Сообщение по обществознанию на тему правоохранительные органы. Реферат: Правоохранительные органы РФ

Введение........................................................................................................... 2

1. Органы судебной власти в РФ.................................................................... 3

2. Функции прокуратуры в РФ...................................................................... 4

3. Милиция, ее задачи и обязанности............................................................. 6

Заключение...................................................................................................... 9

Список литературы....................................................................................... 10


Введение

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.

Государство располагает специальными органами и способно делать свои веления обязательными для всего населения. Через правотворчество, свои законодательные органы государство оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы юрисдикции, правосудия.

Задачи правоохранительных органов нацелены на достижение конкретных результатов каждым субъектом правоохранительной деятельности: обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ и проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, а равно оказание других юридических услуг.

К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговая служба, таможенные органы, органы юстиции и другие. Более подробно мы рассмотрим судебные органы, органы прокуратуры и органы внутренних дел.


1. Органы судебной власти в РФ

К органам судебной власти относятся Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие судьи в субъектах Федерации.

2. Функции прокуратуры в РФ

Особую группу правоохранительных органов составляют органы прокуратуры.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Прокуратура сегодня - это единая федеральная централизованная система органов (с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ), осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на его территории законов. Правовое регулирование ее деятельности, помимо Конституции РФ, закрепляется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Дополнения и изменения, внесенные в упомянутый Закон, укрепили роль прокуратуры в координации борьбы правоохранительных органов с преступностью, была сформирована специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод гражданина и человека. По существу, это новый Закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры. На прокуратуру возложено также осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции РФ. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральным законом.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Милиция, ее задачи и обязанности

Милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами.

Милицейская деятельность - это разновидность деятельности исполнительной власти, проявлениями которой являются управление и охрана. Для нее как особого рода государственного управления свойственны, прежде всего, общие методы управления, характерные для исполнительной власти: убеждение, непосредственное управление, поощрение и принуждение.

Задачами милиции являются:

обеспечение безопасности личности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом «О милиции» (ст. 2).

Существенное расширение полномочий милиции по предотвращению террористических актов (проведение досмотра пассажиров, членов экипажа, груза в аэропортах; проверка мест производства, хранения, продажи, коллекционирования оружия и боеприпасов; осмотр транспорта, в том числе личного, и т. д.) произведено Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 20-ФЗ. Использование предоставленных милиции прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на нее указанным законом.

К основным обязанностям милиции относятся:

предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

принятие и регистрация заявления, сообщения о преступлении и административном правонарушении, возбуждение уголовных дел, производство дознания, раскрытие преступлений;

розыск лиц, совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших;

обеспечение правопорядка на улицах, других общественных местах, регулирование дорожного движения, регистрация и учет автомототранспорта, прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомототранспортом и т. д.;

выдача лицензий на продажу или приобретение, коллекционирование и экспонирование гражданского и служебного оружия и патронов к нему, разрешения на их ношение, хранение, ввоз на территорию РФ и вывоз за ее пределы;

охрана на основе договора с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества и многие другие.


Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Важнейшее предназначение правоохранительных органов - обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Задачи судебных органов нацелены на обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ и проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

5. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

6. Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2007. № 3.

7. Органы государственной власти РФ: учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

Обществознание, 9 класс

Урок № 16

Правоохранительные органы

Д.З.: § 11, ?? (с.101), «в классе и дома» (с.101-102), сообщения-презентации,

принести Конституцию РФ

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов (суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры, милиции), цели их деятельности; выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. 2. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции. 3. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в парах, формулировать и задавать вопросы; навыков работы с нормативными документами. Умений анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное.


Понятия, термины

  • полиция;
  • суд;
  • прокуратура;
  • адвокатура;
  • нотариат

Изучение нового материала

  • Полиция.
  • Суд.
  • Прокуратура.
  • Адвокатура.
  • Нотариат.

