Понятие и виды коррупционных преступлений. Коррупционные правонарушения Административно правовая ответственность за коррупционные правонарушения

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- совершения преступления с только прямым умыслом;
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий:
Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
Ст. 184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
П. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
Ст.204 Коммерческий подкуп
Ст.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Ст.290 Получение взятки
Ст.291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Ч.3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической
карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Ст.295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Ст.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Ст.302 Принуждение к даче показаний
Ст.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Ст.309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.3 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:
П.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.142 Фальсификация избирательных документов, документов референдума
Ст. 170 Регистрация незаконных сделок с землей
Ст.201 Злоупотребление полномочиями
Ст.202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями
Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Ст.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Ст.286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.3) Превышение должностных полномочий (за исключением а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств;)
Ст.292 Служебный подлог
Ст. 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации:
Ч. 4 ст.188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,
П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.228.2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере
П. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;
3.5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом:
Ч.ч.3,4 ст.183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия
П. «б» ч. 3 ст.228.1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
г) в особо крупном размере
3.6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:
Ч.ч.3,4 ст.159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере
Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:

Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6) Мошенничество
Ст.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Ст.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность..."

Источник:

<МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ">


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Коррупционное правонарушение" в других словарях:

    Национальный план противодействия коррупции - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры,… … Википедия

    План борьбы с коррупцией

    План по борьбе с коррупцией - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    План противодействия коррупции - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    Программа борьбы с коррупцией - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    Программа по борьбе с коррупцией - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    Программа противодействия коррупции - Национальный план противодействия коррупции документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. В документе констатируется, что: Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием … Википедия

    Коррупция - Индекс восприятия коррупции в разных странах мира по данны … Википедия

    Коррупция - (Corruption) История коррупции в мире, виды коррупции Вред от коррупции, причины и борьба с коррупцией Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Типология. Раздел 3. Вред от коррупции. Раздел 4. Причины. Раздел 5. Борьба с коррупцией.… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Прекращение государственно-служебных отношений вследствие несоблюдения законодательства о противодействии коррупции. Монография , Сорокин Р.С.. Монография посвящена исследованию вопросов увольнения с государственной службы как меры противодействия коррупции. Предпринята попытка научного осмысления категорий «коррупционное…

Коррупция - термин, что будет "больным" для любого цивилизованного гражданского общества. Мы же будем разбирать подобные правонарушения не с моральной, нравственной, а более с "технической" точки зрения. Рассмотрим виды коррупционных преступлений, их характеристику, отличительные черты. Определим, какие положения Уголовного кодекса вводят за них ответственность.

Трактовка понятия

Преступления коррупционной направленности - общественно опасное деяние, что предусмотрено российским УК. Оно посягает непосредственно на интересы службы и ее авторитет, выражаясь в противоправном получении публичным, государственным или муниципальным служащим или сотрудником коммерческой (в том числе и интернациональной) организации каких-то преимуществ.

К последним может относиться денежная сумма, материальная собственность, услуги, работы, льготы, привилегии и проч.

Законодательное определение понятия

Понятие "коррупция" в сфере российского законодательства основывается на определении термина мировыми правовыми актами:

  • Конвенция против коррупции ООН (документ был принят в 2003 году).
  • Конвенция СЕ (аббревиатура Совета Европы) об уголовной ответственности за коррупционную деятельность (документ принят в 1999-м).

Если основываться на международные документы, то коррупцию можно трактовать так: злоупотребление данной властью для получения прибыли, выгоды как в личных целях, так и в интересах иных лиц. Сюда относятся и многочисленные формы присвоения публичной собственности для личного незаконного использования злоумышленником.

Международное право относит к коррупционным преступлениям и такое явление, как непотизм. Русскими синонимами ему будет землячество, кумовство и проч.

Факторы, способствующие коррупции

Цель коррупционных правонарушений - получение незаконным путем какой-либо выгоды, для себя или для третьего лица. Достичь этого злоумышленнику помогает совокупность следующих факторов:

  • Наличие какого-то ресурса, доступ к которому открыт для преступника (или он может получить этот доступ, преступно воспользовавшись своим должностным статусом).
  • Возникновение мотива преступления, интерес к преступной деятельности, иная движущая сила, что сподвигла злоумышленника или преступное сообщество на правонарушение.

