Что является объектами технического регулирования. О техническом регулировании

продукции, установление общего и частичного равновесия. 36. Макроэкономика как раздел экономической науки появился после выхода в свет работы …

А. Маршалла Принципы экономической теории науки

Дж. М. Кейнса Общая теория занятости, процента и денег - Макроэкономика изучает функционирование экономики в целом, совокупность экономических явлений, то есть занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне. Основными макроэкономическими проблемами можно назвать: экономический рост, экономические циклы, безработица, общий уровень цен и денежное обращение.

Родоначальником макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс с момента выпуска в 1936 г. книги Общая теория занятости, процента и денег.

К. Маркса Капитал

А. Смита Исследование о природе и причинах богатства народов 37. Потребности, присущие человеку как живому существу, называются …

материальными - Все потребности можно подразделить: на материальные, социальные и духовные. Материальные потребности представляют собой потребности человека как существа биологического. Он должен обеспечивать себя пищей, одеждой, кровом, обеспечить свою безопасность и т.п. Социальные потребности человека как члена общества связаны с его участием в различных формах общественной и коллективной деятельности и выражаются в самоутверждении, занятии политикой, благотворительностью и т.п. Духовные интеллектуальные потребности обусловлены внутренним миром человека как существа разумного. К этой группе можно отнести занятие искусством, религией, другими разделами культуры, то есть все, связанное со стремлением человека понять высший смысл своего существования.

духовными

социальными

альтруистическими 38.Простое воспроизводство характеризуется тем, что объемы производства …

сокращаются

равны нулю

не изменяются - Воспроизводство - это процесс непрерывного возобновления производства. Оно может быть простым, суженным и расширенным. При простом воспроизводстве объемы производства не изменяются.

возрастают

39. Правильным завершением утверждения относительно экономической прибыли является: Экономическая прибыль всегда …

меньше бухгалтерской прибыли -Экономическая прибыль - это разность между совокупным доходом и экономическими явными и неявными издержками. Величину явных издержек принято считать совпадающими с бухгалтерскими, поэтому бухгалтерская прибыль количественно превышает экономическую на величину неявных издержек. В связи с тем, что нормальная прибыль включается в структуру экономических издержек, то положительная величина экономической прибыли рассматривается как форма сверхприбыли, то есть чистого дохода, получаемого сверх необходимого для оплаты

предпринимательского ресурса.

является синонимом сверхприбыли

в отличие от бухгалтерской прибыли является величиной отрицательной

равна сумме неявных издержек

40. Множественность продавцов и покупателей, однородность представленного на рынке товара, хорошая информированность о ценах на рынке, возможность свободного входа и выхода производителей в отрасль и из нее являются основными чертами рыночной структуры под названием …

монопсония

однородная олигополия

монополистическая конкуренция

совершенная конкуренция- Рыночная структура совершенной конкуренции характеризуется рядом условий: множественностью как продавцов, так и покупателей; незначительным по сравнению с объемом рынка объемом производства отдельной фирмы; однородностью представленного на рынке товара; хорошей информированностью о ценах на рынке, независимостью продавцов и покупателей в принятии решений по объемам производства продаж и покупок соответственно и по поводу цен, возможностью свободного входа и выхода производителей в отрасль и из отрасли. Таким образом, приведенные черты характерны для совершенной конкуренции.

    Анализ – мышление , которое направленно на выявление специфических свойств в явлениях .

    Синтез – мышление , которое сориентировано на выявление того общего , что связывает отдельные стороны явлений .

    Индукция – метод умозаключений , основанный на обобщении фактов .

    Дедукция – метод умозаключений , основанный на распространении общего суждения на единичные факты .

    Экономические концепции возникли в следующем порядке:

    1)принцип невидимой руки

    2)принцип государственного регулирования

    3)принцип дирижизма

    Распределите по группам следующие объекты:

    1)Свободный товар – энергия ветра

    2)Экономический товар - квартира

    3)Общественный товар – охрана правопорядка

    К общественному производству НЕ относят:

    1)приготовление еды дома

    2) уборку квартиры

    Установите соответствие экономических систем их характерным чертам:

    1)Рыночная экономика – рыночный механизм регулирования на уровне макроэкономики

    2)Смешанная экономика – вмешательство государства в экономику страны

    3)Плановая экономика – полный контроль всех ресурсов со стороны государства

    4)Традиционная экономика – сильное влияние традиций

    К общественной относятся ___ и ___ формы собственности

    1)Общенародная

    2)Государственная

    К рынкам , классифицируемым по экономическому назначению объекта купли -продажи , относится…:

