2 правовые основы предоставления государственных услуг. Правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг населению

Основу качественного предоставления государственных и муниципальных услуг составляет эффективное нормативное регулирование данной сферы. В России нормативное регулирование предоставления государственных и муниципальных услуг осуществлялось в несколько этапов. Первый этап нормативное регулирование в рамках административной реформы и существующего законодательства до принятия соответствующего Федерального закона. Второй этап - нормативно-правовое регулирование сферы в рамках принятого Федерального закона № 210 [Бледнова, 2013].

Рассмотрим правовые основы предоставления услуг в рамках административной реформы. До проведения административной реформы отсутствовали стандарты предоставления и качества государственных услуг. Законодательство не устанавливало сроки предоставления услуг, исчерпывающие перечни документов, ограничения оснований для отказа. Для повышения эффективности системы предоставления услуг требовались стандарты [Бледнова, 2013].

В рамках административной реформы, одним из главных направлений совершенствования системы государственного управления является повышение качества и доступности государственных услуг. Под административной реформой понимают «комплексные изменения в системе государственного управления: как в функционировании самих органов администрирования (внутренние административные процессы и процедуры), так и в организации взаимодействия с гражданами и различными общественными институтами и организациями». При этом следует отметить, что административная реформа как проект охватывает ограниченный период времени [Нарышкина, Хабириева, 2008].

Административная реформа Российской Федерации предусматривает реализацию мероприятий по шести основным направлениям [Распоряжение Правительства РФ №1789-р]:

  • · управление по результатам;
  • · стандартизация и регламентация;
  • · оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции;
  • · повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;
  • · модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
  • · обеспечение административной реформы.

Ключевыми целями административной реформы в Российской Федерации являлись [Распоряжение Правительства РФ №1789-р]:

  • · повышение качества и доступности государственных услуг;
  • · ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • · повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В рамках достижения цели «повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг» были разработаны соответствующие меры. В ходе реализации этих мер, выяснилось, что сфера государственных и муниципальных услуг требует единого законодательного подхода, что и повлекло за собой разработку Федерального Закона № 210.

Помимо Административной реформы в России оказание услуг закреплено Конституцией РФ. В статье 8 определяются гарантии единства экономического пространства, свобода перемещения товаров и услуг, а так же финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности [Конституция РФ].

Невозможность ограничения перемещения товаров и услуг установлена в статье 74 Конституции РФ. Данные положения закрепляют прав гражданина на свободное получение услуг любого характера, в том числе и государственных и муниципальных [Конституция РФ].

Еще одним нормативно-правовым актом, который является базовым при рассмотрении государственных и муниципальных услуг выступает ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе». В статье 47 в пункте 7 закона закреплено, что должностной регламент государственной гражданской службы включает перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа [Федеральный закон № 79].

Понятия государственных и муниципальных услуг закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом услуга рассматриваются, как деятельность, которая оказывается в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти или органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями и иными юридическими лицами [Бюджетный кодекс РФ].

К нормативно-правовой базе предоставления государственных и муниципальных услуг относятся и концепции: Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р; Концепция формирования в Российской Федерации Электронного Правительства до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. № 632-р. В данных концепциях выделяются направления реформирования сферы государственных и муниципальных услуг [Бледнова, 2013].

В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами [Указ Президента №314].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373 был установлен Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг [Постановление Правительства РФ № 373].

Анализ данного документа свидетельствует о том, что под оказанием государственной услуги понимается последовательность действий (административных процедур) исполнительного органа государственной власти [Постановление Правительства РФ № 373].

Данное Постановление в полной мере определяет требования в разработке, составлению и утверждению административных регламентов, в которых содержится информация не только об органе, предоставляющем услугу, но и стандарт предоставления самой услуги. Постановление имеет ключевое значение при определении видов доступности услуг, так как в административном регламенте в разделе касающемся «Общих положений» прописывается описание заявителей, информация об органах предоставляющих услугу (место нахождения, график работы, справочные телефоны, адреса электронной почты и официальных сайтов органов), срок получения услуги. В разделе, касающемся «Требований к порядку исполнения государственных функций» располагается информация о размере платы за услуги организации, которая предоставляет услугу [Постановление Правительства РФ № 373].

В последующем такое понимание государственной (а по аналогии и муниципальной) услуги в целом перешло и в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Принятие Федерального закона, который будет регулировать сферу предоставления государственных и муниципальных услуг стало прорывом в вопросе повышения эффективности системы государственного и муниципального управления. В установлены и т?ребования к госуда?рственных и услуг, их по?рядок админист?ративных п?редусмотрена многоф?ункциональных п?редоставления услуг по «одного большое уделено инфо?рмационно-коммуникационных униве?рсальных ка?рт п?редоставлении и услуг. того, его на ко?ррупциогенных в сфере [Кайль, Епинина, 2014].

