Что относится к источникам регионального хозяйственного права. Хозяйственное право и его источники

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Современное хозяйственное право - самостоятельная отрасль, регулирующая отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с изготовлением и реализацией продукции...

Анализ сущности нормативно-правового акта как основного источника права

От обычаев делового оборота и деловых обыкновений необходимо отличать практику, которую стороны договора установили в своих взаимных отношениях (ст.9 Венской конвенции). Подобная практика представляет собой особую правовую категорию...

Источники трудового права РФ

Для решения задач, стоящих перед юридической наукой, и повышения эффективности правового регулирования определенное значение имеет разработка основных понятий, поскольку формулирование научных понятий помогает выявить и раскрыть факторы...

Ограниченные вещные права в гражданском праве

Особенности права хозяйственного ведения и права оперативного управления имуществом

право оперативный управление собственность Право хозяйственного ведения (далее: ХВ) - производное от права собственности вещное право юридических лиц -- несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества...

Понятие и виды ограниченных вещных прав

Субъектами рассматриваемого права выступают УП, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица, а также дочерние предприятия, созданные ими...

Каждой самостоятельной отрасли права, как части общей системы права, присуща своя собственная система. Она формируется, объединяя в единые группы однородные правовые нормы, регулирующие определённый вид общественных отношений...

Понятие и сущность хозяйственного права

Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире. Основным источником хозяйственного права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. Роль других источников права невелика...

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, к которым относятся: широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования...

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34...

Соотношение права полного хозяйственного и права оперативного управления по законодательству РФ

Исторически первым появилось только право оперативного управления. Оно впервые было законодательно закреплено Основами гражданского законодательства 1961 г....

Характеристика субъектов хозяйственной деятельности

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам. Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют...

Хозяйственное законодательство

Хозяйственное право (как отрасль прав) - это система правовых норм...

Хозяйственные договора

Совокупность условий, определяющих права и обязанности сторон, составляет содержание договора. Условия договора в зависимости от их назначения делятся на три вида: существенные, обычные и случайные...

3. Понятие кредитной организации (банк)

Литература

1. Предмет, метод и источники хозяйственного права

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, к которым относятся:

широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

хозяйственное право кредитный регистрация

2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальных хозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.

Источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

2. Порядок государственной регистрации юридических лиц при создании

Срок регистрации и документы, необходимые для государственной регистрации

Порядок государственной регистрации юридических лиц при создании регулируется ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07.2005 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

субъектов права (юридические лица, индивидуальные предприниматели; налогоплательщики и др.);

объектов права (недвижимость, особо ценные и/или социально значимые объекты, источники повышенной опасности и др.);

юридических фактов - оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений (нормативные акты, акты гражданского состояния, заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.).

Процедура создания юридического лица заканчивается его регистрацией. Если на предыдущих стадиях основная роль отводилась частным лицам (учредителям) и, соответственно, частному праву, то на стадии регистрации резко возрастает роль государства, в связи с чем происходит сочетание частноправового и публично-правового регулирования.

В России при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, основная цель которого - подтверждение соответствия учредительных документов закону, достоверности представляемой информации, соблюдения установленного законом порядка образования юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины; при необходимости;

д) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя (ст.12 ФЗ о государственной регистрации). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов (п.4 ст.9 ФЗ о государственной регистрации).

При регистрации юридических лиц обязательно представляются их учредительные документы, в связи с чем иногда говорят не о регистрации субъекта права, а о регистрации этих документов и фирмы (фирменного торгового наименования).

Государственной регистрацией юридических лиц в России занимаются регистрирующие органы по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такового - по месте нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п.1 ст.13 ФЗ о государственной регистрации).

Датой представления документов для государственной регистрации считается день их получения регистрирующим органом (п.2 ст.9 ФЗ государственной регистрации). Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов (п.1 ст.8 ФЗ о государственной регистрации), хотя на практике этот срок не соблюдается. Решение о государственной регистрации, принятое компетентным органом, становится основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в государственный реестр, содержание которого исчерпывающим образом определено законом наряду с открытостью и общедоступностью сведений, составляющих это содержание. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр (ст. ст.5,6, 11 ФЗ о государственной регистрации).