    1)рынок капитала

    2)рынок продовольственных товаров

    Причиной сокращения предложения апельсинов может послужить:

    1)морозы , уничтожившие большую часть апельсиновых деревьев

    2)рост издержек производства апельсинов

    Точечная эластичность спроса на товар равна -3 . В результате снижения цены объём продаж вырос с 100 до 103 . Снижение цены составило __:

    Кривая безразличия …:

    1)имеет отрицательный наклон

    2)представляет собой линию , каждая точка на которой представляет комбинацию товаров обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей

    Под производством понимается:

    1)Процесс создания товаров и услуг

    2)процесс труда

  1. Предприятие выращивает арбузы . Если постоянные затраты = 40 д .ед ., цена 10 д .ед ., то прибыль фермера при производстве 30 ед . составит…

    Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур:

    1 . Большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам . – совершенная конкуренция .

    2 . Большое количество поставщиков предлагают фирменную одежду по относительно схожим ценам . – монополистическая конкуренция .

    3 . Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобилей . – олигополия .

    4 . Единственная фирма производит угледобывающее оборудование . – монополия .

    Выручка монополиста при достижении оптимального с точки зрения максимизации прибыли объёма производства составит: 47 * 34 = 1598 , MR=MC=AVC < ATC

    Причинами возникновения легальных монополий являются:

    2)патенты

    К оборотному капиталу относят:

    1)сырьё

    2)электроэнергию

    Установите соответствие форм оплаты труда и их содержанием .

    1 . Повременная оплата – оплата труда зависит от количества времени затраченного на выполнения работы

    2 . Сдельная оплата – оплата труда зависит от количества сделанной продукции

    3 . Аккордная – оплата определяется на весь объем работы

    Собственник земли , получающий ренту 10 тыс .руб в год , согласится продать ее по цене 200 тыс .руб при условии , что банковская ставка процента составит __5_% .

    Согласно графику превышение доходов самых богатых 20% семей над доходами 40% самых бедных семей (в разах) составит … 2раза

    Положительные внешние эффекты возникают как следствие…

    1)роста расходов на развитие науки

    2)роста расходов на образование

    При расчёте номинального ВВП учитываются…

    1)цены , произведённых товаров и услуг , текущего года

    2)объёмы производства товаров и услуг текущего года

    Из перечисленных факторов: 1) рост зарплаты , 2) повышение налогов , 3) рост склонности к сбережению , 4) рост количества денег , находящихся в обороте , 5) сокращение скорости оборота денег , 6) рост цен , 7) рост склонности к потреблению , 8) дефляция – к факторам , понижающим совокупный спрос , можно отнести факторы … 2 ,3 ,5 ,6

    Если доход увеличился с 6500 ден . ед . до 10000 ден . ед , а предельная склонность к сбережению равна 0 ,75 ,то сбережение выросло на ___ 2625 = (10000 -6500)*0 ,75 ден . ед .

    В экономической науке НЕ используются __сберегаемые__ и _чековые___ инвестиции .

    Если рост цен за 2 месяца составил 15 ,5% , причем в первом месяце рост составил 10% , то во втором _5__% .

    Определите соответствие описываемых индивидов формам безработицы:

    1 . Стеклодув , потерявший работу в связи с автоматизацией производства - структурная

    2 . Преподаватель школы , уволившаяся , чтобы пройти краткосрочное обучение и найти работу парикмахера -фрикционная

    3 . Инженер , уволенный с завода по сокращению штатов предприятия (из -за его банкротства) и активно ищущий новую работу – циклическая

    Определите размер необходимого внешнего займа , если известно , что доходы государственного бюджета составят 500 , расходы государственного бюджета – 700 , а за счет размещения государственных облигаций на внутреннем рынке может быть привлечено 120 .

    К характеристикам дискреционной стимулирующей фискальной политики относят……

    1)снижение ставок налогообложения

    2)рост государственных расходов

    1 . эмиссия денег – выпуск государством в обращение дополнительного количества денежных знаков

    2 . металлические деньги – слитки металла особой формы , веса , пробы

    3 .бумажные деньги – знаки полноценных денег , обращающихся с принудительным курсом , выпускаемые государством

    4 .кредитные деньги - знаки стоимости , не имеющие принудительной силы хождения , возникающие из функции денег как средства платежа и выпускаемые банками

    К функциям центрального банка НЕ относятся…

    1) открытие и ведение счетов клиентов , в том числе иностранных

    2) привлечение вкладов и предоставление кредитов физическим и юридическим лицам

    Снижение ставки рефинансирования приводит к…

    1) снижению ставок кредитования коммерческих банков

    2) росту инвестиционных расходов

    Расположите циклы в порядке убывания их продолжительности .

