Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Классификация систем

Виды

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

3.1 Обязательной сертификации подлежит продукция (услуга), на которую законами или государственными стандартами Российской Федерации установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и требования охраны окружающей среды.

3.2 Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России, другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации.

3.3 Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольную сертификацию могут проводить юридические лица, взявшие на себя функцию органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации (в пределах их области аккредитации).

Сертификация основывается на следующих принципах:

Государственности – обеспечения государственных интересов при оценке безопасности продукции;

Объективности – независимости от изготовителя и потребителя;

Достоверности – использования профессиональной испытательной базы;

Исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;

Демократичности – предоставления изготовителю самому выбрать орган по сертификации.

Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечивающая организацию методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый процессный подход и органично с ним связанный.

Пятый принцип системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

В стандартных ИСО 9001 и QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовы-вать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Принцип восьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам.

Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создано АО "Сертификация биржевых товаров".

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Общепринятые схемы сертификации в РФ приведены в приложении, которые отличаются объемом и способами проводимых органом сертификации работ, а также устанавливаемого инспекционного контроля. Причем, от этих параметров схем сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности органа по сертификации в надежности выданных сертификатов. Схемы 1-8 классифицированы ИСО и общеприняты в зарубежной и международной практике. Схемы 9-10 основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как общепринятой в ЕЭС практике элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

При наличии нескольких органов по сертификации заявитель вправе направить заявку в любой из них. Если заявитель не располагает информацией о таких органах и порядке сертификации интересующей его продукции, то эту информацию он может получить в территориальном органе Госстандарта России. Наличие заявки и содержащаяся в ней информация являются формой доказательства уверенности руководства предприятия-заявителя о выпуске (поставке) продукции, соответствующей по обязательным требованиям действующим стандартам и нормативным документам. Заявитель может дополнительно представить в орган по сертификации документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные соответствующими органами государственного управления в пределах своей компетенции, а также протоколы испытаний, проведенных при разработке продукции и постановке ее на производство. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение, и котором содержатся все основные условия сертификации, схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень испытательных лабораторий, проводивших испытания продукции, и перечень органов, которые могут провести сертификацию производств и систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Заявитель вправе выбрать конкретную испытательную лабораторию и орган по сертификации систем качества (производств).

З – заявитель;

ОС – орган по сертификации;

ИЛ – испытательная лаборатория.

1. Подача заявки на сертификацию З
2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы ОС
3. Отбор, идентификация образцов и их испытания ОС, ИЛ
4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации) ОС
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия ОС
6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия ОС
7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией ОС
8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия З
9. Информация о результатах сертификации ОС

Госстандарт России выполняет следующие функции:

Координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации,метрологии;

Взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, серти­фикации, метрологии;

Направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стан­дартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

Подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

Устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

Принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

Осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

Руководит деятельностью по аккредитации испытательных ла­бораторий и органов по сертификации;

Осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

Представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии, и в межгосударственном совете СНГ;

Сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

Руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

Осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

Участвует в работах по международной, региональной и меж­государственной (в рамках СНГ) стандартизации;

Устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и ре­комендаций;

При разработке государственных стандартов определяет орга­низационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

Организует подготовку и повышение квалификации специалис­тов в области стандартизации.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07


По срокам заимствования, государственные ценные бумаги делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

1) Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, то есть по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

2) Среднесрочные казначейские векселя; казначейские боны – казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые с условием выплаты фиксированного процента.

3) Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти и более лет, по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, то есть за несколько лет до официального погашения.

По способу получения дохода государственные ценные бумаги делятся на дисконтные и купонные.

Дисконтные – ценные бумаги, продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения.

Купонные – ценные бумаги, выпускаемые с купонами, по которым с определенной периодичностью выплачивается купонный доход. В большинстве случаев среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются с купонами, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени.

Государственные ценные бумаги различаются также по цели выпуска.

Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета служат для заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов.

Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.

Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиям и организациям применяются для рассчета с предприятиями за работы, выполненные по государственному заказу и финансируются за счет средств федерального бюджета.

В мировой практике выделяют государственные (казначейские) облигации, они по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются).

Ценные бумаги местных органов власти (Муниципальные ценные бумаги) - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Цели. Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства в принципе на любые цели, которые группируются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и т.п.);

Финансирование прибыльных проектов, вложение в которые окупает в течение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;

Финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фондов.

