Административное приостановление деятельности. Административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица: проблемы и перспективы

Одна из составляющих системы административных наказаний в Российской Федерации - административное приостановление деятельности. Этот вид наказания считается относительно новой административной мерой и содержится в исчерпывающем перечне видов наказания за совершение административных правонарушений, отраженном в статье 3.2 КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

Данный вид наказания является мерой административного принуждения, и по своей сути он должен способствовать достижению большей защиты прав и интересов граждан и юридических лиц. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.

В силу статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Производство по делу об административном правонарушении, совершенном субъектом правонарушения, начинается после обнаружения уполномоченным должностным лицом достаточных оснований, указывающих на наличие события административного правонарушения. О совершении административного правонарушения, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ, составляют протокол. По общему правилу, закрепленному в статье 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи и уполномоченные на то должностные лица соответствующих органов в пределах их компетенции. Исходя из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ указанные в ней дела об административных правонарушениях, допускающие возможность административного приостановления деятельности, рассматривают судьи только в случае, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Обязанность по направлению протокола в суд возлагается на лицо, составившее данный протокол. При этом следует отметить, что сам факт такой передачи не означает, что судья назначит наказание исключительно в виде приостановления деятельности.

Суд не связан доводами сторон и рассматривает каждое дело независимо, всесторонне и объективно. Ведущую роль в данном случае играют доказательства, представленные суду в обоснование необходимости принятия решения о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности.

Максимальный срок, на который может быть административно приостановлена деятельность, составляет 90 суток. Этот срок исчисляется с момента фактического приостановления деятельности субъекта правонарушения, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Руководителю субъекта правонарушения необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, направленные на исполнение вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, по которому назначено наказание в виде административного

приостановления деятельности. На практике, как правило, таким документом является приказ. В нем указывают:

  • дату, с которой определенная деятельность административно приостанавливается;
  • мероприятия, направленные на устранение нарушений и их сроки;
  • ФИО лиц, ответственных за исполнение предусмотренных мер.

Если виновное лицо своевременно выполнит мероприятия по устранению обстоятельств, ставших причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у него есть возможность досрочно возобновить приостановленную деятельность. Для этого субъекту правонарушения нужно подать в суд, орган, должностному лицу, назначившим административное наказание в виде административного приостановления деятельности, ходатайство, на основании которого может быть прекращено исполнение наказания.

При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившим административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в соответствии с частью 3 статьи 32.12 КоАП РФ, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного, согласно статье 28.3 КоАП РФ, составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное, в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов и обстоятельств свидетельствующих об устранении (или о неустранении) субъектом правонарушения. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Так, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. В соответствии с частью 4 статьи 32.12 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо после исследования представленных документов выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.

Дату возобновления деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывают в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывают даты возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, в этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении, и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 КоАП РФ.

Самым неблагоприятным исходом разрешения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе так называемых , является назначение наказания, налагаемого на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в виде административного приостановления деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Причем для производственных предприятий запрет использования своего имущества означает полное прекращение деятельности на период исполнения наказания.
Данный вид административного наказания устанавливается на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).
Известны случаи, когда установление ограничительных мер в виде запрета на оборот производимой организацией продукции отождествляется с фактическим приостановлением деятельности. Объектом запрета выступает не только деятельность по реализации конкретных товаров. Из оборота исключаются также товары как имущество организации.

Пример. По смыслу Постановления ФАС Уральского округа от 03.05.2007 N Ф09-3183/07-С1 любые ограничительные меры, в том числе применяемые контрольно-надзорными органами, включающие признаки административного приостановления деятельности как одного из видов наказания за совершение административного правонарушения, являются обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, и его установление вменяется в обязанность суда. Если нормальная работа организации или ее структурного подразделения становится затруднительной или невозможной вследствие применения санкций, подпадающих под определение ст. 3.12 КоАП РФ, такие действия должны квалифицироваться как административное приостановление деятельности. Правовыми последствиями несоблюдения порядка его назначения в силу ст. ст. 4.1 и 30.7 КоАП РФ должны быть признание соответствующего акта должностного лица незаконным и отмена введенных им ограничений.

