Основные принципы конституционного строя. Политические основы конституционного строя российской федерации

Конституционный строй, понятия, сущность, признаки

2.1 Понятие и признаки конституционного строя в РФ

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К основам конституционного строя относятся основы, присущие каждому конституционному государству - демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

Среди основ конституционного строя имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Не являются многие конституционные государства и республиками (например, Англия, Дания, Швеция и многие другие). Включение федерализма, суверенитета и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации обеспечивается желанием законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что эти основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации они создают наиболее благоприятную среду для реализации всех других принципов российской государственности. И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации Ст. 16 Конституции Российской Федерации.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с послед.изм.и доп. от 30.12.2008г№6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)//Российская газета от 25.12.1993г., №237. . При этом никакие другие положения действующей Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституция России регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Ведущая роль в регулирующих конституционного строя России принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

2. Основы конституционного строя:

Демократизм (народный суверенитет);

Разделении властей;

Идеологическое и политическое многообразие;

Признание и гарантирование местного самоуправления,

Правовое государство (конституционное государство);

Федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме...

Конституционные характеристики Российской Федерации

Конституционный строй

«Первая глава Конституции России 1993 г., которая, как и во всех конституциях стран мира, содержит наиболее общие, отправные, принципиальные положения, называется «Основы конституционного строя»...

Конституционный строй Республики Беларусь

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Принципы...

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность таких черт выражается в определенном способе организации государства, его государственном строе...

Конституционный строй Российской Федерации

Конституционный строй, понятия, сущность, признаки

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем...

Конституционный суд Российской Федерации и правовая защита конституционного строя Российской Федерации

Каждое государство характеризуется определёнными чертами, в которых выражается его особенность. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией, федеративным или унитарным...

Конституция Республики Беларусь

Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д...

Основы Конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное...

Основы конституционного строя Российской Федерации

Понятие и содержание основ конституционного строя РФ

Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение конституции...

Понятие конституционного строя и его основ

Специфика любого государства, обусловленная его чертами, характеризуя его, выражается как демократическое либо тоталитарное, как республика либо монархией и т.п. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник - М., 2012 - С. 41...

Правовое государство как элемент основ конституционного строя

Любое государство в той или иной мере непосредственно подчинено праву, и для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, необходимы соответствующие гарантии...

Проблемы реализации конституционных основ социально-экономической жизни на региональном уровне (на примере Воронежской области)

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство...

1. Конституционный строй и конституционное государство.

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство. Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

2. Основы конституционного строя.

Основы конституционного строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.

3. Политические и духовные основы конституционного строя.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается прежде всего в народовластии а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.

Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями. Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. Духовные основы конституционного строя. Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4. Экономические и социальные основы конституционного строя.

Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Новая классификация основ конституционного строя.

Новая классификация подразделяет основы конституционного строя на три группы.

К первой группе относятся основы организации государственной власти, такие, как народовластие, государственный суверенитет, федерализм, единство системы государственной власти, принцип разделения властей, местное самоуправление, верховенство права, членство России в мировом сообществе, приоритет международно-правовых норм.

Вторая группа - основы взаимоотношений государства и человека: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите.

Третья группа - основы организации жизни гражданского общества: социальный характер государства, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, идеологическое и политическое многообразие, светский характер государства.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

-: Государственной Думой;

-: Советом Федерации.

I : {{97}} k = a

S : Термин «муниципалитет» появился:

+: в Древнем Риме;

-: в Древней Греции;

-: в Средневековой Франции;

-: в Австро-Венгрии.

I : {{98}} k = a

S: К правовым источникам избирательного права в РФ относятся:

-: Конституция РФ;

+: Федеральные законы;

-: Указы Президента РФ;

-: нормативные акты Центральной избирательной комиссии;

I : {{99}} k = a

S: Принципы избирательного права:

-: прямое избирательное право;

-: равное избирательное право;

-: обязательное избирательное право;

+: всеобщее избирательное право.

I : {{231}} k = a

S : Формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

+: местный референдум;

-: выборы губернатора области;

-: установление местных налогов и сборов;

-: правотворческая инициатива граждан.

