Основные термины по административному праву. Основные термины по административному праву - файл n1.doc

1. Административная ответственность

2. Административное выдворение

3. Административное задержание

4. Административное наказание

5. Административное право

6. Административное правонарушение

7. Административное принуждение

8. Административное расследование

9. Административно-правовые нормы

10. Административно-правовые отношения

11. Административный арест

12. Административный договор

13. Административный надзор

14. Административный процесс

15. Административный штраф

16. Амнистия

18. Государственная служба РФ

19. Государственное управление

20. Государственный аппарат

21. Государственный орган

22. Государственный режим

23. Государство

24. Дееспособность

25. Дисквалификация

26. Дисциплинарная ответственность

27. Должностное лицо

28. Жалоба

30. Конфискация

31. Лицензирование

32. Лишение специального права

33. Подведомственность

34. Правовые акты государственного управления

35. Правомерное поведение

36. Правоохранительные органы

37. Предупреждение

38. Протокол об административном правонарушении

39. Санкция

40. Умысел


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Административная ответственность: понятие, признаки, значение

2. Административная подведомственность: понятие, виды.

3. Административное наказание: понятие, виды и их характеристика

4. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

5. Административное пресечение: понятие, особенности, значение

6. Административное расследование: понятие, особенности

7. Административно-правовой режим: понятие, признаки, значение

8. Индивидуальные субъекты в административном праве

9. Коллективные и специальные субъекты в административном праве

10. Административно-правовые нормы: понятие, структура, особенности, источники.

11. Административно-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Субъекты правоотношений.

12. Административное право: предмет, метод, система

13. Административные и судебные жалобы: понятие, особенности, значение

14. Административный надзор: понятие, субъекты, содержание.

15. Административный процесс: понятие, содержание, особенности, стадии

16. Государственное управление административно-политической сферой.

17. Государственное управление социально-культурной сферой.

18. Государственное управление экономикой.

19. Государственная служба и государственные служащие

20. Государственный контроль: понятие, виды

21. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях.

22. Материальная и дисциплинарная ответственность в административном праве

23. Законность и дисциплина в управлении: понятие, особенности, значение

24. Правовые акты управления: понятие, основные черты

25. Предмет, метод, системы и источники административного права.

26. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, документы

27. Прокурорский надзор: понятие, особенности

28. Управление: понятие, признаки, принципы организации деятельности

29. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

30. Обращения граждан и их виды

31. Паспортная система в Российской Федерации: учет, регистрация

32. Формы и методы государственного управления

33. Процессуальные документы в административном праве и их значение

34. Экспертиза в производстве по делам об административных правонарушениях

35. Доказывания и доказательства в административном процессе

36. Процедура лицензирования отдельных видов деятельности

Пособие содержит необходимую информацию о терминах и понятиях, характерных для различных институтов российского административного права. Основой статей служат материалы многочисленных работ по вопросам административного права, учебников и учебно - методических комплексов, автором которых является доктор юридический наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Николай Михайлович Конин.
Для студентов юридических вузов и факультетов, обучающихся по программе бакалавриата, магистерской программе, а также всех интересующихся вопросами административного права.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления. Является основной сферой применений и действия норм административного права.

