Что относится к источникам хозяйственного права. Список использованной литературы

Вконтакте

Одноклассники


Понятие источников хозяйственного права.

Акты федеральных органов.

Акты субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления.

Акты органов бывшего СССР.

Международные акты.

1. Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:

  • акты федеральных органов;
  • акты субъектов Российской Федерации;
    акты органов местного самоуправления;
  • акты органов бывшего СССР;
  • международные акты.

2. Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей
юридической силой и является базой текущего законодательства;

б) акты Федерального Собрания Российской Федерации:

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

  • указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
  • постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
    нормативные акты министерств и других центральных органов;
  • приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

3. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются па законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

конституции, уставы субъектов Российской Федерации;

законы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения президентов (губернаторов);

постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

4. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

распоряжения;

5. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.

К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся:

законы СССР;

указы Президиума Верховного Совета;

постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.

6. Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.

Предыдущие материалы:

Список использованной литературы

§ 1. Понятие и виды источников предпринимательского(хозяйственного) права

В современной теории права выражение «источник права» чаще используется в двух значениях: в материальном и формальном. В первом значении под ним понимается сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Во втором (формальном) значении под источником права понимается форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Именно последнее значение источника права преобладает в учебной и научной литературе.

Обычно в теории и истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права и международных договоров (ст. 7 ГК).

Нормативный правовой акт - основной источник права России в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.

Нормативный договор как источник предпринимательского права. Прежде всего следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт. В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. По этой причине нельзя полностью согласиться с распространенным в литературе мнением о том, что источником права является нормативный договор.

В большинстве случаев договор играет роль индивидуального регулятора общественных отношений.

Причем сказанное относится в равной степени и к публичным договорам в области гражданского права. В силу ст. 426 ГК публичный договор - это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По общему правилу цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей.

Таким образом, публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права. Поэтому вряд ли можно признать верным утверждение В. С. Нерсесянца о том, что нормативно-правовое значение (в смысле источника права) имеет так называемый публичный договор. По мнению авторитетного ученого, положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих правил (норм)

соответствующего публичного договора.

В данном случае произошло, на наш взгляд, смешение разных понятий - «публичного договора» и «публичной оферты». Именно положения (существенные условия) последней распространяются на неопределенное множество лиц, т. е. на тех, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).

Публичный договор представляет собой конкретный гражданско-правовой договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем (например, договор банковского вклада). От публичного договора, юридическая конструкция которого очерчена ст. 426 ГК, надо отличать публично-правовой договор, используемый в конституционном (государственном), административном, финансовом, бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права.

Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора.

О нормативном договоре можно говорить применительно к публичноправовым соглашениям. Ю. А. Тихомиров предлагает следующую классификацию публично-правовых договоров: учредительные договоры; компетенционно-разграничительные соглашения; соглашения о делегировании полномочий; программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве; функционально-управленческие соглашения; договоры между государственными и негосударственными структурами; договоры о гражданском согласии; международные договоры.

Не вдаваясь в какую-либо дискуссию по этому вопросу, отметим, что приведенная классификация не является жесткой. Подвижность договоров и соглашений подчас затрудняет их строгое разграничение. В то же время надо посмотреть на содержание публично-правовых договоров, с тем чтобы отнести их либо нет к нормативным договорам.

И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права.

Правовой обычай - это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права.

Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка.

Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.


Список использованной литературы.

1. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых,

П71 Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.

3. Понятие кредитной организации (банк)

Литература

1. Предмет, метод и источники хозяйственного права

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, к которым относятся:

широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

хозяйственное право кредитный регистрация

2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальных хозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.

Источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

2. Порядок государственной регистрации юридических лиц при создании

Срок регистрации и документы, необходимые для государственной регистрации

Порядок государственной регистрации юридических лиц при создании регулируется ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07.2005 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

субъектов права (юридические лица, индивидуальные предприниматели; налогоплательщики и др.);

объектов права (недвижимость, особо ценные и/или социально значимые объекты, источники повышенной опасности и др.);

юридических фактов - оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений (нормативные акты, акты гражданского состояния, заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.).

Процедура создания юридического лица заканчивается его регистрацией. Если на предыдущих стадиях основная роль отводилась частным лицам (учредителям) и, соответственно, частному праву, то на стадии регистрации резко возрастает роль государства, в связи с чем происходит сочетание частноправового и публично-правового регулирования.

