Приказ 372 оценка воздействия на окружающую среду. Воздействия на окружающую среду

Вопрос, как узнать, вылетел ли человек на самолете, возникает по разным причинам. Некоторые хотят сделать близкому сюрприз и встретить без предупреждения, другие - проследить за перемещениями конкурентов по бизнесу. Но авиакомпании не предоставляют списки пассажиров без серьезных причин. Когда же они готовы ответить на ваши вопросы?

Можно ли узнать списки пассажиров перед вылетом

Согласно правилам перевозчиков, информация о путешествующих не передается третьим лицам. Запреты вступали в силу не сразу, ведь понадобилось немало инцидентов. Разглашение сведений оказалось чревато следующим:

  • ограблением домов в отсутствие хозяев, улетевших в другой город;
  • нападением на пассажиров, информацию о которых сообщали третьим лицам;
  • мошенничествами (аферисты выдавали себя за других людей, пользуясь их отсутствием).

Секретность обусловлена требованиями безопасности. Представьте, что посторонний человек может выяснить, куда вы отправились, на каком месте сидели, заказали ли специальное питание, с кем путешествовали. Может показаться, что сведения не представляют ценности, но с их помощью злоумышленники способны выдать себя за вас.

Когда компания предоставит список пассажиров авиарейса

Как и кто может узнать, куда улетел человек на самолете? Официально данные о рейсе и месте назначения предоставляются государственным органам:

  • ФСБ;
  • фискальной службе;
  • полиции.

Даже представители государственных служб не получат данные о людях на борту без постановления или другого документа. Если же речь идет о частных агентствах, то информацию законным образом они не добудут.

Но не только представители перевозчика могут сказать, кто летает авиалиниями. В некоторых случаях поможет звонок в туристическое агентство, услугами которого воспользовался ваш близкий. Попробуйте назвать фамилию и привести известную информацию: менеджер может пойти навстречу. Но гарантий успеха нет!

Опытом делится Сонни Чаттер, 25 лет работающий менеджером в туристическом агентстве:

Когда я начал работу в этой сфере, со мной произошла забавная история. Среди клиентов была милая супружеская пара, регулярно обращавшаяся в агентство. Однажды муж попросил зарезервировать 2 авиабилета до Арубы, один для него, другой для коллеги. Через пару дней мне позвонила его супруга. Она вежливо попросила меня узнать о прибытии самолета в пункт назначения. Я согласился оказать эту услугу и сказал, что лайнер приземлился в аэропорту. На каком-то этапе разговора клиентка спросила, как зовут человека, летевшего с ее мужем, и я ответил (коллега была женщиной). Не буду вдаваться в подробности, в общем, они развелись.

Через пару недель мне позвонил этот клиент и спросил, зачем я предоставил информацию его жене. Я честно не мог ответить! Больше я не разглашаю данные о клиентах компании.

Как получить информацию о пассажирах авиарейса в случае катастрофы

Ищите дешевые билеты на любой вид транспорта, не выходя из дома:

Информация о пассажирах, находившихся на борту, предоставляется родственникам в случае катастрофы. Подобные инциденты редки, но, если они происходят, авиакомпания публикует в интернете список людей, находившихся на борту.

К кому обращаться, чтобы узнать, вылетел ли человек на разбившемся самолете

Проверить, летел ли близкий на потерпевшем крушение самолете, можно следующим образом:

  • Позвонить на телефон горячей линии перевозчика.
  • Обратиться в специальный штаб, который оперативно начинает работу в подобных случаях.
  • Просмотреть информацию в интернете: перевозчик опубликует ее на своем сайте после того, как проверит данные.

Также следите за информацией в СМИ, поскольку они освещают детали происшествия.

Способы для обычных людей: как посмотреть список пассажиров

Если речь идет о бытовых ситуациях, то узнать, долетел ли самолет до места, удастся с помощью расписания авиарейсов. Вы увидите информацию на табло в аэропорту прибытия или на сайте перевозчика: «Аэрофлот» предлагает посмотреть данные онлайн, причем вы отсортируете их по номеру рейса, типу маршрута, пунктам вылета и назначения. Но не паникуйте, если на табло указано, что лайнер приземлился, а вам не удается найти своего знакомого в аэропорту: нередко фактический прилет задерживается, поскольку судну не хватает места на полосе.

Как узнать, прилетел ли близкий человек на самолете? Компании не предоставляют подобную информацию, поэтому договоритесь, чтобы он дал о себе знать.

