Законодательная власть рф определение. Органы законодательной власти РФ

В Конституции РФ не дается определения законодательной власти, но устанавливается, кому она принадлежит и как осуществляется.

Законодательным органом (на федеральном уровне) является Федеральное Собрание – парламент РФ. Законодательные полномочия присущи парламенту как основному институту представительной демократии в России.

В системе сдержек и противовесов законодательная власть определяет способ организации и функционирования исполнительной и судебной властей, выполняет ориентирующую роль по отношению к ним . В этой связи парламент наделен иными полномочиями, не связанными с нормотворческим процессом, – в сфере контроля, прежде всего, за исполнительной властью, в сфере назначения должностных лиц (во внепарламентские органы).

Таким образом, можно выделить три основных функции парламента РФ – законодательную, представительскую и контрольную.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание (парламент) РФ состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственная Дума. Наличие второй палаты обусловлено следующими причинами:

  • – необходимостью представительства и согласования интересов субъектов Федерации;
  • – заинтересованностью в более высоком качестве законодательства при вторичной разносторонней и взвешенной оценке закона другой палатой (Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой).

Для того чтобы верхняя палата могла выполнять указанную роль, необходим особый порядок ее формирования, более высокие (по сравнению с депутатами нижней палаты) требования к членам палаты, меньшая политизированность ее состава, поскольку данный орган представляет не политические, а региональные предпочтения, отличная от нижней палаты компетенция.

Верхняя палата российского парламента – Совет Федерации формируется на основе равного представительства всех субъектов РФ. Каждый субъект, независимо от статуса, количества населения и т.п., направляет в Совет Федерации но два представителя: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Таким образом, на сегодня верхняя палата парламента насчитывает 166 членов. Численный состав не закреплен в Конституции РФ, поскольку существует возможность изменения субъектного состава Федерации (см. параграф 7.2).

Конституционные положения допускают различные способы формирования верхней палаты, нс упоминая о ее обязательной выборности. В настоящее время Совет Федерации является выборно-назначаемым и формируется на основании Федерального закона от 05.08.2000 № 113-Φ3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Члены Совета Федерации могут быть избраны (назначены) только из числа федеральных , региональных и муниципальных депутатов соответствующего субъекта. Кандидат должен являться гражданином России не моложе 30 лет.

Представитель в верхнюю палату парламента от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом на срок его полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий .

Таким образом, каждый член верхней палаты имеет индивидуальные временные рамки деятельности, и палата никогда не обновляется полностью. Совет Федерации нс подлежит роспуску.

Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума – является общенациональным представительным органом, призванным выражать политические интересы всего населения России, поэтому способы ее формирования и требования к составу иные. В соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и не подпадающий под цензы пассивного избирательного права.

Федеральные списки кандидатов выдвигают политические партии. Они вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий (не более половины списка). Отсутствие такой возможности означало бы ущемление конституционного права гражданина РФ быть избранным в органы государственной власти, связывая его с обязательным вступлением в какую- либо партию.

Выборы назначаются Президентом РФ. Организацией выборного процесса занимается ЦИК РФ, которая регистрирует списки кандидатов от партий (отметим, что сбор подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов не осуществляется), контролирует соблюдение правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществляет внушительное количество иных управленческих действий, необходимых для проведения выборов. Центральная избирательная комиссия РФ определяет и результаты выборов.

К распределению мандатов допускаются списки, набравшие не менее 5% голосов избирателей. При этом списков должно быть как минимум два, и они должны в совокупности набрать нс менее 60% голосов избирателей.

Места в Государственной Думе распределяются по правилу избирательной квоты (частного, полученного при делении голосов избирателей на количество мест в палате (450)).

Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Государственная Дума, в отличие от верхней палаты, может быть распущена. Эта мера является экстраординарной, когда исчерпаны все другие способы достижения согласованной работы законодательной и исполнительной власти. Кроме того, роспуск допустим только в определенных ситуациях, оговоренных Конституцией РФ:

  • – в случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на должность Председателя Правительства РФ;
  • – в случае если Президент РФ не согласен с принятым Государственной Думой решением о недоверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ;
  • – в случае если Государственной Думой в течение трех месяцев будет повторно выражено недоверие Правительству РФ.

Новый состав нижней палаты должен приступить к работе не позднее, чем через четыре месяца после роспуска предыдущей Государственной Думы.

Государственная Дума не может быть распущена:

  • – в течение года после избрания, за исключением случая трехкратного отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. Трудно предположить, что за такой короткий срок политические предпочтения населения изменятся настолько, чтобы полностью обновить состав палаты на новых выборах. Но неспособность Государственной Думы утвердить главу исполнительной власти означает невозможность дальнейшей работы государственного механизма;
  • – после того как Государственная Дума приняла постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Запрет на роспуск действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет трехмесячный срок. Роспуск Государственной Думы в этот период означал бы нарушение баланса ветвей государственной власти, ничтожность контрольных полномочий парламента;
  • – в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ. В указанный период невозможно, например, провести выборы нового состава Государственной Думы;
  • – в последние шесть месяцев пребывания Президента РФ в должности. Учитывая обновление состава правительства вновь избранным президентом, это ограничение обеспечивает непрерывность государственной власти.