За непредоставление, или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц (ст.25 ФЗ о государственной регистрации).

Ликвидацию как санкцию следует отличать от признания регистрации недействительной. Применительно к последней практический интерес представляет Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2000 г. № 5419 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной". В соответствии с ним признание судом регистрации юридического лица недействительной само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

За нарушение порядка государственной регистрации законом предусмотрена ответственность и регистрирующего органа, в том числе за необоснованный отказ в государственной регистрации (ст.24 ФЗ о государственной регистрации). Закон содержит закрытый перечень таких оснований: а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушение нормы. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке (ст.23 ФЗ о государственной регистрации).

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст.10 ФЗ о государственной регистрации).

С помощью регистрации государство не только контролирует создание юридического лица, но и признает за ним факт правосубъектности. Ведь по общему правилу юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК).

Для регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, в соответствии с п.2 ст.59 ГК РФ вместе с учредительными документами вновь возникающей организации в соответствующий орган обязательно представляются передаточный акт или разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица. В законе могут устанавливаться требования о необходимости представления для государственной регистрации таких юридических лиц и других документов (например, в соответствии с п.5 ст.51 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке). Таким образом, у регистрирующего органа появляются дополнительные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица (ч.2 п.2 ст.59ГК).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется по общему правилу регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.


Контроль за деятельностью кредитных организаций

Банковские операции

Согласно Закону о банках под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции (ст.1). Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Это означает, что для нее допустима одна из трех организационно-правовых форм: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.

Кредитная организация обладает тремя существенными признаками: коммерческое юридическое лицо, осуществляет банковские операции и действует на основе лицензии, выдаваемой Банком России, то есть обладает специальной правоспособностью.

Имущественную базу банка составляют: уставный капитал (средства юридических и физических лиц, сформированные учредителями банка), который служит обеспечением обязательств банка; привлеченные средства юридических лиц на указанных выше условиях; имущество и средства, полученные в виде доходов от банковской деятельности, в том числе направленные в резервный, страховой и иные фонды, образуемые банком.

Хозяйственная компетенция банка определяется кругом банковских операций и сделок, которые он праве совершать в соответствии с Законом и выданной банку лицензией. Понятие "банковские операции" является одним из основополагающих, поскольку именно осуществление такого рода операций позволяет отнести данное юридическое лицо к кредитным организациям и отграничить его от иных коммерческих организаций. Исчерпывающий перечень банковских операций приведен в ч.1 ст.5 Закона о банках. Правила осуществления банковских операций, в том числе их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

К числу типичных банковских операций можно отнести:

привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов;

осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов (то есть банков, взаимодействующих для обеспечения расчетов клиентов, имеющих счета в соответствующих банках), их кассовое обслуживание;

открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, включая иностранные, в том числе счетов финансирования капвложений;

выдачу поручительства и гарантии, а также иных обязательств за третьих лиц, предусматривающую исполнение в денежной форме.

Эта деятельность занимает наибольший удельный вес и является наиболее распространенной в работе любых банков.

Кроме того, банки совершают и другие операции и сделки: выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществляют с ними иные операции; приобретают права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимают на себя риски исполнения этих требований, инкассируют такие требования (форфейтинг), а также выполняют эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг); покупают и продают валюту в наличном виде и находящуюся на счетах и во вкладах у российских и иностранных юридических и физических лиц: покупают и продают в РФ и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них: привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады, осуществляют иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой и т.д.

Компетенция банков, как видим, реализуется исключительно в денежно-финансовой сфере. Банкам запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.

В обеспечение финансовой стабильности банков все банки на территории РФ депонируют обязательные резервы банков в Банке России, исходя из установленных им нормативов обязательных резервов. Банки обязаны соблюдать установленные им Банком России обязательные экономические нормативы:

минимальный размер уставного капитала банка;

предельное соотношение между размером уставного капитала и суммой его активов с учетом оценки риска;

показатели ликвидности баланса (то есть возможности погашения всех своих обязательств в случае ликвидации банка);

минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России;

ограничение размеров валютного и курсового рисков;

ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

У банков имеется право на банковскую тайну, то есть на сохранение тайны по операциям своих клиентов. Справки по этому поводу могут выдаваться только в случаях, предусмотренных законом.