В России при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, основная цель которого - подтверждение соответствия учредительных документов закону, достоверности представляемой информации, соблюдения установленного законом порядка образования юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины; при необходимости;

д) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя (ст.12 ФЗ о государственной регистрации). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов (п.4 ст.9 ФЗ о государственной регистрации).

При регистрации юридических лиц обязательно представляются их учредительные документы, в связи с чем иногда говорят не о регистрации субъекта права, а о регистрации этих документов и фирмы (фирменного торгового наименования).

Государственной регистрацией юридических лиц в России занимаются регистрирующие органы по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такового - по месте нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п.1 ст.13 ФЗ о государственной регистрации).

Датой представления документов для государственной регистрации считается день их получения регистрирующим органом (п.2 ст.9 ФЗ государственной регистрации). Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов (п.1 ст.8 ФЗ о государственной регистрации), хотя на практике этот срок не соблюдается. Решение о государственной регистрации, принятое компетентным органом, становится основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в государственный реестр, содержание которого исчерпывающим образом определено законом наряду с открытостью и общедоступностью сведений, составляющих это содержание. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр (ст. ст.5,6, 11 ФЗ о государственной регистрации).

За непредоставление, или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц (ст.25 ФЗ о государственной регистрации).

Ликвидацию как санкцию следует отличать от признания регистрации недействительной. Применительно к последней практический интерес представляет Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2000 г. № 5419 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной". В соответствии с ним признание судом регистрации юридического лица недействительной само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

За нарушение порядка государственной регистрации законом предусмотрена ответственность и регистрирующего органа, в том числе за необоснованный отказ в государственной регистрации (ст.24 ФЗ о государственной регистрации). Закон содержит закрытый перечень таких оснований: а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушение нормы. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке (ст.23 ФЗ о государственной регистрации).

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст.10 ФЗ о государственной регистрации).

С помощью регистрации государство не только контролирует создание юридического лица, но и признает за ним факт правосубъектности. Ведь по общему правилу юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК).

Для регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, в соответствии с п.2 ст.59 ГК РФ вместе с учредительными документами вновь возникающей организации в соответствующий орган обязательно представляются передаточный акт или разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица. В законе могут устанавливаться требования о необходимости представления для государственной регистрации таких юридических лиц и других документов (например, в соответствии с п.5 ст.51 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке). Таким образом, у регистрирующего органа появляются дополнительные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица (ч.2 п.2 ст.59ГК).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется по общему правилу регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.


Контроль за деятельностью кредитных организаций

Банковские операции

Согласно Закону о банках под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции (ст.1). Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Это означает, что для нее допустима одна из трех организационно-правовых форм: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.

Кредитная организация обладает тремя существенными признаками: коммерческое юридическое лицо, осуществляет банковские операции и действует на основе лицензии, выдаваемой Банком России, то есть обладает специальной правоспособностью.

Имущественную базу банка составляют: уставный капитал (средства юридических и физических лиц, сформированные учредителями банка), который служит обеспечением обязательств банка; привлеченные средства юридических лиц на указанных выше условиях; имущество и средства, полученные в виде доходов от банковской деятельности, в том числе направленные в резервный, страховой и иные фонды, образуемые банком.

Хозяйственная компетенция банка определяется кругом банковских операций и сделок, которые он праве совершать в соответствии с Законом и выданной банку лицензией. Понятие "банковские операции" является одним из основополагающих, поскольку именно осуществление такого рода операций позволяет отнести данное юридическое лицо к кредитным организациям и отграничить его от иных коммерческих организаций. Исчерпывающий перечень банковских операций приведен в ч.1 ст.5 Закона о банках. Правила осуществления банковских операций, в том числе их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

К числу типичных банковских операций можно отнести:

привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов;

осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов (то есть банков, взаимодействующих для обеспечения расчетов клиентов, имеющих счета в соответствующих банках), их кассовое обслуживание;

открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, включая иностранные, в том числе счетов финансирования капвложений;

выдачу поручительства и гарантии, а также иных обязательств за третьих лиц, предусматривающую исполнение в денежной форме.

Эта деятельность занимает наибольший удельный вес и является наиболее распространенной в работе любых банков.

