Практическая работа последовательность мер противопожарной безопасности. Лабораторная работа: Пожарная безопасность

30 инструкций по охране труда для службы главного энергетика .

Правильные ответы на вопросы по пожарной безопасности (для проверки знаний ИТР) выделены курсивом .

1. Какой федеральный закон определяет общие правовые, экологические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ(69-ФЗ)?
1) «О пожарной безопасности».
2) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3) «О безопасности».
4) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. При каком количестве людей, единовременно находящихся на этажах зданий и сооружений, на видных местах должны вывешиваться планы эвакуации людей при пожаре? (ППР в РФ п.7)
1) Более 5 человек.
2) Более 10 человек.
3) Более 15 человек.
4) Более 20 человек.
5) Более 25 человек.

3. В какое время на путях эвакуации должно включаться эвакуационное освещение? (ППР в РФ п.43)
1) Они должны быть постоянно включены
2) Должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения
3) В 15 часов в зимнее время и в 18 часов в летнее время года
4) В случае возникшего пожара

4. Как по характеру и времени проведения подразделяются противопожарные инструктажи? (Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 п.9)
1) Вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.
2) Вводный, первичный, внеплановый, повторный,
3) Первичный, внеплановый, повторный.

5. Каким образом производится исключение условий образования горючей среды (123-ФЗ Статья 49)?
1) Применением негорючих веществ и материалов.
2) Использованием наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды.
3) Поддержанием безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ или понижением концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме.
4) Установкой пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках.
5) Любой способ из указанных или их совокупность позволяет исключить условия образования горючей среды.

6. Какой документ из указанных устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции? (123-ФЗ ст.1 п.1)
1) Федеральный закон «О пожарной безопасности»
2) Правила противопожарного режима в РФ
3) Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре»
4) Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

7. Кто несет персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в организации (69-ФЗ Статья 37)?
1) Руководитель организации.
2) Инженер по пожарной безопасности организации.
3) Служба охраны труда организации во главе с ее руководителем.
4) Руководители подразделений (участков).

8. Сколько эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания 70 человек? (ППР РФ п.25)
1) Достаточно одного
2) Не менее двух
3) Минимум три выхода
4) Нормативными документами не регламентируется

9. Какой противопожарный инструктаж должны проходить работники организации при приеме на работу? (Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 п.11)
1) Вводный противопожарный инструктаж
2) Целевой противопожарный инструктаж
3) Первичный противопожарный инструктаж
4) Внеплановый противопожарный инструктаж

10. Что из перечисленного относится к опасным факторам пожара (123-ФЗ Статья 9)?
1) Повышенная температура окружающей среды, пламя и искры, тепловой поток
2) Снижение видимости в дыму и пониженная концентрация кислорода
3) Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения
4) Все перечисленные факторы пожара относятся к опасным

11. Что входит в понятие профилактики пожаров? (69-ФЗ ст.1)
1) Исключение возникновения пожара
2) Обеспечение безопасности людей и материальных ценностей
3) Ограничение распространения пожара
4) Создание условий для успешного тушения пожаров
5) Совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий

12. При каком количестве работников должна быть разработана инструкция, определяющая действие персонала по эвакуации людей при пожаре? (ППР РФ п.12)
1) Более 50 человек.
2) Более 10 человек.
3) Более 150 человек.
4) Более 200 человек.
5) Более 250 человек.

13. Каким образом должны открываться двери на путях эвакуации? (ППР РФ п.34)
1) Свободно, по направлению выхода из здания
2) Свободно, по направлению входа в здание
3) Не регламентируется
4) Двери должны быть вращающимися

14. Какой противопожарный инструктаж должны проходить работники организации в момент приема на работу непосредственно на рабочем месте (Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 п.16)
1) Вводный противопожарный инструктаж.
2) Целевой противопожарный инструктаж.
3) Первичный противопожарный инструктаж.
4) Внеплановый противопожарный инструктаж.

15. Что из перечисленного относится ко вторичным проявлениям опасных факторов пожара, воздействующим на людей и материальные ценности (ГОСТ 12.1.004-91 п.1.5)?
1) Дым.
2) Токсичные продукты горения.
3) Огнетушащие вещества .
4) Повышенная температура окружающей среды.
5) Все перечисленные факторы являются вторичными.

