Закон республики беларусь "об оказании психиатрической помощи". В беларуси приняли законопроект о принудительном лечении людей с опасными болезнями

Помогите пожалуйста в таком вопросе: мой дядя инвалид второй группы, состоит на учёте в Новинках около 10 лет (на данный момент по уголовному делу: первый раз он меня избил, второй накинулся с ножом), после чего был признан невменяемым, его сестра (моя мама) взяла на себя опекунство. Мы стали на льготную очередь в интернат, так как боимся за свою жизнь (скандалы на фоне выпивки и соответственно его болезнь). Сейчас он оставшись дома на половину дня затопил соседей с 8 до 4 этажа, пришлось снова сдать в Новинки. Можем ли мы отказаться забирать его из Новинок до определения в интернат??? И что для этого требуется???
Заранее благодарна.

На днях вступает в силу новый ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 января 2012 г. N 349-З
ОБ ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 21. Права пациентов при оказании им психиатрической помощи
Пациенты при оказании им психиатрической помощи имеют право на:
нахождение в психиатрическом стационаре в течение срока, необходимого для оказания психиатрической помощи;
Статья 25. Оказание психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями), в стационарных учреждениях социального обслуживания
Оказание психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями), осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеющих в порядке, установленном законодательством, право на оказание психиатрической помощи.
Помещение лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием), в стационарное учреждение социального обслуживания осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
На лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, распространяются права и обязанности, предусмотренные настоящим Законом для пациентов.
Руководитель стационарного учреждения социального обслуживания не реже одного раза в год организует проведение психиатрического освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и находящихся в этом учреждении, для решения вопросов об их дальнейшем пребывании в данном учреждении, а также их дееспособности.
Порядок проведения психиатрического освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
На руководителя стационарного учреждения социального обслуживания распространяются права и обязанности, предусмотренные настоящим Законом для руководителя психиатрического стационара.
Отчисление лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием), из стационарного учреждения социального обслуживания производится:
по его заявлению на основании заключения врачебно-консультационной комиссии о том, что это лицо по состоянию здоровья способно проживать самостоятельно, при обязательном наличии у него жилой площади;
по заявлению законного представителя, обязующегося осуществлять уход за отчисляемым несовершеннолетним либо за отчисляемым лицом, признанным в установленном законом порядке недееспособным.
Статья 34. Оказание психиатрической помощи в стационарных условиях
Оказание психиатрической помощи в стационарных условиях осуществляется в случае, если состояние психического здоровья пациента или характер течения его психического расстройства (заболевания) требуют постоянного круглосуточного наблюдения врача-специалиста и интенсивного лечения.
Оказание психиатрической помощи в стационарных условиях осуществляется с письменного согласия пациента или его законного представителя, за исключением оказания такой помощи на основании:
решения суда об удовлетворении заявления о принудительной госпитализации и лечении (далее - решение суда о принудительной госпитализации и лечении);
определения (постановления) суда о применении принудительных мер безопасности и лечения, вынесенного по основаниям и в порядке, предусмотренным Уголовным кодексом Республики Беларусь и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь;
заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о необходимости проведения принудительного психиатрического освидетельствования в стационарных условиях и санкции прокурора на проведение принудительного психиатрического освидетельствования;
заключения врача-специалиста государственной организации здравоохранения о необходимости проведения принудительного психиатрического освидетельствования в стационарных условиях.
Несовершеннолетний пациент в возрасте до четырнадцати лет, а также лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, госпитализируются в психиатрический стационар с согласия законного представителя.
В случае возражения одного из родителей, усыновителей (удочерителей) несовершеннолетнего пациента в возрасте до четырнадцати лет или при их отсутствии либо отсутствии иного его законного представителя, а также при отсутствии законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, госпитализация осуществляется по решению органа опеки и попечительства. Решение органа опеки и попечительства может быть обжаловано в порядке, установленном законодательными актами.
Пациенты, указанные в части третьей настоящей статьи, госпитализированные в психиатрический стационар, в течение суток, за исключением выходных дней, а также государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими (далее - выходные и праздничные дни), подлежат психиатрическому освидетельствованию врачебно-консультационной комиссией, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. Принятое решение оформляется заключением. В течение первых шести месяцев нахождения в психиатрическом стационаре такие пациенты подлежат психиатрическому освидетельствованию не реже одного раза в месяц для решения вопроса о продлении срока нахождения в психиатрическом стационаре. При продлении срока нахождения таких пациентов в психиатрическом стационаре свыше шести месяцев психиатрическое освидетельствование проводится не реже одного раза в шесть месяцев.
Оказание психиатрической помощи в стационарных условиях лицам, в отношении которых вынесено определение (постановление) суда о применении принудительных мер безопасности и лечения, осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
Статья 39. Сроки принудительной госпитализации и лечения
Принудительная госпитализация и лечение пациента в психиатрическом стационаре продолжаются до выздоровления или значительного стойкого улучшения состояния его психического здоровья, при которых не требуется дальнейшее оказание психиатрической помощи в стационарных условиях.
В течение шести месяцев со дня госпитализации пациента на основании решения суда о принудительной госпитализации и лечении он подлежит психиатрическому освидетельствованию врачебно-консультационной комиссией не реже одного раза в месяц для определения необходимости продолжения лечения.
При необходимости продолжения лечения свыше шести месяцев психиатрический стационар не позднее десяти дней до истечения шести месяцев со дня госпитализации пациента подает в суд по месту нахождения психиатрического стационара заявление о продлении срока принудительной госпитализации и лечения, к которому прилагается заключение о необходимости продления срока принудительной госпитализации и лечения, вынесенное врачебно-консультационной комиссией.
Заявление о продлении срока принудительной госпитализации и лечения рассматривается судом в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.
При принятии судом решения о продлении срока принудительной госпитализации и лечения свыше шести месяцев психиатрическое освидетельствование проводится не реже одного раза в шесть месяцев.
В случае необходимости лечения пациента свыше двенадцати месяцев со дня госпитализации психиатрический стационар обращается в суд для продления срока принудительной госпитализации и лечения не реже одного раза в год в порядке, установленном частью третьей настоящей статьи.
Статья 44. Выписка пациента из психиатрического стационара
Выписка пациента из психиатрического стационара производится в случае завершения психиатрического освидетельствования пациента, выздоровления или значительного стойкого улучшения состояния его психического здоровья, при которых не требуется дальнейшее оказание психиатрической помощи в стационарных условиях.
Выписка пациента, добровольно находящегося в психиатрическом стационаре, производится по его личному заявлению или заявлению его законного представителя по согласованию с лечащим врачом.
Выписка пациента, госпитализированного в психиатрический стационар на основании решения суда о принудительной госпитализации и лечении, производится по решению психиатрического стационара на основании заключения об обоснованности такой выписки, вынесенного врачебно-консультационной комиссией, либо при принятии судом решения об отклонении заявления о продлении срока принудительной госпитализации и лечения.
Если основанием госпитализации являлось наличие у пациента психического расстройства (заболевания), которое обусловливалось непосредственной опасностью для иных лиц, психиатрический стационар обязан в письменной форме известить психиатрическую организацию и органы внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства (месту пребывания) пациента о точной дате его предстоящей выписки в целях последующей организации оказания психиатрической помощи. О пациенте, имеющем психическое расстройство (заболевание), которое обусловливает непосредственную опасность для него, информируется в письменной форме только психиатрическая организация по месту жительства (месту пребывания) пациента.
Выписка пациента, к которому на основании определения (постановления) суда применены принудительные меры безопасности и лечения, производится на основании определения (постановления) суда.
Пациенту, госпитализированному в психиатрический стационар добровольно, может быть отказано в выписке, если врачебно-консультационной комиссией будет установлено, что пациент находится в состоянии, указанном в части второй статьи 36 настоящего Закона. В этом случае дальнейшее оказание психиатрической помощи пациенту осуществляется в порядке, установленном статьями 37 - 39 настоящего Закона.