Формы муниципальных займов. Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг;

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Производные ценные бумаги - это такие ценные бумаги, механизм выпуска и обращения которых связан с правом на приобретение или продажу на протяжении срока, установленного договором, ценных бумаг, других финансовых и/или товарных ресурсов.

Опцион – это контракт, который дает право, но не обязанность купить или продать какой-либо актив (акцию, фьючерс, товар и т.д.) по фиксированной цене в течении жизни опциона или в определенный момент времени.

Опцион call/колл определение: это контракт, дающий право его владельцу (но не обязывающий) совершить покупку актива, по зафиксированному в контракте курсу. При покупке опциона сall/колл для его владельца желательно, что бы актив рос в цене. Риск покупателя опциона строго ограничен стоимостью опциона, его прибыль потенциально не ограничена ничем. Покупатель опциона получит убыток в случае, если рынок пойдет против него либо пойдет "вбок". И вероятно, потеряет деньги в случае, если рынок пойдет в нужном направлении, но медленно. Он скорее всего сыграет "в ноль", если рынок пойдет в нужную сторону умеренными темпами, и заработает только в том случае, когда цена будет резко двигаться в его направлении.

Опцион put/пут определение: это контракт, дающий право его владельцу (но не обязывающий) совершить продажу актива, по зафиксированнму в контракте курсу. При покупке опциона пут для его владельца желательно, что бы актив снижался в цене. Однако очень часто случается, что актив или фьючерс падают в цене, а опцион пут растет крайне медленно, совершенно не оправдывая ожиданий инвестора. Это зачастую случается когда цена на актив снижается умеренными темпами, и хотя базовый актив падает в цене все ниже, опционная премия остается на том же уровне. Продажа опциона put/пут, так же как и продажа опциона call/колл генерирует ограниченный выигрыш при потенциально неограниченных потерях. Продажа опционов put/пут, когда они идут с неплохой премией, часто рассматривается как вариант вхождения в рынок с целью занять в дальнейшем длинную позицию.

Финансовые фьючерсы - срочный контракт, по которому одна из заключивших его сторон обязана в условленный срок в будущем поставить, а другая получить определенное количество ценных бумаг или других финансовых инструментов по зафиксированной в договоре цене. Финансовые фьючерсы могут заключаться на поставку облигаций, векселей, валюты и др. ценных бумаг. Фьючерс дает право продажи определенных ценных бумаг по определенной цене на предусмотренную в контракте будущую дату без права отказа от совершения сделки.

Варрант - 1) производная ценная бумага; вид сертификата, предусматривающий возможность приобретения пакета ценных бумаг по номиналу до их выпуска в обращение. Особенностью В. является разрыв сроков приобретения сертификата и ценных бумаг; 2) свидетельство к ценной бумаге, дающее право на дополнительные льготы ее владельцу по истечении определенного срока; 3) согласно ст. 912 ГК РФ - залоговое свидетельство, товарная ценная бумага, которая вместе со складским свидетельством составляет двойное складское свидетельство. Держатель В. (иной, чем держатель складского свидетельства) имеет право залога на товар в размере выданного по залоговому свидетельству кредита и процентов по нему.

Депозитарная расписка - это свободно обращающаяся на фондовом рынке вторичная ценная бумага, выпущенная в форме сертификата авторитетным депозитарным банком мирового значения на акции иностранного эмитента и свидетельствующая о владении определенным количеством акций иностранной компании, депонированных в стране нахождения этой компании, кругооборот которых осуществляется в другой.

В мировой практике различают два вида депозитарных расписок:

  • ADR (American Depositary Receipt) - американские депозитарные расписки, которые допущены к обращению на американском фондовом рынке;
  • GDR (Global Depositary Receipt) - глобальные депозитарные расписки, операции с которыми могут осуществляться и в других странах.

Под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной компании и финансовых обязательств долгового или долевого характера другой компании.

К финансовым активам относятся: денежные средства (т.е. средства в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах); договорное право требования денежных средств или другого финансового актива от другой компании; договорное право на обмен финансовых инструментов с другой компанией на потенциально выгодных условиях; долевой инструмент другой компании.

Финансовые обязательства - любая обязанность по договору: предоставить денежные средства или финансовый актив другой компании; обменять финансовые инструменты с другой компанией на потенциально невыгодных условиях.

Долевые инструменты - способ участия в капитале хозяйствующего субъекта.