I : {{100}} k = a

S : Полномочиями в области местного самоуправления обладают:

-: органы государственной власти РФ;

-: органы государственной власти субъектов РФ;

+: органы местного самоуправления;

-: должностные лица местного самоуправления.

I : {{101}} k = a

S : Имеет ли каждое муниципальное образование свой бюджет?

-: имеет, если для этого имеются собственные источники поступления бюджетных средств;

-: нет; бюджет муниципального образования формируется из средств, выделяемых субъектами РФ.

I : {{102}} k = a

S : Первый декрет «О Государственной прокуратуре» после Октябрьской революции был опубликован в:

I : {{103}} k = b

S : Наименование прокурор означает:

-: Генеральный прокурор РФ;

-: советники и помощники Генерального прокурора РФ;

-: помощники Главного военного прокурора;

+: все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники;

I : {{104}} k = a

S : Принцип независимости прокуратуры заключается в:

-: осуществлении деятельности только на основе закона;

+: недопустимости вмешательства в ее деятельность и оказания какого-либо воздействия органов власти;

-: наличии специальных мер защиты прокуроров и следователей;

-: отсутствии обязанности информировать кого-либо о своей деятельности.

I : {{105}} k = a

S : Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту:

+: прав, свобод и законных интересов граждан;

-: неопределенного круга лиц или интересов;

-: интересов Российской Федерации;

-: любого гражданина РФ.

I : {{106}} k = a

S : Прокуратура осуществляет надзор:

+: за исполнением законов на территории России и субъектов РФ;

-: за исполнением Конституции РФ;

-: за исполнением Постановлений Пленума Верховного Суда РФ;

-: за исполнением решений Конституционного Суда РФ.

I : {{107}} k = a

S : Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений закона:

-: право опротестования правовых актов;

+: возбуждение уголовного дела;

-: возбуждение дела об административном правонарушении;

-: право отмены правовых актов.

I : {{109}} k = a

S : Лицом, участвующими в деле, является:

-: свидетель;

+: прокурор;

-: представитель.

I : {{110}} k = a

S : Последней из перечисленных стадией судебного разбирательства являются:

+: судебные прения;

-: исследование доказательств;

-: разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле;

-: проверка явки участников процесса.

I : {{111}} k = b

S : Исправление недостатков судебного решения возможно посредством:

-: принятия нового решения;

+: обжалования решения;

-: принятия дополнительного решения;

-: принятия разъясняющего постановления.

I : {{112}} k = a

S : В порядке особого производства суд рассматривает дела:

-: об установлении факта нахождения на иждивении;

- : об установлении трудового стажа;

+: об установлении факта рождения;

-: об установлении факта распоряжения имуществом.

I : {{113}} k = a

S : Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является:

-: Правительство Российской Федерации;

+: Федеральное Собрание Российской Федерации;

-: Конституционный Суд Российской Федерации;

-: Президент Российской Федерации.

I : {{114}} k = a

S : Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил РФ?

-: министр обороны;

-: начальник Генерального штаба;

+: Президент РФ;

-: Председатель Государственной Думы Российской Федерации.

I : {{115}} k = a

S : Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации:

-: уставом республики;

+: конституцией республики;

-: федеральным законом;

-: нет правильного ответа.

I : {{116}} k = a

S : Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности

-: с 21 года;

-: с 14 лет;

+: с 18 лет;

-: нет правильного ответа.

I : {{117}} k = a

S : Слово «Конституция» образовано от латинского constitution , что означает:

-: согласие;

-: система взглядов;

+: установление;

-: правила.

I : {{118}} k = a

S : В систему органов правосудия Российской Федерации входят:

-: Конституционный Суд РФ;

-: Верховный Суд РФ;

-: военные суды РФ;

+: все ответы верны.

I : {{119}} k = a

S : Высший орган федеральной исполнительной власти, то есть коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране – это:

+: Правительство РФ;

-: Федеральное Собрание РФ;

-: Президент РФ.

-: все ответы верны;

I : {{120}} k = a

S : Конституционное право РФ связано с:

-: политикой;

+: государственным строем;

-: политической системой;

-: правами и свободами человека и гражданина.

I : {{121}} k = a

S : Конституционное право в тоталитарном государстве:

-: реально регулирует конституционно-правовые отношения;

-: защищает права и свободы человека и гражданина;

+: формально существует.

