Беседы с детьми по правовому воспитанию. Конспект беседы с детьми старшей группы «зайки»

Программное содержание: в интересной и содержательной форме продолжать знакомить детей с международными правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», с основными правами и свободами, учить применять их в жизни.
Формировать дружеские отношения друг к другу, любовь, уважение к родным и близким, к окружающим детям.
Подвести детей к понимаю того, что в правовых документах записаны не только права детей, но и обязанности правительства, государства.
Закреплять понятия: семья, правовые документы и акты, Декларация, Конвенция.
Интегрируемые области : познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Предварительная работа: создание фотоальбома «Моя семья», выставка детских рисунков на тему «Дети имеют право», организация вечеров-досугов «Мамины посиделки», «Папины руки не знают скуки», мастер-класс «Вместе с бабушкой» (изготовление кукол-скаток).
Материалы и оборудование: иллюстрации из книги «Ваши права», «Конвенция о правах ребенка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана», автор Рейнхардт Юнг, Всеобщая декларация прав человека, куклы Саша и Маша, куклы-родители, макеты островов, куклы-скатки.
Ход беседы

1 часть

Воспитатель: подзывает детей к себе. Я хочу рассказать вам одну историю, послушайте. В одном городе жили дети: брат и сестра. Звали их Саша и Маша. Вместе с ними жили мама и папа. И вот как-то раз поплыли они все вместе на пароходе путешествовать, но наскочили на мель, и произошло кораблекрушение. В результате родители попали на один остров, а дети на другой. Что же делать? Дети обошли весь остров, нашли пещеру и решили жить в ней. Вечером они увидели вот что (отразить ситуацию на макете).
Оказалось, что в пещере живет злой Карабаса Барабас с артистами из кукольного театра. Маленькие артисты очень боялись Карабаса Барабаса. Весь день они сидели в чулане под замком, а вечером он заставлял их выступать для жителей острова, а потом снова запирал в чулан, не разрешая встречаться ни с кем (выставить картинку).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, хорошо ли жилось артистам у Карабаса Барабаса?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, мы с вами знакомились с такими важными документами, как: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». В них записаны права детей. Скажите, какие права маленьких артистов нарушал Карабас Барабас.
Ответы детей.
Воспитатель: В Декларации прав человека в статье №4 записано, что никто не должен содержаться в подневольном состоянии (показать картинку.)Каждый ребенок на свете имеет право на счастливое детство. Дети имеют право жить и воспитываться в семейном окружении, среди тех, кто обеспечит им наилучший уход (статья №8 Конвенции о правах ребенка).А с кем лучше всего живется вам, ребята?
Проводится игра «Закончи предложение». (Человеку нужна семья для того, чтобы…?)

2 часть

Воспитатель: О братите внимание на выставку замечательных рисунков, которая называется «Моя дружная семья».
Кто хочет рассказать о своей семье? Почему здесь присутствует слово дружная? (2-3 человека рассказывают о своей семье, рассказы прилагаются.)
Давайте вспомним пословицы о семье:
- На что и клад, коли в семье лад.
- Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать, да бабушка.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
- Материнская ласка конца не знает.

3 часть

Воспитатель: в моей жизни тоже произошел запоминающийся случай. Однажды я была поражена сочинением своей дочки, которое зачитали нам на родительском собрании в школе. Дочь рассказывала о том, как однажды я оставила ее дома одну, а сама задержалась в магазине. Уже стемнело, и Аня стала беспокоиться за маму, т.е. за меня. Она прислушивалась к каждому шагу, звуку, доносившемуся и коридора. Сидя под дверью, ей было страшно, и спас ее мамин халатик, с которым она играла, разговаривала, кружилась по комнате, а потом надела его на себя. Родной запах обнимал мою дочку со всех сторон, постепенно она успокоилась, а я вскоре вернулась домой. Сочинение заканчивалось словами: «Я бы никогда больше не хотела расставаться с мамой». Вот так рассуждала моя дочь в 3-м классе школы.
Воспитатель: Я знаю хорошую скороговорку: «Мамы и папы нам без вас, все равно, что вам без нас!» (Разучивание скороговорки.)

