В беларуси приняли законопроект о принудительном лечении людей с опасными болезнями.

РАЗДЕЛ IV. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ

ГЛАВА 14. Принудительные меры безопасности и лечения

Статья 100. Цели применения принудительных мер
безопасности и лечения

1. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть
назначены судом в отношении психически больных, совершивших
общественно опасные деяния, предусмотренные настоящим Кодек-
сом, с целью предупреждения со стороны этих лиц новых общест-
венно опасных деяний, охраны и лечения таких лиц.
2. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть
преступления лиц, признанных уменьшенно вменяемыми, с целью
создания условий для лечения и достижения целей уголовной от-
ветственности.
3. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть
назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших
преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, нарко-
манией или токсикоманией, с целью лечения и создания условий,
способствующих достижению целей уголовной ответственности.

Статья 101. Принудительные меры безопасности и лечения,
применяемые к психически больным

Лицам, совершившим предусмотренные настоящим Кодексом об-
щественно опасные деяния в состоянии невменяемости или совер-
шившим преступления, но заболевшим до постановления приговора
или во время отбывания наказания психической болезнью, лишаю-
щей их возможности сознавать значение своих действий или руко-
водить ими, если эти лица по своему психическому состоянию и с
учетом характера совершенного ими деяния представляют опас-
ность для общества, судом назначаются следующие принудительные
меры безопасности и лечения:
1) принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у
психиатра;
2) принудительное лечение в психиатрической больнице (от-
делении) с обычным наблюдением;
3) принудительное лечение в психиатрической больнице (от-
делении) с усиленным наблюдением;
4) принудительное лечение в психиатрической больнице (от-
делении) со строгим наблюдением.

Статья 102. Основания назначения принудительных мер
безопасности и лечения

1. Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у
психиатра может быть назначено судом в отношении психически
больного, который по психическому состоянию не нуждается в по-
мещении в психиатрический стационар.
2. Принудительное лечение в психиатрической больнице (от-
делении) с обычным наблюдением может быть назначено судом в
нию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуж-
дается в больничном содержании и лечении в принудительном по-
рядке.
3. Принудительное лечение в психиатрической больнице (от-
делении) с усиленным наблюдением может быть назначено судом в
отношении психически больного, который совершил общественно
опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь и здо-
ровье граждан, и по психическому состоянию не представляет уг-
розы для окружающих, но нуждается в больничном содержании и
лечении в условиях усиленного наблюдения.
4. Принудительное лечение в психиатрической больнице (от-
делении) со строгим наблюдением может быть назначено судом в
отношении психически больного, который по психическому состоя-
нию и характеру совершенного общественно опасного деяния
представляет особую опасность для общества и нуждается в боль-
ничном содержании и лечении в условиях строгого наблюдения.
5. Лица, помещенные в психиатрические больницы с усилен-
ным или строгим наблюдением, содержатся в условиях, исключаю-
щих возможность совершения ими нового общественно опасного де-
яния.

Статья 103. Изменение и прекращение применения

1. Изменение и прекращение применения к психически боль-
ным принудительных мер безопасности и лечения осуществляются
судом на основании заключения комиссии врачей-психиатров.
2. Все психически больные, к которым по решению суда при-
меняются принудительные меры безопасности и лечения, должны не
реже одного раза в шесть месяцев подвергаться освидетельство-
ванию комиссией врачей-психиатров для решения вопроса относи-
тельно возможности прекращения судом применения принудительных
мер безопасности и лечения или изменения их вида. Заключение
комиссии врачей-психиатров может быть обжаловано в суд в соот-
ветствии с законом.
3. Прекращение применения принудительных мер безопасности
и лечения производится судом в случае выздоровления лица или
такого изменения характера заболевания, при котором отпадает
необходимость в применении этих мер.
4. В случаях, когда психически больной не нуждается в
применении принудительных мер безопасности и лечения, а также
при их отмене суд может передать необходимые материалы в орга-
ны здравоохранения для решения вопроса об обязательном врачеб-
ном наблюдении за этим лицом по месту жительства.

Статья 104. Привлечение к уголовной ответственности или
к отбыванию наказания после применения
принудительных мер безопасности и лечения

Лицо, которое после совершения преступления или во время
отбывания наказания заболело психической болезнью, лишающей
его возможности сознавать значение своих действий или руково-
дить ими, после выздоровления может быть привлечено к уголов-
ной ответственности или уже назначенное ему наказание может
быть приведено в исполнение, если не истекли соответственно
сроки давности, установленные статьями 83 и 84 настоящего Ко-
декса, и нет других оснований для освобождения его от уголов-
ной ответственности или наказания.

Статья 105. Зачет времени применения принудительных мер
безопасности и лечения

При зачете принудительных мер безопасности и лечения в
срок наказания применяются правила статьи 74 настоящего Кодек-
са. При этом один день принудительных мер соответствует одному
дню лишения свободы.

Статья 106. Применение принудительных мер безопасности
и лечения в отношении лиц с уменьшенной
вменяемостью

1. К лицам, совершившим преступление в состоянии умень-
шенной вменяемости, а также заболевшим после постановления
приговора или во время отбывания наказания психической бо-
лезнью, но не утратившим полностью возможность сознавать зна-
чение своих действий или руководить ими, при необходимости су-
дом могут быть применены принудительные меры безопасности и
лечения.
2. К лицам, указанным в части первой настоящей статьи,
осужденным к аресту, лишению свободы или пожизненному заключе-
нию, принудительные меры безопасности и лечения применяются по
месту отбывания наказания, а в отношении осужденных к иным ви-
дам наказания или иным мерам уголовной ответственности -- по
месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюде-
ния и лечения у психиатра.