Признаки деяния

Преступления коррупционной направленности выделяются рядом признаков, характерных именно для данного злонамерения:

  • Правонарушитель наносит непосредственный вред авторитету службы, организации, учреждения, предприятия, чьим сотрудником является. Это может быть публичная структура - органы федеральной исполнительной власти, муниципальное управление, государственная служба, и непубличная - коммерческие и иные формы. Опосредованный ущерб авторитету в данном случае могут причинить и любые иные правонарушения.
  • Противоправный, незаконный характер присвоения публичным служащим (государственным, муниципальным и проч.), работником коммерческой системы каких-либо преимуществ - денег, услуг, льгот, материальной собственности.
  • Использование своего служебного авторитета, положения не в интересах, что прописаны в трудовом (или ином ему равном) договоре.
  • Лицо, совершившее один из видов коррупционных преступлений, имеет признаки гражданина, описанного ст. 201 и 285 российского УК.

Самые распространенные виды правонарушений

Судебная практика по коррупционным преступлениям показывает, насколько популярны некоторые их разновидности. Самыми распространенными тут будут следующие:

  • Взяточничество.
  • Мошенничество.
  • Служебный подлог.
  • Превышение собственных должностных полномочий.
  • Злоупотребление своим служебным статусом.

Классификация по ФЗ "Об антикоррупци

Классификация по ФЗ "Об антикоррупционной политике"

Озвученный федеральный закон предлагает разделить всю массу подобных правонарушений на три большие группы. Отсюда виды коррупционных преступлений следующие:

  • Деяния, что совершались с целью подкупа, - 10 наименований.
  • Иные преступления, относящиеся к коррупционным, - 22 наименования.
  • Правонарушения, что считаются непосредственно связанными с коррупционными, - 4 наименования.

Ниже мы подробно рассмотрим каждую из указанных нами групп.

Правонарушения подкупной формы

Что относится к данному виду коррупционных преступлений, мы поместили в таблицу. Рядом с правонарушением - статья уголовного законодательства, что вводит по нему меру ответственности.

Суть преступления Статья УК, регулирующая правонарушение
Принуждение, подкуп к даче каких-то показаний (либо к уклонению от предоставления такой информации, ее переводу).Для случаев совершения подобного действия именно дорогой подкупа 309
Провокация коммерческого подкупа (иными словами, взятки) 304
Посредничество в процессе, системе взяточничества, обусловленное служебным положением злоумышленника 291, часть 1
Собственно, дача взятки 291
Получение лицом коммерческого подкупа (взятки) 290
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, участие в деятельности подобной структуры, цель которой - масштабное взяточничество, тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление 210, часть 3290, части 2, 3, 4291, часть 2 309, часть 4
Коммерческий подкуп должностного лица - публичного или непубличного 204
Подкуп как участников, так и организаторского состава зрелищных коммерческих конкурсов, состязаний в сфере профессионального спорта 184
К категории коррупционных относят следующие виды преступлений: антизаконное предоставление и получение информации, содержащей в себе банковскую, коммерческую тайну, что было "вознаграждено" взяткой 183
Воспрепятствование путем подкупа осуществлению гражданином его избирательных прав во время работы избирательной комиссии 141

Иные правонарушения

Все о понятии и видах коррупционных преступлений этой категории также для удобства помещено в таблицу.
Содержание правонарушения Относящаяся к нему статья Уголовного кодекса
Факт халатности 293
Факт служебного подлога 292
Незаконная занятость деятельностью, относящейся к предпринимательской 298
Присвоение правонарушителем должностных полномочий с наличием при этом корыстной либо иной собственной заинтересованности 288
Факты превышения своих должностных полномочий 286
Нецелевое расходование финансов, иных материальных средств, что находятся во внебюджетных государственных фондах 285, часть 2
Нецелевая растрата средств, которые наполняют государственный бюджет 285, часть 1
Злоупотребление полномочиями, имеющимися согласно должности 285
Факты вымогательства или хищения наркотических или психотропных препаратов, связанные с использованием злоумышленником своего должностного положения 222, часть 2, пункт "в"
Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывной техники, взрывчатых веществ, что было совершено преступником, опираясь на собственное служебное положение 226, часть 3, пункт "в"
Хищение или вымогательство спектра ядерных материалов, что предпринималось с использованием собственного должностного статуса 221, часть 2, пункт "в"
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, чему способствовало служебное положение преступника 210, часть 3
Факты превышения собственных полномочий сотрудниками детективных служб, охранных предприятий, основанием для чего служила корыстная или личная заинтересованность правонарушителя 203
Злоупотребление служебными правами со стороны частных аудиторов и нотариусов, цель чего - извлечение выгоды как для себя, так и для круга заинтересованных лиц 202
Злоупотребления полномочиями работниками, служащими и проч. 201
Регистрация сделок с землей, признанных незаконными 107
Присвоение либо растрата корпоративного, общего имущества с использованием служебного статуса 160, часть 3
Мошенничество с использованием должностного положения в области страхования 159.5, часть 3
Мошенничество по служебному статусу в сфере получения различных денежных выплат 159.2, часть 3
Мошенничество по должностному положению в сфере кредитования юридических и физических лиц 159.1, часть 3
Любое иное мошенничество, совершенное злоумышленником с использованием собственного должностного положения 159, часть 3
Невыплата пособий, студенческих стипендий, субсидий, пенсий, оплаты труда 145.1

