Объектом права хозяйственного владения может быть. Право хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 12

Бюджетные учреждения являются основными участниками бюджетного процесса при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, выступая в роли получателей бюджетных средств. Эффективное использование бюджетных средств напрямую зависит от их работы. Поэтому на современном этапе реформирования бюджетного процесса изучение механизма функционирования бюджетных учреждений является для бухгалтеров важнейшей задачей.

Правовую основу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений составляет право оперативного управления. Изучению этого гражданско-правового явления посвящена данная статья.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования вправе создавать юридические лица, передавая им имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с гражданским законодательством к таким юридическим лицам относятся унитарные предприятия и учреждения. Унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям и могут быть созданы как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления. Учреждения являются некоммерческими организациями и создаются на праве оперативного управления.

Учреждением признается некоммерческая организация, образованная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона N 175-ФЗ <1> в ГК РФ внесены изменения, определившие понятия частного и государственного или муниципального учреждения. Частным является учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом. Государственным или муниципальным является учреждение, созданное соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Согласно внесенным изменениям государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным и автономным. Бюджетное учреждение относится к государственным или муниципальным организациям, так как может быть создано соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием. В силу п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

В соответствии с Законом N 174-ФЗ <2> автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение не является бюджетным, поскольку его деятельность не финансируется учредителем. Последний возмещает автономному учреждению только расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также на финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним учредителем на праве оперативного управления. Режим оперативного управления распространяется также на особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ст. ст. 2, 3 Закона N 174-ФЗ).

Однако автономное учреждение может владеть на праве собственности имуществом, в том числе недвижимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Указанным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться без согласия учредителя, за исключением внесения денежных средств или иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачи этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Распоряжение имуществом, принадлежащим автономному учреждению на праве собственности, осуществляется с учетом установленных Законом N 174-ФЗ условий о размере суммы сделки и заинтересованности в ее совершении.

Право оперативного управления автономного учреждения распространяется только на недвижимое имущество, закрепленное за ним учредителем, или особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Таким образом, режим оперативного управления является системой правоотношений, возникающих между собственником - учредителем учреждения и учреждением по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным собственником учреждению. Право оперативного управления представляет совокупность правомочий учреждения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником имущества.

Право оперативного управления относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ), для которых характерны следующие свойства:

  • они предоставляют субъектам гражданских правоотношений полномочия по владению и пользованию имуществом, но ограничивают право распоряжения им;
  • могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества;
  • их защита от нарушений осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, а именно субъекты права оперативного управления могут истребовать имущество из чужого незаконного владения и требовать устранения нарушений правомочий пользования переданным имуществом, в том числе от его собственника.

Право оперативного управления на движимое имущество возникает с момента его передачи учреждению (п. 1 ст. 299 ГК РФ), на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением (п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 22.07.1997 N 122-ФЗ). Передача имущества учреждению осуществляется при его создании.

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления прекращается по правомерному решению собственника имущества об его изъятии у предприятия или учреждения. С учетом того, что указанное вещное право принадлежит учреждению, прекращение его связано с реорганизацией или ликвидацией данного юридического лица. Поэтому под решением собственника об изъятии имущества у учреждения следует понимать решение собственника о реорганизации или ликвидации учреждения.

Право оперативного управления также прекращается по общим основаниям, за исключением случаев перехода права собственности на государственное или муниципальное имущество, находящееся во владении учреждения, к другому собственнику, когда право оперативного управления сохраняется за указанным учреждением на переданное ему имущество (ст. 300 ГК РФ).

Признаки вещного права характерны как для права оперативного управления, так и для права хозяйственного ведения. Различия между ними заключены в их содержании. Чтобы раскрыть содержание права оперативного управления, его необходимо сравнить с правом хозяйственного ведения. В таблице представлены их сравнительные характеристики.

Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и

оперативного управления

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты вещного права

Государственные и

муниципальные унитарные

предприятия (ст. ст. 114,

Государственные и муниципальные

унитарные предприятия (казенные

предприятия) и учреждения

(частные учреждения, бюджетные и

автономные государственные или

муниципальные учреждения)

(ст. ст. 115, 120 ГК РФ)

2. Собственник имущества

РФ, ее субъекты и

муниципальные образования

(ст. 114 ГК РФ)

РФ, ее субъекты и муниципальные

образования (ст. 115 ГК РФ), а

также физические и юридические

лица (ст. 120 ГК РФ)

3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества

Распоряжение движимым

имуществом без согласия его

собственника.

