Закон об автомобильных дорогах рк. Об автомобильных дорогах

«Закон Республики Казахстан Об автомобильных дорогах Настоящий Закон регулирует правовые, организационные и экономические основы государственного управления автомобильными дорогами в...»

Закон Республики Казахстан

Об автомобильных дорогах

Настоящий Закон регулирует правовые, организационные и экономические основы

государственного управления автомобильными дорогами в Республике Казахстан, их

строительства, эксплуатации и развития в интересах государства и пользователей

автомобильными дорогами.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей, обеспечивающий непрерывное, безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками, габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса (земли транспорта), и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита;

2) полоса отвода - земли транспорта, занятые автомобильными дорогами для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимых для их эксплуатации;

3) придорожные полосы - участки земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей;

4) протяженность автомобильной дороги - фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами, указанная в натуре по километровым знакам;



5) платная автомобильная дорога - дорога, за проезд по которой взимается плата, имеющая обязательную дублирующую автомобильную дорогу общего пользования;

6) улица (проезжая часть улицы) - дорога в пределах границ городов или иных населенных пунктов;

7) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство с грузом или без груза, имеющее превышение габаритных размеров, установленных нормативными правовыми актами;

8) тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство с грузом или без груза, полная масса или распределение нагрузки по осям которого превышает величины предельно допустимых нагрузок для данной категории дорог и сооружений на них;

9) пользователи автомобильных дорог - физические и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие иную деятельность в пределах полосы отвода автомобильных дорог и придорожной полосы;

10) дорожные органы - государственные органы, уполномоченные осуществлять управление государственными автомобильными дорогами общего пользования;

11) дорожная деятельность - деятельность по содержанию и использованию автомобильных дорог и сооружений на них, а также сопряженная с проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом;

12) владельцы автомобильных дорог - физические и юридические лица Республики Казахстан, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по их управлению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

13) управление дорожной деятельностью - комплекс мероприятий, направленных на организацию и обеспечение безопасности и удобства движения на дорогах, повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и сооружений, обеспечение правил пользования автомобильными дорогами и порядка их охраны, организацию проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог на основе нормативных, технических и правовых документов и внедрения передовых технологий.

Статья 2. Законодательство об автомобильных дорогах

1. Законодательство Республики Казахстан об автомобильных дорогах основывается на K951000_ Конституции Республики Казахстан, К941000_ Гражданском кодексе Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих дорожную деятельность.

2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Классификация автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги Республики Казахстан подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные автомобильные дороги, частные автомобильные дороги, а также улицы городов и населенных пунктов.

2. Автомобильные дороги общего пользования (за пределами границ городов и населенных пунктов) по своему административному значению подразделяются на автомобильные дороги международного, республиканского и местного значения:

1) к автомобильным дорогам международного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие столицы соседних государств, а также входящие, в соответствии с межгосударственными соглашениями, в международную сеть автомобильных дорог;

2) к автомобильным дорогам республиканского значения относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортное сообщение между крупными административными, культурными и экономическими центрами республики, а также соседними государствами, и оборонные автомобильные дороги;

3) к автомобильным дорогам местного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры республики с административными центрами районов, сельскими населенными пунктами, а также районные центры с дорогами республиканского значения.

3. К ведомственным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги на территории хозяйствующих субъектов, обслуживающие их производственно-хозяйственные перевозки, подъезды к ним от автомобильных дорог общего пользования, внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных организаций, служебные и патрульные автомобильные дороги.

4. К частным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности граждан или негосударственных юридических лиц.

5. К улицам городов и населенных пунктов относятся дороги, улицы и проезды, расположенные в пределах границ городов и населенных пунктов.

6. В зависимости от роли автомобильных дорог в дорожной сети, их эксплуатационных характеристик, геометрических параметров, а также интенсивности дорожного движения автомобильные дороги подлежат технической классификации (по категориям дорог) в установленном порядке.

7. Порядок и условия классификации автомобильных дорог устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

8. Перечни автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, а также перечень автомобильных дорог оборонного значения утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам.

Перечни автомобильных дорог местного значения утверждаются местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

9. Автомобильные дороги общего пользования, ведомственные автомобильные дороги, частные автомобильные дороги, улицы городов и населенных пунктов подлежат государственному учету в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Данные учета используются для формирования карт и атласов автомобильных дорог Республики Казахстан, публикуемых по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Статья 4. Право собственности и иные вещные права на автомобильные дороги

1. Автомобильные дороги могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.

2. Автомобильные дороги общего пользования являются основными путями сообщения в республике и находятся в собственности государства.

3. Право собственности и иные вещные права на ведомственные автомобильные дороги определяется формой собственности юридических лиц, в ведении которых находятся эти дороги.

4. Частные автомобильные дороги являются собственностью юридического или физического лица Республики Казахстан.

5. Улицы городов и населенных пунктов находятся в ведении соответствующих местных исполнительных органов и являются коммунальной собственностью.

6. Приватизация существующих автомобильных дорог осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о приватизации. Перечень автомобильных дорог общего пользования, не подлежащих приватизации, утверждается Правительством Республики Казахстан.

Статья 5. Платные автомобильные дороги

1. В Республике Казахстан могут создаваться платные автомобильные дороги в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. На автомобильных дорогах общего пользования, обеспечивающих значительное улучшение условий проезда и существенную экономию времени движения, и исходя из большого объема интенсивности движения, могут взиматься сборы за проезд по ним транспортных средств. При этом обязательно на данном направлении наличие другой автомобильной дороги общего пользования, за проезд по которой плата не взимается.

3. Участки платных автомобильных дорог общего пользования, перечень платных мостовых переходов, порядок и условия их эксплуатации, а также ставки сбора за проезд определяются Правительством Республики Казахстан.

4. Местным исполнительным органам запрещается устанавливать налоги, сборы и платежи с пользователей государственными автомобильными дорогами, мостами, переправами, применение которых не предусмотрено законодательными актами и прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение грузов и пассажиров.

Глава 2. Земли автомобильных дорог Статья 6.

Предоставление земель для размещения автомобильных дорог

1. Для строительства и содержания государственных автомобильных дорог общего пользования землепользователям предоставляются земли под полосу отвода на основе действующих норм в зависимости от категории дороги и согласно проектной документации.