В соотв. с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполн., законод. и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех осн. ветвей (напр., Счетная палата РФ, Центр. банк РФ), Законод. власть в РФ осуще. Фед. собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законод. власть осуществляют законод. органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, напр. для заслушивания Посланий Президента РФ, Конст. суда РФ, выступлений руководителей ин. государств. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конст. суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, зам. председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Гос. дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центр. банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законод. (представительным) органам субъектов РФ, а также Конст. суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения.

Исполнительная власть в Российской Федерации.

В Конст. РФ нет главы, прямо посвященной исп. власти. Исполн. власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Однако данную норму не следует толковать ограничительно: Правительство РФ – высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исп. власть, она осуществляется системой органов, причем находящихся в иерархической зависимости. В этом заключается одна из основных особенностей исполнительной власти. Конституция РФ содержит термины «система исполн. власти» (ч. 2 ст. 77) и «структура федеральных органов исп. власти» (ч. 1 ст. 112). Эти понятия близки, но не тождественны, соотносятся они след. образом: система органов исполн. власти – это Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а структура органов исполн. власти – это конкретные органы исполн. власти, входящие в систему исполн. власти. Определяющая роль в формировании системы и структуры федеральных органов исполн. власти принадлежит Президенту РФ, законодательно эти вопросы не закрепляются. Своими указами Президент РФ устанавливает структуру федеральных органов исполн. власти и вносит в нее изменения, однако функции и полномочия фед. органов исп. власти могут устанавливаться не только в актах главы гос-ва, но и в фед. законах, в постановлениях Правительства РФ (напр., в положении о том или ином органе исп. власти). Ведущая роль в осуществлении исполн. власти в РФ принадлежит Правительству РФ. Правительство РФ – орган коллегиальный, в его состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ он назначает с согласия Гос. Думы. Не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ Президент РФ вносит в Гос. Думу кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума должна рассмотреть представленную кандидатуру в течение недели. Если представленная кандидатура будет отклонена, то новое внесение кандидатуры Председателя Правительства должно последовать в недельный срок (аналогично – после повторного отклонения представленной кандидатуры).

Судебная власть в Российской Федерации.

Суд. власть в соотв. с теорией разделения властей – одна из трех ветвей гос. власти, закрепл. в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование суд. власти регулируется гл. 7 Конст. РФ. Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь гос. власти, осуществляемая судами, к-ые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соотв. с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Одна из важнейших функций судебной власти осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражд., администр. и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Судебную систему РФ составляют суды трех категорий: 1) обычные суды (общей компетенции и специализированные, в частности военные), 2) арбитражные, 3) конституционные. К фед. судам общей юрисдикции относятся районный суд, верховный суд республики, краевой (областной суд), суд города фед. значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд РФ, а также военные и специализированные суды. Городской, краевой, областной суды, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, дела в кассационной (второй) инстанции, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражные суды . Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров. Систему арбитражных судов в РФ составляют: 1) Высший Арб. Суд РФ; 2) федеральные арбитр. суды округов (их 10); 3) арб. суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Констит. контроль на федеральном уровне осуществляется Констит. Судом РФ , состоящим из 19 судей. Он разрешает дела о соотв. Конституции РФ: а) федеральных законов,НА Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, договоров между органами гос. власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Нетипичные ветви власти.

Есть органы (Президент, прокуратура, армия), формально не относящиеся к какой-либо из ветвей, хотя на основе анализа их функций и методов деятельности можно говорить об их принадлежности какой-либо ветви власти. Президент в гос-вах с республиканской формой правления - глава гос-ва и исп. власти или только гос-ва. Последнее более характерно для любой, кроме президентской, республики. Президент РФ, напр., согл. Конституции РФ 1993 г. (ст. 80) - глава рос. гос-ва, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент в целом независим от др. органов гос. власти, парламентские и судебные сдержки и противовесы, а тем более контроль, существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над другими ветвями власти. Прокуратура - специальный гос. орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов гос-ва в судебном процессе. Конституция РФ 1993 г. устанавливает лишь наиболее общие принципы организации Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Cогл. ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генер. прокурору РФ; Ген. прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Ген. прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Ген. прокурором РФ. Армия – специфический орган, выполняющий функцию обороны от внешнего нападения. Как правило, она управляется через правительство (министерство обороны).

Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года).

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.

Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) }

Просмотров