Высшее образование военнослужащим. Как реализовать право военнослужащего на обучение в гражданском вузе - документ

Многие считают, что армия и учеба в институте – вещи несовместимые и единственно верный вариант получения образования для призывников – это учеба после армии. Отчасти, это действительно так: до недавнего времени у служащих не было возможности продолжать обучение во время пребывания в армии.

Конечно, это заметно сказывалось на качестве образования: за год полученные в вузе знания без постоянной практики частично забываются, что в конечном итоге приводит к тому, что многие так и не получают высшего образования. Сегодня обучение параллельно со службой в армии хоть и остается уникальным, но становится возможным.

Высшее образование для призывников

В 2009 году Университет «Синергия» совместно с Министерством обороны Российской Федерации создал специальную социальную образовательную программу для военнослужащих, которая получила название «Наша армия». Цель этой программы – дать призывникам возможность получать знания во время службы и после ее окончания. Обучение по программе «Наша армия» производится при поддержке Воздушно-десантных войск, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Военно-морского флота и учебного центра «Витязь». Именно благодаря их сотрудничеству с Университетом «Синергия» служба в армии и учеба одновременно стали действительно возможными.

Обучение призывников высшему образованию проходит в дистанционной заочной форме, другими словами, это значит, что вы будете получать высшее образование удаленно, через Интернет. В Сети вы будете посещать лекции и семинары, сдавать зачеты и экзамены. После увольнения из части вы сможете продолжить обучение дома, а окончив Университет вы гарантировано будете трудоустроены в одну из ведущих российских компаний-партнеров Университета «Синергия», среди которых «Билайн», МТС, Coca-Cola, «Альфа-банк», «Сбербанк», «Ростелеком», Microsoft и не только.

Образование для призывников в «Синергии» также имеет и ряд других преимуществ: во-первых, Университет предоставляет абитуриентам бюджетные места на особых условиях, а, во-вторых, платное дистанционное обучение стоит в среднем вдвое меньше, чем классическое.

Благодаря своей эффективной образовательной программе Университет «Синергия» из года в год входит в рейтинг лучших московских вузов. На сегодня это единственный российский университет, уже в пятый раз получивший престижную международную аккредитацию AMBA.

Учеба по программе «Наша армия» актуальна как для призывников и военнослужащих и их семей, так и для уволенных в запас по всей России и СНГ.

Служба в армии и учеба

Несомненно, образование и служба в армии – это тяжелый труд, требующий огромной самоотдачи и постоянной самодисциплины. Однако, безо всяких сомнений, ваши труды будут вознаграждены многократно. Вы не только пройдете курс военной подготовки, чтобы научиться защищать себя, свою семью и свою родину, но и получите непрерывное качественное образование, которое поможет вам в дальнейшем построить блистательную карьеру в интересующей вас сфере.

Вчерашние призывники, а сегодня уже солдаты с оконченным высшим образованием = это настоящая национальная гордость нашей страны. Конечно, такое обучение станет большим шагом в области личного и профессионального развития для каждого мужчины.

Нужно понимать, что высшее образование для военнослужащих, как и для гражданских лиц, одинаково необходимо. Поэтому возможность совмещать учебу со службой – это по-настоящему уникальный шанс существенно сэкономить драгоценное время.

Как реализовать право военнослужащего на обучение в гражданском вузе

И.П. Машин, полковник юстиции, начальник Приемной Министра обороны Российской Федерации

Не секрет, что, выбирая себе профессию после окончания школы, зачастую ввиду недостаточного жизненного опыта либо из-за авторитетного родительского мнения, юноша не всегда полностью осознает последствия принятого решения о поступлении в военное учебное заведение. Получив после его окончания военно-учетную специальность и прибыв к месту дальнейшего прохождения службы, офицер понимает, что ему нужна иная профессия, иной род деятельности. Возникает закономерный вопрос: как быть дальше?

Исходя из действующих норм военного законодательства, а именно в соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона “О статусе военнослужащих” “… военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения”.

Положение данной нормы полностью согласуется с Конституцией Российской Федерации, ее ч. 1 ст. 43, провозглашающей право каждого гражданина на образование, а также нормами международного права, в частности ст. 26 “Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Причем данное гарантированное право является абсолютным и не зависит от социального, должностного положений гражданина, пола, расы, национальности, вероисповедания и т.д.

Аналогичный запрет на ограничения прав граждан на профессиональное образование закреплен ст. 5 Закона “Об образовании”, гарантирующей получение образования вне зависимости от личности гражданина, его убеждений, социального положения, принадлежности к общественным организациям (объединениям) и т.д.