Земли для нужд автомобильных дорог общего пользования отводятся дорожным органам в постоянное или временное пользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Размер полосы отвода проектируемой автомобильной дороги общего пользования устанавливается в зависимости от ее категории согласно стандартам и нормам отвода земель для автомобильных дорог общего пользования.

3. Земли под автомобильные дороги общего пользования предоставляются решением соответствующего исполнительного органа и закрепляются на местности территориальными органами по управлению земельными ресурсами.

4. Земли, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, относятся к государственной собственности, являются неделимыми и не подлежат передаче в частную собственность. Любые сооружения, построенные на землях автомобильных дорог общего пользования с нарушением установленного порядка согласования на использование этих земель, признаются незаконными и подлежат сносу в установленном законодательством порядке, за счет лиц, осуществивших самовольную застройку.

5. Земли для ведомственных и частных автомобильных дорог предоставляются в порядке, установленном земельным законодательством Республики Казахстан.

Статья 7. Придорожные полосы

1. Для обеспечения безопасности населения и создания условий эксплуатации автомобильных дорог с учетом требований безопасности дорожного движения, а также возможности осуществления их реконструкции, ремонта и содержания, размещения объектов дорожной инфраструктуры устанавливаются придорожные полосы.

2. Для международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования ширина придорожной полосы с каждой стороны должна быть не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода.

3. В придорожных полосах международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы и объектов дорожного сервиса.

4. Решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах или объектов за их пределами, когда для доступа к ним требуется подъезд, принимаются уполномоченным на то органом в установленном порядке по согласованию с дорожными органами.

5. Расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов (съездов, примыканий) и других объектов, находящихся в придорожных полосах международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования, несут собственники этих объектов.

Статья 8. Порядок эксплуатации полосы отвода автомобильных дорог

1. Земли полосы отвода автомобильных дорог общего пользования находятся во владении и пользовании дорожных органов и предназначены только для развития, благоустройства автомобильных дорог и размещения объектов дорожного сервиса.

2. В полосе отвода автомобильных дорог общего пользования запрещается производить работы или размещать какие-либо сооружения без разрешения соответствующих дорожных органов.

3. Участки земель полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, не используемые дорожными органами, могут предоставляться во временное краткосрочное землепользование в установленном законодательством порядке на договорных началах физическим и юридическим лицам для размещения объектов сервиса и рекламы при условии недопущения снижения транспортно-эксплуатационных качеств дороги, соблюдения требований безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды.

Статья 9. Размещение объектов торговли, общественного питания, других объектов сервиса и рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования

1. Объекты торговли, общественного питания и другие объекты сервиса, а также их реклама в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования могут быть размещены в местах, определенных дорожными органами, с предварительным согласием соответствующих контролирующих государственных органов.

2. Порядок размещения в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования объектов сервиса, рекламы и платы за использование полосы отвода устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Глава 3. Государственное регулирование и управление Статья 10.

Полномочия Правительства Республики Казахстан в области автомобильных дорог и дорожной деятельности

1. К ведению Правительства Республики Казахстан относятся:

1) координация и проведение на территории Республики Казахстан единой государственной политики в области автомобильных дорог и дорожной деятельности;

2) общее руководство деятельностью центральных и местных исполнительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, контроль за исполнением ими требований законодательных актов Республики Казахстан в части автомобильных дорог;

3) утверждение правил пользования автомобильными дорогами, перечня международной и республиканской сети автомобильных дорог общего пользования, нормативов финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог, порядка уплаты и ставок сборов за проезд по территории Республики Казахстан тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, превышающих допустимые нагрузки и габариты;

4) определение источников и размеров финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог международного и республиканского значения, утверждение перспективных программ развития сети автомобильных дорог и дорожной деятельности;

5) осуществление международного сотрудничества в области автомобильных дорог;

6) иные вопросы, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Полномочия государственного органа управления автомобильными дорогами

1. Государственное управление дорожной деятельностью осуществляется уполномоченным государственным органом, обеспечивающим развитие, сохранность, ремонт и содержание автомобильных дорог.

2. К ведению уполномоченного государственного органа относятся:

1) разработка государственных программ развития автомобильных дорог и дорожной деятельности;

2) участие в разработке и реализации единой государственной и научно-технической политики в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности;

3) государственный учет автомобильных дорог общего пользования;

4) разработка предложений по определению источников и размеров финансирования дорожной отрасли;

5) государственное планирование развития автомобильных дорог общего пользования в соответствии с задачами обороны государства и укрепления экономики Республики Казахстан;

6) участие в заключении международных договоров Республики Казахстан в части развития и эксплуатации автомобильных дорог;

7) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования дорожного сектора независимо от форм собственности, а также проектов государственных норм и стандартов в дорожной деятельности;

8) подготовка научно обоснованных нормативов финансирования затрат на работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

9) управление государственными организациями, на балансе которых имеются республиканские автомобильные дороги общего пользования, подготовка проектов планов по их финансированию, обеспечение целевого использования бюджетных средств;

10) координация деятельности по созданию и развитию сети местных автомобильных дорог общего пользования;

11) реализация инвестиционной и социальной политики в дорожной отрасли;

12) организация обучения и подготовки кадров в области дорожной деятельности;

13) проведение научных исследований в области дорожной деятельности;

14) организация проведения конкурсов и заключения договоров на выполнение дорожных работ и закупку товаров и услуг за счет средств республиканского бюджета;

15) реализация законодательства, иных нормативных правовых актов, норм и стандартов, принятых в области развития, содержания и эксплуатации автомобильных дорог;

16) разработка предложений по порядку введения и определению ставок за проезд по платным государственным автомобильным дорогам общего пользования;

17) обеспечение свободного передвижения по автомобильным дорогам общего пользования грузов и пассажиров на всей территории Республики Казахстан с соблюдением действующих норм и правил;

18) обеспечение равенства прав юридических и физических лиц на осуществление дорожной деятельности в соответствии с Законом Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках";

19) обеспечение требований безопасности дорожного движения и пожарной безопасности на автомобильных дорогах общего пользования;

20) приоритетное финансирование ремонта и содержания существующих автомобильных дорог общего пользования в соответствии с утвержденными нормативами;

21) расширение международного сотрудничества по вопросам строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

Статья 12. Полномочия местных представительных и исполнительных органов в области автомобильных дорог и дорожной деятельности

1. К компетенции областных (городов Астаны и Алматы) местных представительных органов в области автомобильных дорог и дорожной деятельности относятся вопросы:

1) утверждение, по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам, перечня местных автомобильных дорог общего пользования, а также планов и программ развития сети местных автомобильных дорог общего пользования, и улиц населенных пунктов, находящихся в коммунальной собственности;

2) обеспечение финансирования строительства, ремонта и содержания улиц городов и иных населенных пунктов, являющихся коммунальной собственностью, и автомобильных дорог местного значения из средств местных бюджетов;

3) заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам развития и содержания автомобильных дорог общего пользования.

