Социальное обеспечение иностранцев в рф и в других государствах. Пенсия иностранным гражданам в России: каким иностранцам в РФ предоставляется право на получение пенсионных выплат от государства, условия и порядок назначения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение 3

Глава 1. Международные трудовые и коллизионные вопросы

в области права социального обеспечения. 5

1.1. Соотношение трудового права и права

социального обеспечения иностранцев в РФ и российских

граждан за границей 5

1.2. Определение подлежащего применению законодательства 13

1.3. Сохранение приобретенных прав. Выплата пенсий и

пособий за границей. 19

Глава 2. Право иностранцев на социальное обеспечение и

принципы его финансирования. 28

2.1. Вопросы социального обеспечения иностранцев в РФ 28

2.2. Международные принципы социального обеспечения

иностранных граждан 31

2.3. Нормативные акты Совета Европы в области

социального обеспечения 44

Заключение 48

Список литературы 49

Введение

Вот уже прошло более десяти лет как российский народ во всероссийском Референдуме принял Конституцию России. Одним из основных положений Конституции является то положение, что высшей ценностью в России признается человек и его права.

Конституция гарантирует гражданам Российской Федерации право на социальную защиту и социальное обеспечение. Но, к сожалению, пока что данные права граждан России остаются лишь голой декларацией.

Современное российское социальное обеспечение и его финансирование являются, чуть ли не самыми острыми проблемами государства. Социальные выплаты в России имеют символический размер и финансирование социального обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день - это дело рук самих обеспечиваемых, особенно, если они иностранцы. Решают они эту задачу по разному: кому помогают родственники, а у кого таких родственников нет, те вынуждены выходить на улицу с протянутой рукой, чтобы профинансировать своё социальное обеспечение до уровня, который позволит не умереть им с голоду.

Как видно из изложенного, проблема финансирования социального обеспечения иностранцев и его правового регулирования в нашей стране стоит достаточно остро, и её необходимо решать как можно быстрее. Для этого целесообразно воспользоваться зарубежным опытом, который проверен на практике на протяжении многих лет. В данном случае целесообразно рассмотреть опыт Европы, где уровень социального обеспечения самый высокий в мире.

Данная работа посвящена исследованию принципов правового регулирования социального обеспечения иностранцев в РФ и российских граждан в европейских странах, где социальная защита в целом признана как краеугольный камень европейской социальной модели. Будучи движущей силой социального сплочения и гарантией экономического процветания, социальная "безопасность" играет во всех европейских странах центральную роль. Даже недавние радикальные изменения социальных и экономических реалий Европы не поставили под сомнение необходимость сохранения социальной защиты и защиты членов общества от социальных рисков.

Данная работа актуальна потому, что:

система правового регулирования финансирования социального обеспечения в европейских странах на сегодняшний является одной из самых совершенных в мире.

Данная система апробирована на практике на протяжении многих лет.

Исследование принципов правового регулирования социального обеспечения в европейских странах может быть в дальнейшем спроецировано применительно к России.

Европейская система правового регулирования финансирования социального обеспечения в Европе носит международный интеграционный характер применительно к странам Европейского Сообщества к интеграции с которым стремится и Россия.

Цель работы - проанализировать и обосновать вопросы социального обеспечения иностранцев в РФ и в других государствах.

Рассмотреть международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений;

Проанализировать правовые акты, содержащие информацию о правах иностранцев на социальное обеспечение и принципы его финансирования в России и в других государствах.

Глава 1. Международные трудовые и коллизионные вопросы в области права социального обеспечения

1.1. Соотношение трудового права и права социального обеспечения иностранцев в РФ и российских граждан за границей

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. Приняты основные законы, составившие правовую базу для его функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации Голенко Е. Н. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы; Ковалев В. И.- М.: Юриспруденция, 2005, с. 23..

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально - значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ. Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.

Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба; о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объема на территориальном уровне не допускается.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.10.95 № 1151*. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания: СЗ РФ, 1995, № 49, 4798.

Материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе; - социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям - инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети - инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного пребывания) при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориальные перечни, предоставляются гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания утверждено постановлением Правительства РФ от 15.04.96 №473.

Следующие группы населения пользуются услугами бесплатно: одинокие граждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граждан превышает региональный прожиточный минимум, фп размер частичной оплаты социальных услуг: - на дому не должен превышать 25 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом; - в полустационарных условиях - 50 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом; - в стационарных условиях - суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом.

Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150 % выше регионального прожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Дополнительные основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Право социального обеспечения регулирует только отношения, возникающие в связи с предоставлением бесплатных или частично - платных (льготных) услуг. Услуги, оказываемые на коммерческой основе с полным возмещением стоимости, регламентируются нормами гражданского права Бродский Г. М. Право и экономика пенсионного обеспечения. - С-Пб, 2006, с. 54..

Гармонизация международно - правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и других.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. В частности. Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков. Они должны соблюдаться государствами, ратифицировавшими Конвенцию, по крайней мере, в отношении трех видов выплат.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям Гордиенко Е. Н. Право социального обеспечения. - Ростов н/Д, 2005, с. 27.: - запрещение дискриминации граждан стран-участников международного договора по признаку национальности; - решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм; - суммирование периодов социального страхования, профессиональной деятельности или проживания в странах-участниках договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия; - установление условий получения выплат в одной из стран-участников в случаях, когда право на них приобретено в других странах; - взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Процесс миграции трудящихся между европейскими странами в целях поиска работы приобрел устойчивое развитие с начала 20 века и привел к возникновению ряда острых проблем в области социального обеспечения, требующих межгосударственного регулирования.

Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 г. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.

С тех пор координация национальных систем социального обеспечения составляет важное направление деятельности многих международных организаций. В 1935 г. МОТ выступила инициатором создания координационной системы законодательств о пенсиях по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, чтобы гарантировать сохранение за мигрантами уже приобретенных или приобретаемых прав*. Следующим шагом на пути координации национальных законодательств в области социального обеспечения стала Конвенция № 118 о равноправии в области социального обеспечения (1962 г.)

Большую роль в координации законодательства о социальном обеспечении на европейском континенте играет ЕЭС.

В 1958 г. Совет ЕЭС принял два регламента № 3 и № 4 о социальном обеспечении трудящихся-мигрантов, а в 1961 г. - регламент № 16 о социальном обеспечении семей мигрантов.

Эти регламенты распространялись: на наемных работников и приравненных к ним лиц, которые охвачены законодательством о социальном обеспечении одного или нескольких государств и являются гражданами одного из этих государств; лиц без гражданства и беженцев, проживающих на территории одного из государств; членов семей указанных групп населения.