Финансовые инструменты делятся на 3 категории:

денежные средства – это средства в кассе и на расчетном счете;

кредитные инструменты – облигации, кредиты, депозиты;

способы участия в уставном капитале – акции, паи.

В соответствии с существующим законодательством депозитные и сберегательные сертификаты - это ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие право требования уступки (цессии) одного лица другому размещенных в банке депозитов или сберегательных вкладов. Это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита или вклада и процентов по ним. Право по сертификатам можно уступать другим лицам, что повышает их привлекательность. Владельцами депозитных сертификатов могут быть только юридические лица. Сберегательные сертификаты выдаются только физическим лицам.

Финансовый вексель - вексель, не имеющий товарного покрытия, основное назначение которого - размещение денежных средств. К разновидностям Ф.в. относятся банковские, казначейские, фиктивные (дружеские,"бронзовые) векселя по просроченной кредиторской задолженности юридических лиц.

Финансовый вексель выражает обычный договор займа, когда одна сторона получает от другой денежную сумму, выдавая взамен вексель. Предприятия и банки эмитируют финансовые векселя для пополнения оборотных средств. Такой вид займа менее привлекателен в сравнении с выпуском облигаций, так как средства привлекаются на короткий срок и не могут быть вложены в производство. Банки (имеется в виду вообще в мире) не принимают к учёту финансовые векселя из-за высокого риска несвоевременности платежей по ним, а также хождению подделок.

Международные ценные бумаги – ценные бумаги, находящиеся в обращении одновременно в разныхстранах.

Основными методами выхода российских предприятий на международный рынок капиталов являются давно используемые в международной практике и получившие мировое признаниедепозитарные расписки и еврооблигации.

Еврооблигации – это облигации, эмитированные на международном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах – валютах, иностранных по отношению к стране-эмитенту.

Одним из нововведений международного рынка капиталов стала секъюритизация евровалютных займов. Поскольку первоначально они принимали форму еврооблигаций, то и сейчас эмитируются прежде всего в виде краткосрочных ценных бумаг, например европолисов, со сроком погашения до 1 года, но их можно превратить и в долгосрочный заем.

Еврокоммерческие бумаги – другая форма краткосрочных ценных бумаг, эмитируемых быстро растущими компаниями. Евроакции – новые эмиссии (первичные выпуски) обыкновенных и привилегированных акций и других долевых ценных бумаг, распространяемых на международном фондовом рынке. К прочим акциям относятся вторичные эмиссии, размещаемые путем закрытой подписки и с помощью инвестиционных фондов закрытого типа. Эмиссии евроакций также пользуются большой популярностью.

Облигации, размещаемые за пределами государства-эмитента, называются международными. Они подразделяются на еврооблигации и зарубежные облигации. Основную долю (80–90 %) составляют еврооблигации. Также известны и другие разновидности международных облигаций, занимающие меньшую долю. Если облигации размещаются одновременно на еврорынке и на национальном рынке (одном или нескольких), они называются глобальными. Облигации одной эмиссии, предлагаемые к продаже одновременно в нескольких государствах в национальных для них валютах, называются параллельными.

Международные облигации можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Часто понятие «международные облигации» используется для обозначения всех основных долговых инструментов, распространяемых за границей. К ним относятся долгосрочные долговые инструменты облигации (бонды) и среднесрочные долговые инструменты (ноты).

Международные облигации отличаются от национальных) режимом налогообложения, методикой размещения, объемом доступной информации, кругом потенциальных покупателей. В узком смысле слова термин «международные облигации» соответствует долговым инструментам.

Бонды и ноты очень часто не различаются по срокам, основное отличие состоит в способе выплаты дохода. Чаще всего ноты эмитируются с плавающей купонной ставкой, а облигации – с фиксированной. Около 70 % эмиссий размещается банками и нефинансовыми компаниями, а остальное – государством и международными организациями.

Еврооблигации – ценные бумаги, эмитированные в евровалютах, размещающиеся среди зарубежных инвесторов с помощью международного синдиката андеррайтеров. Еврооблигации используются для долгосрочного кредитования.

Они очень похожи на облигации, эмитируемые государством и компаниями на внутреннем рынке, но мобилизуют средства «европула», поскольку характеризуются низкими процентными ставками и сохранением неизменными долей.

В последнее десятилетие возросла привлекательность рынка евробумаг. Евроинструменты - это акции, ноты, облигации, деривативы, размещаемые на международных финансовых рынках, внешних по отношению к стране эмитента.