Для защиты прав вкладчиков законодательно установлено правило о возможности обращения взыскания на вклады только в случаях, предусмотренных законом (по решению судов и постановлениям следственных органов по находящимся в их производстве уголовным делам; по удовлетворенному гражданскому иску, вытекающему из уголовного дела; по решению об алиментах и др.).

В отношениях с клиентурой определяющим является исключительно договор. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.

Литература

1. О банках и банковской деятельности: ФЗ РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 в ред. от 02.02.2006 с изм. от 03.05.2006 г. // СПС "Консультант-плюс".

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ РФ от ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07.2011 г. // СПС "Консультант-плюс".

Ершова И.В. Предпринимательское право. М., 2009.

Круглова М.Ю. Хозяйственное право. М., 2010.

Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2009.

Под источниками права понимают формы закрепления и изложения правовых норм. Источниками хозяйственного права являются законодательные акты, международные договоры и иные источники, в которых содержатся нормы, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности.

К основным источникам хозяйственного права относятся:

1. Конституция Российской Федерации. Ряд статей Конституции России закрепляет общие принципы и гарантии при осуществлении предпринимательской деятельности. В частности, в ст.8 Конституции устанавливается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституционная норма, изложенная в ст.34, гарантирует право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Конституция содержит и другие нормы, так или иначе относящиеся к предпринимательской деятельности, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права.

2. Международные договоры Российской Федерации. Международные договоры России с зарубежными странами является важным источником хозяйственного права, поскольку согласно ст.15 Конституции России международные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью российской правовой системы, а правила международного договора имеют приоритет перед нормами национального законодательства. К важным международным договорам в сфере предпринимательских отношений с участием России можно отнести Международную конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена,1980), Конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974), Конвенцию о международном финансовом лизинге (Оттава,1988), Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958), Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже (1961) и другие. Имеется также огромное число соглашений России с различными государствами по вопросам экономического и торгового сотрудничества.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ). ГК РФ на сегодня является основным кодифицированным актом, регулирующим предпринимательские отношения. Хотя формально ГК РФ регулирует весь комплекс имущественных и личных неимущественных отношений с участием любых субъектов гражданских правоотношений, он в полной мере применим и в отношении предпринимателей. ГК РФ изобилует статьями, специально посвященными регулированию предпринимательской деятельности. Так, ст.401 ГК устанавливает для предпринимателей повышенную ответственность при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, ст. 315 содержит для предпринимателей презумпцию недопустимости досрочного исполнения обязательства, а ст.428 вносит запрет на удовлетворение требования предпринимателя об изменении или расторжении договора присоединения, если он знал или должен был знать, на каких условиях заключает договор. При этом нормы ГК, посвященные регулированию предпринимательских отношений, имеют приоритет перед остальными нормами кодекса поскольку носят специальный характер.



4. Федеральные законы и законы субъектов федерации. Федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, можно разделить на две группы. Первую группу образуют федеральные законы, принятые в соответствии с ГК, которые вместе с самим ГК составляют гражданское законодательство России. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и поэтому субъекты федерации не могут издавать нормативные правовые акты в этой сфере. К такого рода федеральным законам можно отнести законы «О государственной регистрации юридических лиц» (2001) «Об акционерных обществах» (1995), «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998), «О несостоятельности (банкротстве)» (2002), «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2002) и многие другие. Вторую группу федеральных законов образуют федеральные законы, не предусмотренные ГК РФ, но относящиеся к какой-либо сфере предпринимательских отношений или регулирующие положение отдельных хозяйствующих субъектов. К ним можно отнести законы «О банках и банковской деятельности»(1996), «О рынке ценных бумаг» (1996), «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(1991), «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редакции 1997), «О лизинге» (1999) и другие.