Регламенты применялись ко всем действующим и будущим законодательным актам, касающимся общих и специальных страховых систем по всем видам социального обеспечения. Регламенты утвердили принцип равенства обращения для граждан всех государств-членов. Кроме того, они допускали отступление от принципа территориальности, содержащегося в национальном законодательстве многих государств-членов. Это касалось, в первую очередь, пенсий по случаю потери кормильца, если кормилец был охвачен системой социального обеспечения одной страны, а его семья проживала на территории другой. И, наконец, было разрешено производить подсчет продолжительности периодов занятости и страхового стажа по законодательству различных государств-членов.

Но, несмотря на принятие указанных многосторонних актов, по-прежнему продолжало действовать огромное число двусторонних соглашений. Чтобы сделать более оперативной координацию различных систем социального обеспечения, Комиссия ЕЭС была вынуждена приступить к пересмотру европейских регламентов. Совет министров ЕЭС принял два новых регламента: № 1408/71 от 14.06.71 о применении социального страхования к лицам наемного труда и членам их семей, переезжающих в рамках Сообщества; регламент № 574/72 от 21.03.72, определяющий формы применения регламента 1971 г. Указанные регламенты, хотя и со значительными изменениями, продолжают действовать и сегодня. Кроме того, они дополнены большим количеством прецедентов Европейского Суда.

В соответствии с регламентами право на социальное обеспечение получили новые категории наемных работников: трудящиеся пограничных районов, сезонные работники, моряки и др., а также некоторые лица, работающие не по найму (ремесленники в Италии и ФРГ, фермеры в Италии и пр.) Было расширено применение законодательства в отношении следующих видов социального обеспечения: пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособий по безработице; семейных пособий.

Консолидация содержания многочисленных международных договоров по указанным вопросам завершилась принятием Конвенции МОТ № 157 о сохранении прав в области социального обеспечения (1982 г.) и Рекомендации № 167 (1983 г.).

1.2. Определение подлежащего применению законодательства

Одним из важнейших направлений международного регулирования является устранение коллизии правовых норм. Международные конвенции прямо указывают на применимое законодательство, чтобы избежать случаев, когда одновременно могут быть использованы правовые акты нескольких стран, либо не может быть применено законодательство ни одной страны. Не принято оставлять решение этого вопроса на усмотрение заинтересованных сторон.

Существует известное противоречие интересов работодателей и наемных работников в сфере социального обеспечения: трудящиеся стремятся вступить в ту систему социального обеспечения, которая предоставляет им наибольшие выгоды, тогда как работодатели пытаются распространить на свой персонал действие системы, предусматривающей наименьшие выплаты. Но возможности работодателей в этом плане ограничены в силу обязательности законодательства о социальном обеспечении, а также международных актов, направленных на их координацию и препятствующих приданию договорного характера отношениям в области социального обеспечения Голенко Е. Н. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы; Ковалев В. И.- М.: Юриспруденция, 2005, с. 32..

Выбор подлежащего применению законодательства обычно определяется характером профессиональной деятельности.

Для наемных работников наиболее частым критерием выступает место работы. На них распространяется законодательство той страны, на территории которой они работают (принцип территориальности).

Когда речь идет о моряках, то критерием координационных актов обычно служит законодательство того государства, под флагом которого плавает судно. Некоторые двусторонние договоры и морские конвенции "МОТ устанавливают для моряков в качестве критерия страну регистрации судна, так как разные территории, на которых зарегистрированы судна, плавающие под флагом одного государства, могут иметь собственное законодательство о социальном обеспечении.

К лицам, работающим не по найму, применяется законодательство страны, в которой осуществляется профессиональная деятельность, либо страны постоянного места жительства.

В отношении государственных служащих действует законодательство того государства, в органах которого они работают, независимо от местоположения этого органа.

Для неработающих лиц критерием определения применимого законодательства является постоянное местожительство.

Из перечисленных правил имеются исключения, которые касаются: работников, находящихся в командировке; лиц, работа которых связана с частыми поездками; граждан, работающих не по найму; других категорий.

За работниками, командированными в другое государство, сохраняется право на долгосрочные выплаты (пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), предусмотренные законодательством страны постоянной работы. Поэтому продолжительность командировки не должна превышать сроков, указанных в координационном акте. В случае производственной необходимости срок командировки может быть продлен. Координационные акты устанавливают различные сроки командировок, которые зависят от интенсивности и характера обмена рабочей силой между государствами: 12 месяцев и продление не более чем на 12 месяцев (в регламенте ЕЭС № 1408/71 и в акте Андского пакта о социальном обеспечении); до завершения работы (в Европейской конвенции о социальном обеспечении); 6 месяцев с продлением до завершения работы (в Общей конвенции о социальном обеспечении, Общей афро-маврикийской организации).

Для работников автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного международного транспорта использование критерия местоположения работы привело бы к одновременному применению законодательства нескольких стран. Чтобы избежать коллизии норм в данном случае действует законодательство страны, где находится предприятие-работодатель.

На работников дипломатических представительств и консульств распространяется по договоренности законодательство аккредитующего или направляющего государства.

В определенных случаях к лицам, работающим не по найму, применяется законодательство страны места жительства, а не места профессиональной деятельности: - если в стране работы нет соответствующего законодательства; - если в обеих странах критерием охвата является местожительство.

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Равноправие было основополагающим принципом в одной из первых Конвенций № 19 о равноправии в области возмещения при несчастных случаях (1925 г.), получивших наибольшее количество ратификаций. Она охватывала случаи производственного травматизма и выплаты возмещений, т. е. касалась главным образом ответственности работодателей. Поэтому особое значение при трудовом увечье или профессиональном заболевании придавалось ее распространению в полном объеме на иностранцев, беженцев и лиц без гражданства независимо от типа или продолжительности занятости.

Принцип равноправия в области социального обеспечения установлен Конвенцией № 118 (1962 г.). Члены MOT, ратифицировавшие данную конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства - члена MOT, a также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952 г.).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и сохранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды социального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по болезни, беременности и родам, безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

Граждане любого государства, ратифицировавшего Конвенцию, имеют такие же права на получение семейных пособий, как и граждане той страны, на территории которой они назначаются.

Действие конвенции не затрагивает специальные системы страхования служащих государственных учреждений, специальные режимы по выплате пенсий и пособий жертвам войны, а также не относится к условиям предоставления социальной помощи.

В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. В частности, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий: -- продолжительности страхового или трудового стажа; - времени постоянного проживания в стране выплаты с учетом или без учета гражданства Гордиенко Е. Н. Право социального обеспечения. - Ростов н/Д, 2005, с. 67..

Первое требование относится к пенсии, предоставляемой по системе государственного социального страхования. Второе условие распространяется на пенсию, назначаемую в рамках социальной помощи.

