При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только конституции российской федерации и федеральному закону. Осуществление правосудия арбитражными судами

ВВЕДЕНИЕ

Образование системы арбитражных судов как органов хозяйственной юрисдикции отражает процесс становления в России независимой судебной власти. За относительно небольшой период сформировалась судебно-арбитражная система, правовые основы которой получили подтверждение в Конституции РФ. Все это обусловило необходимость научного осмысления деятельности арбитражных судов и практики реализации арбитражного процессуального законодательства.

1 сентября 2002 г. вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Принятие Арбитражного процессуального кодекса явилось еще одним свидетельством жизненной необходимости существования системы специализированных судов в Российской Федерации. Именно арбитражные суды призваны способствовать повышению качества правосудия, обеспечению правопорядка в сфере экономики.

Вышесказанное подтверждает актуальность данной работы.

Осуществление правосудия арбитражными судами

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.

Принцип осуществления правосудия только арбитражным судом можно и надо рассматривать в качестве отраслевого наряду с другими принципами арбитражного судопроизводства.

В теории и практике при исследовании принципа осуществления правосудия только арбитражным судом акцентируется внимание на субъекте, уполномоченном законом на осуществление правосудия по экономическим спорам, на разграничении компетенции арбитражного суда и органов исполнительной и представительной власти, арбитражного суда и других указанных в Конституции РФ судов по рассмотрению и разрешению экономических споров, а также на специфике процессуальной формы его деятельности Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. 4-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 101.

Такой традиционный в процессуальной науке подход к пониманию сущности и содержания рассматриваемого принципа, безусловно, весьма важен и имеет не только теоретическое, но большое практическое значение. Никакой другой юрисдикционный орган не вправе осуществлять правосудие по экономическим спорам, вместе с тем и арбитражный суд вправе заниматься этой деятельностью только по делам, отнесенным законом к его ведению.

Арбитражный суд самостоятельный орган государственной власти, занимающий особое место в судебной системе. Это единственный в Российской Федерации судебный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ отнесенные законом к его ведению экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Судьи арбитражного суда назначаются на должность в порядке, установленном ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 ФКЗ «О судебной системе». Только назначенные в установленном законом порядке судьи арбитражных судов могут от имени государства выносить решения по экономическим спорам и иным делам, отнесенным к исключительной компетенции арбитражного суда. Такие решения не вправе выносить ни судьи судов общей юрисдикции, ни судьи Конституционного Суда РФ.

Арбитражный суд имеет не только свою, отличную от других судов, систему (ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 23 25 ФКЗ «О судебной системе»), свои задачи (ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), но и свою процессуальную форму деятельности.

Правосудие это деятельность, осуществляемая жестко по правилам, установленным федеральным законом. Эти правила разрабатываются с учетом специфики деятельности каждого конкретного суда, действующего в рамках судебной системы федеральных судов Российской Федерации в конкретных условиях. Урегулированная законом специфика деятельности арбитражного суда и обеспечивает, прежде всего, надежные гарантии прав организаций и граждан на судебную защиту в арбитражном процессе.

При рассмотрении и разрешении гражданских споров ни один из юрисдикционных органов (ни Конституционный Суд РФ, ни суд общей юрисдикции, ни третейский суд, ни административные органы) не вправе использовать процессуальную форму защиты права, установленную законом для системы арбитражных судов.

Наличие у системы арбитражных судов своей процессуальной формы деятельности сейчас закреплено в ст. 2 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в которой говорится, что «порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами» (это правило воспроизводится в ч. 2 ст. 3 АПК).

И наконец, правосудие, осуществляемое системой арбитражных судов, имеет свой предмет деятельности экономические споры и иные, отнесенные законом к ведению арбитражного суда. Споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности компетенция арбитражного суда (из общего правила, конечно, могут быть и исключения).

Итак, если проблему содержания принципа осуществления правосудия только арбитражным судом рассматривать, используя традиционные подходы, то его будут раскрывать следующие взаимосвязанные положения Комментарий к АПК РФ// Под ред. Яковлева В.Ф., Юкова М.К. - М., 2005. С. 12.:

  • 1) только арбитражные суды, созданные в предусмотренном законом порядке и с целью разрешения экономических споров, могут осуществлять правосудие;
  • 2) только арбитражные суды вправе (и обязаны) осуществлять свою специфическую деятельность в арбитражной процессуальной форме в порядке, установленном нормами арбитражного процессуального права. Эта форма не может быть использована ни одним юрисдикционным органом при рассмотрении и разрешении дел;
  • 3) только арбитражные суды могут осуществлять правосудие по экономическим и иным спорам, отнесенным федеральным законом к их ведению.