16. Какие функции возложены на систему обеспечения пожарной безопасности? (69-ФЗ ст.3)
1) Разработка и осуществление мер пожарной безопасности
2) Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности
3) Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности
4) Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
5) Все перечисленное относится к функциям системы обеспечения пожарной безопасности

17. Каким образом должно осуществляться оповещение людей о пожаре (123-ФЗ Статья 84)?
1) С помощью подачи звуковых или световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей.
2) С помощью трансляции специально разработанных текстов о необходимости эвакуации и путях эвакуации.
3) С помощью включения эвакуационного (аварийного) освещения.
4) Любым из перечисленных способов или их комбинацией.

18. Можно ли устраивать в производственных и складских помещениях зданиях встроенные помещения из горючих материалов и листового металла? (ППР РФ п.23(л))
1) Можно
2) Правилами запрещается
3) Можно, если на эти материалы есть сертификат пожарной безопасности
4) Можно применять только в зданиях V степени огнестойкости

19. Какая периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей в случае пожара установлена Правилами противопожарного режима в РФ? (ППР в РФ п.12)
1) Не реже одного раза в три месяца.
2) Не реже одного раза в полугодие.
3) Не реже одного раза в девять месяцев.
4) Не реже одного раза в год.

20. Какая технологическая среда относится к пожаровзрывоопасной? (123-ФЗ ст.16 п.3)
1) Если возможно образование горючей среды, а также появление источника зажигания достаточной мощности для возникновения взрыва или пожара
2) Если возможно образование смесей окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими аэрозолями и горючими пылями, в которых при появлении источника зажигания возможно инициирование взрыва и (или) пожара
3) Если возможно образование смесей воздуха с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими жидкостями, горючими аэрозолями и горючими пылями или волокнами и если при определенной концентрации горючего и появлении источника инициирования взрыва (источника зажигания) она способна взрываться

21. Выберите правильную последовательность действий при обнаружении пожара: (ППР РФ п.71)
1) Начать эвакуацию людей, позвонить по телефону 01, проверить включение автоматических средств пожаротушения, начать спасение материальных ценностей.
2) Позвонить по телефону 01, начать эвакуацию людей и спасение материальных ценностей, проверить включение автоматических средств пожаротушения.
3) Позвонить по телефону 01, принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара.

22. Что относится к первичным средствам пожаротушения (123-ФЗ Статья 43)?
1) Переносные и передвижные огнетушители.
2) Песок и вода.
3) Переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания.
4) Огнетушители, песок, лопаты, покрывала для изоляции очага пожара.

23. Сколько человек может одновременно пребывать в помещении с одним эвакуационным выходом? (ППР РФ п.25)
1) Не более 100 человек.
2) Не более 50 человек.
3) Не более 200 человек.

24. В каком случае должна проводиться внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников организации (НПБ п.41)? (Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 п.46)
1) При утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности.
2) По требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также руководителя (или уполномоченного им лица) организации при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности.
3) После происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
4) При перерыве в работе в данной должности более одного года.
5) В любом из перечисленных случаев.

25. Что должен обеспечить руководитель организации на объекте с ночным пребыванием людей? (ППР РФ п.9)
1) наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время,
2) наличие телефонной связи,
3) наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного),
4) наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
5) Все перечисленное

26. Какую информацию ответственный за пожарную безопасность должен предоставить прибывшему на место руководителю тушения пожара? (ППР РФ п.462(м))
1) Конструктивные и технологические особенности объекта, причины возгорания, масштабы пожара
2) Конструктивные и технологические особенности объекта, сведения о прилегающих строениях, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов
3) Сведения о прилегающих строениях, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов, причины возгорания
4) Конструктивные и технологические особенности объекта, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов

27. Где должна производиться сушка одежды и обуви? (ППР ФР п.385)
1) Непосредственно на рабочем месте
2) В специально приспособленных для этого помещениях
3) В сушилках, устроенных в тамбурах строящихся зданий
4) В любом удобном месте