    1)Цикл Тоффлера

    2)цикл Форестера

    3)цикл Кузнеца

    4)цикл Китчена

    Определите соответствие между терминами и их содержанием…

    1 . экономический рост - долговременная тенденция к увеличению реального объема производства

    2 . экстенсивный тип экономического роста - использование большего количества факторов производства при сохранении его прежней технологической основы

    3 . факторы экономического роста - те явления и процессы , которые определяют возможности увеличения реального объема производства

    4 . темп прироста ВВП - определяется отношением (ВВПt текущего года –t -1 предыдущего года) к ВВПt -1 предыдущего года , умноженному на 100%

    Определите соответствие между терминами и их содержанием:

    1 . открытая экономика - экономика , которая участвует в международном разделении труда и значительная товаров и услуг продается и покупается на мировом рынке

    2 . международная миграция рабочей силы - перемещение , переселение рабочей силы из одной страны в другую по причинам экономического характера

    3 . экономическая интеграция - сближение и взаимоприспособление отдельных национальных хозяйств

    4 . глобализация - процесс формирования единой мировой экономической и общественной системы

    Найдите соответствие между определениями и их содержанием:

    1 . мировая торговля - совокупный товарооборот между всеми странами мира

    2 . протекционизм - теория и практика регулирования внешней торговли , направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных ограничений

    3 . таможенная пошлина на импорт - денежный сбор в пользу государства с ввозимых на его территорию товаров

    4 . внешнеторговая политика - совокупность государственных средств и методов управления в сфере внешней торговли путем регулирования экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики и получения максимальной выгоды

    К концепциям перехода от командно -административной к рыночной экономике относятся концепции ______ и ______ .

    1)градуализм

    2)шоковая терапия

Мировой рынок представляет собой совокупность рынков отдельных стран, с одной стороны, а с другой стороны, включает отдельные товарные рынки: нефти, угля, руд черных и цветных металлов, машин и оборудования, леса и лесоматериалов, минеральных удобрений, зерна, сахара, кофе, какао, чая и т.д. Рынки отдельных товаров отличаются как количеством реализуемой на них продукции, качественными их характеристиками, так и особыми условиями формирования цен. Поэтому отличительной особенностью мирового рынка выступает множественность цен на одинаковую продукцию.

Эффективность ценовой политики предприятия на внешнем рынке во многом зависит от знания многочисленных разновидностей цен и способности выбора из них ориентира для определения цены конкретного внешнеторгового контракта.

Цены международной торговли можно классифицировать по различным признакам. Направление товарных потоков лежит в основе деления на цены экспортируемых и цены импортируемых товаров. Различия в уровнях этих цен могут достигать весьма существенных значений. Изучение соотношения между ценами экспортируемых и импортируемых товаров по определенной стране или региону позволяет судить о степени эквивалентности обмена, а по конкретным товарам для различных стран - о степени соблюдения принципа наибольшего благоприятствования.

В зависимости от степени свободы с известной долей условности можно выделить два основных типа мировых рынков, на которых используются различные виды цен. Первый тип - это свободные или открытые рынки, которые характеризуются наибольшей свободой конкуренции. В торговле на этих рынках используются такие цены, как биржевые, аукционные, цены торгов и цены по обычным коммерческим сделкам. Второй тип представляют закрытые рынки, в условиях которых действуют те или иные ограничения в торговле. На закрытых рынках используются трансфертные цены, цены в группировках стран, цены в специальных долгосрочных и краткосрочных соглашениях (9, стр. 27).

Для современного мирового рынка характерна множественность цен, вызванная политикой ТНК, внешнеторговыми операциями государства (поставка в счет помощи и т. д.), торгово-политическими и валютными факторами. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. На уровень этих цен воздействуют валюта платежа, условия расчета, характер поставки, равно как и многие другие факторы. В результате уровень цены может зависеть от следующих факторов:

  • - в свободно конвертируемой, неконвертируемой валюте или по клирингу осуществляются платежи за поставленный товар;
  • - оплачивается ли товар сразу или в рассрочку;
  • - долгосрочный или разовый характер имеет сделка;
  • - поставляются ли товары на свободный рынок или в рамках товарных соглашений, по линии помощи развитию или в рамках внутрифирменной торговли.