1. По происхождению различают :

национальные коллизионные нормы. Они создаются самостоятельно государством в пре­делах своей юрисдикции и входят в состав внутригосударственного права. (содержатся в ГК, СК, ГПК, КТМ РФ).

унифицированные коллизионные нормы. Они являются результатом процесса унификации, который связан с созданием одинаковых коллизионных норм в праве разных государств по их согласованной воле. Унификация осуществляется в форме международных договоров , по которым государства обязуются применять единообразные коллизионные нормы, сформулированные в нем. Например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам 1993 г.

2. По форме коллизионной привязки :

односторонние – норма, привязка которой точно называет право страны, подлежащее применению. Примером служит ч. 3 ст. 399 ГПК РФ:

В случае если иностранный гражданин имеет место жительство в РФ, его личным законом считается российское право.

двусторонние – норма, привязка которой не указывает на право конкретного государства, а формулирует общее правило. Например, п. 2 ст. 1205 ГК РФ:

Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

3. По характеру содержащегося в норме правила поведения :

императивные – нормы, которые содержат категорическое предписание по выбору
компетентного правопорядка и которые не могут быть изменены по усмотрению
участников правоотношения. Например, ст. 1208 ГК РФ:

Исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

диспозитивные – нормы, которые устанавливают общее правило о выборе права, но
предоставляют участникам правоотношения возможность изменить его или отказаться от него. Так, п. 1 ст. 1223 ГК РФ гласит:



К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, приме­няется право страны, где обогащение имело место.

Стороны могут договориться о применении к таким обязательствам права страны суда.

альтернативные – нормы, которые устанавливают несколько правил о выборе компетентного правопорядка. п. 2 ст. 1224 ГК РФ:

Способность лица к составлению и отмене завещания… определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания. Однако завещание и его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

Из этой нормы видно, что к одному объему установлены 3 привязки: право стра­ны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания; право места составления завещания и российское право.

Альтернативные нормы, в свою очередь, подразделяются на:

простые альтернативные – нормы, где все альтернативные привязки равнозначны

сложные альтернативные – нормы, где привязки подчинены основной привязке, ко­торая формулируется как общее правило о выборе компетентного правопорядка.
Субсидиарные привязки применяются только в том случае, если не была приме­нена основная..

По территории действия коллизионные нормы делятся на межгосударственные и межобластные. Межгосударственные нормы содержатся в правовых системах различных государств и выступают в качестве регулятора правоотношений, выходящих за рамки одного государства. Межобластные нормы содержатся в правовой системе одного государства, имеющего несколько административно-территориальных единиц в своем составе, правовые комплексы которых имеют отличительные особенности.

19. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ - Предоставление на терри­тории соответствующего государства иностранным лицам (иностранным гражданам, ли­цам без гражданства, иностранным организациям) прав и возложение на них обязанностей. В России действует национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

По общему правилу, в России применяется национальный режим в отношении иностранных лиц, что и закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ права и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным догово­ром РФ.

Например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав­торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До­говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос­тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы­пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре­доставляемой настоящей Конвенцией.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра­воотношениям. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих из иностранных государств применяется национальный режим. В соот­ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста­навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе­нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож­дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери­нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова­ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставлен лицам третьего государства. Он устанавливается на основании международных договоров

В соответствии с п. 3 ст. ст. 29 Федерального закона от 8 декаб­ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран­ного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало­гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон­курирующим товарам российского происхождения в отношении прода­жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис­пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

Специальный режим - это режим, предусматривающий изъятия из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

В качестве положений специального режима можно отметить отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст­венной власти РФ, занимать определенные должно­сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда­не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об­ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези­дентом РФ.

20 . КОЛЛИЗИЯ КОЛЛИЗИЙ состоит в том, что коллизионные нормы внутреннего законодательства не всегда совпадают. Так, например, лич­ный закон физического лица в РФ и странах конти­нентальной системы права определяется гражданством, а в странах об­щего права - местом жительства гражданина. Личным законом юриди­ческого лица в РФ и странах общего права является место учреждения юридического лица, а в странах континентального права - место нахождения органов правления.

Обратная отсылка или отсылка к праву третьего государства имеет место в тех случаях, когда коллизионная норма одного государст­ва содержит отсылку к закону другого государства, а коллизионная нор­ма последнего отсылает обратно или к праву третьего государства. От­сылка к праву третьего государства определяется термином трансмис­сия .