Статья 107. Применение принудительных мер безопасности
и лечения к лицам, страдающим хроническим
алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией

1. В случае совершения преступления лицами, страдающими
хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд
при наличии медицинского заключения наряду с наказанием за со-
вершенное преступление может применить к ним принудительное
лечение.
2. Лечение от хронического алкоголизма, наркомании или
токсикомании осужденных к аресту, лишению свободы или пожиз-
ненному заключению проводится по месту отбывания наказания, а
осужденных к иным видам наказания или иным мерам уголовной от-
ветственности -- по месту жительства путем принудительного ам-
булаторного наблюдения и лечения.
3. Прекращение принудительного лечения, предусмотренного
настоящей статьей, производится судом на основании заключения
медицинской комиссии учреждения, в котором лица находятся на
излечении.

Страница 9

4) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением.


Статья 102. Основания назначения принудительных мер безопасности и лечения

1. Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

2. Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуждается в больничном содержании и лечении в принудительном порядке.

3. Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением может быть назначено судом в отношении психически больного, который совершил общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь и здоровье граждан, и по психическому состоянию не представляет угрозы для окружающих, но нуждается в больничном содержании и лечении в условиях усиленного наблюдения.

4. Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляет особую опасность для общества и нуждается в больничном содержании и лечении в условиях строгого наблюдения.

5. Лица, помещенные в психиатрические больницы с усиленным или строгим наблюдением, содержатся в условиях, исключающих возможность совершения ими нового общественно опасного деяния.


Статья 103. Изменение и прекращение применения принудительных мер безопасности и лечения

1. Изменение и прекращение применения к психически больным принудительных мер безопасности и лечения осуществляются судом на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

2. Все психически больные, к которым по решению суда применяются принудительные меры безопасности и лечения, должны не реже одного раза в шесть месяцев подвергаться освидетельствованию комиссией врачей-психиатров для решения вопроса относительно возможности прекращения судом применения принудительных мер безопасности и лечения или изменения их вида. Заключение комиссии врачей-психиатров может быть обжаловано в суд в соответствии с законом.

3. Прекращение применения принудительных мер безопасности и лечения производится судом в случае выздоровления лица или такого изменения характера заболевания, при котором отпадает необходимость в применении этих мер.

4. В случаях, когда психически больной не нуждается в применении принудительных мер безопасности и лечения, а также при их отмене суд может передать необходимые материалы в органы здравоохранения для решения вопроса об обязательном врачебном наблюдении за этим лицом по месту жительства.


Статья 104. Привлечение к уголовной ответственности или к отбыванию наказания после применения принудительных мер безопасности и лечения

Лицо, которое после совершения преступления или во время отбывания наказания заболело психической болезнью, лишающей его возможности сознавать значение своих действий или руководить ими, после выздоровления может быть привлечено к уголовной ответственности или уже назначенное ему наказание может быть приведено в исполнение, если не истекли соответственно сроки давности, установленные статьями 83 и 84 настоящего Кодекса, и нет других оснований для освобождения его от уголовной ответственности или наказания.


Статья 105. Зачет времени применения принудительных мер безопасности и лечения

При зачете принудительных мер безопасности и лечения в срок наказания применяются правила статьи 74 настоящего Кодекса. При этом один день принудительных мер соответствует одному дню лишения свободы.


Статья 106. Применение принудительных мер безопасности и лечения в отношении лиц с уменьшенной вменяемостью

1. К лицам, совершившим преступление в состоянии уменьшенной вменяемости, а также заболевшим после постановления приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, но не утратившим полностью возможность сознавать значение своих действий или руководить ими, при необходимости судом могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения.

2. К лицам, указанным в части первой настоящей статьи, осужденным к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению, принудительные меры безопасности и лечения применяются по месту отбывания наказания, а в отношении осужденных к иным видам наказания или иным мерам уголовной ответственности - по месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.


Статья 107. Применение принудительных мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией

1. В случае совершения преступления лицами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд при наличии медицинского заключения наряду с наказанием за совершенное преступление может применить к ним принудительное лечение.

2. Лечение от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании осужденных к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению проводится по месту отбывания наказания, а осужденных к иным видам наказания или иным мерам уголовной ответственности - по месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения.

3. Прекращение принудительного лечения, предусмотренного настоящей статьей, производится судом на основании заключения медицинской комиссии учреждения, в котором лица находятся на излечении.

Раздел V

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ,

СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ

Глава 15

НАКАЗАНИЕ И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ ЛИЦАМ,

СОВЕРШИВШИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ


Статья 108. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность лица, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями настоящего Кодекса с учетом правил, предусмотренных настоящим разделом.


Статья 109. Виды наказаний

К лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:

1) общественные работы;

3) лишение права заниматься определенной деятельностью;

4) исправительные работы;

5-1) ограничение свободы;

6) лишение свободы.


Статья 110. Общественные работы

Общественные работы назначаются осужденному, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от тридцати до ста восьмидесяти часов и заключаются в выполнении работ, посильных для такого лица. Продолжительность исполнения данного вида наказания не может превышать трех часов в день и трех дней в неделю. Осужденными, обучающимися в учреждениях образования либо имеющими постоянное место работы, общественные работы отбываются в свободное от учебы или основной работы время.


Статья 111. Штраф

1. Штраф назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, если оно имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление - стократного размера такой базовой величины.

2. В случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить штраф общественными работами или принудительными мерами воспитательного характера.


Статья 112. Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права заниматься определенной деятельностью назначается лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от одного года до трех лет.