Исходя из положений данного закона, государственные и муниципальные услуги могут предоставляться в следующих формах.

Основная и распространенная п?редоставления до админист?ративной - пол?учение госуда?рственных м?униципальных че?рез исполнительной П?редоставления при фо?рме п?утем заявления об?ращения в кото?рый необходим?ую

В админист?ративной были новые оказания и услуг. население пол?учать в фо?рме элект?ронных и элект?ронных карт [Кайль, Епинина, 2014].

Рассмотрим предоставление государственных и муниципальных услуг посредством электронных порталов. В 2009 году был разработан Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями [Постановление Правительства № 1993-р].

Еще одна форма получения государственных и муниципальных услуг - это универсальная электронная карта (УЭК). Эта карта содержит электронное приложение, которое позволяет хранить данные гражданина (паспорт, полис ОМС, пенсионное и другие льготные удостоверения, включая медицинскую карту), которые позволят получать услуги финансовые, транспортные, социальные услуги [Федеральный закон № 210].

Одной из самой распространенной формой предоставления государственных и муниципальных услуг стали многофункциональные центры (МФЦ).

Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ должно быть организовано по принципу «одного окна», то есть потребитель получает государственную или муниципальную услугу после однократного обращения. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативно-правовыми актами и соглашением о взаимодействии. В случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами субъектов РФ, предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ может осуществляться исключительно в электронной форме [Федеральный закон № 210].

Под многофункциональными центрами подразумевается - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом №210, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» [Федеральный закон №210].

Помимо закона и региональных деятельность цент?ров, а п?равила услуг МФЦ Постановлением Российской от 3 2009 г. N «О ме?рах по качества госуда?рственных услуг на многоф?ункциональных п?редоставления (м?униципальных) Постановление пе?речень п?равил услуг, как п?редоставления, разделение на секто?ры, комфо?ртности, дост?упность и инфо?рмационной системы [Постановление №796].

Согласно постановлению на многоф?ункциональных должно не 50 (м?униципальных) по направлениям [Постановление №796]:

  • · социальная населения;
  • · регистрация на им?ущество и с
  • · оп?ределение подтве?рждение стат?уса
  • · регулирование деятельности.

След?ующий акт, зак?репляет положения п?редоставления (м?униципальных) - П?равительства РФ от №861 «О госуда?рственных системах, п?редоставление в фо?рме и услуг функций)». Постановление Положение о госуда?рственной системе. госуда?рственная система реестр и услуг создается обеспечения в фо?рме госуда?рственных и услуг, а ф?ункций по госуда?рственного (надзо?ра) и конт?роля [Постановление №861].

Создание реестра с в?ременной, инфо?рмационной пол?учения для услугопотребителей.

Указ РФ от 7 2012 «Об нап?равлениях системы уп?равления» к?ритерии услуг населения.

Указом основные по деятельности госуда?рственной в оказания (м?униципальных) услуг [Указ №601].

Ознакомившись с нормативными основами предоставления государственных и муниципальных услуг, можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое регулирование организации предоставления услуг в Российской Федерации достаточно для того, чтобы предоставлять качественные и доступные услуги населению, при соблюдении всех требований, которые предъявляются к процессу предоставления государственных и муниципальных услуг.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С поправками, внесенными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.08 г. № 7-ФКЗ. Российская газета, № 7, 21.01.2009.

Федеральный закон от 06.10.99 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Федеральный закон от 25.12.08 г. «О противодействии коррупции». Российская газета, № 266 (4823), 30.12.08 г.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Собрание законодательства РФ, 10.05.2010, N 19, ст. 2291.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179.

Постановление Правительства РФ от 03.10.2009 N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг". Собрание законодательства РФ, 12.10.2009, N 41, ст. 4782.

Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет". Собрание законодательства РФ, 22.06.2009, N 25, ст. 3061.

Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (вместе с "Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций", "Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг", "Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг") "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3169.

Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции». Собрание законодательства РФ, 27.06.2011, N 26, ст. 3826.


Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 N 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. Собрание законодательства РФ, 02.05.2011, N 18, ст. 2679.

Устав Вологодской области от 03.10.01 г. Красный Север, № 202-203, 23.10.01 г.

Закон Вологодской области от 03.11.2010 N 2397-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Красный Север, N 127, 13.11.2010.

Постановление Губернатора Вологодской области от 20.10.2010 N 518 "О Порядке разработки и принятия административных регламентов взаимодействия органов исполнительной власти области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления области, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, при проведении совместной проверки". Красный Север, N 120, 26.10.2010.

