Борисов н комментарий федеральному закону. А

Список сокращений

Органы государственной власти, иные органы и организации:
ВТО – Всемирная торговая организация;
Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации;
ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации;
ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
Генпрокуратура России – Генеральная прокуратура Российской Федерации;
Минкомсвязь России – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации;
Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации;
Росздравнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Ространснадзор – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Правовые акты:
Часть первая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;
УК РФ – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;
часть первая НК РФ – Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ;
Закон 1998 г. о лицензировании – Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
часть вторая НК РФ – Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;
Закон 2001 г. о лицензировании – Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
ТрК РФ – Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ;
ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

Источники правовых актов:
БНА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
Бюллетень Минобрнауки России – Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование;
ВВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Ведомости СНД и ВС РСФСР – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР;
Ведомости СНД и ВС РФ – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации;
ВКС РФ – Вестник Конституционного Суда Российской Федерации;
СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации;
СПС – справочные правовые системы.

Иные сокращения:
ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц; ЕГРИП – единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Введение

В период формирования нового российского законодательства, т. е. на рубеже 90-х гг. прошлого века, лицензирование отдельных видов деятельности устанавливалось нормативными правовыми актами различной юридической силы – законами, указами, постановлениями. В этой сфере действовало около 150 нормативных актов, принятых только на уровне России. При этом в законодательстве отсутствовали определение лицензирования и общие правовые нормы, регламентирующие этот процесс. Это приводило к недопустимому расширению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, чрезмерному ужесточению требований к лицензиату, завышению лицензионных сборов, что отрицательно сказывалось на развитии малого бизнеса и экономических реформ в целом.
Частично эти проблемы были решены постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» , которым в целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства были утверждены Порядок ведения лицензионной деятельности и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
С 1 января 1995 г. вступила в силу часть первая ГК РФ, в п. 1 ст. 49 которой установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В связи с этим в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что после введения в действие данного Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом.
Это явилось основанием для разработки законопроекта, который внесен в Государственную Думу Правительством РФ (проекту присвоен № 96019399-2) и который принят в качестве Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон 1998 г. о лицензировании). В качестве целей законопроекта в пояснительной записке к нему декларировалось обеспечение единой государственной политики в области лицензирования, установление общих правовых и организационных основ ведения лицензионной деятельности, а также обеспечение тем самым государственного контроля за деятельностью в области лицензирования в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В свою очередь, в целях упорядочения и упрощения порядка лицензирования на территории РФ, определения единого предельного перечня лицензируемых видов деятельности и сокращения числа лицензируемых видов деятельности разработан новый законопроект, который внесен в Государственную Думу также Правительством РФ (проекту присвоен № 76645-3) и который принят в качестве Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон 2001 г. о лицензировании) на смену Закона 1998 г. о лицензировании. Авторами указанного законопроекта отмечалось, что ключевым условием развития экономики является усиление предпринимательской активности, устранение административных барьеров на пути ведения бизнеса, создание режима максимального благоприятствования для его развития; недостатки, сложившиеся в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, превратили процесс получения лицензии в один из таких барьеров; лицензирование как одна из важных форм государственного регулирования должно препятствовать вхождению в рынок неподготовленных и недобросовестных хозяйствующих субъектов и призвано служить защите законных интересов граждан, обороне и безопасности государства.
Наконец, Планом мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» , и Планом мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009-2010 годах, утв. распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. № 1862-р , в рамках подготовки предложений по унификации порядка лицензирования видов деятельности, упрощению процедур лицензирования, дальнейшему сокращению перечня лицензируемых видов деятельности была запланирована разработка новой редакции Закон 2001 г. о лицензировании.
Такой законопроект разработан с учетом результатов мониторинга влияния мер государственного регулирования, связанных с лицензированием, на развитие предпринимательства, проведенного в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 3 мая 2006 г. № 639-р в период с 2006 по 2008 гг., выявившего ряд проблем в действующей системе лицензирования. Законопроект внесен в Государственную Думу также Правительством РФ (проекту присвоен № 414451-5) и принят в качестве Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – комментируемый Закон) на смену Закона 2001 г. о лицензировании.
В пояснительной записке к указанному законопроекту отмечалось, в частности, следующее:
из-под действия Закона 2001 г. о лицензировании выведено лицензирование в 13 сферах деятельности, в которых оно осуществляется в соответствии с иными федеральными законами. Порядок лицензирования конкретных видов деятельности, установленный иными законами, позволяет лицензирующим органам по своему решению не только приостанавливать действие лицензии, но и аннулировать ее. Кроме того, стоимость лицензии в этих случаях во много раз превышает стоимость лицензии, которая предоставляется в соответствии с Законом 2001 г. о лицензировании. Увеличение финансовых затрат на получение такой лицензии обусловлено необходимостью соискателем лицензии и лицензиатом оплачивать проведение экспертиз и получение различного рода заключений. Во многих законах отсутствует возможность продления срока действия лицензии, в том случае если продление предусмотрено, то оно проводится в порядке получения лицензии, что также приводит к значительному увеличению финансовых затрат. Практически во всех законах, устанавливающих иной по сравнению с Законом 2001 г. о лицензировании порядок лицензирования, отсутствует норма об установлении исчерпывающих перечней лицензионных требований и документов, представляемых соискателями лицензии. В результате лицензирующие органы по своему усмотрению принимают решение о необходимости соблюдения того или иного требования или представления документов, при этом перечни требований и документов могут изменять также по своему усмотрению. Анализ законодательства РФ, регулирующего вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, и практика его применения показали возможность применения единого унифицированного порядка лицензирования;
