Умение быть счастливым. Обоняние – нос

Счастье... Мы мечтаем о нем, думаем, что же такое счастье и как его достичь. Именно проблему умения быть счастливым и поднимает Коршунова в своем тексте. Если сформулировать поставленные вопросы, они будут выглядеть таким образом: каждый ли человек может быть счастливым? Или может быть так, что способность быть счастливым – врожденная? Возможно ли, развить в себе умение ощущать счастье?

Автор пишет, что у каждого из нас есть конкретное представление о счастье: мы мечтаем иметь хорошее жилье или красивую внешность, но эти грезы «не имеют отношения к ощущению полного блаженства». В каждом человеке буквально с рождения заложена меньшая или большая способность к счастью. Жизнерадостный от природы человек чаще доволен своей жизнью, чем тот, кто имеет угрюмый характер. Коршунова приводит в пример из области психологии. Учеными доказано, что определенная часть людей уже просто рождены счастливыми, а другие нет.

Согласно точке зрения Коршуновой, которая как мы выяснили, подкреплена выводами и исследованиями ученых, существует такая способность быть счастливым, которая заложена в нас с рождения.

По правде сказать, я не очень хочу разделять такую точку зрения автора.

Если вспомнить крылатые фразы или афоризмы на эту тему, на ум сразу же приходит известное – «Человек – сам кузнец своего счастья».

В тоже время, классическая литература, на мой взгляд, это литература о поисках счастья, но мало кто из героев произведений приходит к нему.

Если исходить из взгляда автора данного текста, героем литературы, который способен быть счастливым, как мне кажется, будет Наташа Ростова из романа Толстого «Война и мир». И в жизни Наташи случалось горе. Но она смогла преодолеть все препятствия и стать по-настоящему счастливым человеком.

Подведем итоги. У вопроса – каждый ли человек способен быть счастливым? – я думаю, еще нет твердого решения. И очень хочется верить, что человек все-таки сам создатель своего счастья.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Здравствуй, новорождённая мама!

Даже если у тебя этот ребёнок не первый, ты всё равно «новорождённая»!

Потому что с каждым новым малышом, с каждым своим ребёнком ты рождаешься заново, как Мама.

Каждый твой ребёнок уникальный, и ты как мама изучаешь его, учишься ему помогать и подсказывать, где-то не вмешиваешься, а где-то поддерживаешь. У каждого ребёнка своя жизнь и у каждого из них только их ситуации для опыта и проживания. А ты, с одной стороны, наблюдатель, а, с другой стороны, помощник и надежная поддержка. И в, казалось бы, обычной ситуации ты поступаешь так, как подсказывает твоя материнская интуиция. Хоть и написано много книг, где мамы, психологи, учёные, мудрецы делятся своими наблюдениями, наработками, способами и правилами, как надо и как не надо.
Да, это может быть полезным, вместе с тем, всегда слушай своё сердце и чувствуй своего ребёнка!!! У тех, кто написал книгу, возможно, большой опыт, которого у тебя может и не быть (особенно если ребёнок первый), вот только их наблюдения основаны на других детях, а не на твоём. Да, можно и нужно читать книги, которые ты считаешь полезными для тебя, просто постарайся отфильтровывать то, что интуитивно тебе кажется неподходящим, или малыш будет противиться твоим нововведениям очень настойчиво (будь то кормление по часам, в одно и то же время укладывать спать, отправить его в секцию по футболу и т.д.).

Каждый человек уникален, как твой ребёнок, так и ты сама. Поэтому не вини себя за то, что «неправильно» кормишь, одеваешь, воспитываешь, не так ведёшь себя. Главное, чтобы в вашем общении друг с другом, да! и с папой тоже, вам было комфортно и радостно. Я не призываю тебя убрать все нормы приличия и забыть, что ваше шумное веселье в 12 часов ночи может помешать кому-то спать. В то же время, постарайся легче и проще относится к тому, что скажут люди, к их замечаниям, «умным» подсказкам, лекциям, упрёкам. Бери только то, что пригодится: «полезно – беру, лишнее – заберите назад».

Твой ребёнок уникальный

Твой ребенок уникален и ценен для этого мира, поэтому не сравнивай его с другими, радуйся его успехам и достижениям, помогай и поддерживай, а также верь в него! Верь, что он справится (вместо «без меня ведь не справится»), верь, что он всё сможет (вместо «ничего не можешь сам сделать»), что он самый лучший и способный (вместо «бездарь» и «неумеха»). Помни, что у него могут быть свои задачи на эту жизнь, отличные от твоих. Просто наблюдай, вдохновляй, помогай и поддерживай.