4 часть

Воспитатель: Обратимся снова к «Конвенции о правах ребенка» (показать), в статье №31 записано, что каждому ребенку предоставляется право на досуг и отдых, в это время дети могут заниматься любимым делом, тем, что им больше всего нравится.
А вот Карабас Барабас не разрешал своим бедным маленьким артистам играть, заниматься любимым делом.
Чем вы, дети, любите заниматься дома, на улице с друзьями? Чем увлекаются ваши родители? А поможет вам рассказать об этом наш фотоальбом «Моя семья».
Воспитатель обращает внимание на фотографии из альбома, заслушивает рассказы двух-трех человек о семейных увлечениях.
Воспитатель: Бывают семьи, где много детей - это многодетные семьи (закрепить понятие), в нашей группе таких семей 5. Это семья Алёны, Юли, Аркадия, еще одной Юли и Вики. Во всех семьях по трое детей, а у Аркадия - пятеро!
Алёна, расскажи, чем ты любишь заниматься дома? (Алёна рассказывает и показывает куклу-скатку, которую сделала вместе с бабушкой.)
Воспитатель: Аркадий вместе с братьями любят играть в игру «Шла деревня за грибами».
Физкультминутка.
Давайте все вместе поиграем:
За дубами, за лугами
Шла деревня за грибами.
Старушки по волнушки,
Старички по сморчки,
Мужики по груздички,
Молодушки по чернушки,
А ребятки по опятки.
Раз, два, три, по грибы иди.
(подобие игры «Ручеек»).

Воспитатель: Дети, из ваших рассказов мы узнали, что все вы живете в семьях с родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками. О вас заботятся и любят, у вас есть красивая одежда, вкусная еда, много игрушек, любимые занятия. В ваших семьях соблюдаются права детей.

5 часть

А маленькие артисты на острове были напуганы, потому-то Карабас Барабас обижал их, дразнил малышей. Но мы с вами знаем: каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому и небрежному обращению. Это записано в статье №3 «Всеобщей декларации». (Воспитатель зачитывает и выставляет картинку.)
Воспитатель: вспомните мультфильмы или сказки, в которых большой и старший обижал маленького и беззащитного.
Ответы детей:
- «Три поросенка».
- «Красная шапочка».
- «Волк и семеро козлят».
- «Смурфики».
- «Теремок».
- «Приключения Буратино».
- «Заюшкина избушка».
- «Крошечка Хаврошечка» и др.
Воспитатель: Расскажите, как жилось героям, в перечисленных вами сказках? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, очень плохо, когда нарушаются законы и права детей, тогда детям бывает очень тяжело, страшно и трудно.
Воспитатель: Что же было дальше с Сашей и Машей, и с артистами кукольного театра? А вот, что.
Мама и папа нашли на острове лодку и переправились на ней на другой остров, прогнали злого Карабаса Барабаса, освободили артистов, нашли своих детей, и все благополучно вернулись домой! Саша и Маша живут с мамой и папой, днем ходят в детский сад, а вечером вместе с родителями играют, лепят, рисуют, и уже забыли историю про злого Карабаса Барабаса. (Разыграть ситуацию с куклами)
Маленькие артисты учатся в школе, выступают в детском театре, а вечером любят проводит время вместе со своими родителями.
Воспитатель: Из этой истории можно сделать вывод: государство, правительство и все взрослые люди должны заботиться о детях, соблюдать их права: право на семью, право заниматься любимым делом, право на безопасные условия жизни, право на счастливое детство. Дети должны терпимее относиться друг к другу, ценить и уважать родителей, чтобы в семьях царили мир, доброта и уют.

Приложение №1

Литература:

1. Дидактическое пособие «Права ребенка».
2. Рейнхардт Юнг. Конвенция о правах ребёнка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана. Перевод с немецкого Аскольда Лебедева. - Журнал «Образование» №1-3 1996.
3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! Книга для учащихся начальных классов. - Москва: Издательство «Вита-Пресс», 1996.
4. Шалаева Г.П. Большая книга поведения для дошколят. - М.: Издательство ЭКСМО 2007г.
5. Адаптированный текст Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году.

Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)

Цель:

Дать детям понятие о правах ребенка , развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Как ваши дела? Давайте мы по кругу передадим мяч и каждый из вас скажет, как у вас дела? Сегодня мы с вами поговорим о правах ребенка. С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила . Система норм, правил , которые установлены тем или иным государством, и есть права . ( право на жизнь , на отдых, на образование и т. д.) . но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно : Какие обязанности вы выполняете? (Каждый день ходить в детский сад, а потом в школу, в институт, на работу, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.

Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка , взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права . А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.) . Это и есть забота государства о детях.

2. Рассказ о правах ребенка .

Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права . Какие же права ребенка вы должны знать ?

1) Каждый имеет право на жизнь . Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.

