Что дать при составлении административного протокола. Чем отличается протокол от постановления об административном правонарушении гибдд? Особенности составления документа

Если вы не согласны с правонарушением, за которое положен штраф, или вам грозит лишение права управления транспортным средством или арест, то инспектор обязан составить протокол. Если вам предложили сесть в машину ГАИ для оформления протокола, то это - ваше право, а не обязанность. Никакой НПА не обязывает вас это делать, а по "Административному регламенту" инспектор может лишь предложить пройти в патрульный автомобиль (пункт 70 подпункт "в"). Пункт 35 "Административного регламента" обязывает инспектора оформлять все бумаги на месте и только допускает их оформление в патрульном автомобиле. Если у вас в машине пассажир, то выходите оба. Наличие свидетеля с вашей стороны способно как свести на нет любые попытки "развода", так и усложнить процедуру оформления документов за действительно совершенное правонарушение, что приведет к ошибкам. В этом случае инспектор десять раз подумает, прежде чем что-то сделать или сказать. Если сели в машину ГАИ, опустите стекло или оставьте дверь открытой, пусть свидетель слушает весь разговор. Если инспекторы возмущаются й настояли на закрытии двери и окна, то пусть свидетель стоит рядом и наблюдает, что творится в салоне.

Кратко о том, что пишем в протокол:

1. По вопросу разъяснения прав: "Не разъяснены".

2. Там же: "Схема не составлялась" или на схеме "Со схемой не согласен".

3. Если применялись приборы, в объяснениях: "Сертификат и свидетельство о поверке не предоставлены".

4. Если есть свидетели, вписываем свидетелей или пишем: "Есть свидетели".

5. Схему и протокол фотографируем.

6. Подаем ходатайство о предоставлении квалифицированной юридической помощи.

Данные протокола - основное доказательство вашей вины (статья 26.2 КоАП), а ваши объяснения в нем - основное доказательство вашей невиновности (статья 26.2 КоАП). От того, как будет составлен протокол, во многом зависит, понесете вы наказание или нет. Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в статье 28.2 КоАП: "В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения» необходимые для разрешения дела".

Согласно пункту 110 "Административного регламента", в протоколе указывается нарушенный пункт ПДД. Протокол может быть составлен только в отношении конкретного гражданина. Известны случаи, когда при составлении протоколов инспекторы не удосуживались устанавливать личность водителя и вписывали персональные данные водителя с его слов. В результате наказывали невиновных. Конечно, такие действия инспекторов незаконны, а постановления подлежат отмене (Постановление ВС РФ от 24.07.2013 г. № 89-АД13-5). Получив протокол, уточните, можете ли вы сразу после подписания забрать копию. Ответ должен быть положительный. Отрицательный ответ должен насторожить. Уточните, почему нельзя, ведь протокол уже составлен, все нужное со стороны инспектора вписано, и он его подписал. Если вы подпишете протокол, а инспектор заберет его себе, то под вашу подпись он может написать все что угодно. Например: "Водитель с нарушением согласился". Сопротивляться будет уже поздно.

Далее, внимательно, вдумчиво читайте протокол и заполняйте графы. Помните, что инспектор в любой момент может вырвать протокол из ваших рук, поторопить и т.д. Ведите себя спокойно. Нервному инспектору задайте любой вопрос, например: "Извините, а что тут писать?" - и пока инспектор вам отвечает, пишите то, что нужно вам. Сразу же найдите место, где вы расписываетесь за разъяснения ваших прав и обязанностей, и если инспектор вам их не разъяснил или предложил прочитать их на обороте протокола, то вместо подписи пишите: "Нет, не разъяснены". Не вы должны их читать, а он разъяснять. Редкий инспектор сможет это сделать. Если инспектор сумел зачитать по памяти статью 25.1 КоАП, поинтересуйтесь, какими именно "иными процессуальными правами" вы можете пользоваться. В графе "Объяснения лица" следует написать "Не согласен". Если у вас есть веские аргументы, подтверждающие ваше несогласие, и вы в них уверены, излагайте их здесь же.

