Временный запрет деятельности. Временный запрет деятельности Временный запрет деятельности структурных подразделений

В.И. МАЙОРОВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права ЮУрГУ

С 12 августа 2005 г. вступил в действие Федеральный закон от 09.05.2005 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 45-ФЗ). В КоАП РФ введены новая мера обеспечения - временный запрет деятельности и новое административное наказание - административное приостановление деятельности.
Изменения направлены на упорядочение действий уполномоченных органов государственного управления по приостановлению деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего на лишение уполномоченных органов по самостоятельному внесудебному применению этих действий. Практика выявила проблемы реализации новой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Решение этих проблем необходимо для совершенствования законодательства и обеспечения законности по применению временного запрета деятельности.
По мнению начальника отдела дознания Управления Госпожнадзора ГУ МЧС России по Челябинской области Н.Г. Тарасенковой, в Челябинске и Челябинской области оперативная обстановка с пожарами улучшилась, но тем не менее вызывает тревогу. Так, пожары за текущий год по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 13,7%. Количество погибших от пожаров в Челябинске снизилось на 9,4%, в области - на 7,7, однако число погибших детей возросло на 50%. Показатель количества спасенных на пожарах людей снизился на 23,4%.
Одна из эффективных мер в профилактике пожаров - временный запрет деятельности. Однако на практике возникают трудности по применению этой меры, особенно при выявлении правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ. Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) и Положению о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении организаций, сооружений и других объектов в пределах своей компетенции имели право приостанавливать полностью или частично работу хозяйствующих субъектов. С вступлением в силу Закона № 45-ФЗ административное приостановление деятельности применяется только в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Можно ли применять временное приостановление деятельности (с последующим административным наказанием - административным приостановлением деятельности) к объектам хранения и переработки нефтепродуктов, складским зданиям и сооружениям, авто-
транспортным и сельскохозяйственным объектам (зернохранилищам, элеваторам, сооружениям для хранения сена, размещения птицы и скота) и др.? На этих объектах нет массового пребывания людей, но при нарушении требований пожарной безопасности возможно возгорание с невосполнимыми потерями, причинением крупного материального ущерба, массовой гибелью скота.
Пожары возникают в основном из-за эксплуатации электрооборудования и монтажа электропроводки с нарушением правил и норм в области электроэнергетики или технологических процессов, что создает угрозу жизни или здоровью людей. Могут ли эти нарушения послужить основанием применения временного запрета деятельности? Кроме того, незаконченное строительство и реконструкция зданий и сооружений, осуществляемые с нарушением требований пожарной безопасности, в дальнейшем при эксплуатации могут создать реальную угрозу безопасности людей.
Требуют разъяснений и более точных определений такие формулировки ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, как «угроза жизни или здоровью людей», «отдельные виды деятельности», «эксплуатация агрегатов», «...если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания».
По словам старшего дознавателя Управления Госпожнадзора ГУ МЧС России по Челябинской области Д.В. Литвякова, основными причинами пожаров являются поджоги, неисправность электропроводки, неисправное печное отопление. В ходе применения новой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях возникают процессуальные трудности, в частности по процедуре вручения протокола. Так, неразрешимой является ситуация, когда представитель юридического лица отказывается принять протокол о временном запрете деятельности либо уклоняется от встречи с должностным лицом пожарного надзора. В этом случае обязанность должностного лица по вручению протокола не может быть выполнена.
До вступления в силу Закона № 45-ФЗ многим руководителям объектов были вынесены предписания о приостановлении деятельности, при этом фактически деятельность организаций не была прекращена. Однако Законом № 45-ФЗ не урегулирован механизм приведения в исполнение ранее вынесенных предписаний. Не определен и срок, в течение которого соответствующее юридическое лицо должно фактически прекратить свою деятельность после составления протокола о временном запрете деятельности. В результате эти лица имеют возможность продолжать свою деятельность после составления протокола о временном запрете деятельности.
Кроме того, если суд при рассмотрении дела об административном правонарушении не назначит такое наказание, как административное приостановление деятельности, лицо может обжаловать незаконные действия органа, применившего временный запрет деятельности, поднять вопрос о взыскании издержек в период временной приостановки деятельности.
По мнению заместителя начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Челябинской области С.В. Сусловой, в соответствии с ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке гражданского законодательства. Вместе с тем Закон № 45-ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, позволяющий рассматривать требования лиц о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, но не в результате применения меры обеспечения - временного запрета деятельности. В любом случае, чтобы взыскивать издержки, нужно доказать, что действия уполномоченного органа были незаконными.
Административное приостановление деятельности - исключительная мера. Она применяется судьей, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В свою очередь применение за конкретное правонарушение менее строгого административного наказания не означает, что уполномоченным органом мера обеспечения в виде временного запрета деятельности применена незаконно.
Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол о применении меры обеспечения, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, в случае несогласия с решением суда о назначении менее строгого административного наказания они не вправе обжаловать постановление судьи. Однако такими полномочиями обладает прокурор, и он вправе принести протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Как считает О.В. Гречкина, Закон № 45-ФЗ внес изменения в отдельные положения 33 законодательных актов, в том числе признал утратившим силу абзац одиннадцатый ч. 7 ст. 6 Закона о пожарной безопасности. Утратившая законную силу норма закрепляла полномочия должностных лиц органов пожарного надзора по приостановлению работы хозяйствующих субъектов при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей. Теперь исключена возможность применения приостановления работы хозяйствующих субъектов по этим основаниям (статьи 3.12 и 27.16 КоАП РФ).
