Права человека и гражданина личные политические экономические. Политические и экономические права и свободы человека и гражданина в россии

Как уже отмечалось выше, ядром правового статуса москвича, ведущим его элементом являются основные (конституционные) права, свободы и обязанности. Каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории города Москвы имеет равные права и свободы и несет обязанности, предусмотренные Конституцией, федеральными законами и законами города Москвы.

К сожалению, в Уставе города Москвы, в отличие от уставов ряда других субъектов Российской Федерации (например, Московской, Рязанской областей) нет специального раздела или главы, посвященной правам, свободам и обязанностям жителя города. Они регламентируются, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

При этом несомненно, что нормативно-правовые акты города Москвы не должны ограничивать права человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, но в них могут быть закреплены дополнительные гарантии их защиты и реализации.

Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод,закрепляемых в иных нормативных правовых актах. Эти признаки в своей совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.

1. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством, высшей юридической силой. Они регулируют наиболее существенные отношения между государством и человеком и служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством. Все другие юридические права, свободы и обязанности должны соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которые бы противоречили конституционным правам, свободам и обязанностям.

2. Основные, конституционные права, свободы и обязанности носят публичный характер и закрепляют правило поведения в общем виде для последующей конкретизации и детализации в правах и обязанностях, устанавливаемых, в том числе в нормах уставного права города Москвы.

3. Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории Российской Федерации, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

4. Основные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий и непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны однократным осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации оно может реализовать конституционные права, свободы и обязанности.

5. Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено, во-первых, тем, что все нормы Конституции как основного закона находятся под особой охраной государства. Во-вторых, в самом в самом тексте установлен особый порядок пересмотра нескольких глав Конституции, в том числе второй главы, закрепляющей права и свободы человека и гражданина.

Для классификацииконституционных прав и свобод могут быть предложены различные критерии. В зависимости от характера субъекта конституционные права и свободы делятся на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их также на основные и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным критерием классификации основных прав и свобод человека и гражданина в науке государственного (конституционного) права является их содержание. В соответствии с этим критерием все они делятся на: личные права и свободы; политические; социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. Как член гражданского общества человек наделяется социально-экономическими и культурными правами и свободами; за гражданином – участником политической общности закрепляются политические права и свободы; как физическое лицо человек приобретает с момента рождения личные права и свободы.

Личные (гражданские) права и свободы человека составляют основу правового статуса жителей города Москвы, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города.

Не вызывает сомнения то, что без их детальной регламентации в Конституции, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы теряет смысл правовое закрепление всех иных прав и свобод. Все личные права и свободы объединяет то, что они носят естественный и неотчуждаемый характер.

1. Право на жизнь

Данное право закреплено в ст. 21 Конституции, охраняется и гарантируется государством. В ч.2 указанной статьи закреплены такие гарантии: смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания; смертная казнь может быть предусмотрена только за особо тяжкие преступления против жизни; обвиняемому в таких преступлениях предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Такого рода гарантии находят продолжение в ст.59 Уголовного кодекса, согласно которой смертная казнь не назначается не только лицам моложе 18 лет, но и всем женщинам, а не только беременным, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

По нашему мнению в современной России представляется, абсолютно правильной точка зрения о том, что права человека - не дар великодушного государства, они принадлежат человеку от рождения и первое из них - право на жизнь. Правовое государство не имеет права убивать от своего имени (а приговор выносится от имени государства). Как известно, Бог не покарал братоубийцу Каина и не лишил его жизни, а лишь сказал: "Будешь искать смерти, но никто не убьет тебя и даже не тронет" и заклеймил его каиновой печатью, обрекая на презрение и раскаяние.

2. Достоинство личности.

Согласно ст.21 Конституции это право охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Достоинство личности является неотъемлемым свойством человека, составляет основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежит ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. Наиболее грубые посягательства на честь и достоинство личности (доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его достоинства, клевета, оскорбление, заведомо ложный донос, хулиганство и др.) признаются преступлениями и влекут уголовную ответственность (ст. 110, 129, 130, 213, 306 Уголовного Кодекса России).

Согласно ч.2, ст.21 Конституции никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Такого рода положения закреплены в целом ряде международных актов о правах человека и прежде всего в Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г. и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г..

3. Право на свободу и личную неприкосновенность

Это право закреплено в ст. 22 Конституции России и принадлежит каждому человеку от рождения. Согласно ч.2, ст.22 Основного закона Российского государства "арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Заведомо незаконный арест влечет уголовную ответственность виновных.