Любые факты, подтверждающие вашу невиновность, указанные в протоколе, имеют очень большой вес. В крайнем случае в нервной обстановке, чтобы не идти на конфликт с инспектором, пишите: "Объяснения в присутствии адвоката". Потом, в спокойной обстановке, лучше с адвокатом, вы разберетесь, а было ли нарушение вообще. Не поддавайтесь чувствам - признав правонарушение здесь и сейчас, оспорить его потом будет тяжело. Обязательно запишите: "Схема не составлялась", если таковой на момент подписи не было. Позже схема может появиться с комментарием ГАИ, что вы от подписи отказались. Если схема имеется, пишите на ней: "Не согласен". Схема составляется без соблюдения масштаба, без измерения расстояний, без привязки к местности. На схеме, как правило, отображается действие во времени, например обгон, а для точной фиксации местонахождения автомобилей в различные моменты времени нужен десяток инспекторов. Чтобы впоследствии схему не подменили с целью уничтожить ваш комментарий, в протоколе также запишите "Со схемой не согласен".

Кроме того, копию схемы, согласно пункту 118 "Административного регламента", вам не выдадут, то есть у инспектора будет неограниченное время написать все что угодно на схеме, и все это в случае вашего согласия будет заверено вашей подписью. Таким образом, ваше несогласие со схемой и процедурой ее оформления вполне логично. Настоятельно советуем сфотографировать схему, ссылаясь на статью 25.1 КоАП и пункт 25 "Административного регламента". Если использовались какие-либо средства измерения - радар, алкотестер и т.д. - пишите: "Сертификат и свидетельство о поверке не предоставлены". К протоколу можно приложить любые документы: вашу схему, показания ваших свидетелей, ваши ходатайства и т.д., сделав соответствующую запись в протоколе. Если вы не успеваете написать документ, ничего страшного. Впишите в протокол, что к нему прилагается, например, ходатайство, и инспектор будет вынужден ждать окончания процедуры составления ходатайства.

Требуйте вписать в протокол свидетелей, будь то ваши пассажиры, водитель автомобиля, который вы обогнали, или случайные прохожие. Статья 25.6 КоАП гласит, что "свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу". Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что они - заинтересованные лица, поинтересуйтесь, не превышает ли он полномочия, давая оценку свидетелям и их показаниям? Если свидетели инспектором не указаны, вписывайте их в протокол собственноручно или хотя бы запишите фразу "есть свидетели". Заинтересованными лицами по КоАП могут быть понятые, эксперты и пр., но никак не свидетели. В своих объяснениях потом запишите: "Прошу обратить внимание, что инспектор отказался вносить свидетелей в протокол. Мне не важно, что они скажут, важно, что инспектор испугался, что они расскажут правду. Других оснований для отказа не нахожу".

Для подкрепления доказательной базы инспекторы могут остановить первого попавшегося водителя грузовика. Водитель-профессионал крайне неохотно идет на конфликт с ГАИ - это потеря времени сейчас и возможные проблемы в будущем. Поэтому ему проще здесь и сейчас дать "свидетельские показания": якобы он видел, как вы совершали обгон там-то и там-то, а то и просто расписаться на чистом листе и через пару минут уехать. В такой ситуации необходимо записать в протоколе в объяснениях, например: "Остановленный водитель КамАЗа г/н 0000 не мог видеть моих действий на дороге", а в суде ходатайствовать о поручении опросить водителя грузовика мировым судьей по месту его жительства на основании статьи 26.9 КоАП. Запись в протоколе о предоставлении квалифицированной юридической помощи особой роли не играет.