Условия назначения наказания в виде приостановления деятельности

Законодатель установил закрытый перечень случаев, допускающих возможность назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. Первым условием назначения этого наказания является общественно значимый характер противоправных действий организации, продолжение работы которой несет риск причинения ущерба жизни, здоровью или имуществу иных лиц, нарушения их прав и законных интересов. Но именно это и выступает фактором, позволяющим заморозить работу если не всей организации, то хотя бы отдельных зданий и сооружений под предлогом придания им статуса аварийных.
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Таким образом, вторым условием назначения административного приостановления деятельности является отсутствие возможности предупредить совершение очередного правонарушения иными предусмотренными законом способами. Доказательство противоположного (в том числе путем указания на малозначительность последствий правонарушения или совершение его впервые) может служить весомым аргументом в пользу организации, подвергшейся рейдерской атаке.
Производство по делу об административном правонарушении, совершенном организацией или индивидуальным предпринимателем, начинается после обнаружения должностным лицом, проводящим контрольные мероприятия и уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). По общему правилу, закрепленному в ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Такую роль, предполагающую негласное участие в корпоративных конфликтах, зачастую играют органы государственного противопожарного, потребительского, технического надзора. Предприятия общественного питания, производства продовольственных товаров или торговли ими наиболее подвержены риску назначения внеплановых проверок со стороны санитарно-эпидемиологических служб. Наконец, выявление государственной инспекцией труда фактов нарушения требований охраны труда, а равно иных признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, также может стать основанием для приостановления деятельности организации под предлогом защиты трудовых прав ее работников.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Основная масса дел об административных правонарушениях рассматривается судьями, а также должностными лицами органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов. Исходя из ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ назначение наказания в виде административного приостановления деятельности является исключительной прерогативой судебных органов. Однако по смыслу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ указанные в ней дела об административных правонарушениях, допускающие возможность административного приостановления деятельности, рассматриваются судьями только в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье.
Обязанность по направлению протокола в суд возлагается на лицо, составившее данный протокол, а в случае его отсутствия - на лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Сам факт такой передачи не означает, что судья должен назначить наказание исключительно в виде приостановления деятельности (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007).
Существенный недостаток сложившейся практики разрешения дел о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности - слепое следование судами выводам надзорных органов, изложенным в протоколе об административном правонарушении и иных прилагаемых к нему материалах. Судьи не обладают специальными знаниями в технических областях, что не позволяет им объективно оценивать фактическую опасность того или иного объекта, характер причинно-следственных связей между допущенными нарушениями нормативных предписаний и вменяемым организации противоправным деянием. Если владельцы бизнеса сами не побеспокоятся о проведении независимой экспертизы рассматриваемых судом вопросов, исход дела с большой долей вероятности будет зависеть от выводов, сделанных проверяющими и ожидаемых "заказчиками процесса".

Отличие административного приостановления деятельности от временного запрета деятельности

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания следует отличать от временного запрета деятельности, который представляет собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Временный запрет может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Срок временного запрета деятельности согласно ч. 1 ст. 27.17 КоАП РФ не должен превышать пяти суток. Как следует из законодательного определения, объектом временного запрета не может являться деятельность организации в целом. В отношении деятельности индивидуальных предпринимателей он и вовсе неприменим.
Согласно ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Это также отличает его от административного приостановления деятельности. Несмотря на то что временный запрет деятельности применяется исключительно по усмотрению должностного лица, инициирующего привлечение организации к ответственности, протокол о его введении должен быть направлен в суд в любом случае. Данная мера обеспечения производства неразрывно связана с возможностью назначения административного приостановления деятельности (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Хозяйствующим субъектам нужно помнить об этом, поскольку сложившаяся практика исходит из принципа целостности и соразмерности мер обеспечения производства и потенциально допускаемых законом видов санкций за вменяемое правонарушение.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности

Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Приостановление действия такого постановления в случае обжалования его лицом, привлеченным к ответственности, а равно предоставление отсрочки его исполнения действующим законодательством не предусмотрено. Подобная оперативность и относительная бесповоротность выгодны рейдерам: наличие или отсутствие времени в корпоративных конфликтах играет едва ли не главную роль. Таким образом, успех в деле защиты прав организации зависит в первую очередь от неотложных действий самой организации, связанных либо с обжалованием постановления суда первой инстанции, либо с устранением указанных в нем нарушений.
Порядок исполнения назначенного наказания регламентируется ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; применяются другие меры по исполнению названных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания. Производство всех этих действий суды определяют как момент фактического приостановления деятельности организации, от которого начинает исчисляться срок исполнения наказания (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Следует учитывать, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, поскольку обе процессуальные категории имеют аналогичные последствия.
В ряде случаев привлечение лица к данному административному наказанию имеет более пагубные последствия, чем может показаться на первый взгляд. В силу ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" после вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований лицензирующий орган в течение суток со дня вступления решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Наличие у организации специальной правоспособности порождает дополнительные рычаги воздействия на ее руководство посредством лишения хозяйствующего субъекта возможности осуществлять профильную деятельность и разрушения системы сбыта произведенной продукции. Примером могут служить захваты предприятий горнодобывающей и горно-обогатительной отраслей.
Особый характер административного приостановления деятельности организации в целом обусловливает проблемы, связанные с определением способов надлежащего исполнения административного наказания. Этим стоит воспользоваться "обороняющейся" стороне.
Так, полное приостановление деятельности организации означает запрет на осуществление производственной, торговой, посреднической и любой иной хозяйственной деятельности. Однако на практике реализовать подобные меры зачастую не представляется возможным. Более того, абсурдно требовать от организации приостановить работу бухгалтерии, запретить получать доходы от переданного в аренду имущества или погашать имеющуюся кредиторскую задолженность, тогда как все эти действия происходят в рамках обычной коммерческой деятельности.
Наконец, неоправданное опечатывание помещений организации создает непреодолимые препятствия для устранения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, и досрочного прекращения административного приостановления деятельности. Следовательно, это никоим образом не отвечает целям административного наказания, одновременно нивелируя положения ч. 3 ст. 3.12 и ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ.
Впрочем, такие ситуации отнюдь не безнадежны. Все вопросы можно разрешить, уточнив объект, деятельность или эксплуатация которого подлежат приостановлению, путем анализа судебного предписания. Если привлечение к административной ответственности вызвано характером деятельности, создающей опасность для окружающих, необходимо конкретизировать вид деятельности, осуществление которой запрещено. Если организация или ее структурное подразделение расположены в здании или помещении, не отвечающем требованиям охраны труда или правилам противопожарной безопасности, надлежит указать на приостановление любого рода деятельности в пределах данного здания или помещения, а также обеспечение условий, препятствующих проникновению в них работников организации и других лиц.
Если вышеназванные методы не позволяют найти выход из сложившейся ситуации, судебный пристав-исполнитель или сама организация, привлеченная к административной ответственности, вправе на основании ст. 31.8 КоАП РФ обратиться к судье, вынесшему постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, с вопросом о разъяснении способа и порядка его исполнения.
Сложности исполнения данного вида административного наказания со стороны организаций и судебных приставов-исполнителей не ограничиваются определением его содержательной части. Согласно ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Подобные ограничения установлены прежде всего в целях обеспечения непрерывной работы социально значимых предприятий и учреждений. В частности, невозможно остановить работу предприятия топливно-энергетического комплекса или организации, отвечающей за городские пассажирские перевозки, без ущерба для населения.
В вышеуказанных случаях судебные приставы-исполнители вынуждены, руководствуясь ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", выносить постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа органу, назначившему наказание в виде административного приостановления деятельности, за невозможностью его исполнения. Если такие действия не совершаются, организация вправе обратиться в суд или к вышестоящему приставу-исполнителю с жалобой на бездействие должностных лиц, исполняющих наказания, в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или ст. 123 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства организации или индивидуального предпринимателя досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.
Как показывает практика, возможность быстрее возобновить деятельность стимулирует правомерное поведение только добросовестных хозяйствующих субъектов. Административное приостановление деятельности имеет место в течение ограниченного срока, по окончании которого (независимо от фактического устранения обстоятельств, послуживших основанием привлечения к административной ответственности) исполнение наказания прекращается. Достижение цели административного наказания в таком случае не имеет для законодателя решающего значения.
И все же, поскольку срок административного приостановления деятельности истек, а правонарушение не устранено, стоит говорить о новом административном правонарушении, при выявлении которого должностное лицо контролирующего органа должно составить новый протокол об административном правонарушении с последующим его направлением в суд (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006).
В заключение хотелось бы отметить, что наиболее надежным способом, позволяющим максимально обезопасить организацию от претендующих на ее активы третьих лиц, не упускающих возможности воспользоваться административным ресурсом, является осуществление предпринимательской деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством. В противном случае административное приостановление деятельности вкупе с запретом использовать имущество за совершенное хозяйствующим субъектом, пусть даже по неосторожности, правонарушение может стать весьма действенным средством в руках рейдеров и привести к недружественному поглощению.

