ПДн из публичного доступа по желанию пользователя.
  • Другие действия, нарушающие право субъекта отозвать согласие на обработку ПДн.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 45 т.р.

ч. 6 ст.13.11 КоАП

  • Хакерская атака, взлом базы данных третьими лицами, распространение ПДн пользователей.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

При совершении уголовного преступления к штрафу прибавляются дополнительные меры взыскания, в том числе блокировка ресурса и арест нарушителя.

Как это работает?

Чтобы выявить нарушения, Роскомнадзор проводит плановые, внеплановые (по заявлениям граждан) и документарные (с запросом документов) проверки сайтов. Например, в ходе проверки в 2016 году «Тамбовскую городскую юридическую компанию» оштрафовали за размещение формы обратной связи без сопроводительных документов, а зимой 2017 года за подобные нарушения были оштрафованы несколько астраханских сайтов.

Как избежать штрафа и блокировки сайта: 5 шагов

  1. Перенесите базы данных на российские сервера. Это требование закона N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нарушение закона может привести к блокировке ресурса – так, например, прекратила свою деятельность на территории России деловая социальная сеть LinkedIn.
  2. Составьте два документа – «Политику обработки персональных данных» и «Пользовательское соглашение». Обратите внимание, что публичная оферта заменяет документ о политике конфиденциальности. Крайне важно, чтобы документы не содержали в себе фактических и юридических ошибок. Лучше всего доверить эту работу профессиональному юристу. В 9 статье закона указано, что виртуальный документ равнозначен документу на бумажном носителе, поэтому никаких физических документов не потребуется.
  3. Подключите форму с согласием на обработку ПДн и обязательным чекбоксом ко всем полям сбора персональных данных на сайте.
  4. Убедитесь, что страница с «Политикой обработки персональных данных» доступна для прочтения каждому пользователю сайта.
  5. Отправьте бумажное и электронное уведомление в Роскомнадзор по установленной форме – ее можно найти на сайте Роскомнадзора. В соответствии со 22 статьей закона этот пункт является обязательным.

Если вы сомневаетесь в своей юридической компетенции или просто не хотите тратить много времени на формальности, есть более простое и практичное решение проблемы – сервис . Это простое, дешевое и быстрое решение для Вашего сайта и бизнеса.

Среди наших предложений, Вы, наверняка, сможете подобрать удобное Вам. Если Вы не хотите затягивать с решением проблемы, то можете уже сейчас. Возникающие юридические вопросы можно задать по телефону нашей службы поддержки 8 800 100 43 45 или ниже в форме комментариев.

Федеральный Закон 152 «О персональных данных» регулирует всю деятельность, связанную с обработкой персональных данных. Он призван защищать права и свободу любого гражданина Российской Федерации, защитить семейные тайны, личную и частную жизнь каждого человека.

Общие положения

Закон о персональных данных 152 регулирует все правоотношения и условия обработки личной информации любым органом, физическим или юридическим лицом. Краткое содержание закона в том, что любые органы или лица могут автоматизировать сбор и обработку персональных данных, вносить их в материальные носители или картотеки и имеют право на доступ к ним.

Использовать этот закон можно не только внутри правовых органов, но и в информационно-телекоммуникационных сетях и организациях. Принят он был 8 июля 2006 года Государственной Думой и 14 июля того же года одобрен Советом Федераций. Состоит из шести глав и 25 статей. Последние изменения в него были внесены первого июля 2017 года.

Структура закона:

  • В первой главе объясняется суть закона, его цель, основные термины и понятия, на какую сферу влияет и распространяется;
  • Во второй главе объясняется принцип работы с персональными данными в соответствии с законом. Какие условия должны соблюдаться, конфиденциальность данных пользователей, их согласие на обработку данных, специальные категории и т. д.;
  • В третьей главе описываются права, которыми обладают субъекты, чьи данные собираются и используются;
  • В четвертой главе описываются обязанности лиц, занимающихся сбором, анализом, использованием данных. Такие лица называются операторами;
  • В пятой главе говорится об ответственности операторов и каким образом государство контролирует выполнение обязательств и служение закону;
  • В шестой главе оформлены все дополнительные и заключительные положения.