Статья 113. Исправительные работы

1. Исправительные работы назначаются лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от двух месяцев до одного года по месту работы.

2. Из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до пятнадцати процентов.


Статья 114. Арест

Арест назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, на срок от одного до трех месяцев.


Статья 114-1. Ограничение свободы

Ограничение свободы назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, на срок от шести месяцев до трех лет. Лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, ограничение свободы назначается без направления в исправительное учреждение открытого типа, а лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, - с направлением или без направления в исправительное учреждение открытого типа.


Статья 115. Лишение свободы

1. Лицу, впервые совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается.

2. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок наказания в виде лишения свободы не может превышать:

1) за менее тяжкое преступление - трех лет;

2) за тяжкое преступление - семи лет;

3) за особо тяжкое преступление - десяти лет.

4) за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, - пятнадцати лет.

3. Лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в воспитательной колонии.

4. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет и достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительной колонии в условиях общего режима.


Статья 116. Назначение наказания

1. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются, кроме обстоятельств, указанных в статьях 62, 66, 67 и 69 настоящего Кодекса, условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц.

2. Лицу, совершившему в возрасте до восемнадцати лет несколько преступлений, включающих преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие либо тяжкие преступления в любом сочетании, окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание не может превышать максимального срока или размера наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 115 настоящего Кодекса.

3. Лицу, совершившему в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно особо тяжкое преступление, окончательное наказание в виде лишения свободы не может быть назначено на срок свыше тринадцати лет.

4. Лицу, совершившему в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно особо тяжкое преступление, окончательное наказание в виде лишения свободы не может быть назначено на срок свыше пятнадцати лет.

5. Окончательное наказание в виде лишения свободы по совокупности приговоров несовершеннолетнему не может быть назначено на срок более семнадцати лет.


Статья 117. Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера

1. Если в процессе судебного рассмотрения будет установлено, что исправление несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые совершившего менее тяжкое преступление, возможно без применения уголовного наказания, суд может постановить обвинительный приговор и применить к такому лицу вместо наказания принудительные меры воспитательного характера.

1-1. Принудительные меры воспитательного характера также могут быть применены к несовершеннолетнему в случае, предусмотренном частью 2 статьи 111 настоящего Кодекса.

2. В соответствии с частью 1 настоящей статьи суд может применить следующие принудительные меры воспитательного характера:

1) предостережение, заключающееся в разъяснении несовершеннолетнему последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;

3) возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный ущерб при условии, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка (дохода). В ином случае возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства;

Депутаты Палаты представителей приняли сегодня в первом чтении проект закона о предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, ВИЧ и гарантиях прав граждан, имеющих такие заболевания. Данный документ депутаты Палаты представителей обсуждали в первом чтении сегодня на заседании весенней сессии парламента. Об этом сообщила депутат Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Елена Шамаль.

Характеризуя новый законопроект, депутат отметила, что он "балансирует между сохранением здоровья нашей нации и помощью лицам, которые имеют социально опасные заболевания либо ВИЧ-инфекцию". Парламентарий уточнила, что ВИЧ-инфекция, согласно законопроекту, не относится к социально опасным заболеваниям, поскольку вероятность заражения во многом зависит от образа жизни человека в отличие, например, от туберкулеза. "В законе четко оговорено, что к социально опасным относят заболевания, представляющие опасность для здоровья населения и включенные в специальный перечень Минздрава. Их распространение влечет за собой значительное ухудшение здоровья нации, создает угрозу личной, общественной, национальной безопасности", - пояснила она.

Депутаты сегодня также приняли в первом чтении законопроект об оказании психиатрической помощи. Как рассказал журналистам депутат Олег Сакадынец, одно из важнейших положений документа устанавливает в Беларуси презумпцию отсутствия психических заболеваний, то есть никто не вправе называть человека психически больным, пока не поставлен соответствующий диагноз квалифицированной врачебной комиссией. По словам депутата, в законопроекте также расширены права пациентов, имеющих психические заболевания, и права медицинских работников.

В перечень социально опасных заболеваний входят венерические заболевания (сифилис, гонорея), активный туберкулез органов дыхания с бактериовыделением, чума, холера, сибирская язва, гемморагические лихорадки, психические расстройства, в том числе и вызванные употреблением алкоголя, наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ.

Социально опасные заболевания и ВИЧ объединены в одном законодательном акте, потому что ВИЧ-инфекция, по мнению депутатов, также представляет особую опасность для здоровья населения Беларуси. Вирусом иммунодефицита в нашей стране инфицированы более 11 тыс. человек, и число заболевших из года в год увеличивается. Доля больных лиц в популяции растет, в основном болеют молодые граждане от 19 до 29 лет, у которых могло быть успешное будущее и они могли принести пользу стране. Общеизвестно, что ВИЧ трудно поддается лечению, многие больные умирают. К тому же ВИЧ-инфекция передается от матери к ребенку. Все это стало веским основанием для объединения в одном законопроекте норм по предупреждению и оказанию помощи людям как с социально опасными болезнями, так же и с ВИЧ.

В проекте закона предусмотрена возможность принудительно обследовать на наличие социально опасных болезней и принудительно госпитализировать пациентов с такими недугами. Что касается ВИЧ-инфекции, то в этом случае в законопроекте оговорена только возможность принудительного или добровольного обследования. Добровольное обследование может быть как анонимным, так и явным, и проводится бесплатно в любом медучреждении страны.

Решение о принудительном обследовании или лечении принимает не врач единолично, а только врачебно-консультативная комиссия в составе не менее 3 медработников, после чего потребуется санкция прокурора. Принудительная госпитализация возможна только по решению суда.