В ст. 2 АПК определены задачи арбитражного судопроизводства. Все они взаимосвязаны между собой. Задачи судопроизводства выполняются при рассмотрении и разрешении арбитражным судом в порядке, установленном законом, отнесенных к его ведению споров.

Основной задачей арбитражного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере.

Эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и реализуется во всех стадиях процесса, но главным образом в решении арбитражного суда первой инстанции. Именно в решении получают защиту нарушенные права сторон, третьих лиц с самостоятельными требованиями на предмет спора. При полном удовлетворении иска решением арбитражного суда защиту получают права истца, нарушенные или оспариваемые ответчиком. При отказе в иске права ответчика от неосновательных требований истца. В случае частичного удовлетворения иска в одной части защищаются права истца, в другой права ответчика.

Самостоятельным предметом защиты в арбитражном суде являются не только права, но и законные интересы. В частности, охраняемые законом интересы подлежат защите по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. По данным делам суд не разрешает споры о праве гражданском, не применяет, как правило, нормы материального права, а лишь подтверждает определенные факты, имеющие юридическое значение.

Арбитражный суд в каждом конкретном случае, помогая реализации прав и добиваясь выполнения обязанностей, вытекающих из правоотношения, содействует укреплению законности в Российской Федерации.

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в арбитражном судопроизводстве осуществляется и путем отнесения судебных расходов на лиц, злоупотребляющих своими процессуальными правами.

Принципы организации системы арбитражных судов (организационно-функциональные принципы)

Принцип организации системы арбитражных судов является одним из основополагающих принципов всей системы принципов, поэтому существует такая классификация:

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел

Дела в первой инстанции рассматриваются судьями арбитражного суда единолично. При этом они действуют от имени суда. По решению председателя арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено в суде первой инстанции коллегиально. При коллегиальном рассмотрении и разрешении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

Обязательный коллегиальный состав суда предусмотрен при рассмотрении в суде первой инстанции дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также дел о несостоятельности (банкротстве). Все дела апелляционной, кассационной и надзорной инстанции рассматриваются только коллегиальным составом суда Арбитражный процесс. Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. - М.: Издательский Дом «Городец». - 2010..

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде, свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят. Оно может учитываться судом при пересмотре решения в случае его обжалования.

Высший арбитражный суд проводит в течение трех лет эксперимент по рассмотрению дел с привлечение арбитражных заседателей (ст. 8 Федерального закона РФ “ О введение в действие АПК РФ” от 5 мая 1995 года).

Принцип независимости судей арбитражного суда

Принцип независимости судей арбитражных судов отнесен к числу основных принципов деятельности арбитражных судов в РФ (ст. 6 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в РФ”).

Этот принцип означает, что при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции Рфи федеральному закону.

Какое бы то ни было построение воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан не допустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.


Суждения о фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей арбитражного суда, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.

Судья арбитражного суда при разрешении экономических и иных споров обязан применять закон и вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц. Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст.10- 11 Закона “О статусе судей в РФ”). Далее гарантий на три вида условно, т., к., все гарантии закреплены в различных нормах права.

К политическим гарантиям независимости судей арбитражного суда относятся те положения, которые запрещают судьям быть представителями каких- либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.

К экономическим гарантиям независимости судей арбитражного суда относятся те положения законодательства, которые предоставляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов (п.3 ст. 9 Закона “О статусе судей в РФ”).

К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, несменяемость, установлены порядок отбора и наделения судей арбитражных судов полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему арбитражному суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего арбитражного суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела.

Судья, члены его семьи и их имущество находится под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи и всех членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Судья арбитражного суда не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия арбитражным судом решения.

Независимость судей гарантирует неприкосновенность личности судьи (ст. 16 Закона “О статусе судей в РФ”). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья арбитражного суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

В законе регламентирован служебный прядок привлечения судей к уголовной ответственности (п.п. 3- 7 ст. 16 Закона “О статусе судей в РФ”).

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.


2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.


2.1. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.


3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.




Комментарии к ст. 5 АПК РФ


1. Независимость судей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). В судопроизводстве по делам, отнесенным к компетенции арбитражных судов, она служит гарантией объективности и беспристрастности суда при выполнении им обязанностей по созданию в состязательном процессе необходимых условий для установления действительных обстоятельств дела, по вынесению законного и обоснованного решения.

Принцип независимости судей тесно связан с разделением государственной власти в РФ на законодательную, исполнительную и судебную, с самостоятельностью судов при осуществлении судебной власти (ст. 10 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации"). Однако самостоятельности всех ветвей государственной власти не противоречит необходимость их согласованного функционирования и взаимодействия, в частности, при обеспечении прав и свобод человека и гражданина, как это предусмотрено в ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ. При осуществлении правосудия судьи не могут полагаться лишь на свое усмотрение, а должны действовать в соответствии с выявленной ими волей законодателя, которая находит выражение в законах и подзаконных нормативных актах.