В ранее действовавшей Конституции СССР 1978 г. данное право также было провозглашено, однако оно обеспечивалось “…бесплатностью всех видов образования, осуществлением обязательного всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионального технического, среднего, специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством”.

Таким образом, государство брало на себя право определения возможности обучения для получения специальности в зависимости от жизненных потребностей и потребностей производства. В соответствии с этим, Советом Министров СССР 24 декабря 1982 г. было принято постановление “Об утверждении Положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях” № 1116, которое было объявлено для руководства в Вооруженных Силах приказом Министра обороны СССР “О введении в действие Положения об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях” 1983 г. № 55 (далее – Положение) в редакции приказа Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. № 242.

В соответствии с вышеуказанным Положением “обучение офицеров должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных армии специалистов” и ставилось в прямую зависимость от получения разрешения на поступление (не более трех раз!) в высшие гражданские учебные заведения по вечерней и заочной формам обучения от прямых начальников от командира воинской части, ему равного и выше (в редакции приказа Министра обороны СССР 1989 г. № 242).

Более того, даже в ходе обучения командиры (начальники), давшие военнослужащим разрешение обучаться в заочных и вечерних гражданских учебных заведениях, имели право запретить им обучение ввиду недисциплинированности либо если они не справлялись с обязанностями по службе.

До конца 2000 г. одновременно действовали нормы Федерального закона “О статусе военнослужащих”, согласующиеся с Конституцией Российской Федерации, и нормы Положения, явно не соответствующие закону, что давало возможность некоторым командирам (начальникам) исходя из действующих предписаний приказа Министра обороны 1983 г. № 55 решать по своему усмотрению вопрос обращения военнослужащих об обучении в гражданских учебных заведениях.

Данные разногласия были устранены Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в решении от 14 ноября 2000 г. по делу № ВКПИ 00-68 по жалобе Володина С.В., в соответствии с которым Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 23 февраля 1983 г. № 55 и измененное приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. № 242, в части перечисленных ограничений реализации военнослужащими, проходящими службу по контракту, своего права на образование было признано незаконным и недействующим со дня вступления в силу Закона “О статусе военнослужащих” 1 .

К данным ограничениям, признанным судом незаконными, поскольку они не предусмотрены действующим законодательством, относятся следующие:

1. Не может быть основанием для отказа военнослужащему в получении профессионального гражданского образования требование, содержащееся в ст. 1 Положения, где указано, что обучение офицеров, прапорщиков и мичманов в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных для армии и флота специалистов .

2. Не применимо предписание ст. 2 Положения, в котором было предусмотрено, что в вечерних и заочных гражданских высших учебных заведениях разрешено обучаться только положительно аттестуемым по службе офицерам, прапорщикам и мичманам по профилям, родственным их военной специальности или способствующим повышению военных и специальных знаний по характеру выполняемой ими работы.

3. Не является обязательным предусмотренное ст. 4 Положения согласие прямого начальника для поступления военнослужащего в гражданское учебное заведение, а также возможность его поступления не более трех раз.

4. Отменено требование ст. 5 Положения, устанавливающее срок подачи рапорта военнослужащим не позднее 1 декабря года, предшествующего году поступления.

5. Командир (начальник) лишен права, запретить обучение военнослужащему, обучающемуся в гражданском учебном заведении, ранее предусмотренного ст. 8 Положения.

Таким образом, несмотря на то, что приказ Министра обороны СССР от 23 февраля 1989 г. № 55 (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1983 г. № 242) до настоящего времени не отменен и продолжает действовать, он не может применяться в части ограничений прав военнослужащего на обучение, перечисленных выше.

Следовательно, реализовать право военнослужащего, проходящего службу по контракту, на обучение в гражданском вузе, любой желающий может путем самостоятельной подачи документов для поступления, не испрашивая на это согласия своего командира (начальника), причем количество попыток поступить в выбранный гражданский вуз в настоящее время не ограничивается.

Командир (начальник) не имеет права отказать в предоставлении обучающемуся в вузе военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, учебного отпуска для сдачи экзаменов, предусмотренного п. 6 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. При этом основанием будет являться предъявление справки-вызова из учебного заведения. Не могут являться мотивами для отказа недисциплинированность военнослужащего, отрицательная аттестация его по службе, противоречия избранной для обучения профессии интересам службы и т.д.

Отказ командира (начальника) может быть обжалован как вышестоящему командованию, так и в военный суд в порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 2 .