  • 7.Понятие, особенности и виды административно - правовых норм. Структура административно – правовых норм.
  • 1) По предмету:
  • 2) По содержанию:
  • 3) По юридической силе:
  • 8.Понятие и виды административно – правовых отношений. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения административно – правовых отношений.
  • 1) По характеру правоотношений:
  • 2) По виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
  • 3) По целям:
  • 9.Понятие и виды субъектов административного права. Индивидуальные, коллективные субъекты. Административная правосубъектность (правоспособность и дееспособность).
  • 10.Административно – правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти.
  • 11.Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 12.Понятие и виды органов исполнительной власти.
  • 1.По территории действия:
  • 2. По характеру компетенции:
  • 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов разли­чают:
  • 13. Президент рф, полномочия в сфере исполнительной власти.
  • 14.Правительство рф, общая характеристика, структура, порядок образования, компетенция.
  • 15.Федеральные органы исполнительной власти рф.
  • 16.Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 17.Понятие и принципы государственной службы.
  • 18. Государственная должность: понятие и классификация.
  • 19.Понятие государственного служащего и его правовое положение: права, обязанности, ограничения.
  • 20.Прохождение государственной службы.
  • 21.Поощрение и ответственность государственных служащих.
  • 22.Муниципальная служба: понятие и содержание.
  • 23.Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права.
  • 24. Понятие, и виды форм осуществления исполнительной власти.
  • 25. Понятие, виды и значение правовых актов исполнительной власти.
  • 26.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 27.Издание правовых актов управления.
  • 28.Понятие и виды административно – правовых методов.
  • 29.Административное принуждение как один из административно – правовых методов. Понятие и особенности административного принуждения.
  • 31.Понятие административной ответственности. Специфические признаки административной ответственности, её отличие от других видов юридической ответственности.
  • 32.Понятие административного правонарушения, его признаки.
  • 33.Юридический состав административного правонарушения (проступка).
  • 34.Административное наказание: понятие и виды.
  • 35.Предупреждение и административный штраф как меры административного наказания.
  • 36.Административное приостановление деятельности и конфискация как меры административного наказания.
  • 37.Лишение специального права как мера административного наказания.
  • 38.Дисквалификация и административный арест как меры административного наказания.
  • 39.Административное выдворение за пределы рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 40.Наложение административных наказаний: общая характеристика.
  • 41.Административная ответственность юридических лиц.
  • 42.Органы, применяющие меры административного принуждения.
  • 43.Понятие и предмет административного процесса. Принципы административного процесса.
  • 44.Субъекты административного процесса, процессуальное положение участников производства.
  • 45.Понятие и система стадий производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение дела об административных правонарушениях.
  • 46.Рассмотрение и решение дела об административных правонарушениях.
  • 47.Обжалование (опротестование) и пересмотр постановления по делу об административных правонарушениях.
  • 48.Исполнение постановления о наложении административного наказания: общая характеристика.
  • 49.Производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
  • 50.Производство по исполнению постановления о конфискации.
  • 51. Производство по исполнению постановления о лишении специального права и постановления о дисквалификации.
  • 52. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 53.Законность в системе исполнительной власти: содержание и способы обеспечения.
  • 54.Судебный контроль.
  • 55.Понятие и виды государственного контроля в сфере исполнительной власти. Общественный контроль. Обращение граждан как средства контрольной деятельности.
  • 56.Административный надзор.
  • 57.Общий надзор прокуратуры.
  • 58.Административная юрисдикция: понятие и основные черты.
  • 59.Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 60.Дисциплинарная ответственность.
  • 36.Административное приостановление деятельности и конфискация как меры административного наказания.