С целью избежания такой проблемы в международных договорах и законодательстве ряда стран закреплено правило об ограничении об­ратной отсылки , а именно к коллизионному законодательству иностран­ного государства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 1190 Граждан­ского кодекса РФ любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны.

Обратная отсылка иностранного права может приниматься в слу­чаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положе­ние физического лица (статьи 1195-1200 ГК РФ), а именно при определении:

Личного закона физического лица;

Правоспособности и дееспособности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Имени гражданина РФ, иностранного граж­данина и лица без гражданства;

Опеки и попечительства;

Признания физического лица безвестно отсутствующим и объяв­ления умершим.

При отсутствии в законодательстве нормы, ограничивающей об­ратную отсылку или отсылку к коллизионному праву третьего государ­ства, суд, рассматривающий дело, может применить в зависимости от ситуации либо собственное право, либо закон третьего государства.

«Хромающие отношения» - это отношения, которые признаются в одной стране и не признаются в другой. Так, например, брак, заклю­ченный российским и иностранным гражданами за рубежом признаются недействительными в РФ, если брак заключен, не­смотря на обстоятельства, предусмотренные ст. 14 Семейного кодекса РФ и препятствующие заключению брака, а именно заключение брака, если предыдущий не был расторгнут, заключение брака с недееспособ­ным гражданином и др.

21 .КОНФЛИКТОМ КВАЛИФИКАЦИЙ - различный смысл юридических терминов в разных правовых.

Выделяют две ситуации: первичную и вторичную квалификации.

Первичная квалификация юридических понятий происходит до применения коллизионной нормы. При этом используются разные способы:

1. юридические понятия квалифицируются по праву страны суда (lex fori), (по национальному праву того государства, правоприменительный орган которого рассматривает дело).

Недостатки: Поскольку первона­чальное толкование понятий осуществляется на основе другой правовой системы, то в силу несоответствия смысла одних и тех же понятий в отечественном и иностранном праве происхо­дит искажение содержания иностранного права.

Второй недостаток состоит в невозможности применить коллизион­ную норму, если в отечественном праве вообще отсутствует соответствующий институт.

2. юридические понятия квалифицируются по праву страны, с которой связано правоотношение в целом (lex causae). Здесь юридический термин интерпретируется так, как это предписывает правовая система иностранного государства, к которой отсылает отечест­венная коллизионная норма либо которой известно данное юридическое понятие.

Этот способ квалификации позволяет преодолеть недостатки первого, но тоже облада­ет ими: использовать его затруднительно, поскольку при первоначальной квалификации по­нятий еще не известно, право какого государства будет применено к правоотношению.

3. юридические понятия квалифицируются на основе общих для разных государств понятий, которые формулируются путем сравнительного правоведения (способ «автономной квалификации»).

Этот способ используется в международных договорах, которые содержат специальные статьи, посвященные раскрытию смысла юридических понятий. Но применяется только в праве государств-участниц соответствующего международного договора.

Таким образом, в России при квалификации юридических понятий применяются все способы. Первый – в качестве общего правила, второй – субсидиарно, а третий – только в рамках международных договоров РФ.

Вторичная квалификация юридических понятий происходит уже после применения коллизионной нормы. Раскрытие смысла юридических терминов осуществляется в рамках той правовой системы, к которой коллизионная норма сделала отсылку.

Другая проблема, возникающая при применении коллизионных норм, связана с таким правовым явлением как коллизия коллизий , т.е. столкновением коллизионных норм разных государств.

Положительная коллизия означает, что несколько государств рассматривают конкретное правоотношение как предмет регулирования своего собственного права. Например, по обще­му правилу, закрепленному в ГК РФ, при отсутствии соглашения сторон о применимом к до­говору праве их права и обязанности определяются по закону страны-продавца. В то же время, если договор подлежит исполнению в Швейцарии, швейцарская сторона-покупатель может настаивать на применении коллизионной нормы швейцарского права – закона места испол­нения обязательства.

Отрицательная коллизия означает , что ни одно из государств, с которыми связано конкретное правоотношение, не рассматривает его как предмет регулирования своего собственного права. Результатом такой коллизии являются обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.

22. ОГОВОРКА О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ

Выделяют два вида оговорки о публичном порядке :

1. позитивная – совокупность правовых норм, которые в силу их принципиального значения для защиты общественных основ данного государства применяются всегда, даже если коллизионная норма отсылает к иностранному праву;

2. негативная иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку последствия такого применения противоречат публич­ному порядку страны.