Счастливая мама

А знаешь, что самое важное для малыша? Еда, вода, одежда, тепло, уют, добрые мамины и папины руки, слышать биение маминого сердца, приятные нежные поцелуи, мамина улыбка, помощь по первому зову? Да, это важно! И всё же, самое важное для него– чувствовать и понимать, что его мама счастлива!

Почему?
Потому что именно счастливая мама, может искренне любить, поддержать, обнять, подбодрить, помочь, улыбнуться, радоваться первым шагам и новым свершениям своего ребёнка!!!

Это совсем не значит, что все в жизни будет гладко, спокойно и радостно, и будут только успехи и победы. Вместе с тем, любые задачки, поражения, неудачи превратятся в опыт, и проживутся вами намного легче.

Да, кстати, ты, вероятно, хочешь, чтоб твои дети были счастливые? Так научи их своим примером.

Проси о помощи

Да, ты сильная, ты справишься, у тебя всё получится! Вместе с тем, позволяй себе отдыхать. Если человек не высыпается три ночи кряду, мало ест, а весь день работает, то ему просто физически будет непросто быть радостным, весёлым и счастливым, а также активным и бодрым оптимистом. Любому человеку нужен отдых. Тело просит его, и, кстати, имеет на это полное право, чтобы быть здоровым и уравновешенным. Поэтому, находи время отдыхать. «Я не могу, когда мне?» - скажешь ты. В то же время, если немного подумать и поискать, ты его обязательно найдёшь, отложив ненужную болтовню с подругой о подгузниках, сварив суп на 15 минут позже обычного, просто делегировав какие-то дела мужу, бабушкам, мамам. Да, они вовсе не обязаны тебе помогать, с другой стороны у тебя всегда есть возможность: попросить о помощи.

Вполне вероятно, они с радостью согласятся, возможно, откажут, так как могут быть действительно заняты. Возможно, они морально не готовы сидеть с вашими детьми. Мне сестра, например, честно об этом сказала и предложила другие варианты помощи, на которые она согласна, и я благодарна ей за честность. Во всяком случае, мне не нужно было накручивать себя, ища ответ на вопрос: а почему мне отказали? Вместе с тем, твои близкие хотя бы узнают, что тебе нужна помощь. «Не просишь – значит, справляешься».

Хотя в теории у некоторых людей есть такая установка: «все обязаны мне помогать», или «ну, все же должны друг другу помогать…». Вот, исходя из этой теории, есть люди, которые лезут (простите) везде со своими советами. Поэтому лучше попросить, дать знать, что тебе нужна помощь. Как правило, родные только и ждали того момента, чтоб чем-то помочь, ощутить свою важность и значимость в семье (это действительно важно каждому). В то же время, если откажут, то просто пойми, что у них могут быть действительно важные дела, и обратись к другому. А нет, так ты же сильная))), ты справишься.

Ты никому ничего не должна

И еще один момент: ты никому ничего не должна. Ты любишь своего ребёнка, ты с радостью даришь ему свою любовь заботу, готовишь для семьи ужин с удовольствием, идешь на прогулку, чтоб просто подышать свежим воздухом, а заодно твой ребёнок активно подвигается. Но ты НЕ должна стирать, убирать, всегда помогать, делать только то, что хотят домочадцы, выполнять все просьбы, жертвуя своими желаниями и силами. Да, ты всё это можешь делать, потому что хочешь. Само по себе слово «ДОЛЖНА» отнимает много энергии и заставляет делать что-то противоестественное для тебя. Когда ты говоришь «ХОЧУ», ты идешь по велению своих желаний, а значит в потоке, а значит, энергии прибавляется. Поэтому, во-первых, отследи, что ты хочешь делать из того, что должна, во-вторых, подумай, как то, что ты действительно должна, сделать самым комфортным для тебя способом, в-третьих, проверь, есть ли среди того, что должна, то, что вообще никому не нужно. Ну и, в четвёртых, разберись с тем, чего же ты хочешь на самом деле. И если первым пунктом стоит «выспаться», то найди для этого возможности или попроси о помощи.

Главное для ребёнка – это счастливая мама. А значит отдохнувшая.