учитывая специфику осуществления лицензирования видов деятельности в отдельных сферах, в качестве переходного периода проектом Закона сохранены некоторые положения, обеспечивающие более плавный переход к общему порядку лицензирования в таких сферах. В частности, в шести сферах деятельности порядок лицензирования, установленный федеральными законами, регулирующими деятельность биржевой деятельности, страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сохраняется без изменений. Вместе с тем в семи сферах деятельности в отношении осуществления лицензирования в области использования атомной энергии, предоставления услуг связи, телевизионного и радиовещания, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, а также по реализации программ профессиональной подготовки в законах, регулирующих указанные отношения, могут быть установлены особенности лицензирования;
проектом Закона определяются и разграничиваются полномочия органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области лицензирования. При этом предусматривается, что полномочия по лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ могут осуществляться только в случае делегирования им в установленном законом порядке полномочий России в этой сфере государственного регулирования;
одним из важных положений проекта Закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции. В частности, предлагается отменить лицензирование следующих видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности: по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, по производству и реализации специального игрового оборудования, по обеспечению авиационной безопасности, по изготовлению и ремонту средств измерений, по экспонированию и коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), медицинской и фармацевтической деятельности. Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники предлагается отменить с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов;
проектом Закона предусматривается новое определение наименований многих видов, подлежащих лицензированию, деятельности, направленное на исключение возможности произвольного толкования составляющих их содержание работ и услуг. Многие самостоятельные виды лицензируемой деятельности объединены по сферам экономической деятельности, в наименовании укрупненных по сферам деятельности видах лицензируемой деятельности указываются составляющие их работы и услуги. Исчерпывающие перечни таких работ и услуг будут устанавливаться в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ. Таким образом, при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии. Соответственно, сокращаются его издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий;
проектом Закона также вводятся нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования. В частности, устанавливается бессрочное действие лицензии, что позволит исключить процедуру продления срока ее действия и, соответственно, снизить финансовые и материальные издержки лицензиатов. При необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. Лицензии, полученные до вступления в силу Закона, по истечении срока их действия по заявлению лицензиата станут бессрочными;
проектом предусматривается уточнение и дополнение понятийного аппарата. Вводится определение «место осуществления лицензируемого вида деятельности». При отсутствии четкого определения такого объекта в лицензию должны были быть вписаны все объекты, на которых или в которых осуществлялись лицензируемые виды деятельности. Требование о внесении таких объектов в документ, подтверждающий наличие лицензии, и необходимость его переоформления при изменении адресов этих объектов приводили к тому, что в данном документе указывались в том числе здания и сооружения, не принадлежащие лицензиату, и на которых (в которых) он только оказывал услуги (например, оказание услуг охраны или транспортных услуг). В целях исключения указанной правовой коллизии проектом Закона предусмотрено, что в лицензию могут быть вписаны только объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, а также к ним должны быть установлены лицензионные требования;
в проекте Закона реализуются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части установления особенностей организации и проведения лицензионного контроля. Предметом лицензионного контроля устанавливается определение возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных условий, лицензиатом – соблюдения лицензионных требований. Лицензиат в плановом порядке будет проверяться по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче ему лицензии, поскольку именно в первый год велики риски нанесения им ущерба при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В дальнейшем лицензиат будет проверяться в обычном порядке – по истечении трех лет со дня окончания последней плановой проверки;
проектом Закона установлен перечень прав и обязанности должностных лиц лицензирующих органов, а также предусмотрено, что в случае несоблюдения своих обязанностей данные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ;
в целях упрощения документооборота при лицензировании проектом Закона предусматривается, что с 1 января 2011 г. соискатель лицензии и лицензиат будут вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии, а также получать уведомления и другие документы, направление которых предусмотрено проектом Закона, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством РФ;
с 1 января 2011 г. лицензирующий орган должен осуществлять в электронной форме некоторые процедуры лицензирования, например, получение заключений федеральных органов исполнительной власти, предоставление которых предусмотрено законодательством РФ, формирование лицензионного дела, реестра лицензий, информационного ресурса по вопросам лицензирования;
в целях своевременного выявления проблем лицензирования проектом Закона предусматривается проведение ежегодного мониторинга эффективности лицензионной деятельности органов государственной власти на основе единых показателей эффективности и методики их расчета;
проект Закона направлен на упорядочение системы лицензирования на территории РФ, исключение возможности применения множества правовых норм, регламентирующих процедуры лицензирования. Принятие Закона позволит сократить масштабы административного влияния на предпринимательскую деятельность, связанного с лицензированием;
дополнительных расходов федерального бюджета, необходимых для реализации предусматриваемых проектом Закона положений, не потребуется.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99– ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
(в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ)