Распоряжение недвижимым

имуществом с согласия

собственника имущества (п. 2

ст. 295 ГК РФ)

Распоряжение имуществом с

согласия его собственника.

Если в соответствии с

учредительными документами

учреждению предоставлено право

осуществлять приносящую доходы

деятельность, то доходы,

полученные от такой деятельности,

и приобретенное за их счет

имущество поступают в

самостоятельное распоряжение

учреждения (ст. 298 ГК РФ).

Казенное предприятие

самостоятельно реализует

производимую им продукцию (п. 1

ст. 297 ГК РФ)

4. Права собственника в отношении имущества

Собственник имеет право на

получение части прибыли от

использования имущества,

переданного в хозяйственное

ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ)

Собственник имущества вправе

изъять лишнее, неиспользуемое

либо используемое не по

назначению имущество и

распоряжаться им по своему

усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Собственник вправе распределять

доходы казенного предприятия

(только для казенных предприятий)

(п. 2 ст. 297 ГК РФ)

5. Ответственность собственника

Если несостоятельность

(банкротство) унитарного

предприятия вызвана

действиями собственника

переданного ему имущества,

то на него в случае

недостаточности имущества

предприятия может быть

возложена субсидиарная

ответственность по его

обязательствам (п. 7 ст. 114

Собственник несет субсидиарную

ответственность по обязательствам

такого предприятия при

недостаточности имущества (п. 5

ст. 115 ГК РФ). Указанное правило

не распространяется на

учредителей автономного

учреждения

С учетом установленных различий права хозяйственного ведения и оперативного управления следует отметить, что первое предоставляет больше прав предприятию по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом, чем второе. Юридические лица, созданные на праве оперативного управления, не могут распоряжаться переданным им имуществом без согласия его собственника. Данное правило не является исключением и для нового вида учреждения - автономного (п. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Различия в указанных вещных правах, на наш взгляд, объясняются тем, что государственное и муниципальное имущество в первую очередь предназначено для выполнения государственных задач. Поэтому РФ, ее субъекты и муниципальные образования, обладая имуществом разного государственного значения, создают юридические лица либо на праве хозяйственного ведения, предоставляя широкие правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, либо оперативного управления, оставляя за собой право распоряжения имуществом.