-: все ответы верны;

I : {{122}} k = a

S : Конституционное право в демократическом государстве:

+: юридическая основа демократии;

-: основополагающая отрасль права;

-: ограничивает права и свободы человека в интересах общества на основе права;

-: свод традиций народовластия.

I : {{123}} k = a

S : Предметом конституционного права является:

-: конституционный строй государства;

-: отношения человека с обществом;

-: основы гражданского общества;

+: все ответы верны.

I : {{125}} k = a

S : К признакам конституционной нормы относится:

-: нормативность;

-: формальная определенность;

+: гарантии государства;

-: гарантии общества.

I : {{126}} k = a

S : К источникам конституционного права РФ относятся:

+: конституции;

-: декларации;

-: подзаконные нормативные акты;

-: акты органов местного самоуправления.

I : {{127}} k = a

S : Субъекты конституционно-правовых отношений:

+: государство;

-: физические лица;

-: органы местного самоуправления;

-: юридические лица.

I : {{128}} k = a

S : Первый в истории России акт о гражданских свободах:

-: Манифест от 1861 г.;

-: нет правильного ответа;

I : {{129}} k = a

S : Действующая Конституция РФ принята:

+: путем Референдума;

-: после распада СССР;

-: Верховным Советом России;

-: Федеральным Собранием РФ.

I : {{130}} k = a

S : Конституция РФ - это:

-: результат соотношения сил в классовой борьбе;

+: основной юридический документ;

-: социальный компромисс;

-: выражает интересы экономически господствующего класса.

I : {{131}} k = a

S : Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

-: государство;

-: Парламент.

I : {{132}} k = a

S : К признакам конституционного строя относится:

-: государственный контроль за общественной жизнью:

-: государство действует в соответствии с Конституцией;

+: реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

-: конституционная регламентация экономики.

I : {{133}} k = a

S : Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:

-: государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека;

-: индивидуальный выбор образа жизни и действий;

-: коллективизм;

+: приоритет человека над государством.

I : {{134}} k = a

S : К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:

-: признание прав и свобод;

-: предоставление прав и свобод;

-: соблюдение прав и свобод;

+: защита прав и свобод.

I : {{135}} k = a

S : Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

-: государство не вправе ограничивать действия людей;

-: человек не имеет обязанностей перед государством;

+: осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

-: государство имеет только обязанности перед гражданином.

I : {{136}} k = a

S : Народ может осуществлять свою власть:

-: через органы государственной власти;

-: через органы местного самоуправления;

-: через Референдум;

+: все ответы верны.

I : {{137}} k = a

S : Верховенство в РФ имеют:

+: Конституция РФ;

-: конституции субъектов Федерации на соответствующей территории;

-: Федеральные законы;

-: акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

I : {{138}} k = a

S : Государственное устройство России:

-: унитарное;

+: федеративное;

-: республика;

-: конфедерация.

I : {{139}} k = a

S : Количество субъектов РФ:

I : {{140}} k = a

S : Федеративное устройство РФ основано на:

+: государственной целостности;

-: принципе разделения властей;

-: единстве системы государственной власти;

-: самоопределении народов.

I : {{141}} k = a

S : Гражданство РФ приобретается и прекращается:

+: в соответствии с Федеральным законом;

-: в соответствии с Указом Президента РФ;

-: в соответствии с Инструкцией МВД РФ;

-: в соответствии с международным правом.

I : {{142}} k = a

S : Демократическое государство предполагает:

-: наличие гражданского общества;

-: безусловное право на публичные мероприятия;

-: осуществление представительной демократии;

+: обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

I : {{143}} k = a

S : К характеристике России как социального государства можно отнести:

-: установление государственных пенсий, пособий;

-: обеспечение всех граждан рабочими местами;

+: охрана труда и здоровья людей;

-: установление гарантированного МРОТ.

I : {{145}} k = a

S : Природные ресурсы в РФ могут находиться в:

-: частной собственности;

+: государственной собственности;

-: муниципальной собственности;

-: иных формах собственности.

