Хранение документов в архиве

Управление процессом хранения документации в архивах в нашей стране проводится согласно положениям закона РФ №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», который был принят 01 октября 2004 г.

В ходе коммерческой деятельности каждого предприятия всегда формируются информационные данные в печатном или электроном виде в определенных объемах. Когда временные рамки их подлинности заканчиваются, они подвергаются систематизации, проводится организация архивного хранения документов .

Разновидности архивного хранения документов

Согласно «Перечню типовых управленческих документов», который был утвержден Росархивом 6 октября 2000 года, есть определенные группы бумаг, имеющих конкретный срок и даже тип хранения.

Государственные структуры обязаны всегда передавать дела на архивное хранение исключительно в спецподразделения Архивных Фондов России. А коммерческие структуры имеют более богатый выбор способов хранения документации.

В отношении компаний всех имеющихся форм собственности работают следующие критерии:

  • Сроки непосредственного хранения документов определяет только политика делопроизводства самой организации, то есть до того момента, когда минует потребность в актуальности бумаг.
  • Наличие ограниченного времени хранения, что указано в положении Перечня, - 1, 2, 5 и10 лет. При этом сам архив находится в офисе компании.
  • Законодательство о делопроизводстве организаций, занимающихся коммерческой деятельностью, и внутренние корпоративные положения определяют порядок постоянного хранения документов.
  • Допускается как нахождения архивов в филиалах специализированных служб, так и организация системы дел внутри фирмы.

Порядок архивирования

В отношении каждой информационной группы документов ответственный сотрудник, основываясь на нормативно-правовой базе РФ, исключительно в индивидуальном порядке устанавливает конкретные сроки хранения. Всегда составляется подробная опись, где указываются даты изъятия бумаг в архив, а также время окончания срока их хранения. При этом дается ссылка на соответствующее положение действующего закона.

Организация архивного хранения документов внутри компании должна проводиться в локальных зонах или специальных помещениях. Важно наличие систем в виде коробов, архивных папок, боксов и профильного оборудования - каталожных полок, стеллажей. При этом бумаги, имеющие особую ценность, и те, которые несут высокую коммерческую значимость, обязательно размещают в металлических шкафах, где есть сейфовые замки. Когда установленные сроки истекают, уполномоченный сотрудник компании проводит ликвидацию документов и составляет соответствующий акт об уничтожении.

Если для хранения необходим неограниченный период времени, то проводится процедура фондирования с последующей передачей дел в спецучреждения.

Требования по организации архивного хранения документов

Архивное хранение документов подразумевает определенный вариант систематизации бумаг на предприятии, который позволяет придерживаться всех актуальных правил и законодательных норм, чтобы исключить утрату важных данных.

Архив располагают в специальном здании или в изолированном помещении. Недопустима его организация в комнатах с повышенной влажностью и усиленным отоплением. Также он не может находиться возле служб общественного питания, химических и пищевых складов.

Предприятие, которое занимается архивным размещением, должно располагать хранилищем для документов клиентов, комнатой для проведения исследовательских работ. Также в состав должно входить помещение, где принимают бумаги, выполняют их акклиматизацию, здесь же возможно временное хранение носителей информации.

Требования, предъявляемые к хранилищу бумаг

Организация архивного хранения документов требует четкого соблюдения следующих правил:

  1. безопасность во всех отношениях - само помещение должно быть устойчивым к возгоранию, а также защищенным от возможных затоплений, обязательно наличие запасного выхода;
  2. в самой комнате не должно быть магистральных трубопроводов, допускаются только те, которые изолированы посредством защитных приспособлений или материалов;
  3. в архиве может быть только скрытая электропроводка и штепсельные герметичные розетки;
  4. не разрешается применять огонь и любые нагревательные приборы в архиве, как и хранить там продукты питания, а также прочие посторонние предметы;
  5. в помещении должны быть металлические стеллажи передвижного или стационарного типа.

Стеллажи, размещаемые в хранилище, также должны соответствовать ряду определенных требований. Например, главный проход между рядами должен занимать не менее 1,2 м, между стеллажами - 0,75 м. Расстояние от полок, которые стоят параллельно стене, до наружной стены должно быть равно не менее 0,75 м., а между торцом и стеной стеллажа должно быть больше 0,45 м. От нижней полки каждого стеллажа от пола необходимо расстояние в 0,15 м.

На самих стеллажах документы располагают исключительно в связках или коробках. Не допускается нахождение документации на полу или на подоконнике в не разобранном виде.

Стеллажи необходимо располагать только перпендикулярно в отношении стен с окнами и элементов питания. При этом расстояние от источника тепла или окна до стеллажа должно составлять больше 0,6 м. Прилегание стеллажей к тем же источникам тепла и наружным стенам не допускается.