Выбирай оптимальное для себя и вашей семьи

Что такое хорошо, и что такое плохо, решать тебе самой, не подругам, не родственникам, не средствам массовой информации и пр. Всё относительно. Для кого-то ты просто обязана сидеть с ребёнком 24 часа в сутки, дарить ему любовь, не водить или водить в садик, школу, в бассейн, на гимнастику. Вместе с тем, в твоих условиях и обстоятельствах, тебе решать, как лучше поступить для ребёнка, семьи, для тебя самой, в конце концов. Я не призываю всё пенять на обстоятельства и ничего не делать, я лишь хочу, чтобы в своих обстоятельствах и возможностях ты выбирала ОПТИМАЛЬНЫЕ для вашей семьи варианты. И если тебе комфортно быть всё время с ребёнком, то делай так. Если тебе роль домохозяйки совсем чужда, у тебя есть амбиции, ты хочешь продвигать своё любимое дело, кайфуешь от этого и испытываешь удовольствие и удовлетворение (вместо того, чтобы пахать из-за необходимости тащить на себе всю семью), то делай карьеру. Помни одно, что теперь ты мама, у тебя есть дети, а дети хотят видеть маму счастливую, учиться быть счастливыми на примере своих родителей.

Счастлива мама – счастливы дети.

Притча

В завершении моего письма, притча.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
«Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревце. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым».
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...

Конечно, это не всё, что я хотела тебе рассказать, и будут, вероятно, новые письма.

Будут у тебя вопросы – , я обязательно поделюсь с тобой своим опытом и видением ситуации, а ты возьмешь из этой информации то, что тебе будет полезно, важно и нужно.

Люблю тебя,
гармонии тебе,
будь счастлива!

Твоя Елена Пересыпкина

Проблемы, запечатлённые в заголовках – это, так сказать, направление для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, правильно подобранные для раскрытия темы, — основа работы, именно на нее проверяющие в первую очередь обращают внимание, считая баллы. В данной подборке вы найдете и то, и другое, а также сможете это скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. В книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» счастье, по мнению автора, заключено в добрых делах и желании быть полезным и нужным другому человеку. Делать добро – главная цель личности, достижение которой приносит радость и удовлетворение. Строить жизнь на основе исключительно личных желаний неприемлемо, ведь жизненная задача людей намного шире. В их силах менять и преобразовывать мир в лучшую сторону, создавать что-то новое и делиться этим с другими. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен. «Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей» — такова простая формула счастья по Лихачеву, заставляющая задуматься о подлинном назначении жизни и по-настоящему важных ценностях.
  2. Герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» рассуждают о природе счастья, вспоминают о нём, как о недостижимой мечте, и, тем не менее, каждый из них глубоко несчастен. Для каждого из них счастье определяется по-разному: для одних — это владение материальными благами, достижение успеха в делах; для других – душевный покой, наслаждение воспоминаниями, переживания былой любви. Одержимые поиском блаженства, они всё-таки ограничены духовной несвободой, непониманием собственной жизни, в которой они чувствуют себя неудовлетворенными и одинокими. Однако счастье – это то, к чему бессознательно стремится каждый из них, желая впервые испытать или вновь вернуть чувство полного удовлетворения. Для Раневской, Гаева, Лопатина и других персонажей пьесы поиск блага тесно связан с противоречиями прошлого и настоящего, с невозможностью его обретения в силу внутренних и внешних обстоятельств, зыбкости желаний и целей.
  3. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» на первый взгляд посвящен будням и быту простой русской деревни, где люди трудятся, проживают жизнь, подчиняются устоявшимся законам и привычкам. Среди них Матрена – героиня исключительная. В условиях потребительских отношений, человеческого равнодушия, нравственного запустения, люди забывают об истинных благах и ценностях, отдавая предпочтение эгоистическому мелкому счастью, воплощенному в предметах и вещах. И только Матрена сохраняет душевную чистоту и радость жизни, несмотря на то, что на её долю выпало немало испытаний: потеря близких, тяжёлый труд, болезни. В работе героиня находит утешение. Лишения и тяготы не делают её черствой и жестокой, напротив, её счастье – в стремлении быть нужной, помогать людям, отдавать всё, ничего не требуя взамен. Её любовь к ближнему деятельна и бескорыстна. В этой открытости миру проявляется истинное счастье.
  4. В новелле О. Генри «Дары волхвов» Делла и Джим – семейная пара. Они находятся в стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности, но это не мешает им преданно и нежно любить друг друга. Каждый из них уверен, что его личное счастье заключено в счастье другого, поэтому принося в жертву собственные интересы, они отнюдь не испытывают горечи, напротив, радуются возможности подарить праздник любимому человеку. Делла продает волосы, чтобы купить Джиму цепочку для часов, а тот продает часы, чтобы подарить ей гребень. Пожертвовав самыми любимыми и дорогими их сердцу вещами, герои приобретают неизмеримо больше: возможность принести счастье тому, кого любишь.
  5. В философской сказке-притче А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» поиск и осмысление счастья становятся одной из конечных целей путешествия Маленького принца. Оказывается, для того, чтобы быть счастливым, нужно не быть одиноким. Главное – найти друга, о котором можно заботиться, будь то барашек в ящике, Лис или прекрасный цветок. Близость искреннего, настоящего и преданного товарища – необходимое условие для того, чтобы быть счастливым. Брать ответственность за того, кого любишь, помогать и сопереживать ему – составляющие радости, без которой жизнь похожа на бескрайнюю мертвую пустыню. Счастье чувствуют сердцем, и, как правило, находят его в простых человеческих радостях.