I : {{146}} k = a

S : Разделение властей в РФ это:

+: разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

-: разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

-: порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

-: система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

I : {{147}} k = a

S : Федеральную государственную власть в РФ осуществляют:

+: Президент РФ;

-: Генеральный прокурор РФ;

-: Председатель Конституционного Суда РФ;

-: Правительство РФ.

I : {{148}} k = a

S : Местное самоуправление в РФ:

-: формируется по усмотрению населения;

-: одна из форм осуществления народом своей власти;

-: признается и гарантируется Конституцией РФ;

+: это один из уровней государственной власти РФ.

I : {{150}} k = a

S : Идеологический и политический плюрализм предполагает:

-: запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

+: равенство всех общественных объединений перед законом;

-: возможность из множества партий выдвигать правящую партию, если это соответствует интересам народа;

-: запрещение общественных объединений, выступающих против существующего режима.

I : {{151}} k = a

S : В России как светском государстве:

-: религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

-: некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

+: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

-: религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны.

I : {{152}} k = a

S : Права человека в РФ:

-: происходят из позитивного права;

+: имеют фундаментальный характер;

-: могут быть ограничены государством.

I : {{153}} k = a

S : Права гражданина в РФ:

+: происходят из позитивного права;

-: происходят из естественного права;

-: происходят из обычаев;

-: являются ограничителем равенства между людьми.

I : {{154}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

+: обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-: развития экономики и повышения уровня жизни;

-: защиты нравственности;

-: идеологической борьбы.

I : {{155}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены:

-: Федеральным законом;

+: Указом Президента РФ;

-: Законом субъекта Федерации;

-: Резолюцией Совета безопасности ООН.

I : {{156}} k = a

S : Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь:

+: регламентируется только Федеральным законом;

-: может быть назначена только судом присяжных заседателей;

-: в военное время может быть назначена в упрощенном порядке;

-: может быть осуществлена по приговору Международного суда.

I : {{157}} k = a

S : Смертная казнь в РФ применяется:

-: в исключительных случаях;

+: не применяется;

-: не применяется только при помиловании;

-: при военном положении.

I : {{160}} k = a

S : Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется:

-: Президентом РФ;

-: государством;

-: профсоюзами.

I : {{161}} k = a

S : Содержание под стражей допускается в РФ:

-: по постановлению следователя;

+: по решению суда;

-: по Указу Президента.

I : {{162}} k = a

S : Право на неприкосновенность частной жизни включает:

-: личную и семейную тайну;

-: защиту чести и доброго имени;

+: личную неприкосновенность.

I : {{163}} k = a

S : К гарантиям права на неприкосновенность частной жизни относится:

+: неприкосновенность жилища;

-: запрет на распространение информации о частной жизни лица без его согласия;

-: обязанность компетентных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

-: свобода передвижения.

I : {{164}} k = a

S : Неприкосновенность жилища может быть нарушена:

-: на основе Федерального закона;

+: на основе Судебного решения;

-: по постановлению прокурора;

-: по постановлению следователя.

I : {{165}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ:

-: человек обязан указывать свою национальность;

-: человек вправе указывать свою национальность;

+: никто не может быть принужден к указанию своей национальности;

-: человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу.

I : {{166}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

-: каждый может свободно выезжать за пределы РФ;

-: каждый может беспрепятственно возвращаться в РФ;

+: каждый имеет право свободно передвигаться;

-: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место пребывания и жительства.

I : {{168}} k = a

S : Свобода совести и свобода вероисповедания:

-: понятия тождественные;

+: понятия самостоятельные;

-: понятия противоположные;

-: понятия взаимодополняющие.

I : {{169}} k = a

S : Свобода вероисповедания предполагает:

+: право исповедовать любую религию;

-: право не исповедовать какую-либо религию;

-: иметь и распространять религиозные убеждения;

-: распространять атеистические убеждения.

I : {{170}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

+: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

-: пропаганда идеологического превосходства;

-: принуждение к выражению своих мнений;

-: создание партий, выступающих против конституционного строя РФ.

I : {{171}} k = a

S : Каким образом определяется перечень сведений, относящихся к государственной тайне:

-: содержится в Конституции;

+: содержится в Федеральном законе;

-: содержится в Указе Президента РФ;

-: содержится в ведомственных нормативных актах.