Диктофон (видеокамера) - ваш лучший свидетель. Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС. Никогда и ничего не сочиняйте: "Спешил к теще на блины", - для суда является подтверждением вашей вины. Если сомневаетесь, что именно нужно писать, то лучше не пишите ничего. Позже, лучше с защитником, изложите свою точку зрения на бумаге. Пылкие речи в ГАИ или в суде никого не интересуют, так как протокол рассмотрения не обязателен (не путайте протокол рассмотрения дела в суде с протоколом об административном правонарушении). Обязательно распишитесь в графах "Копию протокола получил" и "Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении", оторвите копию протокола и возьмите себе. Вносить в протокол какие-либо исправления имеет право только инспектор, который его составлял, и эти исправления должны быть заверены подписью водителя, либо водителю в течение трех дней высылается новая копия протокола.

Взять и исправить протокол за "не пропуск пешехода" на "управление в состоянии опьянения" инспектор не имеет права. Опечатки, описки, арифметические действия пусть исправляет. Но не более. Если инспекторы утверждают, что никакие исправления не вносились, а просто между протоколом и копией попала какая-то бумажка в момент заполнения, то водителю изначально было вручено что угодно, но не копия протокола. "Копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы" (пункт 4 "Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"). Таким образом, имеет место нарушение части 6 статьи 28.2 КоАП. Лучше сфотографировать оригинал протокола. Если инспектор решится на исправления, а позже в суде заявит, что между оригиналом и копией попала бумажка, то его действия тянут на служебный подлог.

Протокол должен составляться немедленно (часть 1 статьи 28.5 КоАП), и как следствие: Сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Исполнение сотрудниками конкретных административных действий должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия. Необоснованные действия (бездействие) сотрудников, влекущие увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются (пункт 34 "Административного регламента"). Инспекторы склонны козырять, что они могут задержать водителя на 3 ч (часть 1 статьи 27.5 КоАП). Парируйте тем, что составление протокола не является мотивом задержания; задержание не может быть без доставления в помещение органов внутренних дел; а автомобиль ГАИ - не помещение для задержанных.

Если инспектор затянул время составления протокола, а вы никуда не торопитесь, то в своих объяснениях пишите, что к протоколу прилагаются ваши объяснения на трех листах (можете указать на 10-20 листах в зависимости от времени и вашей фантазии). Никто не запрещает вам впоследствии обратиться в прокуратуру с заявлением о возбуждении в отношении инспектора дела по статье 12.35 КоАП за незаконное ограничение права на управление транспортным средством.

Позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5 , см. коммент. к ст. 28.4 , 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил - 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 , а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6 , 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 , указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2 , нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях - с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2 , 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2 . Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2 , а также ст. 28.3 , 28.5 , 28.8 , 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4 , пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 , и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3 , а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Кроме того, ВС полагает, что:

Если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

Обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (

Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.

Причины возбуждения дела

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Дело считается открытым

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

Составление акта

  1. Если правонарушение произошло в случае, который предусмотрен ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 КоАП РФ и оно повлекло за собой причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего.
  2. Составление происходит незамедлительно после установления факта нарушения.
  3. Осмотр места нарушения осуществляется должностными лицами, которым законодательно разрешено составлять протоколы в присутствии двух свидетелей.
  4. В документе необходимо указать число, место написания, реквизиты должностного лица, сведения о нарушителе, сведения о свидетелях и пострадавших, иные сведения, необходимые для составления акта.
  5. В акте осмотра места, где произошло административное правонарушение, должны быть описаны:
    1. Действия должного лица, которое уполномочено составлять протоколы о выявлении данного факта в порядке его произведения.
    2. Состояние и качество дорожного покрытия, наличие разметки, должное освещение или его отсутствие той части дороги, на котором установлено правонарушение.
    3. Вид перекрестка, на котором зафиксирован факт административного правонарушения, исправность светофора, наличие знаков.
    4. Иные обстоятельства, являющиеся существенными для уточнения факта нарушения.
  6. Выслушиваются те лица и их заявления фиксируются, кто участвовал в производстве осмотра.
  7. Лицам, которые принимали участие в написании протокола о совершении факта административного правонарушения, объясняются их права и обязанности, предусмотренные законодательством. Данный факт фиксируется в протоколе.
  8. В документе необходимо зафиксировать факт фотосъемки и видео, если таковые осуществлялись, как способ фиксации вещественных доказательств. Такие материалы прикладываются к делу.
  9. Подписи в протоколе ставятся уполномоченными лицами и теми, кто участвовал в осмотре места правонарушения.