Кроме того, банки совершают и другие операции и сделки: выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществляют с ними иные операции; приобретают права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимают на себя риски исполнения этих требований, инкассируют такие требования (форфейтинг), а также выполняют эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг); покупают и продают валюту в наличном виде и находящуюся на счетах и во вкладах у российских и иностранных юридических и физических лиц: покупают и продают в РФ и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них: привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады, осуществляют иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой и т.д.

Компетенция банков, как видим, реализуется исключительно в денежно-финансовой сфере. Банкам запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.

В обеспечение финансовой стабильности банков все банки на территории РФ депонируют обязательные резервы банков в Банке России, исходя из установленных им нормативов обязательных резервов. Банки обязаны соблюдать установленные им Банком России обязательные экономические нормативы:

минимальный размер уставного капитала банка;

предельное соотношение между размером уставного капитала и суммой его активов с учетом оценки риска;

показатели ликвидности баланса (то есть возможности погашения всех своих обязательств в случае ликвидации банка);

минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России;

ограничение размеров валютного и курсового рисков;

ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

У банков имеется право на банковскую тайну, то есть на сохранение тайны по операциям своих клиентов. Справки по этому поводу могут выдаваться только в случаях, предусмотренных законом.

Для защиты прав вкладчиков законодательно установлено правило о возможности обращения взыскания на вклады только в случаях, предусмотренных законом (по решению судов и постановлениям следственных органов по находящимся в их производстве уголовным делам; по удовлетворенному гражданскому иску, вытекающему из уголовного дела; по решению об алиментах и др.).

В отношениях с клиентурой определяющим является исключительно договор. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.

Литература

1. О банках и банковской деятельности: ФЗ РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 в ред. от 02.02.2006 с изм. от 03.05.2006 г. // СПС "Консультант-плюс".

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ РФ от ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07.2011 г. // СПС "Консультант-плюс".

Ершова И.В. Предпринимательское право. М., 2009.

Круглова М.Ю. Хозяйственное право. М., 2010.

Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2009.

А.И.ТЫЩЕНКО

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебник

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Ростов-на-Дону

«Феникс» 2007


УДК 347.7(075.32) ББК 67.404Я723 КТК076

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права М.Б. Смоленский;

доктор социологических наук, профессор кафедры философии хозяйства СИ. Самыгин

Тыщенко А.И.

Т 93 Правовое обеспечение профессиональной деятельно- сти: учебник/А.И. Тыщенко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007 . - 252, с. - (Среднее профессиональное об- разование).

ISBN97S-5-222-10447-7

Предлагаемый учебник написан в соответствии с государ- ственными образовательными стандартами среднего професси- онального образования и Примерной программой по дисципли- не «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

В первом разделе учебника рассматриваются различные ас- пекты правового обеспечения экономической (предприниматель- ской, хозяйственной) деятельности. Второй раздел посвящен регулированию трудовых отношений. Третий раздел учебника предусматривает знакомство с основами административного права.

Данный учебник предназначается студентам средних про- фессиональных образовательных учреждений, преподавателям, а также будет интересен всем интересующимся вопросами пра- вового обеспечения различных видов профессиональной дея- тельности.

УДК 347.7(075.32)

ISBN 978-5-222-10447-7 ББК 67.404я723

© Тыщенко А.И., 2007

© Оформление: изд-во «Феникс», 2007


ПРЕДИСЛОВИЕ

Возрастание роли права в жизни нашего общества нашло свое отражение и в содержании образования. В частности, в учебные планы средних профессио- нальных учебных заведений наряду с дисциплиной

«Основы права» введена учебная дисциплина «Пра- вовое обеспечение профессиональной деятельности». В результате изучения данной дисциплины сту-

дент должен:

иметь представление:

О правовом положении субъектов правоотно- шений в сфере профессиональной деятельности;

знать:

Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе про- фессиональной деятельности;

Права и обязанности работников в сфере про- фессиональной деятельности;

уметь:

Защищать свои права в соответствии с действу- ющим гражданским и трудовым законодательством. Предлагаемый учебник написан в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и Пример- ной программой по дисциплине «Правовое обеспече-

ние профессиональной деятельности».

Структура учебника отражает структуру (содер- жание) программы: разделам и темам, предусмот- ренным Примерной программой дисциплины, посвя- щены соответствующие разделы и главы учебного пособия.


