Субъекты рф, их конституционно-правовой статус. Правовой статус субъектов российской федерации

Глава ІІ. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации

2.1 Особенности правового статуса республик Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение


Субъект федерации, согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, - это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Федеративные государства состоят из субъектов, которые в различных странах имеют неодинаковые официальные наименования и не одинаковый правовой статус. Кроме того, в подавляющем большинстве федераций мира субъекты наделены симметричными правами, а наличие льгот и привилегий является редким исключением из правил. Правильность этих суждений всегда вызывали споры, как в науке, так и среди политиков.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что субъекты Российской Федерации разнообразны по своему территориальному, национальному признаку. Такое сложное, по своему составу, федеративное государство всегда вызывает интересы для изучения.

Цель курсовой работы - изучение федеративного устройства Российского государства, конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройствам Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

1. Дать понятие и общую характеристику статусов субъектов Российской Федерации.

2. Раскрыть основные виды субъектов РФ;

3. Рассмотреть предметы ведения субъектов Российской Федерации

4. Выявить особенности правового статуса республик в составе Российской Федерации.

5. Отразить особенности статуса краев, областей и городов федерального значения.

6. Выявить особенности правового статуса автономных образований в составе Российской Федерации

7. Проанализировать и систематизировать полученные знания и обобщить их.

Метод: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение.

Степень разработанности темы: курсовой работы значительна с научно-практической направленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательно сущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такие современные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н. и др. При освещении темы федеративного устройства неотъемлемой компонентой становится, практически в каждом издании учебной литературы, именно освещение аспектов правового положения в нем субъектов федерации, их взаимодействие и значение в составе России.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка используемых нормативно-правовых актов и литературы и приложения.


Глава І. Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовое регулирование их статуса


1.1 Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации и их виды


Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Федеративное устройство в Российской Федерации, закрепляется в гл. 3 Конституции РФ. В соответствии со ст. 65 Конституции, в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации и ст. 65 закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. Субъект РФ - входящее в состав РФ государство (республика), государственное образование (автономная область, автономный округ) или территориальное образование (край, область, город федерального значения) .

Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В состав Российской Федерации входят образования только установленной формы:

· республика,

· край, область, город федерального значения,

· автономная область, автономный округ.

Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов. Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

Совмещение указанных оснований позволяет к национально-государственному типу отнести республики в составе РФ (государства в собственном смысле) и оба вида автономных единиц - автономную область и автономный округ (национально-государственные образования), к территориально-государственному типу - края, области, города федерального значения. Таким образом, республики, формы административно-политической автономии и региональные государственные образования составляют отдельные типы субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков - уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации , и соответственно их я рассматривать не буду.

На момент принятия настоящей Конституции в Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Сейчас эта цифра несколько изменилась. Помимо перечисления в Конституции закрепляется также правовой статус субъектов РФ.

Понятие статуса включает в себя: права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность. Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Она непосредственно входит в состав Российской Федерации, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией, образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России, отклонять или одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики. Статус республики конкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом государственности данного субъекта федерации; в очерченных федеральной Конституцией границах обладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственной власти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом России и республиканскими органами конституционного контроля. Конституция республики - это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она может именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение), но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.

В части 2 статьи 66 Конституции РФ охватывается вопросы статуса края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. Он устанавливается, как и применительно к республике, прежде всего Конституцией Российской Федерации, которая проводит идею равенства этих статусов. Есть только два отличия: республика имеет конституцию, а иные субъекты - устав; первая наделяется правом вводить государственные языки, а вторые таковым не обладают, да и объективно не нуждаются в нем. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется также их уставами. Впервые право принятия уставов краями, областями было закреплено Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации". Уставу присущи все признаки конституции. Не случайно некоторые из них именуются Основным законом , объявляются конституционным или основным правовым актом, государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни соответствующего субъекта федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая дело о проверке конституционности ряда положений Устава Читинской области, своим постановлением от 1 февраля 1996 г. подтвердил, что данный нормативный акт занимает особое, а именно высшее, место в иерархии нормативных актов, имеет высшую юридическую силу по отношению к высшим правовым актам области. В общую систему актов, определяющих статус названных выше субъектов федерации, входят Федеративный договор и иные договоры, а также соглашения между исполнительными органами власти субъекта и федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.