Недостатки протокола

Главным недостатком протокола можно назвать отсутствие данных, которые указаны в части 2 статьи 28, а также других сведений в зависимости от их значимости по отношению к конкретному административному делу.

К примеру, отсутствие информации о владении лицом тем языком, на котором заведено дело, а также о предоставлении переводчика.

Сроки составления

Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:

  • Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
  • Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
  • Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст. 27.7.

Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.

Незамедлительное составление протокола

Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:

a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.

b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.

Когда требуется время

Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:

  • Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
  • Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
  • Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.

Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.

Исходя из данных в ст.28.5 КоАП РФ, промежуток времени, в котором может быть составлен протокол, может растягиваться до полугода. Это связано с тем, что может возникнуть необходимость проведения расследования, которое длится до месяца или двух (если было подано ходатайство на продление сроков).

А если нарушение повлекло за собой причинение вреда (легкого или среднего), то как раз сроки составления протокола об административном правонарушении растягиваются на шесть месяцев.

Подписание и вручение документа

Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.

Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.

После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.

Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.

На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.

А что делать, если произошло нарушение срока составления протокола об административном правонарушении? Если доказано и признано нарушение по срокам, то привлечь лицо к административной ответственности за нарушение нельзя.

Рассмотрение дела

В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:

Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.

Срок, в течение которого должен быть составлен , прописан в ст. 28.5 КоАП. В соответствии с ним, протокол о свершенном административном правонарушении обязан быть оформлен сразу же после того, как было выявлено.

Если необходимо в дополнение к уже известным фактам выявить остальные обстоятельства по делу или информацию о физ. лице либо сведенья о юр. лице, относительно которых и происходит возбуждение дела об административном нарушении закона, то, согласно с той же статьей, сроки оформления административного протокола могут быть продлены на двое суток с того момента, как выявили административное преступление.

Административный протокол содержит определенную информацию

К информации, которую имеется возможность собрать в срок до 2-х суток с того момента, как выявили правонарушение административного характера, относится следующие:

  • данные об определенных обстоятельствах дела, которые способны отяготить либо смягчить ответственность или указать на то, что малозначительно;
  • сведения о физ. лице, относительно которого и планируется возбуждения административного дела (ФИО, дата рождения, где работает гражданин и какую занимает должность, место его постоянного либо временного проживания, каково семейное положение, сколько человек имеется на иждивении, какой размер заработной платы либо другого заработка, привлекался(лась) ли ранее за административные правонарушения и т.п.);
  • информация о юр. лице, относительно которого и ведется возбуждение дела (ИНН, ОКПО, полное название, юридический адрес и фактический, находится на учете в определенной налоговой организации, имеются ли банковские счета.

Данную информацию имеется возможность получить из налоговой организации, ОВД, иных гос.органов, предприятия либо фирмы, где работает лицо, которому грозит привлечение к ответственности, и иных заведений.

При расследовании каков срок оформления протокола?

Административный протокол: образец

Если осуществляется расследование, протокол об административном преступлении оформляется, когда закончится расследование в сроки, предустановленные ст. 28.7 КоАП. Несоблюдение установленных законодательством сроков формирования протокола об административном преступлении считается неважным минусом протокола.

Такого рода же позиции руководствуется и ВАС. Само по себе несоблюдение срока формирования протокола об , предусмотренного уже упомянутой статьей, не считается причиной, исключающей производство по делу об административном преступлении, если данным протоколом подтверждается факт преступления и он составлен в рамках срока давности, определенного в рамках установленного законодательства.