Государственное управление в широком смысле - деятельность государственных органов всех ветвей государственной власти. Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы: родовые консолидированные формы государственной деятельности, т. к. деятельность органов каждой из трех ветвей власти включает в себя несколько форм, лишь одна из которых является главной н определяющей; видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех ветвей государственной власти (например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты РФ и некоторые другие); функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, исполняющих многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и другие функции.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права
Тема 2. Предмет административного права (области общественных отношений административно-правового регулирования)
Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины
Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права
Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права
Тема 7. Правовой статут Президента и его Администрации
Тема 8. Государственные органы исполнительной власти
Тема 9. Административно-правовой статут органов местного самоуправления
Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений
Тема 11. Служба и служащие (административно-правовой статус)
Тема 12. Формы управленческой деятельности субъектов исполнительной власти
Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти
Тема 14. Административное принуждение и административная ответственность
Тема 15. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения дисциплины и законности в обществе и государстве
Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)
Тема 17. Административно-правовое регулирование в области экономики
Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики
Тема 19. Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах
Тема 20. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации
Тема 21. Государственное регулирование в отраслях культуры
Тема 22. Государственное регулирование здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
Тема 23. Понятие и виды безопасности. Силы и средства ее обеспечения
Тема 24. Государственное управление внешними связями Российской Федерации с иностранными государствами
Тема 25. Правовые основы государственной организации таможенного дела и таможенной службы в Российской Федерации
Тема 26. Государственное управление обороной Российской Федерации
Тема 27. Правовое регулирование защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации
Тема 28. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки и других спецслужб
Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства
Тема 30. Организация государственного управления в сфере юстиции в Российской Федерации
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основные термины и понятия административного права, Справочное пособие, Маторин Е.И., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Гражданское право, Методические указания, Асташкин Р.С., 2019
  • Налоговые споры, Проблемы, анализ, решение, Караханян С.Г., Баталова И.С., 2008
  • Введение в систему математического образования России, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Лебедева С.В., 2014

1. Административная коррупция – намеренное внесение искажений в установленный порядок исполнения существующих законов, правил и нормативных актов в целях представления преимуществ государственным или негосударственным лицам в результате незаконной передачи или переадресования частных средств государственными чиновниками.

2. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

3. Административная правосубъектность общественных объединений - это комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями.

4. Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

5. Административное право - призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в области государственного управления, в сфере деятельности публичной администрации.

6. Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

7. Административное приостановление деятельности – это временном прекращении предпринимательской деятельности лиц, осуществляющих ее без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также во временном прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

8. Административно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, которые установлены государством в лице его уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц),.

9. Административно-предупредительные меры - это меры принудительного характера, которые применяются, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий.

10. Административный арест - это содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.

11. Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий административную процедуру (административные процедуры).

12. Административный штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

13. Администрация организации - орган, на который возложены функции оперативного управления организацией.

14. Акт применения норм права ─ официальное решение компетентного государственного или негосударственного органа, должностного лица, выносимое ими по юридическому делу, состоящее в выработке и принятии на основе правовых норм и фактических обстоятельств индивидуального поднормативного правового веления, направленного на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений, выраженное в установленной законодательством форме.

15. Акты органов государственного управления ─ властные волеизъявления государственных органов и других субъектов государственного управления, устанавливающие, применяющие, изменяющие, отменяющие правовые нормы и изменяющие сферу их действия, которые совершаются в установленном порядке на основе и во исполнение законов в процессе осуществления функций государственного управления и действуют в форме устных велений или документов, содержащих соответствующие веления (предписания).

16. Амнистия─ полное и частичное освобождение от наказания лиц, совершивших правонарушение, либо замена назначенного наказания более мягким.

17. Аналогия закона ─ способ восполнения пробелов в законодательстве при применении правовых норм, заключающийся в решении юридического дела на основе нормы, относящейся к той же или другой отрасли права, и регулирующей сходные с разрешаемой правовые ситуации.

18. Антиобщественные явления ─ явления социальной жизни, которые находятся в противоречии с общепринятыми нормами нравственности и гуманизма.

19. Ведомственный нормативный правовой акт ─ подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства.

20. Вина ─ психическое состояние лица, совершившего противоправное общественно опасное (вредоносное) деяние, характеризующее его отношение к самому этому деянию, а также к его возможным либо фактическим последствиям.

21. Вменяемость ─ психическое состояние лица, заключающееся в его способности по уровню социально-психологического развития и социализации, возрасту и состоянию психического здоровья отдавать себе отчет в своих действиях, бездействии (осознавать фактическую сторону и общественную опасность деяния) и руководить им во время совершения правонарушения и нести в связи с этим за него ответственность (уголовную, административную).

