Кто может участвовать в выборах. Виды избирательных систем в РФ

Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).

Принимая участие в муниципальных выборах , мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» N55-ФЗ от 30.03.99 года).

1. Кто может участвовать в выборах (депутатов, глав муниципальных образований и др.)?

Во-первых, для того, чтобы получить право участвовать в выборах, гражданин России - избиратель - должен достичь 18 лет. Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Могут ли иностранные граждане избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования?

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Калининградской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

3. Кто может избираться депутатом в представительные органы местного самоуправления и главой муниципального образования?

Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе избираться депутатом представительного органа местного самоуправления и главой муниципального образования.

Надо отметить, что гражданин вправе избираться депутатом или главой муниципального образования независимо от того проживает он или нет на территории муниципального образования.

4. На какой срок избираются депутаты представительных органов местного самоуправления?

Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующего представительного органа местного самоуправления не допускается.

В городе Пионерском и Гурьевском районе этот срок составляет 4 года.

5. На какой срок избирается глава муниципального образования?

Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

В муниципальных образованиях - городе Пионерском и Гурьевском районе главы избираются на 4 года.

6. Кто вправе выдвигать кандидатов в депутаты и кандидатов на пост главы муниципального образования?

Кандидаты могут быть выдвинуты отдельными избирателями, группами избирателей и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть также выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать одного кандидата по одномандатному округу, и только одного кандидата на пост главы муниципального образования.

Выдвижение кандидатов возможно при условии предоставления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться.

7. Должен ли кандидат указывать в подписном листе неснятую или непогашенную судимость?

Кандидат, в случае наличия у него неснятой судимости или непогашенной судимости, должен в подписном листе указать номер (номера) и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса.

8. Как узнать является ли кандидат иностранным гражданином?

В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно быть указано наименование соответствующего иностранного государства.

9. Может ли муниципальный служащий исполнять свои обязанности и одновременно баллотироваться кандидатом в депутаты?

Нет, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.

10. Обладают ли кандидаты равными правами?

Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. Кандидаты не вправе:

Привлекать подчиненных к выполнению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию начальника;
- использовать помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для таких мероприятий, как проведение собрания граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
- пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационных услуг, оргтехникой, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (то есть, нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок);
- использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
- проводить сбор подписей, предвыборную агитацию через государственных или муниципальных служащих в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
- использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

11. Сколько нужно собрать подписей в поддержку кандидата для его регистрации?

Для регистрации кандидата в депутаты необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Для регистрации кандидата на пост главы муниципального образования необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования , но не более трех тысяч.

12. Могу ли я расписаться в подписных листах в поддержку 3 кандидатов?

В соответствии с избирательным законодательством Вы имеете право поставить свою подпись в подписных листах любого количества кандидатов. Однако голосовать можете только за одного кандидата.

13. Может ли руководитель принудить своих работников поставить подпись в подписном листе кандидата?

Не допускается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи. Равно как и администрация не может препятствовать сбору подписей, осуществляемому в законном порядке.

14. Что является подкупом избирателей?

В соответствии с избирательным законодательством запрещается осуществлять подкуп избирателей:

Вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационная работа);
- производить указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования;
- проводить льготную распродажу товаров;
- бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для предвыборной агитации;
- предоставлять услуги избирателям безвозмездно или на льготных условиях.

15. Как можно агитировать?

Агитация при проведении выборов может проводиться:

Через средства массовой информации;
- путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
- путем выпуска и распространения агитационных материалов (печатных, аудиовизуальных и иных);
- в других установленных законом формах.

16. Может ли священнослужитель призывать своих прихожан голосовать за кандидата на пост главы муниципального образования?

Нет. Предвыборную агитацию запрещено проводить следующим организациям и лицам:

Органам государственной власти, органам местного самоуправления;
- депутатам, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
- благотворительным организациям и религиозным объединениям ;
- членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

17. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов?

В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.

18. Что такое избирательный округ?