2) Каждый ребенок имеет право на образование . Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.

3) Каждый ребенок имеет право на свободу . Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.

4) Никто не имеет права обижать друга , унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе , а не размахивать кулаками.

5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать .

6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.) . Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.

7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей : входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.

8) Каждый имеет право на отдых . У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.

3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка , эпизодами из любимых сказок.

1) "Нет ничего дороже жизни" ( право на жизнь )

Давайте посмотри мультфильм «Волк и семеро козлят»,Волк наруш ил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

2) Давайте вспомним сказку в которой врач бор ется за право на жизнь, всех зверей он лечит. (К. Чуковский "Айболит")

3) "Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. "Маша и Медведь")

4) Право на жилище (Р. Н. С. "Теремок")

5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. "Лиса и Заяц")

6) Право на труд

4. Подведение итогов:

подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву )

Цели:

Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

Развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать чувство уважения к другим людям;

Коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

Портреты детей;

Картинки с изображением прав детей;

Шляпа;

Волшебный сундучок;

Выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

— А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Свидетельство о рождении).

— Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

— О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

— Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

— Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств» .

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель : Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

МАМА-

ДОЧЬ-

БРАТ-

СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети:

В семье дружат -живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут

Птица рада весне, а дитя матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Семья должна учить любить,

жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

— Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых — поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель

Дети — Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеянного -А что вы умеете делать?

Дети- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

— Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

— Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

— Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

— Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

— В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

1. Век живи … век учись.

2. Учиться всегда … пригодиться.

3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.

4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

— Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

Золушка (Право на отдых)

Буратино (Право на безопасные условия жизни)

Колобок (Право на жизнь)

Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

(О праве на жилище.)

— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о… (праве на медицинский уход).

Вопросы Ребенку:

— Кто изображен на рисунке?

— Что он делает?

— О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди — и маленькие и большие — имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)

И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)

Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)

И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

— Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

воспитатель специализирова нной группы,

МАДОУ «Детский сад комбинированно го вида №32

«Журавушка» г. Губкина, Белгородской области, Россия

Беседа о правах ребенка.

Подготовительная группа.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня 1 июня и я поздравляю Вас с праздником. Как называется этот праздник?

Правильно, 1 июня весь мир отмечает День защиты детей. А вы знаете, как появился этот праздник?

Этот праздник впервые начали праздновать в 1950 г. (61 год назад). В этот день был принят закон о правах ребенка (конвенция), в котором прописаны права детей. А скажите, пожалуйста, ребенок – это кто, кого можно назвать ребенком?

Ребенок – это человек, не достигший 18 лет. Вы тоже дети. А какие у вас есть права?

Главное право ребёнка- это право на жизнь .(слайд № 2). Никому нельзя нарушать это право. Если кто –то посягает на жизнь ребенка – за это очень строго наказывают.

Все дети планеты, будь то русские, англичане, негры, арабы имеют одинаковые права. .(слайд № 3).

Каждый из вас имеет право на имя, отчество и фамилию .
Как твоё имя?
Как зовут маму, папу?
Сколько много разных имён. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
Отчество присваивается ребёнку по имени отца. Например: папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит отчество мальчика - Владимирович. Когда он вырастет, то к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.
Как зовут твоего папу?
Какое у тебя отчество?
Назовите имена и отчества ваших мама и пап, воспитательницы.
.(слайд № 4).
Другое право, о каком мы поговорим - это право жить и воспитываться в семье.
Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.
Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Ответы детей (Чтобы жить вместе; помогать друг другу).
Воспитатель: В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Мы – хорошая семья!”

Родители для Вас - самые дорогие люди. Их нужно слушаться и помогать в домашних делах. Потому что они заботятся о вас. (слайд № 5)

    Каждый из Вас имеет право на медицинское обслуживание. (слайд № 6) Поэтому, выздоравливать вам помогают врачи. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым!

Ребята, каждый рабочий день ваши родители ходят на работу. А вы куда идёте? В детский сад. Потому что вы имеете право на воспитание в образовательных учреждениях. (слайд № 7). Вы любите ходить в сад?
Мы с вами познакомились некоторыми из ваших прав. Но мы не все их еще назвали. О других ваших правах я предлагаю вам посмотреть видео клип. (видео клип)

Итак, вы внимательно посмотрели видеоклип. Воспитатель: Ребята я предлагаю вам послушать несколько ситуаций и определить нарушены в них права ребёнка или нет.

1. Девочка Лена болеет, но родители её не ведут к врачу и не лечат.