    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Административное приостановление деятельности применяется в случае:

      угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;

      заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

      наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

      причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

      совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

      совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

      совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);

      совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;

      совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

    Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

    Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

    Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

    В отличие от уголовного законодательства, где конфискация имущества как вид наказания исключена из системы наказаний и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов административного правонарушения.

    Необходимо отметить, что КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания. Значительно расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

    Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота или рыболовство - основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

    Андреева Любовь Александровна

    канд. юрид. наук, доцент филиала Российского государственного гуманитарного университета, г. Великий Новгород

    Богданов Анатолий Геннадьевич

    Адвокат коллегии адвокатов «Защитник»

    г. Великий Новгород

    Административно-правовая политика в области административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц направлена на упорядочение деятельности этих лиц. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность . Вместе с тем самостоятельность не означает, что предприниматель вправе не соблюдать и игнорировать нормы действующего законодательства. Деятельность нарушителей установленного порядка подлежит принудительному приостановлению. В связи с чем возникает вопрос, который требует уточнения понятия приостановления деятельности индивидуального предпринимателя и юридического лица, в том числе, по-сути является ли приостановление деятельности мерой наказания либо является мерой пресечения правонарушения.

    Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ ). Если это административное наказание, следовательно, необходимо определить субъекты, которые подвергаются этому наказания. В соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений, и назначать его вправе только суд и применяет к индивидуальному предпринимателю либо юридическому лицу. Представляется, что понятие наказуемого более чем «размытое», и следует уточнить, а кто именно наказан и виновен в совершенном правонарушении. Юридическое лицо - сложное понятие и включает в себя несколько субъектов, которые взаимосвязаны и взаимозависимы в составе юридического лица, в том числе учредители, директор и администрация и, наконец, трудовой коллектив данного предприятия.

    Законодатель в статье 3.12 КоАП РФ указал, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении: деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков; эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений; осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ ). Фактически приостановление (фактическое прекращение деятельности на какой-то период), когда предприятие не работает, наступают негативные последствия: не выплачивается заработная плата работникам, не будут выплачиваться налоги, платежи в различные фонды. Таким образом, подвергаются наказанию субъекты, которые невиновны в совершении данного правонарушения, и даже не подозревали, что такая ситуация может произойти, причем не могли повлиять на данную ситуацию. Ответственность учредителя также минимизируется, так как он, в основном, напрямую не связан с производственной деятельностью, не признает себя виновным. Административное приостановление деятельности применяется при угрозе: жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, однако административный орган оценивает угрозу и устанавливает сроки для устранения нарушений.

    Вместе с тем, законодатель распространил применение данного наказания и на другие правонарушения, в значительной степени отличные по составу, в частности по квалификации объективной стороны нарушения. В частности, деятельность организации может быть приостановлена в случае совершения административного правонарушения в области: оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); порядка управления; общественного порядка и общественной безопасности; градостроительной деятельности. В целом, перечисленные составы административных правонарушений могут быть сформулированы в отдельных статьях КоАП РФ. Совмещение разных по составу правонарушений приводит в «неточному» смыслу квалификации понятия «угрозы жизни или здоровью людей», которая не охватывает нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности либо нарушения иностранными организациями ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

    Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами статьи 28.3 КоАП РФ (ч. 3ст. 23.1 КоАП РФ ).Причем меры устанавливаются одновременно с обращением в суд о наказании в виде приостановления деятельности. Например, в ситуации, когда до рассмотрения дело нарушение уже устранено, а суд наказывает юридическое лицо, приостановив деятельность, либо прекращает дело, или все-таки наказывает штрафом, так как на определенное время нарушение было совершено повторно, либо рассматривает как новое правонарушение и отказывает в приостановлении деятельности. Эта ситуация дает возможность при совершении одного и того же административного правонарушения, применять широкий спектр мер, практически подменяя законодателя, и толковать нормы практически самостоятельно, без учета основного квалифицирующего признака - угрозы жизни и здоровью, в том числе и работникам предприятия. Однако угроза жизни и здоровья работникам предприятия не рассматривается вообще, наоборот работники предприятия терпят материальные и моральные наказания, им не выплачивается заработная плата, а срок 90 дней представляет собой значительный срок в календарном году. Это, зачастую, приводит к социальной напряженности и иным тяжким последствиям. Таким образом, терпят наказание невиновные лица, как непосредственно, так и опосредованно, отсутствуют трудовые гарантии и компенсации.

    Следует отметить, что орган, установивший нарушение сам решает вопрос - направлять или нет материалы в суд. В тоже время в статье 29.10 КоАП РФ указывается, что суд самостоятельно определят мероприятия, обеспечивающие исполнение судебного постановления. Таким образом, первый самостоятельно решает вопрос о направлении материалов в суд, суд самостоятельно принимает решение о приостановлении деятельности, а затем самостоятельно определяет мероприятия о приостановлении. Это представляет последовательность нескольких не связанных решений, что в целом, противоречит принципам административного права и целям наказания. В соответствии с частью 2 статьи 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия: опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; наложение пломб; иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности. На практике суд принимает единственное решение - приостанавливает деятельность юридического лица, тем самым устанавливая причины и вину юридического лица, не вдаваясь в сам состав правонарушения, не установив в основном офисе, либо филиале совершено правонарушение, либо опасно для жизни и здоровья населения использование отдельных средств, механизмов, оборудования. Нередко действия приставов-исполнителей, опечатавших помещения, препятствуют работе бухгалтерии, отделов кадров и других подразделений, тем самым лишая юридическое лицо выполнить требования закона в отношении работников предприятия. Руководителю предприятия необходимо издать соответствующие распорядительные документы, в которых указываются дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается; мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки; лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так контроль за их выполнением. Из данной ситуации следует, что имеются многочисленные пробелы в законодательстве, которые требуют восполнения и толкования.

    При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Вместе с тем, это положение не нашло четкого отражения в нормах закона, а Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 № 12, от 11.11.2008 № 23, от 10.06.2010 № 13)дает толкование с точки зрения суда, не вдаваясь в суть цели наказания в виде приостановления деятельности.

    Судом может быть принято решение о возобновлении деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устанавливается дата. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности предприятия является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ). Требование соблюдения правил пожарной безопасности распространяется на все предприятия и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ ).

    Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ ). Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ ). Следовательно, мера пресечения о приостановлении деятельности и наказание в виде приостановления деятельности, практически, идентичны. Применение приостановления деятельности и по другим поводам, указанным в данной статье также сомнительны, а для предпринимательства такой вид наказания неэффективен и может привести к состоянию банкротства.

    Статья 3.12. КоАП РФ указывает, что административное приостановление деятельности применимо, если менее строгие виды административного наказания не могут обеспечить достижение цели административного наказания . Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях законодатель возложил на судей федеральных районных судов и арбитражных судей. Однако, исследовав применение данной нормы, авторы полагают целесообразным исключение ее из КоАП РФ.

    Рассматривая административное приостановление деятельности, необходимо обратить особое внимание на установленный максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим, представляется, что максимальный срок в 90 суток и отсутствие минимального срока, способствует применению данного наказания без учета вины и конкретных обстоятельств дела. Безусловно, административное приостановление деятельности как наказание является наиболее строгим и его назначением применяется в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, однако, отсутствие низшего предела приводит к необъективной оценке деяния. Соответствующие дополнения и изменения, внесенные в отдельные статьи Особенной части КоАП РФ, существенно ужесточили санкции. Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого сурового наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным для назначения наказания, не будут устранены. В этой ситуации налагается новое административное наказание, и административный процесс начинается вновь.