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
1) использования атомной энергии;
2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
4) деятельности кредитных организаций;
5) деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;
6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
10) клиринговой деятельности;
11) страховой деятельности.
3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
4. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:
1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
1. В комментируемой статье определено содержание правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. Иными словами, в этой статье определен предмет регулирования данного Закона, или, как указано в названии статьи, – сфера применения данного Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.
Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, комментируемый Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Сфера применения Закона 2001 г. о лицензировании была определена в п. 1 его ст. 1 практически точно так же, но с одним существенным отличием – в указанной норме говорилось о лицензировании только отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 названного Закона. Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи говорится о едином унифицированном порядке лицензирования (см. введение).
2-4. Положения ч. 2-4 комментируемой статьи определяют изъятия из сфер действия комментируемого Закона. Ранее в п. 2 ст. 1 Закона 2001 г. о лицензировании (здесь и далее в ред. Федерального закона от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ) устанавливалось, что из-под действия названного Закона выведены следующие виды деятельности:
деятельность кредитных организаций;
деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
деятельность в области связи;
биржевая деятельность;
деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
осуществление внешнеэкономических операций;
приобретение оружия и патронов к нему;
использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу федерального закона или договора;
использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира;
деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
деятельность инвестиционного фонда;
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
частная охранная деятельность;
частная детективная (сыскная) деятельность;
медицинская деятельность, осуществляемая негосударственными медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
При этом п. 3 указанной статьи предусматривал, что особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.

Борисов А.Н. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143ФЗ "Об актах гражданского состояния". ООО "Новая правовая культура", 2007.

Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143ФЗ "Об актах гражданского состояния" Введение Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее комментируемый Закон или Закон) принят во исполнение прямого предписания, содержащегося в п. 4 ст. 47 части первой ГК РФ: органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния. Приведенной нормой ГК РФ одновременно предопределена и сфера применения комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 1 Закона).

До принятия комментируемого Закона вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния на законодательном уровне наряду с частью первой ГК РФ и СК РФ регулировались разделом IV "Акты гражданского состояния" КоБС РСФСР и Законом СССР от 3 июля 1991 г. N 22951 "О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств" *(1) (см. комментарий к ст. 79 Закона). Однако, какихлибо концептуальных изменений в перечне актов гражданского состояния, процедуре их регистрации, формах документов с принятием комментируемого Закона не произошло. Федеральный законодатель лишь кодифицировал соответствующие нормы в отдельном федеральном законе. Кроме того, комментируемый Закон инкорпорировал нормы ранее действовавшей Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 (см. комментарий к ст. 80 Закона).