I : {{172}} k = a

S : Право на объединении включает в себя:

+: право создавать общественные объединения;

-: право вступать в общественные объединения;

-: право ликвидировать общественные объединения;

-: право на долю в имуществе общественных объединений.

I : {{173}} k = a

S : Право на объединение в РФ:

I : {{174}} k = a

S : Право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит:

+: принадлежит каждому человеку;

-: принадлежит только гражданам РФ;

-: принадлежит всем гражданам;

-: принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

I : {{175}} k = a

S : Право участвовать в управлении делами государства включает в себя:

+: право на участие в Референдуме;

-: право занимать любую государственную должность;

-: право на участие в отправлении правосудия;

-: право законодательной инициативы.

I : {{176}} k = a

S : Право на экономическую деятельность предусматривает:

+: свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

-: право на создание предприятий любой организационно-правовой формы;

-: запрещение государству любого вмешательства в экономическую деятельность;

-: ведение любой экономической деятельности по своему усмотрению.

I : {{177}} k = a

S : Субъектом права на экономическую деятельность является:

+: любое физическое лицо, не ограниченное в дееспособности;

-: предприниматели без образования юридического лица;

-: коммерческое предприятие;

-: некоммерческое предприятие.

I : {{178}} k = a

S : Право частной собственности относится:

-: к личным правам;

+: к экономическим правам;

-: к политическим правам;

-: к социальным правам.

I : {{179}} k = a

S : Имущество на праве частной собственности:

-: не может быть изъято ни при каких обстоятельствах;

+: может быть конфисковано по приговору суда;

-: может быть изъято для государственных и муниципальных нужд;

-: может быть изъято в иных случаях, предусмотренным федеральным законодательством.

I : {{180}} k = a

S : Право частной собственности на землю в РФ:

-: принадлежит каждому;

-: принадлежит гражданам РФ;

-: неотчуждаемо;

+: ограничивается федеральным законодательством.

I : {{181}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

+: каждый имеет право на труд;

-: каждый обязан трудиться;

-: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

-: признается право на забастовку.

I : {{182}} k = a

S : Конституция РФ:

-: обязывает заботиться о нетрудоспособных родителях;

-: обязывает родителей заботиться о детях;

-: защищает материнство и детство;

+: наделяет родителей правом заботиться о детях.

I : {{183}} k = a

S : Конституция РФ гарантирует каждому:

-: государственную пенсию;

-: социальные пособия;

+: социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом;

-: пособие по безработице.

I : {{184}}

S : Конституция РФ гарантирует:

+: бесплатное среднее образование;

-: бесплатное высшее образование;

-: различные формы образования;

-: право на получение высшего образования на платной основе.

I : {{185}} k = a

S : Права и свободы в РФ:

-: не могут быть ограничены;

+: могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного положения;

-: могут быть ограничены в судебном порядке;

-: не подлежат ограничению права и свободы, если это прямо предусмотрено Конституцией РФ.

I : {{186}} k = a

S: Согласно Конституции РФ каждый обязан:

-: платить налоги;

-: защищать отечество;

+: бережно относиться к природным богатствам;

-: защищать отечество при наличии двойного гражданства.

I : {{187}} k = a

S: Статус субъекта РФ определяется:

-: Конституцией РФ;

+: Конституцией РФ и законодательством субъекта РФ;

Конституция РФ законодательно определяет конституционный строй и те принципы российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства.

Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права . Обязательными признаками конституционного строя являются следующие: подчинение власти праву (верховенство закона); широкие права и свободы человека, их обеспечение, исключение дискриминации; непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; такая организация власти, при которой исключается ее сосредоточение в одних руках и имеются гарантии от узурпации властных функций.

Первая глава Конституции РФ посвящена основам ее конституционного строя. В нее включены общечеловеческие ценности и цели, провозглашенные в преамбуле (вводной части) Конституции. Среди них ценности демократии - права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России; нравственные ценности, ценности российской государственности, ценности патриотизма и интернационализма, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу.

В Конституции России сформулированы принципы конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1). В их содержании отражается как достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следует стремиться. Для России, в которой конституционный строй только утверждается, многие его принципы обращены пока в будущее.