В части 3 статьи 66 Конституции РФ обращено внимание на особенность правовой основы автономной области и автономного округа. Она заключается в том, что каждый из указанных субъектов при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон (эта возможность никем из них пока не реализована). Его принятие находится на усмотрении автономной области, автономного округа; он самостоятельно разрабатывается ими и представляется на рассмотрение Федерального Собрания соответствующими законодательным и исполнительным органами их общим решением. В ходе законотворческого процесса проект, надо полагать, может быть и отозван внесшей его стороной. Конституция также раскрывает специфику статуса автономных округов, входящих в состав края или области. Она не распространяется на Чукотский автономный округ, который Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" считается непосредственно входящим в состав Российской Федерации. Входящими в состав края, области остальные девять автономных округов являются постольку, поскольку они не заявили иного. Признание данного факта не означает подтверждения прежнего характера отношений между ними. Входя в край, область, автономный округ не утрачивает обретенных в соответствии с Конституцией 1993 г. государственно-правовых атрибутов статуса самостоятельного субъекта федерации. Это согласуется с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, в постановлении которого от 11 мая 1993 г. по делу о Чукотском автономном округе констатировалось: нахождение автономного округа в крае или области, равно как и выход из них не влияют на его конституционно-правовой статус, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации; нахождение автономного округа в крае или области не означает поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации.

Гарантии прав субъектов РФ. Они предусмотрены в Конституции РФ и представляют собой государственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации . К числу важнейших гарантий относятся:

1. Закрепленные в Конституции принципы равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

3. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77).

4. Наличие и способ формирования Совета Федерации - верхней палаты российского парламента. Конституция особо выделяет круг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

5. Целостность и неприкосновенность территории субъектов Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).

Таким образом, делая вывод по данному вопросу, стоит отметить, что конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации в полной мере закреплен в конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах и включает в себя права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность.

1.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации


Предметы ведения субъектов РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ . К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации относится круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов . Федеральный закон в соответствии с действующей Конституцией (ст. 73) не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет признание федерального закона неконституционным. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 72,в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти .

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Как правило, предметы исключительного ведения субъекта Российской Федерации закрепляются в его Уставе (Конституции). В основном это такие вопросы, как :

· Организация и осуществление публичной власти (организация деятельности системы органов государственной власти,управление государственной гражданской службой, обеспечение деятельности правовых институтов).

Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды. В связи с экстраординарной обстановкой, сложившейся в Чеченской Республике, отсутствием там государственно-правовых институтов, соответствующих конституционному строю в Российской Федерации Указом Президента РФ от 8 июня 2000- г. утверждено Положение об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике.

Президент Российской Федерации как глава государства осуществляет свои полномочия по обеспечению на территории Чеченской Республики законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, по восстановлению государственно-правовых институтов Чеченской Республики в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами . Правительство РФ осуществляет свои полномочия по обеспечению восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во временную систему органов исполнительной власти в Чеченской Республике входят: Администрация Чеченской Республики и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий создают на территории Чеченской Республики свои территориальные органы и назначают в установленном порядке соответствующих должностных лиц.

Таким образом, республика в составе Российской Федерации обладает широким перечнем прав, своими полномочиями и статусом копирует государство, образована как национально- территориальная единица, имеет свой язык и свое гражданство, награды и тд.


2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения


После 1992 года Российская Федерация была преобразована таким образом, что бывшие административно-территориальные единицы - области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе Российской Федерации.

Сейчас в качестве субъектов Федерации в состав Российской Федерации входят, 9 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Забайкальский, Камчатский), 46 областей и 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65) придан статус субъектов РФ.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Надо сказать, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области . Порядок использования официальной символики области определяется ее законом.

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме .

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

Края и области имеют свои административные центры.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительном ведении последних.

Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон .

В совместное ведение РФ и краев, областей и городов федерального значения входит широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.

Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений. Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти последних самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам РФ. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ "О статусе столицы РФ" .

Органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.

Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета РФ, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.

Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.

Таким образом, субъекты Российской Федерации, в частности края, области и города федерального значения имеют специфический конституционно-правовой статус, который отличает их от республик. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.


2.3 Особенности правового статуса автономных образований


В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа. Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет. По численности и структуре населения все округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший - в Ханты-мансийском (1,4%) .

Еврейская автономная область входит в Российскую Федерацию непосредственно (Законом от 15 декабря 1990 г. все автономные области были выведены из краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно). Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно и через другой субъект Федерации (край, область). На этом основании, например, Чукотский автономный округ в 1992 г. выделился из Магаданской области и непосредственно вошел в состав Российской Федерации (в этом положении его название "автономный округ" теряет смысл, ибо по всем своим правам он превращается в обычную область). Другие же округа (их 9) сохраняют прежнее состояние. Конституция РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Принятие такого закона, следовательно, необязательно, это зависит от желания самой автономии.

Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может входить "в состав края или области" (и 9 из 10 являются как раз такими). С другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект Российской Федерации. Это пример коллизии в конституционном праве. Чтобы разрешить это противоречие, Конституция РФ предусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области (могут, но не должны!). Такой договор тем не менее был заключен между администрацией Тюменской области и администрациями Ханты-мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, но он не снял напряжения между сторонами в отношении понимания самостоятельности округов. Договорная форма отношений "вхождения" не устраняет в полной мере разногласий в отношении того, является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования органов государственной власти области (края).

Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" отметил, что "нахождение автономного округа в крае или области не означает, по действующему законодательству, поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации" .

Однако данное постановление не решило всех вопросов, а принятие необходимых законов задерживалось.

В постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании конституционного положения о вхождении округа в состав края, области Конституционный Суд РФ признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождения округа в край, область, вхождение одного субъекта в состав другого, является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области.

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла отражение в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г .

Итак, автономные образования в составе Российской Федерации имеют статус национально-культурных единиц, защита индивидуальности и самобытности которой установлена федеральным законом.

Заключение


Из анализа юридической природы субъектов РФ следует вывод, что все они наделяются Конституцией России статусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, особого характера взаимоотношений с федеральной властью. Если обычные административно-территориальные единицы не обладают правосубъектностью именно в составе федерации, то членам федерации присуща природа квазигосударственного союза как субъекта права по ряду признаков идентичного государству в собственном смысле.

В настоящее время не возникла потребность, и не появились политико-правовые основания для принятия федерального конституционного закона позволяющего изменять статус субъектов РФ. Это связано с отсутствием дополнительных юридических прав, предоставляемых субъекту в рамках действующей Конституции РФ, с опасностью воссоздания новой модели дифференциации субъектов на какие-либо группы в ущерб принципу равноправия субъектов РФ.

Выводы по работе:

1) Субъект РФ - входящее в состав РФ государство (республика), государственное образование (автономная область, автономный округ) или территориальное образование (край, область, город федерального значения).

2) Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы республика, край, область, город федерального, значения, автономная область, автономный округ.

3) К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации относится круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

4) В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Имеют собственный язык, гражданство, наградные знаки и т.д.

5) Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов краев, области, города федерального значения, и также вправе иметь свою символику.

6) Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию, Конституция РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Таким образом, в ходе рассмотрения конкретных задач, мы достигли цели курсовой работы - изучили федеративное устройства Российского государства, особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, предметы их ведения.

Список используемой литературы:


Нормативно-правовые акты:


1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

3. 14 октября 2005 года N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского»

5. ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

6. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации"

7. Устав Мурманской области.

8. Устав Иркутской области.

9. Основной Закон Оренбургской области


Научная и учебная литература:


1. Баглай М.В. Учебник «Конституционное право РФ», М., изд. «Норма», 2002.

2. Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. Учебник «Конституционное право»,М., изд. «Юристъ», 2003.

3. Авакьян С.А. «Конституционное право России»,М., изд. ИКД «Зерцало», 2001.

4. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996

5. Драгош Н.К. Учебник «Конституционное право России»,М., РИОР, 2003.

6. Габричидзе Б.П. Учебник «Конституционное право современной России»,М., изд. «Дело и сервис», 2001.

8. Ржевский В.А. Территориальная организация Советского государства. Саратов. 1966.

9. Страшун. Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Издание 3, дополненное, переработанное М.: НОРМА, 2007.

10. Энциклопедический словарь Конституционного права., М: Норма, 2002.


Другие источники:


1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 16, ст. 267.

2. #"sub_651">1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Учебник «Конституционное право России», Питер 2005

Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Учебник «Конституционное право России», Питер 2005

#"#_ftnref26" name="_ftn26" title=""> ФЗ "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправные этих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция РФ).

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы федеральным Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. от 7 июля 2003 г.) полностью вступил в действие с 1 января 2005 года Собрание законодательства РФ 2003 г. №27 ст. 2709; 2004 г. №50 ст.4950; 2005 г. №1 ст.25..

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в конечном счете, возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты: Баглай М.В. Конституционное право РФ -М.: НОРМА, 2005г.

1. полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются Конституцией (уставом), законодательными правовыми актами субъекта РФ;

2. полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3. полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерацией определяются федеральными законами, издаваемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Последние должны устанавливать права, обязанность и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.

В соответствии с принципом верховенство Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционного статуса субъекта РФ, улучшению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской федерации.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежат включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольностью вхождения каждого субъекта в Российской Федерации и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Однако правовой статус субъектов все же не во всем одинаков. Так республики объявляют государствами, а все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими края и областями. Такое положение субъектов РФ имеет повод говорить о асимметричности российской федерализма. Табричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России - М.: Издательство- торговая корпорация «Дашко и К», 2005г.,стр. 511

Равноправие субъектов РФ проявляется, в общем, для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72,73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе - всех субъектов Федераций. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решение вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.

Такое решение разграничение предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопросы относятся к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исполнительную компетенцию органов власти субъектов Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственные правовые регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции субъектам Федерации представляется важная гарантия: поскольку законы и нормативные акты субъектов, изданных по вопросам ведения Федерации и совместного ведения должны соответствовать федеральным законом и, в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода вопросам исключительно ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Отсюда следует, что федеральный закон не может вторгаться в сферу деятельности субъектов РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) Федеральный закон закрепляет принципы и порядок заключение договоров о разграничение полномочий. Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определенно иное, чем это установлено федеральными законами, разграничения полномочий. В договоре о разграничение полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов, где власти и органов государственной власти субъектов РФ, определяются условий и порядок осуществление эти полномочии, конкретные обязанности и права сторон, срок действия и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного распоряжения договора. Договор подписывается Президентом РФ и высшими должностным лицом субъекта РФ, а затем утверждается федеральным законом.

При заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов РФ о передачи им части федеральных полномочий с передачей необходимым материальных и финансовых средств федеральные органы контролирует соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее их исполнение.

Возможно, и обратное отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возможны на федеральные органы государственной власти или должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти. Это может произойти в случае, если:

1. в связи со стихийными бедствиями, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствует, и не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законом (решением принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);

2. возникшая вследствие решений, действий или бездействий органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленным Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация);

3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение принимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образуют собственное конституционное право, однако, не разрывает единого поля конституционного права РФ составная его федеративного аспекта. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона установлена в Калининградской области. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товара, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности. Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и мета пребывания в Калининградской области. При этом данное ограничение не должно нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством РФ и международными договорами РФ. Можно предположить, что такая необычная норма связана со специфическим географическим положением этого региона. Баглай М.В. Конституционное право РФ -М.: НОРМА, 2005г., стр. 361.

По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Это объясняется еще и тем, что бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что и повлияло на их желания охранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республика вправе иметь государственный язык (ч. 2 ст. 68), в то время как другие субъекты Федерации нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на принципах с Конституцией РФ (разделение властей, правового социального государства и др.). Контроль за соответствиями осуществляет Конституционный суд. Все субъекты Федерации в лице своих законодательных и исполнительных органов власти вправе обращаться с запросом в Конституционный суд (ч. 2ст. 125). Кроме того, Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая являются частью территории Российской Федерации. Границы субъектов Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности государственной власти субъекта РФ составляет находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение которых относится к полномочиям по совместному ведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопросов 41(обеспечение деятельности органов власти проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно при соблюдении конституционных требований:

1) разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной;

2) система органов власти должна строится на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Это характерно для всех федеральных государств, так как обеспечивает принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

Конституция устанавливает, что столицей Российской Федерации является город Москва, статус которой определяются федеральным законом.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

На данный момент Россия как федерация состоит из: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области.

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

"Конституционно - правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а так же другими правовыми актами". Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2013. С. 256-257 Статус субъекта Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и самого субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Другими словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Так же по Конституции Российской Федерации, субъекты Федерации не обладают суверенитетом. Субъекты Федерации, включая республики, не имеют права одностороннего выхода из Российской Федерации.

Следовательно, если встанет вопрос о выходе субъекта Федерации из состава Российской Федерации, его придется решать по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта. Федеративные отношения субъектов Федерации и Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Согласно ст.73 Конституции Российской Федерации, субъекты обладают всей полнотой государственной власти; разграничение предметов ведения между государственными органами Российской Федерации и субъектов Федерации возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий; все субъекты Российской Федерации имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту Российской Федерации, Правительству РФ, в Конституционный Суд Российской Федерации и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать.