Мнимое счастье

  1. В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» проблема счастья решается отнюдь не через бескорыстное служение ближнему. Очевидно, каждому своё! У Николая Ивановича Чимша-Гималайского есть всё, о чём он так долго мечтал: собственный дом в деревне, беззаботная помещичья жизнь без труда и забот, а главное – крыжовник, поеданием которого герой занимается всё свободное время. Но такое упрощенное счастье является ложным: проводя время в праздности, Николай Иванович запускает себя, теряет нравственный облик, перестает жить полной духовной жизнью. А, кроме того, за такую, казалось бы, простую радость он заплатил слишком дорого: женился на богатой вдове, которую потом и довел до смерти. Скупость и мелочность стали главными составляющими его характера. Разбогатев, он стал довольным, но потерял возможность обретения подлинной внутренней гармонии, неизмеримого материальными единицами.
  2. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» — человек заурядный и маленький. Ему не нужно многого: он трепетно и ответственно выполняет свою копеечную работу, живет впроголодь, но, в сущности, вполне доволен судьбой. Привычный ход его существования нарушает необходимость покупки новой шинели. Трепетное отношение Башмачкина к своему приобретению настолько велико, что долгожданная обновка занимает все его мысли, подчиняет себе все его действия и порывы. Обычная вещь становится смыслом жизни и счастьем этого маленького человека, одержимого материальной составляющей бытия. Столь жалкое существование Башмачкин воспринимает счастливым до тех пор, пока любимую шинель у него не отбирают случайные грабители. Повесть заставляет задуматься не только над важностью и необходимостью сострадания и помощи ближнему, но и о подлинных причинах счастья. Чиновник не так его понял, поэтому и пал жертвой своей ошибки.
  3. В философском романе О. Бальзака «Шагреневая кожа» стремление к счастью и внешнему благополучию приводит главного героя Рафаэля де Валантена к гибели. Его путь от бедности к богатству был долгим и трудным: отвергнутый любимой женщиной, не имеющий средств к существованию, он решается на самоубийство. Однако судьба дарит ему возможность выбора: он вступает в сделку с владельцем лавки древностей и приобретает чудесный талисман. Лоскуток шагреневой кожи исполняет его желания, взамен отбирая драгоценные минуты жизни. Теперь у Рафаэля есть всё: признание, деньги, предметы роскоши. Получив возможность жить так, как он того хотел, герой понимает, что внешнее благополучие не представляет для него ценности. Жизнь становится прекрасной и осмысленной только тогда, когда он встречает настоящую любовь – юную красавицу Полину. Но время, отпущенное ему на поиск и достижение счастья, безнадёжно потеряно. Слишком поздно Рафаэль понимает, что истинные ценности заключены отнюдь не в богатстве, а в многообразии светлых и бескорыстных человеческих чувств.