В первом разделе учебника рассматриваются раз- личные аспекты правового обеспечения экономичес- кой (предпринимательской, хозяйственной) деятель- ности. Второй раздел посвящен регулированию тру- довых отношений. Третий раздел учебника предус- матривает знакомство с основами административно- го права.


Разде л I

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Экономические отношения

как предмет правового регулирования

По своей сути право - это регулятор обществен- ных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие.

Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени явля- ются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним суще- ствовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вме- сте они могут обеспечить нормальное развитие обще- ства. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.

Есть такие сферы жизни общества, в регулирова- нии которых праву принадлежит отнюдь не главен- ствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это


прежде всего глубоко личностные, интимные, отно- шения: любви, дружбы и т. д.).

Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существен- на. Экономические отношения всегда - разумеется, с того момента, как появилось право - были пред- метом правового регулирования. Естественно, это ре- гулирование имело свою специфику в различные ис- торические эпохи и в условиях различных экономи- ческих систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в услови- ях рыночной экономики.

На первый взгляд может показаться, что рыноч- ная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней этой экономической системы является свобода эко- номической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика пока- зывают несостоятельность такого взгляда на рыноч- ную экономику.

Во-первых, правовое регулирование рыночной эко- номики необходимо в целях защиты интересов обще- ства и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолют- ная экономическая свобода» всегда связана со зло- употреблениями - появлением на рынке некачествен- ных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, воз- никновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».

Одним из самых опасных последствий такой «сво- боды» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффектив- ность рыночной экономики. Монополии же позволя- ют отдельным производителям получать сверхприбы-


ли, не заботясь об эффективности производства, ка- честве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для об- щества в целом, для государства - представляет опас- ность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим элементом ме- ханизма регулирования рыночной экономики явля- ется антимонопольное законодательство.

С другой стороны, правовое регулирование эконо- мических отношений в условиях рыночной экономи- ки необходимо для обеспечения прав и интересов са- мих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мни- мая свобода экономической деятельности не исклю- чает, а предполагает ее определенную регламентацию. Вступая в разнообразные отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели заинтересованы в том, чтобы эти отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в со- ответствии с определенными правилами. Не исполь- зуя потенциал права, достичь этого невозможно. Та- ким образом, есть все основания утверждать, что пра- вовое регулирование экономических отношений яв- ляется необходимым условием нормального функци- онирования рыночной экономики.

1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпри- нимательской деятельности. Рассмотрим, что же она собой представляет.

Определение предпринимательской деятельности с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского ко- декса РФ. В соответствии с данной статьей предпри- нимательской является самостоятельная, осуществ-


Ляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользо- вания имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистриро- ванными в этом качестве в установленном зако- ном порядке.

Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность;

2) направленность на систематическое получе- ние прибыли;

3) рисковый характер;

4) регистрация в установленном законом поряд- ке лиц, осуществляющих эту деятельность.

Остановимся на этих признаках подробнее.

Самостоятельность как признак предпринима- тельской деятельности включает в себя организаци- онную самостоятельность и имущественную само- стоятельность предпринимателя.

Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам - без всяких указа- ний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведен- ную продукцию и т. д.

Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. имен- но ему принадлежащего имущества, которое он ис- пользует при осуществлении предпринимательской де- ятельности. Не всегда такое имущество является соб- ственностью предпринимателя. Существуют субъек- ты предпринимательской деятельности, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (об этом подробнее будет сказано в следующей главе учебника). Какой- то частью имущества предприниматель может вла- деть, например, на праве аренды. Но в любом случае


предприниматель обладает возможностью самостоя- тельного использования такого имущества.

Имущественная самостоятельность предпринима- теля является основой его организационной самосто- ятельности.

Рисковый характер предпринимательской дея- тельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. В силу самых раз- нообразных причин как субъективного (ошибки, про- счеты предпринимателя), так и объективного (изме- нение рыночной конъюнктуры, дефолт, стихийное бедствие) характера предприниматель может не только не получить запланированную прибыль, но и разо- риться, потерпеть крах. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появ- ление в гражданском праве института несостоятель- ности (банкротства).

Направленность на систематическое получение прибыли - пожалуй, самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зре- ния обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность - это прежде всего деятельность, целью которой является получе- ние прибыли. Другие признаки предпринимательс- кой деятельности являются в определенном смысле вторичными, производными от данного признака.