Другим вариантом станет обращение к сотрудникам аэропорта. Не рассчитывайте на особый успех, поскольку те подписывают договоры о неразглашении данных. Опытом делится один из пользователей форумов:

Я должен был встретить жену, которая летела дальнемагистральным рейсом. Мы разговаривали по телефону за пару часов до вылета, но я не знал, успела ли она в аэропорт. Сначала у нее сломалась машина, потом разрядился мобильный телефон… На табло с расписанием указывалось, что время прилета для этого рейса - 6 утра. Я не знал, нужно ли вставать до рассвета и ехать в аэропорт, поэтому решил позвонить перевозчику.

Я рассказал обо всем, что было связано с покупкой билета (стоимость и последние 4 цифры номера карты), назвал номер рейса и места, дату рождения жены… Надеялся, что сотрудник аэропорта поймет: я родственник, а не сумасшедший сталкер. Но девушка-оператор вежливо сказала, что договор о неразглашении не позволяет ответить на вопросы. Она сказала, что самолет вылетел по расписанию и приземлится вовремя. Пришлось ехать в аэропорт и узнать, что жена не успела на рейс!

Мобильные приложения: узнайте, прилетел ли человек на самолете

Мобильное приложение Quicket, разработанное для Android и iOS, понравится путешественникам, желающим узнать, кто будет их соседями в салоне. Купив билет, запустите программу и укажите номер и литеру своего места. Залогинившись через Facebook, вы увидите: ссылки на профили пользователей появляются рядом с креслами, на которых они будут сидеть. Правда, приложение указывает только данные об остальных людях, выбравших Quicket. Если вы владеете английским, то быстро разберетесь в функциях.

Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственнойи иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации

В целяхреализации Федерального закона "Об экологическойэкспертизе" в части установления единых правил организации ипроведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации иопределения основных положений проведения оценки воздействия на окружающуюсреду в Российской Федерации приказываю:

1. УтвердитьПоложение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности наокружающую среду в Российской Федерации.

2. Считатьутратившим силу приказ Минприроды России от 18.07.94 г. N 222"Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду вРоссийской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России 22.09.94 г.,регистрационный N 695.

3. Управлениюгосударственной экологической экспертизы (Чегасов) обеспечить строгоесоблюдение обусловленных указанным в пункте 1 документом требований попроведению оценки воздействия на окружающую среду.

4. Контроль заисполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя ПредседателяГоскомэкологии России А.Ф.Порядина.

Председатель В.Данилов-Данильян

Регистрационный N2302

Приложение

к Приказу Госкомэкологии

Положение
об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности наокружающую среду в Российской Федерации

НастоящееПоложение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности наокружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение) разработано воисполнение Федерального закона от 23.11.95 г. N 174-ФЗ"Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1995, N 48, ст.4556) и регламентирует процесс проведения оценкивоздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду иподготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработкиобосновывающей документации по объектам государственной экологическойэкспертизы.

I. Общиеположения

1.1. Для целейнастоящего Положения используются следующие основные понятия:

Национальнаяпроцедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и инойдеятельности воздействия на окружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и инойдеятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации,обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность.

Оценкавоздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду(далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятиюэкологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемойхозяйственной и иной деятельности посредством определения возможныхнеблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учетаобщественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращениювоздействий.

Экологическаяэкспертиза - установлениесоответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическимтребованиям и определение допустимости реализации объекта экологическойэкспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этойдеятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Исследованияпо оценке воздействия - сбор,анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целейоценки воздействия.

Намечаемаяхозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природнуюсреду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающееза подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии снормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, ипредставляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическуюэкспертизу.

Исполнительработ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо,осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик илифизическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право напроведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.

Материалыпо оценке воздействия -комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействиянамечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документациипредставляемой на экологическую экспертизу.

Общественныеобсуждения - комплексмероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящимПоложением и иными нормативными документами, направленных на информированиеобщественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможномвоздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений иих учета в процессе оценки воздействия.

1.2. Цельюпроведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение илисмягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с нейсоциальных, экономических и иных последствий.

1.3. Оценкавоздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и инойдеятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологическойэкспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 г. N 174-ФЗ"Об экологической экспертизе".

Порядок исодержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую средуопределяются действующим законодательством Российской Федерации, в соответствиис видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности, вустановленном порядке.