государственные

негосударственные

Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов , уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

  • ПРОКУРАТУРА;
  • МВД (система органов Министерства внутренних дел);
  • ФСБ (Федеральная служба безопасности);
  • Министерство юстиции
  • Адвокатура;
  • Нотариат;
  • Частные охранные предприятия

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов:

Следственный комитет Российской Федерации

Федеральная служба безопасности

Министерство внутренних дел

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная таможенная служба

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний



2. Полиция

  • Полиция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)
  • Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
  • В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Нагрудный знак сотрудника Полиции

2. Полиция

  • Главное управление вневедомственной охраны.
  • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
  • Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Главное управление по противодействию экстремизму
  • Главное управление собственной безопасности.
  • Главное управление на транспорте.
  • Главное управление уголовного розыска.
  • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  • Национальное центральное бюро Интерпола.
  • Оперативное управление.
  • Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
  • Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
  • Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
  • Управление оперативно-розыскной информации.
  • Управление по организации дознания.

Министр внутренних дел РФ: Колокольцев Владимир Александрович



Особенности судебной власти:

1)Судебная власть осуществляется только судом.

2) Судьи независимы и подчиняются только закону.

3) Судьи несменяемы.

4) Судьи неприкосновенны.

5) Судебное разбирательство является открытым.

6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

7) Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Председатель: Зорькин Валерий Дмитриевич

Председатель: Иванов Антон Александрович

Председатель Верховного Суда РФ: Вячеслав Михайлович Лебедев



4. Прокуратура

Руководитель: Генеральный прокурор РФ Чайка Юрий Яковлевич

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти , хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

4. Прокуратура

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Следственный комитет при прокуратуре РФ*

Ст.11.20 1 Закона о прокуратуре, п.4-7 Положения о Следственном

комитете, приказ Следственного комитета от 17.03.2008 г. № 33

Следственный комитет (СК) при прокуратуре РФ

Территориальные следственные органы

Следственные управления СК по субъектам РФ

Специализированные следственные органы (СО)

Учреждения и организации по обеспечению деятельности СК

Военные СО;

СО на транспорте;

Природоохранные СО;

СО комплекса Байконур

Следственные отделы СК по районам и городам

Руководитель: Бастрыкин Александр Иванович

Следственный комитет Российской Федерации (СК России) - следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января2011 года. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. Независимый следственный орган.


5. Адвокатура

Адвокат (лат. advocatus - от advoco - приглашаю) - лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде.

В России адвокат - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам (согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») и принадлежит к людям т. н. свободной профессии (подобно частнопрактикующим врачам, независимым журналистам и т. п.). Органами адвокатского самоуправления в России являются адвокатские палаты, коллегии адвокатов, бюро и др.

Виды юридической помощи:

  • Юридические консультации
  • Составление жалоб, заявлений и др. документов
  • Представительство в суде.
  • Участие в предварительном следствии

6. Нотариат

Нотариат - общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т. п.).

Государственный нотариат в РФ - государственный орган, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

  • Государственные нотариусы , как правило, работают в удалённых районах субъектов РФ, где деятельность частнопрактикующих нотариусов нерентабельна.
  • Частный нотариат выполняет те же функции, что и государственный, отличается самоокупаемостью.

Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки;

2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) совершают протесты векселей;

15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

16) принимают на хранение документы;

17) совершают морские протесты;

18) обеспечивают доказательства;

19) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России ) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации.

Руководитель: Бортников Александр Васильевич

Направления деятельности

К органам федеральной службы безопасности относятся:

ФСБ Российской Федерации;

Территориальные органы безопасности;

Управления (отделы) ФСБ России в воинских формированиях,

Пограничные органы;

Авиационные, железнодорожные, автотранспортные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

другие правоохранительные органы РФ

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) - федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10. 2004 г. (в редакции от 23.10. 2008 г.) и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:

  • Антикоррупционная экспертиза законопроектов с 2010 г. осуществляется аккредитованными экспертами.

Министр юстиции РФ:

Коновалов Александр Владимирович


Кто осуществляет:

  • Защита человека в суде
  • Обвинение на суде подсудимого
  • Охрана избирательного участка
  • Вынесение приговора на суде
  • Оформление доверенности
  • Оформление развода супругов
  • Обеспечение безопасности на дорогах
  • Помощь в написании жалобы
  • Надзор за соблюдением законов
  • Составление завещания

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Какие органы называют правоохранительными?
  • Какие задачи стоят перед милицией?
  • Каковы функции адвоката?
  • Каковы функции суда?
  • Каковы направления деятельности прокуратуры?
  • Каковы функции нотариуса?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • В. Иванова, ученика 8 класса постоянно избивают родители.
  • Бабушка решила подарить внуку машину, ранее принадлежавшую деду.
  • Вы решили отправить документы с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений, в том числе и московский вуз.
  • Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

тест

1). В систему правоохранительных органов РФ входит(ят)

1. полиция

2. пограничные войска

3. местные органы самоуправления

4. администрация Президента

2). Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?