"Кроме того, субъект Российской Федерации имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе. У каждого субъекта РФ есть свой основополагающий акт, касаясь республик - это конституция, у остальных же субъектов уставы, и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие - специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения Российской Федерации - он действует на всей территории РФ и акты субъектов Федерации не могут ему противоречить". Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2008. С. 176-177 В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт субъекта Российской Федерации издан по вопросам субъекта Федерации, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт субъекта РФ. Таким образом, Конституция Российской Федерации защищает интересы субъекта Федерации и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения. "Субъекты Российской Федерации вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения. Каждый субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом". Власенко Н.А. Законодательная технология (Теория. Опыт. Правила): Учебное пособие. Иркутск, 2008. С 213-215 Наиболее характерная система органов субъекта Российской Федерации: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках конституционный суд), прокурор; в иных субъектах - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов - правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где - уставные суды или палаты). Для осуществления своих полномочий на территории субъекта Федерации, Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующие должностные лица. "Каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта Федерации. Границы между субъектом Федерации, и самой Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия". Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2009. С. 265-266. Вместе с тем территория Российской Федерации несет в себе единый характер, следовательно на территории Российской Федерации не допускается установление (в том числе и субъектами Федерации) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. "Каждый субъект Российской Федерации имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией)". Некрасов С.И. Конституционное право РФ. - М.: Юрайт, 2012. С. 167-168.

Статус личности в Российской Федерации является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта Федерации человек проживает. Причем если по Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то регулирование статуса - исключительное ведение Российской Федерации.

Федерация обеспечивает на всей территории Российской Федерации единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. Субъектам Российской Федерации, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация.

Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с субъектами Российской Федерации. Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. "Вместе с тем каждый субъект Российской Федерации вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации". Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2012. С. 188-189.

У субъектов Российской Федерации есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы Российской Федерации. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих субъектов Российской Федерации.

Не исключено создание в других государствах представительств субъектов РФ. В этом случае МИД Российской Федерации и его органы выполняют координирующие функции. Субъекты РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т.д.

"Так же в субъектах (республиках) Российской Федерации - допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации. Для других субъектов Российской Федерации наличие государственного языка не предусмотрено". Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2009. С. 149-150

Но есть четкое положение в Конституции РФ: "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Так же все субъекты РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы.

Субъекты РФ и их правовой статус

1.2 Виды субъектов Российской Федерации и их правовой статус

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения.

Национальный принцип построения федерации предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту.

Российская Федерация - это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Три вида субъектов РФ организованы по национальному признаку. Это - республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область. Другие три вида - края, области и города федерального значения - сформированы по территориальному признаку.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ построен на основе ряда конституционных принципов, предопределяющих его сущность и содержание. К ним относятся: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. и со вступит. статьей Б.Н. Топорнина. - М.: Юристь. 2006. С. 112-114

Ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом России;

Равноправием субъектов РФ;

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

Государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается федеральными и региональными учредительными актами. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующих субъектов. Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы). Конституции (уставы) не требуют утверждения со стороны федеральных органов государственной власти.

Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по своему статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся:

1. Наличие территории субъекта РФ, каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч.1 ст.67 Конституции РФ).

На территории субъекта РФ распространяется государственный суверенитет РФ, верховенство Конституции РФ и федеральных законов.

Границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч.3 ст.67 Конституции РФ). Изменение границ между субъектами РФ утверждает Совет Федерации Федерального Собрания РФ (ч.1 п. «а» ст.102 Конституции РФ). Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 238-239, 20.12.2001. образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдум заинтересованных субъектов РФ.

2. Наличие собственной правовой базы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние в полном объеме осуществляют собственное правовое регулирование (ч.4 ст.76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их ведения, обладают верховенством на территории субъекта и обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами.

Конституция РФ в ч.5 и 6 ст.76 устанавливает гарантии верховенства федеральных законов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, действует нормативный акт субъекта РФ.

3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В ст.73 Конституции РФ закрепляется принципы полноты власти субъекта РФ в пределах установленных полномочий, который заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

4. Право устанавливать систему и структуру собственных органов государственной власти и определять их компетенцию. В соответствии со ст.11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77 Конституции РФ). В настоящее время принципы организации государственной власти в субъектах РФ определены в Федеральном законе от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

5. Наличие государственных символов и столицы (административного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные символы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.