С уважением Sfif


Теги данного вопроса:

Если Вам нужна срочная правовая помощь...

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен...

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей...

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня...

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права...


Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филанович Ирины Николаевны.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР

БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ

2. ЮРИДИЧЕСКОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ НАЧАЛО

ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР

3. ОСНОВАНИЯ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР

4. ВИДЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

5. ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ, СОЕДИНЁННОЕ С ОТБЫВАНИЕМ

НАКАЗАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 Улицкий С.Я. Принудительные меры медицинского характера.- Владивосток, 1973. С. 4-6; Горобцов В.И. Юридическая природа принудительных мер медицинского характера // Уголовно-правовые средства борьбы с преступностью. Омск, 1983. С. 38-39.

ВВЕДЕНИЕ

Не всегда общественно опасные деяния совершают вменяемые лица.

Иногда, потрясенные содеянным, а равно наступившими для них

неблагоприятными последствиями обвиняемые заболевают душевной

болезнью, препятствующей им руководить своими действиями и отдавать себе

в них отчет. В таких ситуациях поднимается вопрос о необходимости их

лечения принудительно. Принудительное лечение – это особый вид

государственного принуждения, особая мера социальной защиты от действий

душевнобольных. Это система мер принудительного характера, направленных

на обеспечение безопасности общества. Принудительные меры реализуются в

режиме принуждения и в связи с этим сопровождаются определёнными

ограничениями в отношении лиц, к которым они применяются. В сущности,

принудительные меры безопасности и лечения направлены на защиту общества

от психически невменяемых.

Объектом исследования в курсовой работе являются психически

невменяемые лица.

Предметом исследования в курсовой работе является применение

принудительных мер безопасности и лечения в отношении психически

невменяемых.

Цель исследования состоит в том, чтобы показать значение

принудительных мер безопасности и лечения и установление объективной

истины по делу. Принудительные меры безопасности и лечения в отношении

невменяемых должны проводиться лишь тогда, когда они действительно

угрожают обществу, а также обеспечение безопасности этих лиц.

Структура курсовой работы включает титульный лист, содержание,

введение, пять разделов и список использованных источников.

Написана курсовая работа на 23 страницы компьютерного текста.

1. Историческая характеристика принудительных мер безопасности и лечения.

Принудительные меры безопасности и лечения по сравнению с

наказанием новый институт уголовного права. Дело в том, что осознание

необходимости разделения наказания лиц, совершивших преступления, и

лечения лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии

невменяемости, появилось только в первой половине XIX века. До этого

душевно больные, как и малолетние, причинившие смерть другому человеку,

признавались невиновными, но о лечении душевнобольных в законе не

упоминалось. В Своде законов (1832 г.) речь шла об освобождении от уголовной

ответственности лиц, совершивших «в состоянии безумия или сумасшествия»

не только убийство, но и любое преступление. В Своде впервые говорилось о

принудительном лечении, но только лиц, причинивших смерть человеку. О

других общественно опасных деяниях не упоминалось. Лицо, причинившее

смерть другому человеку в состоянии безумия или сумасшествия, подлежало

водворению в дом сумасшедших для содержания и лечения в особых (от

прочих умалишенных) отделениях. Если в течение «пяти лет сряду» у больного

не будет замечено припадков сумасшествия, он, говорилось в Своде, может

быть освобожден из больницы под поручительство семьи или посторонних лиц,

но в каждом случае с разрешения министерства внутренних дел.

Более полно вопросы принудительного лечения решались в Уложении о

наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В нем ближе к современным

понятиям формулируется невменение в вину «преступления», совершенного

безумным от рождения или сумасшедшим, когда это лицо по своему состоянию

в тот момент не могло иметь понятия о противозаконности и самом свойстве

деяния. Принудительному лечению подвергались лица, совершившие убийство,

покушение на собственную жизнь (покушение на самоубийство по Уложению

было уголовно наказуемо) или поджог, даже в том случае, если родственники

были согласны взять такое лицо на поруки. В Уложении был регламентирован

порядок принудительного лечения упомянутых лиц, сроки их содержания и

условия освобождения. Лица, совершившие названные выше деяния,

подвергались «освидетельствованию и испытанию» согласно требованиям

Устава уголовного судопроизводства.

Принудительное водворение лица в дом умалишенных и установление

опеки над его имуществом производилось по определению окружного суда или

судебной палаты. За лицом, помещенным в дом умалишенных, предписывалось

осуществлять «неусыпное наблюдение и смотрение», чтобы исключить

повторное совершение «преступления». Срок обязательного пребывания лица в

доме умалишенных устанавливался в два года, в течение которых не должно

быть припадков сумасшествия. Этот срок мог быть сокращен при отсутствии

опасности больного. Во всех случаях освобождаемое лицо передавалось на

поруки заслуживающим доверие людям по решению упомянутых судебных

инстанций.

В советское время принудительное лечение осуществлялось по решению

суда в отношении лиц, совершивших «преступление в состоянии

невменяемости», когда суд считал их пребывание на свободе опасным для

общества.

Более подробно принудительные меры медицинского характера были

регламентированы в УК 1960 г. Здесь впервые говорилось о принудительном

лечении не лиц, совершивших преступления, а лиц, совершивших общественно

опасные деяния. Предусматривалось лечение таких лиц в больницах общего

или специального типа в зависимости от характера заболевания, опасности

личности для общества и тяжести совершенных общественно опасных

действий; устанавливался порядок помещения в психиатрическую больницу, а

также назначения, изменения или прекращения принудительного лечения.

После 1960 г. порядок применения принудительных мер медицинского

характера регулируется Инструкцией о порядке применения принудительного

лечения и других мер медицинского характера в отношении психически

больных, совершивших общественно опасные деяния, утвержденной

Минздравом СССР по согласованию с Верховным судом.1 1 0 0

1 EАнтонян Ю.М., Бородин С.В. «Преступность и психические аномалии» –М.: 1987 г., с. 8 9.

2. Юридическое и медицинское начало принудительных мер.

Юридическими они являются потому, что их основания назначения,

порядок изменения и прекращения определяются уголовным кодексом

Республики Беларусь (ст. 102, 103 УК РБ); процедура назначения этих мер

регламентирована уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь;

принудительные меры в отношении конкретных лиц, совершивших

общественно опасные деяния, а также преступления, назначаются судом; судом

принимаются и дальнейшие решения по продлению, изменению и

прекращению принудительных мер; надзор за законностью применения

принудительных мер возложен на прокуратуру.

Медицинскими принудительные меры названы потому, что таковыми они

комиссия врачей-психиатров либо (в установленных законом случаях) судебно-

психиатрическая экспертиза, включая выводы о диагнозе заболевания, об

алкоголизме или наркомании, назначении и проведении лечения и

профилактики психических расстройств, а также о необходимых социально-

реабилитационных мероприятиях. Медицинскими по своему содержанию

являются и меры по безопасности в учреждении, где проводится

принудительное лечение (ст. 31 закона Республики Беларусь «О

психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»)

Хотя юридический аспект в принудительных мерах преобладает, они по

своей сути остаются медицинскими и целей уголовного наказания не

преследуют. Правовая природа этих мер не изменяется и в случаях применения

их к совершившим преступления лицам, которым принудительное лечение

назначено наряду с наказанием за преступления, совершенные в состоянии

уменьшенной вменяемости, а также к осужденным, страдающим алкоголизмом,

наркоманией или токсикоманией. Назначение принудительного лечения таким

лицам обусловлено исключительно медицинскими показаниями.

