Правовой статус личности. Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

Категория правового статуса - сравнительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х гг. прошлого века, она обычно отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-е гг. категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.

Несмотря на то, что правовому статусу личности в отечественной литературе уделяется значительное внимание, единства мнений по вопросу о его содержании, структурных элементах и функциях еще не достигнуто. Как отмечает Е.А. Лукашева, «споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг определения набора входящих в него элементов». Наиболее часто содержание и структурные элементы правового статуса раскрываются через субъективные юридические права и обязанности личности как субъекта права. При этом подчеркивается, что «правовой статус закрепляется за субъектами права для того, чтобы они, используя правовую форму (принадлежащие им права и обязанности), могли достигать тех целей, в которых заинтересовано как общество в целом, так и каждый субъект права в отдельности».

В то же время ряд авторов расширяют структуру правового статуса личности. Например, Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы: 1) основные права и обязанности; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы; 7) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 8) правоотношения общего (статусного) типа. При этом права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции РФ.

Такое расширение элементного состава структуры правового статуса личности встретило возражение ряда ученых. В частности, по мнению Е.А. Лукашевой, указанные элементы следует считать либо предпосылками правового статуса (гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям), либо категориями, выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Понятие правового статуса, по ее мнению, следует четко ограничить категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.

Н.В. Витрук считает, что следует различать два самостоятельных понятия: правовое положение (статус) личности в широком смысле и правовое положение (статус) личности в узком смысле, реальную связь между которыми можно определить как отношение целого и части. Среди всех правовых явлений, характеризующих правовое положение личности, выделяется система юридических прав, свобод, обязанностей и законных интересов как основа, ядро, стержневой элемент правового положения личности, ее и следует определить как правовой статус личности. Наряду с правовым статусом, то есть системой прав, обязанностей и законных интересов, в правовое положение личности в качестве его структурных элементов входят гражданство и правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов.

Рассмотрение структуры правового статуса всегда наталкивается на известный разнобой в терминологии. Для обозначения прав человека используются понятия «гражданские права», «конституционные права», «индивидуальные права», «основные права», «основные права и свободы». Мы не будем останавливаться на всех различиях терминологии, которые далеко не всегда несут четкую смысловую нагрузку. Однако, на наш взгляд, требуют пояснения различение прав и свобод, а также различение прав человека и прав гражданина, поскольку эти термины достаточно широко используются в российском законодательстве, и в частности в Конституции РФ.

Так, в тексте ст. 2 и в ряде других статей Конституции речь идет о правах и свободах человека. Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права человека от его свобод. Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством.

Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (ст. 28); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29); «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37). В отличие от этого термин «право» определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако четкое разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с конкретно определенными правомочиями также именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в 18 - 19 вв.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РФ разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для отечественного конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получавшего свои права «в дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Устанавливая различия между человеком и гражданином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, - Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой связи его с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Все статьи гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. ст. 31 - 33, 36 Конституции сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права - право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия. Исключение составляет ст. 36, которая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ: защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяются запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 62).

В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9); «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» (ст. 14) и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 25, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т.д.), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.

Рассмотрим теперь сущность элементов, составляющих правовой статус, - юридических прав и обязанностей.

Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Права личности как права гражданина конкретного государства (так же, как свободы и обязанности) являются частью объективного права, то есть определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат гражданину как субъекту права. Субъективные права личности есть те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем.

Отметим, что нередко в правоведении встречается понимание субъективного права лишь как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение. В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Справедливо отмечалось, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.

Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее, всякая юридическая возможность есть фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь могут быть противоречия как проявление несовпадения «должного» и «сущего». Это связано с тем, что, во-первых, любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой, и, во-вторых, юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма не только может быть выражением фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перехода» потенциальных возможностей (которые могут появиться лишь при определенных условиях в будущем) в возможности фактические, наличные. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в таких условиях. Однако такая юридическая норма позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать все меры для защиты прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут потребовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.

Нетождественность юридического и фактического хорошо видна и на примере реализации гражданами права на образование. Используя юридическую возможность получения высшего образования (поступление на учебу в вуз, бесплатный процесс обучения и др.), они далеко не всегда полноценно реализуют фактические возможности получения качественного образования (как из-за нерадивости студента, так и, не исключено, по причине невысокого уровня учебного процесса).

В правовой статус личности включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и особенно из международных пактов по правам человека, и включает гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.

Гражданские (личные) права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. К гражданским правам относятся право частной собственности; право на охрану семьи, материнства и детства; свобода совести; весь комплекс прав, обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность человека, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому человеку в случае нарушения его прав; право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства и др. Цель этих прав состоит в охране и защите той сферы, в которой проявляются индивидуальность и личностное своеобразие человека. Иными словами, речь идет об ограждении автономности личности, пространства действия индивидуальных, частных интересов.