22. Военная служба - вид федеральной государственной службы представляющей собой профессиональную служебную деятельность, граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

23. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – это их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

24. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Этот орган обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

25. Гипотеза - это характер условий, при которых необходимо руководствоваться нормой. В гипотезе описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых применяются предписания данной нормы.

26. Государственная власть ─ стержневой элемент политической власти, характеризующийся особенностью и реальной возможностью правящей элиты общества осуществлять монопольное право на выработку главных социально значимых решений путем: а) издания общеобязательных и юридически оформленных властных велений; б) контроля за выполнением этих велений всеми субъектами-индивидами и организациями; в) создание бюрократического аппарата управления, контроля и принуждения, посредством которого и обеспечивается проведение воли элиты в жизнь.

27. Государственная дисциплина ─ установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы и учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

28. Государственная услуга – деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей

29. Государственное принуждение ─ осуществляемое организованно, персонифицированно и в рамках юридических установлений физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества и их объединений, обеспечивающее при помощи государственного аппарата, специфических средств и способов, безусловное утверждение государственной воли в области борьбы с преступностью, наказания виновных, обеспечения общественной и личной безопасности т. п.

30. Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальною культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан (физических лиц) и их ассоциаций в рамках действующего законодательства.

31. Государственность особый признак, присущий историческому развитию стран (нации, группы национальностей, союза племени и тому подобных образований), сумевших создать собственное государство или восстановивших утраченное в силу различных причин свое государство.

32. Государственный аппарат (механизм) ─ взятая в единстве система объединенных и взаимосвязанных общими целями и принципами организации и деятельности государственных органов, посредством которых непосредственно осуществляется достижение целей государства и решение его внутренних и внешних задач.

33. Государственный орган политическая организация (учреждение), специально созданная государственной властью для непосредственного решения определенного круга задач, наделенная для этого законодательно оформленной государственно-властной компетенцией.

34. Государственный режим ─ содержательно-динамическая сторона государственного управления, выражающая собой способы, средства и характер осуществления властных функций, а также формы и степень участия народа в образовании и работе государственного управления, в целом в управлении общественными процессами.

35. Государственный служащий ─ гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

36. Государственный стандарт - официально выраженное в документальной форме требование соблюдения определенных условий при производстве продукции, работ, услуг.

37. Государство ─ закономерно возникшая на определенном этапе человеческой эволюции и сознательно поддерживаемая обществом особая, универсальная форма (способ) его жизнеорганизации в пределах определенных территориальных границ, способная наиболее эффективно решать важнейшие экономические, социально-классовые, национальные, и иные задачи общества в соответствии с волей правящей в обществе элитой либо волей большинства населения, посредством установления единого нормативного юридического порядка в общественных отношениях и его поддержания при помощи специально созданных аппаратов управления и принуждения, для содержания которых с населения взимаются налоги.

38. Дееспособность ─ предусмотренная нормами права способность индивида (организации) лично или через своего законного представителя приобретать и осуществлять субъективные юридические права и обязанности.

39. Действие права ─ обусловленное социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей свойство (способность) права в определенной среде оказывать информативное и ценностно-мотивированное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности и поступков, достижение цивилизованными средствами фактических результатов и на этой основе способствовать утверждению реального господства права в общественных отношениях.

40. Деликтоспособность ─ предусмотренная нормами права
способность индивидов (организаций) нести юридическую ответственность за совершенное виновно противоправное деяние.

41. Деяние ─ форма проявления волевой активности субъекта (в виде действия или бездействия), определяемая ее социально (в том числе юридически) значимыми результатами, ответственность за которые несет сам субъект, даже в том случае, когда они выходят за рамки его намерений.

42. Динамика правонарушений ─ изменения во времени параметров состояния (уровня) и структуры правонарушений.

43. Дисквалификация - это лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством.