Как правильно хранить документы

Свет в помещении, где хранятся архивы, может быть организован как искусственным, так и естественным путем. Если имеется только природное освещение, то важно полностью исключить попадание прямых солнечных лучей на бумаги. Для этого на окна вешают светозащитные шторы и жалюзи.

Искусственное освещение - это обычно лампы накаливания, обязательно находящиеся в закрытых плафонах. Если используются люминесцентное оборудование, то лучше чтобы это были приборы с небольшим УФ-спектром.

Организация хранения документов всегда подразумевает поддерживания правильного температурно-влажностного режима. Бумажные носители информации хранятся при температуре 17-19°С и влажности воздуха 50-55%. Если данные находятся на пленочных носителях, то влажность воздуха должна составлять 40-45%, температура для черно-белых пленок - около15°С, для цветных - 2-5°С. Если информация размещается на магнитных лентах и дисках, то влажность воздуха в диапазоне 50-65% и температурный режим в 15-20°С будет идеальным.

Документы хранятся в профессиональном архиве и вы уверены в их безопасности и конфиденциальности, потому что доступ к документам, право на заказ доставки, сканирования, обработки, копирования документов имеют только те сотрудники, кого вы сами назначили и авторизовали в профессиональной системе по управлению бумажными документами i-Архив.

Внеофисное хранение документов сокращает ваши расходы на дорогое офисное пространство. Регистрация документов в ОСГ при принятии на хранение позволяет вам быстро заказать и безопасно получить оригинал или скан-копии любого нужного вам документа. Время на поиск документов сокращается в разы. Сотрудники используют своё рабочее время на выполнение целевых задач, которые ведут к успеху и повышают прибыль организации.

Каждый документ имеет установленный законодательством срок хранения, в течение которого фискальные и друге надзорные органы могут запросить документ и вы будете обязаны его предоставить. В случае непредоставления документов в срок организация рискует быть оштрафованной за каждый такой случай на 300 000 рублей. Профессиональная система по управлению документами исключает вероятность организации быть оштрафованной, гарантирует вам сохранность документов на протяжении всего срока хранения и позволяет получить оригинал любого документа из архива быстро.

Документы хранятся в профессиональных архивных хранилищах, оборудованных системами противопожарной безопасности и климат-контролем. Большинство хранилищ соответствует стандартам класса А и А+. Каждое хранилище – стратегический объект, централизованная система безопасности и техническое обеспечение которых гарантирует физическую сохранность документов. Обеспечена юридическая безопасность руководителей компании и сотрудников финансовой службы: все требуемые законом документы в сохранности и доступны в течение суток.

Все требуемые законом документы доступны по первому требованию контролирующих организаций. Данные хранятся в соответствии с установленными законом сроками хранения. Руководители компании защищены от рисков понести уголовную и административную ответственность, устанавливаемую за нарушение обработки и сохранности документов.

Управляйте вашими документами с помощью интеллектуальной системы по управлению документацией - i-Архив. Интерфейс i-Архива прост и интуитивно понятен, вы и ваши сотрудники можете приступить к работе в i-Архиве сразу – без специальной подготовки или обучения. Например, вы можете заказать скан-образ документа, оригинал документа и получить его в день заявки или на следующий день.

ОСГ работает во всех городах России и странах СНГ . Мы помогаем управлять архивами любого объёма, в том числе архивами компаний общенационального и международного масштаба. Сеть из 30 профессиональных архивных хранилищ позволяет построить удобную схему хранения документов всех офисов вашей компании в любых городах России.

Быстрый и точный поиск любого документа позволяет оперативно работать с любыми запросами клиентов. Сокращение расходов на хранение документов и организация эффективного документооборота даёт вам возможность предоставить лучшие решения и лучшее обслуживание вашим клиентам. Современный документооборот способствует ускорению принятия управленческих решений. Вы обретаете личный успех, а ваша компания – растёт.

Различные нормативные акты и корпоративные процедуры предписывают обязательное долговременное хранение множества бумажных документов в архиве, например, договоров, личных дел, финансовых бумаг.Наиболее распространенные задачи по хранению документов в организации - хранение документов бухгалтерского учета и хранение кадровых документов.
Правила хранения бухгалтерских документов, документов налогового учета, в том числе сроки хранения денежных документов (накладных, счетов-фактур, актов, кассовых документов, документов строгой отчетности, т.е. так называемой «первички») регулируются законами РФ, приказами Росархива и варьируются (см. также Программа управления кредиторской задолженностью). Кроме того, в определенный момент количество хранимых документов превращается в ощутимую проблему для многих государственных и коммерческих компаний, предприятий и организаций. Долгосрочное хранение документов непосредственно в офисе компании имеет тенденцию сдерживать скорость движения документов и эффективность ее работы в целом, не говоря уже об увеличении стоимости затрат содержания архива.