2. К ведению областных (городов Астаны и Алматы) местных исполнительных органов в области дорожной деятельности относятся:

1) разработка и реализация планов и программ развития местных автомобильных дорог общего пользования в пределах соответствующей территории;

2) определение, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, порядка использования направляемых на финансирование дорожной деятельности средств и обеспечение их целевого использования;

3) управление, во взаимодействии с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам, сетью местных автомобильных дорог общего пользования;

4) управление дорогами, находящимися в коммунальной собственности, коммунальными дорожными предприятиями и исполнение статей местного бюджета по их финансированию;

5) организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

Статья 13. Планирование и развитие автомобильных дорог

1. Планирование развития автомобильных дорог осуществляется государственными органами, владельцами ведомственных и частных автомобильных дорог на основании научно-технической политики, в соответствии с утвержденными республиканскими и региональными программами. Планирование развития улично-дорожной сети городов и иных населенных пунктов осуществляется местными исполнительными органами.

2. Государственные закупки товаров, работ и услуг в дорожной отрасли, а также научные исследования в этих направлениях осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных закупках".

3. Проектирование и строительство автомобильных дорог осуществляются юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

4. Техническая документация, разработанная для строительства и реконструкции автомобильных дорог, подвергается государственной, в том числе экологической, экспертизе в установленном порядке, а для ремонта существующих автомобильных дорог общего пользования - ведомственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Статья 14. Лицензирование дорожной деятельности

1. Лицензирование дорожной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании Z952200_.

2. Осуществление юридическими и физическими лицами дорожных работ без лицензии, либо с нарушением условий лицензии, влечет установленную законодательством ответственность.

Статья 15. Финансирование автомобильных дорог

1. Финансирование строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования определяется бюджетным законодательством.

2. Средства, выделенные на финансирование автомобильных дорог, имеют целевое назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с ремонтом, содержанием и развитием автомобильных дорог.

Статья 16. Права дорожных органов и их работников

1. Дорожные органы, совместно с органами дорожной полиции и уполномоченным органом по чрезвычайным ситуациям, имеют право на ограничение или закрытие движения транспортных средств в экстремальных условиях (неблагоприятные погодно-климатические условия, стихийные бедствия, пожар, потеря несущей способности автомобильных дорог), а также при проведении ремонтно-строительных работ, с уведомлением об этом местных исполнительных органов государственной власти и пользователей автомобильными дорогами через средства массовой информации.

2. Работники дорожных органов имеют право требовать выведения за пределы проезжей части автомобильной дороги транспортных средств, повреждающих или загрязняющих элементы дороги, либо крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, не имеющих специального разрешения на проезд.

Статья 17. Ответственность дорожных органов и владельцев автомобильных дорог

1. Дорожные органы и владельцы автомобильных дорог несут ответственность:

2) за ущерб, причиненный дорожно-транспортными происшествиями, возникший по причине дорожных условий, с возмещением ущерба пользователям автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством;

3) за фитосанитарное состояние полосы отвода автомобильных дорог и, в случае заселения полосы отвода вредителями растений, принимают необходимые меры по их ликвидации.

Глава 4. Пользование автомобильными дорогами Статья 18.

Пользование автомобильными дорогами общего пользования

1. Право пользования автомобильными дорогами общего пользования имеют юридические и физические лица, в том числе юридические и физические лица иностранных государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

2. Пользователи автомобильными дорогами общего пользования обязаны эксплуатировать транспортные средства в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, сохранность дорог и сооружений на них, а также предотвращать загрязнение окружающей среды.

Статья 19. Проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств Правила проезда по территории Республики Казахстан крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Статья 20. Проезд транспортных средств, перевозящих опасные грузы Порядок проезда по территории Республики Казахстан транспортных средств, перевозящих опасные грузы, определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 21. Обязанности собственников земельных участков, прилегающих к автомобильным дорогам

1. Собственники земельных участков и землепользователи, территории которых примыкают к автомобильным дорогам, обязаны:

1) согласовывать строительство подъездных дорог и примыканий к дорогам общего пользования с дорожными органами;

3) не допускать складирования материалов и конструкций в придорожной полосе, затрудняющих видимость и ухудшающих безопасность движения.

2. Невыполнение указанных требований влечет ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

Статья 22. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог

1. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог для использования в чрезвычайных ситуациях, в период мобилизации и в военное время осуществляется физическими и юридическими лицами Республики Казахстан независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. В особых условиях (стихийные бедствия, введение мобилизационной подготовки и для оборонных потребностей государства) частные дороги используются без получения согласия их владельца всеми участниками дорожного движения.

Статья 23. Ответственность пользователей автомобильных дорог

1. Пользователи автомобильных дорог, допустившие повреждение дорожного покрытия, земляного полотна, мостов, путепроводов, водоотводных сооружений, автопавильонов, дорожных знаков, придорожных насаждений, защитных устройств и других элементов обустройства автомобильных дорог, а также нарушившие правила пользования автомобильными дорогами, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Ущерб, нанесенный пользователями автомобильным дорогам и дорожным сооружениям, возмещается ими в полном объеме в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Споры, возникающие с дорожными органами в процессе проектирования, строительства, содержания, ремонта, реконструкции и использования автомобильных дорог, рассматриваются в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Статья 24. Медицинская помощь на автомобильных дорогах

Помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах должна оказываться всеми участниками дорожного движения, которые обязаны доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о происшествии в органы дорожной полиции.

Статья 25. Охрана окружающей среды

1. При строительстве, реконструкции, ремонте, содержании автомобильных дорог и пользовании ими должно обеспечиваться соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды. Не допускается загрязнение окружающей среды.