Вместе с тем существенной новацией комментируемого Закона явилось то, что полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния возложены на органы ЗАГС, образуемые органами государственной власти субъектов РФ. Устанавливающая данное положение статья 4 Закона неоднократно подвергалась изменениям. В частности:

Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 120ФЗ *(2) статья дополнена положениями, предусматривающими возможность наделения органов местного самоуправления муниципальных образований (где отсутствуют органы ЗАГС, образованные законом субъекта РФ), полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния (при этом в ст. 79 Закона включено соответствующее переходное положение);

изменения, внесенные в статью Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122ФЗ *(3), легитимировали полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния в качестве федеральных полномочий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ (с возможностью делегирования органам местного самоуправления);

в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199ФЗ *(4) дополнил статью положениями, обеспечивающими осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199ФЗ *(5) в связи с совершенствованием разграничения полномочий в статью внесены изменения, уточняющие положения о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по записи актов гражданского состояния.

Наряду с изложенным за время действия комментируемого Закона в его положения вносились и другие изменения, в т.ч.:

Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 138ФЗ *(6) в ст. 12 комментируемого Закона введена норма, обязывающая руководителя органа ЗАГС сообщать в орган социальной защиты населения, налоговый орган и орган ПФР сведения о государственной регистрации смерти (кроме того, в ст. 67 Закона внесено дополнение, позволяющее сохранить в записи акта о смерти сведения о месте жительства умершего). Изменениями, внесенными в указанную статью Федеральными законами от 22 апреля 2003 г. N 46ФЗ *(7) и от 8 декабря 2003 г. N 169ФЗ *(8), данный перечень органов дополнен соответственно органом ФСС России и органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;



в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2002 г. N 44ФЗ *(9) внесены изменения в целый ряд норм комментируемого Закона в целях наиболее полного правового регулирования деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществления гражданами своих личных прав;

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121ФЗ *(10) внес в ст. 60 и 73 комментируемого Закона изменения, учитывающие принятые Президентом РФ меры по совершенствованию государственного управления в сфере миграции (создание ФМС России и определение ее полномочий).

Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Комментируемая статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Как говорилось выше (см. введение), предмет регулирования комментируемого Закона предопределен непосредственным предписанием нормы п. 4 ст. 47 части первой ГК РФ, согласно которой органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, определены в ст. 4 комментируемого Закона. По общему правилу такими органами являются органы ЗАГС, образованные органами государственной власти субъектов РФ. На территориях, где отсутствуют такие органы, их полномочия возлагаются на органы местного самоуправления муниципальных образований этих территорий. За пределами территории России функции по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляют консульские учреждения России. Данные полномочия консульских учреждений России определены в ст. 5 Закона.

Общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния содержатся в части первой ГК РФ и СК РФ. В частности, в п. 1 ст. 47 части первой ГК РФ установлен исчерпывающий перечень актов гражданского состояния рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина, которые требуют обязательной регистрации (см. комментарий к ст. 3 Закона). Порядку государственной регистрации перечисленных актов гражданского состояния посвящены соответственно главы II, III, IV, V, VI, VII и VIII комментируемого Закона.

Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния регламентировано положениями гл. IX комментируемого Закона, а восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния гл. X Закона. Порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) определен главой XI Закона.

Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния 1. В п. 1 комментируемой статьи установлено, что комментируемый Закон основывается на положениях ГК РФ и СК РФ. Однако, согласно правовой позиции КС России, выраженной в определении от 4 октября 2001 г. N 248О *(11) и подтвержденной в определении от 23 апреля 2002 г. N 127О *(12), институт актов гражданского состояния регулируется гражданским законодательством. Как указал КС России, именно в гражданском законодательстве содержатся общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния, о порядке регистрации этих актов, порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формах актовых книг и свидетельств, о порядке и сроках хранения актовых книг на основании закона об актах гражданского состояния (п. 4 ст. 47 части первой ГК РФ), а также исчерпывающий перечень актов гражданского состояния рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина, которые требуют обязательной регистрации (п. 1 ст. 47 ГК РФ). Тем самым, по мнению КС России, обеспечивается общефедеральное единство в регулировании указанных отношений.

В упомянутых определениях КС России также указано, что административным законодательством (а таковое согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении России и ее субъектов) регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, в т.ч. в процессе создания и организации деятельности таких регистрационных органов, как органы государственной регистрации актов гражданского состояния. Следовательно, организация и деятельность органов ЗАГС (системы этих органов) регламентируется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Комментируемый же Закон является федеральным законом, определяющим основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также направленным на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти (см. комментарий к ст. 4 Закона).