За создание угрозы возникновения пожара и (или) безопасности людей не может применяться временный запрет деятельности. Вместе с тем виновные деяния, создающие угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, могут квалифицироваться по ст. 20.4 КоАП РФ. При привлечении к ответственности должны применяться менее строгие виды административного наказания, предусмотренные санкцией этой статьи.
Угроза возникновения пожара в местах массового нахождения людей может создать угрозу жизни или здоровью людей. Такие обстоятельства могут быть заложены в обоснование доказательств создания угрозы жизни или здоровью людей на основании, например, норм СНиП 21-01-97, которые устанавливают меры по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара. Не всякое нарушение пожарной безопасности может повлечь за собой угрозу жизни или здоровью людей, например в местах, где нет массового пребывания людей, но вследствие имеющихся нарушений требований пожарной безопасности может произойти возгорание с причинением крупного материального ущерба.
Законом № 45-ФЗ установлен иной, не менее серьезный механизм применения рычагов воздействия на виновных лиц. В соответствии с положениями Закона о пожарной безопасности должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. За невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор в сфере пожарной безопасности, судья может к должностному лицу - руководителю юридического лица применить административное наказание в виде дисквалификации (см., например, ст. 19.5 КоАП РФ). Документы, свидетельствующие о невыполнении в срок предписания органов пожарной безопасности, могут быть приобщены к материалам дела об административном правонарушении (ст. 20.4 КоАП РФ). В суде они могут послужить основанием для применения административного приостановления деятельности в случае возникновения угрозы жизни или здоровью людей.
По мнению судьи Челябинского областного суда И.Н. Князева, Закон № 45-ФЗ не предусмотрел возможные мероприятия, которые могут быть предприняты должностным лицом к предполагаемому нарушителю при применении временного запрета деятельности. Вместе с тем установлены сокращенные сроки направления судье протокола об административном правонарушении, по которому была применена мера обеспечения в виде временного запрета деятельности, а также рассмотрения такого дела судьей. Материалы дела направляются судье немедленно после их составления. Должностное лицо может приобщить к материалам дела данные о надлежащем сообщении лицу о времени и месте составления протокола о применении временного запрета деятельности, если последний уклоняется от его получения.
Верховный суд РФ по вопросу соблюдения процедуры вручения протокола об административном правонарушении выразил свою правовую позицию. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья устанавливает правильность составления протокола об административном правонарушении и соблюдения процедуры оформления протокола. Несущественным недостатком, не влекущим за собой возвращения протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, составившему протокол, признается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Как считает А.П. Калетин, административное приостановление деятельности (как и временный запрет деятельности) должно быть не самоцелью контрольных (надзорных) и судебных органов, а мерой, направленной на устранение нарушений и угроз. При применении этих мер учитывается, как реагирует руководитель юридического лица при выявлении нарушения и возбуждении дела о правонарушении. В одном случае он относится равнодушно или отрицательно, т. е. не принимает мер к устранению выявленных нарушений, в другом - безотлагательно, бесспорно и деятельно принимает меры. Соответственно принимаемое по делу решение должно быть адекватным. Временный запрет применяется в отношении не юридического лица, а филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений.
По мнению А.П. Калетина, в материалах дела должен быть четко отражен факт доведения до сведения соответствующих лиц о применении меры обеспечения производства - временного запрета деятельности. Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Об этом, если необходимо, предупреждается индивидуальный предприниматель или законный представитель юридического лица. Факт отказа в принятии протокола следует зафиксировать в присутствии понятых.
В соответствии с КоАП РФ меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде временного запрета деятельности уполномочены применять органы внутренних дел (статьи 6.3, 6.6, 6.13, 6.14 и 18.13), ФСНК России (статьи 6.13 и 6.15), Росздравнадзора (ст. 6.15), Роспотребнадзора (статьи 6.3-6.5, 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ст. 14.4), Россельхознадзора (статьи 8.3, 8.6, 10.3, 10.6 и 10.8), Росприроднадзора (статьи 8.6, 8.13, 8.31 и 8.38), Роструда (ст. 5.27), пограничной службы (статьи 8.20 и 8.38), Ростехнадзора (статьи 8.2, 8.6, 8.21, 9.1, 9.9, 9.11 и 11.20), Росгидромета (статьи 8.21 и 8.40), государственного архитектурно-строительного надзора (ст. 9.4), надзора в сфере связи (статьи 13.4, 13.7 и 13.12), Росфинмониторинга (ст. 15.27), МЧС России (ст. 20.4).
Как считает Т.М. Макосейчук, Закон № 45-ФЗ установил норму переходного характера. Решения о приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов, вынесенные до вступления в силу этого закона, подлежат исполнению в соответствии с КоАП РФ, если действия, послужившие основанием такого приостановления деятельности, влекут за собой наказание в виде административного приостановления деятельности. Если после внесения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности фактически деятельность организации не была прекращена и хозяйствующий субъект не устранил нарушения, то по истечении срока исполнения предписания может быть составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок законного предписания.
При нарушении требований пожарной безопасности возникает вопрос: что подразумевается под угрозой жизни или здоровью людей?
Ответ на него необходимо формулировать исходя из определения требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Согласно п. 1 установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту жизни и здоровья людей. Угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности (п. 3).