До недавнего времени большинству компаний и организаций в такой ситуации приходилось отнимать площади под архив у дорогого офисного пространства, приходилось также самостоятельно заботиться о сохранности архива, обучении персонала подготовке документов к архивному хранению, систематизации и хранению документов. Несовершенные условия хранения документов, устаревшие технологии и текучка кадров замедляли поиск документов и становились частой причиной их утери. ОСГ предлагает компаниям современное альтернативное решение, которое позволяет уменьшить расходы и повысить эффективность - это организация архивного хранения документов.

Услуги по хранению документов, т.е. организация депозитарного хранения документов в специализированном архивном комплексе при постоянном контроле сроков и других условий хранения каждого из многочисленных видов документов - современное решение проблемы дорогостоящего содержания собственного архива для крупных компаний и компаний с большим документооборотом в бумажной форме.

Хранение документов в архиве

Несмотря на кажущуюся сложность, подготовка документов к архивному хранению и сдача документов в архив происходят относительно быстро. ОСГ упакует ваши документы в специально предназначенные для хранения документов короба, транспортирует их и разместит в своих архивных хранилищах - профессионально оборудованных помещениях для хранения документов.

Помимо надежности и конфиденциальности внеофисное хранение документов обладает массой полезных свойств. Вы можете в любой момент запросить скан документа, если сканирование документов не было произведено ранее в соответствии с услугой e-Архив, заказать доставку оригиналов документов, а по истечении обозначенных законодательством сроков архивного хранения документов - конфиденциальное уничтожение документов.

i-Архив от ОСГ поднимает процесс хранения документов и управления ими на качественно новый уровень, передавая заботы об организации архивного хранения документов всего Вашего архива в руки специалистов ОСГ. Информация о каждом документе помещается в вашу новую онлайн базу данных. Вы можете запросить сканирование любого документа и получить его по сети или заказать доставку оригинала курьером ОСГ.

ОСГ работает во всех городах России, Архивные хранилища документов ОСГ есть во всех крупных регионах России. Наши специалисты проконсультируют вас по вопросам архивного хранения документов и дел, организации хранения архивных документов на вашем предприятии или в организации.

e-Архив предусматривает не только конфиденциальное хранение документов в архиве, но и сканирование (оцифровку) документов всего вашего бумажного архива. В результате вы получаете полностью электронный архив в то время, как бумажные документы надёжно хранятся в профессиональных архивных хранилищах ОСГ. Представьте себе современный офис без лишних бумаг. Более того, у вас появляется круглосуточный доступ ко всем файлам отсканированных документов, где бы вы ни находились. Хранение документов в электронной форме обогащает ваш инструментарий незаменимой функцией быстрого поиска по ключевым словам и атрибутам документов.

Подготовка документов к архивному хранению

Подготовка и передача документов на архивное хранение производится квалифицированными специалистами, четко понимающими всю важность и серьезность поставленной задачи.

Архивное хранение документов вне офиса дает множество преимуществ, начиная с элементарной экономии офисного пространства и заканчивая сохранением значительных финансовых ресурсов, расходуемых на самостоятельное ведение архива.

Как организовано архивное хранение документов в ОСГ

1.

Доступ к i-Архиву

Сразу после заключения договора вам предоставляется доступ в i-Архив – интеллектуальную систему управления вашими документами. Ответственные сотрудники вашей компании получают персонализированный доступ к этой системе. Через i-Архив вы оформляете передачу документов на внеофисное хранение, заказываете скан-копии документов или доставку оригиналов документов в офис. С помощью этой системы можно также оформлять заказы на архивную обработку документов, создание е-Архива и другие услуги.

6.

Конфиденциальное уничтожение

Мы поможем вам определить сроки хранения ваших документов, после которого их можно будет уничтожить, проведя экспертизу ценности документов. По окончании срока хранения документы по вашему желанию будут отправлены прямо на конфиденциальное уничтожение или мы продолжим их хранить. Ваши данные защищены на протяжении всего жизненного цикла документа.

В деятельности любого юридического лица образуются документы, хранение которых является обязанностью, вытекающей из ряда положений действующих нормативно-правовых актов. Каждое юридическое лицо должно обеспечить минимум условий хранения документов, обеспечивающих их наилучшую физическую сохранность.

Организация хранения документов - это целенаправленная система мер, основная задача которой заключается в рациональном размещении документов, подлежащих дальнейшему архивному хранению. Она обеспечивает не только их физическую сохранность, но и создает оптимальные условия для дальнейшего использования.

Любой руководитель юридического лица, столкнувшийся с проблемой хранения, обеспечения сохранности и доступа к информации к документам, независимо от формы собственности должен иметь четкое представление о том минимуме условий хранения документов, которые изложены в российском законодательстве.