К этому следует добавить, что издаваемые в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам образования и деятельности органов ЗАГС, а также по вопросам наделения органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния исходя из комментируемой статьи непосредственно актами законодательства об актах гражданского законодательства не являются. Законодательство об актах гражданского законодательства согласно п. 1 комментируемой статьи состоит из комментируемого Закона и нормативных правовых актов России, т.е. актов федерального уровня.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-Ф3 "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный). - "Деловой двор", 2014.


Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом последних изменений и дополнений (в том числе вступающих в силу с 1 июля 2014 г.)

Комментарий содержит подробное толкование положений Закона, рекомендации по его применению, анализ судебной практики. Рассмотрены порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде, особенности банкротства отдельных категорий должников (в том числе индивидуального предпринимателя), а также упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Проведен сравнительный анализ с "предшественником" - Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Рассмотрены правовые позиции Конституционного Суда РФ, Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, мнение Минэкономразвития России

Книга адресована юридическим лицам, которые могут быть признаны банкротами, индивидуальным предпринимателям, их кредиторам, арбитражным управляющим и их саморегулируемым организациям, должностным лицам и сотрудникам уполномоченных органов, органа по контролю (надзору), регулирующего органа, а также преподавателям и студентам юридических и экономических вузов и факультетов


Список сокращений


Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:


КС России - Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России - Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС России - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Минпромэнерго России - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;

Минтруд России - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации;

Минэкономразвития России - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации;

Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба;

Росреестр - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

ФНС России - Федеральная налоговая служба;

ФРС России - Федеральная регистрационная служба;

ФСБ России - Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

ФСФР России - Федеральная служба по финансовым рынкам;

Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

Роструд - Федеральная служба по труду и занятости;

ФКЦБ России - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Госстандарт России - Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

Банк России - Центральный банк Российской Федерации;

ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации;

ФСС России - Фонд социального страхования Российской Федерации;

Агентство - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов"


Правовые акты:


Закон о страховом деле - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ)*(316) ;

часть первая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ*(317) ;

часть вторая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ*(318) ;

Закон 1998 г. о банкротстве - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(320) ;

часть первая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ*(323) ;

Закон о банкротстве кредитных организаций - Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(324) ;

Закон о банкротстве субъектов ТЭК - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"*(325) ;

часть вторая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ*(326) ;

Закон о государственной регистрации юридических лиц - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ)*(327) ;

часть третья ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ*(329) ;

Закон о долевом строительстве - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"*(335) ;

часть четвертая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ*(338) ;

Закон об исполнительном производстве - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"*(339) ;

Закон о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(341) ;

Закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС - Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"*(342) ;

Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(343) ;

Постановление Пленума ВАС России от 8 апреля 2003 г. N 4 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(344) ;

Постановление Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(345) ;

Постановление Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 25 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве"*(346) ;

Постановление Пленума ВАС России от 30 апреля 2009 г. N 32 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"*(347) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 58 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя"*(348) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве"*(349) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"*(350) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 63 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве"*(351) ;

Постановление Пленума ВАС России от 17 декабря 2009 г. N 91 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве"*(352) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 декабря 2010 г. N 63 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(353) ;

Постановление Пленума ВАС России от 25 декабря 2013 г. N 97 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве"*(358) .


Источники правовых актов:


www.pravo.gov.ru - "Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru";

БВС РФ - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации";

БНА ФОИВ - "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти";

Бюллетень Минюста РФ - "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации";

ВБР - "Вестник Банка России";

ВВАС РФ - "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";

Ведомости СНД и ВС РСФСР - "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР";

Ведомости СНД и ВС РФ - "Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ";

ВКС РФ - "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации";

РГ - "Российская газета";

СЗ РФ - "Собрание законодательства Российской Федерации";

СПС - справочные правовые системы.


Иные сокращения:


ЕГР СРО арбитражных управляющих - единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

ЕГРИП - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

ЕГРЮЛ - Единый государственный реестр юридических лиц;

ЕФРСоБ - Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

ИНН - идентификационный номер налогоплательщика;

ИП - индивидуальный предприниматель;

КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство;

МРОТ - установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда ;

НПФ - негосударственный пенсионный фонд;

ОПС - обязательное пенсионное страхование;

ПИФ - паевой инвестиционный фонд;

ПУРЦБ - профессиональный участник рынка ценных бумаг;

СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета;

СРО - саморегулируемая организация.


Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником


При написании данного комментария использованы нормативные акты по состоянию на 31 мая 2014 года

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ,

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный; третье издание, переработанное и дополненное). - М.: "Деловой двор", 2017.


В издании рассмотрены очередные новеллы закона о несостоятельности (банкротстве), в том числе новый порядок привлечения к ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве (новая глава III.2), новые процедуры банкротства гражданина (реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина), уточнения порядка банкротства кредитных организаций - перенос в рассмотренный автором федеральный закон норм федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Приведены правовые позиции, сформулированные Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ по поводу применения норм закона о несостоятельности (банкротстве).


Список сокращений


Органы государственной власти, иные государственные органы и организации


КС России - Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России - Верховный Суд Российской Федерации;

СКпГД ВС России - Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

СКЭС ВС России - Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

ВАС России - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Минпромэнерго России - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;

Минстрой России - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Минтруд России - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации;

Минэкономразвития России - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации;

Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба;

Росреестр - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

ФАС России - Федеральная антимонопольная служба;

ФНС России - Федеральная налоговая служба;

ФРС России - Федеральная регистрационная служба;

ФСБ России - Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

ФСФР России - Федеральная служба по финансовым рынкам;

Росархив - Федеральное архивное агентство;

Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

Роструд - Федеральная служба по труду и занятости;

ФКЦБ России - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Госстандарт России - Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

Банк России - Центральный банк Российской Федерации;

ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации;

ФСС России - Фонд социального страхования Российской Федерации;

Агентство - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов";

Управляющая компания - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора";

Фонд - публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".


Правовые акты


Закон о банках - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (наименование в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР") ;

Закон о страховом деле - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ) ;

часть первая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ ;

часть вторая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ ;

Закон 1998 г. о банкротстве - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (утратил силу);

часть первая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ ;

Закон о банкротстве кредитных организаций - Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (утратил силу);

Закон о банкротстве субъектов ТЭК - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (утратил силу);

часть вторая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ ;

Закон о государственной регистрации юридических лиц - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) ;

часть третья ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ ;

Закон о Банке России - Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ;

Закон о страховании вкладов - Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" ;

Закон о долевом строительстве - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ;

часть четвертая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ ;

Закон об исполнительном производстве - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ;

Закон о стабильности банковской системы - Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (утратил силу);

Закон о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ;

Закон о клиринге - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" ;

Закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" ;

Постановление Пленума ВАС России 2003 г. N 4 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2004 г. N 29 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2006 г. N 25 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 32 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 58 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 59 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 60 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 63 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 91 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2010 г. N 63 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2011 г. N 51 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" ;

Постановление Пленума ВАС России 2012 г. N 35 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2013 г. N 11 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 г. N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" ;

Постановление Пленума ВАС России 2013 г. N 88 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2013 г. N 97 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2014 г. N 36 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2014 г. N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" ;

Постановление Пленума ВС России 2015 г. N 45 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" ;

Обзор ВС России судебной практики по участию уполномоченных органов - Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства , утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.;

Положение Банка России N 279-П - Положение Центрального банка РФ от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" ;

Инструкция Банка России N 126-И - Инструкция Центрального банка РФ от 11 ноября 2005 г. N 126-И "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" ;

Порядок осуществления органом страхового надзора контроля - Порядок осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 2 февраля 2011 г. N 8н ;

Порядок принятия органом страхового надзора решений - Порядок принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 8 февраля 2011 г. N 13н ;

Положение Банка России N 597-П - Положение Центрального банка РФ от 1 августа 2017 г. N 597-П "О порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой до отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также временной администрации по управлению банком, назначаемой в случае утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка либо утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в урегулировании обязательств банка" .


Источники правовых актов


pravo.gov.ru - "Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru";

БВС РФ - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации";

БНА ФОИВ - "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти";

Бюллетень Минюста РФ - "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации";

ВБР - "Вестник Банка России";

ВВАС РФ - "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";

Ведомости СНД и ВС РСФСР - "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР";

Ведомости СНД и ВС РФ - "Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ";

ВКС РФ - "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации";

РГ - "Российская газета";

СЗ РФ - "Собрание законодательства Российской Федерации";

СПС - справочные правовые системы.