Таким образом, в содержание принципа независимости судей входит осуществление судами правосудия независимо от чьей бы то ни было воли, но с подчинением их требованиям норм процессуального и материального права.

2. Правосудие по гражданским делам должно осуществляться судами в строгом соответствии с процедурой, установленной Конституцией РФ и федеральными законами (см. комментарий к ст. 3 АПК). Однако при разрешении дел суды кроме Конституции РФ и федеральных законов обязаны применять законы субъектов РФ, а также нормативные акты федеральных и региональных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления. Что касается сформулированного в конституционных нормах и ч. 1 ст. 5 АПК положения о подчинении судей при осуществлении правосудия только Конституции РФ и федеральному закону, то его следует рассматривать в контексте иерархии норм в системе законодательных актов (см. комментарий к ст. 13 АПК).

3. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону вплоть до привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (ст. ст. 294 - 298 УК).

Раскрывая содержание положения о недопустимости вмешательства в судебную деятельность, ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" формулирует правило о том, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Знакомиться с материалами дела могут участвующие в деле лица и их представители (ст. ст. 41, 62 АПК). В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" с гражданским делом, решение по которому вступило в законную силу, вправе знакомиться Уполномоченный по правам человека. Под гражданским делом в данном случае следует понимать дело, рассмотренное арбитражным судом в порядке гражданского и административного судопроизводства (см. комментарий к ст. 1 АПК).

4. Часть наиболее важных гарантий независимости судей непосредственно закреплена в Конституции РФ. К ним относятся: несменяемость судей, включающая положение о возможности прекращения или приостановления их полномочий не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121); неприкосновенность судей, включающая положение о невозможности привлечения судьи к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122); финансирование судов только из федерального бюджета и на условиях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Более полно содержание понятий несменяемости и неприкосновенности судьи раскрывается в ст. ст. 12 и 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Кроме того, в ст. 9 названного Закона дополнительно к конституционно закрепленным гарантиям указывается, что независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; правом судьи на отставку, системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Термин "принцип" в переводе с латинского языка означает "основа", "первоначало".

Принципы арбитражного процессуального права - закрепленные в нормах права основополагающие правовые идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование арбитражного процесса.

Арбитражный процесс имеет тенденцию сближения его процессуальной формы с гражданским процессом, поэтому состав принципов арбитражного и гражданского процессов в основном аналогичен, однако их проявление в арбитражном процессе имеет свою специфику.

По объекту правового регулирования принципы делятся на две группы: 1) организационно- функциональные, определяющие устройство судов и процесс одновременно; 2) функциональные (судопроизводственные), определяющие процессуальную деятельность. Особое место занимает принцип законности.

Принцип законности в арбитражном процессе.

Принцип законности, являющийся общеправовым (межотраслевым), характерным для любой отрасли права, в арбитражном процессе имеет свою специфику.

Законность в деятельности арбитражных судов означает соответствие судебных актов арбитражных судов, процессуальных действий судов, участников процесса нормам материального и процессуального права, т.е. закону.

Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 6 АПК РФ).

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

Организационно-функциональные принципы арбитражного процесса

Принцип осуществления правосудия только судом.

Правосудие – специальный вид государственной деятельности по защите права, осуществляемый только судами. Деятельность по защите прав третейскими судами в претензионном порядке и иными способами самозащиты, а также в административном порядке не является правосудием.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1 ФКЗ "О судебной системе РФ").

Конституция РФ предусматривают реализацию судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Арбитражное судопроизводство в Конституции РФ не упоминается. Однако арбитражные суды являются специализированными по рассмотрению и разрешению экономических споров, применяют то же материальное право, что и суды общей юрисдикции, таким образом, правосудие в арбитражных судах осуществляется в форме гражданского судопроизводства в широком понимании.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Принцип независимости судей.

При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом (ст. 5 АПК РФ). В законодательстве установлены политические, экономические и юридические гарантии независимости судей.

Гарантией независимости судей является также порядок их назначения на должность.

Существуют два способа назначения судей арбитражных судов на должность: Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Президентом РФ. Председатель, его заместители и другие судьи ВАС РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ; судьи других арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия судей арбитражных судов не ограничены каким-либо сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Независимость судей гарантируется неприкосновенностью судьи (ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации").

Принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел.

Дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено законом (ст. 17 АПК РФ).

Обязательный коллегиальный состав предусмотрен при рассмотрении в суде первой инстанции дел, относящихся к подсудности ВАС РФ; об оспаривании нормативных правовых актов; о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом; дел, направленных в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение. Все дела апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассматриваются только коллегиальным составом суда.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК РФ. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

В настоящее время в арбитражных судах предусмотрено участие арбитражных заседателей. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Дела особого производства, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, а также дела, для которых предусмотрен обязательный коллегиальный состав (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, их участие в арбитражном процессе регламентируются ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ".