Поиск счастья

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» поиск счастья становится одной из ключевых тем. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Элен Курагина, Николай Ростов, Федор Долохов и другие герои – люди, очень разные по характеру и жизненным установкам. Каждый из них понимает счастье по-своему: Болконский ищет его в военных триумфах и славе, Пьер – в познании и принятии себя, Элен Курагина – в браке по расчёту. Многие из персонажей, сталкиваясь с условностями общества и просто жизненными трудностями, меняют свои убеждения, отказываются от тех взглядов и стремлений, которыми были полны на начальных этапах своей жизни. Меняются и их представления о счастье: Пьер обретает радость только после встречи с Наташей, Болконский разочаровывается в идее подвига во имя славы, находит истинную радость в любви и сострадании ближнему. Авторская позиция в романе очевидна: ответ на вопрос о счастье для каждого человека индивидуален. Всё зависит от степени открытости души, её готовности к познанию и принятию другого.
  2. Иногда поиск счастья затрудняется житейскими трудностями, преодоление которых отнимает много сил. В повести А.П. Платонова «Река Потудань» красноармеец Никита Фирсов возвращается домой после нескольких лет отсутствия. Родная деревня и домашняя обстановка в целом очень изменились, стали одинокими и пустынными, лишенными былого счастья. Никита пытается построить новую жизнь на обломках старой. Он работает в мастерской, помогает отцу. На следующий день после возвращения Фирсов встречает Любу – подругу детства, с которой их связывали детские трепетные отношения. Герои влюбляются и решают строить семью вместе. Но, изнуренные голодом и нуждой, работой и бытовыми трудностями, они не могут построить счастье, в котором так нуждаются. Никита, переполненный чувством неудовлетворенности, непонимания своего места в жизни, решает сбежать в соседний город. Там он живет, работает, пока его не находит отец. Вернувшись, он находит Любу, умирающую и больную. Жалость и любовь переполняют его, он понимает, что ещё никогда не испытывал такую потребность в счастье, как сейчас. Его поиск заканчивается в момент, когда герой осознает, что главная цель — делиться с другим болью и радостью, оберегать и защищать ближнего, нуждающегося в нем.
  3. Главная героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» тоже проводит свою жизнь в поиске счастья. Воспитанная на романтических романах о любви, возвышенных историях о глубине человеческого сердца, Эмма Бовари выходит из монастыря и возвращается в деревню к отцу, где сталкивается с абсолютной пошлостью и рутиной, ломающей её представления об уделе женщины. В попытке сбежать от противной ей обстановки, она выходит замуж за провинциального врача, тем самым надеясь воплотить свои идеалистические мечты в реальность. Но трагедия героини заключается в том, что она сталкивается не только с пошлостью мещанского мира, но и своей собственной пошлостью, которую в силу воспитания и окружения она не в силах искоренить в себе. Поиск счастья, желание испытать настоящее возвышенное чувство толкает Эмму на измену мужу. Её протест против устоявшихся традиций и привычек опускает ее все ниже. Погружаясь в ненавистное ей мещанское существование, она теряет возможность быть счастливой.
  4. В пьесе М. Горького «На дне» герои увлечены размышлениями о природе счастья. Живущие в убогих условиях люди ведут разговоры о предназначении человека, добре и зле, смысле и радости жизни. За спиной каждого из них стоит подлинная человеческая трагедия: Барон, Актер, Клещ, Пепел, Настя и другие герои живут на социальном дне. Они навсегда отрезаны от общества, но не теряют надежды в обретение заслуженного счастья. Многие из них мысленно возвращаются в прошлое, они смирились со своим существованием, другие же делают отчаянную попытку бороться за свое будущее. Поддержку и понимания они ищут у странника Луки, случайно заглянувшего в ночлежку. Лука пытается спасти героев от жестокой реальности, уводя их в мир прекрасных иллюзий, где наивысшей правдой для человека становится та правда, в которую он сам желает верить. Но суровость действительности рушит надежды героев, а поиск счастья омрачен в пьесе мотивом несбыточности конечных желаний персонажей.

Можно ли быть счастливым за счет других?