Виды ответственности за коррупционные преступления, что были перечислены выше, содержаться в статьях Уголовного кодекса, прописанных напротив каждого пункта. Мы же переходим к последней категории по классификации ФЗ "Об антикоррупционной деятельности".

Правонарушения, связанные с коррупционными

Коррупционные преступления военнослужащих, чиновников и иных публичных и непубличных работников данной группы также помещены в таблицу.

Содержание правонарушения. Статья УК, запрещающая подобное деяние
Легализация (иными словами, отмывание) денежных ресурсов или иного имущества, что было приобретено незаконно. Законодательство относит сюда собственность, которая досталась своему владельцу в результате совершения им коррупционного преступления. 174, часть 3, пункт "б"
Отмывание денежной массы или иного материального имущества, что было приобретено собственником преступно. 174.3, часть 3, пункт "б"
Как сбыт, так и приобретение незаконно нажитого имущества. Также это покупка и продажа собственности, что заведомо была добыта правонарушителем при совершении коррупционного преступления. 175, часть 3
Укрывательство злодеяний коррупционной направленности (если случай укрывательства заранее не обещан при факте сотрудничества с правоохранительными органами).Организация какой-либо преступной системы, создающейся для совершения тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Злодеяния, что предусматриваются ст. 290 (4-я часть). 210, 316

А мы переходим к еще одной классификации структуры коррупционной преступности.

Классификация всей деятельности

За правонарушения, так или иначе относящиеся к коррупционным, не всегда следует именно уголовная ответственность. На этом утверждении базируется еще одна классификация, которую мы хотим вам представить. Она включает в себя не только преступления, но и всю коррупционную деятельность вообще.

  • Административные проступки.
  • Гражданско-правовые деликты.
  • Уголовные преступления.

Разберем классификацию попунктно

Административный тип

  • Собственно административное правовое нарушение, ответственность за которое предусматривается КоАП. Например, факт мелкого хищения госимущества, совершенного государственным служащим с использованием служебного положения.
  • Дисциплинарный поступок (уже разновидность административного). Это нарушение публичным или непубличным слушающим, работником трудового законодательства либо связанных с ним локальных нормативных актов учреждения, компании.

Гражданско-правовой тип

  • Принятие в дар государственными, муниципальными служащими, медиками, педагогами, коммерческими работниками подарков, денежных сумм от клиентов, пациентов, студентов и проч. Например, дорогая бытовая техника учителю, сертификат на зарубежный отдых лечащему врачу и проч.
  • Как принятие в дар, так и дарение муниципальным и государственным, публичным и непубличным служащим презентов, связанных с их служебным положением, исполнением определенных должностных обязанностей. Ответственность наступает за факт принятия подарка, стоимость которого в 5 раз превышает МРОТ (ст. 575 российского ГК).

Уголовный тип

А что такое уголовная ответственность за коррупционные преступления? Это меры, которые вводит УК РФ за совершение общественно опасных действий, что непосредственно посягают на авторитет публичного или непубличного учреждения, выражающихся как в незаконном присвоении преимуществ, так и в незаконном их предоставлении третьим лицам. Расследование коррупционных преступлений производится на самом серьезном уровне.

  • Собственно коррупционное преступление. Посягает на авторитет муниципального, федерального учреждения, которое становится главной целью такого посягательства.
  • Коррупционное преступление в более широком понятии. Посягающее на ту же социальную ценность (авторитет), но уже более опосредованно.
  • Преступления коррупционной направленности, которые тоже будут посягать на авторитет организации, но как не на главный, а как на необязательный, факультативный объект.

Самая серьезная ответственность за коррупционное правонарушение - уголовная. Для каждого из видов преступлений - своя мера наказания по УК. Некоторые менее серьезные деяния рассматриваются по гражданскому, административному законодательству.