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Объекты государственной или муниципальной собственности по правовому режиму делятся на две группы (ст. 214 ГК):
Имущество, которым государство (Российская Федерация, субъект РФ) или муниципальное образование обладает непосредственно, т.е. имущество, не закрепленное за другими юридическими лицами на вещном праве. Такое имущество составляет казну государства (муниципального образования) (п. 2 ст. 214 ГК). В отношении этого имущества государство (муниципальное образование) в лице уполномоченных органов сохраняет свое право собственности в полном объеме и может им распоряжаться по своему усмотрению, например, путем передачи указанного имущества в аренду. Однако отчуждение такого имущества в частную собственность должно осуществляться в соответствии с законодательством о приватизации (п. 2 ст. 235 ГК) или о государственных корпорациях.
Имущество, принадлежащее государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, и земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не закрепляются, данный вид прав на землю не предусмотрен гл. 17 ГК и гл. VI ЗК.
В отношении указанного имущества за государством (муниципальным образованием) в лице уполномоченных органов сохраняются лишь те правомочия собственника, которые прямо указаны в законе.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - самостоятельные вещные права, направленные на хозяйственное использование государственного и муниципального имущества.
Субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления. Субъектами права хозяйственного ведения признаются унитарные предприятия - коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, действующие в зависимости от учредителя (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), в следующих формах (ст. 113 ГК, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях):
федеральное государственное предприятие (ФГУП);
государственное унитарное предприятие субъекта РФ (ГУП);
муниципальное унитарное предприятие (МУП).
Не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утвержденный собственником (уполномоченным органом соответствующего публичного образования). Устав унитарного предприятия помимо сведений, указанных в п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях, должен содержать сведения о порядке и источнике формирования уставного фонда, а также о направлениях использования прибыли.
В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(77) нормы ст. 113, 294 ГК применяются и к созданным до 8 декабря 1994 г. (дата официального опубликования части первой ГК) государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения. При этом согласно п. 2 ст. 37 Закона об унитарных предприятиях уставы таких предприятий подлежали приведению в соответствие с нормами данного Федерального закона в срок до 1 июля 2003 г.
В соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства предполагается исключить право хозяйственного ведения, оставив только право оперативного управления имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, а также постепенно заменить организационно-правовую форму унитарного предприятия другими видами коммерческих организаций, с сохранением в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для особо важных сфер экономики.
Субъектами права оперативного управления признаются:
учреждения - организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК), которые в зависимости от статуса учредителя имеют следующие типы:
государственные, муниципальные учреждения:
бюджетные;
автономные;
казенные;
частные учреждения (созданные гражданином или юридическим лицом);
унитарные предприятия на праве оперативного управления - казенные предприятия (ст. 115 ГК), действующие в зависимости от учредителя, в следующих формах:
федеральное казенное предприятие;
государственное казенное предприятие субъекта РФ;
муниципальное казенное предприятие.
В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом, в частности Законом о некоммерческих организациях, Законом об автономных учреждениях, и иными правовыми актами.
Учредительным документом частного, бюджетного или автономного учреждения является утвержденный учредителем устав, а для казенного учреждения - устав либо, в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, утвержденное учредителем положение (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, ст. 7 Закона об автономных учреждениях).
Например, согласно п. 5 ст. 12 Закона об образовании деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 113 ГК).
Приобретение и регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество. Данные права возникают по следующим
двум видам оснований, определенных ст. 299 ГК:
1. Закрепление имущества собственником за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 299 ГК). Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества государственной или муниципальной казны, не закрепленного за иным предприятием или учреждением имущества. Закрепление собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении другого предприятия, учреждения, (без изъятия) является распоряжением, не соответствующим закону.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления закрепляемым имуществом возникает с момента фактической передачи имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК, п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях). В отношении недвижимого имущества законом установлено специальное правило: право возникает с момента регистрации в ЕГРП (п. 2 ст. 8, ст. 131, п. 2 ст. 223 ГК). То есть при закреплении движимого имущества права хозяйственного ведения, оперативного управления возникают с момента передачи, а для недвижимости по общему правилу - с момента государственной регистрации (п. 5 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22).
Гражданский кодекс не предусматривает возможности заключения учредителем специального договора о закреплении имущества на определенном титуле.
Ничтожными являются условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы правомочий, определенных ГК (ст. 294, 295 ГК) (п. 39 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Кроме решения о закреплении необходима также фактическая передача имущества собственником (учредителем) по передаточному акту. Поэтому, например, в случае попытки закрепить имущество, находящееся у другого предприятия, учреждения, собственник не сможет осуществить его фактическую передачу.
Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое государственное (муниципальное) имущество является документальное подтверждение наличия права государственной или муниципальной собственности. Если право государственной (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г., то оно является юридически действительным и не подлежит обязательной регистрации перед регистрацией права хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако если право государственной (муниципальной) собственности возникло после 31 января 1998 г., например, вновь возведенные объекты, наследство, передача от другого публичного собственника, оно подлежит обязательной регистрации по общему правилу (п. 2 ст. 4 Закона о регистрации прав). В случаях создания (строительства) недвижимого имущества право возникает только с момента регистрации (ст. 219 ГК). Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование могут распорядиться таким имуществом, в том числе передать в хозяйственное ведение или оперативное управление, только после регистрации соответствующего права государственной или муниципальной собственности.
В частности, ч. 10 ст. 3 Закона об автономных учреждениях установлено, что при передаче имущества в оперативное управление создаваемых автономных учреждений в случае, если право государственной или муниципальной собственности возникло после 31 января 1998 г. и не зарегистрировано, его регистрация осуществляется одновременно с регистрацией права оперативного управления учреждения. Основанием для регистрации права оперативного управления является решение о создании автономного учреждения, содержащее сведения о закрепляемом имуществе (ч. 11 ст. 3, ч. 9 ст. 5 Закона об автономных учреждениях).
Разумеется, что решения государственных или муниципальных органов о закреплении имущества возможны лишь в отношении предприятий и учреждений соответствующей формы собственности. Закреплять имущество в хозяйственном ведении, оперативном управлении может только собственник, поэтому "закрепление", например, собственности субъекта РФ за муниципальным или федеральным предприятием, учреждением не соответствует закону.
2. Самостоятельное приобретение имущества унитарными предприятиями и учреждениями. Если имущество приобретено предприятием или учреждением в результате самостоятельной хозяйственной деятельности от собственного имени в соответствии со своей специальной правоспособностью, оно поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление согласно п. 2 ст. 299 ГК в порядке, предусмотренном для приобретения права собственности. В этом случае государственная регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляется на тех же основаниях, что и право собственности - договоры, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, решение суда, правопреемство при реорганизации и пр. Данное имущество не нуждается в закреплении собственником. Также не требуется и предварительная регистрация права государственной (муниципальной) собственности.
Предприятия как юридические лица в силу своей гражданской правоспособности и обособленности имущества от имущества собственника от своего имени приобретают и осуществляют имущественные права (п. 1 ст. 48, ст. 49 ГК). Публичные собственники - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, в свою очередь, тоже участвуют в обороте от своего имени в лице своих уполномоченных органов и иных представителей (ст. 124 ГК).
Однако в силу п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 113, п. 3 ст. 213 ГК, п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях имущество, самостоятельно приобретенное этими организациями, автоматически становится государственной или муниципальной собственностью. Право собственности государственного или муниципального предприятия, учреждения не может возникнуть ни при каких условиях. Независимо от того, строило ли предприятие, учреждение объект самостоятельно, приобретало ли недвижимость за счет чистой прибыли (доходов от разрешенной деятельности), имущество будет государственной (или муниципальной) собственностью, находящейся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
В случае отсутствия в ЕГРП записи о регистрации права государственной или муниципальной собственности при регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на объект недвижимого имущества в графе "Особые отметки" подраздела II-1 указывается слово "собственник" и наименование собственника недвижимости (п. 20 Правил ведения ЕГРП). Согласно ст. 4 Закона об унитарных предприятиях полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование.
Как установлено п. 6 ст. 113 ГК, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок. Таким образом, сделки, которые могут совершаться унитарными предприятиями только с согласия собственника, определяются:
ГК (сделки с недвижимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении);
федеральными законами;
иными нормативными правовыми актами;
уставом унитарного предприятия.
В частности, необходимость согласия собственника имущества унитарного предприятия установлена для сделок, связанных с уступкой требований, переводом долга, обременениями, заключением договоров простого товарищества, а также для сделок с заинтересованностью руководителя предприятия, крупных сделок (связанных с приобретением имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда предприятия или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом МРОТ) (п. 4 ст. 18, ст. 22, 23 Закона об унитарных предприятиях).
Таким образом, в случае если приобретение недвижимости является для унитарного предприятия крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, необходимо согласие собственника имущества в лице уполномоченного государственного или муниципального органа.
Распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий. Имущество на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления фактически выбывает из обладания собственника. Правомочия собственника ограничиваются функциями по созданию (а также реорганизации, ликвидации) нового субъекта, контролем использования имущества по назначению и сохранности имущества.
Поскольку в федеральном законе, в частности ст. 295 ГК, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия (п. 5 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22).
Лица, владеющие имуществом на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, имеют право на их защиту против собственника (п. 4 ст. 216, ст. 305 ГК).
Содержание правомочий распоряжения в праве хозяйственного ведения государственных предприятий и праве оперативного управления казенных предприятий в отношении недвижимого имущества практически одинаково. Предприятие распоряжается недвижимостью только:
в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом (в соответствии со специальной правоспособностью) (ст. 294 ГК, п. 3 ст. 18, п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях);
с согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 296, п. 1 ст. 297 ГК, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