4. Неприкосновенность жилища.

Данное право закреплено в ст.25 Основного закона Российского государства. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Приведенная конституционная норма детализируются и конкретизируются в положениях ст.12 УПК Российской Федерации о том, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно при стихийном бедствии, авариях водопровода, канализации и в других экстремальных ситуациях.

5. Охрана частной жизни.

Согласно ст.23 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Неприкосновенность частной жизни означает, что человек вправе строить свою жизнь в семье, в неформальном общении с друзьями и другими лицами таким образом, как он сам того желает. Он не может быть понужден к вступлению в брак или к его расторжению, к рождению ребенка, к общению с теми или иными людьми.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения: о фактах биографии лица; о состоянии его здоровья; об имущественном положении; о роде занятий и совершенных поступках; о взглядах, оценках, убеждениях; об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми. Защита этого права осуществляется с помощью уголовно-правовых и гражданско-правовых средств, как в административном, так и в судебном порядке.

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Это право каждого человека, закрепленное в п.2 ст.23 Конституции. Его ограничения допускается только на основании судебного решения. По ранее действовавшему законодательству изъятие из этого правила допускалось по специальному постановлению следователя, санкционированному прокурором (арест на переписку, например).

7. Защита частной жизни лица.

Это право каждого установлено в ст.24 Конституции. Оно состоит в том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Гарантией реализации этого права является указание Основного закона Российского государства на то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

8. Право определения национальности.

Данное право впервые в истории России закреплено в качестве конституционной свободы. Согласно ст.26 Конституции "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

9. Право на пользование родным языком.

Регламентируя вопросы федеративного устройства Российской Федерации, Конституция в ст.68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей ее территории. Вместе с тем Российская Федерация, подчеркивается в п.3 ст.68 Конституции, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Свидетельством этому является закрепленное в п.2 ст.26 Конституции положение о том, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества".

10. Свобода передвижения и выбора места жительства.

Согласно ч.1, ст.27 Конституции "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".

Важную роль в постепенном устранении из нашей жизни существовавшего в СССР института прописки играют положения Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", о том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами России, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, например основанием для ограничения права на трудоустройство.

11. Свобода совести.

Данное право является важнейшим личным правом человека. Ст. 28 Конституции России устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Анализируя содержание этой свободы человека, следует учитывать и положения ст.14 Конституции РФ, устанавливающей светский характер Российского государства, закрепляющий, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политические права и свободыобъединяет в одну группу то, что все они позволяют жителям города Москвы участвовать в осуществлении публичной власти в субъекте Российской Федерации.

1. Свобода мысли и слова (ст.29 Конституции).

Традиционно в юридической науке под свободой мысли понимают свободу каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Свобода слова - право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. В этой связи справедливо полагать, что в правовом государстве свобода мысли не может быть ограничена государством, а свобода слова ограничивается в целях защиты прав и свобод других лиц, интересов общества и государства. В самом тексте ст.29 Конституции содержатся такого рода ограничения. Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Так, уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает ответственность за разглашение государственной и военной тайны, а гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т.д.

2. Свобода информации.

Согласно ч.4, ст.29 Конституции сводится к праву каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами". В данной статье содержаться также ограничения права на свободу информации, которые связаны с определением "федеральным законом перечня сведений, составляющих государственную тайну". Право на свободу информации ограничивается также правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Кроме этого, свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.

3. Право на создание общественных объединений.

Это конституционное право закреплено в ст.30 Конституции, которая устанавливает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".

Существуют конституционные ограничения реализации этого права. Так, в ст.13 Конституции: "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни"

4. Свобода собраний.

Согласно ст.31 Конституции граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Право на мирные массовые акции населения регламентируется в ст. 69 Устава города Москвы. Граждане на территории города Москвы имеют право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации другие мирные массовые акции в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

В целях обеспечения условий реализации права российских граждан на проведение публичных мероприятий в Москве 4 апреля 2007 г. был принят Закон города Москвы “Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований”. Уведомление о проведении публичного мероприятия в городе Москве подается организатором в письменной форме не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия. Уведомление с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, а свыше пяти тысяч человек - в Правительство Москвы. Орган исполнительной власти города рассматривает уведомление в течение трех рабочих дней и может предложить организатору иные время и место проведения мероприятия.

Закон также устанавливает норму предельной заполняемости территории, помещения в месте проведения публичного мероприятия. Порядок проведения публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и норма предельной заполняемости указанных территорий определяется Правительством Москвы с учетом особенностей таких объектов, требований федерального и московского законодательства.