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли; право беспрепятственно придерживаться своих мнений; право свободно искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций; право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и др. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют неотъемлемую основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью, как ценности, на которые власть должна ориентироваться, ограничивать себя этими правами, признавать и гарантировать их.

Культурные права нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. В число этих прав входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень; право на труд и свободный выбор работы; право на равную оплату труда за равный труд; право на социальное обеспечение; право на образование и др. Необходимый перечень этих прав закреплен в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, определяющем планку, ниже которой цивилизованное государство не должно опускаться.

Следует отметить, что не всегда при классификации прав то или иное право может быть безоговорочно отнесено к данной категории прав. Любое разделение прав на категории в какой-то мере условно. Так, право собственности является не только личным правом, обеспечивающим стартовые возможности самостоятельности личности, но и правом социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение. Человек совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность - это возможное позитивное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса, как уже говорилось выше, распространяется на всех лиц, проживающих в государстве; выполнение ряда обязанностей возложено только на его граждан.

Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, не могут быть реализованы.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». В современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и игнорирует значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанности - столь же важный и необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В ст. 55 Конституции РФ также установлены основания ограничения прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, правовой статус человека и гражданина в системе прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание устойчивых, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений человека, общества и государства.

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы:
1) основные права и обязанности;
2) законные интересы;
3) правосубъектность;
4) гражданство;
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы;
7) правовые нормы, устанавливающие статус;
Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение.
Правосубъектность.
Как элемент правового статуса личности, правосубъектность включает в себя два понятия:
дееспособность
правоспособность
Правоспособность – это способность каждого гражданина иметь права и нести определенные обязанности.
Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.
Юридическая ответственность – это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Она включает в себя две категории. Позитивная юридическая ответственность– это мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально–правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью. Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е совершается правонарушение.
Виды правового статуса.
В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов (не разделяя его по основаниям классификации):
1.Общий или институционный статус гражданина;
2.Специальный или родовой статус определенных категорий граждан;
3.Индивидуальный статус;
4.Статус физических и юридических лиц;
5.Статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
6.Статус российских граждан, находящихся за рубежом;
7.Отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д.
8.Профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
9. Статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны.

Еще по теме 25. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.:

  1. 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
  2. 44. Правовые отношения: понятие,признаки, виды и структура.
  3. 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы

Правовой статус личности представляет собой одну из фундаментальных и вместе с тем одну из сложнейших категорий теоретического правоведения.

В юридической науке правовой статус личности чаще всего определяется как «юридически закрепленное положение личности в обществе». Н. И. Матузов, определяя вышеуказанным образом феномен правового статуса личности, совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечает, что «в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т. е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правовой нет, поскольку там не было права».

Несмотря на некоторое единство в общем понимании феномена «правовой статус», в юридической литературе встречаются существенные расхождения по отдельным моментам, в частности, по вопросу структуры. В «Большом юридическом словаре» указывается, что правовой статус человека – это «система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права». Некоторые авторы «расширяют» структуру правового статуса, вводя в нее такие элементы, как правосубъектность, правоотношения и т. д. Так, например, отмечается, что правовой статус «включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции». Иногда констатируется, что «структура правового статуса включает в себя такие элементы как: правосубъектность, основные права и обязанности, законные интересы, гражданство, правоотношения общего (статутного) типа и юридическая ответственность».

Представляется, что такое «расширение» структуры за счет ввода дополнительных элементов не соответствует требованиям формальной логики и лишь усложняет и без того сложную теоретическую конструкцию. Например, такой элемент, как правосубъектность, подразумевает наличие прав и обязанностей у субъекта, что делает совершенно бессмысленным их дополнительное включение в структуру правового статуса. Сходная ситуация складывается и с таким элементом, как правоотношение, содержание которого также определяется наличием взаимокорреспондирующих прав и обязанностей субъектов.

Вместе с тем, анализ различных подходов к пониманию структуры правового статуса личности позволяет выделить основные элементы, содержащиеся в определениях практически всех авторов – это, прежде всего, права, свободы, законные интересы и обязанности. Поэтому в самом общем виде правовой статус личности может быть определен как система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права .


В зависимости от особенностей и специфики сочетания структурных элементов в теоретическом правоведении выделяют виды правового статуса :

а) общий, или конституционный, статус;

б) специальный (или родовой) статус определенных категорий лиц;

в) индивидуальный статус.

Общий правовой статус – это совокупность прав, обязанностей законных интересов, которыми обладает каждый человек как полноправный член общества.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения отдельных категорий лиц (например, студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т. д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, т. е. имеет индивидуальный статус.

Правовой статус личности это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством (Перевалов В.Д.)

Правовой статус личности это признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли (Малько А.В.). Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой статус личности это вся совокупность принадлежащих человеку прав, свобод и обязанностей, а также юридические свойства правоспособности 6 и дееспособности 7 (Цыганов В.И.).