В демократическом государстве одним из принципов конституционного строя провозглашается идея: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Все граждане РФ обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Другим принципом конституционного строя России объявляется суверенитет ее многонационального народа. Суть данного принципа - в верховенстве народной власти. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .

Референдум - это голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, представляющее собой непосредственное властное волеизъявление народа. Инициатива проведения референдума в России принадлежит, во-первых, не менее чем двум миллионам граждан РФ, причем на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами России не должно проживать более 10% граждан, инициирующих проведение референдума, и, во-вторых, Конституционному Собранию, если оно решит в установленном Конституцией порядке вынести на референдум вопрос о принятии новой Конституции РФ.

Назначает референдум России Президент РФ, принимая по этому поводу указ, в котором определяется дата проведения референдума. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Отличительной чертой референдума является его обязательный характер. Принятое на референдуме решение должно быть обязательным для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления и гражданами.

Выборы как форма прямой демократии означают непосредственное государственно-властное волеизъявление народа по поводу состава государственных органов. Принятое избирателями решение отражает волю большинства участвующих в выборах о составе представительного органа или кандидатуре на избираемую должность, а значит, о программе их деятельности. Таким образом, доверяя своим представителям, народ влияет на осуществление принадлежащей ему власти.

В соответствии с Конституцией РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это основной путь реализации народной власти, именуемой представительной демократией.

Вся система государственных органов - законодательных, исполнительных и судебных - включается в данный процесс. Но особая роль принадлежит коллегиальным органам народного представительства, сформированным на всеобщих выборах. К ним относятся Федеральное Собрание (парламент) России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

На уровне районов, городских и сельских населенных пунктов проживающие на соответствующей территории граждане участвуют в осуществлении местного самоуправления через установленную систему органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Идея местного самоуправления также формируется в Конституции как принцип конституционного строя.

Принципом конституционного строя России является государственный суверенитет РФ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4). Это означает, что государственная власть в РФ едина, верховная и независима. Единство государственной власти раскрывается в ее распространении на всю территорию России, а также в высшей юридической силе и обязательности Конституции РФ и федеральных законов. Независимость государственной власти состоит в ее самостоятельности по отношению к власти других государств, неприкосновенности территории России.

Следующий принцип конституционного строя - федерализм . Как федеративное государство Россия состоит из имеющих равные права субъектов Федерации, т. е. республик, краев, областей, городов федерального значения. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России (ст. 5).

К основам конституционного строя относится принцип, объявляющий Россию социальным государством (ст. 7). В связи с этим принципом его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В новой Конституции в отличие от ранее действовавших вопросам экономики и организации хозяйственной деятельности уделено особое место . Россия в сфере экономического развития выбрала принципы рыночной экономики : многообразие форм собственности, их равноправие, свобода экономической деятельности. В конституционных нормах это нашло проявление в признании и защите форм собственности, в возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Роль государства в экономике состоит в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8).

Принципом конституционного строя является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). На уровне Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. При этом Президент представлен Конституцией РФ как глава государства. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд относятся к судебной ветви власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем они обязаны взаимодействовать между собой и в этом взаимодействии должны уравновешивать друг друга. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Принципами конституционного строя России являются идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). Никакая идеология не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Все общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

Принцип конституционного строя, характеризующий Россию как светское государство, означает, что в России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

Перечисленные основные принципы конституционного строя РФ получают развитие как в самой Конституции, так и в законах, подзаконных актах России.

В конституционном праве устанавливаются основные правила взаимоотношений между государством и человеком. Его нормы закрепляют место человека в различных сферах общественной жизни и определяют его основные права , свободы, обязанности. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6).

Таким образом, складывается институт конституционного права - конституционный статус человека и гражданина. В отличие от регулирования прав человека другими отраслями права конституционное право устанавливает основы его правового положения, что оказывает правовое оформление наиболее существенных и принципиальных связей государства и человека, установление основных прав, свобод и обязанностей гражданина, иностранца или лица без гражданства.

Объем прав, свобод и обязанностей каждой из перечисленных категорий людей различен. Правовым основанием такого различия является наличие или отсутствие гражданства, т. е. устойчивой правовой связи лица с государством .

Итак, гражданин РФ обладает всеми правами, свободами и несет все обязанности, установленные Конституцией России.



Просмотров