Библиография
1 См., например, подп. 7 п. 9 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52. Ст. 5491.
2 См. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» //Российская газета. 2005. 9 апр.

1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

(см. текст в предыдущей редакции)

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.

Запрещение, воспрещение, veto. Прот. приказ... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. запрет запрещение, воспрещение, заказ, эмбарго, табу, вето; интердикт, экзогамия, отлучение … Словарь синонимов

ЗАПРЕТ, запрета, муж. (разг.). Действие по гл. запрещать; запрещение. В колхозный лес входили все без запрета. Наложить запрет (запретить). Находиться под запретом (быть включенным в число вещей, предметов, которыми запрещено пользоваться).… … Толковый словарь Ушакова

запрет - ЗАПРЕТ, воспрещение, запрещение, книжн. вето, книжн. табу, разг. сниж. заказ ЗАПРЕТНЫЙ, запрещенный, недозволенный ЗАПРЕЩАТЬ/ЗАПРЕТИТЬ, книжн. воспрещать/воспретить, книжн., высок. возбра нять/возбранить, разг. сниж. заказывать/… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ЗАПРЕТ, а, муж. То же, что запрещение. Наложить з. на что н. Под запретом что н. (о чём н. запрещённом). З. снят. Без запрета (беспрепятственно). З. на ядерные испытания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

запрет - установление, предписывающее отказ в удовлетворении влечения. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

запрет - Фитосанитарная регламентация, запрещающая импорт или передвижения указанного вредного организма или товара (ФАО, 1990; пересмотрено ФАО, 1995). Тематики … Справочник технического переводчика