1.4. Правовуюоснову проведения оценки воздействия на окружающую среду составляютзаконодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,международные договора и соглашения, стороной которых является РоссийскаяФедерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результатеосуществления иных форм непосредственной демократии;

1.5. Припроведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель)обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств иметодов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы вобласти охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряженииинформацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичнойдеятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценкивоздействия на окружающую среду.

Степеньдетализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую средуопределяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и инойдеятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможныхэкологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствийреализации намечаемой деятельности.

В случаевыявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостаткаинформации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающуюсреду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий,заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований,необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) вматериалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологическогомониторинга и контроля, направленного на устранения данных неопределенностей.

1.6.Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

Информация охарактере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности,альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с нимисоциально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, овозможности минимизации воздействий;

Выявление иучет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихсянамечаемой деятельности;

Решениязаказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемойдеятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий ииных) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия наокружающую среду.

Результатыоценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценкевоздействия, которые являются частью документации по этой деятельности,представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессепринятия иных управленческих решений относящихся к данной деятельности.

II. Основные принципы оценки воздействия наокружающую среду

2.1. Припроведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить изпотенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпциипотенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или инойдеятельности).

2.2.Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовкидокументации обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до еепредставления на государственную экологическую экспертизу (принципобязательности проведения государственной экологической экспертизы).

Материалы пооценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и инойдеятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в составдокументации, представляемой на экспертизу.

2.3.Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий наокружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иныхпоследствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2.4. Припроведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязанрассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной ииной деятельности.

Заказчик(исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанныес ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения целинамечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевоговарианта" (отказ от деятельности).

2.5.Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов пооценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и инойдеятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, как неотъемлемойчасти процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принципгласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественногомнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участияобщественности, в том числе информирование общественности о намечаемойхозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценкивоздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком на всех этапах этогопроцесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценкивоздействия на окружающую среду.

Обсуждениеобщественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия наокружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности организуется заказчикомсовместно с органами местного самоуправления в соответствии с российскимзаконодательством.

2.6. Материалыпо оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы,достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязиразличных экологических, а также социальных и экономических факторов (принципнаучной обоснованности, объективности и законности заключений экологическойэкспертизы).

2.7. Заказчикобязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающуюсреду возможность своевременного получения полной и достоверной информации(принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическуюэкспертизу).

2.8.Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основой для проведениямониторинга, после проектного анализа и экологического контроля за реализациейнамечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2.9. В томслучае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничноевоздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценкевоздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭКООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

III. Этапы проведения оценки воздействия наокружающую среду

3.1.Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания напроведение оценки воздействия на окружающую среду.

3.1.1. В ходепервого этапа заказчик:

Подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию,содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации;возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию,предусмотренную действующими нормативными документами;

Информируетобщественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения;

Проводитпредварительную оценку по основным положениям п.3.2.2 и документирует еерезультаты;

Проводитпредварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействияна окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

В ходепредварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает идокументирует информацию:

О намечаемойхозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможныеальтернативы, сроки осуществления и предполагаемое месторазмещение,затрагиваемые административные территории, возможность трансграничноговоздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;

О состоянииокружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболееуязвимых компонентах;

О возможныхзначимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах,отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов исбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

3.1.2. Наосновании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляеттехническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее- ТЗ), которое содержит:

Наименованиеи адрес заказчика (исполнителя);

Срокипроведения оценки воздействия на окружающую среду;

Основныеметоды проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе планпроведения консультации с общественностью;

Основныезадачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;

Предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия наокружающую среду.

Присоставлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органовпо охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценкивоздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценкивоздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности втечение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.

ТЗ напроведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов пооценке воздействия на окружающую среду.

3.2.Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовкапредварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3.2.1.Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия наокружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целейдеятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариантматериалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3.2.2.Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственнойи иной деятельности включают следующее:

Определениехарактеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможныхальтернатив (в том числе отказа от деятельности);

Анализсостояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственнаяи иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогеннойнагрузки и т.п.);

Выявлениевозможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности наокружающую среду с учетом альтернатив;

Оценкавоздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности(вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоныраспространения, а также прогнозирование экологических и связанных с нимисоциальных и экономических последствий);

Определениемероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативныевоздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

Оценказначимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

Сравнение поожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиямрассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, иобоснование варианта предлагаемого для реализации;

Разработкапредложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапахреализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

Подготовкапредварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую средунамечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение длянеспециалистов);

3.2.3.Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться спредварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую средунамечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания, всоответствии с разделом 4 настоящего Положения.

