Особенности упрощенного производства по административным делам. Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства Административное производство в упрощенном порядке

Глава 33. РАССМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ В ПОРЯДКЕ
УПРОЩЕННОГО (ПИСЬМЕННОГО) ПРОИЗВОДСТВА

Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.
5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства

1. Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.
2. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Обжалование решения суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Положения 33 главы Кодекса административного судопроизводства РФ регулируют порядок рассмотрения административных дел в виде упрощенного (письменного) производства по административным делам.

Основные правила рассмотрения дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение прокурора, если кодексом предусмотрено его вступление в судебный процесс).

Данные правила не предполагают извещение сторон о дате и времени рассмотрения административного дела, например о взыскании обязательных платежей и санкций в размере до 20 тысяч руб., так как судебное заседание не проводится, однако суды в рамках подготовки дела к судебному разбирательству обязаны уведомить ответчика о возбуждении производства по делу и предложить ему представить в установленный срок письменные возражения на иск и доказательства в их обоснование, например документы об оплате задолженности. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате.

По завершении подготовки дела к судебному разбирательству выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, после чего дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней. Ввиду отсутствия судебного заседания в определении указывается только дата рассмотрения дела, без времени.

Все лица, участвующие в деле, представляют необходимые письменные материалы, в связи с чем, нет необходимости в устных выступлениях.

В порядке упрощенного производства дело может рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиальным составом, если это предусмотрено законом.

Упрощенное (письменное) производство

В рамках упрощенного производства исключается возможность использования свидетельских показаний.

Решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к форме и содержанию судебного решения по административному делу.

Письменная форма производства исключает возможность изготовления сначала резолютивной части.

Решение должно быть в полном объеме изготовлено в установленные сроки.

Копии решения направляются всем лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после принятия решения.

Упрощенное производство предусматривает не только сокращение сроков вынесения решения, но и срок на апелляционное обжалование сокращается до 15 дней. Особое внимание следует уделить началу течения срока на апелляционное обжалование, этот срок исчисляется со дня получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда.

Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе младший советник юстиции Алисин М.М.

Возврат к списку

КАС РФ Статья 292. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Упрощенное производство по административным делам

В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Ст. 292 КАС РФ. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

Упрощенное производство по административным делам позволяет рассмотреть некоторые категории административных исков за короткое время. Упрощенное производство означает проведение судебного разбирательства по административному делу без судебного заседания в устной форме. Судья оценивает только письменные и вещественные доказательства, которые представляют административный истец и административный ответчик.

В рамках упрощенного производства исследуется поступившее в суд административное исковое заявление, отзыв на него административного ответчика, письменные объяснения и возражения. Если в деле обязательно участвует прокурор, то его заключение приобщается и исследуется наравне с другими доказательствами.

Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства позволяет значительно сэкономить время разрешения дел административного судопроизводства, а, значит, и устранить нарушение прав административного истца.

Упрощенное производство по административным делам - основания

Кодекс административного судопроизводства не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Поэтому, применяется он по любому делу при наличии одного из следующих условий:

  • в суд поступили ходатайства от всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Это возможно, если участие лица не признано обязательным – например, при рассмотрении административного иска об оспаривании решения органа власти суд может признать в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязательной явку представителя органа власти;
  • в суд поступило ходатайство административного истца с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает;
  • цена административного иска по обязательным платежам и санкциям определена в размере не более 25 000 руб.;
  • в других случаях, предусмотренных КАС РФ.

Порядок и особенности упрощенного производства по административным делам

Административный истец после подготовки и подачи административного иска получает копию определения суда о принятии его к производству, подготовке административного дела и назначении к судебному разбирательству. В указанном определении судья указывает на возможность применения упрощенного порядка про делу и устанавливает срок – 10 дней – для направления в суд возражений. Если они от административного ответчика не поступили, судом выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Упрощенное (письменное) производство по административным делам

Административный иск подлежит рассмотрению в таком случае в течение еще 10 дней с даты вынесения определения.