44. Диспозиция - часть правовой нормы, в которой сформулировано правило поведения при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

45. Дисциплина ─ предъявляемое к субъектом права общеобразовательное и обеспечиваемое мерами принуждения, в том числе государственного, требование точного и неукоснительного соблюдения (исполнения) ими установлений и предписаний различных социальных норм, прежде всего правовых актов подзаконного и локального характера, определяющих порядок поведения или деятельности в различных сферах жизнедеятельности людей, что обеспечивает согласованность и целенаправленность действий внутри коллектива и в целом в обществе.

46. Должностное лицо ─ служащий государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями для исполнения организационно-управленческой деятельности по осуществлению функций органов аппарата и их подразделений.

47. Дублирующие функции функции по смысловому содержанию, являющиеся идентичными (одинаковыми), а действия, совершаемые по их выполнению аналогичны (функция реализуется несколькими структурными подразделениями органа исполнительной власти, ОИВ и органами местного самоуправления или федеральными властями).

48. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностными лицами, государственными или муниципальными служащими и т. д.) права или законного интереса.

49. Закон – акт нормотворчества, издаваемый высшим законодательным органом государства в особом процедурно-процессуальном порядке, регулирующий наиболее существенные стороны общественной жизни, обладающий высшей юридической силой.

50. Законность социально-правовое явление, характеризующее наличие в государстве правового законодательства, полное осуществление Конституции и других законов должностными лицами государственных органов и общественных организаций, а также эффективную защиту действия Конституции и законов.

51. Законный интерес личности ─ общественное отношение определенного рода (вида), опосредующее наиболее выгодное удовлетворение личностью своих потребностей в какой-либо области жизнедеятельности и определяющее с помощью юридических норм общие условия и средства такого удовлетворения, а также систему юридической защиты данной потребности.

52. Запреты - это возложение прямой юридической обязанности не совершать какие-либо действия, предусмотренные нормой права.

53. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

54. Избыточная административная процедура - последовательность действий, исключение которых из административного процесса не приводит к снижению качества исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги. Например, избыточные согласования (в случае, если результат согласования не влияет на решение), избыточные уведомления, и т.д.

55. Избыточное административное действие - административное действие, исключение которого из административной процедуры позволяет достичь результата административной процедуры без дополнительных затрат.

56. Индивидуально-правовое регулирование ─ предназначенное для конкретных жизненных ситуаций поднормативное юридическое воздействие на участников регулируемых (опосредуемых) правом общественных отношений с целью побудить их (оказать содействие, обязать к исполнению, устранить помехи) совершить предусмотренные законом или не противоречащие ему социально значимые действия для достижения фактического результата.

57. Индивидуальный правовой статус ─ система персонифицированных конституционных и отраслевых субъективных и юридических обязанностей конкретного гражданина.

58. Инкорпорация ─ способ систематизации нормативно-правового материала, заключающийся в объединении действующих нормативных актов в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, тематическом), при котором форма и содержание этих актов не меняется.

59. Исполнение - это универсальный вариант реализации, ибо сто субъектами являются любые участники управленческих отношений.

60. Исполнение права - форма реализации права, которая заключается в осуществлении субъектами права обязывающего юридические предписания.

61. Исполнительная власть ─ система органов государства, главной задачей которых является обеспечение претворения в жизнь законодательных и иных нормативно-правовых установлений и предписаний посредством: а) осуществления исполнительно-распорядительных, контрольно-надзорных и правоохранительных функций; б) издания подзаконных, нормативных и индивидуальных (правоприменительных) юридических актов.

62. Использование права ─ форма реализации права, которая заключается в совершении субъектами дозволенных правовыми нормами действий. Это правомерная деятельность самой управомоченной личности, заключающаяся в определенной последовательности конкретных действий.

63. Источник административного права - это совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием. Источниками административного права выступают различные нормативные акты, содержащие нормы административного права.

64. Качество государственного обслуживания – совокупность характеристик процесса и условий оказания услуги, обеспечивающих удовлетворение потребности получателя в отношении процесса оказания услуги.

65. Качество государственной услуги – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности получателя в отношении содержания (результата) услуги.

66. Кодификация ─ способ систематизации нормативно-правовых актов, при котором осуществляется содержательная переработка нормативного материала, в результате чего издается логически цельный новый нормативный акт (кодексы, положения и т.п.).