  1. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» путь к долгожданному счастью стал для героев трудным испытанием, в котором прошли проверку на прочность не только их взаимные чувства, но личные качества каждого их персонажей. Борьба за счастье двух любящих сердец — Маши Мироновой и Петра Гринева – омрачается суровыми препятствиями: запретом родителей на брак, пугачёвским бунтом, предательством Алексея Швабрина. Швабрин – персонаж исключительный в своих целях и действиях. Его путь к счастью лежит через предательство и ложь. Он сватается к Маше, но получает отказ, поэтому стремится очернить ее в глазах Петра, чтобы пресечь их взаимную склонность. Не добившись желаемого, он идет на предательство и переходит на сторону врага из душевной трусости и личных мотивов. Он пытается получить желаемое, прибегая к обману и угрозам, а значит, выбирает ошибочный и недостойный путь, позорный для настоящего человека. За счет горя других людей он пытается построить свое счастье, но добиться успеха ему не удается.
  2. Молчалин – один из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — гордится своим быстрым продвижением по службе. Он мечтает построить успешную карьеру, стать влиятельным человеком и преуспеть в жизни. Бедный дворянин из провинции, он живёт в доме у Фамусова и в кратчайшие сроки получает у него должность секретаря. Однако добивается результатов Молчалин отнюдь не в силу своих достоинств, а благодаря умению услужить вышестоящим чинам. Он с трепетом и завистью относится к влиятельным людям, стараясь привлечь к себе их внимание, чтобы выслужится. Это герой — прагматик и циник. Чтобы стать счастливым, ему необходимо богатство и признание общества, поэтому он начинает ухаживать за дочерью Фамусова – Софьей. Но искренних чувств к ней герой не испытывает, а лишь использует её для достижения свой меркантильной цели. Путь к счастью для него лежит через раболепие, унижение и лесть. Однако его хитроумный план становится достоянием общественности, и Молчалин терпит поражение.
  3. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» герои тоже пытаются построить свое счастье, но в попытке разобраться в том, из чего оно складывается, каждый из них сталкивается с рядом трудностей. Раскольников, Соня, Свидригайлов, Мармеладов и другие персонажи пытаются понять и принять жизнь. Родион познает её через призму своей туманной теории, Соня видит свой путь в жертвенной и самозабвенной помощи ближнему. Надворный советник Петр Лужин хочет добиться высокого положения в обществе. Чтобы быть счастливым, ему достаточно чувствовать себя благодетелем и властелином в глазах других людей. Ему льстит раболепное восхищение тех, кто ниже его. Поэтому Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой. Взяв бедную девушку в жены, он надеется тем самым приобрести себе преданную и благодарную ему служанку. В таком понимании счастья раскрывается мелочность, расчетливость и душеная подлость героя, неспособного совершать добрые дела от чистого сердца. Он не добивается своего и бежит от стыда, ведь его гнилую натуру раскусили потенциальные родственники.

Недостижимость счастья

  1. Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» спасается от скуки в деревенской глуши. Устав от светской жизни, он пытается найти новые смыслы вдали от ненавистного ему общества. Но сбежать от себя Онегину не удается. Он убивает на дуэли своего друга Ленского, отвергает Любовь Татьяны, и всё потому, что эгоизм и душевная трусость делают его неспособным взять на себя ответственность за другого человека. Несмотря на это, Евгений – личность благородная и глубокая, жаждущая наполнить свою жизнь достойными целями, найти оправдание собственного существования. Но в поиске счастья он сталкивается с его конечной недостижимостью. Встретив на балу Татьяну, любовь которой он когда-то отверг, герой влюбляется, но он уже не в силах составить счастье девушки. Для самого Онегина возможность быть счастливым безвозвратно утеряна.
  2. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проблема конечной недостижимости счастья – одна из основных. Григорий Печорин – личность незаурядная, сильная, деятельная, но изначально лишенная возможности быть счастливой, в силу своей оторванности от остального общества, несостоятельности и беспомощности перед лицом жизни. Печорин хочет обрести счастье, пытаясь отыскать его в книгах, на войне, в общении с другими людьми. Но постоянно отвергаемый окружающими, герой ожесточается и разочаровывается в поиске. Осознав однажды, что счастье для него недостижимо, он нисколько не дорожит жизнью, проживая её как придется. В силу естественной человеческой слабости он всё-таки бессознательно тянется к людям, каждый раз надеясь обрести любовь и понимание. Но в глубине души он остается по-прежнему одиноким. Поиск счастья становится для него постоянным, но бессмысленным занятием, обреченным на неудачу.
  3. В повести Куприна «Олеся» недостижимость, казалось бы, близкого счастья становится жизненной драмой персонажей. Случайно заехавший в лесную глушь Иван Тимофеевич встречает очаровательную девушку, ведущую уединенную жизнь вдали от людей. Герои не похожи друг на друга, но это не мешает им горячо полюбить. Казалось бы, обрести взаимную радость не так уж сложно! Но суровость реального мира с его условностями и ограниченностью нарушает идиллическое существование персонажей. Жители ближней деревни, привыкшие жить примитивной, основанной на традициях жизнью, отвергают Олесю за ее непохожесть на них. Искренняя любовь героев оказывается бессильной в борьбе возвышенного счастья с жестокой и беспощадной действительностью.
  4. В.Г. Короленко в свое очерке «Парадокс» весьма неоднозначно обозначил проблему счастья. «Парадокс» — философская притча, раскрывающая читателю относительность счастья, его конечную недостижимость. В центре рассказа — мальчик из зажиточной семьи. Вместе с братом они часто проводят время в саду, развлекаясь и играя. Однажды к ним на двор приезжает много людей, занимающихся попрошайничеством. С целью заработать на пропитание, они демонстрируют любопытной публике необычные трюки. Один из них — Ян Криштоф Залуский. От рождения у него нет рук, а само тело лишено пропорций. Парадоксальность героя в том, что, несмотря на физический недуг, он проповедует философию радости жизни. Человек, для которого счастье, казалось бы, недостижимо, рассуждает о нем, как неизменной составляющей человеческой судьбы. «Человек создан для счастья, как птица для полета» — говорит Залуский. Своим внезапным появлением он преподал детям важный урок. Однако в конце рассказа герой заканчивает высказанный ранее афоризм: «Но счастье, увы, дано не всем». В этом, по его мнению, заключается противоречивость существования: человек отчаянно стремится к гармонии и радости, но достигнуть абсолютного счастья он не в силах.