Постановление Губернатора Вологодской области от 26.01.2011 N 28 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан". Красный Север, N 18, 02.02.2011.

Распоряжение Губернатора Вологодской области от 01.07.2010 N 1299-р "О плане перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг". Документ опубликован не был.

Постановление Правительства РФ от 25.12.07 г. «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям». Собрание законодательства РФ. 2007. № 53. Ст. 6627.

Постановление Правительства Вологодской области от 30.06.2008 N 1230 "О мерах по переводу существующих государственных учреждений области в автономные учреждения и по привлечению юридических лиц, за исключением органов государственной власти и государственных учреждений, к оказанию государственных услуг". Красный Север, N 91, 05.08.2008.

Постановление Правительства Вологодской области от 23.12.08 г. «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (административных регламентов предоставления государственных услуг) органами исполнительной власти Вологодской области». Красный Север, 13.01.09 г.

Постановление Правительства Вологодской области от 24.08.2009 N 1292 "О создании государственного учреждения Вологодской области "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг на территории муниципального образования "Город Вологда". Красный Север, N 22, 02.03.2010.

Постановление Правительства Вологодской области от 01.12.2010 N 1379 "О программе мероприятий "Ликвидация административных барьеров в строительстве на территории Вологодской области на 2011 - 2015 годы". Красный Север, N 139, 11.12.2010.

Постановление Правительства Вологодской области от 27.12.2010 N 1547 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Вологодской области". Красный Север, N 1, 05.01.2011.

Постановление Правительства Вологодской области от 14.02.2011 N 109 "О формировании государственного задания для государственных учреждений области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания". Красный Север, N 30, 18.02.2011.

Постановление Администрации г. Вологды от 28.10.2010 N 5755 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг". Вологодские новости, N 44, 10.11.2010.

Основная литература:

Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров/отв. ред. Л. Л. Попов; Моск. гос. ун-т имени О. Е. Кутафина (МГЮА).- М.: РГ-Пресс.2014.

Административное право России. Общая часть: учебник/под ред. С. А. Старостина.- М.: ИНФРА-М., 2010.

Административное право: учебник/под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной.- М.: Норма, 2010.

Агапов А. Б. Административное право: учебник для бакалавров/А. Б. Агапов.-8-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2012.

Попов Л. Л. Административное право России: учебник/Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров; отв. ред. Л. Л. Попов.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2013.

Дополнительная юридическая литература:

Административное право: учебник. / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма, 2008.

Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА – М, 2006.

Административные реформы в России: история и современность. Под общей ред. докт.экон.наук, проф. Р.Н. Байгузина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.

Анненкова В.Г. Роль административной реформы в обеспечении единства Российской Федерации. Административное право и процесс, 2006, № 1.

Бесчастнова Л.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в сфере предоставления государственных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 35 - 38.

Гварамия Л.Ю. Административная реформа и регламентное регулирование в Российской Федерации. Юридический мир, 2008, № 2.

Грицай Г.И. Об административных регламентах органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009. N 4. С. 10 - 12.

Зайцева Г.А. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте задач административной реформы. Государственная власть и местное самоуправление, 2008, № 5.

Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. Бачило И.Л. М.: Юристъ, 1998.

Исполнительная власть: организация и взаимодействие \ Отв.ред. Ю.А. Тихомиров. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2000.

Киселева Н.В. Проблемы привлечения к ответственности государственных служащих в результате предоставления некачественных государственных услуг. Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 33 - 35.

Лапина М.А. Административная реформа: анализ первых итогов и проблем, стоящих перед субъектами исполнительной власти. Право и политика. 2005. № 10.

Мартынов А.В. Актуальные проблемы реализации административных регламентов в сфере исполнительной власти. Административное и муниципальное право. 2009. N 11. С. 68 - 71.

Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в субъектах Российской Федерации. Журнал российского права, 2008, № 10.

Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной. Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 11.

Нестеров А.В. Методология властных услуг. Государственная власть и местное самоуправление, 2009, N 3.

Новиков А.Б. К вопросу о конституционном обосновании административной реформы в Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2006, № 10.

Паршин М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству. – М.: Статут, 2013.

Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. – М.: Волтерс Клувер, 2007.

Публичные услуги и право: научно-практическое пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Норма, 2007.

Саввина Ю.В. Проблемы выбора организационно-правовой формы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Государственная власть и местное самоуправление, 2009, N 5.

Санатин В.П. Административно-правовое регулирование качества государственных услуг как фактор минимизации коррупционных рисков в сфере предпринимательской деятельности. Административное и муниципальное право. 2010. N 6. С. 80 - 84.

Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные. Журнал российского права, 2004, N 10.

Федосеева Н.Н., Заклязминская А.Н. Административные регламенты: инструменты современного государственного управления и новый институт административного права. Административное право и процесс. 2010. N 5. С. 14 - 17.

Филатова А.В. Аутсорсинг административно-управленческих процессов. Предпринимательское право, 2009, № 1. С. 14 – 17.

Чеботарева А.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: реальность 2014 года? Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10. С. 16 - 20.

  • Экономика: пределы государственно-правового воздействия
  • Экономическое законодательство: к истории вопроса
    • Государственное регулирование экономики России
    • Экономическое законодательство в советский период и эпоху реформ
    • Современная российская экономика и законодательство
  • Концепции правового регулирования экономики и административное право
    • Публичное экономическое право Франции
    • Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
    • Экономический анализ права
    • Идеи экономического права в России
  • Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
    • Продолжение дискуссии о хозяйственном праве
    • Публичное экономическое право: тенденции развития
  • Публичное право и регулирование экономических отношений
  • Деление права на публичное и частное
    • В поисках критерия разделения права на публичное и частное
    • Современные тенденции разделения права
  • Роль административного права в регулировании экономики
  • Конституционные принципы регулирования экономики
    • Концепция «экономической конституции»
    • Постановления Конституционного Суда РФ в экономической сфере
  • Публичные элементы в гражданском праве России
  • Участие государства в имущественных отношениях
  • Гражданская правосубъектность государства и его органов
    • Разнообразие теорий о гражданской правоспособности государства
    • Иммунитет государства
    • Концепция юридического лица и правоспособность государства
    • Органы публичной власти как юридические лица
  • Государство и казна
    • Понятие казны
    • Состав федеральной казны
  • Имущественная ответственность государства
    • Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
    • Порядок возмещения вреда за счет казны
    • Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
    • Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
  • Взаимодействие государства и бизнеса
  • Участие бизнеса в государственном управлении
  • Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
  • Государственно-частное партнерство в России
  • Концессия как форма публично-частного партнерства
    • Возникновение и распространение концессий
    • Смешанный характер концессионного соглашения
    • Объекты и субъекты концессионного соглашения
    • Условия концессионного соглашения
    • Порядок заключения концессионного соглашения
  • Субъекты экономического регулирования
  • Экономическая компетенция органов публичной власти
    • Федеральные органы власти в сфере экономики
    • Органы по управлению государственной собственностью
  • Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
    • Счетная палата РФ
    • Центральный банк РФ
  • Государственные корпорации и государственные компании
    • Общие нормы о государственных корпорациях
    • Виды государственных корпораций
    • Деятельность государственных корпораций
    • Риски при создании государственных корпораций
    • Государственная компания
  • Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
    • Теоретические основы саморегулирования
    • Саморегулируемые организации в России
    • Правовой статус саморегулируемых организаций
    • Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
  • Квазигосударственные органы
  • Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
  • Публично-правовые способы регулирования экономики
  • Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
    • Экономическая функция государства
    • Государственная регистрация
    • Лицензирование в экономической сфере
    • Государственный контроль и надзор
  • Экономическое прогнозирование и планирование
  • Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
    • Импорт концепции «сервисного государства»
    • Российская правовая доктрина публичных услуг
    • Нормативные основы предоставления государственных услуг в Российской Федерации
    • Электронизация государственных услуг
    • Специфика государственных услуг в экономической сфере
  • Государственное регулирование цен и тарифов
    • Либерализация цен и основы ценовой политики
    • Законодательные основы государственного регулирования цен
  • Государственная поддержка
    • Виды государственной поддержки
    • Государственные и муниципальные преференции
  • Управление государственной собственностью
  • Основы управления государственной собственностью
    • Состав государственной собственности
    • Формы управления государственной собственностью
    • Учет государственной собственности
  • Разграничение государственной собственности
    • Нормативные основы разграничения государственной собственности
    • Современное законодательство о разграничении государственной собственности
    • Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
  • Приватизация государственной собственности
    • Правовая природа приватизации
    • Основные способы приватизации
    • Национализация как антипод приватизации
  • Создание унитарных предприятий
  • Акционерная собственность государства
  • Коррупция как деструктивный фактор в экономике
  • Теневая экономика и коррупция
  • Способы противодействия коррупции в экономике
    • Нормативная база противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза экономического законодательства
    • Административные барьеры для бизнеса
    • Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
    • Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
    • Административные барьеры при предоставлении публичной информации

Нормативные основы предоставления государственных услуг в Российской Федерации

На сегодняшний день понятие «услуга» встречается в самых различных отраслях законодательства, но чаще всего - в гражданско-правовом смысле (как товар, работа или услуга). Исторически термин «государственная услуга» в советском законодательстве не употреблялся, хотя по содержанию предоставляемые гражданам услуги были не чем иным, как государственными услугами (медицинское обеспечение, образовательные услуги, библиотеки и музеи) 1 См.: Гражданин, закон и публичная власть. М., 2005. С. 145. .