Для ориентации в мировых ценах экспортеры и импортеры используют справочные цены (официальные цены поставщиков), аукционные, биржевые, цены торгов, предложений и фактических сделок. Сведения о них содержатся в отраслевых журналах, ежегодниках, справочниках и т.п. периодике, в частности в ежемесячнике ЮНКТАД "Monthly Commodity Price Bulletin", в ежемесячнике МВФ "International Financial Statistics", в издании ВНИКИ - "Бюллетене иностранной коммерческой информации".

Множественность мировых цен - наличие ряда цен на один и тот же товар в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные цены); наличие различных цен на товар одного и того же качества в примерно равных количествах на одинаковой транспортной или фрахтовой базе.

Множественность мировых цен является следствием:

во-первых, политики монополий, устанавливающих систему цен, дифференцированных по рынкам, категориям покупателей;

во-вторых, государственной политики (торговой и валютной);

в-третьих, некоммерческих и иных специальных операций, осуществляемых правительственными организациями.

Кроме того, причиной множественности цен служит протекционизм: если по одним сырьевым товарам мировые цены определяются уровнем цен стран-экспортеров, по другим - уровнем цен стран-импортеров, по третьим - уровнем цен бирж, аукционов и других центров международной торговли, то при определении цен готовых изделий мировые цены определяются с учетом цен ведущих фирм. Таможенные барьеры, особые торгово-политические и валютные зоны создают предпосылки для дифференциации цен на одни и те же товары в международной торговле (6, стр. 27).

Монополизация внутреннего рынка отдельных стран, а также внешних рынков международными трестами, концернами и картелями, соглашения о разделе рынков, участие в торговле различных правительственных и полуправительственных организаций - все это наряду с соответствующими торгово-политическими и валютными условиями приводит к появлениям на мировом капиталистическом рынке различных цен на одни и те же товары. Усилие государственно-монополистического капитализма оказывает существенное воздействие на международную торговлю, на уровень и динамику экспортных и импортных цен. Предоставление международных государственных займов и кредитов, оказание империалистическими государствами «помощи» другим странам, осуществление специальных правительственных программ, экспорт товаров государственно-монополистическим организациям в порядке реализации внутренних «излишков» сельскохозяйственной продукции, крупные правительственные закупки импортных товаров для создания стратегических запасов и другие подобные меры имеют своим следствием осуществление внешнеторговых операций по специальным ценам, обусловленных самим характером этих соглашений, отличных от обычных коммерческих сделок.

Валютные и внешнеторговые ограничения и торгово-политические мероприятия также внесли большие изменения в межгосударственную торговлю. Они привели к распространению клиринговых соглашений, операции по которым осуществляются в ряде случаев по ценам, отличающимся от цен по продажам на свободно конвертируемую валюту.

Различаются мировые цены по коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой валюте, по коммерческим сделкам с платежом в несвободно конвертируемой валюте; по клиринговым соглашениям; по программам "помощи" и другим специальным операциям. Выделяются также трансфертные цены.

Для того чтобы при множественности цен на мировом рынке выделить мировую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требований.

Во-первых, цена может считаться мировой, если по ней осуществляются крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, не связанные экспортные и импортные операции, так как при встречных или бартерных сделках партнеры могут соглашаться на существенное отклонение цен от обычных, нормальных.

Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, поскольку оплата в неконвертируемой валюте часто приводит к завышению цены.

В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.

Что касается цен на конкретные товары, то наиболее представительными, приближающимися к мировым ценам на сырье могут быть признаны экспортные цены основных его производителей, а также импортные цены западноевропейских рынков и цены крупнейших бирж. Так, по алюминию - это экспортные цены Канады, по каучуку - цены сингапурской биржи, по пушнине - цены нью-йоркских и лондонских аукционов (2, стр. 27).

Важная особенность цены мирового рынка связана с отмеченной выше множественностью, дифференциацией цен на одни и те же товары. Большая глубина дифференциации связана с сильным воздействием транспортного фактора, особенно по сырьевым, сельскохозяйственным и топливным товарам; коммерческих условий поставок и платежей.