В российском праве действует и позитивная, и негативная оговорки о публичном порядке.

Позитивная оговорка отражена в ст. 1192 ГК РФ:

Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соот­ветствующие отношения независимо от подлежащего применению права. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1209 ГК РФ:

1.Форма сделки подчиняется праву места ее совершения…

2.Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

Применение негативной оговорки о публичном праве ограничено рядом положений :

1. применение оговорки возможно только в исключительных случаях , т.е. суд должен обосновать необходимость применения оговорки в каждом конкретном случае.

2. применение оговорки возможно только в случаях, когда последствия ее примене­ния противоречили бы публичному порядку России. Противоре­чие должно существовать не между нормой иностранного права и основами правопорядка РФ, а между последствием (результатом) применения иностранной нормы и основами правопорядка РФ.

3. Суд должен доказать, что существует оче­видная несовместимость между последствиями применения иностранной право­вой нормы и основами отечественного правопорядка.

4. отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на от­личии правовой, политической или экономической системы соответствующего ино­странного государства от правовой, политической или экономической системы РФ.

23.СВЕРХИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ или императивные нормы в МЧП - такие императивные нормы в национальном законодательстве, которые в силу своей особой значимости должны применяться всегда, независимо от применимого права, определенного сторонами гражданского правоотношения, или судом (в результате применения коллизионных норм).

Статья 1192. Применение императивных норм

1. Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

2. При применении права какой-либо страны согласно правилам настоящего раздела суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения".

Примером такой нормы в российском праве может служить ст. 162 ГК "Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки", в п. 3 которой установлено, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки. Эта императивная норма российского законодательства, как свидетельствует обширная практика, не может быть изменена никаким соглашением сторон, включая соглашение о применимом праве. Это означает, что независимо от выбранного сторонами или установленного судом применимого права положение о форме внешнеэкономической сделки применяется всегда.

24.ПРОБЛЕМА ОБХОДА ЗАКОНА . Ее суть состоит в том, что субъекты сознательно передают правоотношение из-под действия правопорядка од­ной страны, которому оно должно быть подчинено при обычных условиях, под действие правопорядка другой страны, более выгодного для них (например, желая избежать высокого налогообложения на доходы либо использовать льготный порядок учреждения юри­дического лица и т.д.).

В российском праве для решения данной проблемы действует п. 5 ст. 1210 ГК РФ:

Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан.

Пример :… российский предприниматель, проведя переговоры на территории Объединен­ных Арабских Эмиратов с предпринимателем из Эмиратов (ОАЭ не являются участником Венской конвенции 1980 г.), заключил с ним там же договор купли-продажи, по которому поставил товары со склада готовой продукции, находящегося в Эмира­тах, и получил платеж в местном банке. Договор реально связан с одним государст­вом – ОАЭ, а стороны при заключении договора выбрали английское право 2 .

В этой ситуации суд должен применить императивные нормы ОАЭ.

Реальная (преимущественная) связь договора с правом одной страны автоматиче­ски не отменяет возможность сторон выбрать в качестве применимого права право друго­го государства. Но это означает, что вместе с избранным правом будут применяться императивные нормы государства, с которым договор реально связан.

25. ПРИНЦИП УСТАНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НОРМ ИНОСТРАННОГО ПРАВА В РАМКАХ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА .

Он означает, что иностранное право должно применяться и толковаться так, как оно применяется и толкуется в стране своего происхождения. П. 1 ст. 1191 ГК РФ предписывает:

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктри­ной в соответствующем иностранном государстве.

Принцип применения иностранного права независимо от взаимности . Со­гласно п. 1 ст. 1189 ГК РФ:

Иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение ино­странного права на началах взаимности предусмотрено законом.

Взаимность в МЧП означает, что иностранное право признается и применяется в России, только если в этом иностранном государстве признается и применяется россий­ское право.

принцип наиболее тесной связи означает следующее: если из обстоятельств
дела следует, что отношение тесным образом связано с правом только одного го­сударства, то право именно этого государства применяется. В некоторых странах (например, в Австрии) этот принцип является общим правилом, но в России он носит субсидиарный характер. Это видно из нормы п. 2 ст. 1186 ГК РФ:

Если… невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностран­ным элементом, наиболее тесно связано.