Разнообразие условий, определяющих право на пенсию по старости, в течение долгого времени приводило к негативным последствиям для лиц, чья трудовая деятельность проходила на территории разных государств. Например, если итальянец проработал в Италии 4 года, затем - 3 года в Германии, 8 лет - во Франции, 2 года - в Греции, 6 лет - в Испании и после возвращения еще 5 лет в Италии, то он не приобрел права на пенсию по старости в полном размере ни в одной из этих стран. При наличии минимального трудового или страхового стажа пенсия по старости назначалась в сокращенном размере, пропорциональном приобретенному стажу.

Положение можно было изменить, если суммировать периоды трудового или страхового стажа. Обычно такое согласование осуществлялось с помощью двусторонних договоров. Первой конвенцией МОТ, закрепившей возможность суммирования периодов трудового и страхового стажа при определении права на пенсию по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, была Конвенция № 48 (1965 г.).

Координационная деятельность МОТ в этом направлении продолжалась и после 1965 г. Ее итогом стала Конвенция № 157 (1982 г.) об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспеченияЗаконодательство зарубежных стран: Обзорная информация. Вып. 190. Законодательство о пенсиях по старости европейских стран / Цивилев Р.М., Брагинский М.И., Ковачев Д.А. и др. - М.; Изд-во ВНИИСЗ, 2002, с. 32..

Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция охватывает наемных работников и членов их семей, являющихся гражданами одного из ратифицировавших ее государств, беженцев и лиц без гражданства, проживающих на территории одного из таких государств. Она содержит толкование общеупотребляемых терминов, правила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за границей. В соответствии с ней термин "периоды страхования " означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, в соответствии с которым они приобретены, а также приравненные к ним периоды. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

С помощью двусторонних договоров государства могут устанавливать специальные правила суммирования различных по характеру периодов и периодов, дающих право на пособия по специальным системам.

Система сохранения приобретаемых прав определяет порядок предоставления: пенсий и по инвалидности, по старости и в случае потери кормильца; пособий при профессиональном заболевании, а также пропорциональное распределение связанных с этим расходов.

Если законодательством разных стран предусмотрена выплата одного и того пособия в конкретном случае, но установлен разный механизм его исчисления, Конвенция содержит норму о назначении более высокого по размеру пособия.

Определение права на пенсию по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца производится с помощью суммарного подсчета периодов страхования следующим образом: сначала каждое государство подсчитывает теоретическую сумму, на которую заинтересованное лицо имело бы право, если бы трудовая деятельность проходила на территории одного государства; затем эта сумма сокращается пропорционально фактическому стажу, приобретенному на его территории. В результате скоординированного применения национальных законодательств и международного акта окончательный размер пенсии равен сумме неполных пенсий, исчисленных по законодательству разных стран.

Конвенция применяет ко всем страховым пенсиям. Теоретическая продолжительность периода страхования для приобретения права на пенсию по старости составляет 30 лет, а для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца - 2/3 количества лет, прошедших после достижения лицом 15-летнего возраста. При отсутствии необходимого периода страхования пенсия назначается в неполном размере: сначала определяется полная пенсия, а затем пропорциональная стажу.

По законодательству большинства стран минимальным периодом страхования для пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца является 5 лет, а для краткосрочных пособий (например, по болезни, по беременности и родам) - один год. Если лицо не имеет указанного минимального периода страхования, то права на выплаты по законодательству конкретной страны не возникает. Чтобы не лишать права на пенсию лиц, работавших в разных странах, целесообразно суммировать периоды страхования.

Но размер пенсии или пособия, исчисленного с помощью суммарного подсчета периодов страхования, не должен быть ниже минимума, установленного законодательством страны.

1.3. Сохранение приобретенных прав. Выплата пенсий и пособий за границей.

Сохранение приобретенных прав направлено на устранение недостатков, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется: - на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в качестве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. "Безвзносовыми пособиями" называют пособия, предоставление которых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц, либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа.

Пособия, предоставляемые по переходным системам. В соответствии с используемой терминологией "переходные системы" охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный. Согласно Конвенции № 157 государства - члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохранению приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член гарантирует независимо от места проживания выплату пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которые приобретено по его законодательству.

Расходы на финансирование указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 государства лишь "стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства" в отношении: медицинского обслуживания; пособий по болезни, по беременности и родам, по безработице; семейных пособий и некоторых других. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, по беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социальном обеспечении, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу. Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала установленного срока Бродский Г. М. Право и экономика пенсионного обеспечения. - С-Пб, 2006, с. 113..

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то двусторонними или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы. В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором - по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.

Минимальные нормы социального обеспечения закреплены Конвенцией № 102 (1952 г.). Эта конвенция является уникальной по содержанию, так как охватывает все основные виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков: потребность в медицинской помощи, болезнь, безработица, старость, трудовое увечье и профессиональное заболевание, наличие детей, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца.

Ратифицировавшие Конвенцию государства обязаны привести в соответствие с ней условия предоставления указанных видов социального обеспечения.

Страны, экономика и медицинское обслуживание которых не достигли еще необходимой степени развития, могут ратифицировать конвенцию "с изъятиями". В ежегодные доклады МОТ они должны включать информацию о наличии причин для такого изъятия.

В соответствии с Конвенцией национальное законодательство может предусматривать распространение отдельных видов социального обеспечения на следующие категории населения, численность которых не должна быть ниже установленных пределов: - не менее 50 % работающих по найму, а также на их жен и детей; - на самозанятое население, составляющее не менее 20 % общего числа жителей, а также их жен и детей; - не менее 50 % общего числа жителей; - на жителей, средства которых не превышают определенного уровня.

Пособие на медицинское обслуживание предоставляется для оплаты расходов по оказанию следующих видов медицинской помощи: общей врачебной помощи, включая посещение на дому; квалифицированной помощи специалистов в стационарных или амбулаторных условиях; приобретение медикаментов по рецепту врача; госпитализацию; наблюдение и помощь при беременности и родах. Срок выплаты пособия ограничивается 26 неделями при каждом случае заболевания, а в странах, ратифицировавших Конвенцию с изъятиями, - 13 неделями.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в целях замещения утраченного заработка. Срок его выплаты не должен превышать 26 недель. Допустимо установление "периода ожидания", т.е. невыплата пособия в течение первых трех дней болезни.

Пособие по безработице выплачивается лицам, способным и готовым работать. Минимальные сроки предоставления: для работающих по найму - 13 недель в течение 12 месяцев; для жителей, средства которых не превышают определенного уровня, - 26 недель в течение 12 месяцев. Допустимый "период ожидания" составляет 7 дней.

Национальное законодательство может обусловливать возникновение права на указанные краткосрочные пособия (по временной нетрудоспособности и по безработице) наличием трудового или страхового стажа.

Семейные пособия предназначены для оказания помощи в содержании детей и устанавливаются в денежной или натуральной форме (пища, одежда, жилье и пр.).