Принудительному обследованию на ВИЧ будут подлежать те, у кого врачи заподозрят большую вероятность инфицирования. "Если ВИЧ-инфицированный сообщил о тех, с кем состоял в половых контактах, то его слова будут достаточным основанием для предположения о наличии у контактного лица ВИЧ-инфекции. Его слова будут основанием для принудительного обследования на ВИЧ тех, с кем были половые контакты, если эти лица не дадут добровольного согласия", - уточнила Елена Шамаль. По ее словам, многие случаи ВИЧ-инфекции врачи устанавливают не при добровольном обследовании пациентов, а при лечении людей, имеющих параллельные заболевания. Например, когда длительно не удается вылечить пневмонию и возникает подозрение на ВИЧ.

Депутат с сожалением констатировала, что даже в случае принятия законопроекта, исполнять решения о принудительном лечении и обследовании будет весьма непросто. Схема для этого предусмотрена следующая: при наличии санкции прокурора группа из медработников и правоохранителей на медицинском транспорте будет выезжать к месту жительства и приглашать человека на госпитализацию и обследование. "Часто врачи сталкиваются с пациентами, больными туберкулезом, венерическими заболеваниями, которые скрываются от лечения, дают неправильные адреса. Это вопрос самосознания. Пока мы только стремимся к тому, чтобы у нас, как в высоко развитом обществе, все было добровольно", - отметила она.

По словам депутата, при подготовке законопроекта раздавалось много нареканий со стороны общественных организаций, людей, живущих с ВИЧ, но в конце концов парламентариям удалось с ними договориться. "Они шли со своей целью, со своими эмоциями. Мы попытались прийти к общему знаменателю, убедить, что мы (депутаты и разработчики - Прим. БЕЛТА) не враги и хотим наоборот услышать от них не эмоции, а конкретные предложения о том, как лучше изложить ту или иную статью", - рассказала Елена Шамаль, подчеркнув, что работа над законопроектом продолжится и при подготовке его к рассмотрению во втором чтении можно будет учесть замечания и предложения заинтересованных сторон.

Подготовил: Сергей Коваль

Исследования

Особенности применения принудительных мер безопасности и лечения в разных странах