Применение принудительного лечения связано с ограничениями прав лиц,

в отношении которых оно применяется. Они состоят, прежде всего, в

госпитализации и лечении психиатрического стационара без согласия лица,

которому оно назначено, а также без согласия его законного представителя до

решения суда, если его обследование и лечение возможны только в

стационарных условиях, а психическое расстройство обуславливает: его

непосредственную опасность для себя и окружающих; его беспомощность;

существенный вред его здоровью вследствие ухудшения его психического

состояния. В то же время лица, находящиеся на принудительном лечении,

сохраняют права, которые не связаны с ограничениями, вытекающими из

психического состояния и определенного судом вида принудительного лечения.

Если они обладают дееспособностью, у них имеются права, предусмотренные

Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии со ст. 15 Закона

Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан

при ее оказании» граждане, госпитализированные в психиатрический

стационар по решению суда о применении принудительных мер безопасности

и лечения, имеют права, предусмотренные статьей 38 настоящего Закона. Эти

права определяют их правовой статус во время пребывания в стационаре. Они

вправе: обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему

отделением по вопросам лечения, обследования, выписки и соблюдения прав;

подавать обращения в соответствии с законодательством Республики

Беларусь; встречаться наедине со своими представителями, исполнять

религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, включая пост, иметь

религиозную атрибутику и литературу, не запрещенные законом,

встречаться наедине со священнослужителем официально

зарегистрированной конфессии; выписывать и получать журналы и газеты;

получать образование по программе общеобразовательной школы или

специальной школы для детей с нарушениями интеллектуального

развития, если пациент не достиг восемнадцати лет; получать наравне с

другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством

и качеством, если пациент участвует в производительном труде. Эти права не

могут быть ограничены. Пациенты также могут: вести переписку; получать и

отправлять посылки, бандероли, денежные переводы; пользоваться телефоном;

принимать посетителей; иметь и приобретать предметы первой необходимости,

пользоваться собственной одеждой. Однако, названные в последней группе

отделением или главным врачом психиатрического стационара в случаях,

когда их осуществление представляет непосредственную опасность для этого

пациента и (или) окружающих.

Соблюдение прав лиц, которым назначено принудительное лечение,

сопряженное с отбыванием уголовного наказания, обеспечивается в

соответствии с уголовно-исполнительным кодексом администрацией

соответствующего исправительного учреждения, а также прокурором,

осуществляющим надзор за деятельностью этого учреждения.

Принудительное лечение, назначенное по приговору суда, отличается от

освидетельствования врачом-психиатром лица, страдающего психическим

расстройством, помимо его желания, а также от недобровольной

госпитализации по заключению врачей-психиатров, от обязательного лечения в

психиатрическом стационаре по постановлению суда. Эти меры применяются к

лицам, которые не совершили общественно опасного деяния, в целях лечения,

обеспечения безопасности их и общества в соответствии со ст. 24, 25, 29-31

упомянутого закона о психиатрической помощи.

3. Основания и цели применения принудительных мер

Основания применения принудительных мер (ст. 102 УК РБ 2004 г.)

сформулированы в законе достаточно определенно.

Для применения принудительных мер необходимо установить, что лицо

совершило общественно опасное деяние не может быть признано таковым из-за

отсутствия субъекта преступления, обязанного по закону нести уголовную

ответственность. Речь идет о совершении этого деяния в состоянии

невменяемости. В результате анализа экспертных материалов социальной и

судебной психиатрии им. Сербского было установлено, что общественно

опасные деяния, совершенные психически больными, по характеру мотивов

делятся на несколько основных групп: 1) совершаемые под влиянием бредовых

мотивов и галлюцинаций (чаще всего это наиболее опасные больные, например,

до 70 % обвиняемых, страдающих шизофренией, совершали убийства под

влиянием бреда); 2) совершаемые психически больными и невменяемыми

лицами по недомыслию (это, как правило, олигофрены, не способные

правильно оценить реальные факты и события; для них характерны кражи и

хулиганство); 3) совершаемые в результате ослабления контроля над своими

инстинктивными влечениями (таких больных до 8%, их деяния большой частью

связаны с неконтролируемыми сексуальными влечениями); 4) совершаемые в

результате аффективных нарушений, характеризуемых эмоциональной

тупостью (агрессивные действия, такие как убийства, причинение вреда

здоровью, хулиганство и подобные; соответствующие лица составляют по

численности вторую группу после лиц с бредовыми идеями); 5) совершаемые

при истинном отсутствии мотивов в состоянии нарушенного сознания:

сумеречное состояние при эпилепсии, патологическое опьянение, иные

аналогичные состояния (например, убийство или иное деяние, совершенное

импульсивно, иногда может оказаться единственным эпизодом в анамнезе этого

человека)1

Основанием применения принудительных мер к лицу, совершившему

преступление в состоянии вменяемости, является заболевание его после этого

психическим расстройством, делающим невозможным назначение или

исполнение наказания.

Здесь возможны два варианта. Первый - когда лицо после совершения

преступления заболело психическим расстройством, которое оказывается

1 Боброва Н.Н., Махонько А. Р. Клинико-социальная характеристика психически больных, совершивших общественно опасные действия // Сборник научных трудов. -М„ 1987. С. 24-40.

неизлечимым. К такому лицу применяется принудительное лечение, как и в

отношении лица, совершившего общественно опасное деяния в состоянии

невменяемости. Второй вариант - когда лицо после совершения преступления

заболело психическим расстройством временно, например, оказалось в

состоянии алкогольного психоза либо впало в реактивное состояние в связи с

возбуждением уголовного дела и угрозой наказания. В этом случае

производство по уголовному делу приостанавливается, а если болезненное

состояние затягивается, то такому лицу назначается в установленном порядке

принудительное лечение. При его выздоровлении постановление о

приостановлении дела отменяется, дело расследуется и рассматривается в

общем порядке. Принудительное лечение может быть назначено и лицу, которое

заболело психическим расстройством во время отбывания наказания за

преступление, совершенное в состоянии вменяемости. Здесь также возможны

рассмотренные выше варианты: либо лицо не выздоравливает и вместо

наказания ему назначается судом принудительное лечение, либо

выздоравливает, если расстройство психической деятельности было

временным, и тогда принудительное лечение отменяется и в отношении этого

лица возобновляется исполнение приговора.

Формулировка «временное расстройство психической деятельности»

содержит только хронологический и малоинформативный признак, так как

протяженность психического расстройства во времени весьма относительна.

Она может относиться к психозам, длящимся как минуты и даже секунды, при

исключительных состояниях - дни и месяцы, так и годы (при алкогольных

психозах и реактивных состояниях).

К основаниям применения принудительных мер относится совершение

лицом преступления в состоянии, не исключающем вменяемости, если деяние

совершено лицом, страдающим психическим расстройством. Имеются в виду

лица с психическими аномалиями, признанные совершившими преступления в

состоянии уменьшенной вменяемости (ст. 106 УК). К психическим аномалиям

относятся прежде всего структурные или функциональные отклонения

стабильного характера, обусловленные нарушением дородового развития,

например, олигофрения и т.д.. Кроме того, среди преступников, имеющих

отклонения психики в рамках вменяемости, большой удельный вес занимают

алкоголики, встречаются, хотя и реже, наркоманы, токсикоманы, эпилептики,

еще реже шизофреники в стадии стойкой ремиссии, лица, на момент

обследования страдающие реактивными состояниями и другими психическими

расстройствами.

Основанием применения принудительных мер является также совершение

преступления лицом, признанным нуждающимся в лечении от хронического

алкоголизма, наркомании и токсикомании. В случае совершения преступления

лицами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией или

токсикоманией, суд при наличии медицинского заключения наряду с

наказанием за совершенное преступление может применить к ним

принудительное лечение. (ст. 107 УК). Отсюда следует, что по этому

основанию принудительным мерам могут быть подвергнуты лица,

совершившие преступление в состоянии ограниченной вменяемости,

психические аномалии которых вызваны алкоголизмом, наркоманией или

токсикоманией. Такая дифференциация не является недостатком этой нормы

УК. Она позволяет при назначении принудительного лечения алкоголикам,

наркоманам и токсикоманам учесть степень изменения личности и избрать

соответствующее основание принудительного лечения.