Как указано выше, необходимость согласия собственника может быть установлена и для иных сделок предприятия, не связанных с находящимся в хозяйственном ведении имуществом.
Обратим внимание, что распоряжение имуществом осуществляется непосредственно самим предприятием. Собственник имущества дает только согласие на сделку, не участвуя в ней. Как указывает В.В. Витрянский, ГК четко определил соотношение правомочий субъекта права хозяйственного ведения и собственника его имущества. Начиная с момента введения в действие части первой ГК (1 января 1995 г.) соответствующие положения Указа Президента РФ от 14.10.1992 N 1230, наделявшие комитеты по управлению имуществом полномочиями по сдаче в аренду недвижимого имущества, принадлежащего государственному предприятию на праве хозяйственного ведения, утратили силу, поскольку право распоряжения этим имуществом (в том числе путем сдачи его в аренду с согласия собственника) принадлежит исключительно предприятию как субъекту хозяйственного ведения (ст. 294, 295 ГК).
Обособленность имущества унитарного предприятия от остального имущества собственника влечет и обособленность обязательств. Согласно п. 7 ст. 114, п. 3 ст. 126 ГК собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК случаев банкротства, вызванного указаниями собственника. Напротив, в случае недостаточности имущества казенного предприятия или денежных средств учреждения, собственник несет субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК). Таким образом, любые сделки, повлекшие возникновение прав хозяйственного ведения или оперативного управления, всегда влекут возникновение права государственной или муниципальной собственности. Однако только сделки предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не влекут возникновения обязательств собственника государственного или муниципального имущества.
Распоряжение имуществом учреждений. Имущество частного или государственного (муниципального) учреждения находится у него на праве оперативного управления (п. 2 ст. 9, п. 9 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
Относительно учреждений В.В. Витрянский отмечает, что собственник не наделен правами по распоряжению имуществом учреждения (п. 1 ст. 298 ГК). Для того чтобы распорядиться зданием, сооружением, нежилыми помещениями, закрепленными на праве оперативного управления за учреждением, собственник должен сначала изъять это имущество, что допускается только в отношении излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества (п. 2 ст. 296 ГК).
Согласно п. 1 ст. 296 ГК (в ред., действующей с 1 января 2011 г.) учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Распоряжение недвижимым имуществом определено законом для различных типов учреждений и источников приобретения имущества следующим образом.
1. Частное учреждение:
не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК);
вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным за счет доходов от деятельности, предусмотренной учредительным документом (абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК).
Автономное учреждение:
вправе с согласия собственника распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (абз. 1 п. 2 ст. 298 ГК, ч. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях);
не вправе вносить в уставный (складочный) капитал или иным образом передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника объекты культурного наследия народов РФ (памятники истории и культуры), закрепленные собственником или приобретенные учреждением за счет выделенных собственником средств (ч. 5, 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях);
вправе самостоятельно распоряжаться остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено законом (абз. 2 п. 2 ст. 298 ГК).
Бюджетное и казенное учреждения:
вправе с согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом как закрепленным собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств, так и иным имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления (абз. 1 п. 3, п. 4 ст. 298 ГК, п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения утверждено постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662*(82). Согласие на распоряжение недвижимым имуществом учреждению дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия его учредителя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, т.е. с Росимуществом.
Необходимо отметить наделение с 1 января 2011 г. учреждений правомочием распоряжения, которое отсутствовало в действовавшем до этой даты законодательстве.
Например, зав. кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Е.А. Суханов отмечал следующее. Учреждение в соответствии с прямым указанием п. 1 ст. 298 ГК вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения любого закрепленного за ним имущества, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением (а также о сделках дарения вещей, совершаемых с согласия собственника имущества в соответствии с п. 1 ст. 576 ГК). Таким образом, учреждение по общему правилу даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.
Закон об образовании (п. 11 ст. 39) наделяет образовательные учреждения правомочием выступать в качестве арендодателя имущества, а также заключать договоры безвозмездного пользования с медицинскими учреждениями для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения. Договоры заключаются с согласия учредителя или самостоятельно, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно.
Таким образом, содержание права оперативного управления определяется:
1) организационно-правовой формой и типом субъекта права:
казенное государственное или муниципальное предприятие;
частное учреждение;
государственное (муниципальное) автономное учреждение;
государственное (муниципальное) бюджетное учреждение;
государственное (муниципальное) казенное учреждение;
особенностями правового статуса субъекта - наличием специальных правомочий, предусмотренных законом для данного вида учреждений;
видом имущества:
движимое;
недвижимое;
особо ценное движимое;
источником приобретения имущества:
закрепление собственником;
приобретение за счет выделенных собственником средств;
самостоятельное приобретение за счет самостоятельных доходов.
Концепцией развития гражданского законодательства предусматривается
устранение дуализма прав на управление государственным или муниципальным имуществом с оставлением только одного права - оперативного управления, которое следует определить как право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника в пределах, установленных законодательством. Объем ограничений может зависеть от категории субъекта и вида объекта данного права. Право оперативного управления может быть дифференцировано на виды в зависимости от того, насколько ограничено правомочие распоряжения.