запрет - категорический запрет строгий запрет строжайший запрет … Словарь русской идиоматики

М. 1. процесс действия по гл. запретить отт. Результат такого действия; запрещение 2.. 2. Лишение граждан права на определённые виды труда по политическим мотивам, имеющие своею целью устранение неугодных элементов из среды государственных… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Запрет - (запрещение) – метод организации жизнедеятельности детей, состоящий в строгом неразрешении каких либо общественно вредных действий. Запрет детям творить что то плохое, разрушающее, безнравственное направлен на их развитие и сохранение физического … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Запрет - насилие над личностью, с одной стороны (например, со стороны теории прав человека), вынужденное решение меньшее зло с другой (гуманистических теорий типа теории общечеловеческих ценностей и т.п.). С точки зрения информационных систем, логики… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Запрет - один из способов правового воздействия, выражающийся в предписании: Так нельзя себя вести и поступать... , т.е. запрет всегда есть указание о нежелательном, осуждаемом поведении в соответствующей ситуации. Следствием действия запрета является… … Теория государства и права в схемах и определениях

Книги

  • Запрет на любовь. На грани , Сюзанна Брокманн. Алисса Локке - сексуальная женщина и один из лучших агентов ФБР - берет трубку рабочего телефона и слышит встревоженный голос человека, которого предпочла бы забытьнавсегда. Ее бывший…
  • Запрет на прозрение , Иванов-Таганский Валерий Александрович. Запрет на прозрение - третья книга тетралогии (Семя Отечества и Грязь к алмазам не пристает). Ее автор - известный писатель, режиссер и актер Валерий АлександровичИванов- Таганский, чьи…

1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.


Этот запрет касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей и рассматривается как мера административного пресечения, предваряющая передачу на рассмотрение судьи протоколов и иных материалов о нарушениях правил охраны водных объектов и водопользования, атмосферного воздуха, лесов и других природных ресурсов от загрязнения веществами, опасными для жизни и здоровья населения, а также о нарушениях требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в области строительства, пользования топливом и энергией, требований, направленных на борьбу с карантинными, особо опасными вредителями растений, на соблюдение правил карантина животных, ветеринарно-санитарных правил, а также норм миграционного законодательства.

Временный запрет деятельности в административном порядке может быть применен только в том случае, если за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением конкретных правил, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности.

Срок временного запрета деятельности не может превышать пять суток. Он не применяется в случае нарушения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Течение указанного срока определяется с момента фактического прекращения деятельности соответствующего объекта.

В протоколе о временном запрете деятельности и в протоколе об административном правонарушении, направляемых в суд, должно быть зафиксировано конкретное время прекращения деятельности соответствующего объекта, что имеет важное значение для гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Приведенное правило исчисления срока временного запрета деятельности должно учитываться и при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

ТЕМА 7 «Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении»

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении. Сроки и место составления протокола. Требования к содержанию и оформлению протокола. Ознакомление с протоколом. Направление протокола.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению. Круг вопросов, подлежащих выяснению на стадии подготовки дела к рассмотрению, определения и постановления, выносимые на стадии подготовки дела к рассмотрению.

В соответствии со ст. 28.1 (ч. 4) КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления об административном правонарушении; 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования; 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол не составляется.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующих органов, а также иными лицами, перечень которых установлен ст. 28.3 КоАП РФ, а также подзаконными актами.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

5) оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу

В качестве общего правила устанавливается, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии с главой 23 Кодекса. К ним относятся должностные лица федеральных органов исполнительной власти и некоторых организаций (например, члены избирательных комиссий, инспекторы Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных фондов), которым в пределах их компетенции предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены конкретными статьями Кодекса и рассмотрение дел о которых согласно главе 23 Кодекса отнесено к подсудности судей (ст. 23.1), к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2) и должностных лиц иных органов административной юрисдикции. Например, должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесов, и т.д.

ТЕМА 8 «Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении»

Соотношение процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Место рассмотрения дела об административном правонарушении. Сроки рассмотрения дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Случаи рассмотрения дела в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство. Процессуальное оформление.