Государственная поддержка в случае беременности иродов включает медицинскую помощь и денежное пособие. Продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями. Медицинская помощь включает дородовую и послеродовую врачебную или акушерскую помощь, а при необходимости - госпитализацию. Государственные организации, ведающие оказанием медицинской помощи в связи с беременностью и родами, обязаны следить за тем, чтобы женщины своевременно обращались к врачу.

Нормальным пенсионным возрастом для приобретения права на пенсию по старости согласно Конвенции считается 65 и более лет. Вторым необходимым требованием является страховой или трудовой стаж - не менее 30 лет или период проживания в стране - не менее 20 лет. Для самозанятого населения в качестве дополнительного условия, определяющего право на пенсию по старости, помимо трудового или страхового стажа может быть также среднегодовая сумма уплаченных взносов. Минимальный трудовой или страховой стаж составляет 15 лет. При стаже более 15 лет, но менее 30 лет размер пенсии исчисляется пропорционально стажу.

Гражданам, у которых нет требуемого стажа на момент введения в действие пенсионного законодательства и возможности его приобрести в силу возраста, но есть 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму либо 5 - летний период проживания в стране, пенсия по старости назначается в сокращенном размере.

В случае утраты трудоспособности или смерти в результате трудового увечья или профессионального заболевания назначается пособие или пенсия. Если степень утраты трудоспособности невелика, то они могут быть заменены единовременной выплатой.

Право на пенсию по инвалидности возникает в случае продолжения нетрудоспособности по истечении срока выплаты пособия по болезни. Конвенция предусматривает разные условия приобретения права на пенсию по инвалидности в зависимости от категории охваченных граждан. Для наемных работников необходимо иметь 15-летний страховой или трудовой стаж либо прожить в стране не менее 10 лет. Для самозанятых граждан требуется 3 - летний страховой стаж и определенная среднегодовая сумма взносов. При стаже уплаты взносов или работы по найму менее 5 лет пенсия исчисляется пропорционально стажу.

Пенсия по инвалидности выплачивается до приобретения лицом права на пенсию по старости.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют вдова и дети умершего при отсутствии у них средств к существованию. Национальное законодательство может предусматривать приостановку выплаты пенсии

лицам, занимающимся деятельностью, приносящей доход, а также сокращение ее размера, если заработок или другие доходы превышают определенную сумму. Стажевые требования для приобретения права на пенсию по случаю потери кормильца, в том числе неполную, такие же, как для пенсии по инвалидности. Выплата пенсии продолжается до тех пор, пока вдова и дети не имеют средств существования.

Сумма заработка или другого дохода, из которого исчисляются пенсии, может ограничиваться максимумом. На иждивенцев (жену и 2 детей) назначаются надбавки. Размеры пенсий по старости, в связи с трудовым увечьем, по инвалидности и по случаю потери кормильца пересматриваются в случае существенных изменений в общем уровне заработной платы или стоимости жизни.

В Конвенции указаны случаи возможной приостановки выплат: - отсутствие лица на территории государства; - нахождение на государственном содержании (иждивенцы получают разницу между размером пенсии или пособия и стоимостью содержания); - назначения другого пособия или компенсации за трудовое увечье; - обман органов социального обеспечения; возникновение заболевания или увечья в результате совершения уголовного преступления; - отказ от медицинской помощи; увольнение по собственному желанию, если речь идет о пособии по безработице, и др. Жалобы на отказ в назначении выплат или при несогласии с их размерами могут подаваться вышестоящему органу социального обеспечения или специальным судебным органам.

Необходимость адекватного правового регулирования процессов миграции трудоспособного населения, обеспечения социальной защиты мигрантов и членов их семей, гармонизации и координации законодательства в области социального обеспечения государств - участников СНГ является весьма актуальной, Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.92, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.92. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства. Документы, необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 г., принимаются без легализации.

Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются, если верность перевода засвидетельствована нотариусом или консульским учреждением. Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Соглашения и порядок выделения средств на эти цели регулируются специальными соглашениями.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10.02.95 Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., т. е. после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.

Соглашение не распространяется на военнослужащих Вооруженных Сил и Пограничных войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности РФ и Республики Молдова, а также членов их семей. Указанные лица охвачены отдельным соглашением.

Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15.01.93 о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

Международными договорами установлено, что выплата пенсии за шесть или два месяца вперед не производится при выезде пенсионера из России на постоянное жительство в Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, Чехию, Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Монголию.

Однако социальную защиту трудящихся-мигрантов нельзя ограничивать лишь пенсионным обеспечением. Не менее важное значение имеет и соответствующее обеспечение членов семьи, в частности, предоставление пособий на детей и других видов социальных выплат. К сожалению, собственного опыта в этой области межгосударственных отношений у стран-участников СНГ пока нет, поэтому весьма полезной может оказаться ориентация на правовые принципы и конструкции, применяемые при решении аналогичных вопросов в странах ЕЭС.

Глава 2. Право иностранцев на социальное обеспечение и принципы его финансирования.

2.1. Вопросы социального обеспечения иностранцев в РФ.

Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах ЕС и других стран Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются, прежде всего, международными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними). К их числу относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 года. Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 года и дрЗаконодательство зарубежных стран: Обзорная информация. Вып. 190. Законодательство о пенсиях по старости европейских стран / Цивилев Р.М., Брагинский М.И., Ковачев Д.А. и др. - М.; Изд-во ВНИИСЗ, 2002, с. 60.. Однако, несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах продолжает сохраняться прямая или косвенная дискриминация иностранных рабочих в этой области. Согласно Конвенции 1972 года, для получения пособий по безработице, болезни и материнству требуется шестимесячный стаж работы в стране пребывания, для пенсий по старости - пять лет работы. Из - за кратких сроков пребывания мигрантов в стране многие из них фактически не пользуются правом на социальное обеспечение, а выплачиваемые ими страховые взносы остаются в казне стран - импортеров иностранной рабочей силы.

Вообще лишены каких-либо прав на социальное обеспечение многочисленные рабочие - мигранты, прибывшие в страну нелегально, а во многих странах Европы также сельскохозяйственные рабочие, работники, занятые на временных и случайных работах, трудящиеся с низкой заработной платой.

В отношении временно находящихся в РФ иностранцев следует иметь в виду следующее. В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., социальное обеспечение и страхование иностранных лиц, привлекаемых на работу в Россию, определяются нормами законодательства РФ с учетом международных соглашений РФ с зарубежными странами. Нормативные акты по вопросам социального обеспечения предусматривают, что все работодатели, в том числе иностранные юридические и физические лица, нанимающие на работу в России иностранцев, обязаны уплачивать взносы в фонд социального страхования, из которого работникам производятся выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности. Работающие на территории РФ иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, что и российские граждане Бродский Г. М. Право и экономика пенсионного обеспечения; Бродский М. Н.- С-Пб, 2006.- с. 97.