Правовой статус личности это юридически закрепленное положение личности в обществе (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Под правовым статусом личности в широком смысле понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности и ответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством

В узком смысле категория «правовой статус личности» включает права и свободы, которыми обладает человек – субъект права. Права и свободы составляют основное содержание, ядро правового статуса (Синюков В.Н., Мордовец А.С.).

Правовой статус личности шире, чем права человека.

Принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Платон, Аристотель, Эпикур, Демосфен, Цицерон, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Марциан, Юлиан и др.). В Средние века в Западной Европе (V-XVI) преобладали теологические, религиозно-богословские идеи о правовом статусе личности. Права человека даны Богом, а не государством. Римская - католическая церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков и притязала на мировое господство. В XVII-XVIII веках Европа пережила первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566-1609), Англии («Великий мятеж» 1640-1649 гг. и «Славная революция» 1688-1689 гг.), Франции. Великая французская революция 1789-1794 гг. явилась глубочайшим потрясением основ старого режима не только во Франции, но и во всей Европе. Начиная с И. Канта (1724-1804), просвещенная европейская мысль культивировала идею об абсолютной самоценности личности. XVIII век в Европе именуют веком Просвещения. Наиболее полное развитие идеи просвещения получили во Франции. Со второй половины XVIII века по мере распространения либеральных буржуазно-революционных идей и концепции естественного права, правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав. Так, в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. подчеркивается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель политического союза – это обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека (свобода, собственность, безопасность). ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г. - важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789-1794 гг. В соответствии с преамбулой Конституции Франции 1958 г. является составной частью французской конституции (в широком смысле). Историческое значение Д. п. ч. и г. 1789 г. заключается в том, что в ней впервые в истории человечества в систематизированном виде были провозглашены юридические принципы и права, легли в основу всего современного правового статуса личности, а также в основу конституционализма в целом: равноправие людей, естественный характер и неотъемлемость прав человека, народный суверенитет, верховенство закона, право человека на личную свободу и неприкосновенность, свобода совести и выражения мыслей и мнений, презумпция невиновности и др. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии. Авторы Декларации (Лафайет, Сий-ес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г., а также декларации французских Генеральных штатов, особенно 1484 г. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума. Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. является вехой в истории признания и защиты прав личности. Она заложила принципиально новую идеологию свободы и прав индивидов, закрепила новые взаимоотношения гражданина и государства. В этом документе впервые было зафиксировано: “Общество, где не обеспечены гарантии прав и нет разделения властей, не имеет Конституции”.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы , как:

1) правовые нормы 8 ;

2) права 9 и обязанности 10 ;

3) законные интересы 11 ;

4) правосубъектность 12 ;

5) гражданство 13 ;

6) юридическая ответственность 14 ;

7) правовые принципы 15 и т.п.

Признаки правового статуса :

1) Эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; лица с двойным гражданством, беженца; вынужденного переселенца.

2) Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности, без правовых гарантий 16 , без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Виды правового статуса:

В зависимости от субъекта выделяют: правовой статус граждан, правовой статус иностранных граждан, правовой статус лиц без гражданства, правовой статус лиц с двойным гражданством, правовой статус беженцев 17 ; правовой статус вынужденных переселенцев 18 .

По сфере действия и структуре правовых систем:

1. Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека от 10. 12. 1948 г 19 ., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16. 12. 1966 г. 20 , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. 21 ). Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами.

2. Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны, то есть это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Его характерным признаком является стабильность. Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

3. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским правом, трудовым, административным и др.

4. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: государственные служащие, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

5. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, семейного положения, участия в управлении государственными делами и т.д. Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Правовой статус – это комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре. В ст. 64 Конституции РФ закреплено, что положения гл. 2, содержащей права и свободы человека и гражданина, составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.

Принципы правового статуса личности:

1. права и свободы принадлежат человеку от рождения;

2. никто не вправе лишить человека прав и свобод или ограничить их без законных на то оснований;

3. осуществление прав и свобод одним человеком не должно нарушать права других лиц;

4. конституционный перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим;

5. все равны перед законом и судом;

6. использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя страны запрещается.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить рабовладение, феодализм, чтобы убедиться в этом. Правовой статус также существенно зависит от типа политического режима в рамках одной и той же общественно-экономической формации. Причинная обусловленность правового статуса сложная и богатая.

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большей мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей стране, как преступность, безработица, бюрократизм, чиновничий произвол, спад производства, невыплата заработной платы и т.д. и т.п.

1 Аристотель. Политика. Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1983.

2 Констебль – один из высших придворных чинов.

3 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 654.

4 Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств: сб. статей. Т. 1. СПб., 1905. С. 132.

5 Рейснер М.А. Что такое правовое государство // Вестник права. 1903. № 4. С. 85-86.