УДК 343.97:328.185

Т.Л. КОЗЛОВ,

кандидат юридических наук, заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ И СОДЕРЖАНИИ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

В статье осуществлен анализ правовых категорий «коррупция», «правонарушение», научной литературы по данному вопросу, на основе которого дано определение коррупционного правонарушения. Раскрыты признаки состава коррупционного правонарушения.

Для правоохранительных и других правоприменительных целей определения коррупции, имеющегося в Федеральном законе «О противодействии коррупции», явно недостаточно. Требуется правовое отражение, объективация феномена коррупции в праве, а также формализация деяний, относимых к коррупции. Таким образом, речь идет о проявлении коррупции в позитивном праве.

С.В. Максимов, рассуждая о феноменологии коррупции, говорит о первоначальном «распадении» коррупции на две части: правонарушения и этические отклонения. Примером этических отклонений может служить совершение государственным служащим неблаговидных действий, отрицательно сказывающихся на общественном мнении, но напрямую законом не запрещенных (публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления) .

Правовое явление коррупции - это форма ее проявления в контексте действующего законодательства, квалифицирующего ту или иную совокупность деяний как коррупционные. Формы коррупции производны от коррупционных отношений, под которыми С.Н. Шишкарев понимает отношения «обладающих полномочиями публичной власти и иных лиц, возникающие по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы» .

По определению А.В. Куракина, коррупция как явление в системе государственной службы

включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами .

Четкость в формулировании коррупционных проявлений в виде конкретных нарушений закона, характера и размеров ущерба, причиняемого общественным и личным интересам, позволяет рассуждать о степени общественной опасности тех или иных коррупционных деяний, дифференцировать ответственность за их совершение .

Таким образом, правовыми формами коррупции как социального явления являются составы конкретных правонарушений. Проблема состоит в том, что ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, ни в законодательстве о государственной службе не присутствуют составы преступлений, административных правонарушений, дисциплинарных проступков с прилагательным «коррупционные» в наименовании. Определение коррупции в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» позволяет выделить лишь некоторые составы уголовно-наказуемых деяний коррупционной направленности. Причем, по единодушному мнению специалистов, перечень приведенных в нем преступлений далеко не полный.

В связи с этим появляется задача с учетом существующих в науке подходов к определению коррупции выделить сущностные признаки коррупционного правонарушения из всего многообразного массива других нарушений закона.

Понятие правонарушения является одним из ключевых в юридической науке. Как известно, правонарушения представляют собой действия (бездействие) субъектов правоотношений, не соответствующие нормативно-правовым установлениям.

В современной литературе можно встретить множество определений правонарушения: «антисоциальное, общественно опасное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность» ; «виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность» ; «противоправное, виновное, общественно-вредное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность» и множество других.

В каждой из областей правоотношений, регулируемых самостоятельными отраслями законодательства, присутствует понятие своего отраслевого, специфического правонарушения -уголовного, административного, экологического, жилищного и т.д.

В то же время правонарушения обладают рядом общих признаков, которые позволяют выделять их в качестве таковых. Например, понятие правонарушения обязательно включает в себя две сущностные характеристики: общественная опасность (общественная вредность) и противоправность. Это означает, что, с одной стороны, действия (бездействие) наносят ущерб либо представляют опасность для интересов личности, общества, государства, вызывают негативные последствия, а с другой стороны, такие действия нарушают норму права, закрепленную в конкретном нормативном правовом акте, противоречат ей.

Общественная опасность является объективным свойством в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя.

Правонарушение характеризуется и другими признаками, которые вместе с противоправностью и общественной опасностью образуют юридический состав правонарушения. Это, в первую очередь, деяние, выраженное в форме действия или бездействия - объективная сторона; при этом деяние, как правило, должно быть виновным, то есть обладать субъективной стороной; далее, это - субъект правонарушения, т.е. физическое или юридическое лицо, совершившее деяние.

В составе правонарушения присутствует также объект правонарушения, представляющий собой ту социальную ценность и те общественные отношения, которыми наносится вред или возникает угроза его причинения. Одновременно это должны быть такие общественные отношения, которые охраняются законом. Помимо общего объекта - охраняемых законом общественных отношений - выделяют родовой объект, то есть совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель .

Использование категории родового объекта позволяет определить круг отношений, на которые посягают коррупционные правонарушения. Это, прежде всего, порядок государственного управления и местного самоуправления, управления в коммерческих и иных организациях. Кроме того в объект коррупционного правонарушения входит порядок реализации любого публичного действия, публичной услуги, в том числе, когда они осуществляются негосударственными или муниципальными органами (оказание медицинской помощи, нотариальные действия, участие в голосовании, организация публичных мероприятий и т.д.) . В пользу такого круга отношений, испытывающих на себе противоправное воздействие коррупции, говорит большинство современных исследований.