3.3.Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия наокружающую среду.

3.3.1.Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую средуготовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний,предложений и информации поступившей от участников процесса оценки воздействияна окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 настоящегоПоложения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия наокружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний ипредложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковыепроводились).

3.3.2.Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую средуутверждается заказчиком, передается для использования при подготовкеобосновывающей документации и в ее составе представляется на государственнуюэкологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу(если таковая проводится).

3.3.3. Участиеобщественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающуюсреду может осуществляться:

На этапепредставления первоначальной информации;

На этапепроведения оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающейдокументации.

Для намечаемойинвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы оценкивоздействия на окружающую среду на всех стадиях подготовки документации по намечаемойхозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственнуюэкологическую экспертизу.

Процесспроведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов(категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий иявляющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектовРоссийской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органыГоскомэкологии России разрабатывают соответствующие нормативные документы,регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этихвидов деятельности, внеся изменения только в пункты 3.1.2, 3.1.3, 3.2.2, 3.2.3и 3.3.1 настоящего Положения и согласовывают эти нормативные документы сГоскомэкологии России.

IV. Информирование и участие общественности впроцессе оценки воздействия на окружающую среду

4.1.Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценкивоздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения ииными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

4.2. Участиеобщественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия наокружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процессапроведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органамиместного самоуправления или соответствующими органами государственной властипри содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

4.3.Информирование общественности и других участников оценки воздействия наокружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составлениятехнического задания на проведение оценки воздействия на окружающую средуосуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальныхизданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизыфедерального уровня) в официальных изданиях органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориикоторых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы,а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельностьможет оказать воздействие. В публикации представляются сведения о:

Названии,целях и месторасположении намечаемой деятельности;

Наименованиии адресе заказчика или его представителя;

Примерныхсроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;

Органе,ответственном за организацию общественного обсуждения;

Предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум, ит.п.), также форме представления замечаний и предложений;

Сроках иместе доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;

Инойинформации.

4.4.Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия наокружающую среду может осуществляться путем распространения информации,указанной в пункте 3.1.1, по радио, на телевидении, в периодической печати,через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

4.5. Заказчик(исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения отобщественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствиис пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлениитехнического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны бытьотражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

4.6. Заказчикобеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающуюсреду заинтересованной общественности и других участников процесса оценкивоздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончанияпроцесса оценки воздействия на окружающую среду.

4.7. На этапепроведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятийпо ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числео целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний поматериалам оценки воздействия на окружающую среду.

При принятиирешения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественныхслушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасностинамечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать факторнеопределенности, степень заинтересованности общественности.

4.8.Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов пооценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественныхслушаний, других форм общественного участия, публикуется в средствах массовойинформации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее, чем за 30 дней до окончанияпроведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчиктакже сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересыкоторой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемойдеятельности, или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия идругим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которыемогут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.

4.9. Порядокпроведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправленияпри участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованнойобщественности. Все решения по участию общественности оформляютсядокументально.

Заказчикобеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности ссоставлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросыобсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком(если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органовисполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественныхорганизаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушанийвходит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов пооценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4.10.Представление предварительного варианта Материалов по оценке воздействия наокружающую среду общественности для ознакомления и представления замечанийпроизводится в течение 30 дней, но не позднее, чем за 2 недели до окончанияобщественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Принятие отграждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в периоддо принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности,документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценкевоздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 днейпосле окончания общественного обсуждения.

4.11. Заказчикобеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов пооценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с моментаутверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемойдеятельности.

V. Требования к материалам по оценке воздействия наокружающую среду

5.1. Материалыпо оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и инойдеятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений овозможности реализации этой деятельности, которые принимаются органамигосударственной экологической экспертизы.

Материалы пооценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехническогохарактера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия наокружающую среду.

5.2. Составматериалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядкомпроведения оценки воздействия на окружающую среду (п.3.2), зависит от виданамечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающейданную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.

Степеньполноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависитот масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностейпредполагаемого региона ее реализации.

Типовоесодержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемойхозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании приводится вприложении к настоящему Положению.