Принудительные меры медицинского характера к лицам, названным выше,

применяются только в случаях, когда психические расстройства связаны с

опасностью для самого этого лица или других лиц либо с возможностью

причинения ими иного серьезного вреда.

Статья 100 УК раскрывает целиприменения принудительных мер 0 0 1 Fбезопасности и лечения. Так, принудительные меры в отно шении психически

больных, совершивших общественно опасные деяния в невменяемом 0 0 1 Fсостоянии, обычно имеют своей целью пре дупреждение новых подобных

деяний со стороны таких лиц путем их надлежащего лечения в условиях

обеспечения безопасности окружающих и их собственной безопасности.

Применение принудительных мер безопасности и лечения в отношении 0 0 1 Fлиц, совершивших преступление во вменяемом состо янии, но заболевших

0 0 1 Fпсихической болезнью, лишающей их воз можности сознавать свое поведение

0 0 1 Fили руководить им, до выне сения приговора или во время отбывания

наказания способствует достижению целей уголовной ответственности после 0 0 1 Fвыздоровле ния, т.е. исправлению лица и предупреждению преступления как

с его стороны, так и со стороны других лиц. 0 0 1 FВ отношении лиц, признанных уменьшение вменяемыми, хро ническими

0 0 1 Fалкоголиками, наркоманами и токсикоманами, совер шивших преступления,

0 0 1 Fнаряду с наказанием назначаются прину дительные меры безопасности и

лечения с целью излечения этих лиц и создания условий, способствующих 0 0 1 Fдостижению целей уго ловной ответственности. На наш взгляд, в УК

Республики Беларусь, в частности в ст. 100, необходимо добавить проведение

мер социальной реабилитации (выработка у больных навыков для жизни в

обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских

учреждений, осуществляющих принудительное лечение.

Достижение целей применения медицинских мер является средством

реализации предупреждения общественно опасных деяний и преступлений со

стороны лиц, направленных на принудительное лечение. При применении

принудительных мер в отношении лиц, признанных уменьшено вменяемыми,

алкоголиков, наркоманов и токсикоманов, которые отбывают наказание за

совершенные преступления, целью этих мер является также способствование

исправлению названных категорий преступников1.

4. Виды принудительных мер и их применение

Виды принудительных мер в новом УК сформулированы иначе, чем в

УК 1960 года, который в статьях 58 и 59 предусматривал, что лица,

совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или

заболевшие душевной болезнью после совершения преступления до вынесения

приговора или во время отбывания наказания, помещаются в психиатрическую

больницу общего типа или в психиатрическую больницу специального типа.

Опыт применения принудительного лечения показал, что виды этих мер

нуждались в дифференциации. Кроме того, необходимо было согласовать

нормы УК с законом « о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан

при её оказании; который демократизировал всю систему оказания

психиатрической помощи в Беларуси».

Согласно статье 101 УК Республики Беларусь, в качестве принудительных

мер безопасности и лечения в отношении указанных лиц могут быть избраны: 0 0 1 Fпринудительное амбулаторное наблюдение и лечение у пси хиатра;

с

обычным наблюдением; 0 0 1 Fпринудительное лечение в психиатрической больнице (отде лении) с

усиленным наблюдением; 0 0 1 Fпринудительное лечение в психиатрической больнице (отде лении) со

строгим наблюдением. 0 0 1 FТаким образом, согласно УК принудительные ме ры безопасности или

лечения применяются, если лицо:

Совершило общественно опасное деяние, ответственность за которое

установлена Уголовным кодексом;

В силу психического заболевания не могло отдавать отчет в своих

действиях или руководить ими, т.е. было признано невменяемым, либо

совершило преступление во вменяемом состоянии, но до вынесения

приговора или во время отбывания наказания заболело психической 0 0 1 Fболезнью, лишающей его возможности сознавать зна чение своих

действий или руководить ими;

По своему психическому состоянию и с учетом характера совершенного 0 0 1 Fдеяния нуждается в принудительном лечении с со блюдением условий

безопасности.

Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра по 0 0 1 Fместу жи тельства может быть назначено психически больному, который по

психическому состоянию не нуждается в установлении для него постоянной

системы контроля за его поведением, т.е. помещении в психиатрическую

больницу. Психиатрические больницы (отделения), где осуществляется 0 0 1 Fпринудительное лечение - это стационарные лечебные учрежде ния органов

здравоохранения: психоневрологические институты и диспансеры, 0 0 1 Fпсихиатрические больницы, психиатрические отделе ния общих больниц с

различными видами наблюдения (обычное, усиленное, строгое). Указанные

лечебные учреждения служат одним и тем же целям: во-первых, наблюдению

за психически больными, их лечению и приспособлению к условиям

общежития; во-вторых, предотвращению возможности совершения ими новых 0 0 1 Fобществен но опасных деяний. Принудительное лечение в психиатрической

0 0 1 Fбольнице (отде лении) с обычным наблюдением назначается психически

больному, который по психическому состоянию и характеру совершенного 0 0 1 Fобщественно опасного деяния нуждается в больничном содержа нии и

0 0 1 Fпринудительном лечении. Принудительное лечение в пси хиатрической

больнице (отделении) с усиленным наблюдением 0 01 Fназ начается больному, 0 0 1 Fкоторый совершил общественно опасное дея ние, не связанное с

посягательством на жизнь и здоровье граждан, и по психическому состоянию

0 0 1 Fне представляет угрозы для окру жающих, но нуждается в больничном

(отделения) со 0 01 Fстрогим наблюде нием предназначены для психически 0 0 1 Fбольных, которые в силу свое го психического состояния (синдром

0 0 1 Fрасстроенного сознания, агрес сивная настроенность в отношении

0 0 1 Fокружающих, немотивирован но озлобленное поведение, бредовые идеи и

0 0 1 Fт.п.) и характера со вершенных ими деяний (общественная опасность

0 0 1 Fсодеянного, спо соб совершения, тяжесть наступивших последствий и т.п.)

0 0 1 Fпред ставляют особую опасность для окружающих и могут в любой момент

совершить новые общественно опасные деяния. 0 0 1 FПринудительное лечение в психиатрических больницах (от делениях) лиц,

0 0 1 Fсовершивших общественно опасные деяния, при меняется по решению суда

независимо от желания психически больного. Право изменения решения и

прекращения применения принудительного лечения в отношении указанных

психических больных также принадлежит только суду.

Применение принудительного лечения к психически больному

рассматривается в судебном заседании с обязательным участием прокурора и

защитника. Если этот вопрос решается в отношении лица, совершившего

общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, то на судебное

заседание вызываются потерпевшие, свидетели, законные представители, а 0 0 1 Fтакже вра чи-психиатры. В ходе судебного заседания тщательно

0 0 1 Fпроверяют ся все доказательства, устанавливающие или опровергающие

0 0 1 Fсо вершение данным лицом общественно опасного деяния, предусмотренного

уголовным законом, а также заключение судебно-психиатрической экспертизы

о психическом заболевании лица и степени его опасности для окружающих.

Важное значение должно придаваться и другим материалам, имеющим 0 0 1 Fсущественное значе ние для разрешения дела и определения вида

принудительной меры безопасности и лечения. Юридическая оценка действий

невменяемого в таких случаях может основываться лишь на данных, 0 0 1 Fхарактеризующих общественную опасность совершен ного им деяния. Не

0 0 1 Fдолжны учитываться обстоятельства, не име ющие непосредственного

0 0 1 Fотношения к рассматриваемому собы тию: прежняя судимость лица,

применение к нему в прошлом принудительных мер безопасности и лечения и

т.п. 0 0 1 F В случае доказанности совершения данным лицом обществен но

опасного деяния в состоянии невменяемости и необходимости применения 0 0 1 Fпринудительных мер безопасности и лечения суд вы носит определение

0 0 1 F(постановление) о применении к нему указан ных принудительных мер.