В отношении государственных пособий на детей Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, от 26 апреля 1995 г. установлено, что они назначаются и выплачиваются иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, проживающим на территории РФ. Следовательно, иностранцы, временно пребывающие на территории России, по общему правилу право на эти пособия не имеют. Однако закон предусматривает, что иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие этого закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий на детей в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ (ст. 1).

По общему правилу временно находящиеся на территории РФ иностранцы не имеют права на получение пенсии, поскольку право на назначение пенсии (включая вышеупомянутые правила по исчислению трудового стажа для назначения пенсии по старости), порядок назначения и выплаты пенсий в РФ предполагают проживание в РФ, а не временное пребывание в стране, сроки которого ограничены. Пенсионное обеспечение этих иностранцев осуществляется обычно государством, в котором они проживают, в соответствии с действующим там законодательством. Это не исключает, однако, возможности установления иных правил в международных соглашениях, в которых регулируются вопросы социального обеспечения с той или иной страной. Примером такого подхода может служить Соглашение о направлении и приеме вьетнамских граждан на профессиональное обучение и работу на предприятиях и в учреждениях СССР 1981 года (ныне уже недействующее), в котором предусматривалось применение советского права по вопросам выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания по вине предприятия. Однако в большинстве своем соглашения по вопросам социального обеспечения исходят из того, что пенсии предоставляются в стране проживания иностранного лица в соответствии с ее законодательством.

Согласно нашему законодательству, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ (ст. 4 Закона о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г.).
Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж работы, пенсии назначаются при условии, что не менее двух третей необходимого стажа приходятся на работу в СССР (РФ), если иное не предусмотрено международным договором (ст. 98 Закона о государственных пенсиях в РСФСР). Две трети стажа могут приходиться и на другую определенную законом деятельность (например, на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т.п.).

С рядом стран были заключены соглашения о социальном обеспечении граждан (с Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией и Чехословакией). Эти соглашения сохраняют свое действие и распространяются на все виды социального обеспечения (пенсии и пособия), установленные законодательством договаривающихся сторон.

Подобные документы

    Анализ общественных отношений, возникающих в процессе нормотворчества в области социального обеспечения в связи с предоставлением пенсий, дополнительного материального обеспечения, пособий. Анализ законов в системе источников права соцобеспечения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2016

    Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы социального обеспечения иностранцев в Республике Казахстан. Обязательное социальное страхование. Накопительное пенсионное обеспечение. Государственные социальные пособия. Порядок назначения пособий.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2009

    Источники права как одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке. Обновление законодательства в области социального обеспечения. Анализ основных источников права социального обеспечения России, их изменений на период 2010-2014 гг.

    контрольная работа , добавлен 22.03.2015

    Понятие и классификация источников права социального обеспечения. Рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе социального обеспечения. Последние реформы в области права социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Понятие, сущность, принципы наследственного права в Российской Федерации и за рубежом, регулирующие его источники, виды. Наследственные права иностранцев в России. Принципы и этапы защиты наследственных прав российских граждан за рубежом и иностранцев.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2015

    Понятие источников права социального обеспечения, их классификация. Правотворчество - источник права. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Финансирование социального обеспечения: общие положения. Единый социальный налог.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

    презентация , добавлен 12.04.2014

    Понятие и значение принципов права социального обеспечения, их классификация и нормативное закрепление в международных и федеральных законодательных актах. Принципы общеправового характера в области социального обеспечения граждан, действующие в РФ.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2017

    Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие и характеристика принципов права социального обеспечения. Единство и дифференциация правового регулирования как его основной принцип. Конституционный принцип равенства, социальное обеспечение граждан, имеющих детей. Восстановление нарушенных прав.

В странах ЕС и других стран Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются, прежде всего, международными. К их числу относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 года. Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 года и др. Из - за кратких сроков пребывания мигрантов в стране многие из них фактически не пользуются правом на социальное обеспечение, а выплачиваемые ими страховые взносы остаются в казне стран - импортеров иностранной рабочей силы.

В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., социальное обеспечение и страхование иностранных лиц, привлекаемых на работу в Россию, определяются нормами законодательства РФ с учетом международных соглашений РФ с зарубежными странами. Нормативные акты по вопросам социального обеспечения предусматривают, что все работодатели, нанимающие на работу в России иностранцев, обязаны уплачивать взносы в фонд социального страхования. Работающие на территории РФ иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, что и российские граждане.

В отношении государственных пособий на детей Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, от 26 апреля 1995 г. установлено, что они назначаются и выплачиваются иностранным гражданам и лицам без гражданства проживающим на территории РФ. Следовательно, иностранцы, временно пребывающие на территории России, по общему правилу право на эти пособия не имеют. Однако закон предусматривает, что иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие этого закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий на детей в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ.

По общему правилу временно находящиеся на территории РФ иностранцы не имеют права на получение пенсии, поскольку право на назначение пенсии, порядок назначения и выплаты пенсий в РФ предполагают проживание в РФ, а не временное пребывание в стране, сроки которого ограничены. Пенсионное обеспечение этих иностранцев осуществляется обычно государством, в котором они проживают, в соответствии с действующим там законодательством. С рядом стран были заключены соглашения о социальном обеспечении граждан, которые сохраняют свое действие и распространяются на все виды социального обеспечения, установленные законодательством договаривающихся сторон.

Нормативные акты Совета Европы в области социального обеспечения.

Первыми документами стали европейские временные соглашения по социальному обеспечению от 11 декабря 1953 года. Они касаются таких видов социального обеспечения, как пенсии по старости, инвалидности и пособия по потере кормильца, а также других. Эти соглашения взаимосвязаны и преследуют две цели.



Хотя вышеупомянутые соглашения и являются полезными для имплементации пункта 4 статьи 12, Комитет считает их недостаточными. Он всегда принимает во внимание тот факт, что не все Стороны Хартии связаны этими соглашениями. Комитет указывает, что координирующие правила все еще находятся в подчиненном положении по отношению к другим двусторонним и многосторонним соглашениям, сеть которых не охватывает все Стороны Хартии. Он также полагает, что период проживания, требуемый для назначения пособий по нестраховой системе социального обеспечения, является слишком продолжительным. И, наконец, по мнению Комитета, меры, позволяющие Сторонам модулировать их обязательства, являются чересчур гибкими.

Как следствие, в подавляющем большинстве случаев Стороны, выполняющие только условия этих соглашений, не могут считаться выполняющими пункт 4 статьи 12.