5. Право участвовать в управлении государством.

Данное право находит отражение в положениях ст. 32 Конституции: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Кроме этого общего положения, в ч.2 указанной статьи закреплены основные формы реализации этого права: институты непосредственной демократии; органы государственной власти; органы местного самоуправления. При этом, безусловно, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Без их нормального функционирования Россия не может называться демократическим государством.

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Конституция устанавливает, что "граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе" (п.4, ст.32).

Приведенные нормы Конституции находят свое продолжение в ст.4 Устава города Москвы о том, что источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти жителей города Москвы являются референдум города Москвы и свободные выборы.

Устав города Москвы закрепляет, что жители города Москвы непосредственно участвуют в отправлении правосудия в качестве присяжных и народных заседателей, в качестве третейских судей в порядке, установленном федеральным законом (ст.67).

6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данное право закреплено в ст.33 Конституции Российской Федерации. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. Процедура рассмотрения обращений регламентируется специальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведомственного характера.

Согласно Уставу города Москвы каждый гражданин или группа граждан вправе обращаться в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления или к их должностным лицам (ч.1, ст.65.

Обращения в зависимости от содержания могут быть в форме: предложений, заявлений и жалоб. Обращение рассматривается в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными правовыми актами города Москвы и местного самоуправления (ч.2, ст.65 Устава города Москвы). Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с данным Законом обращения должны рассматриваться в течение 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, с сообщением об этом лицу, направившему сообщение.

У жителей Москвы есть право на осуществление гражданской законодательной инициативы путем внесения в Московскую городскую Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы. Закон города Москвы от 11 декабря 2002 г. “О гражданской законодательной инициативе в городе Москве” подробно регулирует отношения, связанные с реализацией указанного права москвичей.

Социально-экономические и культурные права и свободы объединяет в одну группу то, что их реализация составляет основу материальной жизни городского сообщества, каждого жителей города Москвы Они позволяют решить задачу, сформулированную в ч.1, ст.7 Устава - обеспечить экономическое, социальное и культурное развитие города Москвы в интересах населения.

1. Право на предпринимательскую деятельность.

Это право впервые в России закреплено в Конституции 1993 г., которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1, ст.34). В ч.2, ст.34 Конституции установлены ограничения в реализации этого права "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". Содержание этой нормы конкретизируется в актах отраслевого законодательства.

С целью реализации конституционных положений и обеспечения благоприятных условий для развития бизнеса в городе Москве органы государственной власти города принимают соответствующие нормативные акты. В качестве примера можно отметить Закон города Москвы от 26 ноября 2008 г. “О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве”.

2. Право на частную собственность.

В отличие от всех ранее действовавших конституций России социалистического типа, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила институт частной собственности. С учетом важности регулируемых общественных отношений конституционные нормы о равенстве и равной защите частной собственности наряду с государственной и муниципальной отнесены к числу основ конституционного строя России. В ст.35 Основного закона Российского государства установлено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

3. Право на землю.

Впервые в истории конституционного строительства в Российской Федерации Конституция 1993 г. закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона в соответствии с целевым назначением земли.

4. Право на свободный труд.

Данное право находит отражение в положениях ст. 37 Конституции: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

Социальный характер Российского государства обусловил включение в ст.37 Конституции гарантий социальной защиты человека в связи с трудовой деятельностью. В п.3 ст.37 Конституции закрепляется, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Органы государственной власти города Москвы принимают нормативные акты, направленные на установление дополнительных гарантий реализации прав российских граждан, проживающих на территории города Москвы, в сфере труда. В качестве примера можно отметить Закон города Москвы от 15 декабря 2001 г. “Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы”, Закон города Москвы от 22 декабря 2004 г. “О квотировании рабочих мест”.

Требования, предъявляемые к условиям труда, раскрыты в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» 1999 г. Следует также обратить внимание на Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. “Об охране труда в городе Москве”.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной деятельности. На территории города Москвы действует Закон города Москвы от 1 октября 2008 г. “О занятости населения города Москвы”, в котором предусмотрен комплекс организационно-технических мероприятий по содействию занятости населения, устанавливаются дополнительные меры по социально-материальной поддержке безработных и временно нетрудоспособных жителей города Москвы.

В целях реализации данного закона Правительство Москвы 27 января 2009 г. приняло постановление “Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан”.

5. Право на отдых.