Принцип равенства всех перед законом и судом.

Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства граждан и организаций перед законом и судом (ст. 7 АПК РФ).

Граждане равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Организации равны перед законом и судом независимо от организационно - правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Принцип государственного языка судопроизводства.

Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации (ст. 12 АПК РФ). Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, обеспечивается право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.

Нарушение правил о языке судопроизводства является безусловным основанием для отмены судебного акта вышестоящим судом (ст.ст. 270, 288 АПК РФ).

Принцип гласности судебного разбирательства.

Разбирательство дел в арбитражных судах открытое (ст. 11 АПК РФ).

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. В интересах соблюдения законности в АПК РФ предусмотрено, что разбирательство дела в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражных судах.

Важной гарантией гласности судебного разбирательства является предоставленная законом возможность лицам, присутствующим в открытом судебном заседании, делать заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускается с разрешения судьи - председательствующего в судебном заседании.

Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

Функциональные принципы арбитражного процесса

Принцип диспозитивности.

Принцип диспозитивности означает закрепленную в законе возможность участвующих в деле лиц и прежде всего сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Принцип диспозитивности определяет движение процесса по делу, переход его из одной стадии в другую.

Нормы права, раскрывающие действие этого принципа, направлены на регулирование возбуждения дела, его рассмотрения и окончания, включая исполнение решения арбитражного суда, в зависимости от воли сторон (ст.ст. 4, 36, 37, 41, 49 АПК РФ и др.).

Свобода распоряжения материальными и процессуальными правами в соответствии с принципом диспозитивности означает право истца предъявить или не предъявить иск, изменить основание или предмет иска, изменить размер исковых требований, отказаться от иска; право ответчика признать иск, предъявить встречный иск; возможность сторон заключить мировое соглашение, обжаловать судебные акты, предъявить исполнительный лист к исполнению и т.д.

Свобода распорядительных действий сторон имеет некоторые ограничения: отдельные диспозитивные действия находятся под контролем арбитражного суда. Так, арбитражный суд не принимает отказ от иска, уменьшение размера исковых требований, признание иска, не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 49, ч. 6 ст. 141 АПК РФ).

Принцип состязательности.

Принцип состязательности означает возможность и обязанность по доказыванию оснований заявленных требований и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции, представлению доказательств и получению обоснованного и справедливого решения в зависимости от результатов доказывания.

Принцип состязательности имеет два аспекта проявления: возможность доказывания заявленных требований и возражений и состязательную форму арбитражного процесса.

В АПК РФ установлено, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства.

Состязательная форма арбитражного процесса проявляется в определенной очередности выступлений лиц, участвующих в деле, в порядке исследования доказательств и в последовательности разрешения судом заявленных ходатайств.

При реализации принципа состязательности в арбитражном процессе активная роль отводится арбитражному суду по руководству процессом в интересах обеспечения законности (ст. 9 АПК РФ).

Принцип процессуального равноправия сторон.

Сущность данного принципа выражается в установленных законом равных возможностях сторон и гарантированных правах на защиту своих интересов.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством.

Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (ст. 8 АПК РФ).

Принцип сочетания устности и письменности.

В арбитражном процессе сочетаются два начала: устности и письменности. Роль письменности в арбитражном процессе более высокая, чем в гражданском процессе, поскольку арбитражный суд, как правило, разрешает дела между предпринимателями, в деятельности которых преобладают письменные документы и сделки.

Исковые заявления (заявления), апелляционные и кассационные жалобы, заявления о пересмотре дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам подаются в арбитражный суд в письменной форме с обязательным приложением письменных доказательств и документов. Только в письменной форме выносится решение арбитражного суда, оформляется протокол судебного заседания.

В арбитражном процессуальном законодательстве в то же время закреплены нормы о совершении некоторых процессуальных действий в устной форме. Так, заседание арбитражного суда ведется в устной форме. Объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов заслушиваются устно. Вопросы участникам процесса задаются в устной форме. Устная форма процесса повышает эффективность состязания сторон.

Некоторые процессуальные действия могут совершаться как в устной, так и в письменной форме. Например, ходатайства и возражения против иска, вопросы эксперту и т.д. могут быть заявлены как в устной, так и в письменной форме.

Принцип непосредственности.

Этот принцип определяет способы и методы восприятия арбитражным судом доказательств по делу. В силу данного принципа арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу и основать свое решение исключительно на доказательствах, проверенных и исследованных в арбитражном заседании (ст. 10 АПК РФ). Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.

Исследование доказательств с соблюдением всех требований принципа непосредственности является весьма эффективным способом достижения истины по делу.



Просмотров