Иные сокращения


ВАпУКО - временная администрация по управлению кредитной организацией;

ГРН - государственный регистрационный номер;

ЕГР СРО арбитражных управляющих - единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

ЕГРИП - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

ЕГРЮЛ - Единый государственный реестр юридических лиц;

ЕФРСоБ - Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

ЕФРСоФДЮЛ - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

ИНН - идентификационный номер налогоплательщика;

ИП - индивидуальный предприниматель;

КДЛ - контролирующее должника лицо;

КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство;

МРОТ - установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда ;

НПФ - негосударственный пенсионный фонд;

ОГРН - основной государственный регистрационный номер;

ОПС - обязательное пенсионное страхование;

ПИФ - паевой инвестиционный фонд;

ПУРЦБ - профессиональный участник рынка ценных бумаг;

РЗТК - реестр заявленных требований кредиторов;

РТК - реестр требований кредиторов;

СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета;

СРО - саморегулируемая организация;

СРО ОЭП - саморегулируемая организация операторов электронных площадок.


Список актов, которыми были внесены изменения
(далее по тексту обозначаются только с указанием года и номера)


Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий к статье 8.
1. Статья 5 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя устанавливает, что Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ (ч. I) и что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3). Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В части 3 указанной статьи установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется данной Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 10. Физкультурно-спортивные организации .
Комментарий к статье 10.
1. Комментируемая статья посвящена физкультурно-спортивным организациям, понятие которых определено в п. 30 ст. 2 комментируемого Закона: юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в области физкультуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Там же установлено, что положения комментируемого Закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организации, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физкультуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Отдельные из видов физкультурно-спортивных организаций прямо указаны в положении п. I ст. 5 данного Закона, в котором физкультурно-спортивные организации названы в качестве субъектов физкультуры и спорта в России: физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта.

Выше говорилось (см. комментарий к ст. 2 Закона), что в ст. 2 Закона 1999 г. о физкультуре и спорте понятие физкультурно-спортивной организации определялось как одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей. При этом понятие "физкультурно-спортивное объединение" было определено как общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте
Статья 4. Законодательство о физической культуре и спорте
Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации
Статья 6. Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 8. Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта
Статья 9.1. Права органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта
Глава 2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
Статья 10. Физкультурно-спортивные организации
Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России
Статья 12. Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России.
Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России
Статья 13. Местные и региональные спортивные федерации
Статья 14. Общероссийские спортивные федерации
Статья 15. Устав общероссийской спортивной федерации
Статья 16. Права и обязанности общероссийских спортивных федераций
Статья 17. Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций
Статья 18. Особенности реорганизации общероссийских спортивных федераций
Статья 19. Спортивные клубы
Статья 20. Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий
Статья 21. Признание видов спорта и спортивных дисциплин. Всероссийский реестр видов спорта
Статья 22. Спортивные звания, спортивные разряды. Почетные спортивные звания. Квалификационные категории спортивных судей.
Единая всероссийская спортивная классификация
Статья 23. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
Статья 24. Права и обязанности спортсменов
Статья 25. Правила видов спорта
Статья 26. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте
Статья 27. Спортивный паспорт
Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан.
Адаптивная физическая культура
Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования
Статья 29. Развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.
Подготовка граждан к защите Отечества
Статья 30. Физическая культура и спорт по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан
Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Спорт инвалидов
Глава 4. Спортивный резерв
Статья 32. Подготовка спортивного резерва
Статья 33. Физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов
Статья 34. Учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта
Глава 5. Спорт высших достижений
Статья 35. Спортивные сборные команды Российской Федерации
Статья 36. Формирование спортивных сборных команд Российской Федерации
Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта
Статья 37. Объекты спорта
Статья 38. Финансирование физической культуры и спорта
Статья 39. Медицинское обеспечение физической культуры и спорта
Глава 7. Международная спортивная деятельность
Статья 40. Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта
Глава 8. Заключительные положения
Статья 41. Заключительные положения
Статья 42. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации
Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона Слисок сокращений
Органы государственной власти
Правовые акты
Источники правовых актов
Иные сокращения Список использованных правовых актов

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу О физической культуре и спорте в Российской Федерации, постатейный комментарий к Федеральному закону, Борисов А.Н., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Подготовка детей дошкольного возраста к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», Снигур М.Е., 2017


Просмотров