При этом следует иметь в виду, что с точки зре- ния закона для квалификации деятельности в каче- стве предпринимательской не обязательно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была по- лучена прибыль. Важна лишь цель, направленность на ее получение. Будет ли в действительности при- быль или нет - имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.


ние прибыли, т. е. осуществляться более или менее регулярно. Поэтому сделки, направленные на разо- вое получение прибыли, нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность.

Что касается такого признака предприниматель- ской деятельности, как регистрация лиц, осуще- ствляющих эту деятельность (государственная ре- гистрация), то его не всегда включают в число ос- новных. Некоторые авторы рассматривают его как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятель- ность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации. Такой взгляд на государственную регистрацию как признак предпринимательской деятельности не со- всем верен. Действительно, с точки зрения эконо- мического содержания предпринимательской дея- тельности наличие или отсутствие государственной регистрации не имеет существенного значения. Но с точки зрения права данный признак весьма су- ществен. В случае его отсутствия будет иметь мес- то незаконное предпринимательство - правона- рушение, за которое предусмотрена административ- ная, а при определенных условиях - и уголовная ответственность.

И еще одно немаловажное замечание. Предпри- нимательская деятельность, являясь доминирующей в условиях рыночной экономики, не исчерпывает всей экономической жизни общества. Как мы увидим поз- же, среди хозяйствующих субъектов есть и такие, для которых предпринимательская деятельность име- ет второстепенное значение (например, фонды, рели- гиозные организации), и такие, которые вообще не осуществляют предпринимательскую ^деятельность, являясь при этом участниками хозяйственных пра- воотношений (многие жилищно-строительные, гараж- ные кооперативы и т. д.).


Это означает, что понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» не яв- ляются тождественными даже в условиях рынка. Вто- рое понятие является более широким и включает в себя первое как часть. Поэтому в ряде случаев - если предмет разговора специально не ограничивается толь- ко предпринимательской деятельностью - правиль- нее говорить о субъектах хозяйственной, а не пред- принимательской деятельности, о хозяйственных, а" не предпринимательских правоотношениях, о хозяй- ственном, а не предпринимательском праве.

Хозяйственное право и его источники

Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, склады- вающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Важно иметь в виду, что хозяйственное право - это не отдельная, самостоятельная отрасль права на- ряду, например, с гражданским, трудовым и други- ми отраслями, которые известны вам из курса основ права, а так называемая комплексная отрасль пра- ва, включающая в себя нормы нескольких отраслей: конституционного, гражданского, финансового, ад- министративного и некоторых других.

Этот момент важно учитывать, в частности, при характеристике источников хозяйственного права. Как известно, под источниками права понимают-

ся способы выражения, закрепления и существова- ния правовых норм. В разные времена и в различ- ных странах в качестве источников права выступали и выступают правовой обычай, юридический преце- дент, нормативно-правовой акт, нормативный дого- вор. В настоящее время в нашей стране, как и в боль- шинстве других стран мира, основным источником


права выступают нормативно-правовые акты - официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.

Нормативно-правовые акты делятся на две боль- шие группы (два вида):

1) законы, обладающие высшей юридической силой;

2) подзаконные нормативно-правовые акты, при- нимаемые на основе и во исполнение законов.

В свою очередь в каждой из этих групп существу- ет своя иерархия нормативно-правовых актов.

Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Консти- туция - Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации. Каждый из нижестоящих законов в этой пирамиде не может противоречить вышестоящему.

Среди обычных законов особого внимания заслу- живают кодифицированные акты - отраслевые ко- дексы, которые являются основными источниками права для соответствующих отраслей.

Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обла- дают указы Президента Российской Федерации и по становления Правительства Российской Федерации. Далее следуют ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции и т. п., документы раз- личных министерств и ведомств), местные (норма- тивно-правовые акты местных органов государствен- ной власти и местного самоуправления) и нормативно-правовые акты (т. е. акты, издаваемые и действующие в пределах от- дельных предприятий, учреждений, организаций).

Среди источников хозяйственного права мы обна- руживаем нормативно-правовые акты, принадлежа-


щие ко всем группам и подгруппам системы норма- тивно-правовых актов и находящиеся на всех эта- жах их иерархии. Охарактеризуем наиболее важные из них.