В тех случаях, когда принудительные меры безопасности и лечения, 0 0 1 Fпредусмотренные статьей 101 УК, применяются в отно шении лица,

0 0 1 Fсовершившего преступление в состоянии вменяемос ти, но заболевшего до

0 0 1 Fпостановления приговора психической бо лезнью, лишающей его

возможности сознавать свои действия или руководить ими, производство по 0 0 1 Fуголовному делу и привлече нию лица к уголовной ответственности

приостанавливается до выздоровления виновного и прекращения применения 0 0 1 Fпринуди тельных мер безопасности и лечения.

0 0 1 FЕсли осужденный заболел психической болезнью после выне сения

0 0 1 Fприговора или во время отбывания наказания, то суд, на значая

принудительную меру безопасности и лечения, выносит в соответствии с

частью 1 статьи 92 УК решение об освобождении от отбывания наказания на

период применения принудительной меры безопасности и лечения. При этом

заболевший психической болезнью осужденный, отбывавший арест, лишение

свободы или пожизненное заключение, которому назначена такая 0 0 1 Fпринудитель ная мера, как амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра,

0 0 1 Fпродолжает находиться по месту отбывания наказания, но изоли руется от

остальных осужденных. В других случаях психически больной направляется на

принудительное лечение в психиатрическую больницу соответствующего вида. 0 0 1 FВ случае ухудшения состояния психически больного, находя щегося на

принудительном лечении в психиатрической больнице с обычным 0 0 1 Fнаблюдением, в результате которого заболевание при нимает такой характер,

что больной становится более опасным для окружающих, суд на основании 0 0 1 Fзаключения комиссии вра чей-психиатров может заменить ему прежний вид

0 0 1 Fпринудитель ной меры безопасности и лечения на принудительное лечение в

0 0 1 Fпсихиатрической больнице с усиленным или строгим наблюдени ем. При

0 0 1 Fвыздоровлении или значительном улучшении его психи ческого состояния,

0 0 1 Fустраняющих или снижающих степень его обще ственной опасности, суд либо

0 0 1 Fпрекращает принудительную меру бе зопасности и лечения, либо изменяет ее

вид (ч. 3 ст. 103 УК). 0 0 1 FПри выздоровлении или значительном улучшении психичес кого

состояния лица, совершившего общественно опасное деяние в невменяемом 0 0 1 Fсостоянии, суд выносит определение о прекраще нии принудительной меры

0 0 1 Fбезопасности и лечения. В необходи мых случаях суд может передать

соответствующие материалы в органы здравоохранения для решения вопроса

об обязательном врачебном наблюдении за этим лицом по месту жительства. 0 0 1 FВ определении о прекращении принудительной меры безо пасности и

0 0 1 Fлечения в отношении лица, совершившего преступле ние во вменяемом

состоянии и заболевшего психической болезнью после совершения 0 0 1 Fпреступления, суд, если не истекли сроки дав ности или нет других оснований

0 0 1 Fдля освобождения его от уголов ной ответственности или отбывания

0 0 1 Fнаказания, одновременно ре шает вопросы: о возобновлении производства по

0 0 1 Fуголовному де лу - если лицо заболело до вынесения приговора; об

отбывании или возобновлении отбывания наказания - если лицо заболело

после вынесения приговора или в период его отбывания. 0 0 1 FВ случае, если суд установит, что лицо, хотя и совершило пре дусмотренное

уголовным законом общественно опасное деяние в невменяемом состоянии, но 0 0 1 Fпо характеру этого деяния и психичес кому состоянию оно не представляет

опасности для окружающих и не нуждается в больничном содержании, закон (п.

1 ст. 100 УК) предоставляет возможность суду применить в таких случаях 0 0 1 Fпри нудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра по месту

жительства. 0 0 1 F Рассматривая вопрос об отмене или изменении вида прину дительного

0 0 1 Fлечения, суд должен тщательно проверять обоснован ность заключения

комиссии врачей-психиатров. Суд выясняет не только результаты проведенного

лечения, но и условия, в которых будет находиться лицо после прекращения 0 0 1 Fприменения принуди тельного лечения, а также необходимость дальнейшего

0 0 1 Fмедицин ского наблюдения и лечения. В этих целях в судебное заседание

кроме представителей медицинских учреждений следует вызывать и близких

родственников или других законных представителей больного. 0 0 1 FСогласно части 2 статьи 102 УК все психически больные, к ко торым по

0 0 1 Fрешению суда применены принудительные меры безо пасности и лечения,

должны не реже одного раза в шесть месяцев подвергаться

освидетельствованию комиссией врачей-психиатров лечебного учреждения, в

котором они находятся или состоят на учете, для решения вопроса о 0 0 1 Fвозможности прекращения принуди тельного лечения либо изменения его

вида. Заключение комиссии врачей-психиатров может быть обжаловано в суд в

соответствии с установленным законом порядком. Все необходимые материалы

по освидетельствованию больного направляются в суд для решения вопроса 0 0 1 Fотносительно возможности прекращения судом примене ния принудительного

0 0 1 Fлечения либо изменения его вида. Ходатай ство об отмене либо изменении

0 0 1 Fвида принудительного лечения мо гут также возбудить близкие родственники

психически больного. 0 0 1 FВремя, в течение которого применялись принудительные ме ры

безопасности и лечения, засчитывается в срок наказания по правилам статьи 74

Таким образом, определяя принудительную меру безопасности и лечения в 0 0 1 Fпсихиатрической больнице, суд не устанавливает сроки такого ле чения,

0 0 1 Fпоскольку оно должно продолжаться до тех пор, пока пси хическое состояние

0 0 1 Fбольного изменится настолько, что он перес танет представлять опасность для

0 0 1 Fокружающих или будет спосо бен сознавать значение своих действий или

0 0 1 Fруководить ими. Успеш ность лечения зависит от психического состояния

0 0 1 Fкаждого боль ного, особенностей течения болезни и интенсивности лечения.1

1 Уголовное право Общая часть, под ред. Хомича В.М., Мн., 2002, с. 398-402

5. Принудительное лечение, соединенное с отбыванием наказания.

Здесь имеются ввиду лица, совершившие преступление в состоянии

уменьшенной вменяемости, а также алкоголики, наркоманы и токсикоманы.

Лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния

находилось в состоянии уменьшенной вменяемости, то есть не могло в полной

мере сознавать значение своих действий или руководить ими вследствие

болезненного психического расстройства или умственной отсталости, не

освобождается от уголовной ответственности (ст. 29 УК). Данная статья

говорит о том, что состояние уменьшенной вменяемости может служить

основанием для применения принудительных мер безопасности и лечения

наряду с привлечением к уголовной ответственности.

В статье 106 УК указан круг лиц, к которым суд так же может применить

принудительные меры безопасности и лечения. Это лица, заболевшие после

постановления приговора или во время отбывания наказания психической

болезнью, но не утратившими полностью возможность сознавать возможность

своих действий или руководить ими. В таком случае нет оснований для

прекращения отбывания наказания, назначенных по приговору суда.

Принудительная мера применяется по представлению администрации

учреждения, в котором лицо отбывает наказание, на основании заключения

комиссии врачей-психиатров. Принудительное наблюдение и лечение

осуществляется у психиатра по месту отбывания наказания, либо по месту

жительства осужденного.