Субъекты федерации в пределах своей компетенции издают законы, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта. Так, наряду с федеральным законом «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации» органы законодательной власти г. Москвы приняли закон «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории г. Москвы», который на территории данного субъекта действует параллельно с федеральным законом. При определении легитимности закона, изданного органом законодательной власти субъекта федерации, необходимо исходить из положений ст.71,72,73 Конституции России, разделяющих компетенцию Российской Федерации и субъектов федерации в регулировании различных аспектов предпринимательских отношений.

5. Указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России выполняют функцию преодоления пробелов в законодательстве, когда по тем или иным причинам отсутствует соответствующий закон, упорядочивающий осуществление предпринимательской деятельности. Так, ввиду отсутствия в течение длительного времени предусмотренного ГК федерального закона о регистрации юридических лиц, действовал Указ Президента «Об упорядочивании регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (1994). В некоторых случаях Указы Президента издаются в целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, или при необходимости внести коррективы в порядок правового регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Однако при всех обстоятельствах Указы Президента являются подзаконными актами и должны соответствовать действующим законам.

6. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства России издаются в целях исполнения и конкретизации положений законов. Многие законы специально предусматривают возможность регулирования их отдельных положений актами Правительства. Так, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001) предусматривает, что положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

7. Акты министерств и иных органов исполнительной власти. Министерства и иные органы исполнительной власти (их структура определяется Указом Президента России) вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые и иные акты. Эти акты, издающиеся, как правило, в форме приказов, правил, порядков, указаний, инструкций, рекомендаций, разъяснений и даже телеграмм, позволяют осуществлять государственное регулирование предпринимательской деятельности и обеспечивать оперативное управление экономикой.

Помимо актов федеральных органов исполнительной власти предпринимательские отношения могут регулироваться актами органов исполнительной власти соответствующего субъекта федерации. Так, Постановлением Правительства г. Москвы от 22.01.2002 г. №68-ПП утверждена Методика расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящего в собственности г. Москвы.

8. Локальные нормативные акты. Этот тип источников предпринимательского права регулирует внутрифирменные отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе функционирования отдельного юридического лица и управления им. К локальным нормативным актам можно отнести Уставы хозяйственных обществ, Положения о филиалах и представительствах организации, о генеральном директоре, о правлении, Правила банковского обслуживания, Правила биржевой торговли, Положение об общем собрании акционеров. Локальные нормативные акты, содержащие нормы предпринимательского права, действуют только в пределах данной организации и принимаются в порядке, установленном законом или учредительными документами юридического лица.

9. Обычаи делового оборота. Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права является новеллой российского законодательства. Под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения независимо от того зафиксировано оно в каком-либо документе. Особенностями обычаев делового оборота как источников предпринимательского права является отсутствие необходимости письменной фиксации норм права в специальном нормативном акте. В месте с тем нормы права, закрепленные в правовом обычае подлежат применению также, как и писанные нормы, но только в случае когда последние отсутствуют. Иными словами правовой обычай выполняет свою регулятивную роль только в том случае, когда отсутствует нормативный акт, регулирующий данные отношения. Поскольку рыночная экономика в России ещё только начала развиваться на сегодняшний момент трудно назвать прочно сложившиеся обычаи в практике предпринимательской деятельности. Однако во многих странах правовые обычаи в сфере предпринимательства и коммерции применяются наравне с писанными актами. Одним из типичных примеров правовых обычаев в области международной купли-продажи товаров является Incoterms (последняя редакция производилась в 2000 году), толкование торговых терминов, осуществляемое Международной торговой палатой для унификации торговой практики различных государств.

Огромное значения для упорядочивания правоотношений в области предпринимательства имеют разъяснения высших судебных органов Российской Федерации по применению тех или иных законодательных актов на основе сформированной судебной практики. Хотя формально постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, информационные письма этих высших судебных органов не содержат норм права в силу особенностей континентальной правовой системы, к которой относится Россия, не придающей судебному прецеденту нормативный статус, они включают важнейший материал по единообразному толкованию тех или иных положений законодательных актов. Материалы судебно-арбитражной практики позволяют выделить основные тенденции и подходы в правоприменительной деятельности судебных органов.