Множественность цен проявляется в существовании различных уровней цен на аналогичную продукцию, реализуемую на одних и тех же условиях, на территориально близких друг к другу рынках. "Разброс" цен на мировом рынке в этом случае зависит в определенной мере от характера продукции (например, степени однородности и проч.), организованности рынка, его информационной насыщенности (информированности продавцов и покупателей об уровнях и соотношениях цен), специфики потребления продукции, что может привести к различной оценке ее потребительских свойств и полезности разными покупателями.

Чем однороднее продукция, выше уровень организованности рынка, его информационная насыщенность, ближе оценки полезности продукции различными покупателями, тем слабее "разброс" цен на товары. В частности, при биржевой торговле сырьевыми товарами с большой качественной однородностью "разброс" цен проявляется в меньшей степени, чем, например, по машинам и оборудованию, характеризующимся значительным и постоянно меняющимся ассортиментом, качественной и технической разнородностью, большими отличиями в конкретных условиях эксплуатации одних и те же видов машин, что затрудняет выравнивание эффекта в потреблении, и реализуемым по индивидуальным, а не типовым контрактам. Кроме того, реализация машино-технической продукции осуществляется разнообразными методами и на разных условиях: за наличные, в кредит, напрямую покупателям, через официальных посредников, путем поставки комплектов деталей и организации сборочного производства в других странах, посредством сдачи машин в аренду и т.д.

Все это предопределяет формирование сложного многослойного рынка с широкой дифференциацией и множественностью цен, с существованием различных видов цен, которые в принципе могут использоваться в качестве представительных цен мирового рынка с разного рода поправками на отдельные ценообразующие факторы. В итоге понятие мировой цены по сырьевым товарам носит более определенный характер по сравнению с машинами, оборудованием и другими готовыми изделиями, на рынках которых отмечается значительный "разброс" цен на продукцию одинакового назначения (8, стр. 27).

  1. Тест по Государству и праву

    Реферат >> Государство и право

    ... : -сдвигом вправо кривой производственных возможностей ТЕСТЫ ПО ПОРЯДКУ 1.Снижение темпов экономического роста... обусловленных необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику -экономические интересы 88.Налогооблажение доходов...

  2. Тесты по финансам (2)

    Реферат >> Финансы

    Тесты по финансам Авторство термина «финансы» приписывается... и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовый... 112. По предметному признаку государственные расходы делятся на расходы: а) на экономику б) ...

  3. Тесты по философии (1)

    Тесты >> Философия

    Тесты по философии А Автор работы «Похвала глупости», ... в европейской философии (ХШв. - в ответах теста ) 17 век. Проблемы языка, науки... системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику , культуру, общественную и личную жизнь...

  4. по Экономике труда

    Контрольная работа >> Экономика

    Макеевский экономико -гуманитарный институт Кафедра «Экономики предприятия» Индивидуальная контрольная работа по дисциплине «Экономика труда» Вариант... задания (Приложение 1)………………………...…12 2.2 Составить 10 тестов по теме «Формы и системы заработной платы» ...

  5. С июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации (№184-ФЗ от 27 декабря 2002г) «О техническом регулировании». Согласно статье 47 этого закона признается утратившими силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» введенные в действие с 1993 года. В мае 2007 года утвержден закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О техническом регулировании». Все положения по техническому регулированию, стандартизации и сертификации будут излагаться в соответствии с внесенными изменениями.

    Эффективно работающий мировой рынок - это экономическое пространство, в котором свободно через границы государств перемещаются товары, капитал , трудовые ресурсы, где для них складываются наиболее благоприятные условия. Создание такого экономического пространства возможно, если принять меры к устранению технических и тарифных барьеров, причем под техническим барьером понимается различие требований к продукции и другим объектам, содержащимся в национальных стандартах различных государств. Так, из-за различных требований к определенным характеристикам автомобильной техники запрещен ее ввоз из России во многие страны мира. По данным экономического комитета Азиатского-Тихоокеанского сотрудничества разработанные программы по устранению технических барьеров дали странам около 45млрд. долларов прибыли.

    Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с ними процессами жизненного цикла; установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства наладки монтажа, эксплуатации хранения, реализации, утилизации; проведение работ в области оценки соответствия. (ЖЦП - жизненный цикл продукции является фундаментальным понятием в учении о системе менеджмента качества и представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов изменения состояние продукции: маркетинг , проектирование и изготовление, закупки, проверка, реализация, эксплуатация, техническое обслуживание, утилизация после использования).