В первую очередь это относится к обеспечению физической сохранности документов. Весь комплекс документов организации, подлежащих дальнейшему архивному хранению, должен храниться в условиях, обеспечивающих их физическую сохранность, создание необходимого учетно-справочного аппарата и информационно-поисковых систем к документам.

Далеко не каждый руководитель имеет представление об условиях хранения документов в архиве. Вместе с тем соблюдение элементарных требований к хранению документов способно значительно увеличить срок службы корпоративной документации.

На основе многолетнего изучения практического опыта и проведенных экспериментальных исследований учеными Московского государственного историко–архивного института и Всероссийского научно исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) были разработан перечень общих условий хранения архивных документов на разных носителях:

  1. Архив юридического лица должен иметь отдельное помещение в офисе юридического лица.
  2. Архивное помещение должно отвечать необходимым минимальным требованиям:

Зачастую частные фирмы не готовы к выполнению даже минимального набора требований, поскольку считают это невыполнимым в рамках небольшой компании. Однако на деле обеспечить надлежащие условия хранения документов оказывается несложно, если руководствоваться здравым смыслом.

Например, ни в коем случае нельзя располагать архивохранилище в сыром теплом подвале, где проходят магистральные трубопроводы или канализация, несмотря на то что по метражу это помещение вроде бы, по мнению руководителя хозяйственного отдела, подходило бы для размещения архива. Сырость и излишнее тепло являются одними из самых главных факторов, крайне негативно влияющих на физическую сохранность документного носителя информации на любом (бумажном, пленочном, дискетном) носителях.

Температура архивохранилищ :

  • для документов на бумажной основе не должна превышать 19 градусов, влажность воздуха – 50%;
  • для документов на пленочных носителях (черно-белых) температура не должна превышать 15 градусов, влажность – 40%;
  • для цветных документов – 5 градусов, влажность – 40%;
  • для документов на магнитных носителях нужно обеспечить температуру 15 градусов, влажность – не более 40% .

Нельзя размещать архивохранилище выше второго этажа по соображениям пожарной безопасности. В последнее время при строительстве многоэтажных офисов крупных фирм зачастую предусматривается так называемый технический этаж для размещения структурных подразделений обслуживания офиса. Как правило, он располагается на последнем этаже здания. В большинстве случаев там же находится и место для архива. Это решение абсолютно неверно. Во-первых, с точки зрения противопожарной безопасности, эвакуация документов архива с верхних этажей здания невозможна. Во-вторых, перекрытия стандартного офисного здания по своей мощности не рассчитаны на монтаж на верхних этажах достаточно тяжелых металлических архивных стеллажей с архивными коробами. Несоблюдение такого простого условия хранения документов в архиве, как невысокая этажность способно привести к технической аварии со всеми вытекающими последствиями.

Архивное помещение должно быть подключено к системам охранной и пожарной сигнализации . На окнах архивохранилища (от подвального до второго этажей) устанавливаются металлические решетки. Дверь архивохранилища должна быть укреплена с внешней стороны металлическим листом и оборудована замком. Ключ должен находиться только в распоряжении должностных лиц, уполномоченных приказом руководства юридического лица.

Хранение электронных документов в архиве

Непростым вопросом является обеспечение условий хранения электронных документов, образовавшихся в деятельности юридического лица. Реальность такова, что эти документы в ряде юридических лиц становятся основными в документообороте. Несмотря на то что электронные документы до сих пор не имеют статуса официальных , их информационная значимость несомненна.

Место хранения электронных документов определяется руководителем организации, который решает вопрос о том, должны ли они храниться в архиве или в специализированном подразделении (вычислительном центре, информационном отделе и т.д.).

Обязательными условиями архивного хранения электронных документов являются:

  1. Наличие в архиве или другом месте хранения программно-аппаратных средств для хранения, копирования и воспроизведения электронных документов, их перезаписи в новые форматы, передачи информации по каналам связи. (Если принять во внимание, что с начала массового внедрения в работу персональных компьютеров (1991 г.) сменилось уже пять поколений, то проблема совмещения программного обеспечения для является очень актуальной.) Не следует забывать, что и физический срок сохранности дискеты, как показывают последние исследования ВНИИДАД, непродолжителен (без перезаписи до 10 лет).
  2. Обеспечение доступа к информации установленных категорий пользователей и обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа (путем применения соответствующих технических и правовых норм ее защиты).
  3. Обеспечение режима хранения электронных документов, исключающего утрату, уничтожение или искажение информации.
  4. Технические параметры режимов хранения электронных документов , которые определяются следующими государственными стандартами :

Размещение документов в архиве

При планировании будущей расстановки документов и дел в архивохранилище следует провести анализ и выделить основные категории дел , подлежащих архивному хранению. Прежде всего, необходимо отделить от основной массы документы с грифами «конфиденциально», «коммерческая, банковская тайна» и обеспечить им отдельный режим хранения, вплоть до создания, если это возможно, отдельного хранилища или выгородки в основном хранилище отдельного отсека для их хранения. Все эти вопросы должны решаться в тесном рабочем контакте с руководством юридического лица и руководителем службы режима (безопасности).