5.3. В случаеесли документация по намечаемой хозяйственной и иной деятельности может бытьотнесена к информации с ограниченным доступом, заказчик подготавливаетматериалы по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с принципоминформационной открытости (п.2.7 настоящего Положения).

Приложение

Типовоесодержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственнойдеятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании

Материалы пооценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и инойдеятельности в инвестиционном проектировании, должны содержать, как минимум:

1. Общиесведения

1.1. Заказчикдеятельности с указанием официального названия организации (юридического,физического лица), адрес, телефон, факс.

1.2. Названиеобъекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.

1.3. Фамилия,имя, отчество, телефон сотрудника - контактного лица.

1.4.Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (Декларация) онамерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект),рабочий проект (утверждаемая часть).

2.Пояснительная записка по обосновывающей документации.

3. Цель ипотребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4. Описаниеальтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и инойдеятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы впределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и "нулевойвариант" (отказ от деятельности).

5. Описаниевозможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и инойдеятельности по альтернативным вариантам.

6. Описаниеокружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и инойдеятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).

7. Оценкавоздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности поальтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемыхпоследствий намечаемой инвестиционной деятельности.

8. Меры попредотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемойхозяйственной и иной деятельности.

9. Выявленныепри проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемойхозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

10. Краткоесодержание программ мониторинга и послепроектного анализа.

11.Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности извсех рассмотренных альтернативных вариантов.

12. Материалыобщественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовкематериалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной ииной деятельности, в которых указывается:

12.1. Способинформирования общественности о месте, времени и форме проведения общественногообсуждения;

12.2. Списокучастников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств иназваний организаций (если они представляли организации), а также - адресов ителефонов этих организаций или самих участников обсуждения.

12.3. Вопросы,рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае ихпредставления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественныхслушаний (если таковые проводились).

12.4. Всевысказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания ипредложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможныхразногласий между общественностью, органами местного самоуправления изаказчиком.

12.5. Выводыпо результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектовнамечаемой хозяйственной и иной деятельности.

12.6. Сводказамечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложенийи замечаний были учтены заказчиком, и в каком виде, какие - не учтены,основание для отказа.

13. Резюме нетехнического характера.

В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации приказываю:

2. Считать утратившим силу Приказ Минприроды России от 18.07.94 N 222 "Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России 22.09.94, регистрационный N 695.

3. Управлению государственной экологической экспертизы (Чегасов) обеспечить строгое соблюдение обусловленных указанным в пункте 1 документом требований по проведению оценки воздействия на окружающую среду.

Настоящее Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556) и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на окружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду).

Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу.

Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

1.2. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

1.3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации в соответствии с видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности в установленном порядке.

1.4. Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии.

1.5. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей.

Информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

2.1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).

2.2. Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.

2.3. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2.4. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Об утверждении Положения об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации


В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

2. Считать утратившим силу приказ Минприроды России от 18.07.94 N 222 "Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" , зарегистрированный в Минюсте России 22.09.94, регистрационный N 695.

3. Управлению государственной экологической экспертизы (Чегасов) обеспечить строгое соблюдение обусловленных указанным в пункте 1 документом требований по проведению оценки воздействия на окружающую среду.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Председателя Госкомэкологии России А.Ф.Порядина.

Председатель
В.И.Данилов-Данильян

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 июля 2000 года,
регистрационный N 2302

Приложение
к приказу Госкомэкологии
от 16.05.2000 N 372

Приложение к приказу. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации

Настоящее Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 48, ст.4556) и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

I. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на окружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Исследования по оценке воздействия - сбор, анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целей оценки воздействия.

Намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду).

Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу.

Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

1.2. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

1.3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" .

Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации в соответствии с видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности, в установленном порядке.

1.4. Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии.

1.5. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранения данных неопределенностей.

1.6. Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

II. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду

2.1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).

2.2. Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.

2.3. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2.4. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности).

2.5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

2.6. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).

2.7. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).

2.8. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2.9. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

III. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

3.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

3.1.1. В ходе первого этапа заказчик:

- подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

- информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения;

- проводит предварительную оценку по основным положениям пункта 3.2.2 и документирует ее результаты;

- проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:

- о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;

- о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;

- о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

3.1.2. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:

- наименование и адрес заказчика (исполнителя);

- сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

- основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультаций с общественностью;

- основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;

Предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.

ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3.2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3.2.1. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3.2.2. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:

- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);

- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;

- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

Сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).