Что касается лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией

и токсикоманией, то суд при наличии медицинского заключения наряду с

наказанием за совершенное преступление может применить принудительное

лечение (п.1, ст. 107 УК). Только в этом случае может быть достигнут

положительный результат.

Алкоголиками, наркоманами и токсикоманами признаются лица, у

которых на почве систематического потребления спиртных напитков,

наркотических и других одурманивающих веществ возникло заболевание,

характеризующееся патологическим влечением к ним. 0 0 1 F Закон не содержит каких-либо ограничений в отношении при менения

принудительного лечения к хроническим алкоголикам, наркоманам и 0 0 1 Fтоксикоманам, совершившим преступления. На осно вании статьи 107 УК оно

может быть назначено любому лицу (пенсионного возраста, инвалиду,

несовершеннолетнему и т.д.). Однако суд не вправе назначить принудительные 0 0 1 Fмеры безопас ности и лечения лицу, страдающему таким тяжелым

0 0 1 Fзаболевани ем, которое фактически исключает возможность применения

0 0 1 Fле чения от алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Как и к лицам с уменьшенной вменяемостью, суд применяет

принудительные меры безопасности и лечения к хроническим алкоголикам,

наркоманам и токсикоманам по представлению соответствующего уголовно-

исполнительного органа или администрации исправительного учреждения.

Если лицо не излечилось ко времени освобождения из мест лишения свободы,

то суд продлевает ему принудительное наблюдение и лечение.

Прекращение принудительного лечения, производится судом на 0 0 1 Fосно вании заключения медицинской комиссии учреждения, в котором лица

находятся на излечении (п.3, ст. 107 УК).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя черту под вышеизложенным, на наш взгляд, принудительные меры

безопасности и лечения в уголовном праве в наше время занимают одно из

приоритетных мест. Ведь по сути принудительные меры безопасности и

лечения не являются наказанием выносимым судом к душевнобольным и к

лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения

приговора или во время отбывания наказания заболевшим психической

болезнью, лишающей их возможности отдавать себе отчет в своих действиях

или руководить ими, а равно меры, применяемые к алкоголикам, наркоманам и

токсикоманам.

Принудительное лечение – это особый вид государственного принуждения,

особая мера социальной защиты общества от действий лиц, страдающих

психическими расстройствами.

Основаниями для применения принудительных мер медицинского

характера могут быть: совершение лицом деяния, предусмотренного особенной

частью УК Республики Беларусь в состоянии невменяемости; в случае

последующего психического расстройства, лица, совершившего указанное

деяние; совершившим преступление и страдающим психическим

расстройством, не исключающими вменяемости; совершившим преступление и

признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Принудительное лечение применяется в целях: ограждения общества от

повторных действий лица, страдающего психическим расстройством,

обеспечения безопасности самих этих лиц, их излечение от психического

заболевания и приспособление их к условиям общественной жизни.

В настоящее время в нашем государстве проявляется некая тенденция к

увеличению роста преступлений, совершаемых в состоянии психического

расстройства, алкогольного, наркотического и токсического опьянения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 2

дополнениями). – Мн.: «Амалфея», 2004. – 304 с.

2. Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав

граждан при её оказании», НРПА от 1.06.1999 г. № 274-З Принят Палатой

Специальная литература

3. Антонян Ю.М., Бородин С.В. «Преступность и психические аномалии» –М.: 0 0 1 E1987 г., с. 8 9.

4. Боброва Н.Н., Махонько А.Р. «Клинико-социальная характеристика

психически больных, совершивших общественно опасные действия» / Сборник

научных трудов. –М.: 1987 г., с. 24-40

5. Горобцов В.И. Юридическая природа принудительных мер медицинского

характера // Уголовно-правовые средства борьбы с преступностью. - Омск,

1983. С. 38-39.

6. Улицкий С.Я. Принудительные меры медицинского характера. -

Владивосток, 1973. С. 4-6;

7. Хомич В.М., Уголовное право РБ. Общая часть., Мн., 2002, с. 398-402

Применение принудительных мер безопасности и лечения в отношении психически больных регулируется ст.ст. 101-105 УК.

В ст. 101 УК предусматриваются категории лиц, которым могут быть назначены такие меры, а также их виды.

Данные меры назначаются следующим лицам:

) совершившим в состоянии невменяемости общественно опасные деяния, предусмотренные в УК;

) совершившим преступления, но заболевшим до постановления приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, лишающей их возможности сознавать значение своих действий или руководить ими.

В первом и во втором случае лицо признается психически больным. Но в первом случае оно вообще не подлежит уголовной ответственности, поскольку на момент совершения общественно опасного деяния было невменяемым, а во втором случае оно уголовной ответственности подлежит, поскольку совершило преступление в состоянии вменяемости, но до постановления приговора, либо до отбытия назначенного ему наказания оно заболело психической болезнью, лишающей его возможности сознавать значение своих действий или руководить ими. Нахождение лица в таком состоянии не позволяет ему адекватно воспринимать оказываемое на него воздействие. Поэтому оно подвергается принудительному лечению.

Основаниями применения принудительных мер безопасности и лечения к указанным лицам являются следующие обстоятельства, представленные в совокупности:

- совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;

- психическое заболевание лица;

- опасность этого лица для общества.

Закон в данном случае указывает четыре типа психических расстройств: хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие и иное болезненное состояние психики.

Хроническое психическое расстройство характеризуется длительным, постоянным болезненным состоянием. Оно требует длительного и постоянного лечения и при этом практически неизлечимо.

Временное психическое расстройство протекает остро, в виде приступов, носит временный характер и полностью излечимо.

Слабоумие (олигофрения) - это врожденное или приобретенное умственное недоразвитие.

Под иным болезненным состоянием психики понимаются болезненные состояния, которые не относятся к трем ранее перечисленным видам душевного расстройства, но по своим психопатологическим нарушениям могут быть приравнены к ним. В основном в следственной и судебной практике иное болезненное состояние психики проявляется в виде абстинентного синдрома при наркоманиях (состояние так называемой ломки).

Однако наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, указанных в законе типов психических расстройств еще не служит основанием для признания лица невменяемым. Кроме медицинского необходимо установление юридического критерия невменяемости. Характер психического расстройства, его степень, тяжесть должны быть таковы, чтобы в результате этого лицо не осознавало фактические обстоятельства совершенного деяния и его общественную опасность (интеллектуальный момент) и (или) не могло руководить своими действиями (волевой момент).

Признание лица невменяемым относительно инкриминируемого ему деяния еще не создает всех необходимых условий для применения к лицу принудительных мер медицинского характера. Необходимо заключение судебно-психиатрической экспертизы о том, что невменяемое лицо по характеру психического расстройства и степени его тяжести нуждается в принудительном лечении. Например, большинство лиц, невменяемость которых была вызвана временным болезненным расстройством психики, к моменту вынесения юридического решения по уголовному делу уже не нуждаются в каком-либо лечении.

Лицо, признанное невменяемым, не подлежит уголовной ответственности и наказанию. Поэтому принудительные меры медицинского характера, применяемые к невменяемым, назначаются не взамен наказания и не параллельно с ним, а должны рассматриваться как вид иных мер уголовно-правового характера. После излечения лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, принудительные меры прекращаются в установленном законом порядке и после их прекращения лицо не подлежит уголовной ответственности и наказанию.

Основными принципами оказания психиатрической помощи при применении принудительных мер медицинского характера являются законность, гуманность, соблюдение прав человека и гражданина .

Современная психиатрия располагает опорными данными для достаточно объективной оценки характера течения болезни, на всем ее протяжении и прогнозирования возможных изменений состояния, чтобы, по крайней мере, в значительной части случаев, предвидеть вероятность повторных общественно опасных действий. Из чего и следует исходить, принимая решения о применении или не применении принудительных мер.