С правом на свободный труд неразрывно связано право на отдых. Эта связь проявляется и в том, что оба эти права закреплены в одной статье Конституции. Каждый имеет право на отдых, закреплено в п.5 ст.37 Основного закона Российского государства. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно ч.2, ст.7 Конституции такого рода деятельность отнесена к числу основ конституционного строя России. Это обусловило установление в ст.38 Конституции положения о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании провозглашены в России равным правом и обязанностью родителей. Основной закон Российского государства одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Развернутая система гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном и региональном законодательстве. В системе законодательства города Москвы, например можно выделить Закон города Москвы от 3 ноября 2004 г. “О ежемесячном пособии на ребенка” и Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. “О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве”.

7. Право на социальное обеспечение.

Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как установлено в ст.39 "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закон устанавливает государственные пенсии и социальные пособия для указанных категорий. Наряду с государственным поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

На социальною поддержку москвичей направлены Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы”, Закон города Москвы от 26 октября 2004 г. “О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве”.

8. Право на жилище.

Данное право формулируется в ст.40 Конституции России - "каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища". В Основном законе Российского государства закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. Так, в соответствии Конституцией (п.3, ст.40) большинство граждан России вправе приобрести жилье за плату, соответствующую его уровню и только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Наиболее сложной проблемой является реализация права на жильё, на ее решение направлен национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Проект предусматривает предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ряда категорий граждан, увеличение объемов жилищного строительства.

На реализацию национального проекта направлены и программы, принимаемые в Москве, например, программа “Молодой семье - доступное жилье”, которая сейчас вступила в третий этап, рассчитанный на 2009-2011 годы.

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года “Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения”, предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и право на внеочередное предоставление жилых помещений.

9. Право на охрану здоровья.

В соответствии с социальной политикой Российского государства, Конституция закрепляет в ст.41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п.2 ст.41 Конституции финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В п.3 ст.41 Конституции подчеркивается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

На охрану здоровья и улучшение качества предоставляемой медицинской помощи направлен Национальный проект «Здоровье». Основные направления его реализации заключаются в: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи; усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению; удовлетворение потребности, населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа.

10. Право на благоприятную окружающую среду.

Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

11. Право на образование.

Согласно ст.43 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на образование, которое гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование в России является обязательным. Родители или лица их замещающие, обеспечивают получение детьми такого образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Кроме этого, "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии".

Порядок получения в городе Москве общего образования регламентируется Законом города от 10 марта 2004 г. “Об общем образовании в городе Москве”.

Вопросам образования в городе Москве посвящены также Закон города от 20 июня 2001 г. “О развитии образования в городе Москве” и Закон города от 29 июня 2005 г. “О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве”.

12. Свобода творчества.

Согласно ст. 44 Конституции означает свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также охрану интеллектуальной собственности. Каждый человек в России имеет право на участие в культурной жизни страны, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый человек обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  • I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 1 страница
  • I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 2 страница
  • I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 3 страница
  • I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 4 страница

  • конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

    Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

    В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.

    Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

    Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

    Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за

    равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

    К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

    Порядок избрания и компетенция президента рф

    Порядок выборов Президента РФ определен Конституцией РФ и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд Кандидатом в Президенты РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ - не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.

    Избранным считается кандидат, получивший в первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования, то выборы считаются несостоявшимися. В том случае, если в первом туре ни один из кандидатов не получил хотя бы половины голосов плюс один голос, то не позднее чем через 15 дней после установления итогов выборов проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Во втором туре избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов по сравнению с другим кандидатом, но при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

    Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

    Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

    В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и первые.

    Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций. Функции Президента РФ: 1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; 3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.

    Политические права и свободы - важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти.Лукашева Е.А. Права человека. Учебник для вузов.-М.; 2000г.С. 202

    Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

    До сих пор мы пользовались понятием «человек», «индивид», «личность», потому что всеми правами и свободами, о которых шла речь, пользуются все люди, законно проживающие в России, а не только ее граждане. Эти права и свободы распространяются на иностранцев, то есть граждан других стран. Есть два вида принадлежности человека к государству: подданство и гражданство. Подданство - это форма принадлежности к монархии: подданный платит дань монарху. Гражданство возникло в республиках. Первыми гражданами были свободные жители Афин и Рима. Затем гражданами стали называться жители вольных городов средневековья, завоевавших или откупивших автономию у монархов. Наконец, слово «гражданин» зазвучало в громовых раскатах французской революции - в её законах, в речах ораторов, в знаменитой «Марсельезе». В России понятие «гражданин» было узаконено после февральской революции 1917 года.