Как отмечалось выше, прочной нормативной основы для публичных (государственных) услуг пока не создано, и политика, и нормотворчество в этой сфере движутся мелкими шагами. Пожалуй, впервые упоминание о государственных услугах появилось в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862), затем в Указе Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»».

Государственные услуги многократно упоминаются в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 гг. (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р). В Концепции отмечается необходимость повышения качества и доступности государственных услуг, их стандартизации. При этом упоминаются «услуги общего экономического характера», предоставляемые органами исполнительной власти, а субъект предоставления государственных услуг косвенно определен как «государственная организация».

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г., повторяется в терминологии вслед за Концепцией, добавляя еще государственные социальные услуги, а также говорит о внедрении «новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг». Видимо, этот терминологический разнобой оказал влияние на научные дискуссии вокруг понятия услуг. Необходимо упомянуть и постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».

Если говорить об официальной расшифровке понятия услуги, то это сделано в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно указу оказание услуг является одной из функций органа власти (в данном случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти). По первоначальной версии этого указа под функциями по оказанию государственных услуг понималось «осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц». Дефиниция поменялась уже через два месяца. Теперь под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Вообще, в официальном определении функция и услуга соединены - т.е. оказание государственных услуг есть отдельная функция государственного органа.

Всего таких функций теперь четыре вида:

под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

под функциями по контролю и надзору понимаются:

  • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Ранее выделялись еще и правоприменительные функции.

Из нормативного определения мы выделили следующие черты оказания государственных услуг :

  1. это осуществление государственной функции;
  2. государственные услуги предоставляются в установленных федеральными законами областях (образование, здравоохранение и др.);
  3. стоимость услуг регулируется государством (безвозмездно или по государственным расценкам), т.е. они не подчинены законам рынка;
  4. субъекты оказания государственных услуг - органы государственной власти, подведомственные им государственные учреждения либо иные организации;
  5. субъекты получения (потребители) государственных услуг - граждане и организации 2 См.: Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. №5. С. 15. .

В постановлении Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» раздел «Административные регламенты и стандарты государственных услуг» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти перечни предоставляемых ими государственных услуг, а также обеспечивают их опубликование.

Предоставление государственных услуг осуществляется на основе стандартов государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности. До утверждения в установленном порядке стандарта государственной услуги ее предоставление осуществляется на основе требований, установленных законодательством Российской Федерации. Понятие государственных услуг используется параллельно и в постановлении Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора - на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом - на федеральные агентства.

Однако частые изменения структуры федеральных органов исполнительной власти, возведение почти в ранг нормы исключений, не отвечающих продекларированному разделению функций (когда агентства могут осуществлять функции контроля, а службы - предоставлять государственные услуги), дают основания утверждать, что эта система еще далека от совершенства и будет, возможно, пересматриваться. Кроме того, в одном и том же Указе Президента оказание государственных услуг является атрибутивным признаком федерального агентства, но при этом оказание услуг может осуществляться «федеральными органами исполнительной власти», т.е. всеми тремя видами федеральных органов.

Представляется, что официальная дефиниция государственных услуг - это только верхушка айсберга, которого, плюс ко всему, пока нет. Слишком много вопросов требуют разрешения. Неясно, каким образом регулировать государственные услуги. Вероятно, положения отраслевых законов, устанавливающие области оказания государственных услуг, должны корреспондировать с положениями о государственных органах, эти услуги оказывающих. Нуждается в осмыслении факт оказания государственных услуг «подведомственными федеральными государственными учреждениями либо иными организациями». Какова природа и нормативная основа такого осуществления функции государственного органа невластным, а в ряде случаев даже негосударственным субъектом? Здесь нам видится две линии развития.

Первая линия - отношения государственных органов и государственных учреждений. Статус последних до сих пор недостаточно урегулирован, гражданско-правовая сторона ограничивается несколькими статьями Гражданского кодекса и Федерального закона «О некоммерческих организациях», отсылающими к закону о государственных учреждениях.

Собственно, сами государственные органы - это учреждения, но при оказании государственных услуг речь идет о подведомственных этим органам учреждениях - больницах, школах и т.д. Ведь именно в них граждане непосредственно реализуют свои конституционные права на получение медицинской помощи, образования. Очевидно, что этот факт должен налагать свой отпечаток на природу связи государства и государственного учреждения. Согласно гражданскому законодательству ответственность учреждения по своим обязательствам ограничивается находящимися в его распоряжении денежными средствами. Но при их недостаточности государство несет субсидиарную ответственность.