    Исходя из этого определения техническое регулирование сводится к трем видам деятельности:

    - первый виддеятельности реализуется через принятие и применение технических регламентов , имеющих силу закона, подзаконных актах и обязательных для применения;

    - второй реализуется деятельностью по стандартизации через разработку и утверждение стандартов, которые должны применяться на добровольной основе;


    - третий вид деятельности основывается на оценке соответствия (сертификация, декларирование соответствия).

    Таким образом , введение закона о техническом регулировании не отменяет стандартизацию (тем более существующие ГОСТы) и сертификацию, как виды деятельности, но вносит определенные изменения, дополнения в существующие системы стандартизации и сертификации.

    Вопрос 2.2. Необходимость введения технического регулирования

    Принятие Федерального закона о техническом регулировании обусловлено тремя объективными обстоятельствами:

    Необходимостью сближения и взаимоувязки, гармонизации требований к продукции и деятельности по техническому законодательству в России с таковыми в промышленно развитых странах для устранения технических, экономических и организационных барьеров при вступлении в единое экономическое пространство;

    Задачей снятие избыточных ограничений, содержащихся в государственных стандартах, санитарных, строительных нормах и правилах и во множестве отраслевых документов, которые сдерживают предпринимательскую инициативу и бизнес граждан;

    Необходимостью упорядочения названий, обязательных требований по составу и качеству продукции, особенно в пищевой промышленности. Это обусловлено тем обстоятельством, что имеющийся в настоящее время набор обязательных требований в многочисленных нормативных документах, технических условиях (ТУ) на продукцию не обеспечивает надлежащие качество и создает, в ряде случаев, опасность для здоровья граждан.

    Вопрос 2.3. Сферы применения технического регулирования и объекты

    Объектами технического регулирования являются:

    Продукция (готовые изделия, сырье, природное топливо, материалы);

    Услуги (материальные и нематериальные);

    Процессы на отдельных этапах жизненного цикла продукции, которые могут создать риск возникновения опасностей. Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде с учетом тяжести этого вреда.

    Федеральный закон регулирует отношения в следующих сферах деятельности:

    При разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

    При разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или услуг;

    При оценке соответствия.

    Таким образом, техническое регулирование можно свести к трем главным видам деятельности:

    Установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла (деятельность по техническому регулированию);

    Установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ по оказанию услуг (деятельность по стандартизации);

    Правовое регулирование в области оценки соответствия (деятельность по сертификации).

    Четвертая сфера применения технического регулирования - формирование требований, обеспечивающих единое и безопасное функционирование единой системы средств связи.

    Действие закона «О техническом регулировании» с учетом внесенных изменений не распространяется:

    На государственные образовательные стандарты, положения аудиторской деятельности и стандарты эмиссии ценных бумаг;

    На социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры в области охраны труда.

    Федеральный закон не регулирует отношения связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний человека и по охране почвы, атмосферного воздуха водных объектов, отнесенным к местам массового отдыха и туризма.

    Под термином «принятие требований » понимается их утверждение в установленном законом или положением порядке. «Принятие требований» означает их обязательный или добровольный выбор во всех случаях, для которых они приняты. Под «исполнением требований» следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах технического регулирования.

    Вопрос 2.4. Цель принятия технических регламентов

    Итогом технического регулирования является утверждение технического регламента. Технический регламент - документ, который принят и ратифицирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, указом президента, правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям и сооружениям, процессам производства, хранения, перевозки и утилизации). Из этого определения следует, что технический регламент содержит обязательные требования к объектам технического регулирования.

    Технические регламенты принимаются в целях:

    Защиты жизни или здоровья граждан при использовании продукции и выполнении различных процессов. Связанных с продукцией;

    Защиты имущества физических или юридических лиц от риска возникновения различных опасностей при строительстве, эксплуатации, демонтаже;

    Охраны окружающей среды жизни или здоровья животных и растений путем установления минимально необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

    Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

    Реформа технического регулирования должна заменить тысячи действующих ГОСТов, санитарных и строительных правил на сотни технических регламентов. Утверждать технические регламенты предполагается законом для того, чтобы внести ясность для приобретателей о качестве изделий, обеспечив тем самым достижение целей технических регламентов, а так же упростить условия продвижения изделий на рынок.