Избирательный округ - это территория, которая образована в соответствии с федеральными законами, законами Калининградской области и от которой непосредственно гражданами избирается один депутат.

При выборах главы муниципального образования избирательным округом является вся территория муниципального образования

Так, в городе Пионерском образуются 9 избирательных округов, для выборов 9 депутатов Городского Совета.

19. Что такое избирательный участок?

Из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;
- границы избирательных участков не должны пересекать границ муниципального образования.

Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании и приписанных к порту на территории муниципального образования.

20. Можно ли образовывать избирательные участки в воинских частях?

Только в порядке исключения могут быть образованы избирательные участки в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях.

21. Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение местных выборов?

Подготовку и проведение местных выборов, защиту избирательных прав граждан осуществляют:

1. при выборах депутатов представительных органов:


- окружные избирательные комиссии;

2. при выборах главы муниципального образования:

Избирательная комиссия муниципального образования;
- территориальные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.

В подготовке и проведении местных выборов участвует избирательная комиссия Калининградской области в пределах полномочий, установленных законами Калининградской области.

22. Как можно стать членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

23. Каковы полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)?

Основная тяжесть работы по организации и проведению голосования ложится на плечи членов участковой избирательной комиссии. Именно в обязанности УИК входит:

Информирование населения о телефонах и адресах избирательных участков и УИК,
- уточнение списка избирателей,
- подготовка помещения для голосования,
- непосредственно проведение голосования и подсчет голосов,
- иные полномочия, установленные законодательством.

24. Кто включается в списки избирателей?

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом (правом избирать). Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка.

25. Могут ли военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории муниципального образования включаться в списки избирателей?

В случае, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местных выборов не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

26. Где и когда можно ознакомиться со списком избирателей?

27. Что делать, если Вы не обнаружили свою фамилию в списках избирателей, или заметили ошибку?

Вы вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

28. Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, группой избирателей.

Наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

29. Какое количество избирателей имеют право направить своего наблюдателя в участковую избирательную комиссию?

Наблюдатель от группы избирателей должен представить в свою участковую избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями 30 граждан Российской Федерации, имеющих право голосовать на данном избирательном участке, а также предъявить паспорт или замещающий его документ.

30. Когда начинается и заканчивается голосование?

31. Как можно получить избирательный бюллетень?

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта.

32. Что делать, если у Вас временно нет паспорта?

В этом случае Вы должны предъявить документ, его заменяющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемые органами внутренних дел, заграничный паспорта гражданина Российской Федерации - только для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, паспорт моряка).

33. Что делать при получении бюллетеня?

При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель ставит в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, его заменяющего и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы тот внес в список серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.

34. Что делать, если Вы испортили избирательный бюллетень?

Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.

35. Можно ли проголосовать за своих родственников?

36. Что делать, если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеня?

Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей . Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свои ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

37. Что можно предпринять, если Вы не можете самостоятельно заполнить бюллетень?

Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя .

Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеня. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

Нет. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре.

40. Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе?

За 15 дней до голосования на выборах депутатов и за 10 дней - на выборах главы образования Вы можете проголосовать досрочно в помещении окружной избирательной комиссии. За 3 дня - в помещении участковой избирательной комиссии. Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, Вам нужно заполнить заявление по образцу, указанному в приложении к этой брошюре. Ваш бюллетень заклеивается в конверт. Вы должны расписаться на месте склейки, дабы гарантировать тайну голосования.

41. В каком случае выборы главы муниципального образования признаются несостоявшимися? - в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков;

48. Куда можно обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан?

По общему правилу, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, территориальных и участковых избирательных комиссий обжалуются в районные, городские суды, либо в вышестоящую избирательную комиссию. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Примерная форма жалобы на нарушение прав приведена в Приложениях.

Проведение выборов в стране является важной процедурой. Чтобы урегулировать все возникающие вопросы в процессе их проведения было принято несколько Федеральных законов. А знаете ли вы ?

В их положениях описаны:

  • условия для выдвижения кандидатов;
  • порядок проведения выборов;
  • политика проведения предвыборной агитации и другие важные аспекты.