Если в юридическом лице образуются виды документов, пользующиеся постоянным оперативным спросом и подлежащие архивному хранению, а их объемы велики (например, первичная банковская документация), то целесообразно создать для них отдельное хранилище с упрощенным учетом документов (например, не описям, а по журнальной форме, где записан лишь самый необходимый для поиска минимум данных). Также нужно обеспечить к ним облегченный доступ сотрудников подразделений, в которых образуются эти виды документов.

В случае с коммерческим банком, документальные комплексы этих подразделений, передающиеся в архив на оперативное хранение, должны размещаться по группам стеллажей , специально выделенных для данного подразделения, с соответствующими топографическими указателями, например «отдел вкладов физических лиц, документы дня за 2003 год».

Это также нужно учитывать при организации архивохранилищ страховых компаний, учреждений юстиции по регистрации прав на имущество и других юридических лиц, в деятельности которых образуется массовая документация, имеющая долговременное правовое или практическое применение. Например, архивы организаций технической инвентаризации жилого и нежилого фонда, где текущий архив, является информационным продуктом его деятельности.

Альбрехт Б. В.

специалист по архивоведению и
делопроизводству

Введение

Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненных документов к хранению. Через год после окончания дела постоянного и временного хранения передаются в архив. Главным документом, на котором строится организация архивного хранения документов является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», а также новый типовой перечень, действующий с 2000 г. и получивший название «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения».

Однако принятие в 2004 г. нового закона «Об архивном деле в Российской Федерации» обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1994 г. Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности, были посеяны первые зерна размежевания архивных документов на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет чувствовать вся страна, так как в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих организаций) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно.

Целью данной работы является анализ основных положений и краткая характеристика действующего федерального закона «Об архивном деле». Ее достижению способствует решение ряда задач:

Рассмотрение понятийного аппарата данного закона;

Анализ основных его структурных частей;

Определение сильных и слабых сторон, а также практической ценности закона.

Структура работы определяется структурой закона и логикой проведенного исследования.


1.Общие положения и понятийный аппарат федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»

Хранение архивных документов – обеспечение рационального размещения и сохранности документов. Согласно российской практике делопроизводства архивное хранение документов является самостоятельным процессом, не относящимся к документообороту. Однако практически любой орган власти осуществляет архивное хранение собственных документов.

Законодательной базой, на которой основывается весь процесс организации архивного хранения документов, является федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», пришедший на смену Основам законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года № 5341-1 и Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5342-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах».

Новая редакция Федерального закона «Об архивном деле в РФ», состоящего из девяти глав, была опубликована 27 октября 2004 г. и вступила в силу с момента опубликования. Позднее, 4 декабря 2006 г. в документ были внесены некоторые изменения.

Настоящий закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства.

В законе последовательно раскрываются основные, применяемые в нем, понятия, такие как архивное дело и архивный документ, документы по личному составу, документ Архивного фонда РФ, особо ценные и уникальные документы, государственный и муниципальный архивы, постоянное, временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ и многие другие.

Под архивным делом следует понимать деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (ст.3, п/п. 1).

Сами же архивные документы представляют собой материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (ст.3, п/п.2).

Совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой, составляет архивный фонд. Под архивом же понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов (ст.3, п/п.9). При этом понятия государственный и муниципальный архив четко разделяются:

· государственный архив – это федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством РФ, или государственное учреждение субъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (ст.3, п/п.10);

· муниципальный архив – это структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (ст.3, п/п.11).

Таким образом, отечественная сеть архивов сегодня представлена следующим образом:

Одиннадцать федеральных архивов;

Региональные государственные архивы;

Муниципальные, городские или архивы местных образований;

Федеральные ведомства, которые обладают правом постоянного хранения (МИД, ФСБ, Госстандарт и т. п.).

Рассмотрим еще два понятия, определение которых конкретизируется настоящим федеральным законом – владелец и пользователь архивными документами.

· владелец архивных документов – государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором (ст.3, п/п.18);

· пользователь архивными документами – государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации (ст.3, п/п.19).

Также в законе приводится перечень полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела.