На формирование правоприменительной практики в сфере предпринимательских отношений значительное воздействие оказывают так же судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, который выступает прежде всего как орган конституционного контроля, обеспечивающий соблюдение конституционных норм и принципов в деятельности законодательных органов государства и в судебной практике.

Вконтакте

Одноклассники


Понятие источников хозяйственного права.

Акты федеральных органов.

Акты субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления.

Акты органов бывшего СССР.

Международные акты.

1. Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:

  • акты федеральных органов;
  • акты субъектов Российской Федерации;
    акты органов местного самоуправления;
  • акты органов бывшего СССР;
  • международные акты.

2. Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей
юридической силой и является базой текущего законодательства;

б) акты Федерального Собрания Российской Федерации:

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

  • указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
  • постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
    нормативные акты министерств и других центральных органов;
  • приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

3. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются па законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

конституции, уставы субъектов Российской Федерации;

законы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения президентов (губернаторов);

постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

4. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

распоряжения;

5. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.

К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся:

законы СССР;

указы Президиума Верховного Совета;

постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.

6. Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.

Предыдущие материалы:

План:

    Источники (формы) хозяйственного права:

    1. Нормативно-правовой акт

      Правовой обычай

      Юридический прецедент

      Нормативный договор

      Юридическая доктрина

    История становления и развития хозяйственного права:

    1. Развитие хозяйственного права в ХХ веке

      Становление нового хозяйственного законодательства

    Соотношение Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины

Источники хозяйственного права

Характеристика источников хозяйственного права в юридической литературе представлена преимущественно анализом хозяйственного законодательства, что обедняет само понятие источника и ограничивает его разновидности лишь актами правотворческой деятельности государства. Субъекты хозяйствования осуществляют свои права и обязанности в соответствии с нормами, содержащимися в нормативно-правовых актах, а также с иными нормами, относящимися, в частности, к обычаям делового оборота, торговым обыкновениям, нормативным договорам, в том числе международным соглашениям и т. д. Все эти нормы участвуют в правовом регулировании хозяйственных отношений, на их основе осуществляется оценка поведения хозяйствующих субъектов как правомерного или неправомерного. В связи с этим необходимо дать определение общего понятия источника хозяйственного права и видов источников.

В общеправовом смысле термин «источник права» логически соединяется с понятием «форма права», поскольку речь идет как о внешнем облике правовых предписаний, так и о внутренней организации их содержания. При этом право в самом общем виде характеризуется нормативной формой, но эта нормативность имеет различные способы внешнего выражения. Форма в праве выражает систему относительно устойчивых связей всех элементов его содержания и структуру этого содержания. При этом форма, представляя структуру содержания, сливается с ним, означая способ его построения как общий принцип внутренней связи элементов, образующих это содержание. Такой характер соотношения формы и содержания отмечается во многих философских трудах, в частности Г. Гегелем.

Для обозначения способов выражения правил поведения, придания этим правилам качества юридических норм традиционно используется термин «источник права», указывающий на внешнее оформление и внутреннюю организацию содержания права. При этом применяется, как правило, двойная терминология: «источник (форма) права», ориентирующая на своеобразие внешнего оформления права и возможность извлечения соответствующих правил из его содержания.

Общеправовой подход к пониманию источника права в полной мере соотносим с хозяйственно-правовой теорией и практикой хозяйствования. Хозяйственные правоотношения - это реальность общего понятия правоотношения, а источники хозяйственного права - это конкретика общего учения об источниках права.

Однако, вряд ли обоснованно определять источники права как объективированные в документальном виде акты, документальные способы выражения и закрепления норм права. Такое понимание источников исключает из их числа правовые обычаи, которые существуют, как правило, в устной форме.

Как специальный юридический термин «источник (форма) права» означает комплексное правовое понятие, выражающее как определенный способ формирования права, так и основание для признания соответствующих правил поведения юридическими нормами.

Источник хозяйственного права как разновидность общего понятия источника права может быть определен как официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающий их общеобязательное значение в качестве хозяйственно-правовых норм.