6 Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) индивида иметь субъективные права и юридические обязанности.

7 Дееспособность – это предусмотренная нормами права способность и возможность индивида своими действиями осуществлять права и обязанности.

8 Правовая норма – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений.

9 Права человека это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни (Перевалов В.Д.). Права человека – это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности (право на жизнь, право собственности и т.п.). В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для человека и гражданина на определенном историческом этапе развития общества. Права человека – это неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не дарует права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства. Права человека в значительной мере вышли за пределы внутренней компетенции государства. Права гражданина – это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества. Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под “личностью” подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия. В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории “права человека’, “права гражданина”, “права личности” употребляются обычно в одном и том же значении.

10 Обязанность это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. Обязанности можно подразделить на естественно-правовые , носителями которых выступают человек и общество и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность не убей, право собственности – обязанность не укради) и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. (ст. 58 и ст. 59 Конституции РФ).

11 Законный интерес – это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам – в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным (А.В. Малько).

12 Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Состоит из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

13 Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.

14 Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

15 Принципы права это руководящие идеи, основополагающие начала, характеризующие содержание права, отражающие его сущность и назначение в обществе.

16 Правовые гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ (Европейский союз), внутригосударственные и автономные гарантии (получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств).

17 Беженцы - лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств.

Лица, которые в смысле определения Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года и её специального Протокола в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений.

В бытовом понимании слова к беженцам часто относят также внутренне перемещённых лиц; лиц, ищущих убежище (но ещё не получивших статуса беженца); и вообще всех лиц, вынужденно переселившихся из одного места в другое.

Основные правовые документы о статусе беженцев - Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года. Орган системы ООН, занимающийся проблемами беженцев - Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощью беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также занимается Международный Комитет Красного Креста.

В Средние века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквях. Однако оно распространялось только на уголовных преступников.

Впоследствии появилось и понятие политического убежища, которым пользовались диссиденты и революционеры. В международном праве понятие беженцев появляется после Первой мировой войны: в 1922 году Лига Наций принимает первое соглашение (дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг. о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьофа Нансена). Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии.

После Второй мировой войны создана Международная организация по делам беженцев, преобразованная в 1951 году в УВКБ ООН.

Беженцам, как правило, предоставляются равные права с другими иностранцами, они документируются особыми проездными документами и получают гражданство в льготном порядке. В ряде стран существует особый «гуманитарный статус» - т. н. временное убежище, предоставляемое в случае массового исхода беженцев или лицам, которые не удовлетворяют конвенционным критериям, но не могут быть высланы из соображений гуманности. Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, включая акты терроризма. Беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

По российскому законодательству беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений. Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

18 Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

19 Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.

Создание и принятие

Во время Эпохи Просвещения стали появляться идеи о Естественном праве. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.

Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.

Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был необходим.

Составление

Члены Комиссии ООН по правам человека обсуждают пакт о правах человека.

Несмотря на некоторые свои достоинства, этот проект имеет ряд крупных недостатков, главный из которых заключается в его формально-юридическом характере и отсутствии в этом проекте каких бы то ни было мероприятий, которые были бы способны содействовать осуществлению провозглашенных в этом проекте основных свобод и прав человека.

Рождение всеобщей декларации прав человека

Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была поддержана 48 странами на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Пале де Шайо (Париж) 10 декабря 1948 г. Белорусская ССР, Украинская ССР, Союз ССР, Чехословакия, Польша, Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия воздержались при голосовании.

Статус и распространение

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично.

Этот документ был переведен на множество языков мира (более 350 в 2009 году) и является самым переводимым документом в мире.

Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества (поэтому Декларацию иногда называют Хартией прав человека).

В 1950 году в честь Декларации, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря. В праздновании принимают участия люди, различные сообщества и религиозные группы, парламенты, правительства и, разумеется, сама Организация Объединенных Наций. Каждые десять лет предпринимаются кампании по продвижению Декларации и непосредственно прав человека. 10 декабря 2007 года стартовала кампания под названием «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в которой приняли активное участие все страны-члены ООН, которая продлилась ровно год, до 60-ой годовщины.

20 Международный пакт о гражданских и политических правах - пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 165 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года. Кроме государств-участников, пакт подписан еще 7 странами.

21 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах - пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На январь 2012 года в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 7 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта - США.

СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.

10 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта. Для вступления протокола в силу необходима его ратификация десятью странами-участницами Пакта (на январь 2012 года протокол ратифицирован 7 странами).

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус – есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальныe роли . Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

Права и обязанности;

Законные интересы;

Правосубъектность;

Гражданство;

Юридическая ответственность;

Правовые принципы и т.д.

Виды правового статуса:

Правовой статус бывает общим , специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Он не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений в которые они вступают, других ситуаций.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав и обязанностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус - комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре. .

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность правового статуса сложная и богатая.

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Предыдущая


Просмотров