Эти соглашения, действительно, были названы "временными", так как имелось в виду, что им на смену придет конвенция о социальном обеспечении, каковой и стала Европейская конвенция о социальном обеспечении от 10 марта 1972 года. Она заменяет собой временные соглашения для тех государств, которые ее ратифицировали, и в принципе также все двусторонние и многосторонние соглашения, подписанные ранее между Договаривающимися сторонами.

Конвенция содержит те же основополагающие принципы равного отношения и координации, что и Правило ЕС № 1408/71. Назначение нестраховых пособий может быть обусловлено периодом проживания.

Поэтому участие в Конвенции является потенциально полезным для Сторон Хартии в деле выполнения ими обязательств по пункту 4 статьи 12, однако только при том понимании, что они ратифицировали ее и что принципы пункта 4 статьи 12 учитываются при заключении двусторонних и многосторонних соглашений.

Конвенции МОТ.

Существуют три конвенции МОТ, которые в целом касаются положений пункта 4 статьи 12. Это - упомянутая выше Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102), Конвенция 1962 года о равноправии в области социального обеспечении (№ 118) и Конвенция 1982 года о сохранении прав в области социального страхования (№ 157). Поскольку последняя конвенция была ратифицирована только двумя государствами-участниками Хартии, которые также являются членами ЕС, здесь она подробно рассматриваться не будет.

Двусторонние соглашения по социальному обеспечению заключаются с целью решения проблем социального обеспечения, возникающих между двумя государствами в связи с миграцией работников и аналогичных категорий. Обычно в этих соглашениях излагаются признаваемые на основе взаимности традиционные принципы равного обращения и координации в области социального обеспечения. Комитет уделяет особое внимание содержанию таких соглашений и настаивает на получение детальной информации о том, как принципы пункта 4 статьи 12 выполняются в двусторонних соглашениях, на которые ссылаются Стороны Хартии.

Унификация и гармонизация норм в МЧП.

Унификация представляет собой процесс создания единообразных норм национального права посредством заключения международных договоров. Главная ее особенность заключается в том, что она происходит одновременно в двух различных правовых системах: в международном, путем заключения международых соглашений, и в национальном праве –путем имплементации (осуществления) норм международных соглашений во внутригосударственную правовую систему. Активная работа по унификации частного права осуществляется в Европейском Союзе. Особое значение для МЧП имеют разработанные в его рамках международные документы – Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. и Брюссельская конвенция о юрисдикции и признании и исполнении иностранных судебных решений 1968 г. Наибольшее применение унификация материального права имеет при регулировании торговых, производственных, научно-технических, транспортных отношений. В области торговли, например, широкое применении е получили договоры, создавшие единообразные материальные нормы гражданского права, такие как Женевские конвенции о векселях 1930 г., Женевские конвенции о чеках 1931 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1980 г. и др. Наряду с унификацией издавна существует более широкое процесс, именуемый гармонизацией права, направленный на сближение правовых систем, уменьшение различий между ними. Гармонизация отличается от унификации прежде всего отсутствием международных обязательств. В условиях взаимодействия государств происходит взаимовлияние национальных правовых систем, в результате чего в частном праве встречаются одинаковые по содержанию нормы. При создании национальных законов часто приглашаются иностранные специалисты в той или иной области права. В результате национальным правом активно воспринимаются нормы из других правовых систем, в правовой системе появляются похожее или даже идентичное правовое регулирование.

Основания применения иностранного права в РФ (ст.1186ГК, ст.11 ГПК, ст.13АПК)

В разделе VI ГК РФ статья 1186 закрепляет основания при определении права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, и среди таких оснований предусмотрены обычаи, признаваемые в Российской Федерации. Это означает, что теперь уже не требуется устанавливать, является ли обычай международным или национальным.

Другой важной новеллой рассматриваемого вопроса стало закрепление в пункте 3 ст. 1186 нормы, в силу которой, если международный договор содержит материально-правовые нормы, поиск коллизионных норм для применения их к данным правоотношениям уже исключается.

Что касается каждого основания, то:

Российское законодательство следует понимать как коллизионное, ибо только нормы, содержащие коллизионные принципы (коллизионные привязки), могут указывать на применение того или иного правопорядка;

Международные договоры Российской Федерации - это договоры, трансформированные в правовую систему России. Следует помнить, что для некоторых международных договоров необходима ратификация. Согласно статье 15 Федерального закона 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» ратификация производится в отношении договоров, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающих иные правила, чем те, которые предусмотрены законом. Под ратификацией понимается такая процедура заключения международного договора, которая опосредуется путем издания Государственной Думой специального федерального закона. К числу международных договоров относятся общие договоры о правовой помощи (включают нормы по гражданским, семейным, процессуальным отношениям) и специальные конвенции. Такие конвенции регулируют узкие сферы деятельности: международную торговлю (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.); область интеллектуальной собственности (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1986 г., действующая для России в редакции 1971 г.); международные перевозки (Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении 1959 г.);

Признаваемый Российской Федерацией обычай следует понимать как правило, сформулированное в каком-либо документе (например, в ИНКОТЕРМС-2000 и в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов 1994 г.). В данном случае налицо недоработка законодателя, ибо, специально указав, что обычаи должны быть признаваемыми в России, не закрепил, каким образом это признание должно быть выражено.

Вполне очевидно, что при рассмотрении дел в каждом из перечисленных судов решается вопрос подлежащего применению права, что отражено в соответствующих законодательных актах. согласно п. 5 ст. 11 ГПК РФ "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел", суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права. п.1 ст.11 ГПК - суд обязан разрешить гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и т.д. Кроме того, в п. 4 той же ст. 11 ГПК РФ предусмотрен приоритет положений международных договоров Российской Федерации перед российским законодательством. Учитывая изложенное, применение очень лаконичного п. 5 ст. 11 ГПК РФ, по-видимому, не должно отличаться от общего положения п. 1 ст. 1186 ГК РФ, в частности об иерархии названных источников.
АПК РФ 2002 г., следуя порядку перечня источников, установленному п. 1 ст. 1186 ГК РФ предусматривает в п. 5 ст. 13, что арбитражный суд в соответствии с международным договором РФ, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права. Это положение, несмотря на отмеченное отличие, практически отражает подход к определению применения иностранного права п. 1 ст. 1186 ГК РФ. Кроме того, п. 5 ст. 13 АПК РФ "Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел" предусматривает, что данные правила не затрагивают действий императивных норм законодательства РФ, применение которых регулируется разделом VI ГК РФ. Таким образом, несмотря на то что третья часть ГК РФ и новые редакции АПК РФ и ГПК РФ, вступившие в силу в том же 2002 году, в соответствующих статьях текстуально по-разному устанавливают порядок определения применения иностранного права, из их анализа следует, что суд применяет иностранное право в соответствии с международным договором РФ и федеральным законом.

Глава II. Обеспечение права граждан на социальное обслуживание


Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание


1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.