Права запрета на обучение военнослужащему, обучающемуся в гражданском учебном заведении, командир (начальник) теперь лишен.

Таким образом, порядок реализации права военнослужащего на обучение в гражданском вузе полностью зависит от самого военнослужащего, и, по мнению автора, вмешательство в реализацию этого права со стороны должностных лиц недопустимо.

1 При работе над данной темой и изучении решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2000 г. по делу № ВКПИ 00-68 у автора постоянно возникал вопрос, о каком именно законе идет речь в судебном решении: Законе “О статусе военнослужащих” или о Федеральном законе “О статусе военнослужащих”. Так, в описательной и резолютивной части решения имеются ссылки на Закон Россий- ской Федерации “О статусе военнослужащих”, в то время как данный Закон был принят в 1993 г. и к моменту рассмотрения дела в суде был уже признан утратившим силу Федеральным законом “О статусе военнослужащих” 1998 г.

Рассматривая буквально решение Верховного Суда Российской Федерации по данному делу, можно сделать вывод, что вышеперечисленные приказы Министра обороны СССР признаны незаконными и недействующими со дня вступления в силу Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” 1993 г.

Однако, сопоставляя приведенные в судебном решении извлечения из п. 2 ст. 19 Закона “О статусе военнослужащих”, автор пришел к выводу, что в судебном решении речь идет о Федеральном законе “О статусе военнослужащих” 1998 г., а в тексте решения имеются ошибки в наименовании нормативного акта.

2 Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993г. № 4866-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).Документ

Кадров, реализующих новые... обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; к 2016 году как минимум один российский вуз ... военнослужащих . ... на преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав ...

  • Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности

    Реферат

    Специальным) понимается обучение в гражданском вузе (после обучения в полицейской... методов реализуется на практике... этих возможностей. Как правило , воспитательный потенциал... -эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой...

  • Учебник

    К обучению , но и целым рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как правило , не реализуются ...

  • #право #военноеправо #прававоеннослужащих #образование #Россия

    (комментарий к постановлениям Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1155 и 1156)

    В.М. Корякин,
    доктор юридических наук

    Право на получение образования относится к числу основополагающих прав граждан России (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Особенности реализации данного конституционного права такой специфической категорией граждан, как военнослужащие, определены в ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, где предусмотрены следующие способы получения ими образования:
    а) обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
    б) подготовка и защита в установленном порядке диссертаций на соискание ученой степени (данное право имеют только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
    в) обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (данное право имеют только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

    г) прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение (данное право имеют военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
    Как следует из содержания п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по содержанию и объему прав в области получения образования в гражданских образовательных организациях военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, разделены на две большие группы: 1) офицеры; 2) все остальные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы).
    Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" законодатель делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных организациях. В целях реализации данных полномочий Правительством Российской Федерации изданы два важных нормативных правовых акта, вступивших в силу с 15 ноября 2014 г.:
    - Правила реализации права , проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156;
    - Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением ), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1155.
    Рассмотрению указанных актов Правительства Российской Федерации посвящена настоящая публикация.

    Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156, документом, подтверждающим право на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения в образовательных организациях, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования. Форма такой справки утверждена приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1368.
    Наиболее значимым видом гарантий реализации военнослужащими права на получение образования в гражданских образовательных организациях являются учебные отпуска, продолжительность которых дифференцирована в зависимости от вида образовательной организации и курса, на котором обучается военнослужащий (см. приложение к настоящей статье).
    Кроме отпусков, военнослужащим, совмещающим прохождение военной службы с обучением в гражданских образовательных организациях, предоставляются следующие гарантии:
    а) по денежному довольствию*(1):
    - при нахождении в учебном отпуске, предоставленном для сдачи вступительных испытаний или для прохождения итоговой аттестации по окончании подготовительных отделений образовательных организаций, денежное довольствие военнослужащему не выплачивается;
    - при нахождении в учебном отпуске, предоставленном в период обучения в гражданской образовательной организации для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, военнослужащему выплачивается среднемесячное денежное довольствие;
    б) по сохранению права на обучение в случае невозможности прибытия в образовательную организацию в связи с занятостью по службе:
    - при невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, образовательная организация обязана предоставить данному военнослужащему возможность прохождения аттестации в другое время;
    - в случае направления военнослужащего, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
    Очень важная норма содержится в п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156: учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
    В целях правильного применения рассматриваемого акта Правительства Российской Федерации следует уяснить, что представляет собой понятие "уровень образования", а также каким образом можно определить уровень образования, имеющегося у офицера, желающего получить в гражданской образовательной организации еще одно образование.
    Согласно ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с п. 5 ст. 10 указанного законодательного акта в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования:
    1) среднее профессиональное образование;
    2) высшее образование - бакалавриат;
    3) высшее образование - специалитет, магистратура;
    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и адъюнктуре.
    В связи с тем что подавляющее большинство , проходящих в настоящее время военную службу, уже имеют высшее образование, полученное в большинстве случаев в военных образовательных организациях до установления ныне действующей структуры профессионального образования*(2), при реализации их права на получение образования в гражданских образовательных организациях на практике могут возникнуть серьезные проблемы. Нередкими являются ситуации, когда командиры (начальники) отказывают подчиненным им офицерам в предоставлении гарантий (в частности, учебных отпусков), связанных с обучением в гражданских образовательных организациях, ссылаясь на то, что они получают высшее образование не впервые.
    В целях предупреждения таких конфликтных ситуаций следует руководствоваться положениями ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где определено, каким образом образовательные уровни (образовательные цензы), действовавшие в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, действующим в настоящее время (см. таблицу 1).