Так, по мнению Ю.Р. Орловой, возникновение и существование коррупции становится возможным тогда, когда функции государственного управления общественной деятельностью обособляются и закрепляются правом. Именно в этом случае у должностного лица появляется возможность распоряжаться не принадлежащими ему общественными ресурсами за вознаграждение и принимать решения не в интересах общества или государства, а исходя из своих корыстных и иных личных побуждений .

Сущность коррупционных правонарушений и их крайнего проявления - коррупционной преступности, проявляется в том, что она искажает нормальные общественные отношения: власть, предоставленная обществом через государственный аппарат конкретным представителям, начинает использоваться не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц .

Профессор А.И. Долгова отмечает, что «в случае коррумпированности государственных служащих граждане фактически утрачивают свой государственный аппарат, он служит в этом случае не налогоплательщикам, а интересам тех, кто его «перекупил». И часто это бывают противоправные интересы, связанные даже с утратой государственного суверенитета» .

Последнее обстоятельство не без оснований дает повод высшему руководству страны и специалистам заявлять, что проблема коррупции вышла на уровень угрозы национальной безопасности. Уже в числе основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции называется признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации (подпункт «а» п. 7).

Следует иметь в виду, что объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные отношения. Причина такого положения в том, что там, где присутствует государственное регулирование (оказание государственных, даже шире - публичных услуг), возможно коррупционное поражение установленного порядка принятия решений за счет своекорыстных действий ответственных должно стных лиц (государственные закупки, распоряжение государственным имуществом, лицензирование, регистрация, здравоохранение и т.д.).

Объективная сторона коррупционных правонарушений, то есть содержание коррупционных действий (бездействия), в первом приближении может быть вычленена из определения коррупции, содержащегося в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции». Это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Указанные

действия могут совершаться в интересах физических и юридических лиц, что на содержание объективной стороны существенного влияния не оказывает.

Фактически в статье перечислены некоторые составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ): злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Другие коррупционные правонарушения, очевидно, охватываются словосочетанием «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения». Однако, как справедливо отмечает Э.В. Талапина, далеко не все известные преступления коррупционной направленности вошли в приведенный перечень . Например, незаконное участие в предпринимательской деятельности, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, присвоение или растрата с использованием служебного положения. Эти и другие преступления совершаются с использованием служебного положения, что далеко не всегда подпадает под критерий «иное незаконное использование», поскольку служащий при совершении преступления может действовать в рамках своих полномочий, формально не нарушая закон. Более того, в России не являются уголовно наказуемыми некоторые деяния, считающиеся в мире коррупционными, например, такие как коррупционный лоббизм, злоупотребление влиянием (непотизм) и др.

По мнению ряда исследователей, составы коррупционных правонарушений, указанные в приведенном определении, в которых в качестве субъекта правонарушения выступает физическое лицо, содержатся лишь в уголовном законодательстве и имеют форму уголовно-правовых деяний. Такое положение фактически вытекает из норм международных конвенций, посвященных противодействию коррупции, в которых закрепляются виды общественно-опасных деяний, предлагаемых государствам-участникам к криминализации.

Однако такой подход не позволяет охватить те деяния, которые хотя и содержат признаки коррупции, но по степени общественной опасности

к преступлениям не отнесены, например, уже упоминавшийся подкуп избирателей, участников референдума (ст. 5.16 КоАП).

Кроме того, существуют специальные правила и процедуры, ограничения, запреты и обязанности, направленные на профилактику и предупреждение коррупционной деятельности и коррупционного поведения.

В частности, процедуры проведения конкурсов, аукционов на закупку имущества, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно ст. 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установлены, в том числе, и в целях «предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов». Нарушение этих процедур влечет административную ответственность (ст. ст. 7.29, 7.30, 7.31 КоАП).

Закрепленная в ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность по предотвращению или урегулированию конфликта интересов на государственной службе служит превентивной мерой к возникновению коррупционного поведения, призвана на ранней стадии упреждать превалирование личного, корыстного интереса служащего над интересами службы. Нарушение такого рода обязанностей также должно быть отнесено к числу коррупционных правонарушений (в данном случае дисциплинарного характера).

С учетом сказанного, объективная сторона рассматриваемого вида правонарушений включает не только использование должностного (служебного) положения вопреки законным интересам общества и государства в результате взятки (подкупа), но и нарушение правил и процедур, специально предназначенных для предупреждения коррупционных преступлений.