Таблица 1. Полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в области архивного дела (ст.4)

Полномочия в области архивного дела

Полномочия РФ

· разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;

· установление единых правил организации хранения, комп-лектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;

Федеральных гос. архивов, федеральных музеев и биб-лиотек;

Федеральных органов гос. власти, иных гос. органов РФ (в т.ч. органов прокуратуры РФ, Центральной избира-тельной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Централь-ного банка РФ (Банка России);

Гос. внебюджетных фондов;

Гос. академий наук и организаций гос. академий наук;

Федеральных гос. унитарных предприятий, включая ка-зенные предприятия, и федеральных гос. учреждений (в т.ч. расположенных за пределами России);

· решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и/или муниципальных образований;

· решение вопросов о временном вывозе документов Архив-ного фонда РФ за пределы России;

Полномочия субъекта РФ

· проведение гос. политики в области архивного дела на территории субъекта РФ;

· хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

Гос. архивов, музеев, библиотек субъекта РФ;

Органов гос. власти и иных государственных органов субъекта РФ;

Гос. унитарных предприятий, включая казенные предп-риятия, и гос. учреждений субъекта РФ;

· решение вопросов о передаче архивных документов, находя-щихся в собственности субъекта РФ, в собственность Российской Федерации, иных субъектов РФ и/или муници-пальных образований;

Полномочия муници-пального образования

· хранение, комплектование (формирование), учет и исполь-зование архивных документов и архивных фондов:

Органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;

Муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений;

· решение вопросов о передаче архивных документов, находя-щихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, иных муниципальных образований.

2. Архивный фонд Российской Федерации

Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению (ст.3, п/п.8).

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя и форм собственности и места хранения, в том числе:

Юридические акты,

Управленческая документация,

Документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

Градостроительная документация,

Кино-, фото-, видео- и фонодокументы,

Электронные и телеметрические документы,

Рукописи,

Рисунки и чертежи,

Дневники и мемуары,

Переписка,

Копии архивных документов на правах подлинников,

Архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Архивный фонд не включает в себя документы с временными сроками хранения и имеет стабильный состав, который может только наполняться.

Включение архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации происходит на основании экспертизы ценности документов. Экспертиза ценности документов подразумевает изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ (ст.3, п/п.16).

Этот процесс осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством России федерального органа исполнительной власти, и в его ходе происходит выявление в составе Архивного фонда Российской Федерации особо ценных и уникальных документов.

Особо ценный документ – это документ Архивного фонда РФ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования (ст.3, п/п.5).

Уникальный документ – это особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и/или его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и/или автографичности (ст.3,п/п.6).

Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта России или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.

Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда РФ осуществляется также на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом, музеем, библиотекой или организацией Российской академии наук. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда РФ.

Таблица 2. Архивные документа различных форм собственности

Форма собственности

Относящиеся архивные документы

Государственная собственность

Федеральная собственность

· документы, хранящиеся в федеральных гос. архивах, федеральных музеях и библио-теках, организациях Российской академии наук;

· документы государственных органов и организаций, указанных в подпункте «б» п.3 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона;

· документы бывших неприятельских госу-дарств, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории РФ (если иное не предусмотрено законодательством РФ о перемещенных культурных ценностях);

· документы, отнесенные к федеральной собственности федеральными законами;

Собственность субъекта РФ

· документы, хранящиеся в гос. архивах, музеях и библиотеках субъекта РФ (за ис-ключением архивных документов, передан-ных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

· документы гос. органов и организаций субъекта РФ;

Муниципальная собственность

· органов местного самоуправления и муниципальных организаций;

· документы, хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключе-нием архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на осно-вании договора хранения без передачи их в собственность);

собственность

· документы организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государст-венными или муниципальными, в т.ч. об-щественных объединений со дня их регист-рации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства;

· документы, созданные гражданами или законно приобретенные ими.

Следует отметить, что архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению (ст.10, п.3). В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в т.ч. документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

3. Управление архивным делом в Российской Федерации

Создание архивов – процесс сложный и трудоемкий. Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.

Организации и граждане также имеют право создавать архивы. Чаще всего это происходит в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в т.ч. – хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.

Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. В субъектах России этим делом занимаются органы государственной власти субъектов РФ. Управление же архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления. При этом государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечивает развитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики (ст.14, п.1).

Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела осуществляется следующим образом. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны:

Обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов;

Предоставлять создаваемым ими архивам здания и/или помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.

В случае реконструкции, передаче или сносе здания, в котором размещен государственный или муниципальный архив, государственный орган или орган местного самоуправления, принимающие подобное решение, обязаны предоставить этому архиву здание, отвечающее всем нормативным требованиям хранения документов.

В современных рыночных условиях важным становится право архивов осуществлять приносящую доход деятельность постольку, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит и соответствует достижению целей, ради которых они созданы, а также покрывать свои расходы за счет иных поступлений, разрешенных российским законодательством.