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

В дополнение ознакомьтесь с .

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

  • обладающие гражданством другого государства;
  • были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • обладают непогашенной судимостью;
  • совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

Подробнее ознакомиться с ФЗ-67 можно, скачав его по .

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

Подробнее изучить положения ФЗ-175 можно по .

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

Чтобы подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-29, скачайте его по .

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

  • равное;
  • свободное;
  • прямое волеизъявление.
  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

Подробнее ознакомится с положениями ФКЗ-5 можно, скачав его по .

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его .

Муниципальные выборы - описание

Понятие муниципальные выборы содержится в 23 статье Федерального закона №131. В статье содержится информация о целях проведения муниципальных выборов:

  • избрание депутата;
  • выбор органа местного самоуправления;
  • избрание должностных лиц в местное самоуправление.

Сроки проведения муниципальных выборов устанавливает уполномоченный орган, в соответствии с муниципальным уставом. В исключительных случаях сроки может назначить суд.

Также в статье обозначено, что Федеральный орган устанавливает:

  • гарантии россиянам при проведении муниципальных выборов;
  • результаты проведения голосования;
  • порядок назначения кандидатов;
  • проведение голосования;
  • виды избирательных систем;
  • определение необходимой избирательной системы;
  • порядок распределения мандатов для депутатов;
  • условия, по которым кандидаты могут попасть в избирательный список.

Изменения в ст 23 ФЗ о «Об общих принципах организации местного самоуправления»

При последней редакции закона от 29 июля 2017 года изменения в ст 23 не были внесены. Поправки были внесены в 11 главу ст 84. Она была дополнена информацией об особенностях, которые возникают при организации местного самоуправления.

Изменения в ФЗ 67 о выборах

Последние поправки в ФЗ-67 были внесены 1 июня 2017 года. Пункт 3.3 ст 33 был дополнен понятием «иностранные финансовые инструменты» и области его использования.

Следующие изменения в закон будут внесены 5 мая 2018 года. Из пункта 2 ст 19 будет удален целый абзац о списке избирательных участков и участков референдума.

Также в ст 19 будет добавлен подпункт 2.1, 2.2 и 2.3. В них идет речь о порядке, предусмотренном для создания участков. Решение о расположении участков должно быть принято не позднее 70 дней до дня голосования.

Скачать последнюю редакцию ФЗ-67 можно по .

Как уже отмечалось, в статье 32 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах, а также баллотироваться в качестве кандидата в депутаты или кандидата на выборную должность. Закрепленные в Конституции избирательные права являются основными, базовыми и обеспечиваются целым рядом конкретных прав граждан , сфокусированных на отдельных стадиях избирательного процесса (образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и т.д.). Использование гражданами указанных правомочий позволяет им свободно осуществлять конституционное право избирать и быть избранными. Вся совокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. Наиболее важные из этих прав и их гарантии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционное избирательное право граждан слагается из двух прав: активного избирательного права и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право граждан означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно возникает при достижении гражданином 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). Иных ограничений в осуществлении гражданином активного избирательного права федеральные законы не предусматривают.

Активное избирательное право реализуется путем голосования гражданина на выборах в Российской Федерации. Важнейшей предпосылкой реализации активного избирательного права является включение гражданина в списки избирателей.

Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

История развития избирательного права такова, что признание за гражданином как пассивного, так и активного избирательного права ставилось в зависимость от значительного количества различного рода цензов. Это были имущественные, половые, образовательные, сословные цензы.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с мировой практикой проведения демократических выборов является общепризнанным, что для избрания в некоторые представительные органы и занятия ряда выборных должностей для кандидатов могут быть установлены определенные повышенные требования (цензы), связанные с достижением определенного возраста, а также длительностью проживания на соответствующей территории. Для осуществления пассивного избирательного права наиболее распространенным является использование возрастного ценза.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастные требования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права. Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 8 ст. 4) предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия для реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права , связанные с достижением гражданином определенного возраста. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может быть менее 21 года на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет — на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и 21 года — на выборах в органы местного самоуправления.