2. Защитные насаждения вдоль автомобильных дорог должны содержаться надлежащим образом их владельцами или пользователями.

3. За несоблюдение требований охраны окружающей среды виновные лица несут ответственность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Конструкций для систем многоантенных передачи и приема", представленную на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.17 -Теоретические основы информатики Актуально...» Федерации Т.И.Стуколова В.Д.Шадриков 09.03.2000 г. 10.03.2000 г. Номер государственн...»Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент мелиорации Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации С. М. Васильев, В. Н. Шкура ДОЖДЕВАНИЕ Учебное пособие Новочеркасск РосНИИПМ УДК 631.347(075.8) ББК 40.62 В 191 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Назаренко Владимир Александрович – первый заместит...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Настоящий Закон регулирует правовые, организационные и экономические основы государственного управления автомобильными дорогами в Республике Казахстан, их строительства, эксплуатации и развития в интересах государства и пользователей автомобильными дорогами.

Глава 1. Общие положения

Глава 6. Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами

Сноска. Закон дополнен главой 6 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 112-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 29. Правовое положение Национального оператора

1. Деятельность Национального оператора регулируется настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также его внутренними документами.

2. Имущество Национального оператора формируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. В целях реализации проектов по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, организации платного движения на них, а также развития объектов придорожного сервиса Национальный оператор вправе привлекать и использовать любые источники финансирования, не запрещенные законами Республики Казахстан.

4. Национальный оператор несет ответственность за качество строительства и реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения в рамках выполнения государственного задания и привлеченных инвестиций.

Сноска. Статья 29 с изменениями, внесенными законами РК от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2019 № 249-VI

Статья 30. Полномочия Национального оператора

К полномочиям Национального оператора относятся:

1) реализация бюджетных инвестиционных проектов по развитию сети автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения на основании государственного задания;

2) организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, в том числе переданных в доверительное управление, в рамках выполнения государственного задания либо за счет привлеченных инвестиций;

2-1) текущий ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения;

3) контроль за ходом и качеством строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения в рамках организации исполнения государственного задания;

3-1) управление проектами в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан;

4) разработка предложений по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения и внесение их в дорожный орган;

4-1) исключен Законом РК от 08.01.2019 № 215-VI
4-2) исключен Законом РК от 08.01.2019 № 215-VI (вводится в действие по истечении трех месяцев после дня его первого официального опубликования);

4-3) согласование размещения объектов наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения;

5) сбор платы за проезд по платным автомобильным дорогам (участкам);

6) организация деятельности платных автомобильных дорог (участков);

6-1) привлечение инвестиций для целей строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, организации платного движения и развития объектов придорожного сервиса;

7) учет и предоставление уполномоченному государственному органу в области автомобильного транспорта информации о крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средствах, не имеющих специального разрешения на проезд по автомобильным дорогам;

8) устранение неисправностей, препятствующих бесперебойному и безопасному проезду транспортных средств по платной автомобильной дороге (участку);

9) предоставление пользователям платной автомобильной дороги (участка) информации о стоимости проезда и протяженности платных автомобильных дорог (участков), порядке пользования платной автомобильной дорогой (участком), ставках платы за проезд, порядке и способах оплаты, льготах по оплате проезда и других условиях;

9-1) согласование выдачи специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (включая иностранные) по автомобильным дорогам общего пользования международного и республиканского значения;

9-2) выдача разрешения на пересечения автомобильных дорог международного и республиканского значения каналами, линиями связи и электропередачи, нефтепроводами, газопроводами, водопроводами и железными дорогами и другими инженерными сетями и коммуникациями;

9-3) развитие объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования республиканского и международного значения;

10) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Статья 30 с изменениями, внесенными законами РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.11.2014 № 257 (вводится в действие с 01.01.2014); от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 08.01.2019 № 215-VI (вводится в действие по истечении трех месяцев после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2019 № 249-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Настоящий Закон регулирует правовые, организационные и экономические основы государственного управления автомобильными дорогами в Республике Казахстан, их строительства, эксплуатации и развития в интересах государства и пользователей автомобильными дорогами.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей, обеспечивающий непрерывное, безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками, габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса (земли транспорта), и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита;

2) управляющие автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

3) пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие иную деятельность в пределах полосы отвода автомобильных дорог и придорожной полосы;

4) протяженность автомобильной дороги - фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами, указанная в натуре (на местности) по километровым знакам;

5) платные автомобильные дороги - автомобильные дороги повышенного качества, обеспечивающие высокую безопасную скорость, за пользование которыми взимается плата с обязательным наличием альтернативного бесплатного проезда по другой дороге, качество которой соответствует требованиям государственных стандартов, установленных нормативными правовыми актами;

6) тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство с грузом или без груза, полная масса или распределение нагрузки по осям которого превышает величины предельно допустимых нагрузок для данной категории дорог и сооружений на них;

7) придорожные полосы - участки земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей для обеспечения безопасности движения транспорта и населения;

8) полоса отвода - земли транспорта, занятые автомобильными дорогами, для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимых для их эксплуатации;

9) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту, а также по содержанию и использованию автомобильных дорог и сооружений на них;

10) управление дорожной деятельностью - комплекс мероприятий, направленных на организацию и обеспечение безопасности и удобства движения на дорогах, повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и сооружений, обеспечение порядка их охраны, организацию проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и использования автомобильных дорог на основе государственных стандартов, установленных нормативными правовыми актами, и внедрения передовых технологий;

11) дорожные органы - уполномоченный государственный орган по автомобильным дорогам, его территориальные органы, осуществляющие управление государственными автомобильными дорогами общего пользования;

12) улица (проезжая часть улицы) - автомобильная дорога в пределах границ городов или иных населенных пунктов;

13) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство с грузом или без груза, имеющее превышение габаритных размеров, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 2. Законодательство об автомобильных дорогах

1. Законодательство Республики Казахстан об автомобильных дорогах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих дорожную деятельность.

2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Классификация автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги Республики Казахстан подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, хозяйственные автомобильные дороги, а также на улицы городов и населенных пунктов.