Дети: Да здесь нарушено право ребёнка.

Воспитатель: Правильно, в этой ситуации нарушено право ребёнка на охрану его здоровья. Каждый человек который воспитывает ребёнка должен заботиться о его здоровье, следить чтоб ему было хорошо.

2. Мальчик Витя играет своей машинкой, к нему подходит другой мальчик и забирает у Вити машинку.

Воспитатель: Подумайте в этой ситуации нарушены права Вити?

Дети: Да, нельзя забирать силой чужие игрушки.

Воспитатель: Правильно ребята, в этой ситуации нарушено право на неприкосновенность своего имущества. А мальчик мог поступить по другому?

Дети: Да он мог попросить машинку у Вити поиграть, а потом вернуть.

Воспитатель: Запомните дети нельзя брать без спроса чужие игрушки, ломать их или забирать силой. Делая так вы нарушаете права другого ребёнка.

3. У Риты порвались зимние сапожки, но родители не покупают ей новые и у девочки на улице мёрзнут ноги.

Дети: В этой ситуации нарушены права Риты, она не должна мёрзнуть. Так как может заболеть.

Воспитатель: Правильно ребята, у каждого ребёнка должны быть хорошие, чистые вещи на все времена года.

Воспитатель: Молодцы ребята вы правильно определили ситуации где нарушены права ребёнка. детей. (по презентации № 2).

Давайте все вместе перечислим права Ребенок имеет право на ….

А зачем ребенку нужны права? Права нужны для того, чтобы дети были счастливы и здоровы.

Но кроме прав у каждого ребёнка есть свои обязанности. Какие могут быть ваши обязанности, вы поговорите с вашим педагогом.

Дети: Ребёнок должен слушаться родителей, убирать за собой игрушки, не портить и не ломать вещи, быть аккуратным, не обижать других детей.

Воспитатель: Правильно ребята. А если вы думаете что ваши права нарушаются, вас обижают, то стоит пожаловаться знакомому взрослому или воспитателю, чтоб вам помогли.

Ход занятия

(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)

Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы )

Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)

Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)

1. “Родительское сердце - в детках”.

2. “Дети не в тягость, а в радость”.

3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!”

(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)

Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.

Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.

Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?

(Ответы детей)

Игра “Наши добрые дела”

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.(В конце игры подводится итог)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

(Рассуждения детей)

Чтение загадки:

“Дитя еще не родилося,
А уж отдано на воспитание,
У кого это?” (Кукушка)

(Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)

Ребята, назовите, как называется сказка?

Почему мама обернулась “кукушкой”?

Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?

Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)

Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.

(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)

(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)

(Стихотворение)

“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”

(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итога занятия.

Перспективный план по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе
I квартал

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

сентябрь

Беседа "Каждый имеет право"

Ж."Обруч" N5-2001 стр.28 "Ваши права", - Е. Шабельник, Е. Каширцева

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка

Ж. "Обруч" N5/2001

Чтение стихов "В какой стране хотел бы жить?"

Ж. "Читаем, учим, играем"

N3/2002 стр.7

Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать"

Ж. "Читаем, учимся, играем"

N3/2002 стр.17

октябрь

Беседа "Мы все разные, но мы все равны"

Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 стр.83

Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны"

Ж. "Ребенок в детском саду"

N5/2002 стр.84

Игра "Спиной друг к другу"

Ж. "Ребенок в детском саду"

N5/2002 стр.83

Программное содержание : закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка; развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки; развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности; воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Материал : книга «Права детей», декорации к сказкам «Золушка», «Снежная королева», костюмы для детей разных национальностей.

Ход занятия :

Дети в зале стоят полукругом.

Воспитатель : Дети я рада нашей встрече. Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка». Эта чудо-книга расскажет вам о правах детей. Мы с вами уже говорили о правах ребенка. Назовите их:

1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении.

2. Дети имеют право на медицинский уход.

3. Дети имеют право на отдых.

4. Дети имеют право на бесплатное образование.

5. Дети имеют право говорить на родном языке.

6. Дети имеют право на хорошее питание и чистую воду.

7. Дети имеют право на безопасное условие жизни.

Воспитатель : Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей. Давайте прогуляемся по страницам наших любимых книг и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются. Я буду читать права, а вы вспоминайте, какие герои помогут нам в них разобраться. Первое: дети имеют право на медицинский уход.

Дети : Мы знаем, кто нам поможет.

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица

И жучок, и червячок,

Ну, а, если вдруг у Оли

Или Коли, или Пети

Заболит живот,

Или насморк одолеет

Или голова болит,

Приходите, приходите.