Как было отмечено в главе 1, реализация пассивного избирательного права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации зависит от особенностей организации государственной власти в субъектах Федерации. Речь прежде всего идет об установлении законодательством субъекта Российской Федерации предельного количества сроков избрания высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти ограничения направлены на наиболее полную реализацию принципа народовластия, что подразумевает периодическую ротацию руководителей органов государственной власти.

До принятия в 1997 г. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 1994 г. у законодателей субъектов Российской Федерации существовала возможность установления так называемых «сроков обязательного проживания» на соответствующей территории в качестве условия приобретения пассивного избирательного права. Такого рода ограничения также называются цензами оседлости. Согласно статье 4 Федерального закона от 1994 г. сроки обязательного проживания не могли быть менее одного года. На практике в некоторых субъектах Федерации эти сроки не соблюдались. В принятом позднее Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было установлено, что ценз оседлости применим только в случаях, предусмотренных в Конституции Российской Федерации. Как известно, Конституция предусматривает такую возможность только в отношении выборов Президента Российской Федерации. Таким образом, при проведении иных выборов граждане Российской Федерации могут баллотироваться в качестве кандидатов независимо от места их проживания. В настоящее время практика, когда политики, проживающие в Москве, баллотируются на выборах, проводимых в субъектах Федерации, стала очень распространенной. В соответствии с законом для этого нет никаких ограничений.

Пассивное избирательное право возникает у гражданина не с момента его регистрации кандидатом, а принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, удовлетворяющему требованиям, содержащимся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

В отличие от активного избирательного права, реализация пассивного избирательного права гражданином не зависит только от воли гражданина. Избрание гражданина в органы государственной власти и в органы местного самоуправления возможно, если за его кандидатуру проголосует установленное число избирателей. Государство гарантирует гражданам лишь равные возможности быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Условия осуществления пассивного избирательного права следует отличать от ограничений, связанных с несовместимостью депутатского мандата либо выборной должности с осуществлением определенной деятельности . Эти ограничения установлены в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Федерации. Данные ограничения прямо не связаны с реализацией гражданами пассивного избирательного права. Гражданину, являющемуся депутатом, находящемуся на определенной должности либо занимающемуся определенной деятельностью, не могут чиниться препятствия в осуществлении им пассивного избирательного права. Только после избрания гражданина депутатом (выборным должностным лицом) вступают в силу ограничения на занятие им соответствующей должности или на осуществление определенной деятельности. Лицо, избранное депутатом либо на выборную должность, после своего избрания должно освободить должность либо прекратить деятельность, которые согласно закону несовместимы со статусом депутата, выборного должностного лица.

Последствия несоблюдения требований несовместимости весьма серьезны. В соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов не представит в избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Каков же объем ограничений, связанных с несовместимостью депутатского мандата, занятием выборной должности? Согласно статье 97 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Несколько иные условия несовместимости депутатского мандата предусмотрены для депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации. Эти особенности связаны с тем, что в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъектов Федерации депутаты могут выполнять свои обязанности как на профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 12) в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности в Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Кроме того, в Федеральном законе предусмотрено, что если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Применительно к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации вышеназванным Федеральным законом также установлены аналогичные ограничения. Указанное должностное лицо власти субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Ограничения, связанные с несовместимостью нахождения на государственной службе с депутатским мандатом, зеркально отражают требования по несовместимости депутатского мандата. Они сформулированы в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Согласно статье 11 этого Федерального закона государственный служащий не вправе:

  • быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Федеральным законодательством также установлены правила несовместимости нахождения на муниципальной службе с депутатским мандатом, пребыванием на выборной должности. Согласно статье 11 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальный служащий не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления.

Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимается прежде всего всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Кроме того, к принципам избирательного права относятся проведение выборов на периодической основе и свободное волеизъявление граждан. Эти принципы были выработаны многовековым всемирным опытом развития демократических институтов и получили воплощение в важнейших международно-правовых документах .