2. Автомобильные дороги общего пользования по своему значению подразделяются на автомобильные дороги международного, республиканского, областного и районного значения:

1) к автомобильным дорогам международного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие столицы соседних государств, а также входящие в соответствии с межгосударственными соглашениями в международную сеть автомобильных дорог;

2) к автомобильным дорогам республиканского значения относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортное сообщение между крупными административными, культурными и экономическими центрами республики, а также соседними государствами, и автомобильные дороги, имеющие оборонное значение, за исключением указанных в подпункте 1);

2-1) к улицам города относятся автомобильные дороги в пределах границ города;

3) к автомобильным дорогам областного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры республики с областными и районными центрами, а также районные центры с дорогами республиканского значения, за исключением указанных в подпунктах 1) и 2);

4) к автомобильным дорогам районного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие районные центры с сельскими населенными пунктами.

3. К хозяйственным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги на территории хозяйствующих субъектов, обслуживающие их производственно - хозяйственные перевозки, подъезды к ним от автомобильных дорог общего пользования, внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных организаций, служебные, патрульные и частные автомобильные дороги.

4. К улицам городов и населенных пунктов относятся автомобильные дороги в пределах соответствующих административно - территориальных единиц, за исключением дорог, указанных в подпунктах 1) - 4) пункта 2 настоящей статьи.

5. В зависимости от геометрических параметров, а также интенсивности дорожного движения автомобильные дороги классифицируются в соответствии с техническими регламентами в сфере автомобильных дорог.

6. Порядок и условия классификации автомобильных дорог устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

7. Перечни автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, в том числе перечень автомобильных дорог оборонного значения, утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам.

Перечни автомобильных дорог областного и районного значения утверждаются областными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Перечень улиц города утверждается местным исполнительным органом города

Перечни автомобильных дорог районного значения утверждаются районными исполнительными органами по согласованию с областным уполномоченным органом по автомобильным дорогам.

8. Автомобильные дороги общего пользования, хозяйственные автомобильные дороги, улицы городов и населенных пунктов подлежат государственному учету в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Данные учета используются для формирования карт и атласов автомобильных дорог Республики Казахстан, публикуемых по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Статья 4. Право собственности и иные вещные права на автомобильные дороги

1. Автомобильные дороги могут находиться в государственной и в частной собственности.

2. Автомобильные дороги общего пользования являются основными путями сообщения в республике, находятся в собственности государства и не подлежат приватизации.

2-1. Автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы в концессию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях.

3. Право собственности и иные вещные права на хозяйственные автомобильные дороги определяются формой собственности юридических лиц, в ведении которых находятся эти дороги.

4. Частные автомобильные дороги являются собственностью физических и юридических лиц.

5. Улицы городов и населенных пунктов находятся в ведении соответствующих местных исполнительных органов и являются коммунальной собственностью.

6. Приватизация хозяйственных автомобильных дорог осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о приватизации и настоящим Законом.

Статья 5. Платные автомобильные дороги

1. В Республике Казахстан могут создаваться платные автомобильные дороги (мосты, путепроводы) в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о концессиях. Контроль за созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог осуществляется уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

2. Платные автомобильные дороги создаются с учетом выполнения следующих условий: наличия альтернативного бесплатного проезда, качество которого соответствует требованиям государственных стандартов, установленных нормативными актами, повышенного качества платного проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта и высокого сервисного обслуживания на всем его протяжении.

3. Платные автомобильные дороги могут создаваться за счет средств государственного бюджета или на основе концессионных договоров, при этом автомобильная дорога для организации платного движения может быть передана в эксплуатацию юридическим лицам в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан о концессиях.

4. Концессионер может объединять ряд строительных, проектных, финансовых, инвестиционных и других компаний различной формы собственности с возможным привлечением иностранных инвесторов. Для строительства платных автомобильных дорог концессионер использует любые источники финансирования, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан.

5. Местным исполнительным органам запрещается устанавливать налоги, сборы и платежи с пользователей автомобильными дорогами, применение которых не предусмотрено законодательными актами и прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение грузов и пассажиров.

Статья 6. Наименование и индексация автомобильных дорог. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах

1. Все автомобильные дороги общего пользования Республики Казахстан должны иметь наименование и индекс. В наименование автомобильной дороги входит название начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости - промежуточных пунктов.

Индекс автомобильной дороги состоит из букв латинского алфавита и группы цифр.

2. Наименования и индексы автомобильных дорог должны быть отражены в картах и атласах автомобильных дорог, а также на автомобильной дороге путем установления специальных знаков и маркировки.

Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования республиканского значения утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Наименования и индексы международных автомобильных дорог, проходящих по территории Республики Казахстан, устанавливаются международными соглашениями.

Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования областного значения утверждаются уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам по представлению областного исполнительного органа.

Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования районного значения утверждаются областными исполнительными органами по согласованию с дорожными органами.

3. Расстояния на автомобильных дорогах общего пользования республиканского, областного и районного значения исчисляются между начальными и конечными населенными пунктами. Отсчет километров автомобильных дорог общего пользования ведется:

для автомобильных дорог, выходящих из столицы Республики Казахстан, - от здания Парламента Республики Казахстан;

для автомобильных дорог, выходящих из других населенных пунктов, - от зданий местных исполнительных органов, а в случае их отсутствия - от границ населенных пунктов.

Под протяженностью автомобильных дорог общего пользования принимается:

для автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты, - расстояние между границами соответствующих населенных пунктов;

для автомобильных дорог, соединяющих между собой другие автомобильные дороги общего пользования и примыкающих к ним, - пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог.

Под протяженностью улиц городов и иных населенных пунктов принимается расстояние в пределах границ соответствующих городов и населенных пунктов.

Глава 2. Земли автомобильных дорог

Статья 7. Предоставление земель для размещения автомобильных дорог

1. Для строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования землепользователям предоставляются земли под полосу отвода на основе установленных норм в зависимости от категории дороги и согласно проектной документации. Земли для нужд автомобильных дорог общего пользования, включая автомобильные дороги или их участки, переданные в концессию, отводятся дорожным органам в постоянное или временное пользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Размер полосы отвода проектируемой автомобильной дороги общего пользования устанавливается в зависимости от ее категории согласно нормам отвода земель для автомобильных дорог общего пользования, а именно: для дорог I технической категории - по 35 метров от оси дорог, для дорог II технической категории - по 20 метров, для дорог III технической категории - по 15 метров, для дорог IV технической категории - по 13 метров, для дорог V технической категории - по 12 метров.