В ст. 101 УК предусмотрены следующие виды принудительных мер безопасности и лечения, применяемые к психически больным:

- принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра;

- принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением;

- принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением;

- принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением.

Указанные виды принудительных мер безопасности и лечения применяются в зависимости от нуждаемости больного в больничном содержании и лечении. Виды же психиатрических больниц определяются и с учетом степени опасности, которую представляет больной для общества.

Самой мягкой мерой из числа указанных принудительных мер безопасности и лечения являетсяпринудительноеамбулаторное наблюдение и лечение у психиатра.Эта мера может быть назначена судом в отношении психически больного, который по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Фактически такие лица не представляют опасности для общества, поэтому они могут находиться в обычных условиях, без помещения их в больницу.

Вне стационарная (амбулаторная) психиатрическая помощь оказывается в виде лечебно-профилактической помощи и диспансерного наблюдения, которое предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья гражданина путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание необходимой медицинской или социальной помощи. Данная мера позволяет сохранить привычный для больного образ жизни, продолжение трудовой деятельности, контакт с семьей, близкими, что, как правило, позитивно сказывается на лечении.

Проведение амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра исключается, когда характер и тяжесть психического расстройства сочетаются с опасностью психически больного для самого себя и окружающих либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

Принудительное лечение в психиатрической больнице - это госпитализация в психиатрический стационар. Суд должен установить, что данное лицо нуждается именно в стационарном психиатрическом лечении. Об этом могут свидетельствовать характер психического расстройства, обусловленные этим расстройством нарушения поведения, неблагоприятное течение этого расстройства, невозможность лечения, ухода за больным, его содержание и наблюдение за ним в иных условиях кроме стационарных.

Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением может быть назначено лицу, которое не представляет особой опасности для общества, но по своему психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуждается в больничном содержании и лечении в принудительном порядке. Этот вид принудительного лечения может назначаться больным при отсутствии выраженных тенденций к грубым нарушениям режима, но при вероятности повторения психоза или при недостаточной критической оценке пациентом своего состояния. Данная мера уместна в отношении больных со слабоумием и психическими дефектами, совершившими деяния, спровоцированные внешними неблагоприятными обстоятельствами.

Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением может быть назначено лицу, которое также не представляет угрозы для окружающих, совершенное им деяние не связано с посягательством на жизнь и здоровье граждан, однако оно нуждается в больничном содержании и лечении в условиях усиленного наблюдения.

В такую больницу направляют пациенты, требующие постоянного наблюдения, представляющие значительную опасность из-за склонности к совершению новых общественно опасных деяний.

Наиболее строгой мерой принудительноголечения является лечениев психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением. Оно назначается в отношении психически больного, который в силу совершенного общественно опасного деяния и психического состояния представляет особую опасность для общества и поэтому нуждается в больничном содержании и лечении в условиях строгогонаблюдения. Как правило, к таким больным относятся лица, совершившие общественно опасные посягательства на жизнь и здоровье граждан, а также иные опасные деяния .

Такую опасность, в частности, представляют больные с психотическими состояниями и продуктивной симптоматикой (шизофрения и другие психические расстройства с идеями преследования и отравления, императивными галлюцинациями и т.п.), а равно больные, склонные к повторным общественно опасным деяниям и грубым нарушениям больничного режима (побеги, нападения на персонал, пациентов).

Территория больницы (отделения) с усиленным или строгим наблюдением, здания, помещения, материально-техническое оснащение планируются и оборудуются средствами охранной и тревожной сигнализации с учетом условий, необходимых для обеспечения строгого режима наблюдения за психически больными; в них устанавливаются контрольно-пропускная система и охрана.

Для лечения указанных лиц применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При этом такие средства и методы применяются только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания гражданина, страдающего психическим расстройством (заболеванием), или в целях жестокого, бесчеловечного либо унижающего его достоинство обращения, или в интересах других граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сначала нужно отметить, что принудительные меры безопасности и лечения связаны с особыми отношениями, которые являются объектом не только уголовного права, но и медицины. Соответственно и регулируются они не только правовыми нормами, но и нормами медицинскими.

Специфика производства по применению принудительных мер безопасности и лечения определяется тем, что оно касается лиц, страдающих психическими расстройствами и требующих в этой связи повышенной защиты их прав, свобод и законных интересов в рамках уголовного процесса. В этих случаях болезненное состояние человека лишает его возможности осуществлять эту защиту самостоятельно.

Вторая специфическая черта рассматриваемого явления - реакция уголовного и уголовно-процессуального закона на деяние, совершенное психически больным человеком. Деяние это должно быть предусмотрено Уголовным кодексом, почему и называется в законе общественно опасным. В случае выздоровления лица, заболевшего психической болезнью после совершения преступления, суд вправе вынести определение об отмене назначенной этому лицу принудительных мер безопасности и лечения, что влечет возобновление уголовного преследования.

В XXI назрела практическая потребность в глубоком и системном научном исследовании проблемы принудительных мер медицинского характера, прежде всего, по существу, юридическому содержанию, форме и правовым основаниям и последствиям. В этом направлении, на мой взгляд, психиатрам и юристам, в первую очередь следует: а) исследовать сущностно-содержательный аппарат принудительных мер медицинского характера; б) уточнить понятийно-категориальный аппарат и терминологию института принудительных мер медицинского характера; в) дифференцировать содержание, характер и виды принудительных мер медицинского характера; Есть целый ряд проблем законотворческого характера в сфере взаимоотношений права и психиатрии, разработка которых ждет своего решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Истомин, А.Ф. Общая часть уголовного права: уч. пособие./ А.Ф. Истомин. - М.: Инфра.М, 1997. - 274 с.

    О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999 г. N 274-З: // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

    О порядке оказания психиатрической помощи в Республике Беларусь: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.11.1999 N 337 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012

    Уголовное право. Общая часть: учебник/ Н.А. Бабий, А.В. Борков, И.О. Грунтов и др.; под. ред. В.М. Хомича. - Мн.: Тесей, 2002.

    http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=653010

ГЛАВА 14
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ

Статья 100. Цели применения принудительных мер безопасности и лечения

1. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, с целью предупреждения со стороны этих лиц новых общественно опасных деяний, охраны и лечения таких лиц.

2. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, признанных уменьшенно вменяемыми, с целью создания условий для лечения и достижения целей уголовной ответственности.

3. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, с целью лечения и создания условий, способствующих достижению целей уголовной ответственности.

Статья 101. Принудительные меры безопасности и лечения, применяемые к психически больным

Лицам, совершившим предусмотренные настоящим Кодексом общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или совершившим преступления, но заболевшим до постановления приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, лишающей их возможности сознавать значение своих действий или руководить ими, если эти лица по своему психическому состоянию и с учетом характера совершенного ими деяния представляют опасность для общества, судом назначаются следующие принудительные меры безопасности и лечения:

1) принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра;

2) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением;

3) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением;

4) принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением.

Статья 102. Основания назначения принудительных мер безопасности и лечения

1. Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

2. Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуждается в больничном содержании и лечении в принудительном порядке.

3. Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением может быть назначено судом в отношении психически больного, который совершил общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь и здоровье граждан, и по психическому состоянию не представляет угрозы для окружающих, но нуждается в больничном содержании и лечении в условиях усиленного наблюдения.

4. Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляет особую опасность для общества и нуждается в больничном содержании и лечении в условиях строгого наблюдения.

5. Лица, помещенные в психиатрические больницы с усиленным или строгим наблюдением, содержатся в условиях, исключающих возможность совершения ими нового общественно опасного деяния.

