Обращение с лабораторным оборудованием. Презентация по химии "Правила техники безопасности

Ф.И.О.: Ахрамович Наталья Михайловна

Предмет: химия

Название работы: разработка урока «Практическая работа №1."Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и презентация к уроку

Наименование ОУ: ГБОУ СОШ №450 Курортного района Санкт-Петербурга

8 класс

Тема: Практическая работа №1."Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием".

Цели урока:

  1. Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.
  2. Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним.

Задачи урока:

Образовательные:

Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний о типах химических реакций, опираясь на ранее полученные знания.

Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности, учащихся в приобретении новых знаний.

Расширить знания учащихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.

Развивающие:

Развивать учебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).

Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.

Развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.

Воспитательные:

Воспитывать коллективизм, умение работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности.

Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность.

Формирование химической культуры.

Методы:

  • информационно - иллюстративный,
  • частично-поисковый,
  • проектный и репродуктивный.
  • самостоятельный химический эксперимент;

Форма работы: групповая, парная работа, фронтальная.

Оборудование:

комплекс "Компьютер + проектор" для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку. компьютер с выходом в Интернет, презентация учителя с образовательными;

таблицы “Правила ТБ”; рисунки с запрещающими, предупреждающими знаками;

пробирки, стеклянные и фарфоровые стаканы, колбы круглодонные, плоскодонные и конические, мерная посуда (цилиндры, стаканы, пробирки), воронки, чашки фарфоровые, тигли, ступки с пестиками, пробиркодержатели, спиртовки, лабораторные штативы, штативы для пробирок (деревянные и пластмассовые).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствуем класс, сообщаем о том, что на этом уроке мы выполним первую практическую работу, и впредь практические работы будут неотъемлемой частью на уроках химии. Ребята открывают тетради и записывают число и название работы. (Слайд №1)

Ниже записывают цель работы, которую учащиеся определяют сами, исходя из названия. (Слайд №2)

II. Ход работы

1. Изучение правил техники безопасности при работе в кабинете химии .

На доске висят таблицы по технике безопасности, написано стихотворение: (Слайд №3)

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо

Карточки-инструкции:

  1. Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
  2. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  3. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  4. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
  5. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
  6. Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
  7. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  8. Не пробуйте вещества на вкус.
  9. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  10. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
  11. Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
  12. Опыты производите только над столом.
  13. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
  14. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
  15. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

2. Знакомство с лабораторным оборудованием. : (Слайд №4)

Учащиеся рисуют таблицу, которую будут заполнять на уроке : (Слайд №5)

1)Ознакомление с устройством и правилами пользования лабораторным штативом.

(Слайды №6-9)

В процессе изучения предмета и при выполнении практических и лабораторных работ мы будем пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.

Лабораторные штативы находятся у учащихся на столах, а один у учителя. Учитель демонстрирует, а учащиеся изучают устройство и способы использования штатива. После этого зарисовывают схематично штатив и подписывают его составные части (таблица), кратко указывая их назначение. (рис.28, стр.106 учебника)

2)Ознакомление с приемами работы и устройством спиртовки : (Слайд №10-12) .

Спиртовки находятся у учащихся на столах, а одна у учителя. Учитель демонстрирует, а учащиеся изучают приемы работы со спиртовкой. Нельзя зажигать одну спиртовку от другой, горящей спиртовки! Это может вызвать пожар!!! После этого учащиеся зарисовывают схематично спиртовку, указывая ее строение(таблица). (рис.29, стр.107 учебника)

3)Изучение строения пламени. (Слайд №13-15)

Учащиеся поджигают спиртовку и наблюдают и исследуют пламя. После этого рисуют схему пламени и характеризуют температурный режим в различных зонах на основании проведенного эксперимента. (рис.30, стр.107 учебника).

4)Знакомство с химической посудой. (Слайд №16-26)

Посуда изготовлена из стекла и фарфора. Применение стекла в химическом эксперименте основано на его свойствах: твёрдость, прозрачность, химическая устойчивость, гладкая поверхность. Недостаток – хрупкость

Учитель демонстрирует различную стеклянную, керамическую и металлическую посуду указывая ее особенности в использовании, правильном применении, и вероятные опасности, в случае нарушения техники безопасности. Запрещается встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем!!!

Учащиеся делают рисунки предметов.(задание в таблице)

Учащиеся изготавливают бумажный фильтр по размерам воронки и учатся правильно применять его в работе. (Слайд №27-29)

(Слайд №30)

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования. Проверка заполнения таблицы(отчет о проделанной работе) (Слайд №30)

IV. Д/З.

V. Итоги урока . Повторение правил работы в кабинете химии.

Литература

  1. О.С. Габриелян, Химия, 8 класс, иэд. «Дрофа», Москва, 2010 год.
  2. А.А. Журин, Лабораторные опыты и практические работы по химии, учебное пособие, изд. «Аквариум», Москва, 1997 год.
  3. WWW.lib.ru всемирная сеть интернет.
  4. О.С. Габриелян, А.В.Яшукова..Химия 8-9 классы. Методическое пособие – М.Дрофа.2004г.
  5. О.С. Габриелян Химический эксперимент в школе. 8 класс. . Методическое пособие – М.Дрофа.2005г.
  6. Химия (8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание, МарГТУ, 2004

Образовательная цель :

Развивающая цель: мышление через постановку вопросов в ходе работы и ответы на вопросы.