Однако КАС РФ закрепил правило: если административный ответчик все-таки направил возражения о применении такого порядка за пределами установленного 10-дневного срока, и решение по данному делу судьей еще не вынесено, судом выноситься определение о рассмотрении дела по общим правилам, т.е. в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Решение суда должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.

В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.

Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.

Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении судебных расходов), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.

В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении

Схема:

Предупреждение

=> Постановление по ДАП => Исполнение постановления

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Статья 24.5

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Положения главы 33 КАС РФ используются в следующих статьях:
  • Привод
    1. Если надлежащим образом извещенное лицо, участие которого в судебном разбирательстве в соответствии с законом является обязательным или признано судом обязательным, или надлежащим образом извещенный свидетель повторно не явились в суд без уважительных причин либо не сообщили о причинах неявки, в отношении их судом может быть вынесено определение о применении привода, который осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - территориальный орган по обеспечению порядка деятельности судов и исполнению актов). Взыскание расходов на привод производится на основании соответствующего заявления этого территориального органа в порядке, установленном главой 33 КАС РФ.
  • Устность судебного разбирательства
    2. В случаях, установленных КАС РФ, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ.
  • Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей
    7. Если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

71.Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если

всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц;

при преодолении решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части повторным принятием такого же акта (часть 7 статьи 150, часть 5 статьи 216, статья 291 КАС РФ).

В случае наличия любого из указанных оснований суд на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства по административному делу вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

72. При решении вопроса о возможности рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства суду необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности разрешения конкретной категории административных дел, а также сроки их рассмотрения.

В частности, административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, а также о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, не могут быть рассмотрены в порядке главы 33 КАС РФ, поскольку данные споры связаны с ограничением прав и свобод гражданина, в связи с чем при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя.

По правилам упрощенного (письменного) производства также не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке главы 33 Кодекса (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).

Кроме того, в силу прямого указания части 6 статьи 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

73. Если при принятии административного искового заявления к производству или на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству судья приходит к выводу о том, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, он выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (например, определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству), которое должно содержать:

сведения об основаниях, дающих возможность применения правил упрощенного (письменного) производства по рассматриваемому административному делу;

разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения(часть 2 статьи 14, статья 292 КАС РФ).

Возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства имеют значение лишь при наличии необходимости получения его согласия на рассмотрение дела в таком порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 291 КАС РФ.

Вышеизложенные положения о содержании определения суда, выносимом перед рассмотрением административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, не распространяются на случаи перехода к рассмотрению дела в таком порядке при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле (часть 7 статьи 150 КАС РФ), с учетом того, что у них ранее имелась возможность представления в судебное заседание доказательств, объяснений по существу заявленных требований, дачи заключения. В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства осуществляется лишь после вынесения вышеуказанного определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, доказательств по административному делу, заключения прокурора в письменной форме (часть 4 статьи 292 КАС РФ).

74. Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 6 статьи 292 КАС РФ). Судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.

75. В силу части 1 статьи 292 Кодекса при рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства судом исследуются письменные доказательства, соответствующие требованиям статьи 70 КАС РФ, отзыв на административное исковое заявление, письменные объяснения по существу заявленных требований.

В случае, если Кодексом предусмотрено обязательное участие в административном деле, рассматриваемом в порядке упрощенного (письменного) производства, прокурора, он представляет суду заключение в письменной форме.

76. С учетом того, что административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства и объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается (статьи 152, 174, часть 1 статьи 292 КАС РФ).

77. Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства и сокращенный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения прав административного ответчика на направление в суд возражений по существу заявленных требований (отзыва на административный иск), в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований суд выносит определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства (статья 292 КАС РФ).

78. Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (статья 294 КАС РФ).

Копия судебного решения считается доставленной лицу, участвующему в деле (полученной им), и в тех случаях, если она поступила данному лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней. В таких случаях срок обжалования судебного решения начинает течь с даты, указанной на почтовом штемпеле возвращенного почтового отправления с отметкой о невозможности вручения в связи с истечением срока хранения, отказом от получения почтового отправления (часть 4 статьи 2 КАС РФ, пункт 1 статьи 165 1 ГК РФ).