Важнейшие, основополагающие нормы хозяй- ственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяй- ственного права, т. е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся:

Единство экономического пространства;

Свободное перемещение товаров, услуг и фи- нансовых средств;

Поддержка конкуренции;

Многообразие форм собственности;

Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность. Следующим по значению после Конституции РФ источником хозяйственного права в нашей стране яв- ляется Гражданский кодекс Российской Федерации. Именно в нем содержатся правовые нормы, регули- рующие такие важные для участников хозяйствен- ной деятельности отношения, как отношения соб- ственности, обязательственные отношения, включая договорные (куплю-продажу, поставку, подряд, ка-

питальное строительство и т. д.) и другие.

Среди кодифицированных актов, помимо Граж- данского кодекса РФ, в качестве источников хозяй- ственного права можно рассматривать Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных право- нарушениях, Уголовный кодекс РФ. В них также со- держаться правовые нормы, непосредственно касаю- щиеся субъектов хозяйственной деятельности, уста- навливающие наказания за правонарушения в этой сфере.

К числу важнейших источников хозяйственного права следует отнести целый ряд федеральных зако-


нов, регулирующих отдельные аспекты экономичес- кой деятельности: «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерс- ком учете», «О несостоятельности (банкротстве)» и многие другие.

Важную роль в регулировании экономических от- ношений в нашей стране играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. По своему значению они иногда сопоставимы с законами. Одна- ко следует помнить, что при всей их важности, это все-таки подзаконные акты, и они не должны проти- воречить Конституции РФ и федеральным законам. Главное их предназначение - обеспечить реализацию положений Конституции и законов.

Нормативно-правовые акты министерств и ве- домств определяют формы и механизмы реализации законов, указов Президента и постановлений Прави- тельства РФ. Так, например, в инструкциях налого- вого ведомства содержатся указания по применению налогового законодательства.

Нормы хозяйственного права могут содержаться и в некоторых нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. Как правило, они каса- ются собственности муниципальных образований и определяют порядок ее использования.

Некоторые локальные (внутриорганизационные) нормативно-правовые акты также могут содержать нормы хозяйственного права. Любой хозяйствующий субъект может в своих локальных нормативно-пра- вовых актах установить нормы хозяйственной дея- тельности, обязательные для всех работников данно- го субъекта (разумеется, если эти нормы не противо- речат законам и вышестоящим подзаконным актам). Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской право- вой системы являются общепризнанные принципы и


нормы международного права и международные до- говоры Российской Федерации. Поэтому к источни- кам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федера- ции в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются ред- ко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил за- кона и правил международного договора России при- оритет отдается правилам международного договора.


Похожая информация.


Тема: Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности

Тип: Контрольная работа | Размер: 64.50K | Скачано: 42 | Добавлен 07.02.11 в 10:02 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


1. Понятие и виды источников хозяйственного права 3

2. Лицензирование хозяйственной деятельности 11

Список литературы 16

Понятие и виды источников хозяйственного права

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Источники предпринимательского права — это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права , в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ . Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные пра-вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про-тиворечить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те кон-ституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гаран-тии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государст-венных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим раз-граничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федераль-ная государственная собственность и управление ею, установление ос-нов федеральной политики и федеральные программы в области эко-номического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессу-альное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодатель-ства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предприни-мательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного само-управления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение на-селением вопросов местного значения, владения, пользования и рас-поряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации : Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правона-рушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законода-тельства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный норма-тивный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправо-вые отношения, но и отношения публичного характера (например, нор-мы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ оп-ределяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпри-нимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской де-ятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпри-нимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обра-щает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпри-нимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственнос-ти, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников пред-принимательского права играют федеральные законы . Не ставя пе-ред собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать зако-ны, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О кон-куренции и ограничении монополистической деятельности на товар-ных рынках» (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ);

законы, устанавливающие правовое положение субъектов, дей-ствующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприя-тиях), от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных коопера-тивах» (далее - Закон о производственных кооперативах), от 8 февра-ля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон о финансово-промышлен-ных группах);

законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской де-ятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991№ 1488-1 «Об ин-вестиционной деятельности» (далее - Закон об инвестициях в РСФСР), федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельнос-ти» (далее — Закон об аудите), от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценоч-ной деятельности» (далее—Закон об оценочной деятельности) и др.;

законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъ-ектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, на-пример Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках), Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торгов-ле» (далее - Закон о биржах) и др.;

Законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (да-лее - Закон о лицензировании), от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом ре-гулировании), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре-гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон о регистрации) и др.