28. Что должно быть отражено в инструкции о мерах пожарной безопасности? (ППР РФ п.461)
1) Определены и оборудованы места для курения
2) Определены места и допустимое количество единовременного хранения в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
3) Установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды
4) Определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня
5) Проведены все перечисленные мероприятия

29. На какие категории по взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются здания, сооружения, строения и помещения производственного и складского назначения? (123-ФЗ ст.27 п.1)


3) На категории А, Б, В, Г
4) На категории А, Б, В1-В4

30. Как часто должна проводиться проверка устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения? (ППР РФ п.49)
1) Не реже одного раза в месяц
2) Не реже одного раза в год
3) В соответствии с инструкцией завода-изготовителя
4) В установленные в организации сроки
5) Периодичность проверки устанавливает инспектор ГПН

31. Выберите правильную последовательность действий при обнаружении пожара: (ППР РФ п.71)
1) Начать эвакуацию людей, позвонить по телефону 01, проверить включение автоматических средств пожаротушения, начать спасение материальных ценностей
2) Позвонить по телефону 01, начать эвакуацию людей и спасение материальных ценностей, проверить включение автоматических средств пожаротушения
3) Позвонить по телефону 01, начать эвакуацию людей, проверить включение автоматических средств пожаротушения, начать спасение материальных ценностей

32. Где должна храниться использованная промасленная ветошь? (ППР РФ п.450)
1) В металлических ящиках с плотно закрывающейся крышкой
2) В специальных контейнерах
3) В специально отведенных для хранения местах
4) В любом удобном месте

33. Какие документы по пожарной безопасности должны быть разработаны в организации для каждого пожароопасного участка? (ППР РФ п.2)
1) Правила пожарной безопасности на объекте.
2) Инструкции о мерах пожарной безопасности.
3) Производственные инструкции.
4) Технологические регламенты.

34. На какие категории по взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются здания, сооружения, строения и помещения производственного и складского назначения? (123-ФЗ ст.27 п.1)
1) На категории А, Б, В, Г, Д
2) На категории А, Б, В1-В4, Г, Д
3) На категории А, Б, В, Г
4) На категории А, Б, В1-В4

35. Какая периодичность эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц предусмотрена Правилами противопожарного режима? (ППБ РФ п.24)
1) Не реже одного раза в год
2) Не реже одного раз в полгода
3) Не реже одного раза в три года
4) Не реже одного раза в пять лет

36. Какие сведения необходимо сообщить в пожарную охрану в случае возникновения пожара? (ППР РФ п.71)
1) Адрес, по которому случилось возгорание, количество пострадавших
2) Адрес объекта, место возгорания, количество пострадавших
3) Адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию
4) Адрес объекта, место возгорания, количество пострадавших, данные позвонившего

37. Какие подразделения могут создаваться в организациях с целью предупреждения и борьбы с пожарами на объектах? (ППР РФ п.5)
1) Служба охраны труда
2) Отдел пожарного надзора и контроля
3) Пожарно-технические комиссии
4) Пожарно-технический отдел

38. Какая установлена периодичность перекатки пожарных рукавов? (ППР РФ п.57)
1) Не реже одного раза в год
2) Не реже одного раза в шесть месяцев
3) Не реже одного раза в три месяца
4) Не реже одного раза в два года

39. Какой должна быть ширина проезда для пожарной техники на территории производствен-ного объекта? (123-ФЗ ст.67 п.6)
1) Не менее 3 метров
2) Не более 6 метров
3) Не менее 6 метров
4) Ширина противопожарного проезда должна обеспечивать свободный разворот двух пожар-ных машин

40. Пожар какого класса можно потушить водным огнетушителем? (ППР РФ приложение 1)
1) Пожар класса А
2) Пожар класса В
3) Пожар класса С
4) Пожар класса D
5) Все перечисленные классы пожаров

41. Какие требования предъявляются к установке системы противодымной защиты объектов? (123-ФЗ ст.56 п.1)
1) Система должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения
2) Система должна обеспечивать удаление продуктов горения и термического разложения
3) Система должна обеспечивать незадымление и защиту материальных ценностей