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор Айболит.

Приходит Айболит.

Айболит : Да, дети, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил, но что вы обязаны делать, чтобы сохранить свое здоровье?

Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам.

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок.

Давайте же мыться плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане. Всегда и везде вечная слава воде!

Дети сели на стульчики.

Воспитатель : Значит, у нас должна быть хорошая, чистая вода и вкусная питательная еда. А чтобы все это было ребенок должен воспитываться в семейном окружении или с теми, кто будет о нем заботиться. Перевернем еще одну страницу. Смотрите это ведь Герда. Почему ты такая печальная? Ведь вы с Каем так дружно и весело живете у бабушки.

Герда : Снежная королева посадила Кая в санки и увезла с собой. Но я не отдам ей Кая. Я найду его. Кай, Кай, отзовись Кай! Отзовись. Почему ты молчишь?

Кай : Тише, ты сбиваешь меня.

Кай, милый, это я! Ты меня забыл?

Я никогда ничего не забываю.

Кай, я нашла тебя, а ты даже не сказал, мне здравствуй!

Здравствуй, Герда.

Кай,что ты делаешь?

Я должен сложить из льдинок слово «вечность». И Снежная королева подарит мне весь мир.

Кай! Пойдем домой! Я не могу тебя здесь оставить, ты все забыл. Ты сидишь и молчишь, как будто на свете нет детей, взрослых, а есть только кусочки льда. Розы, которые цветут у нас дома, завяли без тебя. А бабушка все ждет тебя и плачет. Дождик идет, а она все ждет, ждет.

Воспитатель : Герда заплакала, горячая слезинка упала на грудь Кая и растопила его ледяное сердце.

Герда, Герда, это ты? Ты плачешь? Что случилось? Кто посмел тебя обидеть? Как здесь холодно.

Идем! Ничего, шагай. Нас ждут друзья, бабушка.

Воспитатель : Да дети имеют право, жить с теми кто, о них заботится.

Перелистаем странички еще одной замечательной сказки – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Появляются дети в костюмах Буратино, Мальвины, Пьеро. Дети поют песню. Выходит Карабас.

Карабас : Так–так! Это ты, несносный мальчишка, помещал моему представлению. Ну, Буратино, ты сделан из дерева, и я растоплю тобой камин.

Воспитатель : Это же безобразие.Никто не имеет право жестоко обращаться с детьми, поэтому они и убежали от Карабаса. И создали свой театр. Здорово, что дети такие веселые и счастливые и занимаются тем, что им нравится. Сейчас мы перелистаем страницу одного интересного рассказа «Цветик-семицветик».

На сцене появляется скамейка, на которой сидит мальчик. К нему подходит девочка Женя.

Мальчик, как тебя зовут?

Женя, давай играть в салки?

Не могу, я хромой.

Как жалко! Ты мне очень понравился, и я с большим удовольствием побегала с тобой.

Ты мне тоже понравилась и я бы тоже с удовольствием побегал бы с тобой, но, к сожалению, это невозможно, я хромой, это на всю жизнь.

Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик (вынимает цветик-семицветик, отрывает лепесток).

Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров.

Дети убегают.

Воспитатель : Конечно, в сказке можно стать здоровым моментально, в жизни, к сожалению, так не бывает! Перевернем еще одну страницу книги. Дети имеют право на отдых.

Выходит Золушка (поет).

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня

Силы не жалея,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь.

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне! Добрые люди, где же вы?

Раздается музыка. Появляется Фея и Паж.

Золушка . Крестная! Дорогая крестная!

Крестная . Ты хочешь поехать на бал?

Золушка . Да, крестная, но…

Фея . Ты поедешь на бал. Вот моя волшебная палочка. Сейчас будут чудеса!

Крестная взмахивает палочкой. Музыка.

Сережа . Маша, а давай устроим сегодня необыкновенный бал! На нем обязательно должен быть мальчик Витя! Еще я очень хочу, чтобы на балу были дети из разных стран и в своих национальных костюмах.

Маша . Молодец, Сережа! Хорошо придумал! Ведь в книгах записано, что дети имеют право соблюдать обряды своей культуры и говорить на своем родном языке.

Сережа и Маша : Итак, бал начинается!

Под музыку выходят все участники представления. Дети в национальных костюмах. На коляске вывозят мальчика Витю.

Все дети, взявшись за руки, хором поют «Солнечный круг».



Просмотров