В пользу такого широкого понимания содержания объективной стороны коррупционного правонарушения говорит и ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающая наступление уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Кроме того, как уже отмечалось, коррупция может присутствовать не только в процессе государственного или муниципального управления,

управления в коммерческих или некоммерческих организациях, для которых оправдана терминология «должностные полномочия», «служебное положение». Коррупционные проявления фактически возникают также при осуществлении любой публичной деятельности, будь то выборы, организация благотворительного концерта, спортивного матча, проведение общественных слушаний и т.д. В связи с этим объективная сторона коррупционного правонарушения должна включать в себя злоупотребление или иное несовместимое с общественным интересом использование публичного положения, которое следует трактовать широко (имея в виду и избирателя, и члена избирательной комиссии; и организаторов спортивного матча, и игроков; и членов организационного комитета по проведению общественных слушаний, и участников слушаний). То есть, говоря о публичном положении, речь следует вести об институциональном участии в деятельности, выходящей за пределы частных, гражданско-правовых отношений, деятельности, имеющей общественное значение.

Субъект коррупционных правонарушений это, прежде всего, физическое лицо, занимающее какую-либо публичную должность, то есть должность, связанную с отправлением публичных (общественно полезных, общественно значимых) функций, услуг, либо осуществляющее какую-либо публичную деятельность (участие в выборах, в публичных спортивных мероприятиях; организация концерта; выступление на общественных слушаниях и др.).

Категория «публичное должностное лицо» не используется в российском законодательстве, хотя в арбитражном и гражданском процессуальном законодательстве применяется оборот «публичные правоотношения», подразумевающий отношения с участием государственных структур. Тем не менее эта категория содержится в Конвенции ООН против коррупции (п. «а» ст. 2) и вбирает в себя не только представителей власти или служащих государственных и муниципальных органов, работников государственных и муниципальных предприятий, обладающих организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями1. Публичное должностное

1 Примечание 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ.

лицо - собирательное понятие, которое подразумевает любое лицо, занимающее должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также любое лицо, оказывающее публичные услуги, включая врачей, работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства, частных нотариусов и др.

Это понятие является более широким и, в данном случае, более точным определением субъекта коррупционных отношений, чем определение должностного лица, сложившееся в российском уголовном праве.

В связи с этим Федеральный закон «О противодействии коррупции» в качестве субъекта коррупционных правонарушений определяет не как должностное лицо (по аналогии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ), а как физическое лицо, использующее свое должностное положение. Такой подход в большей степени учитывает требования антикоррупционных конвенций .

Тем не менее, даже термин «публичное должностное лицо» (физическое лицо, использующее должностное положение) не охватывает все возможные категории участников коррупционных отношений.

Заявленный нами ранее широкий взгляд на объективную сторону коррупционного правонарушения предполагает противоправное действие (бездействие) публичного лица, то есть физического лица, реализующего какую-либо публичную услугу, участвующего (в качестве активного участника) в публичной деятельности, публичном мероприятии. При этом надо понимать, что речь идет о подкупаемой стороне в коррупционной сделке, о стороне, которая способна употребить свое публичное положение в интересах частных лиц (в том числе юридических), вопреки общественным целям, предполагаемым в данной публичной деятельности, то есть о коррупционере.

С другой стороны, помимо публичного лица в коррупционном правонарушении может присутствовать субъект, не относящийся к категории должностных или иных публичных лиц, а, напротив, выступающий «потребителем» публичных услуг, заказчиком злоупотребления, то есть кор-руптер. Следует иметь в виду, что коррупция в ее криминологическом смысле характеризуется всегда взаимодействием двух сторон: корруптера и коррупционера. Корруптер подкупает корруп-

ционера, а тот за соответствующую плату совершает нужные корруптеру действия .

Субъективная сторона коррупционных преступлений, безусловно, проявляется в форме умысла. Правонарушитель осознает противоправность своих действий, их последствия и желает их наступления. Причем умыслом преступника охватывается получение выгод материального характера (по-нашему мнению, отличному от действующего законодательства, но созвучному международно-конвенционному подходу, и выгод нематериального характера) для себя или третьих лиц, а также осознание требуемых от него действий, которые могут носить законный или незаконный характер, однако в любом случае они идут вразрез с интересами общества и государства.

Что касается иных коррупционных правонарушений непреступного характера, то здесь вина возможна и в форме неосторожности. Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП («Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)»), может быть обусловлено неинформированностью работодателя о существующих ограничениях для бывших государственных служащих.