В соответствии с Федеральными конституционными законами «О государственном гербе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5021. и «О государственном флаге Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 года № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5020. гербы и флаги субъектов РФ не могут быть идентичны Государственному гербу РФ и Государственному флагу РФ. Последние не могут быть использованы в качестве геральдической основы для гербов и флагов субъектов РФ.

6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В случае изменения его новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ (ч.2 ст.137 Конституции РФ). Согласно Постановлению Конституционного Суда от 28.11.1995 года № 15-П новое наименование субъекта РФ включается в текст российской Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

До определения процедуры внесения изменений в ст.65 Конституции РФ свое наименование изменили следующие республики: Республика Горный Алтай была переименована в республику Алтай, Марийская Республика - в Республику Марий Эл, Чувашская республика - в Чаваш республику, Якутская Республика - в Республику Саха (Якутия). После 28.11.1995 года в ст.65 Конституции РФ было включено новое наименование трех субъектов РФ: Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, Республика Северная Осетия - Республикой Северная Осетия-Алания, республика Калмыкия - Хальмг Тангч приобрела наименование Республика Калмыкия, в 2001 году - изменила свое название Чувашия, а в 2003 году - Ханты-Мансийский автономный округ.

Субъекты РФ различаются по юридической природе и по особенностям конституционно-правового статуса. По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образуют 21 республика в составе Российской Федерации. Республики значительно отличаются друг от друга размером территории, численностью населения, уровнем социально-экономического развития. Например, территория республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км. А Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс. кв. км., что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан более чем в пять раз превышает население Кабардино-Балкарской республики и в 16 раз население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния на конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, который определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

В соответствии с конституционными нормами статус российских республик характеризуется следующими чертами:

1) наличие собственной территории, которая может быть очерчена внутренней границей, отделяющей республику от других субъектов РФ, и внешней границей, отделяющей ее от иностранных государств. При этом внешняя граница одновременно является Государственной границей РФ. Согласно ст.67 Конституции РФ границы между субъектами могут быть изменены только с их согласия;

2) наличие собственной правовой системы, которая состоит из конституции республики, республиканских законов и других нормативных правовых актов, принятых в пределах ее компетенции, а также из договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и другими субъектами РФ;

3) наличие собственных органов государственной власти, система которых определяется в соответствии с основами конституционного строя РФ, нормами Федерального закона от «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и законодательством республики;

4) наличие республиканской собственности, включающей в себя землю, е недра, леса, воды, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния;

5) обладание международной правосубъектностью, т.е. республики вправе выступать участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций;

6) наличие своих государственных языков, государственной символики и столицы республики;

7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению республики.

Вторую группу субъектов РФ составляют края, области и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт - Петербург), Статус этих субъектов РФ определяется Конституцией РФ, федеральными законами и уставами соответствующих субъектов. К характеристикам конституционно-правового статуса этой группы субъектов можно отнести: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2007. С. 143-145

1) наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без их согласия;

2) наличие собственных органов государственной власти;

3) наличие собственной правовой системы, включающей устав, законы регионального уровня и иные нормативные правовые акты;

4) наличие собственности;

5) данные субъекты являются участниками международных и внешнеэкономических связей;

6) наличие государственной символики и административного центра;

7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению края, области, города федерального значения.

Третью группу субъектов РФ образуют автономная область и автономные округа. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Автономный округ - национальное государственной образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

В настоящее время в составе Читинской области находятся Агинский Бурятский автономный округ, Архангельской области - Ненецкий автономный округ, Тюменской области - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Статус автономных округов до заключения Федеративного договора и включения его положений в текст Конституции РФ регулировался Законом РСФСР от 20.11.1980 «Об автономных округах РСФСР». Статья 1 данного Закона не определяла, какие из автономных округов входят в состав краев и областей, т.е. носила императивный характер. Закон РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» предусмотрел, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. Это конституционное положение послужило основанием для принятия Закона РФ от 17.06.1992 № 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.05.1993 года № 9-П по делу о проверке конституционного данного Закона, Конституционный Суд РФ отметил, что развитие федеративных отношений в России «осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением конституционного статуса субъектов Федерации».

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области совпадают с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения. Усанов Конституционное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.: ООО «Издательство «Элит». 2009. С. 215-217.

Российская Федерация - яркий пример ассиметричной федерации. Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам. Исходя из этого, задачей конституционно-правового регулирования выступает процесс перевода ассиметричной федерации в так называемую плоскую федерацию, которая характеризуется наличием однопорядковых в правовом и экономическом плане субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

  • 1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
  • 2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
  • 3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.



Просмотров