Постановление по делу об административном правонарушении, требования к содержанию и оформлению.

2-я стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении может осуществляться:

По месту его совершения;

По месту жительства нарушителя;

По месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

По месту учета транспортного средства.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Это в большинстве случаев способствует формированию доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых обстоятельств дела.

В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может рассматриваться по месту его жительства. Так, возможна ситуация, когда присутствие данного лица при рассмотрении дела является или признается обязательным, что затруднительно обеспечить (например, это связано с командировкой или отпуском).

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Согласно ст. 28.7 Кодекса при совершении некоторых категорий правонарушений, требующих осуществления экспертизы или других процессуальных действий, сопряженных со значительными временными затратами, проводится административное расследование. Оно заключается в углубленном исследовании обстоятельств совершения правонарушения и нанесенного ущерба, выяснении вины конкретных лиц и т.п.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Упомянутое установление места рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом или в отношении его, можно обосновать необходимостью углубленного выяснения личности несовершеннолетнего. Имеется в виду изучение семейных, бытовых условий жизни несовершеннолетнего, его поведения дома, в учебном заведении и т.п.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено не только по месту совершения нарушения, но и по месту учета транспортного средства.

Такое решение может быть вызвано необходимостью получения дополнительных сведений о личности нарушителя, прежде всего о совершении им ранее однородных правонарушений, что является отягчающим ответственность обстоятельством. Подобные сведения аккумулируются в соответствующих подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены ст. 29.6 КоАП РФ:

1) 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом протокола и других материалов дела (общий срок);

2) в день получения протокола – если рассматривается дело об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение;

3) не позднее 48 часов – в отношении лица, подвергнутого административному задержанию. Срок исчисляется с момента задержания;

4) продленный срок, но не более чем на месяц – при поступлении ходатайств от участников производства либо при необходимости выяснения обстоятельств дела;

5) дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Рассмотрение дела ведется в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол.

Заканчивается этап вынесением постановления по делу об административном правонарушении . Данное постановление должно отвечать требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих постановлений:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении о назначении административного наказания указываются сведения о лице (органе), вынесшем постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные по делу; статья, предусматривающая ответственность; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Если при рассмотрении дела одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в вынесенном постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания (запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков и т.п.). В случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В необходимых случаях (по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ) копия постановления направляется в соответствующую организацию.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. В свою очередь организации и должностные лица обязаны рассмотреть данное представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшим представление.

ТЕМА 9 «Пересмотр и исполнение постановления по делу об административном правонарушении»

Порядок и сроки подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Восстановление срока.

Подготовка к рассмотрению жалобы. Порядок и сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Виды решений, выносимых по результата рассмотрения жалобы.

3-я стадия (факультативная). Пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении

Речь идет об обжаловании и опротестовании постановления о наложении административного наказания.

Обжалование. Потерпевший, лицо, привлеченное к административной ответственности, а также их законные представители, защитники и представители вправе обратиться с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении в соответствующий орган (к должностному лицу).

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (ст. 30.1 КоАП РФ):

1) вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба одновременно поступила в суд и вышестоящий орган (должностному лицу), ее рассматривает суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

С жалобой вправе обращаться лица в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесшим постановление по делу. Поступившая жалоба в течение трех суток (в день получения – если обжалуется применение административного ареста, административного выдворения или административного приостановления деятельности) направляется вместе с делом в суд, в вышестоящий орган (должностному лицу), правомочным ее рассматривать и которым она адресована. Она может быть подана непосредственно в те органы (тем должностным лицам), которым надлежит ее рассматривать.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в те органы (тем должностным лицам), которые полномочны ее рассматривать. В случае обжалования примененного к правонарушителю административного ареста либо административного выдворения жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи (если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению).

В пятидневный срок рассматриваются жалобы на постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности и по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.1-5.25, ст.5.45-5.52 КоАП РФ (срок исчисляется со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы).

По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из решений, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ. Решение оглашается немедленно после вынесения, и его копия в течение трех суток вручается (высылается) лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу (его законному представителю), потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Вынесенное решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ.