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Юшковец Богдан Григорьевич

Введение
Принудительные меры медицинского характера - меры государственного принуждения, как правило, являющиеся разновидностью иных мер уголовно-правового характера, суть которых заключается в принудительной госпитализации, амбулаторном лечении или применении иных процедур медицинского характера к лицам, совершившим общественно-опасные деяния. Как правило, лечение таких лиц носит психиатрический или наркологический характер.
История
Истории известны различные подходы к обращению с опасными для общества душевнобольными. В Древнем Риме их помещали в темницы. В период Средних веков душевные болезни зачастую рассматривали как одержимость дьяволом, в результате чего к больным применялись крайне жестокие меры, вплоть до сожжения на костре. В XV-XVI появляются первые психиатрические больницы, однако обращение с находящимися там лицами было далёким от гуманного: основными средствами воздействия были заковывание в цепи, розги, карцер, помещение в тёмную комнату и другие. Исключения из данного правила были редки: например, Constitutio Criminalis Carolina, уголовный кодекс Карла V (1532), содержал положение о том, что ненаказуемыми являются деяния, когда «убивают люди, лишенные разума». При этом в европейских странах вплоть до XIX века и здоровые, и душевнобольные преступники содержались в тюрьмах совместно. Специальные учреждения, в которые помещались совершившие общественно опасные деяния лица, страдающие психическими расстройствами, стали появляться только в XIX веке. Значительную роль в этом сыграли работы французского психиатра Ф.Пинеля (1745-1826), которые в целом значительно улучшили положение душевнобольных. Французский Уголовный кодекс 1810 года содержал положение, согласно которому лица, совершившие деяние в состояние безумия, не несли ответственности за своё деяние. Дальнейшее развитие данного института связано с воззрениями представителей социологической школы уголовного права, которые рассматривали душевнобольных, алкоголиков и наркоманов как лиц, находящихся в «опасном состоянии» и вследствие этого допускали применение к ним принудительных мер, направленных на обеспечение безопасности общества. Именно под влиянием данных воззрений принудительные меры медицинского характера были включены в законодательство многих стран. Принудительное лечение душевнобольных преступников предусмотрено международными правовыми актами. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) предусматривают положение о том, что лиц, сочтенных душевнобольными, не следует подвергать тюремному заключению, поэтому необходимо принимать меры для их скорейшего перевода в заведения для душевнобольных. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (утверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 г.) предусматривают, что в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, если предполагается или установлено, что они страдают психическим заболеванием, общие принципы защиты подлежат применению в полном объеме с такими минимальными, необходимыми в данных обстоятельствах изменениями и исключениями, которые не будут наносить ущерб их правам.
Первые законодательно утвержденные мероприятия касающиеся лиц с психическими расстройствами на территории Республики Беларусь известны с конца 15-го – начала 16-го века, когда в крупных городах начали открываться «шпитали», где вместе с «увечными» и другими пациентами помещались больные с хроническими формами психических расстройств. С 17-го века помощь душевнобольным оказывалась монашеским орденом бонифратов в специально учрежденных «шпиталях для призрения умалишенных» в Вильно, Гродно и Минске, где к больным, как и на Западе, применялись меры физического стеснения. В соответствии с законодательными актами Великого княжества Литовского («Литовский Статут» 1529, 1566, 1588) предусматривалась ответственность родных за действия опекаемых ими умалишенных. Кроме того, в указанных законодательных актах предусматривалось лишение наследства тех лиц, которые отказывались ухаживать за престарелыми родителями. В дальнейшем под влиянием католической церкви, в более поздних редакциях «Статута…» появились упоминания о бесоодержимых и ведьмах, что повлекло преследование психически больных, вплоть до предания их светскому суду и сжиганию. В период Российской Империи, в состав которой входила большая часть современной Республики Беларусь с конца 18-го века, вопросы установления «душевного заболевания» и ответственности «душевно больных» начали вставать только в случаях бросавшегося в глаза нелепого поведения больного и лишь при совершении наиболее тяжких в то время преступлений – убийств и действий, направленных против царствующего дома. Указом Екатерины II, изданным в 1776 году, предписывалось помещать психически нездоровых лиц, совершивших преступления, в Суздальский монастырь, где они должны были содержаться не скованными, а обращаться с ними надлежало «с возможною по человечеству умеренностью». Реально меры, применяемые к душевнобольным, оставались направленными скорее на их усмирение, чем на лечение. Впервые норма, предусматривающая необходимость принудительного лечения психически больных лиц, совершивших убийство, была включена в Свод законов 1832 года. Они помещались в дома для сумасшедших, где должны были содержаться отдельно от прочих больных в специальных отделениях. Другие душевнобольные от наказания освобождались. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года достаточно подробно регламентировало принудительное лечение душевнобольных. В дом умалишённых принудительно помещались лица, безумные от рождения или сумасшедшие, совершившие убийство, покушение на собственную жизнь и поджог. Психиатрическое освидетельствование таких лиц проводилось в рамках рассмотрения уголовного дела. По определению Окружного суда или Судебной палаты они могли принудительно помещаться в дом умалишённых. Содержание там прекращалось лишь после того, как истекут два года с момента проявления симптомов заболевания, либо после отпадения опасности больного. В 1848 году выходит книга А. Пушкарева «О душевных болезнях в судебно-медицинском отношении», которая по сути являлась первым учебником по судебной психиатрии. В результате судебной реформы 1864 года в процесс судопроизводства была внесена «гласность, устность и состязательность», а также была выработана система основополагающих принципов и норм уголовного права, в которую впервые вошла норма о «невменяемости». С этого момента стали чаще проводится судебно-психиатрические экспертизы, а также появилась практика участия врачей-экспертов в судебных заседаниях. Их доводы о психическом состоянии преступника становились предметом гласности и начали широко освещаться в периодической и специальной литературе. С того времени все чаще и чаще начали появляться статьи, посвященные актуальным проблемам судебной психиатрии. В 1889 году в центре Москвы был построен «Центральный полицейский приемный покой для душевнобольных» (будущий Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского). Руководящие начала по уголовному праву 1919 года предусматривали применение к невменяемым лицам принудительных мер и мер предосторожности. УК РСФСР 1922 года рассматривал принудительное лечение в рамках общей категории «мер социальной защиты», включавшей в том числе меры наказания. Ввиду этого данная мера применялась по приговору