    Таблица 1

    Таблица соответствия образовательных уровней (образовательных цензов), действовавших до 1 сентября 2013 г., уровням образования, действующим с 1 сентября 2013 г.

    Среднее (полное) общее образование

    Среднее общее образование

    Начальное профессиональное образование

    Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

    Среднее профессиональное образование

    Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

    Высшее профессиональное образование - бакалавриат

    Высшее образование - бакалавриат

    Высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура

    Высшее образование - специалитет или магистратура

    Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре)

    Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

    Послевузовское профессиональное образование в ординатуре

    Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры

    Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки

    Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

    Следует также иметь в виду, что изложенные выше правила реализации права на обучение в гражданских образовательных организациях должны применяться в системном единстве с нормой, предусмотренной абз. 5 п. 5 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая сформулирована следующим образом: "Обучение граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования, в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования".
    Исходя из изложенного, право на обучение в гражданских образовательных организациях и на получение соответствующих гарантий, связанных с таким обучением, в целях наглядности можно представить в следующем виде (см. таблицу 2):

    Продолжительность учебных отпусков, предоставляемых военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных организациях*

    Цель предоставления учебного отпуска

    Вид образовательной организации, в которую поступает или в которой обучается военнослужащий

    образовательные организации среднего образования

    образовательные организации высшего образования

    Прохождение вступительных испытаний

    10 календарных дней

    15 календарных дней

    Прохождение итоговой аттестации на подготовительных отделениях

    15 календарных дней

    Прохождение промежуточной аттестации:
    - на первом и втором курсах;
    - на каждом последующем курсе

    по 30 календарных дней по 40 календарных дней

    по 40 календарных дней*(3) по 50 календарных дней

    Прохождение государственной итоговой аттестации

    до 2 месяцев

    до 4 месяцев

    ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
    *(1) Согласно п. 157 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, при предоставлении военнослужащим учебных отпусков денежное довольствие за периоды этих отпусков установленной продолжительности, увеличенные на время проезда к месту нахождения указанной организации и обратно, выплачивается в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для работников, совмещающих работу с обучением (данный порядок установлен ст.ст. 173 , 174 ТК РФ).

    Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78 "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

    Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78
    "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования"

    В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определить:

    порядок выдачи и учета направлений на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет;

    порядок предоставления военнослужащим, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

    3. Расходы, связанные с реализацией настоящего постановления, производить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Правила
    обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования
    (утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78)

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Настоящие Правила регулируют в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет в календарном исчислении (далее - военнослужащие), на внеконкурсное поступление (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - государственные и муниципальные образовательные учреждения) с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

    2. При переводе военнослужащих в установленном законодательством Российской Федерации порядке из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в продолжительность непрерывной военной службы по контракту, учитываемую при определении права военнослужащих на внеконкурсное поступление (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, включается непрерывная продолжительность военной службы по контракту до перевода.

    В случае поступления на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе и ранее проходивших военную службу по контракту, при определении их права на внеконкурсное поступление (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях продолжительность предыдущей военной службы по контракту не учитывается.

    3. Документом, подтверждающим право военнослужащего на внеконкурсное поступление (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) и обучение в государственном и муниципальном образовательном учреждении, является направление на обучение в государственное и муниципальное образовательное учреждение, оформленное в соответствии с приложением (далее - направление на обучение), выдаваемое командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

    Порядок выдачи и учета направлений на обучение определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    4. Направления на обучение выдаются военнослужащим, получающим образование соответствующего уровня впервые.