Информация об изменениях:

4. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Статья 8. Материальная помощь

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации , в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Статья 10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Статья 11. Предоставление временного приюта

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации , гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Статья 13. Консультативная помощь

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Статья 14. Реабилитационные услуги

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Статья 15. Плата за социальное обслуживание

1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Навигация по статье
  1. пенсии по :
  2. пенсия .

Подробную информацию по каждому виду пенсий можно узнать, ознакомившись с законами N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях» и N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» .

В российском законодательстве нет конкретных указаний о том, какие виды пенсий могут быть установлены иностранцам. Это говорит о том, что если соблюдены необходимые требования для получения какого-либо вида пенсии, то лицу с иностранным гражданством может быть назначена пенсия любого вида .

Страховые взносы за иностранных работников

Для формирования будущей пенсии легально работающего иностранца, его работодатель обязан уплачивать в ПФР страховые взносы за каждого сотрудника. Это необходимо для формирования страховой пенсии в соответствии со ст. 22.1 закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» .

Назначение и выплата страховых взносов осуществляется за иностранных граждан, которые постоянно или временно пребывают на территории России, а также заключивших трудовой договор на срок в общей сложности не менее шести месяцев за один полный календарный год. При этом работодатель оформляет свидетельство пенсионного страхования для каждого работника.

Страховые взносы на доходы высококвалифицированных иностранных работников не начисляются !

Как и российским гражданам, эти взносы начисляются иностранному работнику, временно пребывающему в России, по тарифу 22 % вне зависимости от года его рождения.

Назначение пенсии в Пенсионном фонде

Пенсию в РФ назначает территориальный орган ПФР по месту (временного пребывания) жительства пенсионера. Для этого нужно представить требуемый пакет документов в территориальный орган ПФР или районный Многофункциональный центр (МФЦ).

Если гражданин другой страны, работавший в России, в момент наступления пенсионного возраста проживает за границей, он вправе получать пенсию РФ, если это предусмотрено международными договорами . Такие договора заключены с Испанией, Беларусью, Латвией и Болгарией.

Пенсионное обеспечение лиц, с гражданством Казахстана, Украины, Армении, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Румынии, Венгрии, Молдовы, Монголии, Литвы, Грузии, Эстонии осуществляется по принципу территориальности, то есть определяется законами государства, гражданами которого они являются согласно Международным соглашениям с этими странами.

Если у пенсионера нет места жительства, подтвержденного регистрацией на территории РФ, документы на подаются по месту пребывания в России , а в случае если и оно отсутствует - по месту его фактического проживания.

Условия назначения пенсии

Условиями получения пенсионной поддержки иностранными гражданами являются :

  • Будущий пенсионер должен постоянно проживать в России не менее 15 лет. При этом периоды временного проживания не включаются в этот срок. Возможно суммирование периодов постоянного пребывания. Согласно закону от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гражданин получает статус постоянно проживающего в России при наличии вида на жительство.
  • Возникновение права на конкретный вид пенсии (достижение установленного законом возраста, определенного статуса и т.д.).
    • Для назначения в 2017 году необходим страховой стаж, продолжительностью не менее 8 лет. Затем он ежегодно увеличивается до достижения 15 лет.
    • Также необходимо наличие суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 9 с последующим увеличением на 2,4 каждый год до величины равной 30.
  • Наличие страхования в в РФ.
  • Выполнение всех условий для назначения конкретного вида пенсии, установленных законом.

Порядок оформления и необходимые документы

Для оформления пенсии требуется представить следующий пакет документов:

  1. Документ, удостоверяющий личность (например, паспорт иностранного гражданина).
  2. Заявление об установлении пенсии, которое можно подать не ранее чем за месяц до наступления права на социальное обеспечение или в любой момент после возникновения этого права.

    В случае, если достигнут возраст, необходимый для назначения пенсии по старости, а человек уже получает пенсию по инвалидности она назначается со дня достижения этого возраста.

  3. Вид на жительство с обязательной отметкой о регистрации по месту жительства.
  4. Документ о регистрации по месту пребывания в РФ.
  5. Трудовая книжка РФ.
  6. Договор на выполнение работ или оказание услуг.
  7. Документ о государственном пенсионном страховании (страховое свидетельство).
  8. Счет-выписка из индивидуального лицевого счета заявителя. Будущий пенсионер имеет право ознакомиться со своим индивидуальным лицевым счетом до обращения за пенсией.
  9. Справка подтверждающая, что нетрудоспособные члены семьи получают сторонний уход.
  10. Если имело место изменение Ф.И.О., требуются документы, подтверждающие этот факт.
  11. Справка, подтверждающая инвалидность (выдается по решению медико-социальной экспертизы).

Выплата пенсий иностранным гражданам

Заявление на выплату пенсии будет рассмотрено органами ПФР в течение 10 рабочих дней с момента заявления. Если были запрошены необходимые дополнительные документы, срок рассмотрения заявления может быть приостановлен не более чем на три месяца .

Если у вида на жительство истек срок действия, будет приостановлена на полгода, начиная со следующего за месяцем, в котором указанный документ стал недействителен. Если иностранец не подтвердил факт постоянного проживания в РФ, то пенсии выплачиваться не будут с месяца, в котором истек 6-месячный срок.

В случае отказа о назначении орган ПФР обязан сообщить об этом решении лицу, подавшему документы в течение 5 рабочих дней со дня, в котором оно было принято, где должны быть указаны причины отказа и порядок обжалования решения. При этом обязателен возврат всех документов , представленных заявителем.

Заключение

Наше государство прилагает все усилия для поддержки лиц с иностранным гражданством, и возможность получения финансовой помощи в старости дает им уверенность в завтрашнем дне. К тому же условия назначения им пенсии практически не отличаются от условий для граждан РФ.

Единственное отличие – обязательное наличие у иностранца вида на жительство , подтверждающее его постоянное пребывание на территории России.

Также российское законодательство обязало работодателей уплачивать страховые взносы за сотрудников из других стран, что позволяет сохранить им их пенсионные права и формировать будущую пенсию. Такая поддержка со стороны государства позволит привлекать иностранных сотрудников для работы в нашей стране.

5 099

Комментарии (38)

Показано 38 из 38
  • data-id="139" data-respond="comment">
    • data-id="140" data-respond="comment">
    • data-id="1077" data-respond="comment">
    • data-id="1080" data-respond="comment">
  • data-id="1466" data-respond="comment">
    • data-id="1475" data-respond="comment">
  • data-id="1561" data-respond="comment">
  • data-id="1624" data-respond="comment">
    • data-id="1635" data-respond="comment">
  • data-id="1734" data-respond="comment">
  • data-id="1785" data-respond="comment">
    • data-id="1790" data-respond="comment">
  • data-id="1828" data-respond="comment">
    • data-id="1831" data-respond="comment">
  • data-id="1833" data-respond="comment">
  • data-id="1926" data-respond="comment">
    • data-id="1927" data-respond="comment">
  • data-id="2065" data-respond="comment">
  • data-id="2174" data-respond="comment">
    • data-id="2177" data-respond="comment">
  • data-id="2210" data-respond="comment">
  • data-id="2251" data-respond="comment">

Привлеченной рабочей силы в России становится все больше, и часто работники из бывших союзных республик трудятся в Российской Федерации продолжительное время.