суда. УК РСФСР 1926 года выделял такие меры защиты медицинского характера, как принудительное лечение и помещение в лечебное заведение, соединённое с изоляцией. Сам порядок принудительного лечения регулировался подзаконными актами. УК РСФСР 1960 года достаточно подробно рассматривал принудительные меры медицинского характера, указывая на их виды и условия применения. Больные могли помещаться в психиатрические больницы общего (находящиеся в ведении Минздрава) или специального (находящиеся в ведении МВД) типа. Выбор типа стационара соответствовал характеру заболевания, опасности больного для окружающих и тяжести общественно опасных действий. В 1988 году поправки в УК РСФСР создали новую систему учреждений, исполняющих принудительные меры медицинского характера. Ими стали психиатрические больницы с обычным, усиленным и строгим наблюдением. Кодекс содержал также нормы, регламентирующие порядок назначения, изменения и прекращения принудительного лечения. В разработанной в позднесоветский период Теоретической модели Общей части Уголовного кодекса достаточно подробно рассматривался институт принудительных мер медицинского характера. В качестве оснований применения таких мер назывались факт совершения лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; наличие у этого лица психического заболевания либо алкоголизма или наркомании; необходимость лечения такого лица вследствие его психического состояния, представляющего опасность причинения им вреда себе или окружающим. Целями применения таких мер признавались излечение или изменение состояния больного, делающее его безопасным для общества, предупреждение общественно опасных деяний, охрана прав и законных интересов психически больных. Для лиц, совершивших преступления в состоянии ограниченной вменяемости, предполагалось применение таких мер, как лечение, соединенное с отбыванием наказания в виде лишения свободы, и лечение в психоневрологическом диспансере по месту жительства. Во многом положения Теоретической модели были учтены при подготовке Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 года. С 1999 года в стране действует Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в котором, в том числе, регламентируются условия и правила принудительной госпитализации лиц, страдающих психическими расстройствами и представляющих опасность для окружающих, вне возбуждения уголовного дела. С 2001 года (со временем вступления в силу Уголовного Кодекса Республики Беларусь редакции 1999 года) трехступенчатая система принудительных мер безопасности и лечения была заменена четырехступенчатой, когда к существовавшим ранее трем видам принудительного стационарного лечения было добавлено принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у врача-психиатра. Этим же Уголовным Кодексом законодательно введено понятие «уменьшенной вменяемости» лиц с отдельными психическими расстройствами. Лица, признанные «уменьшено вменяемыми», согласна современного законодательства Республики Беларусь, не освобождаются от уголовной ответственности, но к ним применяются иные методологические подходы «для достижения целей уголовной ответственности», в частности может быть назначено принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у врача-психиатра во время отбывания наказания.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА
Принудительные меры безопасности и лечения таковыми обозначены в белорусском уголовном законодательстве. Аналог данным мерам существует и в законодательстве зарубежных стран. Они обозначены как меры безопасности (Уголовный кодекс Польши), меры исправления и безопасности (УК ФРГ), меры безопасности, предусматривающие лишение свободы (УК Испании), изоляция дефективных правонарушителей, принудительное лечение алкоголиков, социальное восстановление наркоманов (США) и др.
При этом нормы одного государства в определении понятия принудительных мер медицинского характера, их разновидностей, целей и оснований применения отличаются от соответствующих норм других государств.
Для законодательства зарубежных стран характерен институт мер исправления и безопасности, который шире, чем институт принудительных мер медицинского характера, существующий в РФ или РБ. Меры безопасности в зарубежных странах включают в себя также такие меры, как превентивное заключение, превентивный залог, запрещение посещать питейные заведения, информирование о преступниках, руководящий надзор, лишение водительских прав, запрет заниматься определенной профессией и т.п.
Правовая природа рассматриваемых мер является спорным вопросом в уголовном праве зарубежных стран. Во многих из них меры безопасности фактически рассматриваются как альтернатива наказанию (США, Швейцария).
В основе назначения разнообразных видов так называемых "мер безопасности" лежит принцип соответствия, который заключается в соответствии назначаемой меры исправления и безопасности совершенному лицом или ожидаемому от него деянию и степени исходящей от него опасности.
Так, например, в Германии юристы придают большое значение системе мер исправления и безопасности, рассматривая ее, с одной стороны, как воплощение идей ресоциализации, а с другой, как раннюю профилактическую меру. Это помещение в психиатрическую больницу, помещение в терапевтическое учреждение для алкоголиков и наркоманов, превентивное заключение, руководящий надзор, лишение водительских прав, запрет заниматься определенной профессией. В тоже время, часть ученых Германии говорит о существующих мерах исправления и безопасности в отрицательном плане в связи с неясностью их правовой природы, невозможностью отграничить от наказания, репрессивностью этих мер, они не основаны на виновности лица.
УК Финляндии 1889 г. среди мер безопасности уголовно-правового характера называет: смирительное заведение, лишение права заниматься промыслом или профессией, конфискация имущества. Закон о душевнобольных 1952 г. предусматривает, что лицо, оправданное судом ввиду его невменяемости, может быть подвергнуто соответствующим предохранительным мерам, назначение которых относится к ведению административных органов, а не суда.
В основном среди категорий лиц, к которым применяются меры безопасности, в зарубежных странах обозначены лица, совершившие противоправные деяния в состоянии невменяемости, лица, страдающие заболеванием алкоголизмом, наркоманией.
Также уголовному законодательству зарубежных стран известен институт уменьшенной (ограниченной вменяемости). Например, УК Швейцарии 1937 г., Швеции 1964 г., Дании 1986 г., Франции 1992 г., Германии от 15 мая 1871 г. в редакции 1998 г., Польши 1998 г., Испании 1995 г., Латвийской Республики 1999 г. Уменьшенная вменяемость в различных формулировках признается уголовным законодательством Венгрии, Чехии, Югославии, Италии, Финляндии, стран Ближнего Востока (Иордания, Сирия), Южной Азии (Индия), Африки (Уганда). При этом применение мер медицинского характера к указанной категории лиц предусмотрено законодательством лишь отдельных стран.
Так, УК Швейцарии указывает, что суд по своему усмотрению может смягчить наказание указанной категории лиц (ст.11), и с учетом рекомендаций экспертов принять решение о помещении уменьшено вменяемого в больницу (ст. 14).
УК Франции позволяет применить к лицу, признанному ограниченно вменяемым, меры медицинского характера. Эти лица должны содержаться в специализированном учреждении, режим которого совмещает режим тюремного заключения и проведение медико-психиатрических мероприятий.