67. Компетенция ─ совокупность государственно-властных полномочий, которыми обладает государственный орган (должностное лицо) в целях надлежащего выполнения ими определенного круга задач и осуществления соответствующих функций государственного управления и руководства социальными процессами,

68. Консолидация ─ разновидность официальной инкорпорации, выражающаяся в объединении нескольких нормативных актов в один акт, в целях обеспечения эффективного единого регулирования общественных отношений определенного рода (вида).

69. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – этопринудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

70. Коррупциогенность – это заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным действиям и/или решениям в процессе реализации таких норм.

71. Личность ─ человек (индивид), включенный в систему общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.) и выступающий носителем (субъектом) этих отношений.

72. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу - это лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

73. Локальный нормативно-правовой акт ─ нормативно-правовой акт, издаваемый руководством (администрацией) организации, учреждения, предприятия, направленный на урегулирование внутриколлективных отношений, действующий только в пределах данной организации.

74. Маргинальность - термин, обозначающий особые черты сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное общество, тяготеющие к созданию антиобщественных объединений с нивертированной (перевернутой, извращенной) системой ценностей.

75. Методы административно-правового регулирования - это способы и приемы, реализующие осознанное волевое воздействие (действия) субъектов, осуществляющих государственное, управление в рамках их правового статуса.

76. Милиция ─ с истема государственных органов исполнительной власти (в Российской Федерации), призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

77. Невменяемость ─ обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения общественно опасного деяния (в уголовном и административно-охранительном праве).

78. Недоимка - это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей.

79. Сертификация - оформление официальных документов, подтверждающих качество и безопасность продукции определенного назначения, соответствие продукции или услуг стандартам

80. Неосторожность ─ одна из форм вины, при которой лицо, совершившее противоправное деяние, предвидело возможность наступления вредных (опасных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность), либо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло предотвратить (небрежность).

81. Норма права ─ содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, формально-определенное, структурно-организованное веление государства в виде установления либо правила поведения, фиксирующего меру должного, возможного, поощряемого, рекомендуемого либо запрещаемого варианта поведения (деятельности) субъектов социальной действительности путем предоставления им субъективных прав и возложения на них. юридических обязанностей.

82. Нормативность ─ведущее сущностное свойство права, как социального регулятора, выражающее собой концентрированно общеобязательность, территориальную всеобщность и непрерывность действия во времени (до отмены в установленном процедурно-процессуальном порядке) правовых установлений и предписаний.

83. Нормативный правовой акт ─ акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа (или уполномоченной им общественной организации) и содержащий правовые нормы.

84. Нормативный правовой договор ─ совместный акт-документ, выражающий в своем содержании взаимное изъявление воли субъектов юридических отношений, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей.

85. Нормативный юридический акт официальный акт-документ правотворческого органа государства, содержащий юридические нормы.

86. Обратная сторона нормативного акта ─ распространение действия нового нормативного акта на факты и порожденные ими юридические последствия, которые возникли до принятия и введения в юридическую силу данного нормативного акта.

87. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности объединившихся граждан для защиты их общих интересов и достижения целей, стоящих перед организацией.

88. Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, которые поддерживаются участниками общественного движения.

89. Общественное учреждение - это общественное объединение, не имеющее членства и ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения. Управление общественным объединением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями объединения.

90. Общественный порядок ─ реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок общественных отношений, основанный, как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций).

91. Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение.

92. Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

93. Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения

94. Обязанность юридическая ─ обеспеченная государством всей системой правовых средств мера должного поведения субъектов права.

95. Орган общественной самодеятельности – это орган который формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении этих проблем, и строит свою работу на основе самоуправления.

96. Организация - объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов.

97. Осуществление права ─ стадия действия права, характеризующаяся воплощением его принципов и предписаний в правомерном поведении субъекта и охватывающая непосредственных адресатов права - граждан и их организаций и индивидуально-правовую (правоприменительную, распорядительную, правоохранительную) деятельность специальных субъектов - органов государства и их должностных лиц.