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулиро-вания предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Пре-зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению го-сударственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Прези-дентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ опреде-ляет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гаран-тией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституцион-ности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отно-шений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ , изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предприни-мательского права. Акты Правительства в точном смысле их регуля-тивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та-рифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое вре-мя основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права - норма-тивные акты федеральных органов исполнительной власти, приня-тые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наиболь-шее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Минис-терство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, от-четности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирова-ние отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встреча-ются еще Постановления Верховного Совета РФ . Примером действу-ющего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 1320-1 «О разграничении государ-ственной собственности в РФ на федеральную собственность, государ-ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативные правовые акты СССР также продолжают действо-вать, если они не отменены и не противоречат действующему законода-тельству Российской Федерации. Так, применяется, с учетом многочис-ленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утв. Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного ус-тройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъек-тов Российской Федерации. Их иерархия по юридической силе час-то напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источни-ков предпринимательского права можно найти и Законы г.Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образо-ваний и их органов связаны с правом собственности на принадлежа-щие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых сами-ми хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразде-лениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тай-ны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Ло-кальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота .

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко приме-няемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независи-мо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

(Ст. 5ГКРФ)

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применя-ются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации
являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двухсторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не попадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а, следовательно, уменьшением доходов.

Лицензирование хозяйственной деятельности

Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности предприятий, направленной на ее упорядочивание и совершенствование. Для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности необходима лицензия.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 10 февраля 2002 г., заменив прежний закон с таким же названием от 25 сентября 1998г.

Этот Федеральный закон определил основные принципы осуществления лицензирования:

  • Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • Утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • Установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
  • Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • Гласность и открытость лицензирования;
  • Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а так же положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В новом перечне основных принципов отсутствует один, который стоял на первом месте в утратившем силу Федеральном законе от 25 сентября 1998 г.: защита прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан и безопасности государства. Теперь этот принцип фигурирует в качестве основного критерия определения лицензируемых видов деятельности.

Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает исчерпывающий их перечень. В него включено 103 вида деятельности. В п.3 этой статьи указывается, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Следует подчеркнуть, что действие Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на 17 видов деятельности, которые предусмотрены специальными федеральными законами. К ним, в частности, относятся следующие виды: деятельность кредитных организаций; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществление внешнеэкономических операций и др.

Лицензируются следующие виды деятельности в сфере торговля: торговля вооружением и военной техникой; торговля оружием основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; деятельность по продаже электрической энергии гражданам; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 40 федеральных органов и по 10 органов государственной власти в каждом субъекте РФ, которые осуществляют лицензирование предпринимательской деятельности. Полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ. Лицензирующие органы осуществляют следующие функции:

  • Предоставление лицензий;
  • Приостановление действия лицензии;
  • Возобновление действия лицензии;
  • Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • Аннулирование лицензии;
  • Введение реестров лицензии, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • Контроль над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • Обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  • Заявление с просьбой о выдаче лицензии на определенный вид деятельности с указанием срока, в течение которого лицензиат намерен ее осуществлять;
  • Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата;
  • Справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействия.

Федеральным законом предусмотрены также основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование в другую организационно-правовую форму, изменение наименования или места нахождения; для индивидуальных предпринимателей - изменение имени или места жительства. В этих случаях лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать 6 месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Федеральным законом так же предусмотрены основания, когда лицензия теряет юридическую силу, т.е. аннулируется.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

За рассмотрение заявления соискателя лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

Список литературы

  1. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник.- 5-е издание.М.: «Юриспруденция», 2009г.- 800с.
  2. Хозяйственное (предпринимательское право). Учебник для вузов/Отв. Ред. Д.ю.н., проф.Ю.Е. Булатецкий, д.и.н., проф. Н.А. Машкин - М.: Норма, 2007-752с.
  3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление.: учеб. пособиед/студентов вузов. Под. ред. В.Я. Горфинкеля. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 495с.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 апреля 2009 года. - Новосибирск: Сиб. университет.изд-во, 2009. - 541 с.


Просмотров