    Военнослужащим в период их обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также военнослужащим, проходящим обучение в военных образовательных учреждениях, направления на обучение не выдаются.

    Военнослужащим, поступившим в государственные и муниципальные образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава государственного и муниципального образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, новые направления на обучение могут быть выданы не ранее чем через три года после отчисления.

    5. При невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, государственное и муниципальное образовательное учреждение предоставляет такому военнослужащему возможность прохождения аттестации в другое время.

    Основанием для переноса времени прохождения промежуточной или итоговой аттестации является справка , подтверждающая участие военнослужащего в указанных мероприятиях, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

    6. В случае направления военнослужащего, обучающегося в государственном и муниципальном образовательном учреждении, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

    7. Военнослужащий, обучающийся в государственном и муниципальном образовательном учреждении, переведенный к новому месту прохождения военной службы, имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, перевестись для продолжения обучения в другое государственное и муниципальное образовательное учреждение, находящееся вблизи нового места военной службы.

    8. Военнослужащим при поступлении (обучении) в государственные и муниципальные образовательные учреждения дополнительно предоставляются:

    а) военнослужащим, поступающим на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения:

    для прохождения вступительных испытаний при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 15 календарных дней;

    для прохождения вступительных испытаний при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования - 10 календарных дней;

    для сдачи выпускных экзаменов на подготовительных отделениях (курсах) государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования - 15 календарных дней;

    б) военнослужащим, успешно обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования:

    для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 50 календарных дней;

    при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней;

    для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;

    для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц;

    в) военнослужащим, успешно обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования:

    для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней;

    для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца;

    для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

    9. Военнослужащим, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов по их желанию устанавливается специальный регламент служебного времени с сокращением продолжительности еженедельного служебного времени на 7 часов.

    10. Утратил силу с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 4 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - с 1 января 2013 г.

    11. Порядок предоставления военнослужащим учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением, определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу.

    Приложение
    к Правилам обучения военнослужащих,
    проходящих военную службу по контракту
    (за исключением офицеров),
    в государственных и муниципальных
    образовательных учреждениях высшего и среднего
    профессионального образования
    и на подготовительных отделениях (курсах)
    федеральных государственных образовательных учреждений
    высшего профессионального образования
    (с изменениями от 3 сентября 2007 г.)

    Угловой штамп войсковой части (учреждения) Направление на обучение в государственное и муниципальное образовательное учреждение высшего (среднего) профессионального образования (на подготовительном отделении (курсах)) _______________________________________________________________________________, (воинское звание, фамилия, имя, отчество) проходящий военную службу по контракту в________________________________________ _______________________________________________________________________________, (наименование федерального органа исполнительной власти либо номер войсковой части) имеющий непрерывную продолжительность военной службы по контракту не менее трех лет, направляется на обучение в ________________________________________________ ________________________________________________________________________________ (наименование государственного и муниципального образовательного учреждения) с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"______________________________________________ ________________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) имеет право на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Настоящее направление действительно по "__"____________________200_ г. Командир войсковой части ____________________________________________ Место (воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия) печати

    Правительство РФ утвердило Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений.

    Правила регулируют вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет в календарном исчислении, на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

    Правилами определен порядок исчисления срока непрерывной военной службы. Так, установлено, что при переводе из одного федерального органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой в продолжительность срока военной службы включается период службы до перевода. В случае поступления на военную службу по контракту из запаса продолжительность предыдущей военной службы не учитывается.

    Для поступления в ВУЗ и иные названные учебные заведения военнослужащим выдаются направления. Обязательным условием является получение образования соответствующего уровня впервые. Военнослужащим, поступившим в гражданские образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава гражданского образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, новые направления на обучение могут быть выданы не ранее чем через три года после отчисления.

    Правилами предусмотрены отсрочки для прохождения аттестации, возможность предоставления академических отпусков военнослужащим, перевода их в иные учебные заведения по обстоятельствам, связанным с прохождением военной службы. Поступающим и обучающимся военнослужащим предоставляются учебные отпуска. Порядок предоставления военнослужащим учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением, определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу.

    Расходы, связанные с реализаций порядка, установленного Правилами, производятся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78 "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования"


    Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1155 настоящее постановление признано утратившим силу


    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


    Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 4 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 г.