42. Как часто должны подвергаться техническому осмотру и проверяться на работоспособность пожарные гидранты и пожарные краны? (ППР РФ п.55)
1) Не реже одного раза в три месяца
2) Не реже одного раза в шесть месяцев
3) Не реже одного раза в год
4) Не реже одного раза в неделю

43. Можно ли использовать запас воды, предназначенный для нужд пожаротушения, в хозяйственных и производственных целях? (ППР РФ п.60)
1) Можно, по приказу руководителя организации
2) Можно, но только половинный запас
3) Можно, с разрешения представителей Госпожнадзора
4) Не разрешается

44. Для тушения каких пожаров применяют воздушно-пенные огнетушители? (ППР РФ приложение 1)
1) Пожаров класса А
2) Пожаров класса В
3) Пожаров класса С
4) Пожаров класса А и В
5) Всех перечисленных классов пожаров

45. Какая информация должна содержаться в журнале учета огнетушителей на объекте? (ППР РФ п.478)
1) Марка огнетушителя, присвоенный ему номер, дата ввода в эксплуатацию, место его установки
2) Параметры огнетушителя при первоначальном осмотре (масса, давление, марка заряженного ОТВ, заметки о техническом состоянии огнетушителя)
3) Дата проведения осмотра огнетушителя и замечания о его состоянии, дата проведенного технического обслуживания со вскрытием огнетушителя
4) Дата проведения проверки или замены заряда ОТВ, его марка, наименование организации, производившей перезарядку
5) Должность, фамилия, имя, отчество ответственного лица
6) Вся перечисленная информация должна указываться в специальном журнале произвольной формы.

46. Сколько пожарных извещателей нужно устанавливать в защищаемом помещении? (123-ФЗ ст.83 п.6)
1) Достаточно одного
2) Должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения
3) Три и более
4) Не менее двух

47. Как часто должна осуществляться проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода? (ППР РФ п.55)
1) Один раз в год
2) Не реже двух раз в год (весной и осенью)
3) Не реже одного раза в два года
4) Не реже трех раз в год (летом)

48. Электрооборудование с каким максимальным напряжением можно тушить углекислотным огнетушителем ОУ-5? (паспорт огнетушителя)
1) Не выше 1 кВ
2) Не выше 6 кВ
3) Не выше 10 кВ
4) Не выше 32 кВ

49. В каком количестве на рабочем месте должны храниться горючие вещества? (ППР РФ п.98)
1) Не превышающем суточную потребность
2) Не превышающем сменную потребность
3) Не превышающем трехдневную потребность
4) Не превышающем недельную потребность

50. Кто имеет право проводить регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре? (ППР РФ п.61)

Обновлено: Февраль 8, 2018 автором: admin

Нормативная правовая база:

    Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Алгоритм выполнения практического задания

1.Изучить Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

2.Оформить инструкцию по пожарной безопасности для организации с принадлежностью в соответствии с выбранной специализацией:

    энергетика и энергоснабжение;

    автотранспортный комплекс;

    химическая промышленность;

    автотранспортный комплекс;

    машиностроение.

Требования к инструкции о мерах

пожарной безопасности

Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе ППР, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте.