Каждая организация в силу действующего законодательства обязана производить начисление страховых взносов на всех своих сотрудников. До 2012 года на временно пребывающих иностранных граждан страховые пенсионные взносы не начислялись. Выплаты производились только на временно и постоянно проживающих граждан других стран.

Будущая пенсия напрямую зависит от того, сделал ли работодатель необходимые отчисления в ПФР и в каком размере.

Для того, чтобы работодатель мог произвести начисление страховых взносов иностранному работнику, необходимо получение работником пенсионного страхового свидетельства, или СНИЛС. Оформить СНИЛС может также работодатель, если на момент начала работы этот документ получен не был.

Следует помнить о том, что в случае заключения с иностранным работником гражданско-правового договора пенсионные взносы не платятся. Также не нужно их платить, если срок трудового договора составляет менее 6 месяцев.

В своих правах на пенсионное обеспечение иностранные граждане приравнены к гражданам России. Они так же, как и россияне, могут получить пенсию по возрасту в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин. При назначении пенсии в России выплаты в другой стране прекращаются, если они были назначены ранее.

Но есть одно условие - для оформления и получения пенсионных выплат иностранцы должны быть постоянно проживающими, то есть иметь вид на жительство. Либо получить гражданство Российской Федерации. Требование к наличию 6-летнего страхового стажа распространяется и на россиян, и на жителей других стран. Во всех остальных вопросах назначения пенсий можно также руководствоваться теми же нормами и правилами начисления, которые существуют для россиян.

Есть важный вопрос, волнующий иностранных граждан, думающих о своей будущей пенсии, будет ли засчитывается работа в странах СНГ, таких, как Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, в стаж, дающий право на получение пенсионных выплат. Данный вопрос урегулирован государствами содружества довольно давно, еще в девяностых годах прошлого века, однако до сих пор вызывает споры. Это связано с понятиями «трудовой стаж» и «страховой стаж».

Трудовой стаж- это общее суммарное время работы во всех организациях за весь период трудовой деятельности работника.

Страховой стаж Российская Федерация.Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

[ Текст]:федер. закон: (Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г.:одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г.)с измен. на 1 января 2014 г. - сумма периодов работы, за которые были произведены отчисления на страховую часть будущей пенсии.

В общий трудовой стаж включаются периоды работы в Армении, Грузии, Белоруссии, Казахстане, Украине, Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Киргизии, Литве. Это подтверждается двусторонними соглашениями с этими странами о признании стажа.

Если же в периоды работы в странах СНГ работодателем были произведены выплаты на страховую часть пенсии, то это войдет также и в страховой стаж.

Длительность работы, вредные условия труда, уровень заработной платы - все это влияет на назначение и размер пособия.

Для оформления пенсии в России гражданин страны Российская Федерация. Законы. О государственном пенсионном обеспечение в Российской Федерации. [ Текст]: федер. закон: (Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г.:одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г.) с измен. на 1 января 2015 г., входящей в СНГ, должен отправиться в отделение ПФР по месту проживания для первичной консультации. Затем с необходимыми документами он обращается за назначением пособия. Перечень документов, по которым начисляется пенсия иностранных граждан:

Вид на жительство

Паспорт иностранного гражданина

Пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС)

Трудовая книжка российского образца

Документы об изменении фамилии, имени или отчества

Справка о зарплате за 2000-2001 годы или за 60 месяцев за период до 2000 года при наличии работы в эти периоды

Справки с мест работы для подтверждения стажа (при необходимости)

Справка о периодах работы с вредными условиями труда (при их наличии)

Документы об инвалидности (при наличии)

Обратиться в ПФР для назначения пенсии лучше за 2 месяца до наступления пенсионного возраста. Нужно отметить, что российская трудовая книжка и СНИЛС не потребуются, если право на назначение пособия уже подтверждено на территории другой страны СНГ и нужно лишь переоформить пособие, чтобы получать его в России. В этом случае начисление и выплата пенсий по прежнему месту проживания прекращаются.

Таким образом, где бы ни трудился человек, он не должен потерять право на содержание по старости и получить гарантированные законом выплаты.

Итоги 2 главы

Проанализировав данный материал, можно сделать следующие заключения. Объем и порядок медицинского обеспечения иностранных лиц зависит от их трудового статуса (работающий, неработающий) и статуса проживания в России (постоянно проживающий, временно находящийся). Право на медицинскую помощь в системе ОМС имеют застрахованные в ней граждане. Среди иностранцев к застрахованным в ОМС относятся:работающие иностранные граждане (кроме временно пребывающих на территории РФ).

Они застрахованы с момента заключения с ними трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). И за них их работодателем уплачиваются взносы на обязательное медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Так же в курсовой работе был рассмотрен вопрос родового сертификата для иностранных граждан. Родовой сертификат Российская Федерация. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. О родовом сертификате. [ Текст]:приказ: (Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.) с измен.на 2009г. - это финансовый документ, в соответствии с которым производится оплата медицинским учреждениям услуг, оказанных женщине в период беременности, родов и послеродовой период, а также услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Система родовых сертификатов введена в России с 2006 года и призвана (путем дополнительного финансирования) стимулировать учреждения здравоохранения на оказание более качественных услуг по медицинской помощи беременным и детям в первый год жизни.

Так же был рассмотрен вопрос пенсионного обеспечение иностранных граждан. Каждая организация в силу действующего законодательства обязана производить начисление страховых взносов на всех своих сотрудников. До 2012 года на временно пребывающих иностранных граждан страховые пенсионные взносы не начислялись. Выплаты производились только на временно и постоянно проживающих граждан других стран.

В 2012 году были приняты поправки к закону Российская Федерация.Законы. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. [ Текст]:федер. закон: (Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г.:одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г.)с измен. на 1 янвая 2015 г., и теперь работодатель должен выплачивать пенсионные страховые взносы на всех иностранных работников, если с ними заключен договор на срок не менее 6 месяцев. На накопительную часть пенсии по-прежнему отчисления не производятся.

Часто случается, что трудовая деятельность в России носила временный характер, и вскоре работники из стран СНГ возвращаются на родину. В этом случае начисления, произведенные в организациях на пенсионные счета иностранцев, не пропадут - Российская Федерация заключила договоры о взаимном зачете взносов с большинством стран.



Просмотров