Согласно ст. 28.8 КоАП протокол (распоряжение из прокуратуры) об административном преступлении отправляется в суд, организацию, должностному лицу, у которых имеются права проводить рассмотрение дела о преступлении административного характера, в течение суток с момента оформления протокола (вынесения распоряжения) об административном преступлении.

В данной статье определено, что протокол об административном преступлении, осуществление коего приводит к административному задержанию, переходит на рассмотрение судье незамедлительно уже после его оформления.

В каких случаях продлевается срок оформления протокола

В определенных случаях установленный законодательством срок по заявлению должностного лица, который и занимается рассмотрением дела, имеется возможность продлить:

  1. решением руководства органа, который занимается делом об административном преступлении, либо замещающего его должностного лица. Срок продления может составлять максимум месяц.
  2. решением руководства вышестоящего органа, занимающегося делами о нарушении ПДД либо правил пользования автотранспортом, что привело к нанесению незначительного вреда здоровью потерпевшей стороне. Срок продления может составлять максимум 6 месяцев

В каких случаях назначается наказание без составления протокола

В некоторых случаях наказание назначается и без составления протокола

Назначение административного взыскания происходит без составления протокола:

  • в ситуации, когда в результате совершения административного преступления происходит назначение административного взыскания, которое выражается в виде предупреждения либо . Должностное лицо вместо того, чтобы составить протокол, производит оформление предупреждения либо постановления-квитанции о том, что на правонарушителя налагается штраф, который должен быть оплачен до определенного срока.
  • в случае выявления административного преступления в сфере дорожного движения и зафиксированного с использованием трудящихся в авто-режиме специализированного тех. оборудования, которое обладает функцией фото- и видеосъемки, либо средств фото- и видеосъемки. В данном случае не происходит оформление протокола об административном нарушении закона, а решение по делу выносится без участия лица, относительно коего происходит возбуждение дела об административном преступлении. Копии постановления направляются лицу в течение трех суток с той даты, когда было вынесено указанное постановление.

У кого есть право оформить протокол

Составление административного протокола возможно только определенными лицами

Протоколы об административных преступлениях имеют право оформлять лишь только должностные лица, работающие в органах государственной власти, их структурныхотделах и территориальных органах, лица, которые занимают соответствующие должности в иных муниципальных органах согласно задачам и функциям, которые возлагаются на них , лица, которые занимают соответствующие должности в органах исполнительной власти субъектов РФ при наделении их полномочиями на реализацию правительственного контроля и наблюдения:

  • лица, которые занимают соответствующие должности в ОВД;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, которые обладают правом реализовать функции в области государственного регистрирования учреждений некоммерческого типа, а также филиалов международных учреждений и зарубежных некоммерческих частных предприятий, организаций общественного характера, политических партий и религиозных заведений, и контролировать их деятельности;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, намеренно уполномоченных на разрешение вопросов в сфере гражданской безопасности, охраны населения и территорий от ситуаций чрезвычайного характера естественного и техногенного типа, лица, которые занимают соответствующие должности в органах, исполняющих государственное регистрирование юр. лиц и частных предпринимателей.

В итоге получается, что на составление протокола может уйти как несколько минут, так и несколько месяцев — все зависит от обстоятельств и однозначного ответа нет.

Мнение юриста-эксперта:

В статье рассматривается вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении. Этот срок законом определен – 2 дня. А если требуется проведение дополнительных мероприятий, которые позволили бы установить событие и состав административного правонарушения, то назначается административное расследование сроком 1 месяц. Он может быть продлен, но не более, чем до 6 месяцев.

Следует обратить внимание наших читателей на одно очень существенное обстоятельство. Пока длится административное расследование, срок давности привлечения к административной ответственности идет. А по некоторым правонарушениям он может составлять всего 2 месяца. Отсчитывается этот срок со дня выявления административного правонарушения, а не дня составления протокола. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит прекращению. Наши читатели могут при необходимости воспользоваться возможностью растянуть срок расследования.