Таким образом, все услуги архива можно разделить на бесплатные и платные. К бесплатными услугами государственного архива можно отнести социально-правовые запросы граждан, составляющие основной костяк обращений в Государственный архив России:

Подбор документов для оформления пенсий;

Рассмотрение запросов граждан, пострадавших во время Второй мировой войны;

Справочная работа, связанная с желанием потомков репрессированных и реабилитированных граждан ознакомиться с личными делами своих родственников;

Запросы граждан, бежавших с территории Чечни, где документов и учреждений не сохранилось.

Однако существуют работы, выполнение которых не бесплатно, и это имеет смысл. Например, много запросов поступает от организаций, обращающихся с просьбой подтвердить право собственности на землю, здание, и ответы на них уже являются платной услугой. Кроме того, документы архивов часто используют для съемок фильмов исторического плана. Но в каждом отдельном случае заключают договор и учитывают массу деталей.

4. Хранение и учет архивных документов.

Комплектование архивов архивными документами

Государственные органы или органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в т.ч. документов по личному составу, в течение сроков их хранения:

Кратковременные сроки хранения ( менее 10 лет);

Долговременные сроки хранения (более 10 лет, включая постоянное хранение).

В отношении особо ценных документов, в т.ч. уникальных документов, устанавливается особый режим учета, хранения и использования. Создаются страховые копии этих документов.

Таблица 3. Хранение документов Архивного фонда

Российской Федерации (ст.18)

Форма собственности

Срок хранения

Постоянный

Временный

Государственная собственность

хранятся в гос. архивах, музеях, библиотеках и организациях Российс-кой академии наук

хранятся в гос. органах, гос. организациях, соз-даваемых ими архивах в течение установлен-ных сроков, а также в муниципальных архи-вах (в случае наделения органа местного само-управления муниципа-льного района или городского округа от-дельными гос. полно-мочиями)

Муниципальная собственность

хранятся в муници-пальных архивах, музе-ях и библиотеках

хранятся в органах местного самоуправле-ния, муниципальных организациях и созда-ваемых ими архивах в течение установленных сроков

Частная собственность

могут храниться их собственниками или вла-дельцами самостоятельно или могут быть пере-даны по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук.

(при этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или владель-цами с соблюдением норм настоящего Федераль-ного закона)

Уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации настоящим законом запрещается.

Государственному учету подлежат все документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения. Его порядок определяется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Уникальные документы подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда РФ.

Также следует отметить, что документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, не входят в состав имущества этих архивов, музеев, библиотек и организаций Российской академии наук (ст.19, п.2).

Источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы.

При этом передача документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение происходит следующим образом:

· документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы (ст.21, п.1);

· документы Архивного фонда РФ, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов, расположенных на территории субъекта РФ, могут передаваться в государственные архивы субъекта РФ на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела (ст.21, 2);

· документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов (ст.21, п.3).


Таблица 4. Сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение (ст.22)

Виды документов, включенных в состав Архивного фонда РФ

Документы федеральных органов гос. власти и иных гос. органов РФ, в т.ч.:

Органов прокуратуры РФ,

Центральной избирательной комиссии РФ,

Счетной палаты РФ,

Центрального банка РФ (Банка России),

Гос. внебюджетных фондов и федеральных организаций

Документы органов гос. власти и иных гос. органов субъектов РФ и организаций субъектов РФ

Документы органов местного самоуправления и муници-пальных организаций

Другие виды архив-ных документов

Записи актов гражданского сос-тояния

Документы по личному составу, записи нотариальных действий, похозяйственные книги и касаю-щиесяя приватизации жилищно-го фонда документы

Проектная документация по ка-питальному строительству

Технологическая и конструктор-ская документация

Патенты на изобретение, полезная модель, промышлен-ный образец

Научная документация

Кино- и фотодокументы

Видео- и фонодокументы

5. Доступ к архивным документам и их использование

В Конституции РФ оговорено, что каждый гражданин имеет право пользоваться культурным наследием. То есть, он имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом (ст.26, п.1).

Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и/или копий необходимых ему документов.

Так, в Читальном зале Государственного архива РФ принимают всех посетителей по направлению института или по личному заявлению. Чтобы оформить заказ, необходимо обратиться в приемную Госархива, где есть образец анкеты. Но, так как пишут со всей страны, и требовать единообразия трудно, допустимой является и произвольная форма: «Прошу подтвердить факт… (с дальнейшим изложением информации)».

Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной собственности, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется российским законодательством, устанавливаются собственником или владельцем архивных документов.

Однако доступ к архивным документам может быть ограничен – в соответствии с международным договором России, законодательством страны, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Также в федеральном законе «Об архивном деле в РФ» указывается, что ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФ тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в т.ч. уникальных документов, и документам Архивного фонда РФ, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.25, п.2).