    Так, первый технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ вредных веществ» был утвержден в конце 2005 года и имеет силу Федерального закона. Действие этого технического регламента запретило производство в РФ двигателей внутреннего сгорания, не отвечающих требованиям стандартов ниже ЕВРО-2 по экологическим нормам, а также наложило запрет на ввоз устаревших образцов автомобильной техники из-за рубежа.

    Вопрос 2.5. Основные принципы технического регулирования

    При разработке технических регламентов, сводов правил, стандартов необходимо придерживаться определенных принципов.

    Основные принципы при разработке технических регламентов следующие:

    1) соответствие технических регламентов требованиям международных стандартов, уровню развития национальной экономики и материально-технической базы производства;

    2) независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов и приобретателей;

    3) применение единой системы и правил аккредитации ;

    4) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и аккредитации;

    5) обеспечение единства правил и методов испытаний, измерений при проведении процедур обязательной и добровольной оценки соответствия;

    6) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

    Первый принцип реализуется путем публикации уведомления о разработке технического регламента, в ежемесячном журнале «Вестник технического регулирования». Разработчик регламента обязан указать требования в техническом регламенте, которые отличающиеся от соответствующих требований международных стандартов или стандартов, действующих в Российской Федерации. Этот принцип указывает на необходимость соответствия продукции и материально-технического уровня испытательных лабораторий мировым показателям.

    Второй принцип разработки технических регламентов означает следующее: при подтверждении соответствия в форме обязательной сертификации ее участниками являются три стороны - 1-я изготовитель (продавец) продукции, 2-я орган по сертификации и (или) испытательная лаборатория, имеющая лицензию и аккредитацию, 3-я сторона - приобретатель (пользователь, покупатель) продукции. Под независимостью органов по аккредитации и сертификации (2-й стороны) от приобретателей (3-й стороны) и изготовителей (1-й стороны) следует понимать отсутствие любой формы зависимости - административной, финансовой, экономической. Независимость органа по сертификации предполагает объективную оценку показателей, по которым проводится сертификация.

    Применение принципа 3 направлено на то, что проведение работ по аккредитации (доказательство компетентности выполнять работы в определенной области) должны вестись по единым правилам.

    Четвертый принцип означает следующее : поскольку в России ежемесячно получают свидетельство об аккредитации большое количество организаций и лабораторий, то может возникнуть конкуренция на проведение работ по сертификации. В этом случае заявителю услуг на подтверждение соответствия предоставляется возможность выбора организации на основе тендера.

    Принцип 5 необходимо учитывать при проведении обязательной и добровольной оценки соответствия, при которых правила и методы испытаний проводятся в соответствии с имеющимися методиками, установленными определенными нормативными документами (ГОСТами, Правилами и т.д.).

    Последний шестой принцип указывает на то, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов возложен на государственные и уполномоченные на то организации, финансируемые из бюджета.

    Вопрос 2.6. Содержание технических регламентов

    Для достижения основных целей технического регулирования технические регламенты должны содержать необходимые требования, обеспечивающие:

    Пожарную безопасность;

    Электрическую безопасность;

    Ядерную и другие виды безопасности а также единство измерений.

    В общем случае структура технического регламента должна содержать следующие основные главы:

    1. Общие положения;

    2. Общие требования безопасности объекта технического регулирования;

    3. Требования безопасности на различных этапах жизненного цикла;

    4. Подтверждение соответствия требованиям безопасности;

    5. Государственный контроль;

    6. Заключительные и переходные положения;

    1. В статьях главы «Общие положения» приведены цели применениянастоящего регламента и объекты технического регулирования, дано определение основных понятий, которые важны для однозначного понимания технических регламентов в соответствии со стандартизированными и общепринятыми. Рассмотрены правила идентификации объектов (Идентификация - продукции это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам).

    Приводится перечень нормативных документов (международных и национальных стандартов), законодательных актов РФ, используемых в техническом регламенте. В законе указано: «Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие географических или климатических особенностей РФ; Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов».

    Указываются также объекты, на которые действие технического регламента не распространяется.

    2. В статьях главы «Общие требования безопасности объекта технического регулирования » приводится перечень общих требований к безопасности объекта технического регулирования, которые являются наиболее важным поскольку требования по безопасности, не включенные в технический регламент применяются лишь на добровольной основе.

    Требования могут задавать следующими способами:

    а) общими требованиями, качественно определяющими необходимый уровень безопасности;

    б) конкретными численными значениями показателей.