Вторая линия - оказание государственных услуг (функции органа государственной власти) иными субъектами, которые организационно и имущественно с государством никак не связаны (например, частные школы и больницы). Сущность оказываемых услуг одна. Но негосударственный статус организации (в форме коммерческого общества или некоммерческой организации) позволяет лете уйти от ответственности и контроля, переводя отношения с пользователями услуг в частно-правовую плоскость. По-видимому, идея административной реформы в том, чтобы уравнять перед гражданами (но не между собой) государственные и негосударственные субъекты оказания услуг. Разумеется, государство не может принять на себя субсидиарную ответственность и по обязательствам негосударственных организаций, оказывающих услуги. Но государственные гарантии, регулирование и контроль в этих сферах должны существовать, а это уже задача публично-правового регулирования.

Как видим, пока вопросов больше, чем ответов. А из ответов на эти вопросы и будет оформлен новый институт административного права - государственные услуги.

Постепенно государственные услуги проникают и в законодательные акты. Так, согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЭ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

В соответствии со ст. 7.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления, что и закреплено в Федеральном законе от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Бюджетный кодекс РФ содержит свой подход: государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами. Именно после данной редакции появилось понятие бюджетных услуг, активно подхваченное в законодательстве субъектов РФ.

Закон субъекта РФ
Понятие бюджетной услуги
Другие характеристики
Закон от 14 июня 2007 г. № 36-РЗ «О республиканских стандартах качества предоставления бюджетных услуг в Республике Алтай»
Бюджетная услуга - услуга, оказываемая государственными учреждениями Республики Алтай, создаваемыми для осуществления полномочий органов государственной власти Республики Алтай и финансируемыми за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в целях удовлетворения потребностей получателей бюджетных услуг в реализации их прав и законных интересов
Получатель бюджетной услуги - физическое и (или) юридическое лицо, имеющее право на получение бюджетной услуги; стандарт качества предоставления бюджетной услуги - совокупность требований к деятельности государственных учреждений по предоставлению ими бюджетной услуги в определенных объемах и определенного качества
Закон от 29 июня 2006 г. № 1816-111 «О стандартах качества бюджетных услуг в Республике Бурятия»
Бюджетная услуга - деятельность органов исполнительной власти Республики Бурятия, государственных учреждений и организаций иной организационно-правовой формы, осуществляемая в рамках их компетенции и ответственности, финансируемая за счет средств республиканского бюджета и направленная на удовлетворение потребностей населения в реализации его законных прав и интересов
Стандарт качества услуги - обязательные для исполнения правила, устанавливающие в интересах получателя бюджетной услуги требования к оказанию услуги, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания данной услуги;
получатель (пользователь) услуги - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства или организация, обратившиеся в орган, предоставляющий услугу, для реализации прав либо законных интересов или исполнения возложенных нормативными правовыми актами обязанностей
Закон Республики Мордовия от 26 июня 2006 г. № 39-3 «О республиканских стандартах качества предоставления бюджетных услуг»
Предоставление бюджетных услуг - действия, направленные на удовлетворение общественных потребностей. которые предпринимаются по поручению (заказу) органов государственной власти Республики Мордовия и оплачиваются за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия
----
Закон Чувашской Республики от 19 июля 2007 г. № 44 «0 республиканских стандартах качества предоставления государственных услуг»
Государственная услуга - услуга, оказываемая физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием бюджетными учреждениями Чувашской Республики, иными юридическими лицами за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации
Государственное задание - документ, устанавливающий требования к объему, качеству, условиям, порядку и результатам оказания бюджетных услуг
Закон Красноярского края от 10 июля 2007 г. № 2-392 «О стандартах качества оказания государственных услуг»
----
Основаниями для отказа в оказании государственной услуги являются: отсутствие у лица, обратившегося за государственной услугой, права на ее получение либо полномочий действовать от имени другого лица; несоответствие документов установленным требованиям (неполный перечень, неправильное заполнение);
наличие в представленных документах сведений, не соответствующих действительности
Закон Амурской области от 2 мая 2007 г. № 326-03 «Об областных стандартах качества предоставления бюджетных услуг»
Бюджетные услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые за счет средств областного бюджета полностью или частично физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием исполнительным органом государственной власти области, областными бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами
Государственное задание - документ, устанавливающий требования к объему, составу, качеству, условиям, порядку и результатам оказания услуг
Закон Брянской области от 9 июня 2007 г. № 77-ФЗ «Об областных стандартах качества предоставления бюджетных услуг»
Бюджетные услуги - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием органами государственной власти, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти.
---
Закон от 9 октября 2007 г. № 104-03 «О стандартизации качества государственных услуг Воронежской области»
государственная услуга Воронежской области - услуга, оказываемая физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием органами государственной власти Воронежской области, бюджетными учреждениями Воронежской области, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти Воронежской области
---
Закон от 9 июля 2007 г. № 97-ФЗ «О стандартах качества оказания государственных услуг в Ульяновской области»
Государственные услуги в Ульяновской области - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием органами государственной власти Ульяновской области, бюджетными учреждениями Ульяновской области, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти Ульяновской области
---