При этом лицо, участвующее в деле, вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, представив доказательства наличия уважительных причин неполучения или несвоевременного получения почтового отправления с копией решения суда (статья 95 КАС РФ).

79. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, рассматриваются судом в порядке главы 34 Кодекса.

80. На определение суда, принятое по административному делу, рассматриваемому в порядке упрощенного (письменного) производства, могут быть поданы частная жалоба, представление (статьи 313-316 КАС РФ).

Из взаимосвязанных положений статьи 294 и части 1 статьи 314 Кодекса следует, что такие жалоба, представление подаются в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии определения суда первой инстанции.

Сущность упрощенного (письменного) производства, осуществляемого судом общей юрисдикции, выражается в эффективном и реальном восстановлении нарушенных или оспоренных субъективных прав участников судебного административного процесса.

Цель упрощенного производства - процессуальная экономия времени и средств как участников административного судопроизводства, гак и суда. Упрощенное производство позволяет суду оперативно, в максимально возможно короткие сроки рассмотреть и разрешить заявленные споры о праве административном. Под различными наименованиями упрощенные производства существуют практически во всех процессуальных отраслях права.

В уголовном процессуальном праве - это институт особого порядка судебного разбирательства (разд. X УПК РФ), который содержит правила принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. В гражданском процессуальном праве подобный институт именуется приказным производством (гл. 11 ГПК РФ). В гражданско- процессуальной доктрине он рассматривается в качестве отдельного вида гражданского судопроизводства. В АПК РФ этому виду судопроизводства посвящена гл. 29 «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства». По смыслу этой главы, истец либо арбитражный суд на стадии возбуждения дела, подготовки дела к судебному разбирательству выступает инициатором упрощенного производства. Суть этого производства заключается в том, что судья рассматривает дело без вызова сторон. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании своевременно представленных письменных доказательств.

Особенности института упрощенного производства в судебном административно-процессуальном праве, установленные в разд. V КАС РФ, проявляются в следующих его характерных чертах :

  • - оно возможно лишь при наличии условий, указанных в законе;
  • - необходимо согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства;
  • - дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления искового заявления в су д ;
  • - судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы;
  • - упрощенное производство применяется по делам, не вызывающим сложности у суда в юридической квалификации материальных правоотношений сторон.

КАС РФ (ст. 291) называет четыре условия, при наличии которых дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства:

  • 1) всеми лицами, участвующими в административном деле, заявлены ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
  • 2) ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения дела;
  • 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;
  • 4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

Возбуждение и рассмотрение дела, разрешаемого в порядке упрощенного производства, производится по общим правилам искового административного судопроизводства, за исключениями и дополнениями, установленными гл. 33 КАС РФ. Административным истцом должны быть соблюдены правила подведомственности и подсудности, выполнены иные обязанности, связанные с подачей искового заявления и реализацией своего права на иск. Кроме того, истцом могут быть заявлены иные ходатайства, связанные, например, с необходимостью применения судом обеспечительных мер, и т.п.

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи административного судопроизводства, указанные в ст. 3 КАС РФ, а также соблюдаться основные принципы судебного административного процесса, предусмотренные ст. 6 этого Кодекса. Использование упрощенного производства не означает отход от принципов равноправия сторон и состязательности. В законе установлены соответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение административного дела из упрощенного порядка в обычный режим искового административного судопроизводства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусматривает вступление прокурора в судебный процесс).

Если для рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает 10-дневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка. Этот порядок производства может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

В случае, если по истечении 10-дневного срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

Если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства поступили в суд с нарушением установленного срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правшам административного судопроизводства.

Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела. Оно должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных гл. 15 КАС РФ и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения. Принятое по результатам рассмотрения административного дела решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.



Просмотров