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Знак пожарной безопасности – это цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектови средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов.
Знаки безопасности предназначены для регулирования поведения человека с целью предотвращения пожара, определения ориентиров при выполнении им определённых действий при возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций и для обеспечения безопасности на производстве.
Назначение знаковпожарной безопасности состоит в обеспечении однозначного понимания определенных требований, касающихся безопасности, сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба, без применения слов или с их минимальным количеством.
Применение таких знаков является обязательным для организаций независимо от формы собственности на всей территории Российской Федерации.Эффективность применения знаков безопасности напрямую зависит от того, насколько правильно они размещены, четко выполнены и освещены.
1. Понятие о знаках пожарной безопасности и их использование.
Пожарная безопасность является неотъемлемой частью обеспечения нормальных условий жизни и труда человека. Знаки безопасности предназначены для привлечения вниманияработающих к непосредственной опасности, предупреждения о возможной опасности, предписания и разрешения определённых действий с целью обеспечения безопасности, а также для необходимой информации. Но они не заменяют необходимых мероприятий по безопасности труда и средств защиты работающих.
Виды, размеры и цвета знаков пожарной безопасности регламентируются документом НПБ 160-97 (Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования) и ГОСТ Р 12.2.143-2002 (Системы фотолюминесцентные эвакуационные). Кроме того, в процессе выбора и установки знаков пожарной безопасности следует руководствоваться действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности.
При выборе мест их установки необходимо соблюдать ряд требований. Знак должен бытьхорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона или посторонние предметы. Расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технического инвентаря, не должно превышать 60 метров. Знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится.
Знаки могут быть изготовлены из металла, пластика,силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги, картона и некоторых других материалов. Самыми распространенными и доступными являются знаки, изготовленные на основе самоклеящейся полимерной пленки.
Так же в зависимости от применяемых материалов знаки могут быть несветящиеся, световозвращающие, фотолюминесцентные и с внутренним освещением поверхности знака(подсветкой).
Необходимо отметить, что использование знаков пожарной безопасности поможет избежать пожара или свести ущерб от огня к минимуму только в комплексе с такими мерами, как обучение персонала основам пожаробезопасного поведения и оснащение помещений пожарной сигнализацией, а при необходимости - и системой автоматического...

В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасности), эвакуация населения в условиях ЧС, аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. В ходе практической работы студенты закрепляют изученный ранее материал, изучают назначение, устройства и принципы действия первичных средств тушения пожаров, правила пожарной безопасности и эвакуации при угрозе пожара в учебном заведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практическая работа

с обучающимися ГБПОУ БТПТСУ по учебной дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработчик:

Кривоносова Л.Л., преподаватель -

Организатор ОБЖ ГБПОУ БТПТСУ

г. Брянск

Дата:

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Количество часов: 1 час.

Тип учебного занятия: самостоятельная практическая работа;

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цель учебного занятия:

Образовательные : изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы борьбы с пожарами, усвоить правила соблюдения пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при ЧС при пожаре в помещениях согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).

Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации); развитие познавательных интересов.

Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет

усвоения новых понятий.

Задачи учебного занятия:

  • научиться определять виды ЧС;
  • знать правила противопожарной безопасности;
  • знать основные правила поведения при пожаре;
  • познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;
  • познакомиться с потенциальными опасностями техногенного происхождения, характерными для региона проживания;
  • рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
  • научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в техникуме;
  • научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.
  • (2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».

Преподаватель : (раздает инструкции по выполнению практической работы ,

Бланки отчетов,

при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))

В ходе беседы и представляет презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»

объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, изучает последовательность действий при использовании различных видов огнетушителей; последовательность действий при эвакуации в случае пожара.

Обучающиеся выполняют по инструкции практическую работу.

ОБЖ Тема: Практической работы.

Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Цель работы:

Получить представление

  • о пожаро- и взрывоопасных объектах;

О правилах пожарной безопасности.

Познакомиться:

  • со способами тушения пожаров;
  • с правилами эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;

С правилами использования видов огнетушителей для тушения возгораний.

Научиться:

- защищать себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного, техногенного характера;

Классифицировать чрезвычайные ситуации;

1 этап: ()

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство

2. Указать устройство

Задание 2 (уровень В):

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;

Задание 3 (уровень С):

2 этап: ()

Задание 4

Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.

Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

  • план эвакуации;

Задание 5

(дополнительное задание) Тестовый контроль.

Вывод по практической работе.

Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.

9. Домашнее задание (записано на доске).

Составить:

Инструкцию по ликвидации пожара в квартире;

План эвакуации из своей квартиры;

План эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.

10. Подведение итогов:

Преподаватель : отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..

При наличии времени демонстрируется видеофильм 3 : «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».

Преподаватель : предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).

Инструкция по выполнению

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3

Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.