Воспитательная цель : воспитывать коммуникативные отношения при работе в паре согласно инструкции; соблюдать дисциплину при выполнении работы.

Оборудование : лабораторный штатив, спиртовка, посуда: пробирки, колбы, химические стаканы; фильтры, воронки, прибор для получения газов.

Дидактический материал: инструкция для работы в паре; таблица «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».

Этапы Цель учителя Цель ученика Действия ученика Форма Результат
1.Актуализация Включить учащихся в деятельность 1.Принять цель

2.Познакомится с планом работы

1.Записывает тему урока.

2.Участвует в обсуждении темы.

Фронтальная, индивидуальная Учащиеся готовы к работе.
2.Практическая работа №1. Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием. Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием. 1.Чертят таблицу в тетради. Индивидуальная. Таблица в тетради.
2.1.Читают правила техники безопасности при работе в химической лаборатории на с.174 в учебнике.

2.2.Сравнивают с правилами в инструкции.

2.3..Задают вопросы.

2.4.Раписываются в журнале по ТБ.

Парная Ознакомлены с правилами по ТБ.
3.1.Изучают устройство лабораторного штативы.

3.2.Выполняют задание, указанное в инструкции.

3.3.Делают схематический рисунок и подписывают части.

Парная В таблице заполнены графы.
2.3.Читают ст. «Использование лабораторного штатива».

Выполняют описанные в ней действия.

Парная Собран штатив и закреплена пробирка.
3.1.Читают ст. «Приемы работы со спиртовкой».

3.2.Оформляют таблицу.

Парная В таблице заполнены графы.
4.1.Читают ст. «Посуда». Парная В таблице заполнены графы.
3.Рефлексия Соотнести цель с результатами работы на уроке. Определить своё место в уроке и оценить свою деятельность. Фронтальная Результат соответствует цели урока.
4.Итог урока Оценить деятельность учащихся Самооценка Выставляют оценки в карту знаний. Фронтальная 1.Устная оценка деятельности всех учащихся.

2.Практическая работа оформлена в тетрадях.

Инструкция для учащихся:

1.Прочитай инструкцию по технике безопасности при работе в химической лаборатории на с.174-175.

2.Обсудите вопросы, возникшие после чтения. Сформулируйте их для учителя. Задайте вопросы учителю.

3.Распишитесь в журнале по ТБ.

4.Начертите таблицу в тетради.

5.На с. 175 прочтите текст «Устройство лабораторного штатива».

6.Сделайте схематический рисунок и подпишите части.

7.Используя текст «Использование лабораторного штатива» закрепите в лапке штатива пробирку под углом в 45 градусов и на расстоянии 15см от стола. Ответьте на вопрос: Как правильно расположить винт муфты на стержне штатива? Как правильно закрепить пробирку?

8. Прочтите текст «Приемы работы со спиртовкой». Сделайте рисунок и подпишите части. Ответьте на вопросы: Как спиртовку зажигают? Как спиртовку гасят?

9. Прочтите текст «Посуда». Сделайте рисунок, подпишите название. Ответьте на вопросы: Сколько должно быть жидкости в пробирке при перемешивании? Что запрещается? Когда используют воронку? Как готовят фильтр к фильтрованию? Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания? Как готовится прибор для получения газов к работе?

10.Сделайте вывод по итогам работы.

Таблица №1

№/п Название этапа работы Рисунок и название частей оборудования. Приемы работы с лабораторным оборудованием.
1. Приемы работы с лабораторным штативом Рис.113 1.Винт, закрепляющий муфту находится справа от стержня штатива, а стержни лапки укреплялись бы так, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта.

2.Пробирку закрепляют ближе к горлышку.

3.Пробирка укреплена правильно, если ее можно повернуть в лапке без больших усилий.

2. Приемы работы со спиртовкой Рис.№114 1.Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

2.Гасят спиртовку накрывая ее колпачком с боку.

3. Приемы работы с посудой. Рис.№115 1.Высота столбика жидкости при перемешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.

3.Фильтр перед употреблением смачивают.

4.В чашку наливают 1/3 объёма для выпаривания.

5.Проверить прибор на герметичность.

Вывод: освоил приемы работы с лабораторным оборудованием.


Практическая работа №1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Цель работы: Познакомиться с устройством лабораторного оборудования и отработать приёмы обращения с ним.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе в химической лаборатории (изучите статью в учебнике).

2. Лабораторное оборудование

1). Устройство лабораторного штатива:


  • изучите строение и использование лабораторного штатива (рисунок и статья в учебнике);

  • нарисуйте в тетради штатив, обозначить его составные части ;

  • изучите правило закрепления стеклянной посуды в лабораторном штативе. Помните, что стекло – очень хрупкий материал. Его легко разбить.