УК Латвийской Республики содержит положение о том, что лицам, которые находились в состоянии ограниченной вменяемости в момент совершения преступления, в зависимости от конкретных обстоятельств деяния суд может смягчить назначаемое наказание или освободить это лицо от наказания, при этом суд применяет предусмотренные законом принудительные меры медицинского характера.
В целом в большинстве зарубежных стран последствием признания уменьшенной вменяемости обвиняемого предусматривается смягчение наказания (например, УК Швеции, Дании, Германии, Японии, Польши, Испании). Однако практика зарубежных государств имеет опыт признания психических аномалий обстоятельствами отягчающими ответственность. На человека с психическими аномалиями как бы ложится дополнительная обязанность по более тщательному контролю за своими нездоровыми страстями. Эта позиция занималась определенное время Верховным судом ФРГ.
Согласно УК РФ лицам, совершившим деяния, предусмотренные УК, в состоянии невменяемости, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма, наркомании, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Целями применения принудительных мер медицинского характера в уголовном праве РФ названы - излечение вышеуказанных лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых противоправных деяний.
В целом по данному вопросу принципиальных отличий в российском законодательстве и в законодательстве зарубежных стран нет.
Так, например, согласно ст. 93 УК Польши, суд может назначить меру безопасности, связанную с помещением в закрытое учреждение только тогда, когда это необходимо для предотвращения совершения лицом нового запрещенного деяния, связанного с его психическим заболеванием, умственной отсталостью или зависимостью от алкоголя или другого одурманивающего вещества.
В соответствии с §63 УК ФРГ лицо, совершившее противоправное деяние в состоянии невменяемости или уменьшенной вменяемости, помещается в психиатрическую больницу. Суд выносит такое решение, если приходит к выводу, что лицо вследствие своего психического состояния может совершить серьезные противоправные деяния и поэтому оно опасно для общества.
Согласно статье 43 УК Швейцарии суд может вынести предписание о направлении душевнобольного, совершившего деяние, наказуемое каторжной тюрьмой или тюремным заключением, в лечебное учреждение или приют. Суд учитывает психическое состояние лица, а также необходимость осуществления за ним врачебного наблюдения или особого ухода. Целью данной меры является предотвращение или уменьшение опасности совершения этим лицом новых противоправных деяний.
Интересным представляется подход в законодательстве некоторых зарубежных стран к конкуренции мер безопасности и наказания.
Так, согласно УК Польши лицо, совершившее преступление в состоянии ограниченной вменяемости, помещается в пенитенциарное учреждение, в котором применяются специальные лечебные или реабилитационные средства. Если лечение дало положительные результаты, то суд может досрочно освободить лицо, осужденное к наказанию в виде лишения свободы до трех лет. При этом за лицом устанавливается надзор. Лицо, страдающее заболеванием алкоголизмом, наркоманией, по постановлению суда помещается в закрытое лечебное учреждение для прохождения курса лечения, если имеется вероятность совершения им нового преступления, и если лицо осуждено к наказанию в виде лишения свободы до двух лет. При положительных результатах суд условно освобождает осужденного от отбывания оставшейся части наказания. При этом в период испытательного срока суд может также обязать пройти еще курс амбулаторного лечения или реабилитации, передав лицо под надзор куратора или общественной организации. При нарушении осужденным условий испытательного срока (уклонении от лечения, реабилитации, совершение преступления, нарушения режима лечебно-реабилитационного учреждения) суд выносит постановление о помещении его в закрытое учреждение для прохождения курса лечения либо в пенитенциарное учреждение.
§67 УК ФРГ предусматривает, что назначенная мера безопасности (помещение в психиатрическую больницу или в лечебное учреждение для алкоголиков) исполняется перед мерой наказания. По решению суда, если цель меры безопасности будет достигнута таким образом лучше, наказание исполняется перед мерой исправления и безопасности. Уголовный кодекс Германии также предусматривает возможность условной отсрочки мер безопасности в случае, если суд придет к выводу о возможности достижения цели мер безопасности без помещения лица в лечебное учреждение. Срок отсрочки варьируется от двух до пяти лет. В случае нарушения условий условного освобождения суд решает вопрос о реальном исполнении данной меры.
Уголовное законодательство РБ практически повторяет нормативные документы РФ и предусматривает виды принудительных мер медицинского характера. Это амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, принудительное лечение в психиатрических стационарах общего, специализированного типа, специализированного типа с интенсивным наблюдением. При этом лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но признанным нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера только в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.
В уголовных кодексах зарубежных стран также предусмотрены виды мер безопасности, которые условно можно разделить на амбулаторные и на связанные с помещением лица в специализированные лечебные учреждения.
В частности, УК Польши разграничивает виды мер безопасности по категориям лиц. Так, лица, совершившие противоправные деяния в состоянии невменяемости и представляющие значительную общественную вредность, помещаются в психиатрические учреждения. Лица, совершившие преступления в состоянии ограниченной вменяемости, помещаются в пенитенциарное учреждение, где предусмотрены специальные лечебные и реабилитационные средства. Лица, совершившие преступление в состоянии, обусловленном зависимостью от алкоголя, по решению суда помещаются в закрытое учреждение для прохождения курса лечения.
Уголовное право Германии предусматривает виды принудительных мер медицинского характера - помещение лица в психиатрическую больницу и помещение лица в лечебное заведение для алкоголиков или наркоманов. Лицо, совершившее преступление в состоянии уменьшенной вменяемости также может быть помещено в психиатрическую больницу, если оно вследствие своего психического расстройства может совершить серьезные противоправные деяния и опасно для общества. В лечебное заведение для алкоголиков или наркоманов согласно §64 УК ФРГ помещается лицо, склонное к чрезмерному употреблению спиртных напитков и других опьяняющих веществ, совершившее противоправное деяние в состоянии опьянения или в результате этой склонности и если имеется опасность, что данное лицо в силу своей склонности будет совершать серьезные противоправные деяния. УК ФРГ устанавливает последовательность исполнения наказания, при котором мерам безопасности отдается приоритет перед мерой наказания.
Согласно ст. 43 УК Швейцарии суд может применить к душевнобольному лицу, совершившему деяние, наказуемое каторжной тюрьмой или тюремным заключением, принудительные меры медицинского характера в виде помещения в лечебное учреждение или в приют. В случае отсутствия угрозы для общества со стороны больного суд применяет к нему амбулаторное лечение. В лечебное заведение для алкоголиков помещаются лица, страдающие алкоголизмом и совершившие в зависимости от этого преступление. При наличии достаточных оснований суд может назначить амбулаторное лечение. При этом он одновременно отсрочивает исполнение наказания в виде лишения свободы, с последующим решением вопроса об условном освобождении лица из лечебного учреждения под охранительный надзор.