3. Земли под автомобильные дороги общего пользования предоставляются решением соответствующего местного исполнительного органа и отводятся на местности уполномоченными органами по земельным отношениям.

4. Земли, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, относятся к государственной собственности, являются неделимыми и не подлежат передаче в частную собственность. Любые сооружения, построенные на землях автомобильных дорог общего пользования с нарушением установленного порядка согласования на использование этих земель, признаются незаконными и подлежат сносу в установленном законодательством порядке лицом, осуществившим самовольную постройку, либо за его счет.

5. Земли для хозяйственных и частных автомобильных дорог предоставляются в порядке, установленном земельным законодательством Республики Казахстан.

Статья 8. Придорожные полосы

1. Придорожные полосы устанавливаются для обеспечения безопасности населения и создания условий эксплуатации автомобильных дорог с учетом требований безопасности дорожного движения, а также возможности осуществления их реконструкции, ремонта и содержания, размещения объектов дорожной инфраструктуры.

2. Для международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования ширина придорожной полосы с каждой стороны должна быть не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода.

Для автомобильных дорог общего пользования областного и районного значения ширина придорожной полосы с каждой стороны дороги должна быть не менее 40 метров, считая от границы полосы отвода.

3. В придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы и объектов дорожного сервиса.

4. Решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах или объектов за их пределами, когда для доступа к ним требуется подъезд, принимаются соответствующим местным исполнительным органом в установленном порядке по согласованию с дорожными органами.

5. Расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов (съездов, примыканий) и других объектов, находящихся в придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, несут собственники этих объектов.

Статья 9. Порядок эксплуатации полосы отвода автомобильных дорог

1. Земли полосы отвода автомобильных дорог общего пользования находятся во владении и пользовании дорожных органов или концессионеров и предназначены только для развития, благоустройства автомобильных дорог и размещения объектов дорожного сервиса.

2. В полосе отвода автомобильных дорог общего пользования запрещается производить работы или размещать какие-либо сооружения без разрешения соответствующих дорожных органов.

3. Участки земель полосы отвода автомобильных дорог международного, республиканского, областного и районного значения, не используемые дорожными органами или концессионером, могут предоставляться во временное краткосрочное землепользование уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам и местными исполнительными органами в пределах своей компетенции на договорных началах физическим и юридическим лицам для размещения объектов сервиса и рекламы при условии недопущения снижения транспортно - эксплуатационных качеств дороги, соблюдения требований безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды.

Статья 10. Размещение объектов торговли, общественного питания, других объектов сервиса и рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования

1. Объекты торговли, общественного питания и другие объекты сервиса, а также их реклама в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования могут быть размещены в местах, определенных местными исполнительными органами в пределах соответствующих административно - территориальных единиц по согласованию с дорожными органами или концессионером.

2. Устанавливаемые в границах полосы отвода наружная реклама, иные информационные знаки и указатели должны выполняться и устанавливаться в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Порядок размещения в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования объектов сервиса, рекламы и платы за использование полосы отвода устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Глава 3. Государственное регулирование и управление автомобильными дорогами

Статья 11. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области автомобильных дорог и дорожной деятельности

К ведению Правительства Республики Казахстан относятся:

1) координация и проведение на территории Республики Казахстан единой государственной политики в области автомобильных дорог и дорожной деятельности;

2) общее руководство деятельностью центральных и местных исполнительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, контроль за исполнением ими требований законодательных актов Республики Казахстан в части автомобильных дорог;

3) утверждение правил пользования автомобильными дорогами, дорогами оборонного значения, перечня международной и республиканской сети автомобильных дорог общего пользования, нормативов финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог, порядка уплаты и ставок сборов за проезд по территории Республики Казахстан автотранспортных средств;

4) утверждение перспективных программ развития сети автомобильных дорог и дорожной деятельности;

5) утверждение порядка и условий эксплуатации платных автомобильных дорог и мостовых переходов, а также ставок сбора за проезд;

6) осуществление международного сотрудничества в области автомобильных дорог;

6-1) утверждение технических регламентов в сфере автомобильных дорог;

Статья 12. Компетенция уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам

2. К ведению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам относятся:

2) участие в разработке и реализации единой государственной и научно - технической политики в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности;

3) государственный учет автомобильных дорог общего пользования;

4) разработка предложений по определению источников и размеров финансирования дорожной отрасли в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) государственное планирование развития автомобильных дорог общего пользования в соответствии с задачами укрепления экономики и обороноспособности Республики Казахстан;

6) участие в заключении международных договоров Республики Казахстан в части развития и эксплуатации автомобильных дорог;

7) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования дорожного сектора, независимо от форм собственности, а также проектов государственных норм и стандартов в дорожной деятельности;

8) подготовка научно обоснованных нормативов финансирования затрат на работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

9) управление государственными организациями, на балансе которых имеются республиканские автомобильные дороги общего пользования;

10) координация деятельности по созданию и развитию сети автомобильных дорог областного и районного значения общего пользования;

11) реализация инвестиционной и социальной политики в дорожной отрасли;

13) проведение научных исследований в области дорожной деятельности;

14) организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог республиканского значения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и о концессиях;

15) контрол за соблюдением норм и стандартов, принятых в области проектирования, обеспечение требуемого качества при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог;

16) разработка предложений по передаче в концессию участков автомобильных дорог (мостовых переходов), порядка и условий их эксплуатации, размера ставок за проезд по ним;

21) расширение международного сотрудничества по вопросам строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог;

22) управление дорожной деятельностью, осуществляемое с целью обеспечения развития, сохранности, ремонта и содержания автомобильных дорог;

23) разработка технических регламентов в сфере автомобильных дорог.

Статья 13. Компетенция местных представительных и исполнительных органов

1. К компетенции областных (города республиканского значения, столицы) и районных (городов областного значения) представительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности относятся:

1) утверждение планов и программ развития автомобильных дорог областного и районного значения и улиц населенных пунктов, находящихся в коммунальной собственности;

2) заслушивание отчетов руководителей областных (города республиканского значения, столицы) и районных (городов областного значения) исполнительных органов по вопросам развития и содержания автомобильных дорог общего пользования областного и районного значения, улиц населенных пунктов.