98. Отраслевой режим ─ целостная система отраслевого правового регулирования, характеризующаяся: а) особым порядком возникновения, формирования и реализации субъективных прав и юридических обязанностей; б) спецификой содержания и способов осуществления санкций охранительных норм; в) действием единых для всей отрасли права принципов, общих положений и норм

99. Пеня - это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа.

100. Политическая власть ─ форма социальных отношений и
разновидность социальной власти, суть которых состоит в способности тех или иных общественных сил или личности навязывать свою волю другим силам и личностям с помощью использования государственно-правовых средств, либо путем оказания действительного влияния на формирование и осуществление государственной власти.

101. Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов.

102. Права личности ─ свобода воли личности в ее предметно-содержательном выражении, проявляющаяся: а) в возможности пользования по своему усмотрению конкретными социальными (материальными и духовными) благами в определенных состоянием общественных отношений пределах; б) в представлениях личности о своей свободе и ее пределах, выраженных в системах ценностно-нормативной ориентации и регуляции поведения людей в обществе.

103. Права человека ─ необъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, образующие смысловой центр естественного права и вообще всякого права в целом.

104. Правительство Российской Федерации - высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации.

105. Правовая активность личности ─ специфическое качество взаимоотношения личности и окружающей ее социально-правовой среды, проявляющееся с объективной стороны инициативным, творческим, интенсивным и систематическим характером правомерной деятельности данной личности, а с субъективной - определяющими такой характер социально-психологическими и правовыми свойствами этой личности.

106. Правовое воспитание ─ основанная на дидактических принципах правовой педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и порядка, развитию демократии, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе.

107. Правовое поведение ─ социально значимое поведение индивидуальных или коллективно действующих субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное юридическими нормами и влекущее юридические последствия.

108. Правовой мотив ─ оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности. Это субъективное отношение к норме, побуждающее следовать ее требованиям или игнорировать их.

109. Правовой статус личности ─ взятая в единстве совокупность юридических прав, обязанностей личности, гарантий их осуществления, определяющих правовое положение личности в правовой системе общества.

110. Правовые (юридические) средства ─ институционные установления и формы, использование которых приводит в действие силу (энергию) права и благодаря этому может способствовать наступлению реального, фактического результата, дает нужный эффект в социальной жизни.

111. Правомерное поведение ─ волевое деяние (действие либо бездействие), соответствующее (не противоречащее) юридическим нормам и согласующееся с содержанием и объемом субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных этими нормами.

112. Правонарушение ─ волевое деяние (действие или бездействие), противоречащее предписаниям юридических норм, совершенное виновно деликтоспособным субъектом, причиняющее вред общественным отношениям, и запрещаемое под угрозой применения мер юридической ответственности.

113. Правоохранительная деятельность ─ разновидность правовой деятельности, главной целью которой является обеспечение при помощи всех имеющихся в распоряжении органов государства средств строгого соблюдения режима законности и правопорядка.

114. Правоохранительная система ─ совокупность специфических юридических средств принудительного характера и связанных с ними методов контрольно-надзорного и профилактического регулирования, используемых в деятельности специальных (правоохранительных) органов государства для обеспечения реализации фактических целей права, установления и поддержания цивилизованного порядка в обществе, создания благоприятных условий для конструктивной активности граждан и их организаций.

115. Правоохранительные органы ─ элемент государственного механизма, который соответственно характеру разделения властей в правовом государстве специально создается для защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений от произвола и других неправомерных притязаний, поддержания в обществе демократического правопорядка и законности, используя в этих целях предусмотренные законом специфические средства, в т.ч. принудительного и связанного с ним контрольно-надзорного и профилактического регулирования.

116. Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию" законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иной сфер деятельности государства и обществ.

117. Предмет административного права - это круг общественных отношений, который является чрезвычайно разнообразным и подвижным.

118. Предписания - представляют собой возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных нормой права.