    Всем привет. Мне часто пишут военнослужащие по контракту, причем однотипные вопросы, касающиеся поступления в военные училища. И наиболее животрепещущие темы естественно:

    Возраст поступления, будущее денежное довольствие, можно ли вообще не учиться в военном училище, но получить лейтенантские погоны и какие нужно собирать документы.

    Про поступление в училище из армии .

    На все эти вопросы попытаюсь дать ответ.

    Причем далеко за ними ходить не нужно. Всю эту информацию, так или иначе, можно найти всего лишь в двух законах, на которые я неоднократно ссылался. Но кто их читает? Я и сам читал, когда припирало, зато каждый раз узнавал много нового. Не поленюсь я написать их названия и сегодня:

    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (действующая редакция от 22.12.2014) — далее первый;
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» от 27.05.1998 N 76-ФЗ(действующая редакция от 24.11.2014) — далее второй .

    А теперь по-порядку.

    Возраст поступления

    Возраст для поступления в военные учебные заведения в явной и не очень форме указан в статье 35 первого закона. И вот что дословно там пишут:

    В военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования имеют право поступать:

    • граждане, не проходившие военную службу, — в возрасте от 16 до 22 лет;

    • граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — до достижения ими возраста 24 лет;

    • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — в порядке, определяемом министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

    И все понятно и не совсем. Первых два абзаца ясны как день и сомнений не вызывают. А вот что там определил Министр обороны я не знаю где даже искать. Но проведя наблюдения у примерно 10 ведущих военных вузов (не филиалов) везде предельным возрастом поступления контрактников является 25 лет на год поступления. В некоторых с оговоркой до 1 августа года поступления. И тут нужно смотреть индивидуально каждому.

    Дополнение от 28.06.15:

    В соответствии со ст.45 Приложения к Приказу Министра обороны от 7.04.2015 г. №185 «…военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), поступающих в вузы на обучение по программам с полной военно-специальной подготовкой, - до достижения ими возраста 27 лет» и ст.46 «…по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование, до достижения ими возраста 30 лет.»

    Денежное довольствие

    Согласен, тема животрепещущая. Солдаты срочники однозначно выигрывают в деньгах. А что контрактники?

    Та же самая 35 статья того же закона №1 гласит:

    Граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    А дальше включаем голову и вспоминаем, что каждой должности соответствует свой оклад по этой самой должности. А зарплата состоит из оклада по званию, должности и надбавок. Отсюда однозначный ответ: контрактники теряют в деньгах при обучении.

    А как вы хотели? Зато обеспечиваются жильем, всеми видами у довольствий и надеждой на светлое будущее.

    Можно ли получить погоны лейтенанта имея высшее образование

    Приходя на военную службу и подписывая контракт вы соглашаетесь на замещение собой каких-то вакантных должностей части. Им соответствует некоторая военно-учетная специальность (ВУС). Если ваше образование далеко от профиля вашей специальности вы можете всю жизнь быть рядовым на этой должности имея хоть три образования.

    Но если вы имеете «родственное» высшее образование вакантной должности, на которую назначается офицер: добро пожаловать.

    Основания: пункт 2 статьи 20 «Положения о порядке прохождения военной службы», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237

    Но не все ж так просто. И решающее слово за командиром части и строевой. Потому что решать родственность вашего образования и вакантной ВУС будут они опираясь на какие-нибудь древние советские документы, где в принципе отсутствует половина ныне присваиваемых специализаций. А без перегибов на местах куда?

    Основания для обучения

    Ну и собственно с какой радости вас должны куда-то отпускать. Моя любимая статья 19 второго в списке закона гласит:

    1. Военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.

    Шах и мат командирам, которые скажут, что вы собрались в непрофильный вуз, нет разнарядки, не в этой жизни, да не охренел ли ты и прочие мудрые слова. А в армии таких слов ой как много. Только вот если дело не доходит до просьбы ответить так письменно. Или отдать какой-то сомнительный приказ письменно. Особенно если дело касается сбора средств на… мебель в гарнизонном клубе офицеров (подставьте свое).

    Получится у вас или нет вопрос другой, но не дать вам шанс попытаться поступить никто не имеет права. От так-то.

    Я не юрист, любая информация в этой статье не может быть рассмотрена как истина в последней инстанции.

    Я только провожу информирование, которое к стати по бумагам проводится в части еженедельно, а за доведение в том числе и этих двух законов и статей вы скорее всего расписывались. Формально. Но я не выдумал ни один из этих законов, а все время моей службы научило читать их правильно.



    Просмотров