С каждым изменением в законе растут требования по отношению к организациям, собирающим личную информацию граждан и к операторам.

Особенности использования персональных данных по ФЗ 152

Главное условие использования персональных данных по ФЗ 152 - сбор, обработка и использование должны быть на законных и справедливых основаниях.

Органы, которые могут использовать 152 федеральный закон:

  • Федеральный орган государственной власти;
  • Муниципальные органы;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • Органы местного самоуправления;
  • Иные государственные органы.

Использование данных лицами разрешено в случаях:

  • Предварительно определены законные и действительные цели для использования;
  • Личная информация актуальна, полна и ее достаточно для выполнения поставленной цели. При недостаточном количестве информации для выполнения задач оператор дополняет их, при избыточном количестве информации, оператор ее удаляет;
  • Если информация обрабатывается и используется в поставленные для этого сроки. Храниться данные должны в форме, позволяющей в любой момент определить субъекта. По достижению цели оператор обезличивает данные или удаляет всю информацию.

Описываемый закон принят Государственной Думой и использование личной информации для органов, организаций и определенных физических лиц разрешено Правительством Российской Федерации.

Какие были внесены поправки?

Начиная с 2009 года было внесено множество поправок в закон о персональных данных.

В статье номер 3 по последней поправке перечислены термины и определения этих терминов, статья называется «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». В тексте объясняется что такое персональные данные, трансграничная передача персональных данных, кто такой оператор, что такое информационная система персональных данных, как происходит обработка и что это, обезличивание, автоматизация, распространение, уничтожение, предоставление и блокирование персональных данных.

В статье номер 5 последние поправки были произведены 25 июля 2011 года при помощи закона Согласно новой редакции 5 статьи, использование и обработка личной информации справедлива и законна. Все цели и задачи, по которым происходит сбор и обработка информации, законны и определены предварительно. В последней редакции 5 статьи определены условия хранения такого вида информации и способы обновления и удаления ее оператором.

В статье номер 7 по последним поправкам определена суть конфиденциальности персональных данных. Оператор не имеет права распространять ее третьим лицам без согласия на то субъекта.

Поправки произошли и в статье номер 9. Новая редакция этой статьи определяет согласие субъекта на распространение и обработку персональных данных. Дееспособный субъект может согласиться на условия оператора в любой доступной ему форме, в собственных интересах и по свободной воле. Субъект имеет право отозвать согласие.

Письменное согласие субъекта на предоставление персональных данных выглядит следующим образом:

  • ФИО, адрес, идентификационный номер паспорта, информация о документе (дата и место) и т. д.;
  • Информация из доверенности при наличии представителя субъекта;
  • ФИО, адрес и должность оператора, получающего документ;
  • Цель, для чего нужны данные субъекта;
  • Перечень персональной информации субъекта, которая будет использована оператором;
  • Список действий оператора, которые он произведет по согласию субъекта;
  • Срок использования и способы отзыва документа;
  • Подпись субъекта и оператора с расшифровками.

Поправки были внесены и в статью номер 19. В тексте этой редакции говорится о мерах безопасности, которые используются для защиты прав и свободы субъектов. Оператор обязан использовать все имеющиеся меры по безопасности и защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним третьих лиц. Происходит применение технических мер, контроль, установление порядка, установление правил, учет, восстановление и обнаружение фактов взлома и т. д. Требования к защите устанавливаются Правительством Российской Федерации. Каждая организация или орган принимают определенный устав или правовые нормы, положения которых обязуют сотрудников принимать определенные меры для безопасности личной информации субъектов и конфиденциальности.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 152

Последняя редакция Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» была произведена 29 июля 2017 года. Закон 152 ФЗ о защите персональных данных в последней редакции потерпел изменения в статьях 1, 2, 3 и 6.

Чтобы защититься от проникновения в личное пространство, защитить собственную свободу и права, субъект, чья личная информация используется, может изучить 152 Федеральный Закон.

Поправки и редакции Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» можно скачать



Просмотров