Фиксация нарушений, совершенных гражданами, осуществляется посредством составления протоколов. Подобные ситуации возникают как при нарушениях законодательных актов, так и правил дорожного движения. То должностное лицо, которое будет формировать документ, должно знать и соблюдать порядок составления протокола об административном правонарушении. Пригодится такая информация и тем нарушителям, которые впоследствии могут быть привлечены к ответственности и понесут меру наказания, определяемую в соответствии с определенной статьей КоАП.

Многоканальная бесплатная горячая линия сайта

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00

Составление протокола

Протокол фиксации административного правонарушения является документом, который составляется уполномоченным на такое действие лицом. По своей сути доказательством вины или невиновности определенных лиц он не служит – он только содержит описание произошедшего.

Основанием для возможности составления протокола является:

  • Выявление правонарушения и отсутствие полномочий на вынесение решения относительно меры пресечения сразу же после произошедшего;
  • Факт правонарушения оспаривается тем лицом, которое в нем обвиняется;
  • Нарушителем оспариваются определенные моменты, что могут иметь существенное влияние при определении степени вины лица или той меры наказания, которая может быть использована в данном случае;
  • Если лицо отказывается выражать свое согласие или несогласие по факту правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств;
  • В ситуации, когда нарушителем выступает субъект, которому на момент самого нарушения еще не исполнилось 16 лет;
  • Если нарушителем выступает должностное лицо, связанное с МВД.

Особенности составления документа

Читайте:

По отношению к составлению протокола, а также к дальнейшим действиям, которые могут осуществляться на основании его содержания, статья 28.5 определяет следующее:

  • Составление документа должно осуществляться сразу же после того, как должностным лицом было выявлено совершение нарушения;
  • При наличии условия, что должностному лицу потребуется выявление дополнительных обстоятельств дела, составление документа может происходить несколько позже. При этом обязательно должен учитываться максимально возможный срок. При любых препятствиях протокол оформляется не позднее, чем 2 суток с момента правонарушения;
  • При необходимости для вынесения решения относительно виновного лица инициируют проведение расследования, в ходе которого определяются дополнительные обстоятельства.

При составлении протокола в него включают следующую информацию:

  • Дата и место составления;
  • Должность и ФИО сотрудника, который составил протокол;
  • Сведения о лице, относительно правонарушения которого составлен документ;
  • Время совершения нарушения и место, где оно было зафиксировано;
  • Причины, по которым лицо было задержано. Такой пункт может быть очень важен в случае, если нарушение ПДД или других установленных норм было обнаружено уже после того, как лицо или транспортное средство было остановлено;
  • Прочие обстоятельства, которые могут иметь существенное значение при определении степени вины. Это может быть качество дорожного полотна, тип перекрестка, исправность светофора, который установлен на месте совершенного нарушения, присутствие знаков запрета или приоритета и т.д.;
  • Сведения относительно лиц, выступающих свидетелями. Отражают ФИО и их адрес или прочие контакты, посредством которых можно будет связаться с ними;
  • Контактные данные потерпевших, если в конкретном рассматриваемом случае они имеются;
  • Сведения о понятых, которые принимали участие в процессе досмотра. При их наличии обязательно должен соблюдаться порядок уведомления о существующих правах и обязанностях;
  • Отражение факта использования фото- или видеосъемки как с одной, так и с другой стороны. Ее проведение осуществляется любыми средствами и может быть использовано при определении вины водителя или наоборот, его невиновности. Полученные материалы обязательно прилагаются к протоколу;
  • Подпись нарушителя. В случае, если он не согласен с определенными моментами, необходимо сделать соответствующие пометки. В противном случае для того, чтобы оспорить свою вину, придется приложить немало усилий. В качестве отказа признавать свою вину можно отразить формулировку «ПДД не нарушал, с инспектором ГИБДД не согласен»

Если после оформления протокола в нем остались пустые строчки, необходимо проследить за тем, чтобы они были зачеркнуты. В такой ситуации уже никто не сможет внести изменения в него, отразив факты или события, которых не было.