3.2.3. Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.

3.3. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3.3.1. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 настоящего Положения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).

3.3.2. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

3.3.3. Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться:

- на этапе представления первоначальной информации;

На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей документации.

Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу.

Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Госкомэкологии России разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности, внеся изменения только в пункты 3.1.2, 3.1.3 , 3.2.2, 3.2.3 и 3.3.1 настоящего Положения,* и согласовывают эти нормативные документы с Госкомэкологии России.

IV. Информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду

4.1. Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

4.2. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

4.3. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о:

- названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;

- наименовании и адресе заказчика или его представителя;

- примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;

- органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;

- предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;

- сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;

иной информации.

4.4. Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации, указанной в пункте 3.1.1, по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

4.5. Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

4.6. Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.

4.7. На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.

При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

4.8. Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.

4.9. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируется основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4.10. Представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.

4.11. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

V. Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду

5.1. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности, которые принимаются органами государственной экологической экспертизы.

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.

5.2. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п.3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.

Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.

Типовое содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании приводится в приложении к настоящему Положению.

5.3. В случае, если документация по намечаемой хозяйственной и иной деятельности может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, заказчик подготавливает материалы по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом информационной открытости (п.2.7. настоящего Положения).


Приложение. Типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестицонном проектировании

Приложение

ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
материалов по оценке воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на окружающую
среду в инвестицонном проектировании

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании должны содержать как минимум:

1. Общие сведения

1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.

1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.

1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника - контактного лица.

1.4. Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (Декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).

2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.

3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и "нулевой вариант" (отказ от деятельности).

5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.

6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).

7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.

8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.

11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:

12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.

12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).

12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.

12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

12.6. Сводка замечаний и предложений общественности с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие - не учтены, основание для отказа.

13. Резюме нетехнического характера.


Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти",
N 31, 31.07.2000

Оборудование линии по переработке отходов тепловых электростанций, горного и металлургического производства; оборудование по производству полипропилена; оборудование для производства гипохлорита натрия электрохимическим способом с концентрацией хлора в готовом продукте более 170 г/л и номинальной производительностью 50000 тонн в год; репульпатор Dissolver Mastermix 160, предназначенный для смешения кека гидроксида с водой до получения однородной суспензии и растворения содержащихся в кеке примесей; технологические линии по производству инъекционных лекарственных препаратов в ампулах вместимостью 2 мл производительностью 7800 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 5 мл производительностью 6700 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 10 мл производительностью 4500 тыс. упаковок N 10 в год, в преднаполненных шприцах производительностью 6000 упаковок в год; технологические линии по производству инфузионных лекарственных препаратов в бутылках производительностью 20400 тыс. бутылок в год, в полимерных пакетах производительностью 20400 тыс. пакетов в год; технологическая линия по производству суппозиториев производительностью 10000 тыс. упаковок N 10 в год; технологическая линия по производству мазей производительностью 11500 тыс. туб в год; установка прямого восстановления железа (система грохочения); механические устройства для проведения различных технологических процессов с жидкими, едкими средами путем их перемешивания, предназначенные для использования в химической, фармацевтической промышленности; система приемки, хранения и дозирования древесной щепы для сухой цементной печи N 1; система приемки, хранения и дозирования древесной щепы для сухой цементной печи N 10; система приемки, хранения и дозирования древесной щепы для полусухой цементной печи N 9

Редакция действует до 01.03.2019 г. (включительно)

8479 82 000 0 Оборудование линии по переработке отходов тепловых электростанций, горного и металлургического производства; оборудование по производству полипропилена, гипохлорита натрия электрохимическим способом с концентрацией хлора в готовом продукте более 170 г/л и номинальной производительностью 50000 тонн в год; репульпатор Dissolver Mastermix 160, предназначенный для смешения кека гидроксида с водой до получения однородной суспензии и растворения содержащихся в кеке примесей; технологические линии по производству инъекционных лекарственных препаратов в ампулах вместимостью 2 мл производительностью 7800 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 5 мл производительностью 6700 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 10 мл производительностью 4500 тыс. упаковок N 10 в год, в преднаполненных шприцах производительностью 6000 упаковок в год, технологические линии по производству инфузионных лекарственных препаратов в бутылках производительностью 20400 тыс. бутылок в год, в полимерных пакетах производительностью 20400 тыс. пакетов в год, технологическая линия по производству суппозиториев производительностью 10000 тыс. упаковок N 10 в год, технологическая линия по производству мазей производительностью 11500 тыс. туб в год; установка прямого восстановления железа (система грохочения); механические устройства для проведения различных технологических процессов с жидкими, едкими средами путем их перемешивания, предназначенные для использования в химической, фармацевтической промышленности; система приемки, хранения и дозирования древесной щепы для сухой цементной печи N 1; система приемки, хранения и дозирования древесной щепы для сухой цементной печи N 10; система приемки, хранения и дозирования древесной щепы для полусухой цементной печи N 9