Кроме того, для коррупционных правонарушений определяющее значение имеет и такой элемент субъективной стороны, как мотив. Коррупционные преступления и некоторые административные и дисциплинарные правонарушения совершаются с корыстной мотивацией. Однако установление мотива актуально, прежде всего, для уголовно-наказуемых деяний, поскольку, исходя именно из этого критерия, совместное Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» определяет принадлежность ряда составов преступлений к числу коррупционных (Перечень № 23).

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» прямо говорится об использовании служебного положения «в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих».

Следует отметить, что Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 1999) и Конвенция ООН против коррупции (Нью-Йорк, 2003) говорят о получении какого-либо неправомерного преимущества публичным должностным лицом. При этом понятие преимущества, как представляется, может включать не только имущественные, как это предусмотрено российским законом, но и неимущественные блага, что допускает не только корыстную (направленную на извлечение прибыли в виде денег, ценностей и т.д.), но иную личную мотивацию.

В связи с этим в научных кругах ведется имеется дискуссия на предмет возможности включения в субъективную сторону состава коррупционного преступления (на уровне теории и для целей статистики) такого квалифицирующего признака, как личная заинтересованность, имея в виду, что выгоды, получаемые публичным должностным лицом от использования служебного положения в интересах третьих лиц (групп лиц), могут носить нематериальный характер. Например, коррумпированный чиновник может злоупотреблять должностными полномочиями из карьерных соображений с использованием принципа «ты - мне, я - тебе», либо, будучи членом организованной преступной группировки, действовать в общегрупповых криминальных интересах, даже не получая «плату» за конкретное злоупотребление. Не относить подобные действия к числу коррупционных, наверное, было бы неправильным.

Резюмируя сказанное, мы сформулировали определение коррупционного правонарушения как употребление публичным лицом своего публичного положения в частных целях вопреки интересам общества для получения выгод материального и нематериального характера, а также нарушение правил, предназначенных для предупреждения коррупции.

Естественно, что это не предлагаемая законодательная конструкция, а повод для научной дискуссии и поиска эффективного решения научно-правовой проблемы.

Список литературы

1. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. -М.: ЗАО «ЮрИнфоР®», 2008. - 255 с.

2. Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. - М.: КДУ, 2010. -248 с.

3. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Люберцы, 2008.

4. Кругликов Л.Л. О дифференциации ответственности за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики. Вторые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2009 г.): сб. науч. трудов / отв. ред. С.В. Максимов. - М.: Институт государства и права РАН, 2010. - С. 135-153.

5. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Теория государства и права: учебник / под ред. В.Н. Хропанюка. - М.: МП «ДТД», 1995. - 384 с.

6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. -М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.

7. В.И. Гойман, В.В. Лазарев. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - С. 197.

8. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. -М.: Эксмо, 2007. - 448 с.

9. Морозова Е. В. О содержании и правовой природе категории «публичная услуга» // Публичные услуги: Теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

10. Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: межведомственный научный сборник / под ред. А.И. Комаровой. - М., 2009. - Т. 1 (39). - С. 113-117.

11. Илий С.К., Коваленко В.И. Криминологический анализ коррупционной преступности в Российской Федерации: научно-практическое пособие. - Ростов-на/Д: Ростиздат, 2009. - 74 с.

12. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М. : Российская криминологическая ассоциация, 2011. - 668 с.

13. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 179 с.

14. Астанин В.В. О противодействии коррупции: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2009. - 288 с.

15. Долгова А.И. Криминология: учебник. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 1008 с.

В редакцию материал поступил 25.11.11

Ключевые слова: коррупция; правонарушение; публичное лицо; коррупционное правонарушение; законодательство о противодействии коррупции.

Признаки:

Виды коррупции

1. По субъектному составу:

2. По объекту воздействия:

Понятие государственной и муниципальной службы и служащих

Государственная служба - профессиональная деятельность в аппарате государственного управления.
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.



Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора

Государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Муниципальный служащий - является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Конкурсный отбор как гарантия антикоррупционного поведения

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

дисциплинарная ответственность применяется к государственным служащим при нарушении служебной дисциплины на гражданской службе.

В ст. 57 этого же Закона перечислены те дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к госслужащим. Это:

· Замечание;

· Выговор;

· Предупреждение о неполном служебном соответствии;

· Увольнение.

За каждый дисциплинарный проступок к государственному служащему может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Уволить государственного служащего можно только по следующим основаниям:

· Неоднократное неисполнение своих служебных обязанностей без уважительных причин;



· Если государственный служащий явился на службу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо не явился на службу без уважительных причин или разглашает сведения, которые являются государственной тайной;

· Если он произвёл по месту службы хищение;

· Если он принял необоснованное решение, занимая при этом в гражданской службе должность, аналогичную руководителю в трудовом праве, или же неоднократно нарушал свои обязанности.