    Следует учитывать, что существует несколько оснований исключающих применение мер административной ответственности, указанных в статье 227 КоАП РФ , которые исключают производство по делам административных правонарушений. Такими обстоятельствами являются: отсутствие события правонарушения, отсутствие состава правонарушения, издание акта, устраняющего применение административного взыскания, истечение сроков наложения административного взыскания либо привлечение по тому же факту к административной ответственности (постановление о наложении административного взыскания, неотмененное постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо наличие по факту уголовного дела). В частности Пленум Верховного суда РФ указал, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, обстоятельства угрозы причинения вреда, должны быть указаны судьей в постановлении по делу об административном правонарушении . В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ ).

    Иными обстоятельствами являются отсутствие состава административного правонарушения, т. е. отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав правонарушения, отграничивающее правонарушение от деяния, которое им не является.

    Административное приостановление деятельности осуществляется по решению суда в том случае, если создается угроза жизни и безопасности людей. Доказывание наличия на объекте реальной угрозы жизни и безопасности людей, в соответствии с требованиями КоАП РФ, лежит на органах, установивших наличие административного правонарушения. Само по себе перечисление в административном протоколе допущенных нарушений не является доказательством наличия реальной угрозы жизни и безопасности людей. Без проведения, например, пожарно-технической экспертизы установить величину риска не представляется возможным При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

    Субъективную сторону административного правонарушения составляет отношение лица к совершенному им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности. При этом административное приостановление деятельности возможно только при повторном совершении хотя бы одного из подобных правонарушений, то есть при установлении умысла. При внесении изменений в ст. 20.4 КоАП РФ дело может стать неподведомственным и неподсудным районному суду, т. к. приостановление деятельности, как исключительный вид наказания возможно исключительно судом и только при повторном совершении хотя бы одного из перечисленных в статье 20.4 КоАП РФ нарушений . Требование о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности зачастую неопределенно и направлено на прекращение деятельности юридического лица в целом. При назначении дела к слушанию судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела. В случае применения временного запрета деятельности, дело должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности по эксплуатации и в остальных случаях дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела . Зачастую требование закона судом не выполняется, дела назначаются с заведомо нарушенным сроком в 1 месяц.

    Таким образом, можно сделать вывод, что сущность административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в виде приостановления деятельности, требует исключения данного наказания из состава административных наказаний, сохранив административное приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в исключительных случаях, только при установлении факта угрозы жизни и здоровью людей, в том числе работников предприятия, только судом, и только в качестве меры пресечения. Этот срок должен определяться временем необходимым для устранения допущенного нарушения. Необходимо восполнить пробел в системе наказаний по данной категории административных правонарушений. Таким образом, система административной ответственности требует дальнейшего совершенcтвования, как мер административного пресечения, так и мер административного наказания, замены одних, изживших себя форм административной ответственности другими, имеющими предупредительное значение.

    Список литературы:

    1. Гражданский Кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.05.2011 - [Электронный ресурс] Режим доступа - КонсультантПлюс - 2011

    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // [Электронный ресурс]. Режим доступа. - КонсультантПлюс. ВерсияПроф - М., 2011

    3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ» - Режим доступа. - URL: http://www.supcourt.ru/

    4. Федеральный закон РФ от 03.06.2011 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности» - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/

    5. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - Режим доступа. - URL:

    Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

    В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

    В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

    Деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;

    Эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;

    Осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

    Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

    • жизни или здоровью людей;
    • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
    • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
    • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

    Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

    Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

    Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости - при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

    В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

    • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
    • наложение пломб;
    • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

    При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

    Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик - 90 суток.

    Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

    • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
    • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
    • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

    При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

    Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность . Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

    При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

    После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

    Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

    По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 Письма ВС РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ).

    Временный запрет деятельности

    Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

    Примечание. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

    Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

    Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

    Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).



    Просмотров