1-1. К ведению областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности относятся:

1) разработка и реализация планов и программ развития автомобильных дорог общего пользования областного значения, улиц в городе республиканского значения, столице;

2) организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования областного значения, улиц в городе республиканского значения, столице в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;

3) управление сетью автомобильных дорог областного значения общего пользования, улиц населенных пунктов;

4) управление дорогами и дорожными предприятиями, находящимися в коммунальной собственности области (города республиканского значения, столицы);

5) осуществление государственного контроля при производстве работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог областного значения, улиц в городе республиканского значения, столице.

2. К ведению районных (городов областного значения) исполнительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности относятся:

1) разработка и реализация планов и программ развития автомобильных дорог областного и районного значения общего пользования, улиц в городах областного значения и иных населенных пунктах в пределах районов;

2) организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования районного значения, улиц населенных пунктов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и о концессиях;

2-1) разработка предложений по передаче в концессию участков автомобильных дорог (мостовых переходов), порядка и условий их эксплуатации, размера ставок за проезд по ним;

3) управление сетью автомобильных дорог районного значения общего пользования, улиц населенных пунктов;

4) управление дорогами и дорожными предприятиями, находящимися в коммунальной собственности районов (городов областного значения);

6) осуществление государственного контроля при производстве работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог районного значения общего пользования, улиц в городах областного значения и иных населенных пунктах в пределах районов.

Статья 14. Планирование развития автомобильных дорог

1. Планирование развития автомобильных дорог осуществляется государственными органами, управляющими хозяйственных и частных автомобильных дорог в соответствии с утвержденными республиканскими и региональными программами. Планирование развития улично - дорожной сети городов и иных населенных пунктов осуществляется соответствующими местными исполнительными органами.

2. Государственные закупки товаров, работ и услуг в дорожной отрасли, а также научные исследования в этих направлениях осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

3. Проектирование и строительство автомобильных дорог осуществляются физическими и юридическими лицами, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, на конкурсной основе.

4. Техническая документация, разработанная для строительства и реконструкции автомобильных дорог, подлежит государственной, в том числе экологической, экспертизе в установленном порядке, а для капитального и среднего ремонта существующих автомобильных дорог общего пользования - ведомственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Статья 15. Качество работ при осуществлении дорожной деятельности

1. Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляются в соответствии с установленными требованиями и нормами, с применением разрешенных к использованию материалов, приборов, оборудования и средств измерений с целью достижения высоких транспортно - эксплуатационных показателей автомобильных дорог (скорость, ровность, долговечность, повышенные условия безопасности движения автотранспорта).

2. Физические и юридические лица, осуществляющие дорожную деятельность, обязаны выполнять работы с соблюдением требований законодательных актов Республики Казахстан.

При производстве работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется государственный контроль заказчиком, уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам и местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), а также авторский надзор - разработчиком проектной документации и производственный - исполнителем работ. Приемка в эксплуатацию законченных дорожных работ, кроме работ по текущему ремонту автомобильных дорог, осуществляется государственной приемочной комиссией.

3. Выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог с нарушением требований законодательства влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 16. Лицензирование дорожной деятельности

1. Лицензирование дорожной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

2. Осуществление физическими и юридическими лицами дорожной деятельности без лицензии либо с нарушением условий лицензии влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 17. Финансирование дорожной деятельности

1. Финансирование автомобильных дорог общего пользования осуществляется по утвержденным нормам, обеспечивающим их ремонт и содержание, исходя из требований безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды и обеспечения автотранспортных перевозок, и определяется бюджетным законодательством.

1-1. Возмещение затрат концессионеров, понесенных в связи с договором концессии участков автомобильных дорог, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях.

3. Развитие, ремонт и содержание хозяйственных автомобильных дорог обеспечиваются за счет средств организаций и частных лиц, в ведении которых находятся эти дороги.

Статья 18. Права дорожных органов и их работников

1. Дорожные органы совместно с органами дорожной полиции и уполномоченным органом по чрезвычайным ситуациям имеют право: на ограничение или закрытие движения транспортных средств в экстремальных условиях (неблагоприятные погодно - климатические условия, стихийные бедствия, пожар, потеря несущей способности автомобильных дорог), а также при проведении ремонтно - строительных работ с уведомлением об этом местных исполнительных органов и пользователей автомобильными дорогами установлением соответствующих дорожных знаков и через средства массовой информации, контролировать соблюдение правил пользования автомобильными дорогами.

2. Работники дорожных органов имеют право требовать выведения за пределы проезжей части автомобильной дороги транспортных средств, повреждающих или загрязняющих элементы дороги, либо крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, не имеющих специального разрешения на проезд.

Статья 19. Ответственность дорожных органов и управляющих автомобильными дорогами

Дорожные органы и управляющие автомобильными дорогами несут ответственность:

2) за ущерб, причиненный дорожно - транспортными происшествиями, возникший по причине дорожных условий, с возмещением ущерба пользователям автомобильными дорогами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

3) за фитосанитарное состояние полосы отвода автомобильных дорог в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Глава 3-1. Общие требования безопасности

Статья 19-1. Объекты технического регулирования

Объектами технического регулирования являются автомобильные дороги, дорожно-строительные материалы, процессы проектирования, строительства (реконструкция, ремонт) и эксплуатации автомобильных дорог.

Статья 19-2. Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог

1. Проектирование автомобильных дорог должно осуществляться с учетом условий наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности движения и возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода.

2. Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать:

1) организованное, безопасное движение транспортных средств с расчетными скоростями;

2) соблюдение условий зрительного ориентирования водителей;

3) безопасное расположение примыканий и пересечений;

4) необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части;

5) необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями;

6) необходимые здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб.

3. При проектировании производственных баз, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб необходимо разрабатывать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие соблюдение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и почве.

4. При разработке проектно-сметной документации следует оценивать непосредственное и косвенное влияние дорог и дорожного движения на:

1) людей и окружающую среду;

2) пейзаж, объекты на дороге и историко-культурное наследие.

Устройство лесонасаждений (вдоль дороги) должно способствовать улучшению визуального ориентирования и нарушению визуального однообразия дороги при условии исключения возникновения каких-либо других опасностей.