    Гражданство означает не только пассивную принадлежность к государству, но и участие в его делах. Само слово «республика», с которым связано понятие гражданства, означает в переводе с латыни «общее дело». И гражданин - участник общего дела, он обладает политическими правами:

    • - правом участвовать в управлении делами общества и государства;
    • - правом избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления;
    • - правом быть избранным.

    Участие в управлении делами государства осуществляется двумя способами: через выборы представителей в органы власти и непосредственно через выражение воли на референдуме по какому-либо вопросу. Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании. Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации.

    Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.

    Важнейшим политическим правом граждан является право на объединение. Среди различных объединений граждан наиболее распространенными являются политические партии, профсоюзы, спортивные союзы, различные добровольные общества (охотников, изобретателей и т.д.), творческие союзы. Все эти объединения являются сугубо добровольными, никого нельзя принуждать к вступлению в объединение и силой удерживать в нём.

    Граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Это право граждане используют для проведения собраний, митингов, демонстраций. Организаторы таких мероприятий должны заранее известить о них местные органы управления.

    Помимо личных и политических прав Конституция РФ регламентирует социальные, экономические и культурные права.

    Эти права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

    К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

    Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

    С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых. Любой человек должен рационально использовать время своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

    С признанием права на труд государство обязано создавать условия, которые способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Для этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе.

    Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего - определённые права матери и ребёнка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребёнка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

    Конституционно закрепляется право человека на жилище, которое включает в себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишён жилища по каким-либо соображениям.

    Следующим звеном в системе социально-экономических прав является право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

    Дополняя вышеуказанное право, Конституция РФ закрепляет право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии и возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в результате экологического правонарушения.

    В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права человекаЛукашева Е.А. Права человека. Учебник для вузов.-М.; 2000г.С.226

    К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

    Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

    34 Конститу­ции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятель­ности.

    Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

    Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

    Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с ма-

    лолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

    Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

    Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

    В настоящее время центр тяжести в осу­ществлении права граждан на жилище перемещен с государствен­ного обеспечения на самообеспечение людей - за счет собствен­ных средств, ипотечных кредитов и т. д.

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

    Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,

    основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

    Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

    Как это и принято во многих современных конституциях, социально­экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории.

    С одной стороны, это «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социаль­но уязвимым). С другой стороны - декларативные права, которые фор­мально гарантируются, но реальный уровень их реализации зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресур­сов самого государства.

    Права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые права и свободы, принадлежащие гражданину либо иному лицу от рождения, гарантируемые государством и составляющие основу правового статуса личности.

    Понятие прав и свобод человека и прав и свобод гражданина соотносятся как часть и целое. Они представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения, но обладают различным объемом. Права и свободы гражданина больше объема прав и свобод человека, т. к. гражданину всегда предоставляются дополнительные права и обязанности. Права и свободы гражданина подразделяются на личные, политические, социально-экономические, культурные.

    Личные права и свободы гражданина РФ являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому с рождения, не зависят от наличия гражданства РФ и обеспечивают охрану жизни, свободы и достоинства личности, закреплены в гл. 2 Конституции РФ 1993 г

    К ним относятся права:

    1) на жизнь и охрану здоровья;

    2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности;

    3) на личную свободу и свободу передвижения;

    4) на равенство всех перед законом и судом;

    5) на неприкосновенность частной жизни и жилища;

    6) на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком;

    7) на свободу совести и вероисповедания и др. права.

    Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

    Политические права являются гражданскими, т. к. принадлежат исключительно гражданам РФ.

    Гражданин, обладающий политическими правами и свободами, вправе принимать участие в управлении делами государства непосредственно либо через своих представителей, что обеспечивает существующий демократический режим РФ. К политическим правам и свободам граждан РФ относятся:

    1) избирательные права. Имеют двойственный характер: право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, возникающее с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, возникающее по достижении лицом определенного возраста (18 лет);

    2) право на участие в референдуме;

    3) право граждан РФ на объединение. Согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов;

    4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан;

    5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Социально-экономические права и свободы составляют особую группу. Эти права касаются наиболее важных сфер жизни человека: собственности, трудовых отношений, отдыха, здоровья, образования. Они призваны обеспечивать материальные, физические, духовные и иные социально значимые потребности личности. В систему социально-экономических прав и свобод личности входят.



    Просмотров