В Конституции Российской Федерации принципы всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании раскрываются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81), непосредственно в Конституции периодичность проведения выборов установлена только для Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

В полном объеме все вышеуказанные принципы избирательного права подробно раскрываются в нормах Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

Принцип проведения свободных и периодических выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления закреплен в преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Следует отметить, что принцип свободного волеизъявления граждан на выборах прямо вытекает из части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, по смыслу которой только свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Проведение свободных выборов прежде всего обеспечивается их альтернативностью, возможностью участия в них различных политических партий и кандидатов, стоящих на разнообразных политических позициях, равным доступом кандидатов к публичным средствам массовой информации, возможностью граждан и общественных объединений беспрепятственно вести предвыборную агитацию, осуществлять наблюдение за голосованием и подсчетом голосов. Свобода волеизъявления граждан также дополняется добровольностью их участия в выборах. Участие в выборах является правом, а не обязанностью граждан Российской Федерации . Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию либо неучастию в выборах, являются в равной степени незаконными.

Голосование граждан на выборах является свободным, то есть каждый избиратель голосует сообразно своему внутреннему убеждению. Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей.

Периодичность выборов обеспечивается своевременным проведением выборов по истечении срока полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации сроки полномочий Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы составляют 4 года. Сроки полномочий высшего должностного лица (главы исполнительной власти) субъекта Федерации и однократно избранных депутатов законодательных органов субъектов Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации. Однако в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» они не могут превышать 5 лет. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сроки полномочий выборных органов местного самоуправления не могут быть меньше 2 лет. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8) устанавливает предельный срок полномочий органов местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления равным 5 годам.

В случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления должно быть обеспечено своевременное проведение новых выборов. Если выборы не назначаются в установленные сроки уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, выборы проводятся избирательной комиссией соответствующего уровня. Если же и этот «страховочный механизм» не срабатывает, то в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 5 ст. 10) выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются судом. Периодичность выборов в органы местного самоуправления также обеспечивается в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Гарантией проведения периодических выборов является то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут произвольно продлевать свои полномочия, в том числе и таким способом, как проведение референдума о продлении полномочий. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержат запрет вынесения на референдум вопросов продления полномочий действующих органов власти и должностных лиц, а также запрещают путем референдума формировать состав выборных органов власти, утверждать на должность выборных лиц. Невозможность демократического формирования выборных органов власти путем проведения референдума объясняется тем, что данная форма прямой демократии имеет принципиально иное назначение, чем выборы. Ее использование для целей формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления не обеспечивает альтернативности кандидатур, состязательности политических партий. Тем самым волеизъявление граждан утрачивает свободный, а следовательно, и демократический характер.

Всеобщее избирательное право. Избирательное право не всегда являлось всеобщим, то есть принадлежало каждому совершеннолетнему гражданину. Как правило, право избирать и быть избранным обусловливалось значительным количеством различных цензов. Наибольшее распространение имели имущественные цензы, цензы оседлости. До середины ХХ века от участия в выборах в большинстве стран мира были полностью отстранены женщины .

В Российской Федерации активное избирательное право возникает у граждан по достижении ими 18-летнего возраста. Избирательное право не принадлежит проживающим на территории России иностранцам и лицам без гражданства.

Единственным исключением является предусмотренная Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» возможность для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, принимать участие в выборах в органы местного самоуправления. Однако такое право возникает только в случае, если это оговорено в международном договоре Российской Федерации и соответствующего государства.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливает недопустимость ограничений избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Этот запрет вытекает из статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от вышеназванных обстоятельств.

Как уже отмечалось, не имеют пассивного и активного избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данные ограничения для гражданина носят временный характер: избирательные права гражданина восстанавливаются в полном объеме после его освобождения из мест лишения свободы, где он отбывал наказание по приговору суда, либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.

Согласно статье 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Какие-либо ограничения их избирательных прав противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав...».