8479 82 000 0 Оборудование линии по переработке отходов тепловых электростанций, горного и металлургического производства, оборудование по производству полипропилена, гипохлорита натрия электрохимическим способом с концентрацией хлора в готовом продукте более 170 г/л и номинальной производительностью 50000 тонн в год, репульпатор Dissolver Mastermix 160, предназначенный для смешения кека гидроксида с водой до получения однородной суспензии и растворения содержащихся в кеке примесей, технологические линии по производству инъекционных лекарственных препаратов в ампулах вместимостью 2 мл производительностью 7800 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 5 мл производительностью 6700 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 10 мл производительностью 4500 тыс. упаковок N 10 в год, в преднаполненных шприцах производительностью 6000 упаковок в год, технологические линии по производству инфузионных лекарственных препаратов в бутылках производительностью 20400 тыс. бутылок в год, в полимерных пакетах производительностью 20400 тыс. пакетов в год, технологическая линия по производству суппозиториев производительностью 10000 тыс. упаковок N 10 в год, технологическая линия по производству мазей производительностью 11500 тыс. туб в год; механические устройства для проведения различных технологических процессов с жидкими, едкими средами путем их перемешивания, предназначенные для использования в химической, фармацевтической промышленности

8479 82 000 0 Оборудование линии по переработке отходов тепловых электростанций, горного и металлургического производства, оборудование по производству полипропилена, гипохлорита натрия электрохимическим способом с концентрацией хлора в готовом продукте более 170 г/л и номинальной производительностью 50000 тонн в год, репульпатор Dissolver Mastermix 160, предназначенный для смешения кека гидроксида с водой до получения однородной суспензии и растворения содержащихся в кеке примесей, технологические линии по производству инъекционных лекарственных препаратов в ампулах вместимостью 2 мл производительностью 7800 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 5 мл производительностью 6700 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 10 мл производительностью 4500 тыс. упаковок N 10 в год, в преднаполненных шприцах производительностью 6000 упаковок в год, технологические линии по производству инфузионных лекарственных препаратов в бутылках производительностью 20400 тыс. бутылок в год, в полимерные пакеты производительностью 20400 тыс. пакетов в год, технологическая линия по производству суппозиториев производительностью 10000 тыс. упаковок N 10 в год, технологическая линия по производству мазей производительностью 11500 тыс. туб в год; установка прямого восстановления железа (система грохочения)

8479 82 000 0 Оборудование линии по переработке отходов тепловых электростанций, горного и металлургического производства, оборудование по производству полипропилена, гипохлорита натрия электрохимическим способом с концентрацией хлора в готовом продукте более 170 г/л и номинальной производительностью 50000 тонн в год, репульпатор Dissolver Mastermix 160, предназначенный для смешения кека гидроксида с водой до получения однородной суспензии и растворения содержащихся в кеке примесей, технологические линии по производству инъекционных лекарственных препаратов в ампулах вместимостью 2 мл производительностью 7800 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 5 мл производительностью 6700 тыс. упаковок N 10 в год, вместимостью 10 мл производительностью 4500 тыс. упаковок N 10 в год, в преднаполненных шприцах производительностью 6000 упаковок в год, технологические линии по производству инфузионных лекарственных препаратов в бутылках производительностью 20400 тыс. бутылок в год, в полимерные пакеты производительностью 20400 тыс. пакетов в год, технологическая линия по производству суппозиториев производительностью 10000 тыс. упаковок N 10 в год, технологическая линия по производству мазей производительностью 11500 тыс. туб в год

8479 82 000 0 Оборудование линии по переработке отходов тепловых электростанций, горного и металлургического производства, оборудование по производству полипропилена, гипохлорита натрия электрохимическим способом с концентрацией хлора в готовом продукте более 170 г/л и номинальной производительностью 50000 тонн в год, репульпатор Dissolver Mastermix 160, предназначенный для смешения кека гидроксида с водой до получения однородной суспензии и растворения содержащихся в кеке примесей



Просмотров