А. В систему правоохранительных органов входит Российская армия.

Б. Главная задача правоохранительных органов – защита прав человека.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения неверны.


тест

3). В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Для защиты своей чести и достоинства ему следует обратиться в

1. суд

2. прокуратуру

3. нотариальную контору

4. отделение внутренних дел

4). Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения неверны.


Введение

Российская Федерация (РФ) в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые уже являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст. 114 конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в российской федерации гарантируется».

Вне зависимости от того, что Конституция РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, понятно, что для того, чтобы права и свободы осуществлялись необходимо обеспечивать систему их защиты. Этим и занимаются правоохранительные органы, которые в своей деятельности основываются, прежде всего, на Конституцию РФ и согласно ст. 16 Конституции РФ являются составной частью Российской правовой системы. Одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им в этом.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

У них на первом плане другие задачи: решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д.

Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается значительно меньший круг органов. Это те органы, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их уже давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т.е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие правоохранительных органов. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Она и составляет суть, обобщенное содержание задач последних, хотя, как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ - одни, для судов общей юрисдикции - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры четвертые, для милиции пятые и т.д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений правоохранительной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации происходит коренное изменение всех системы государственных органов, в том числе и правоохранительных органов. К числу таких примеров можно применить измененную систему Правительства РФ, внесенные в Государственную думу ряд законопроектов об изменении всей правоохранительной системы в РФ.

В частности согласно проекту законопроекта о правоохранительной реформе будет полностью ликвидировано Министерство внутренних дел РФ, вместо единого МВД появятся ряд федеральных служб в частности: Федеральная служба расследований (будет заниматься расследованием всех видов преступлений); Федеральная полиция (в которую войдут криминальная и экономическая полиция) на которую будет возложена функция ведения оперативно-розыскной деятельности); Федеральная гвардия на которую будет возложена функция охраны общественного порядка.

Коренные изменения возможно коснуться и прокуратуры РФ. Так согласно одному из имеющихся законопроектов из системы прокуратуры РФ будет исключено предварительное следствие (будет передано в ФСР), основной функцией прокуратуры будет прокурорский надзор за исполнением законов и прав человека и поддержание гос. обвинения в судах.

В своей работе я хочу рассмотреть действующую в настоящее время систему правоохранительных органов, и рассмотреть правовые аспекты деятельности основных правоохранительных органов. Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.

1.Понятие, основные признаки и классификация правоохранительной деятельности в Российской Федерации

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Для того чтобы можно было выделить из большого числа государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической науке и практике выработали понятие «правоохранительная деятельность». Это понятие четко не сформулировано ни в одном из законов РФ. Поэтому для формулировки понятия «правоохранительная деятельность», необходимо обозначить ряд ее основных признаков:

1) правоохранительная деятельность осуществляется с помощью мер юридического воздействия. Главным образом, правоохранительную деятельность от любой другой отличает возможность и необходимость применения различных мер юридического принуждения. Все меры принуждения, применяемые при осуществлении правоохранительной деятельности, должны быть регламентированы в законе. Условно все меры юридического принуждения, которые применяют в своей деятельности правоохранительные органы можно разделить на виды. Это меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило, они применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и другие). Также к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и другие);

2) правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна основываться на законе или ином нормативном документе. Данный признак имеет два аспекта:

а) конкретный государственный орган, занимающийся правоохранительной деятельностью, должен быть предусмотрен в каком-либо законе или нормативном акте (в Конституции РФ, в федеральном законе, в специальном положении, указе и т.д.);

б) меры юридического воздействия (которые всегда применяется в ходе правоохранительной деятельности) должны соответствовать нормам закона или другого нормативного акта;

3) правоохранительную деятельность могут осуществлять, как правило, только специальные государственные органы, которые для этого созданы и уполномочены государством данной деятельностью заниматься. Существуют даже жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определена нормативным актом;

4) правоохранительная деятельность реализуется на практике с соблюдением строгих процедур (различных, но всегда определяемых законом). Четкая, установленная нормативными актами процедура характерна для любого органа, занимающегося правоохранительной деятельностью. Особенно строгая процедура характерна для деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам;

5) правоохранительная деятельность делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении. Перечень этих видов может быть различным, в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации, также многое зависит от мнения ученого, который данную классификацию составляет.