2).Приёмы работы со спиртовкой:

неправильные действия с нагревательными приборами могут привести к пожару!


  • изучите строение и использование спиртовки (рисунок и статья в учебнике);

  • нарисуйте в тетради спиртовку, обозначить её составные части;

  • запишите в тетради правила работы со спиртовкой;

3).Строение пламени

  • изучите строение пламени (рисунок и статья в учебнике);

  • рассмотрите пламя спиртовки, выделите три зоны: нижняя часть пламени – тёмная и самая холодная, средняя часть пламени – яркая, верхняя часть пламени – менее яркая, но с наиболее высокой температурой.

  • внесите на короткое время в пламя лучинку так, чтобы она проходила через нижнюю часть пламени и по характеру обугливания определите , какая часть пламени имеет наибольшую температуру.
Рекомендуется нагревать вещества в верхней части пламени.

4). Посуда


  • изучите строение и использование химической посуды (рисунки и статья в учебнике);

  • запишите в тетради правила смешивания растворов в пробирке, переливания жидкостей из одного сосуда в другой и нагревания пробирки с жидкостью при работе в химической лаборатории.
Правила фильтрования:

  • приготовить фильтровальную бумагу;

  • вложить в воронку и смочить водой ;

  • жидкость для фильтрования наливать на фильтр по стеклянной палочке тонкой струйкой, направляя её на стенку воронки;
Через фильтр пройдёт прозрачный фильтрат , а на фильтре задержится осадок.

3. Оформите отчёт о работе

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Практическая работа №1.

«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

Цель работы: ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним.

Оборудование : Лабораторный штатив с кольцом и лапкой, спиртовка, пробиркодержатель, колбы, стаканы, воронка, фарфоровая посуда, спички.

п\п

Название прибора, его рисунок

Назначение прибора и его частей

Лабораторный штатив

Лабораторный штатив служит для…

укрепления частей химических установок при выполнении опытов.

1. Чугунная подставка – придает штативу устойчивость.

2. Стержень – является основой для закрепления лапки и кольца.

3. Кольцо - в кольцо помещают воронки и фарфоровые чашки.

4. Муфта – укрепляет лапку и кольцо.

5. Лапка – закрепление пробирок и колб.

Спиртовка

Спиртовка служит для нагревания веществ

1. Колпачок – используется как для тушения пламени спиртовки, так и для предотвращения испарения топлива с верхней части фитиля.

2.Металлическая трубка с диском –

Через нее пропускается фитиль.

3.Фитиль – переносит жидкое топливо (спирт) из емкости на конец фитиля

4. Резервуар – в него наливается спирт.

Строение пламени

1 – темная зона.

2 – яркая часть пламени.

Практическая работа

Тема: "Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

Цель: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.

Задачи:

Образовательная: Ознакомить учащихся с химическим оборудованием, научить им пользоваться, знать технику безопасности.

Развивающая: Способствовать развитию мышления, умению пользоваться химическим оборудованием.

Воспитательная: Воспитать чувство ответственности при выполнении практической работы.

Оборудование:

    инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;

    образцы химической посуды, лабораторный штатив;

    презентация PowerPoint.

План урока.

    Организационный момент.

    Ознакомление с правилами техники безопасности.

    Знакомство с лабораторным оборудованием.

    • Химическая посуда.

      Лабораторный штатив.

    Выполнение практической работы, оформление.

    Итоги урока.

Перечень слайдов.

    Правила техники безопасности.

    Инструкция, перед выполнением опыта.

    Запрещается пробовать химические вещества на вкус.

    Правила определения запаха вещества.

    Лабораторное оборудование.

    Назначение лабораторного оборудования.

    Устройство штатива.

Ход урока

1. Организационный момент.

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность - хорошо,
А халатность - плохо!

Опыт люби - основу предмета,
Читай, думай, наблюдай,
Умей найти на все ответы,
Жизнь цени, твори, мечтай.

Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.

Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях):

Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомить с инструкциями и порядком ее проведения.

Учитель:

(слайд на доске

Учащиеся (конспектируют):

Опыт необходимо проводить в чистой посуде.

Учитель:

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
для еды условий нет.

Учащиеся (конспектируют): Запрещается прием пищи в кабинете химии

Учитель:

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус

Учитель:

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!

Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.

Учитель:

Сердца ваши пусть будут смелыми,
А руки пусть будут умелыми,
Движенья их будут быстрыми,
А помыслы только чистыми. Учащиеся (конспектируют): Запрещается проводить самостоятельные опыты не предусмотренные работой и без разрешения учителя.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:

(слайд на доске)

Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.

(слайд на доске)

4. Выполнение практической работы, оформление.

Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования.. Затем ребятам предлагается выполнить несложное задание – с помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды, перелить воду в пробирку, закреплённую в пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные операции и делают вывод.

5 Итоги урока



Просмотров