20 ноября 2009 г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» 3 Публичные слушания проекта федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» (ЦСР, 27 октября 2009 г.) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4. С. 74-93. .

УДК.34.342.924

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Л.А. Душакова

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и служебного права

Северо-Кавказская академия государственной службы

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена вопросам правового регулирования государственных услуг. Автором выделяются особенности и основные направления правового регулирования государственных услуг на современном этапе развития законодательства Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Ключевые слова: государственная услуга; стандарт государственной услуги; административный регламент

В настоящее время особое значение придается такой функции органов власти, как предоставление гражданам и юридическим лицам государственных услуг. При этом единого системного представления о государственных услугах не сложилось и подобная ситуация характерна как для законодательства, так и для доктрины административного права.

Оказание государственных услуг, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , трактуется как одна из возможных функций государственных органов. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Очевидно, что представленные легальные определения государственных услуг семантически не идентичны и не решают главного вопроса – правовой природы государственных услуг.

Особенности правового регулирования государственных услуг можно рассматривать в нескольких аспектах.

1. Следует различать несколько четко определяемых направлений правового регулирования государственных услуг:

– регулирование собственно государственных услуг, или иначе это направление можно обозначить как статусное регулирование, которое включает категориальную определенность и спецификацию государственных услуг относительно иных действий, продуцируемых органом власти, и в первую очередь относительно государственных функций (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» ; Концепция административной реформы );

– регулирование предоставления государственных услуг (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»; административные регламенты предоставления государственных услуг);

– правовую стандартизацию государственных услуг (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; административные регламенты предоставления государственных услуг). Закон №210-ФЗ не предусматривает понятия стандарта государственной услуги, но устанавливает требования к стандарту ее предоставления, которые выражаются в исполнении обязательных минимальных требований, имеющих свою фиксацию в административном регламенте, что не вполне оправданно, поскольку очевидно, что стандарт государственной услуги и стандарт ее предоставления суть не одно и то же.

Следуя нормативному материалу, представленному в Законе №210-ФЗ, можно предположить, что стандарт государственной услуги – это определенное обязательство органов исполнительной власти по обеспечению возможности получения государственных услуг в определенных объемах и определенного качества. Стандарт включает несколько составляющих: технологию производства государственной услуги, значения показателей результативности оказания государственной услуги и стандарты факторов государственной услуги.

Цель стандартизации государственных услуг – сокращение транзакционных издержек, которые несут граждане и организации при взаимодействии с органами власти и должностными лицами.

Стандарт предоставления государственной услуги предусматривает ряд установленных положений, в том числе: ее наименование; наименование органа, ее продуцирующего; результат ее предоставления и прочее (всего в Законе №210-ФЗ представлено 14 пунктов).

Требования к стандарту предоставления государственной услуги предопределяют архитектонику соответствующего типа административных регламентов.

По существу, общие требования, предусмотренные законодателем к предоставлению государственных услуг, в том числе требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных услуг, требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных услуг, требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, требования к организации предоставления государственных услуг в электронной форме и требование о формировании реестра государственных услуг, также имеют смысл стандарта.

2. Следует отличать правовое регулирование государственных услуг в объеме представленных направлений от нормативных установлений относительно исполнения государственной услуги, которое содержит нормативное закрепление необходимости продуцирования органом публичного управления определенной услуги (в частности, положения об органах исполнительной власти, а также иные акты действующего законодательства).