Существуют также ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности (на срок 75 лет со дня создания указанных документов). Ранее этого срока оно может быть отменено только с письменного разрешения самого гражданина, а после его смерти – с письменного разрешения его наследников.

Использование архивных документов, на которые распространяется действие закон об интеллектуальной собственности, осуществляется с учетом требований этого закона.

6. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации и ответственность за его нарушение

Так как документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, то федеральным законом на правопреемника возлагается обязанность уведомить об этом соответствующий государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку, организацию Российской академии наук, с которыми прежний собственник заключил договор.

Если собственник особо ценных документов и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии со ст.240 Гражданского кодекса РФ.

Также, в случае проведения торгов по продаже архивных документов, находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны не позднее чем за 30 дней до дня их проведения проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти и соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядка продажи архивных документов может служить основанием для возникновения права требовать в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством перевода на них прав и обязанностей покупателя (ст.11, п.4).

Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается.

Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, подлежат передаче собственникам или законным владельцам в соответствии с международным договором России и законодательством РФ.

Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ осуществляют федеральные органы государственной власти, в т.ч.:

Специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

Органы государственной власти субъектов РФ (в т.ч. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела).

Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации предполагает следующее: юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством РФ (ст.27).

7. Международное сотрудничество РФ в области архивного дела

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки и иные юридические лица, а также граждане – собственники или владельцы архивных документов могут принимать участие в международном сотрудничестве в области архивного дела, участвовать в работе международных организаций, совещаний и конференций по вопросам архивного дела и в международном информационном обмене.

Вывоз и ввоз архивных документов регулируется настоящим федеральным законом.

Вывоз за пределы Российской Федерации архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, запрещается (ст.29, п.1).

В отличие от них архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы России. При этом заявленные к вывозу документы подлежат экспертизе ценности документов в порядке, установленном Правительством РФ.

Ввоз в Российскую Федерацию разрешается лишь архивных документов, приобретенных и/или полученных на законных основаниях.

Вывоз и ввоз в Российскую Федерацию приобретенных и/или полученных на законных основаниях копий архивных документов на носителях любого вида осуществляются без ограничений, за исключением вывоза копий архивных документов, доступ к которым ограничен в соответствии с российским законодательством.


Заключение

Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» определяет весь порядок организации архивного хранения документов. Ключевым моментом в его реализации является разработка, принятие и внедрение подзаконных нормативных правовых актов, и в первую очередь единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. В них не только сконцентрированы действующие нормативы и методики по всем основным направлениям архивной работы, но и отражены накопленные архивистами опыт и достижения современных технологий.

По закону право постоянного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации имеют в стране не только государственные и муниципальные архивы, организации Российской академии наук, но и государственные и муниципальные библиотеки и музеи.

Однако с его реализацией связано возникновение определенных трудностей. В прошлом единый Архивный фонд РФ был разделен на три части – федеральные, региональные и муниципальные архивные документы. Это был достаточно логичный и понятный шаг, тесно связанный с проводимой в тот момент административной реформой. Однако, разделяя собст­венность на документы, никто соответствующим образом не изменил систему комплектования и хранения документов, существовавшую еще с советских времен. Наоборот, в ст.21 закона было введено положение, сохраняющее прежний порядок: документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела .

Разделение собственности на документы тут же провело черту между «своими» и «чужими». Возник вопрос о финансировании работы региональных и муниципальных архивов с «чужой» собственностью.

В результате остро встал вопрос о документах территориальных подразделений федеральных органов власти, таких как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. По новому закону получается, что вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в 15 федеральных архивов: два из которых располагаются в Санкт-Петербурге, один – во Владивостоке и двенадцать – в Москве. Таким образом, данный федеральный закон, сняв одни противоречия, породил другие.


Список литературы

1. http://www.rg.ru

2. http://www.termika.ru

3. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. –№ 33. – ст. 1311, 1312.

4. Организация работы с документами: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 592 с.

5. «Российская газета» – Федеральный выпуск №3614 от 27 октября 2004 г.

6. Специалисты Росархива – о Правилах 2007 г. // Отечественные архивы. – 2007. – №4. – С. 30-38.

7. Федеральный закон «Об архивном деле в РФ. Положение о Федеральном архивном агентстве». – М.: Приор, 2005. – 32 с.


Федеральный закон «Об архивном деле в РФ. Положение о Федеральном архивном агентстве». – М.: Приор, 2005. – С. 14.

Специалисты Росархива – о Правилах 2007 г. // Отечественные архивы. – 2007. – №4. – С. 34.

«Российская газета» – Федеральный выпуск №3614 от 27 октября 2004 г.



Просмотров