48. Право хозяйственного ведения: понятие, природа, субъекты, объекты.

Право хозяйственного ведения. - производное от права собственности вещное право юридических лиц - не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника-форма права собственности на имущество, при которой собственник передает лицу право распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям..

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению

Право хозяйственного ведения в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право хозяйственного ведения имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Говоря о правомочии пользования, следует отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.

Определяя в ст. 294, 295 ГК правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает стороны права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон.

Объектом права хозяйственного ведения являются имущество – здания, сооружения, оборудование, переданное собственником на баланс предприятия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления не относятся к категории классических вещных прав. Существующие сегодня нормы обладают значительно суженным объемом в сравнении с их прототипами. Таким образом, ограничивается возможность злоупотребления экономической свободой.

Право хозяйственного ведения принадлежит только унитарным и государственным предприятиям. Объектом их может являться не только недвижимость, но и любые иные вещи, которые необходимы для совершения деятельности субъектов. Право хозяйственного ведения распространяется только на муниципальное либо государственное имущество. Закрепление состава имущества осуществляется в порядке, который устанавливается собственником. Стоимость его рассчитывается согласно законодательству об

Право хозяйственного ведения - это право, которое установлено федеральным законом. В него не могут вноситься изменения на основании соглашения между юридическим представителем и собственником его имущества. Право хозяйственного ведения, которым наделены коммерческие организации - унитарные предприятия, обладает достаточно широким объемом.

Так, правомочие использования по части возможности присваивать плоды и доходы от применения имущества ограничено возможностью получения собственником части прибыли от этого использования.

Распоряжение имуществом унитарным предприятием осуществляется в рамках, не ограничивающих ведение собственной уставной деятельности. Распоряжаться же может только с согласия собственника. Также согласие необходимо при распоряжении долей (вкладом) в складочном (уставном) капитале или акциями. Сделки, которые были совершены с нарушением ограничений, являются ничтожными.

Особенности, в соответствии с которыми осуществляется право хозяйственного ведения по отношению к определенным типам имущества, находящегося за пределами России (ценным бумагам, недвижимости, паям и долям), могут быть установлены Правительством России.

Прекращение правомочий, так же, как и их возникновение, в соответствии с общим правилом непосредственно связано с моментом передачи имущества. Речь идет об определенном имуществе, по отношению к которому уполномоченные органы, представляющие публичного собственника, принимают решение о его закреплении за юридическим лицом. Другие моменты, при которых возникают указанные права, могут быть установлены в решении о передаче имущества, принятом публичным собственником.

Возникновение и прекращение правомочий должно быть зарегистрировано в соответствующих госорганах.

Прекращение прав хозяйственного ведения осуществляется согласно общим основаниям, которые установлены для прекращения Кроме этого, существует особое основание прекращения, в связи с односторонней сделкой собственника - решении об изъятии (в соответствии с законом). Данная процедура может иметь место в случае осуществления мероприятий по реорганизации либо ликвидации на унитарном предприятии.

В качестве еще одного специфического основания, в связи с которым происходит прекращение указанных прав, может выступать переход права собственности к частному собственнику от публичного. Это случается, как правило, в результате приватизации. Данное основание представляет собой исключение из правила.

Одним из приемов осуществления правомочия распоряжения считается отказ от прав хозяйственного ведения. При этом следует отметить, что для прекращения распоряжения имуществом недостаточно одностороннего волеизъявления юридического лица. Но данное волеизъявление может стать основанием для того, чтобы собственник принял решение о правомерном изъятии имущества.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, не являющихся собственниками. В данном материале постараемся разобраться с тем, что представляют собой право хозяйственного ведения и право оперативного управления, в чём их различия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294-295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом ) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления , не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения . Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления , если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.



Просмотров