оговорка о публичном порядке . Она означает, что иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку послед­ствия его применения противоречат публичному порядку страны.

реторсия означает правомерные ответные ограничения прав иностранных лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав рос­сийских граждан и организаций.

принцип автономии воли сторон означает: субъекты правоотношения могут выбрать применимое к их отношению право, что в свою очередь исключает применение коллизионных норм

Предприятия можно классифицировать по различным признакам, к наиболее значимым следует отнести классификацию по характеру деятельности, размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, принадлежности капитала.

1. По характеру деятельности прежде всего выделяются предприятия производственной и непроизводственной сферы. Более дробными подразделениями являются группы отраслей (в статистике в настоящее время производится классификация предприятий по видам деятельности, что не отменяет отраслевого деления, принятого в экономической литературе ): промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, торговля, финансово-кредитная сфера и др. В свою очередь каждая группа подразделяется на отрасли. Так, промышленность по признакам характера сырья или назначения готового продукта подразделяется на угольную отрасль, электроэнергетику, металлургию, машиностроение, химическую, легкую, пищевую и др. В машиностроении в свою очередь выделяются станкостроение, автомобилестроение, приборостроение и т.д.

2. По размерам . Классифицирующим признаком может быть количество работников, объем продаж, активы, прибыль и т.п. В России законодательно определены признаки, по которым выделяются малые и средние предприятия.

В то же время необходимо учитывать, что юридическая и экономическая трактовка размеров предприятия не всегда совпадает. При классификации предприятий по размерам с экономической точки зрения следует учитывать целый ряд характеристик внешней среды, в том числе – национальную принадлежность; регион, в котором функционирует предприятие, отрасль и др. В этом случае оценивается позиция предприятия в некоторой однородной группе. Например, расположенное в Воронежской области предприятие пищевой промышленности с годовым объемом реализации 3 млрд рублей или валютой баланса 3 млрд. рублей следует признать крупным . Те же параметры для машиностроительного предприятия в этой же области характеризуют его как небольшое, а для российских предприятий, осуществляющих добычу или переработку нефти, такие параметры характеризуют его как крайне малое.

3. По формам собственности различают:

– частные предприятия, которые могут существовать в виде самостоятельных независимых юридических лиц, в виде объединений на основе системы участия, на договорной основе. В их составе в качестве отдельной подгруппы можно выделить предприятия, находящиеся в собственности общественных и религиозных организаций;

государственные предприятия. Под ними понимаются в РФ как чисто государственные, так и с долей государства свыше 50 %;

– муниципальные, в том числе – чисто муниципальные и с долей муниципалитета свыше 50 %.



4. По организационно-правовым формам выделяются: юридические лица, физические лица, договоры между физическими и юридическими лицами.

Юридические лица подразделяются на коммерческие организации и некоммерческие организации.

Коммерческие организации подразделяются на товарищества, общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Общества подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества. Акционерные общества, в свою очередь, подразделяются на открытые, закрытые и акционерные общества – народные предприятия.

Некоммерческие организации подразделяются на общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Могут существовать и другие формы, предусмотренные федеральными законами.

В системе договоров выделяется договор о совместной деятельности (простое товарищество) как особая организационно-правовая форма, объединяющая двух и более участников без образования юридического лица.

5. По принадлежности капитала различают национальные и смешанные предприятия.

При этом под национальными понимаются предприятия, капитал которых принадлежит физическим и юридическим лицам одной страны. В ряде случаев национальная принадлежность определяется местоположением и регистрацией предприятия. В числе национальных – не только предприятия, сформированные физическими или юридическими лицами своей страны, но любой другой. В последнем случае предприятие будет считаться иностранным. Иностранное предприятие имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам другого государства. Зарубежным принято считать предприятие, представленное национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране.

Предприятия с участием капитала различного происхождения могут формироваться различным способом. Принято выделять многонациональные предприятия, капитал которых принадлежит физическим и юридическим лицам нескольких стран. Как правило, многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданного предприятия. Другими способами образования многонациональных предприятий являются:

– обмен акциями между предприятиями, сохраняющими юридическую самостоятельность;

– создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации;

– приобретение иностранной компанией пакета акций национальной фирмы, не дающего ей права контроля.

К числу смешанных относятся предприятия, капитал которых принадлежит физическим или юридическим лицам двух и более стран. Регистрация смешанных предприятий осуществляется, как правило, в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.



Просмотров