6) целью правоохранительной деятельности является охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

Таким образом, рассмотрев основные признаки правоохранительной деятельности в совокупности, можно вынести определение правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом, с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.

Правоохранительная деятельность - неоднородна, ее осуществляют различные органы, перед которыми стоят свои собственные, отличные от других, специфические задачи. Эти органы применяют различные средства при осуществлении правоохранительной деятельности.

Различные виды правоохранительной деятельности объединяются только общими признаками, которые мы выделили ранее (общая цель, жесткая регламентация организации и функционирования и т.д.), а также тем, что все органы составляют определенную систему - систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействую между собой.

Существуют различные классификации правоохранительной деятельности.

К примеру, в зависимости от конкретных задач, которые, стоят перед правоохранительными органами правоохранительную деятельность можно подразделить на следующие виды:

Деятельность по обеспечению безопасности;

Борьба с преступностью (выявление и расследование преступлений);

Надзор за соблюдением законности;

Обеспечение исполнения решений судов и других органов, в случаях, предусмотренных законом;

Обеспечение государственной политики в области юстиции;

Оказание помощи гражданам и организациям (оказание квалифицированной юридической помощи, нотариальная деятельность, деятельность частных охранных и детективных фирм).

Данное подразделение правоохранительной деятельности на виды является условным по следующим причинам так как, во-первых, некоторые государственные органы осуществляют несколько видов правоохранительной деятельности одновременно. Во-вторых, понятие «обеспечение безопасности» весьма широко, и поэтому, может включать в себя некоторые другие, на первый взгляд, самостоятельные виды правоохранительной деятельности (например, ту же борьбу с преступностью). В-третьих, такие виды правоохранительной деятельности как «борьба с преступностью», «государственная политика в области юстиции» также являются многосоставными. Также в данную классификацию не вошла деятельность судов по следующей причине: все больше сторонников завоевывает точка зрения, согласно которой суды не осуществляют правоохранительную деятельность, а занимаются совершенно самостоятельной и обособленной деятельностью - осуществлением судебной власти.

В зависимости от конкретных целей делят правоохранительную деятельность на следующие виды:

а) конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ;

б) правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней;

в) прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура;

г) выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), органы дознания и предварительного следствия (УПК РСФСР);

д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура;

е) обеспечение деятельности судов. Орган - Минюст РФ и иные органы, входящие в его систему;

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка.

Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:

осуществление правосудия;

организационное обеспечение деятельности судов;

уголовно-исполнительная деятельность;

прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

деятельность по выявлению и расследованию преступлений:

предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;

нотариальные действия;

юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

судопроизводство (уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка См.: Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки // Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. В.К. Боброва. М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щнт-М», 1999. С. 10; и другие работы.

Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

I. Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

· нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· общественного строя Российской Федерации;

· установленных системы хозяйства и обеспеченности;

· порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

обеспечение реализации актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;

установка на то, чтобы каждый совершивший правонарушение был справедливо наказан и ни один невиновный не был привлечен к ответственности;

II. Цели более высокого уровня, совпадающие с целями всего государства и общества:

укрепление законности и правопорядка;

профилактика правонарушений;

исправление осужденных;

правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений). Галков В.А., Шумилин С.Ф. Правоохранительные органы. Белгород: Белгородская высшая школа МВД России. 1997. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2007. С. 48-51.

Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Здесь необходимо особо отметить, что среди них важное место занимают первые две - конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое.

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

Рассмотрев возможные классификации правоохранительной деятельности, нам необходимо дать определение термина «правоохранительные органы», обозначить их основные признаки и для полного раскрытия нашей темы рассмотреть каждый из них в отдельности.

Правоохранительные органы в РФ - это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

2.Система правоохранительных органов

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов государственной налоговой службы;

– таможенных органов;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

3.Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе.

Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п.

Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

4.Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами.

решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

Заключение

Законность - атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.

В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы». Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений.

Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем признавалось в прошлые годы. Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем выше возможность для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше возможности у государства для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.

«Правоохранительные органы» - один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу последних можно было бы отнести «Конституционное право», в рамках которого наряду с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, конституций республик в составе Российской Федерации, других российских законов, в том числе положений, содержащихся в главах 11 и VII первого раздела Конституции РФ, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, правосудию.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной «Административное право», одной из задач которой является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов). Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе «Административного права». Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.

Весьма тесно дисциплина «Правоохранительные органы» связана с дисциплиной «Уголовный процесс», основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было незаконным. Она также дает ориентацию, как должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий. И наоборот: содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т.е. от того, как, скажем, должны строиться и фактически строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом - защитником обвиняемого и следователем.

«Правоохранительные органы» как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом «Гражданский процесс», который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел - дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

На старших курсах юридических вузов преподается также «Прокурорский надзор» - предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины «Правоохранительные органы» - темы, посвященной прокуратуре и ее органам. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное - о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.

Не изолирована дисциплина «Правоохранительные органы» и от таких юридических дисциплин, как «Общая теория государства и права» и «Отечественная история государства и права». Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.

Таким образом, мы рассмотрели понятие и виды правоохранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, рассмотрели ее содержание, принципы правоохранительных органов. Отметили, что государственные организации и общественные объединения в целом образуют систему по обеспечению законности и правопорядка в государстве, при этом их деятельность полностью согласуется с законодательными актами, представляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации в виде совокупности принципов: принцип законности, принцип публичности, принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами и т.д.

Деятельность, ее признаки, понятие и задачи 6 § 2. Основные направления (функции) Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся... г. № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности". 9 Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся...

  • Правоохранительные органы (17)

    Реферат >> Государство и право

    Ваиант №6 Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов, ...). Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы ...

  • Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов , уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности , защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность ).

    Правоохрани́тельная де́ятельность - вид государственной деятельности , которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

    Функции правоохранительных органов

    Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

      Конституционный контроль

      Осуществление правосудия

      Прокурорский надзор

      Расследование правонарушений

      Обеспечение безопасности

      Исполнение судебных решений

      Оперативно-розыскная деятельность

      Охрана общественного порядка

      Оказание юридической помощи

      Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

    Виды правоохранительных органов

      Органы судебной власти

      Органы выявления и расследования преступлений

      Органы юридической помощи

      Органы обеспечения правопорядка и безопасности

    Правоохранительные органы в России

    Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правовой системы , является причисление судебных органов к правоохранительным.

    В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов :

      Прокуратура России

      Следственный комитет России

      Министерство внутренних дел

      • Федеральная миграционная служба

      Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

      Федеральная таможенная служба

      Федеральная служба исполнения наказаний

    43. Конституционное право рф (понятие, источники)

    1. Конституционно (государственное право) – ведущая отрасль пра-ва России, представляющее собой совокупность норм, закрепляющих и ре-гулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройст-во, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Все остальные отрасли права развиваются, основываясь на принци-пах и нормах конституционного законодательства. Нормы других отраслей права не могут противоречить нормам конституционного законодательст-ва. Предметом конституционного права являются общественные отно-шения, урегулированные данной отраслью права. В него входят: 1. отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством, а также права, свободы и обязанности человека и граждани-на. 2. отношения между РФ и ее субъектами. 3. отношения, регулирующие систему органов государственной власти и местного самоуправления.

    44. Гражданское право рф (понятие, источники)

    Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между участниками гражданского оборота, основанные на равенстве сторон, их независимости и имущественной самостоятельности, в целях осуществления ими своих гражданских прав, интересов и потребностей. Предметом гражданского права являются общественные отношения, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между управомоченным и обязанным лицами.

    Источниками гражданского права являются гражданское законодательство, международные договоры и обычаи делового оборота. Гражданское законодательство включает следующие акты: Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.; Гражданский кодекс РФ; Федеральные законы, принятые в соответствии с Гражданским кодексом РФ: от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ; Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205 "О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий" (принят в соответствии с Гражданским кодексом); постановления Правительства РФ, принятые в соответствии с Гражданским кодексом РФ: от 10 февраля 2004 г. N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений", от 21 июля 1997 г. N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам"; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в случаях и в пределах, установленных законом и иными правовыми актами.



    Просмотров