Порядок применения дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего аналогичен порядку применения в трудовом праве. В первую очередь, от служащего необходимо потребовать объяснения его поступка в письменном виде.
На каждый отдельный случай должен быть составлен соответствующий документ, в котором будет зафиксирован сам факт дисциплинарной провинности, а также будут стоять подписи непосредственного начальника провинившегося и еще 2-х лиц. После этого начнётся служебная проверка.

Только после проведения служебной проверки будет устанавливаться степень тяжести проступка, а также степень вины служащего и размер причинённого ущерба. На основании акта проверки будет приниматься решение о том, какая степень дисциплинарной ответственности гражданского служащего будет применяться к данному конкретному лицу.

Если гражданский служащий, в течение 1 года не получил нового взыскания, то он считается не имеющим взыскания. Однако представитель нанимателя имеет право снять со служащего взыскание досрочно по письменному заявлению последнего. Этот порядок аналогичен порядку применения и снятия взыскания по трудовому законодательству.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих

1. За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

12. Научные подходы к содержанию категории «коррупции»

Получение взятки

Относится к должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу международной организации и лицом занимающее государственную должность и государственную должность субъектов РФ.
Взятка может быть в виде: денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Взятничество осуществляться как на прямую так и через посредника.

Дача взятки

Дается должностным лица, иностранным должностным лицам, либо должностные лица международных организаций. Дача взятки осуществляется лично или через посредника.

Оно может быть значительным, крупным и особо крупным.

Значительные если сумма взятки превышает 25.000 рублей.

Крупный размер: 150.000 рублей. А особо крупный должен превышать один миллион рублей. Все это относится к ценным бумагам, иное имущество, услуги имущественного характера и иных имущественных прав.

То есть имеется, введу, что в зависимости от стоимости ценных бумаг, имущества будет классифицироваться само взятничество в каком оно было размере.

Так же есть мелкое взятничество, это уже когда сумма не превышает 10.000 рублей.

Коммерческий подкуп

Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию)

Может наказываться как штрафом, ограничением свободы, исправительными работами или же лишением свободны.

Так же коммерческий подкуп может быть совершен

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, значительном размере и особо крупном размере.

Так же есть мелкий коммерческий подкуп, это когда подкуп не превышает 10.000 рублей. Наказывается штрафом, работами, или лишением свободы до 1 года.

27. Преступления против профессионального долга

Причины коррупции

Причины высокой коррупции

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

· Двусмысленные законы.

· Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

· Нестабильная политическая ситуация в стране.

· Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

· Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

· Профессиональная некомпетентность бюрократии.

· Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

· Отсутствие единства в системе исполнительной власти, то есть, регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

· Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Организационный

Организационный конфликт интересов возникает в случае, когда организация предоставляет услуги Заказчику и в силу иных видов деятельности или взаимоотношений эта организация не в состоянии оказывать услуги беспристрастно, её объективность при выполнении возложенных на неё функций нарушается или может быть нарушена либо у этой организации появляются слишком большие конкурентные преимущества.

Личный

Личный конфликт интересов - это ситуация, когда частные интересы человека - такие как профессиональные связи вне организации или личные финансовые активы - вступают в реальное или мнимое противоречие с выполнением им/ею служебных обязанностей.

Служебная проверка

1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Ограничения

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

Запреты:

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(п. 16 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

60. Дисциплинарное производство по коррупционному правонарушению

Понятие коррупционного правонарушения

Коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность

Коррупция – это дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями.

Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий для извлечения собственной выгоды противоречащая законодательству и интересам общества и государства.

Признаки:

Существование особого субъекта обладающего полномочиями для совершения или не совершения тех или иных действий.

Исполнение полномочий не по прямому их назначению, а в целях выгоды для себя, близких или третьих лиц.

Виды коррупции

1. По субъектному составу:

Высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне:

Низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления;

Особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях

2. По объекту воздействия:

Коррупция в органах законодательной власти

Коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий

Коррупция в судебных органах

Коррупция в органах местного самоуправления

Коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях

3. По характеру воздействия на регулируемые отношения:

Уголовно наказуемые преступления;

Гражданско – правовые нарушения;

Административные и дисциплинарные проступки;

Злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п.

4. По своему охвату (размерам):

Региональная, действующая в определенном регионе

Национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права;

Межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств.



Просмотров