Особенностью УК Швейцарии является добровольный характер такой меры безопасности, как помещение лица, страдающего наркоманией и совершившего преступление, в лечебное учреждение. Лицо при этом направляется на лечение только по собственному ходатайству с отсрочкой исполнения наказания.
УК Испании в качестве мер безопасности предусматривает лечение или получение специального образования в учреждении, соответствующем психической аномалии лица, совершившего противоправное деяние в состоянии невменяемости. Лицо, совершившее преступление в состоянии сильного алкогольного (наркотического) опьянения, помещается в государственный или частный восстановительный центр для алкоголиков и наркоманов.
Интересно положение УК Испании, согласно которого продолжительность нахождения в лечебном учреждении не должна превышать срок наказания в виде лишения свободы, который мог бы быть назначен по приговору за совершение деяния. Если лицо совершило противоправное деяние, наказание за которое не предусматривает лишение свободы, суд назначает амбулаторное лечение. При этом мера безопасности засчитывается за исполнение наказания.
УК Франции в зависимости от тяжести совершенного алкоголиком решает вопрос либо он остается на свободе под надзором диспансера психической гигиены, либо принудительно помещается в один из центров специализированного перевоспитания (культурный аналог ЛТП) до того времени, когда он снова может вернуться к нормальной жизни.
В англо-саксонском праве к лицам, совершившим преступление, караемое тюремным заключением, признанным привычным алкоголиком, суд может в дополнении к приговору или вместо него назначить направление на срок не свыше трех лет в государственный или частный реформаторий для алкоголиков. Если лицо совершило нетяжкое преступление и степень наркотической зависимости небольшая мера медицинского характера может быть назначена амбулаторно только при согласии преступника. В противном случае суд назначает меру наказания. В частности, В Англии одним из видов мер безопасности является направление лица на срок до трех лет в специальное заведение для алкоголиков, если: лицо осуждено за преступление, преследуемое по обвинительному акту; суд признает, что преступление было совершено под влиянием опьянения и сам преступник или присяжные считают, что он "привычный пьяница".
В истории США принудительное лечение в психиатрической больнице после признания невиновным, как правило, занимало более длительное время, чем обычный срок заключения (Ogloff et al., 1992; Finkel, 1988). Такая госпитализация обычно не приводила к улучшению, и клиницисты редко берут на себя смелость утверждать, что преступники, выйдя из больницы, не примутся за старое. В последние годы, однако, принудительное лечение стало более коротким. Эта тенденция - результат увеличившейся эффективности лекарственной терапии, растущая неприязнь к расширению прав государственных учреждений и усиление внимания к правам пациентов (Blackburn, 1993). В 1992 году в деле Фучэ против штата Луизиана Верховный суд сделал пояснение, что единственным основанием для освобождения преступников из психиатрической больницы может стать их психическое состояние; преступников, безусловно, нельзя содержать в психиатрической больнице только на том основании, что они опасны. До начала 1970-х годов в большинстве штатов человека, признанного «невменяемым преступником», помещали в лечебные учреждения с повышенной охраной (Winick, 1983). Современное законодательство предоставляет суду возможность принимать более гибкие решения. В некоторых случаях, в частности когда обвинение незначительно, обвиняемого могут лечить амбулаторно. Принудительное лечение в гражданском порядке - правовая процедура, в соответствии с которой человека, не обвиненного в уголовном преступлении, могут заставить пройти психиатрическое лечение. Защиту на основании невменяемости часто критиковали, а в некоторых штатах теперь разрешено выносить вердикт «виновен, но психически болен». Обвиняемые, которые получают этот вердикт, приговариваются к тюрьме, при этом ожидается, что они также пройдут необходимое лечение. Есть еще один вариант вердикта - признание человека виновным с ограниченной способностью. В некоторых штатах считается, что человек, совершивший сексуальное преступление, психически невменяем, и его отправляют на лечение в психиатрическую больницу.
Заключение
Таким образом, отношение к душевнобольным, в том числе, к тем, кто совершил правонарушение, тесно связано с превалирующими в обществе в конкретный исторический промежуток идеями, уровнем развития медицины, и в частности психиатрии. И чем более цивилизованнее становиться общество, тем более гуманные меры применяются к лицам страдающим психическими заболеваниями или расстройствами. Сравнительный анализ уголовного законодательства, регламентирующего применение уголовно-правовых мер к лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, к лицам, страдающим заболеванием алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, способствует взаимному обогащению государств положительным опытом правового регулирования в данной сфере, выявлению недостатков, пробелов в национальном законодательстве, дальнейшему развитию и совершенствованию внутреннего законодательства, а в перспективе и сближения законодательства различных государств, выработки единых международных принципов, положений в данной сфере.
Список литературы.
Уголовный кодекс Республики Беларусь, Минск, Академия МВД, 2010 – 227 с.
Судебная психиатрия: Учебное пособие / Т. Б. Дмитриева, А. А. Ткаченко, Н. К. Харитонова, С. Н. Шишков. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. - 752 с.
Жарко Н.В. Уголовное законодательство России и Республики Беларусь в сфере применения принудительных мер медицинского характера: сравнительный анализ // Сб. науч. работ адъюнктов и соискателей. - М.: НИИ ФСИН России, 2004. -0,12 пл.
С.П.Кубанцев. Невменяемость в уголовном праве США. Журнал россий-ского права-№2-2004
Г.В.Назаренко. Невменяемость: уголовно-релевантные психические состо-яния –СПб: Юридический Пресс-Центр, 2002
Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2009.
Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Коротких Р.В., Силуянова И.В. Глава XII. Этические проблемы оказания психиатрической помощи // Введение в биоэтику: Учебное пособие / Под общ. ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. - Москва: Прогресс-Традиция, 1998.
Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть: Учение о наказании / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002.
Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования/Под ред. В. Н. Кудрявцева и С. Г. Келиной. М., 1987.
Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.
Полубинская С. В. Уголовно-правовые средства предупреждения насилия со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами // Насильственная преступность. М., 1997.
Спасенников Б. А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПб., 2003.
bsmu.by/index.php?option=com_content&task=view&id=543&Itemid=52



Просмотров