Классификация источников хозяйственного права возможна на основании своеобразия способа выражения (формирования) права. Согласно этому критерию выделяются следующие виды источников хозяйственного права:

1) нормативно-правовой акт;

2) правовой обычай;

3) юридический прецедент;

4) нормативный договор;

5) юридическая доктрина.

Нормативно-правовой акт - весьма авторитетный и распространенный источник хозяйственного права. Представляет собой официально принятый компетентными органами (прежде всего законодательной и исполнительной властью) правотворческий документ, посредством которого, во-первых, в систему хозяйственного права (законодательства) вводятся (изменяются и т. д.) хозяйственно-правовые нормы, во-вторых, который содержит сами эти нормы. Система нормативно-правовых актов составляет систему законодательства.

Среди законов (и всех других источников права) ведущее место занимает Конституция государства, которая устанавливает общие и отраслевые принципы регулирования хозяйственных отношений, гарантии осуществления хозяйственной (предпринимательской деятельности(например, равенство форм собственности, запрещение монополизации экономической деятельности и недобросовестной конкуренции и др.). Особое значение в регулировании хозяйственных отношений имеет единый кодифицированный акт - Хозяйственный (Предпринимательский, Коммерческий, Торговый и т. д.) кодекс государства. Такие кодексы приняты и Действуют во многих зарубежных странах, в частности в Японии - Торговый и Хозяйственный кодексы, во Франции - Коммерческий, Германии - Торговый, США - Единый коммерческий кодекс США и т. д. При этом задачей юридической науки и практики в романо-германской правовой семье является «превращение» торгового права в хозяйственное, поскольку первое оставляет без внимания целый ряд существенных для хозяйственной деятельности вопросов.

В Гражданском кодексе РФ, включающем значительное число хозяйственно-правовых норм, также наблюдается, как отмечается в литературе, явное предметное несоответствие. Гражданский кодекс лишь создает видимость правового регулирования хозяйственной деятельности, поскольку гражданское законодательство лишено инструментов, обеспечивающих регулирование отношений между хозяйствующими субъектами (в частности, предпринимателями) и государством, обществом в целом. Претендуя на регулирование предпринимательской деятельности, гражданское право (законодательство) теряет специфику своего предмета и искусственно расширяет пределы, превращаясь в конгломерат юридических норм. Изложенное в полной мере относится к проекту Гражданского кодекса Украины.

Хозяйственно-правовое регулирование осуществляется (кроме норм кодификационных актов) также нормами законов, посвященных отдельным направлениям, видам и т. д. хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения регулируются также нормами, которые содержатся в подзаконных нормативно-правовых актах, принимаемых главой государства (президентом). Кабинетом Министров, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Нормативно-правовое акты (прежде всего законы) занимают значительное место среди источников права и в правовой семье общего права. В Великобритании закон (статутное право) приближается в своем значении к прецеденту, в США равенство закона и прецедента уже достигнуто (по ряду позиций закон даже возвышается, в смысле авторитета, над прецедентом, примером тому может служить Единый коммерческий кодекс США).

Значителен авторитет закона как источника права (особенно в публично-правовой сфере) и в религиозно-традиционной правовой семье. Так, преобладающий почти до конца XIX в. религиозно-традиционный оттенок неписаного японского права (в стране даже не было юристов) сменился основательной кодификацией законодательства, хозяйственные отношения стали предметом регулирования Торгового, а затем и Хозяйственного кодексов.

Нормативно-правовой акт приобретает силу источника права согласно определенным правилам введения его в действие: 1) со дня принятия; 2) со дня официального опубликования; 3) по истечении 10 дней со дня официального опубликования; 4) с даты, указанной в самом акте (все правила установлены для закона, 1 и 4 - для подзаконных актов). Прекращается действие нормативно-правового акта также в определенном порядке: 1) юридическая отмена (в новом акте, посвященном тем же вопросам, или в специальном акте - перечне отменяемых актов, последнее характерно для подзаконного акта); 2) фактическая отмена (содержание нового акта по смыслу означает отмену предыдущего); 3) истечение сроков, обстоятельств и т. д., в связи с которыми был принят акт.