3. Правовое регулирование предоставления государственных услуг осуществляется по принципу вертикальной «развертки». Нормативная иерархия начинается с Закона №210-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг уполномоченными субъектами публичного управления, и предусматривает ряд достаточно важных позиций, определяющих специфику правового регулирования отношений в связи с предоставлением государственных услуг, в том числе:

– формируется свой понятийный аппарат, включающий определение понятий «государственная услуга», «заявитель», «административный регламент», «многофункциональный центр предоставления услуг», «предоставление услуг в электронной форме», «портал услуг»;

– охватывается как федеральный, так и субфедеральный уровень предоставления услуг;

– определяются основы юридического содержания правоотношений, возникающих между заявителем и продуцентом государственной услуги;

– определяются общие требования к предоставлению государственных услуг, в том числе требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении услуг, к взиманию с заявителя платы за предоставление услуг, к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, к организации предоставления услуг в электронной форме, а также обязательность включения слуг соответственно в соответствующие реестры;

– определяется порядок разработки и принятия, а также структура административного регламента предоставления государственных услуг. Кроме того, нормативное закрепление получили представления о стандарте государственной услуги. Причем административные регламенты, принятые до дня вступления в силу Закона №210-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с его положениями не позднее 1 июля 2012 г.;

– регламентируются вопросы предоставления услуг в многофункциональных центрах;

– регламентируется порядок и особенности предоставления услуг с использованием информационно-телекоммуника­ци­он­ных технологий;

– регламентируется организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.

До принятия Закона №210-ФЗ потенциально существовала возможность развития нескольких сценариев законодательного регулирования государственных услуг . Один из них заключался в закреплении в законе требований к стандарту государственных услуг и в переносе регулирования соответствующих административных процессов на уровень органов исполнительной власти. Второй сценарий заключался в параллельной разработке двух федеральных законов – «Об административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг», при сохранении разделения предмета регулирования между ними по виду документа, а также по относимости к государственной услуге. Третий – в закреплении в Федеральном законе «Об административных регламентах» модели, объединяющей регламент и стандарт государственной услуги в одном документе.

На сегодняшний день в отношении порядка предоставления государственных услуг свою актуальность сохраняет Постановление №679, в котором фиксируются требования к административным регламентам предоставления государственных услуг, а также к иным юридически значимым моментам.

Следующий уровень правового регулирования государственных услуг включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти – собственно административные регламенты предоставления государственных услуг, которые описывают конструкции административных процедур в связи с обращением заявителей по поводу предоставления услуг. Административный регламент предоставления государственных услуг в своей структуре должен отражать ряд позиций, в том числе:

– устанавливать сроки и последовательность административных процедур и административных действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти;

– устанавливать порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги;

– устанавливать порядок предоставления государственной услуги;

– устанавливать стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

– демонстрировать связь между административными процедурами и административными действиями и/или принятыми решениями федерального органа исполнительной власти и возникновением, изменением или прекращением правоотношений или возникновением (передачей) документированной информации (документа).

Несмотря на наличие Закона №210-ФЗ, актом общего характера в части структуры административных регламентов остается постановление №679, в соответствии с которым в административный регламент включаются следующие разделы: общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги); административные процедуры; порядок и формы контроля за исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги); порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

В то же время эта позиция должна быть скорректирована в части структуры административных регламентов предоставления государственных услуг с учетом положений акта большей юридической силы, хотя принципиальных отличий здесь немного. В соответствии с Законом №210-ФЗ структура административных регламентов предоставления государственных услуг должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения; стандарт предоставления государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц и государственных служащих.

На данный момент административные регламенты четко разграничиваются по своей архитектонике: административный регламент исполнения государственной функции включает в себя разделы: «Общие положения», «Административные процедуры»; административный регламент предоставления государственной услуги включает в себя разделы: «Общие положения», «Требования к порядку предоставления государственной услуги», «Административные процедуры».

В связи с появлением Закона №210-ФЗ структура административных регламентов предоставления государственных услуг, безусловно, претерпит изменения.

В целом правовое регулирование государственных услуг можно оценить как достаточное. В то же время хотелось бы обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, должна иметь место легальная идентичность понимания государственных услуг на всех уровнях организации законодательства, а также это понимание должно предельно очевидно демонстрировать природу и сущность этого явления. Во-вторых, должны быть устранены формальные разночтения между Законом №210-ФЗ и Постановлением №679 в части административно-правовой регламентации предоставления государственных услуг – это вопрос качества юридической техники. В-третьих, думается, имеется смысл в нормативном разграничении стандарта государственной услуги и стандарта предоставления государственной услуги.

Библиографический список

  1. Концепция административной реформы: одобр. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. №46, ст. 4720; 2008. №7, ст. 633; 2008. №14, ст. 1413.
  2. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг): постановление Правительства Рос. Федерации от 11 ноября 2005 г. №679 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. №46, ст. 4720; 2008. №7, ст. 633; 2008. №14, ст. 1413.
  3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. №314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №11, ст. 945.
  4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. №31, ст. 4179.
  5. Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал рос. права. 2006. №10. С. 3–17.



Просмотров