Не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными. Граждане, находящиеся в следственном изоляторе и изоляторе временного содержания за административные правонарушения, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, также имеют право избирать и быть избранными. Осуществление указанными лицами отдельных избирательных действий (участие в предвыборных мероприятиях, посещение избирательных комиссий и т.д.) является ограниченным в силу нахождения этих лиц под стражей.

Независимо от места проживания граждан Российской Федерации их избирательные права обеспечиваются в равной мере. Этот принцип полностью распространяется и на граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами. Основные обязанности по созданию условий для участия в выборах граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, лежат на дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации. Эти учреждения ведут регистрацию (учет) избирателей на подведомственной им территории, оказывают образованным за границей участковым избирательным комиссиям необходимое организационное содействие и выполняют другие важные функции, позволяющие гражданам Российской Федерации, проживающим за ее пределами, реализовать свои конституционные избирательные права.

Принцип равного избирательного права в равной мере относится к реализации как пассивного, так и активного избирательного права. Применительно к пассивному избирательному праву он проявляется в установлении законами равных правовых условий для всех граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и в создании государственных гарантий реализации этих возможностей. Этот принцип также проявляется в законодательной норме о равенстве статуса всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Равенство активного избирательного права граждан заключается в обеспечении равного веса голоса каждого избирателя при выборах органа государственной власти или органа местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. В этих целях законами о выборах обеспечивается, чтобы все избиратели обладали равным числом голосов при голосовании по одному и тому же избирательному округу, а при проведении выборов в представительные органы производится образование избирательных округов с примерно равным числом избирателей. Закон устанавливает предельное отклонение (в процентах) от средней нормы представительства избирателей по отдельному избирательному округу.

Прямое избирательное право означает непосредственное голосование граждан за или против кандидата (списка кандидатов). Непрямое избирательное право представляет многоступенчатое формирование избираемого органа, когда за кандидатов в этот орган голосуют не непосредственно избиратели, а определенным образом избранные выборщики .

Голосование по общему правилу проходит в специально оборудованных закрытых кабинах для голосования либо иных местах (в случае голосования вне помещений для голосования). Во всех случаях члены избирательных комиссий и иные лица, присутствующие при голосовании, не вправе каким-либо образом воздействовать на волеизъявление гражданина. Тайна голосования обеспечивается тем, что данные о том, как голосовал тот или иной гражданин, не могут быть определены. Для этого предусматриваются четкие процедурные правила: все избирательные бюллетени имеют стандартную форму и помещаются в опечатанные ящики для голосования.

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

А) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(см. текст в предыдущей редакции)

А.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а" , "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом , конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Российская Федерация является правовым светским государством и право голоса является одним из фундаментальных прав каждого гражданина страны, которое также гарантируется в рамках исполнения Европейской конвенцией по правам человека. В отечественном законодательстве основные положения о том, кто имеет право голосовать на выборах в РФ закреплены в Федеральном законе, который касается основных гарантий избирательных прав и прав на участие в референдумах для всех граждан Российской Федерации.

Кто имеет право голосовать на выборах в Российской Федерации

Как уже было отмечено выше, основные положения о том, кто имеет право голосовать на выборах в РФ, определены в Федеральном законе. В соответствии с ним, для желающих принять участие в голосовании на выборах есть несколько ограничений. В частности, речь идет о возрастном цензе, гражданском цензе и цензе оседлости, что перекликается и с требованиями, выдвигаемыми по отношению к кандидату в президенты РФ.

Ценз оседлости скорее больше важен для того, кто хочет воспользоваться своим правом голосовать на выборах регионального уровня в РФ. К примеру, граждане, которые проживают или просто находятся в день выборов за пределами нужного региона, в котором проводятся выборы, не имеют права голосовать. Но это ограничение не распространяется на проведение выборов федерального значения, например, на выборы президента Российской Федерации. Во время проведения такого значимого мероприятия каждый гражданин РФ может воспользоваться своим правом голосовать, даже находясь или проживая за границей. Для того, чтобы человеку в данной ситуации предоставили право голосовать на выборах президента РФ, ему необходимо предоставить удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Гарантии для тех, кто имеет право голосовать на выборах в РФ

Помимо основополагающего права голосовать на выборах в РФ, для граждан Российской Федерации законодательством предусмотрен также ряд гарантий. Так, одними из важнейших являются политические гарантии. Речь идет о многообразии идеологий или плюрализме, а также о равенстве людей, свободе агитации и привлечении независимых наблюдателей для проведения честных выборов в РФ. Второй, не менее важной гарантией для всех, кто имеет право голосовать, является материальная гарантия избирательных прав.