Параллельно с этим стоит проверить, была ли указана схема произошедшей аварии, присутствовал ли факт разъяснения прав водителю сотрудником автоинспекции и были ли вписаны показания свидетелей, которые показывают на невиновность лица.

После того, как фиксируется правонарушение, дело будет передано на рассмотрение и вынесение постановления о виновности и мере наказания, которая будет применена к нарушителю.

Следует знать, что автомобилист имеет законное право ходатайствовать о том, чтобы слушание по делу было перенесено, если назначенная дата заседания по веским причинам не дает ему возможности присутствовать на нем.

Если в протоколе присутствуют ошибки или недочеты, в обязательном порядке их следует устранить в течение трех дней с момента получения от судьи. В противном случае рассмотрение дела может быть отложено или виновное лицо будет оправдано по причине отсутствия факторов, свидетельствующих о его вине.

Свидетели и понятые


Читайте:

Одним из важных моментов при составлении протокола является присутствие свидетелей, понятых и занесение данных о них и их показаний в составляемый документ. Относительно такого момента законодательные акты гласят следующее:

  • В качестве понятого может быть приглашено лицо, являющееся дееспособным и достигнувшее совершеннолетия;
  • Понятой несет обязательство удостоверения в протоколе тех событий, которые при нем были зафиксированы. Это может относиться к состоянию водителя, наличию или отсутствию у него определенных предметов и т.д.;
  • В качестве свидетеля может выступать любое лицо, являющееся недееспособным, которое по отношению к задержанному выступает посторонним человеком или является знакомым, родственником и т.д.;
  • Если свидетелем будет субъект, которому еще не исполнилось 14 лет, то общение с ним следует осуществлять исключительно в присутствии законного представителя (родителей, опекунов). В противном случае присутствуют педагог или психолог.

При рассмотрении того, в каком случае необходим понятой и кто может выступать понятым, следует различать два существенных понятия:

  • Понятой может только подтверждать законность определенных действий или выступать основанием для подтверждения их процессуальности;
  • Свидетелем выступает лицо, которое стало очевидцем произошедшего и со своей стороны рассказывает о случившемся. В определенных ситуациях допускается использовать в качестве свидетельских показаний данные, предоставленные сотрудниками ГИБДД. Такой факт допустим только впоследствии, когда уже происходит рассмотрение дела. В самом протоколе не может отражаться свидетельских показаний автоинспектора .

Возможные ошибки при составлении протокола

При рассмотрении дела о виновности в правонарушении автомобилисты часто бывают оправданы по причине наличия ошибок как в самом протоколе, так и в перечне тех действий, которые осуществлял инспектор при его составлении.

Так, к ним можно отнести:

  • Намеренное затягивание составления протокола без присутствия объективных причин;
  • Запрет со стороны сотрудника автоинспекции на проведение фото- или видеосъемки;
  • Отсутствие подписи в составленном протоколе. Такой факт свидетельствует о том, что виновного не ознакомили с его содержанием или о том, что документ был переделан уже после фиксации правонарушения;
  • Непредоставление копии составленного документа лицу, в отношении которого он был составлен. Такой факт косвенно может также свидетельствовать о попытках замены экземпляров или исправления содержимого.

Итак, протокол об административном правонарушении – документ, который фиксирует само нарушение и содержит исчерпывающую информацию о нарушителе, свидетелях, обстоятельствах и последствиях. Составление его осуществляют должностные лица, имеющие на это полномочия. При этом в обязательном порядке необходимо соблюдать все правила и нормы, регламентирующие его оформление и действия, осуществляемые при фиксации нарушения.

Вконтакте



Просмотров