В сфере хозяйственно-правового регулирования особенно важна четкость решения названных вопросов, пределы действия нормативно-правового акта во времени (а также в пространстве и по кругу лиц).

Нормативно-правовой акт является основным источником и в правовой системе Украины. В то же время соотношение закона и подзаконного акта как источников права в Украине таково, что вряд ли можно считать свершившимся фактом обеспечение верховенства закона. Достаточно вспомнить фактическое значение ведомственных (подзаконных) актов, например, в сфере налоговой деятельности, когда новый (или изменяемый) закон приобретает реальное действие лишь после принятия ГНАУ соответствующей ведомственной инструкции (нередко весьма своеобразно толкующей закон) и т. д. Подобные факты много раз обсуждались в печати, с ними неоднократно сталкивались на практике юристы и экономисты, однако положение дел пока не изменилось. Осложняет правовое регулирование хозяйственных отношений отсутствие единого кодифицированного акта, поскольку реализация хозяйственно-правовых норм в такой ситуации часто сопряжена с поиском необходимых норм в нормативно-правовых актах, содержащих нормы различной отраслевой принадлежности.

Правовой обычай как источник права представляет собой исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным принуждением. Обычай является исторически первым источником права, который длительное время существовал я устной форме. С течением времени наиболее распространенные обычные нормы периодически объединялись и издавались в виде сборников. Это, в частности, относится к торговому обычаю. Еще во времена Римской империи обычное право регулировало большинство торговых сделок, к которым относились аренда, продажа, товарищество, агентские соглашения, перевозка товаров и т. д. Обычаи, регулировавшие коммерческую деятельность купцов, время от времени собирались и распространялись. В качестве примера можно назвать сборник торговых обычаев моря «Амальфитанская таблица», авторитет которой в XI-XII вв. был признан всеми городами-республиками Италии. К этому же времени относятся многочисленные обычаи, которые регулировали коммерческую деятельность, связанную с организацией и проведением ярмарок (включая международные). Торговые обычаи регулировали отношения купцов на ярмарках, рынках, в портах и городах, а также служили основой для осуществления коммерческой юрисдикции (непрофессиональные торговые суды с участием юристов-профессионалов).

Обычай как источник хозяйственного права сохраняет свои первоначальные форму и содержание и в этом смысле отличается от обычая, не ставшего источником, только тем, что правовой обычай обеспечивается силой государственного принуждения. При этом определение обычая как источника права обусловлено указанием на его действие (отсылкой к нему) в соответствующих нормативно-правовых актах или ориентацией на него в принятии решений судебной практики. Воспроизведение содержания обычая в нормативно-правовом акте означает прекращение его действия в качестве самостоятельного источника и появление нового источника - нормативно-правового акта.

Признание обычая источником права может быть свидетельством законодательного пробела или, напротив, эффективности регулирования на основании привычных (естественно сложившихся) правил. Становление обычая как источника права связано с продолжительным и единообразным следованием определенным правилам, распространенностью соответствующего фактического поведения, его разумностью. Процесс формирования обычая, в отличие от нормативно-правового акта, движется не «сверху», а «снизу».

В современном праве обычай как источник - достаточно редкое явление. Применительно к хозяйственной деятельности можно отметить действие обычаев, например, в торговле лесом, когда убытки, возникающие при распиливании бревен, принято относить на счет покупателя. В торговом праве Франции действуют обычаи, связанные коммерческими отношениями издательств и типографий. Суд оценивает эти обычаи, дает им толкование, определяет их содержание или сферу применения. Обычаи действуют также в морском праве (перевозки продукции, товаров, коммерческое обслуживание судов в заграничном плавании), при заключении международных сделок (например, обычай, по которому нарушение формы внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела). Выделяют, кроме того, обычаи «делового оборота» (например, общепринятая процедура ведения коммерческих переговоров по поводу возможного заключения хозяйственных - договоров), деловые обыкновения (их значение преимущественно организационно-техническое: так, представитель всякой коммерческой фирмы начинает переговоры, обсуждение и т. д. с представления своей фирмы и себя как ее уполномоченного).



Просмотров