Исходный текст

(1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - больше счастья, четыре - просто мечта. (2)Или красивая внешность: хотя каждый знает о «не родись красивой...», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

(З)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью - музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5 000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования , независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны .

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальнля зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту?

(По К. Коршуновой)

Информация о тексте


Основные проблемы

Авторская позиция:

1) Проблема понимания счастья. (Счастье – понятие

абстрактное или конкретное? Каково содержание

этого понятия? Достижимо ли оно?)


1) Люди представляют счастье конкретно, поэтому у

человека всегда есть надежда на то, что его желания сбудутся и он добьётся счастья



2) Проблема умения быть счастливым. (Каждый ли человек способен быть счастливым? Или этому нужно учиться? Является ли способность быть счастливым врождённой, как любая другая? Можно ли выработать в себе умение ощущать счастье ? И каждый ли из нас способен на это?)

2) Эксперименты учёных доказывают, что существует врождённая способность быть счастливым; если учесть, что существует ген счастья, возникает сомнение в том, что каждый человек может быть счастливым.

Сочинение

Счастье… Мы мечтаем о нём, стремимся к нему, размышляем, что такое счастье, как стать счастливым. Над проблемой умения быть счастливым человеком размышляет

К. Коршунова. Если сформулировать поставленные ею вопросы, они будут звучать так: каждый ли человек способен быть счастливыми или этому нужно учиться? Является ли способность быть счастливым врождённой, как любая другая? Можно ли выработать в себе умение ощущать счастье? Каждый ли из нас способен на это?

Интересен подход К. Коршуновой к решению поставленных вопросов. Она пишет, что у каждого из нас представление о счастье конкретно: мы мечтаем о хорошем жилье или красивой внешности, но эти мечты «не имеют отношения к ощущению полного блаженства». В каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью. Автор текста приводит убедительные примеры из области психологии . Учёные доказали, что «некоторые люди буквально рождаются счастливыми», другие нет.

По мнению, К. Коршуновой, которое, как было сказано выше, опирается на исследования учёных, существует врождённая способность быть счастливым, Если учесть, что существует ген счастья, возникает сомнение в том, что каждый человек может быть счастливым.

Честно сказать, не очень хочется соглашаться с таким решением проблемы. А как тогда быть с народной мудростью, которая заключена в пословицах и поговорках? «Человек – сам кузнец своего счастья», - эта крылатая фраза приписывается Аппию Клавдию, римскому консулу, жившему в четвёртом веке до нашей эры. Она распространена во многих языках мира. «Счастье не в воздухе вьется, а руками достается», - гласит другая пословица, ей вторит другая народная мудрость: «Счастье не ищут, а делают». Великий Лев Толстой утверждал: «Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать, что оно зависит не от обстоятельств, а от себя».

Да, но в то же время русская классическая литература, как мне кажется, - это литература о поисках счастья, но редко кто из героев книг достигает его. Так, уже в названии комедии А. С. Грибоедова содержится антоним слову счастья – горе. Герои комедии Софья Фамусова и Александр Андреевич Чацкий ищут счастья и не находят его. Софья не понимает высокой души Чацкого, выдумывает себе героя, приписывая Молчалину черты героев прочитанных ею книг, и глубоко несчастна, узнав его подлую и мелочную натуру. Чацкий не находит счастья ни в любви, ни на поприще общественной жизни. Оба главных героя комедии несчастны.

А. П. Чехов один из своих рассказов так и назвал: «Счастье». Его герои, старик лет восьмидесяти и молодой парень, размышляют о счастье. Первый считает, что «клад – это ж и есть счастье человеку», много его, «на всю округу хватит», но пропадает оно задаром, потому что «земле зарыто». Когда Санька спрашивает его, что он станет со счастьем делать, если найдёт его, старик не может ответить на этот вопрос, он не кажется ему «важным и достойным размышления». Его собеседник молод, и если после этого разговора первый всё думает о кладах, то второго интересовали не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья. И герои его рассказа, и сам автор считают, что человеческое счастье фантастично и несбыточно, к нему, как к заговорённому кладу, не подступишься. На эти мысли наводит и прекрасная картина степи, живущей своей, отдельной от человека жизнь. На фоне чудесной ночи и величественного утра мечта о счастье кажется совершенно неосуществимой.