Цель :

получить представление :

  • о стихийных бедствиях природного характера.
  • о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
  • о пожаро- и взрывоопасных объектах.
  • о правилах пожарной безопасности
    знать :

Потенциальные опасности природного, техногенного происхождения, характерные для региона проживания;

  • причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
  • способы тушения пожаров;
  • правила эвакуации по сигналам оповещения;
  • правила использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
    уметь:

- защитить себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного
характера.

Классифицировать чрезвычайные ситуации.

Пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

Литература:

1.ОБЖ: учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –

5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).

Аварийные ситуации на транспорте:

Аварии на радиационно опасных объектах.

Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.

Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, на воздушном транспорте, на водном транспорте. Аварии и пожары в метро.

Изучение первичных средств пожаротушения. Правила использования огнетушителей для тушения возгораний:

Углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:

  1. Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.
  2. Правой направьте струю огнетушителя в сторону
    очага возгорания.
  3. Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,
    пустить струю углекислоты на огонь.
  4. В момент работы огнетушителя ни в коем случае не
    беритесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.

Устройство углекислого огнетушителя:

1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;

5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.

Устройство порошкового огнетушителя:

Порошковые ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).

Принцип действия порошкового огнетушителя:

Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха .

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:

1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку

2. Откройте вентиль газового баллончика

Пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

  1. Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
  2. Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
  3. Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
  4. Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой - за боковую
    ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
    огонь.
  5. Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
    встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.

Ход работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С):

Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое применение знаний )

Вывод:

Приложение 1

Бланк отчета

Пр. раб. № 3

Ф.И.О . _____ ______ __ Гр . _________

Тема:

Цель работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

1. Ситуация : Возгорание в квартире

Ваши действия:

2. Ситуация : Запах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:

3. Ситуация : Загорелся телевизор (любой другой электроприбор )

Ваши действия:

4. Ситуация : Загорелась одежда на человеке Ваши действия:

2 этап: (практическое применение знаний )

Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.

Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:

  • вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
  • место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
    кабинету ОБЖ, и его комплектацию;
  • место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
  • порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
  • план эвакуации;
  • места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.

  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
  1. Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
  2. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
  3. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
  4. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
  5. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.
  6. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  1. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
  2. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.
  3. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
  4. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
  5. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.

Вывод :

Самооценка.

Я могу объяснить, как …

Использовал(а) определения понятий, термины, чтобы не ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке целей и задач

«Природные пожары» - Лесной пожар – неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на виды. Лесной пожар. Крупнейший в истории лесной пожар в низовьях Днепра... Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров. Первичные поражающие факторы: огонь, высокая температура воздуха.

«Пожар взрыв» - Кто меня не бережётся, очень скоро обожжётся. Короткое замыкание в электросети, в электроприборах. Давайте будем бдительны, не допустим беды. По статистике в России чаще всего пожары происходят из - за: Пожар. Незапущенные. Горючее вещество. По времени начала тушения. В быту Взрыв газа Взрыв взрывчатых веществ.

«Поведение при пожаре» - Проведение игры-тренировки «Эвакуация из класса во время пожара». Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла. Опрос учащихся начальных классов. Может быть беда большая Для построек и людей. Обнаружив пожар прежде всего позвоните 01. Ваши действия во время пожара. Возле дома и сарая Разжигать костёр не смей!

«Правила при пожаре» - Огонь - друг и враг человека. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло. Ни в коем случае не пользоваться лифтом. Основное правило тушения огня следующее: накройте горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выходите из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

«Действия при пожаре» - Приглашаем к сотрудничеству! Составление расписания консультаций учителями творческой группы. (сентябрь). Пожарный - профессия героическая! Этапы исследований. Выбор темы для исследования. (сентябрь). Вопросы учебной темы: Что надо знать о пожарах? Презентация проекта. (сентябрь). Как вести себя при пожаре?

«Пожары урок» - Алгоритм действий на случай возникновения пожара. Источники пожара в квартире. Урок ОБЖ в 5 классе. Токсичные продукты Потеря видимости в следствии задымления Понижение концентрации кислорода. Тема урока: «Пожар в жилище». Если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану 01. Общие сведения о пожаре. Может ли загореться искусственная елка?



Просмотров