    Первый способ станет основным . Второй способ широко применяется нормативных документах РОССТРОя (бывшего ГОССТРОя) - строительных нормах и правилах (СНиПах). Согласно внесенным изменениям в закон технический регламент должен содержать правила идентификации продукции

    3. В главе «Требования безопасности на различных этапах жизненного цикла» приведены требования по безопасности при монтаже и наладке, в процессе эксплуатации, включая требования по пожарной, экологической безопасности к материалам, входящим с состав изделия.

    4. В главе «подтверждение соответствия требованиям безопасности » должны быть указаны две формы обязательного подтверждения соответствия для продукции - декларирование соответствия и обязательная сертификация. Как следует из концепции ФЗ о техническом регулировании, декларирование соответствия является приоритетной формой подтверждения соответствия. Для таких объектов, как жилые здания и сооружения единственным способом подтверждения соответствия является декларирование.

    5. В главе «государственный контроль » указано, что контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента осуществляется федеральным органом исполнительной власти (Федеральные органы исполнительной власти - Минпромэнергетика, Минздравсоцразвития, Минсельхоз, МЧС России и др.). В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (при поставках и реализации). Для других объектов контроль может производиться и на стадиях проектирования, монтажа и строительства органами государственной экспертизы.

    6. В главе «заключительные и переходные положения» определяется ответственность субъектов технического регулирования (юридические и физические лица, осуществляющие проектирование, производство, и обращение продукции) за несоблюдение требований технических регламентов. Указывается, что со дня вступления в силу настоящего технического регламента, нормативные документы в части требований безопасности к объекту теряют свою силу. Технический регламент, принимаемый Федеральным законом, вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.

    Все полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц разработчик сохраняет, производит доработку проекта регламента.

    В журнале печатается уведомление о завершении публичного обсуждения проекта. После этого разработчиком проект технического регламента вносится в правительство РФ.

    Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию. Заключение экспертной комиссии по проекту технического регламента опубликовывается в журнале «Вестник технического регулирования». В состав экспертных комиссий включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей и других заинтересованных лиц. Заседания экспертных комиссий являются открытыми.

    Проект Федерального закона о техническом регламенте принимается в первом чтении Государственной думой, публикуется в печатном издании.

    После всестороннего обсуждения, внесения изменений и дополнений готовится проект ко второму чтению в Государственной думе.

    После утверждения Государственной Думой проект приобретает силу закона.

    Технический регламент может быть принят так же постановлением правительства Российской Федерации и, в особых случаях, международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.

    До 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты:

    Безопасность машин и оборудования, колесных транспортных средств;

    Безопасность пищевых, химических продуктов;

    Безопасность зданий, строительных материалов, сооружений;

    Безопасность электрического и энергетического оборудования;

    Безопасность изделий медицинского назначения

    Безопасность лифтов и упаковки.

    Законом о Техническом регулировании предусмотрен особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это относится к исключительным случаям при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровья граждан. Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

    В переходный период с 2003 по 2010 гг . предстоит разработать примерно 450 технических регламентов. Такой обширный фонд можно создать, если положить в основу существующие ГОСТы, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие нормативные документы. И упростить процедуры принятия технических регламентов.

    Вопрос 2.8. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными учреждениями, уполномоченными па проведение государственного контроля и надзора.

    Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции исключительно на стадии ее обращения. Главная цель государственного контроля и надзора - обеспечение безопасности применения объектов технического регулирования.

    Органы Государственного контроля и надзора вправе:

    Требовать у изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие;

    Выдавать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

    Принимать решение о запрете реализации продукции, приостановить или прекратить действие декларации или сертификата соответствия;

    Привлекать изготовителя (продавца) к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

    Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальнотехнических разработок и использование результатов научнотехнической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

    Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184ФЗ «О техническом регулировании» вступил в действие с 1 июля 2003 года. Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

    Принятие нового Закона было вызвано необходимостью перехода от старого техникоэкономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров .

    После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

    Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

    В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

    Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов – безопасность.

    При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

    Первый уровень – это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукции. Второй уровень – стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации – это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

    Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность.

    Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель.

    Третья область технического регулирования это – оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ «О техническом регулировании») .Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

    Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

    Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

    • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
    • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (третья сторона). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

    Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

    Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

    Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28 декабря 2007 г.

    В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 – в форме Федерального закона.

    Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные Федеральным законом, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды».

    В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами).

    В июле 2008 г. был принят новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

    России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны – противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.

    К.т.н. Л.В.Полякова

    июнь 2009

    Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.



Просмотров