А кто же из героев литературы, если следовать логике К. Коршуновой, способен быть счастливым? Я думаю, это Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Н. Толстого. Когда в романе появляется эта героиня, словно лучик света, возникает ощущение счастья и любви. Конечно, и в жизни Наташи было горе, но так и должно быть! Но Наташа умеет преодолевать беды и быть по-настоящему счастливой. Вспомним её первое появление в романе, первый бал, любовь к Андрею Болконскому, финал романа, где любимая героиня Толстого обрела семейное счастье.

1. Умение расставаться со своими обидами. Очевидно, что постоянные негативные эмоции, коими являются обиды, разрушают душу и психику человека. Однако дело не только в этом. Человек не может испытывать одномоментно множество эмоций. А потому если вы испытываете отрицательные эмоции, то для положительных места уже нет.

2. Умение быть добрым по отношению к другим людям. Как бы цинично это ни звучало, но доброта нужна, прежде всего, самому добряку, так как в момент совершения добрых поступков, актов благотворительности, мозг благотворителя вырабатывает серотонин, в результате чего добряк ощущает себя счастливым.

3. Умение воспринимать проблему как вызов, как возможность достижения в жизни чего-то нового. Психологи советуют вообще исключить из своего словарного запаса (в том числе и при ведении внутреннего диалога) слово «проблема».

4. Умение ощущать искреннюю благодарность миру за то, что вы имеете. Причем желательно находить поводы для благодарности ежедневно. Конечно, важно, чтобы благодарность была искренней, а не вымученной.

5. Умение мечтать о чем-то большом и чистом. Тут, безусловно, очень важно не замечтаться и не погрязнуть в мире бесплотных фантазий.

6. Умение не переживать мелкие неприятности, которые не могут по-настоящему сильно затронуть жизнь.

7. Умение говорить о других хорошо. Опять-таки как бы цинично это ни было, но говорить хорошо о других полезно для говорящего, а не для того, о ком идет речь. Когда вы сплетничаете, отзываетесь дурно о других (даже если отзывы эти совершенно справедливы), вы создаете вокруг себя отрицательную энергетику, которая по вам же и бьет. А не по тому, кого рядом нет, и кому на ваши сплетни наплевать.

8. Умение брать на себя ответственность за все свои промахи и неудачи. Сваливание же ответственности на других людей и мир в целом лишь ведет к тому, что человек ощущает себя ничтожной букашкой. Счастья это ему не прибавляет.

9. Умение жить настоящим, а не бедами прошлого или возможными проблемами будущего. Хорошо известно, что сосредоточенность на прошлом ведет к депрессии, на будущем – к тревоге.

10. Умение никогда не сравнивать себя с другими. Нельзя ощущать себя ни лучше, ни хуже других. Можно и нужно ощущать себя уникальным.

11. Умение общаться только с позитивными людьми. То есть с теми, кто не сплетничает, совершает добрые поступки и выполняет все прочие правила счастливого поведения.

12. Умение слушать свой собственный голос, а не мнение окружающих. Конечно, это не означает, что ваше поведение должно иметь формат «что хочу, то и ворочу». Но по большому счету идти надо к своей мечте, а не к мечте своих родителей или коллег.

13. Умение больше слушать и меньше говорить. Слушать опять-таки надо не сплетни, а что-то дельное и позитивное.

14. Умение поддерживать большой круг общения, легко заводить новые знакомства, быть хорошо социально адаптированным человеком.

15. Умение всегда говорить правду и себе, и окружающим. Установлено, что в момент лжи человек не только испытывает стресс, но и занижает свою самооценку. А уж страх перед тем, что обман раскроется, может привести к настоящему нервному срыву.

16. Умение не зависеть от окружающих. Не только от их мнения, но и от их действий, даже от их помощи. Возможность справляться со всем самому окрыляет человека. Тогда как необходимость просить помощи занижает самооценку ниже некуда.

17. Умение смиряться с неизбежным. Жизнь несправедлива, и это надо понять. Но не переживать по этому поводу, не рвать на себе волосы и не пытаться изменить мир. А просто принять как факт, как то, что солнце всходит на востоке. И так же относится ко всем своим проблемам и даже подлинным несчастьям. Чему быть, тому не миновать.



Просмотров