Протест выносится прокурором. Опротестованы могут быть не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам. Порядок и сроки опротестования те же, что и при обжаловании.

Опротестованию, согласно ст. 30.11 КоАП РФ, подлежат также вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях и решения по жалобам. Правом вынесения такого протеста обладают прокуроры субъектов РФ и их заместители, Генеральный прокурор и его заместители. Кроме того, эти акты вправе пересматривать председатели верховных судов республик, судов иных субъектов РФ и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. В порядке надзора указанные акты пересматриваются Высшим Арбитражным Судом РФ.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих физических лиц, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или которое является потерпевшим, а также защитнику и представителю этих лиц.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются как судьями, так и внесудебными органами (должностными лицами). Отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности внесудебных органов административной юрисдикции не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд. В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.

В судебных инстанциях жалоба рассматривается либо в суде общей юрисдикции, в том числе вышестоящем по отношению к суду, судья которого вынес постановление, либо в арбитражном суде (если правонарушение совершено юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). При этом законодатель не вполне логично установил различный процессуальный порядок рассмотрения жалоб судами. В судах общей юрисдикции жалобы рассматриваются в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, а в арбитражных судах - в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством

ТЕМА 10 «Пересмотр и исполнение постановления по делу об административном правонарушении»

Вступление постановления в законную силу. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению. Срок исполнения постановления. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления. Приостановление исполнения постановления о назначении наказания.

Основания прекращения исполнения постановления. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении – это заключительная стадия производства.

Постановление подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу, то есть:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Приведение постановления в исполнение осуществляется уполномоченным на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ и действующим законодательством.

Исполнение постановлений о назначении административных наказаний в отношении лиц, проживающих или находящихся за пределами РФ и не имеющих в России имущества, производится в соответствии с законодательством РФ и международными договорами.

Статья 31.9 КоАП РФ устанавливает давность исполнения постановления о назначении административного наказания. Оно, по общему правилу, не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, уклоняется от его исполнения, течение срока давности прерывается и возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые могло быть обращено взыскание.

Течение срока давности может приостанавливаться также в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 31.5, 31.6, 31.8. КоАП РФ.

Принесение протеста на постановление об административном аресте или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления. В случае рассрочки исполнения постановления (ст. 31.5 КоАП) течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

По окончании исполнения постановления оно с отметкой об исполнении возвращается органом (должностным лицом), приводившим его в исполнение, судье, органу, должностному лицу, которыми данное постановление было вынесено.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлен определенный порядок исполнения отдельных видов административных наказаний:

1) постановление о наложении административного наказания в виде предупреждения приводится в исполнение вынесшим его органом (должностным лицом) путем вручения или направления копии постановления;

2) исполнение постановления о наложении административного штрафа . Штраф должен быть уплачен нарушителем в 30-дневный срок со дня вступления в силу постановления либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию, а копия платежного документа направляется судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, предусматриваемого для его уплаты, лицо (орган), вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 (наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток).

Если у несовершеннолетнего правонарушителя отсутствует заработок, штраф взыскивается с родителей или иных законных представителей.

В случае взимания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения нарушителю выдается постановление-квитанция установленного образца;

3) исполнение постановлений о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения осуществляется судебными приставами-исполнителями в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов приводится в исполнение органами внутренних дел;

4) лишение специального права. Лишение права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судном и других (в зависимости от вида техники) уполномоченными на то органами.

Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия соответствующего разрешения.

Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета.

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления, а в случае уклонения лица от сдачи соответствующих документов - со дня их сдачи или изъятия. В случае, если лицо к моменту исполнения постановления лишено специального права, течение срока начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее;

5) административный арест . Осуществляется немедленно после его вынесения. При исполнении постановления осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого аресту. Наказанные содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел;

6) исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Постановление приводится в исполнение пограничными органами или органами внутренних дел. Выдворение заключается в официальной передаче иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей государства, на чью территорию они выдворяются, либо осуществляется путем контролируемого самостоятельного выезда лица, привлеченного к ответственности;

7) постановление о дисквалификации немедленно исполняется лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Копии вступивших в силу постановлений о дисквалификации направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъектов РФ по месту вынесения постановления. МВД РФ формирует и ведет реестр дисквалифицированных лиц.1 При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом лицо, уполномоченное заключить данный договор (контракт), обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в МВД РФ2.

8) постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, и другие меры. При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьей по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

ТЕМА 11 «Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан»

Понятие и виды административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. Общая характеристика составов административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. Административные наказания за указанные правонарушения.

Одним из способов защиты избирательных прав является реализация административной ответственности за данный вид правонарушений.

Реализация административной ответственности как процессуальная деятельность представляет собой совокупность отдельных этапов, стадий административного процесса. Для ее наступления, так же как и всякой юридической ответственности, необходим факт совершения правонарушения. Но одного факта недостаточно. В стране ежедневно совершается огромное количество административных правонарушений, к ответственности за которые никто не привлекается. К данному явлению можно применить положения о латентности преступлений, выработанные в криминологии.

Важнейшим элементом реализации административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах является возбуждение дела об административном правонарушении.

Можно выделить следующие виды административных правонарушений:

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.

Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума.

Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума.

Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.

Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме.

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности.

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.

Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации и др.

Объект данной группы правонарушений характеризуется как общественные отношения, связанные с конституционным правом граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Объективная сторона выражается как в форме действия так и бездействия. Например статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации, Объективная сторона данного правонарушения заключается в бездействии организаций, осуществляющих телерадиовещание, периодических печатных изданий или их должностных лиц, которое заключается в непредоставлении зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в тех же СМИ опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.

Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму - Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, связанных с уничтожением или повреждением информационных или агитационных печатных материалов, а равно нанесением на них надписей или изображений какого бы то ни было смыслового назначения. Действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к вывешенным в разрешенных местах информационным и агитационным печатным материалам, поэтому нельзя считать правонарушением уничтожение или повреждение этих материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в местах, где это запрещено.

Субъектами могут быть как физические лица, в том числе должностные лица, так и юридические лица. Например, в соответствии со ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах, субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, сами избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы, уполномоченные представители и доверенные лица названных субъектов и др.

В некоторых случаях можно выделить специальных субъектов. Например, Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, Субъекты правонарушений по ч. 1 данной статьи - кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы (агитационной) участников референдума, должностное лицо кредитной организации - банка. Субъекты правонарушения. По ч. 2 данной статьи - председатели избирательных комиссий, комиссий референдума всех уровней.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.

В качестве наказания применяется штраф, размер которого зависит от субъекта административной ответственности и вида административного наказания.

В соответствии со ст. 5.46. (подделка подписей избирателей, участников референдума).

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, в частности с процедурой сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, с составлением списков кандидатов и т.п.

Законодательством РФ о выборах и референдумах (например, ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 36 - 38 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ст. 39 - 43 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и т.д.) установлен порядок сбора подписей избирателей, участников референдума, заверения подписных листов лицом, осуществляющим сбор подписей, представления подписных листов в избирательную комиссию (комиссию референдума), проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, и выявления в ходе нее недостоверных и недействительных подписей и т.д.

Объективную сторону правонарушения составляет хотя бы одно из действий: а) подделка подписей (внесение записей в подписной лист за других лиц) с приведением достоверных либо недостоверных сведений. Такая подделка выявляется с участием экспертов, привлеченных к работе по проверке достоверности подписей; б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей, или уполномоченным представителем политической партии, кандидата и т.п., если он мог или должен был знать о такой подделке, например заверение подписей, вписанных одним и тем же лицом, одним и тем же почерком, с заведомо недостоверными сведениями и т.д.

Субъекты правонарушения - лица, непосредственно осуществляющие сбор подписей (если они имеют право на эту деятельность), а также уполномоченные представители политических партий, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума и т.п., которые по закону также заверяют подписные листы.

Субъективная сторона характеризуется: в случае подделки подписей - умыслом, в случае заверения подделанных подписей - умыслом или неосторожностью.

Подделка подписей избирателей, участников референдума, заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также при наличии признаков подкупа, принуждения, применения насилия, уничтожения имущества и т.п. квалифицируется как уголовное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 142 УК РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).



Просмотров