Подразумевается, что все расходы на проведение выборов различных уровней компенсируются из бюджета страны, региона или муниципалитета – в зависимости от того, какого масштаба проводятся выборы в РФ. И третьей гарантией являются правовые гарантии, которые призваны обеспечить легитимность выборов в РФ. В соответствии с этими гарантиями граждане РФ, которые имеют право голосовать, имеют также возможность обжаловать действия должностных лиц, которые принимали участие в организации голосования и подсчете голосов.

Кто не имеет права голосовать на выборах в РФ

Помимо тех, кто имеет полное право голосовать на выборах и референдумах в РФ, существует несколько категорий граждан, которые не имеют подобного права. Так, ограничения в правах голоса касается граждан РФ, признанных судом недееспособными или осужденными и находящимися в местах лишения свободы. Впрочем, в соответствии с Конвенцией по правам человека, у заключенных должно быть право голосовать на выборах, поскольку по суду они лишены свободы, а не права избирать президента РФ.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ, любая дискриминация в отношении тех, кто намерен голосовать на выборах, противозаконна. Так, принимать участие в голосовании могут любые граждане РФ вне зависимости от веры, пола, расы, языка, места жительства, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств.

По данным внешнеполитического российского ведомства, за пределами России живут несколько миллионов россиян. Нет ничего удивительного в том, что права «зарубежных» избирателей отличаются от тех, которыми обладают проживающие на территории РФ избиратели. К голосованию на выборах президента РФ в 2018 году Центральная избирательная комиссия намерена привлечь 35 миллионов «зарубежных» россиян.

Как информирует глава межведомственной группы по организации выборов за рубежом и член Центризбиркома Василий Лихачев, явка избирателей для голосования на выборах президента РФ может быть обеспечена за счет выезда ЦИК в «русские» районы и места повышенной активности российских средств массовой информации за границей.

К примеру, Центризбирком может организовать нахождение представителей того или иного кандидата на избирательных участках в других странах. Но поскольку многие россияне, проживающие за рубежом, в связи с финансовыми ограничениями не могут выехать для голосования в крупные города, где имеются российские посольства и консульства, Центральная избирательная комиссия может направить часть своих сотрудников в «русские районы», чтобы увеличить количество избирательных участков.

При этом как отмечал еще летом 2017 года заместитель главы Центризбиркома Николай Булаев, россияне, которые в день выборов 2018 года будут находиться за границей, смогут воспользоваться своим правом голосовать даже без открепительных удостоверений. Всего в других странах Центризбирком РФ планирует открыть около 360 избирательных участков.

Виды избирательных систем в РФ

Устойчивость механизма избирательного права гражданина РФ обеспечивается в том числе и форматом избирательных систем, существующих в Российской Федерации: мажоритарной и пропорциональной. В соответствии с мажоритарной системой, голосование на выборах проводится по одномандатным или многомандатным округам. Итоги голосования определяются после подсчета большинства голосов, которые были отданы за кандидата или нескольких кандидатов. При этом вполне вероятно применение правила абсолютного большинства, когда для победы на выборах в РФ претенденту достаточно набрать более 50% голосов – такой же принцип применяется и во время проведения выборов на должность президента РФ, глав субъектов Федерации или мэров. Также мажоритарная система предполагает, что победить может кандидат, который в итоге получит хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат предполагает, что избиратели имеют право голосовать за списки кандидатов, которые ранее были сформированы политическими объединениями, в том числе партиями или блоками. Такая система применяется при проведении выборов в Государственную думу РФ.



Просмотров