5. При проектировании дорог необходимо разрабатывать схемы расстановки дорожных знаков с обозначением мест и способов их установки и схемы дорожной разметки.

6. Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог устанавливаются техническими регламентами.

Статья 19-3. Требования безопасности при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог

1. При строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог необходимо обеспечить соответствие требованиям проектно-сметной документации, настоящего Закона и технических регламентов в сфере автомобильных дорог.

2. При строительстве, реконструкции и ремонте необходимо принимать меры по безопасности и охране окружающей среды. При выборе методов производства работ и средств механизации следует учитывать необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм, норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

При строительстве, реконструкции и ремонте дорог должно обеспечиваться сохранение зеленых насаждений или их восстановление.

3. Безопасность дорожных рабочих и участников дорожного движения должна обеспечиваться путем принятия мер к организации движения и ограждению мест проведения работ, которые должны предусматриваться в ходе планирования работ и регулярно проверяться при их производстве.

4. При строительстве, реконструкции и ремонте дорог в сложных инженерно-геологических условиях, когда сроки стабилизации земляного полотна существенно превышают установленные сроки строительства, допускается предусматривать стадийное устройство дорожной одежды с обеспечением водоотвода и безопасности движения на каждой стадии.

5. Требования безопасности при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог устанавливаются техническими регламентами.

Статья 19-4. Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог

1. Состояние дорог должно обеспечивать безопасность дорожного движения и охрану окружающей среды и соответствовать уровню транспортно-эксплуатационной загрузки.

Ширина придорожной полосы должна быть не менее установленных норм для данного вида дороги.

Информационные указатели и знаки должны обеспечивать безопасность движения и соответствовать требованиям нормативных документов.

Состав дорог должен обеспечивать их безопасность при эксплуатации с учетом климатических особенностей региона и транспортно-эксплуатационной загрузки.

2. Проезжая часть автомобильных дорог и улиц городов и населенных пунктов, покрытие тротуаров пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения.

Дорожное покрытие должно иметь поверхность, необходимую для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.

Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.

В зимних условиях следует максимально обеспечивать безопасность дорожного движения и его организацию путем принятия соответствующих мер.

3. Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий и задержек транспортных средств в местах проведения дорожных работ необходимо предусматривать установку ограждающих устройств, знаков и разметки, а также обеспечивать видимость мест проведения работ в любое время суток.

Применяемые технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением) должны быть хорошо заметны, различимы в любое время суток.

4. Уровень шума, вибрации и загрязнение воздуха и вод в результате дорожного движения, обслуживания и содержания дорог следует ограничивать соответствующими мерами на основании требований, установленных техническими регламентами в сфере автомобильных дорог.

Статья 19-5. Требования безопасности к дорожно-строительным материалам

Дорожно-строительные материалы должны быть стойкими к воздействию окружающей среды, а содержание вредных компонентов и примесей в них не должно превышать допустимые нормы.

Глава 4. Пользование автомобильными дорогами

Статья 20. Пользование автомобильными дорогами общего пользования

1. Право пользования автомобильными дорогами общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

2. Пользователи автомобильными дорогами общего пользования обязаны эксплуатировать транспортные средства в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, сохранность дорог и сооружений на них, а также предотвращать загрязнение окружающей среды.

Статья 21. Проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств

Правила проезда по территории Республики Казахстан крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Статья 22. Проезд транспортных средств, перевозящих опасные грузы

Порядок проезда по территории Республики Казахстан транспортных средств, перевозящих опасные грузы, определяется Правительством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Статья 23. Обязанности собственников земельных участков, прилегающих к автомобильным дорогам

1. Собственники земельных участков и землепользователи, территории которых примыкают к автомобильным дорогам, обязаны:

1) согласовывать строительство подъездных дорог и примыканий к дорогам общего пользования с дорожными органами;

3) не допускать складирования материалов и конструкций в придорожной полосе, затрудняющих видимость и ухудшающих безопасность движения.

2. Невыполнение указанных в пункте 1 требований влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 24. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог

1. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог для использования в чрезвычайных ситуациях в период мобилизации и в военное время осуществляется физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. В случаях введения на всей территории Казахстана или в отдельных его местностях чрезвычайного или военного положения и при объявлении частичной или общей мобилизации частные дороги могут быть использованы без согласия собственника всеми участниками дорожного движения.

Статья 25. Ответственность пользователей автомобильными дорогами

1. Пользователи автомобильными дорогами, допустившие повреждение дорожного покрытия, земляного полотна, мостов, путепроводов, водоотводных сооружений, автопавильонов, дорожных знаков, придорожных насаждений, защитных устройств и других элементов обустройства автомобильных дорог, а также нарушившие правила пользования автомобильными дорогами, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

2. Ущерб, нанесенный пользователями автомобильным дорогам и дорожным сооружениям, возмещается ими в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Споры, возникающие с дорожными органами в процессе проектирования, строительства, содержания, ремонта, реконструкции и использования автомобильных дорог, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 26. Медицинская помощь на автомобильных дорогах

Помощь пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях на автомобильных дорогах должна оказываться всеми участниками дорожного движения, которые обязаны доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о происшествии в органы дорожной полиции.

Статья 27. Охрана окружающей среды

1. При строительстве, реконструкции, ремонте, содержании автомобильных дорог и пользовании ими должно обеспечиваться соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды.

2. При проектировании и разработке проектов на реконструкцию и строительство автомобильных дорог должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рекультивации карьеров, придорожных полос, откосов, кюветов, нарушенных земель с посевом многолетних трав и посадкой деревьев и кустарников. Проектно - сметная документация в местах пользования водоисточником должна предусматривать санитарную зону, строительство временных автостоянок, эстакад и защитных сооружений для сбора отходов нефтепродуктов.

3. Защитные насаждения вдоль автомобильных дорог должны содержаться надлежащим образом их владельцами или пользователями.

4. За несоблюдение требований охраны окружающей среды виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 28. Государственный контроль за автомобильными дорогами

Контроль за состоянием автомобильных дорог, обеспечением бесперебойного и безопасного дорожного движения и соблюдением правил пользования автомобильными дорогами осуществляется дорожными органами и органами дорожной полиции.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных , Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Компания не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.



Просмотров