119. Предприятие - это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

120. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица

121. Предупреждение правонарушений ─ комплекс мер экономического, политического, воспитательного (юридического) характера, направленных на недопущение правовых аномалий в развитии и поведении людей.

122. Причины правонарушения ─ совокупность обстоятельств объективно-субъективного характера, детерминирующих противоправное поведение лица.

123. Профессиональное правовой сознание ─ представление о праве, формирующееся у служащих государственного аппарата на основе мировоззренческой идеологии и специальных юридических знаний и аккумулирующее юридическую практику, опыт применения права, компетентное понимание всех сторон его содержания.

124. Санкция содержит в себе меры принудительного воздействия, которые могут быть применены к лицам в случае нарушения требований административно-правовой нормы.

125. Свобода воли личности ─ связанная со всеми сторонами жизни сфера относительной обособленности, самоопределения и самовыражения личностью своей индивидуальности, проявляющаяся в беспрепятственной возможност

По горизонтали
2. Участник административно-правовых отношений, выступающий носителем субъективных прав и обязанностей
3. Пожелание юридического характера как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой
4. Воздержание субъекта от совершения запрещенных действий
5. Процесс целенаправленного воздействия на систему, в результате которого достигаются ее упорядоченность и развитие в соответствии с поставлеными целями и задачами

7. Юридическое разрешение совершать определенные действия либо воздержаться от их совершения по-своему усмотрению
8. Функция административного права, проявляется в воздействии администр. права на субъекты общественных отношений, побуждающием их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы
9. Часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения провой нормы
10. Санкция, которая указывает один вид взыскания и в строго определенном размере
11. Часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой субъектам права
13. Подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов, состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства кономической, административно-политической и социально-культурной областями
14. Диспозиция, которая не только называет деяние, но и указывает его признаки
15. Метод юридической обязанности совершить определенные действия
16. Самостоятельная отрасль права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе организации и осуществления государственного управления
17. Издание (принятие) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм
19. Подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия
20. Арминистративно- правовые нормы, которые закрепляют комплекс прав и обязанностей, меру ответственности участников управленческих отношений
21. Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в административно-правовых нормах
22. Источник административного права, который содержит общее разъеснение о порядке проведения в жизнь того либо иного акта, а также устанавливает дополнительные правила к этим актам
23. Источник административного права, закрепляющий компетенцию одного органа гос. управления или группы таких органов
По вертикали
1. Принцип административного права, который заключается в обязанности органа ипол. власти осуществлять управленческую деятельность только в пределах своей компетенции и в соответсвии с законодательством
3. Функция административного права, выражается в воздействии на обществен. отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов субъектов административного права
6. Установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной власти и обеспечиваемые государственным принуждением
12. Конретное жизненное обстояьельство, с которым нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений
18. Активные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовой норме

1. Исполнительная власть – это общегосударственная, активная, целенаправленная деятельность специальных органов государства, имеющая в качестве объектов: сферы, области, отрасли управления, отдельные личности; носящая организационное и распорядительное содержание; являющаяся подзаконной и реализующая требования закона в различных вариантах, а именно: правотворчество, правоприменение, а также охрана права.

2. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования и опирающееся на властную силу государства.

3. Предметом административного права являются общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, а также во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов.

4. Метод административного права характеризуется неравенством сторон,поскольку управленческие отношения могут возникнуть помимо воли другой стороны, для указанных отношений характерна подчиненность одной стороны другой, управление есть проявление властных полномочий государства и другие признаки неравенства.

5. Административно-правовая норма, как и любая другая норма права, представляет собой установленное государством правило поведения. Специфика же ее содержания состоит в том, что в отличие от норм других отраслей права она регулирует отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства и местного самоуправления.

6. Административно-правовое отношение есть урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

7. Источники административного права – это акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.



8. Субъект административного права – это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения.

9. Гражданин как субъект административно-правового отношения – это человек, не состоящий с данным органом управления в устойчивых правых отношениях.

10. Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке установленном законом или другим правовым актом, обладает определенным методом деятельности, наделена государственно-властными полномочиями и в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществляет управление экономическими, социально-культурными процессами, а также безопасностью.

11. Органы исполнительной власти составляют единую, целостную систему, призванную осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность государства. В данной системе объедены органы с единой управленческой компетенцией, но в то же время объем, характер этой компетенции, территориальный масштаб деятельности являются различными.

12. Понятие государственной службы Российской Федерации. Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституциями, Уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

13. Виды государственной службы Российской Федерации: федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба; государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации.

14. Понятие государственного служащего. Государственный служащий – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта федерации.

15. Прохождение государственной службы – это процесс практического обеспечения исполнения задач и полномочий органов государственной власти.

16. Формы управленческой деятельности. Внешнее практическое выражение деятельности в конкретных действиях получило наименование формыэтой деятельности. Под формой управления понимают то или иное конкретное действие, имеющее внешнее проявление.

17. Правовые акты управления – это волевые, властные, в ряде случае документально оформленные действия органов управления и их должностных лиц, совершаемые в соответствии с законом в процессе выполнения функций управления и направленные на установление, изменение, отмену правовых норм или возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

18. Административно-правовой договор – это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

19. Административно-правовые методы управления. Под методами управления обычно понимают способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Методы показывают как, каким образом государственное и муниципальное управление решает встающие перед ними задачи. Методы определяют качественную сторону управления.

20. Видами методов управления являются: убеждение и принуждение; административные и экономические; наблюдение и контроль; регулирование и руководство.

21. Административно-правовое принуждение – это применение органами исполнительной власти, судьями, органами местного самоуправления, установленных законом мер, состоящих в понуждении к исполнению гражданами, должностными лицами, организациями юридических обязанностей в целях прекращения противоправных действий, привлечения к ответственности, обеспечения общественной безопасности или восстановления нарушенного права.

22. Административно-предупредительные меры- это меры принудительного характера, которые применяются в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного и муниципального управления. К ним относятся: проверка документов; вхождение беспрепятственно в жилые и служебные помещения; прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов; введение карантина; досмотры (таможенный, при пользовании воздушным транспортом и «милицейский»); реквизиция имущества и др.

23. Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. К ним относятся: административное задержание, изъятие имущества из незаконного владения, принудительное лечение, привод, применение физической силы, специальных средств, использование огнестрельного оружия.

24. Восстановительные меры применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся: снос самовольно возведенного строения, изъятие незаконно полученного, возмещение причиненного ущерба.

25. Понятие административной ответственности. Административная ответственность – особый вид юридической ответственности, являющейся частью административно-правового принуждения. Она регулируется нормами административного права, состоит в официальном осуждении за административное правонарушение лица и применение к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

26. Понятие административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

27. Понятие административного наказания. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

28. Виды административных наказаний - предупреждение; административный штраф; конфис­кация предмета, явившегося орудием совершения или непосредст­венным объектом административного правонарушения; лише­ние специального права, предоставленного данному гражданину; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности юридического лица.

29. Понятие административного процесса. Административный процесс – деятельность субъектов публичной исполнительной власти по рассмотрению и разрешению споров между субъектами административного права, а также по применению мер административно-правового и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

30. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

31. Дела об административных правонарушениях рассматривают: судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, исходя из задач и функций, возложенных на них законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; органы, созданные субъектами Российской Федерации, исходя из задач и функций, возложенных на них законами субъектов Федерации.

32. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела об административном правонарушении; пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний.

33. Понятие способов обеспечения законности в административно-правовой сфере. Обеспечение законности достигается при помощи специальных, юридических средств обеспечения режима законности, а также систему этих средств, которые в совокупности и представляют собой способы обеспечения законности. По своей сущности к способам обеспечения законности можно отнести: контроль и надзор.

34. Видами способов обеспечения законности в административно-правовой сфере являются: государственный контроль, прокурорский надзор и административный надзор



Просмотров