Статья 103. Изменение и прекращение применения принудительных мер безопасности и лечения

1. Изменение и прекращение применения к психически больным принудительных мер безопасности и лечения осуществляются судом на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

2. Все психически больные, к которым по решению суда применяются принудительные меры безопасности и лечения, должны не реже одного раза в шесть месяцев подвергаться освидетельствованию комиссией врачей-психиатров для решения вопроса относительно возможности прекращения судом применения принудительных мер безопасности и лечения или изменения их вида. Заключение комиссии врачей-психиатров может быть обжаловано в суд в соответствии с законом.

3. Прекращение применения принудительных мер безопасности и лечения производится судом в случае выздоровления лица или такого изменения характера заболевания, при котором отпадает необходимость в применении этих мер.

4. В случаях, когда психически больной не нуждается в применении принудительных мер безопасности и лечения, а также при их отмене суд может передать необходимые материалы в органы здравоохранения для решения вопроса об обязательном врачебном наблюдении за этим лицом по месту жительства.

Статья 104. Привлечение к уголовной ответственности или к отбыванию наказания после применения принудительных мер безопасности и лечения

Лицо, которое после совершения преступления или во время отбывания наказания заболело психической болезнью, лишающей его возможности сознавать значение своих действий или руководить ими, после выздоровления может быть привлечено к уголовной ответственности или уже назначенное ему наказание может быть приведено в исполнение, если не истекли соответственно сроки давности, установленные статьями 83 и 84 настоящего Кодекса, и нет других оснований для освобождения его от уголовной ответственности или наказания.

Статья 105. Зачет времени применения принудительных мер безопасности и лечения

При зачете принудительных мер безопасности и лечения в срок наказания применяются правила статьи 74 настоящего Кодекса. При этом один день принудительных мер соответствует одному дню лишения свободы.

Статья 106. Применение принудительных мер безопасности и лечения в отношении лиц с уменьшенной вменяемостью

1. К лицам, совершившим преступление в состоянии уменьшенной вменяемости, а также заболевшим после постановления приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, но не утратившим полностью возможность сознавать значение своих действий или руководить ими, при необходимости судом могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения.

2. К лицам, указанным в части первой настоящей статьи, осужденным к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению, принудительные меры безопасности и лечения применяются по месту отбывания наказания, а в отношении осужденных к иным видам наказания или иным мерам уголовной ответственности – по месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.

Статья 107. Применение принудительных мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией

1. В случае совершения преступления лицами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд при наличии медицинского заключения наряду с наказанием за совершенное преступление может применить к ним принудительное лечение.

2. Лечение от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании осужденных к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению проводится по месту отбывания наказания, а осужденных к иным видам наказания или иным мерам уголовной ответственности – по месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения.

3. Прекращение принудительного лечения, предусмотренного настоящей статьей, производится судом на основании заключения медицинской комиссии учреждения, в котором лица находятся на излечении.

Депутаты Палаты представителей приняли сегодня в первом чтении проект закона о предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, ВИЧ и гарантиях прав граждан, имеющих такие заболевания. Данный документ депутаты Палаты представителей обсуждали в первом чтении сегодня на заседании весенней сессии парламента. Об этом сообщила депутат Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Елена Шамаль.

Характеризуя новый законопроект, депутат отметила, что он "балансирует между сохранением здоровья нашей нации и помощью лицам, которые имеют социально опасные заболевания либо ВИЧ-инфекцию". Парламентарий уточнила, что ВИЧ-инфекция, согласно законопроекту, не относится к социально опасным заболеваниям, поскольку вероятность заражения во многом зависит от образа жизни человека в отличие, например, от туберкулеза. "В законе четко оговорено, что к социально опасным относят заболевания, представляющие опасность для здоровья населения и включенные в специальный перечень Минздрава. Их распространение влечет за собой значительное ухудшение здоровья нации, создает угрозу личной, общественной, национальной безопасности", - пояснила она.

Депутаты сегодня также приняли в первом чтении законопроект об оказании психиатрической помощи. Как рассказал журналистам депутат Олег Сакадынец, одно из важнейших положений документа устанавливает в Беларуси презумпцию отсутствия психических заболеваний, то есть никто не вправе называть человека психически больным, пока не поставлен соответствующий диагноз квалифицированной врачебной комиссией. По словам депутата, в законопроекте также расширены права пациентов, имеющих психические заболевания, и права медицинских работников.

В перечень социально опасных заболеваний входят венерические заболевания (сифилис, гонорея), активный туберкулез органов дыхания с бактериовыделением, чума, холера, сибирская язва, гемморагические лихорадки, психические расстройства, в том числе и вызванные употреблением алкоголя, наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ.

Социально опасные заболевания и ВИЧ объединены в одном законодательном акте, потому что ВИЧ-инфекция, по мнению депутатов, также представляет особую опасность для здоровья населения Беларуси. Вирусом иммунодефицита в нашей стране инфицированы более 11 тыс. человек, и число заболевших из года в год увеличивается. Доля больных лиц в популяции растет, в основном болеют молодые граждане от 19 до 29 лет, у которых могло быть успешное будущее и они могли принести пользу стране. Общеизвестно, что ВИЧ трудно поддается лечению, многие больные умирают. К тому же ВИЧ-инфекция передается от матери к ребенку. Все это стало веским основанием для объединения в одном законопроекте норм по предупреждению и оказанию помощи людям как с социально опасными болезнями, так же и с ВИЧ.

В проекте закона предусмотрена возможность принудительно обследовать на наличие социально опасных болезней и принудительно госпитализировать пациентов с такими недугами. Что касается ВИЧ-инфекции, то в этом случае в законопроекте оговорена только возможность принудительного или добровольного обследования. Добровольное обследование может быть как анонимным, так и явным, и проводится бесплатно в любом медучреждении страны.

Решение о принудительном обследовании или лечении принимает не врач единолично, а только врачебно-консультативная комиссия в составе не менее 3 медработников, после чего потребуется санкция прокурора. Принудительная госпитализация возможна только по решению суда.

Принудительному обследованию на ВИЧ будут подлежать те, у кого врачи заподозрят большую вероятность инфицирования. "Если ВИЧ-инфицированный сообщил о тех, с кем состоял в половых контактах, то его слова будут достаточным основанием для предположения о наличии у контактного лица ВИЧ-инфекции. Его слова будут основанием для принудительного обследования на ВИЧ тех, с кем были половые контакты, если эти лица не дадут добровольного согласия", - уточнила Елена Шамаль. По ее словам, многие случаи ВИЧ-инфекции врачи устанавливают не при добровольном обследовании пациентов, а при лечении людей, имеющих параллельные заболевания. Например, когда длительно не удается вылечить пневмонию и возникает подозрение на ВИЧ.

Депутат с сожалением констатировала, что даже в случае принятия законопроекта, исполнять решения о принудительном лечении и обследовании будет весьма непросто. Схема для этого предусмотрена следующая: при наличии санкции прокурора группа из медработников и правоохранителей на медицинском транспорте будет выезжать к месту жительства и приглашать человека на госпитализацию и обследование. "Часто врачи сталкиваются с пациентами, больными туберкулезом, венерическими заболеваниями, которые скрываются от лечения, дают неправильные адреса. Это вопрос самосознания. Пока мы только стремимся к тому, чтобы у нас, как в высоко развитом обществе, все было добровольно", - отметила она.

По словам депутата, при подготовке законопроекта раздавалось много нареканий со стороны общественных организаций, людей, живущих с ВИЧ, но в конце концов парламентариям удалось с ними договориться. "Они шли со своей целью, со своими эмоциями. Мы попытались прийти к общему знаменателю, убедить, что мы (депутаты и разработчики - Прим. БЕЛТА) не враги и хотим наоборот услышать от них не эмоции, а конкретные предложения о том, как лучше изложить ту или иную статью", - рассказала Елена Шамаль, подчеркнув, что работа над законопроектом продолжится и при подготовке его к рассмотрению во втором чтении можно будет учесть замечания и предложения заинтересованных сторон.

Подготовил: Сергей Коваль



Просмотров