Основной принцип договорного права принцип свободы договора. Принцип свободы договора - основной принцип российского договорного права

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью так называемых механизмов. Перед раскрытием понятия механизм социализации необходимо кратко охарактеризовать факторы и агенты социализации.

Фактор социализации – это условие в которых она протекает. Факторы социализации в обобщенном виде можно выделить в четыре группы.

· мегафакторы: космос, планета, мир (Интернет можно отнести к мегафактру, поскольку он может влиять на социализацию всех жителей планеты)

· макрофакторы: страна, этнос,общество, государство

· мезофакторы: условия социализации больших групп людей, выделяемых по: местности и виду поселений (горд, село и т. д.), по принадлежности к тем или иным субкультурам

· микрофакторы: семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации и т. д.

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

К психологическим механизмам социализации можно отнести:

импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений.

экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а так же неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми), а так же предлагаемым СМИ

идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеческих норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми и референтными группами.

рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социально-педагогические механизмы:

1) традиционный механизм социализации – представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Включает в себя: традиции, обычаи, распространенные в отдельных регионах; асоциальные, антисоциальные элементы (брань). Их усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления (т.е. действует импринтинг, экзистанциальный нажим, подражание, идентификация).

2) институциональный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, в ходе которого происходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

3) стилизованый механизм социализации – действует в рамках определенной субкультуры, но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и т. д.) референтны (значимы) для него.

4) межличностный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник, супруг и т. д.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.


Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы = механизмы социализации. Подразделяются на: социально-психологические механизмы, социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

- Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

- Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.


- Институциональный механизм социализации , как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

- Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека:

Поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства;

Каким образом познавать окружающий мир (природный и социальный);

Каких морально-этических ориентиров придерживаться;

Как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Процессы социализации . Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Этапы социализации: семейное детство (до 5-6 лет), детсадовское детство (у ребенка формируется типичная социальная черта и характер), школьное детство (дает знания, необходимые для жизни в обществе), юность (проф. Самоопределение), взрослость (с 20 лет) организация своей жизни внутри культуры), зрелость (может менять культуру), старость (от 70 лет)

Социализации: передача культуры через социальные институты; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

Социализации - специальные общественные организации, предназначенные для передачи и усвоения необходимого общественного опыта: семья, внеобразовательные культурные центры, государственные образовательные институты, СМИ

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Факторы социализации:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

Основные социально-психологические условия социализации:

а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;

б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;

в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;

г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;

д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;

е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие социализации. Термин <социализация>, несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Андреева). При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Содержание процесса социализации. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

1. Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Как следствие - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения - умножение контактов человека с другими людьми, возрастная специфика этих контактов. Углубление общения – переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Самосознание личности. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности.

Есть несколько различных подходов к структуре <Я>. Наиболее распространенная схема включает в <Я> три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе) (И.С.Кон).

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида <расширяющуюся действительность>, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

Механизмы социализации

-Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

-Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются создавались специально для осуществления функции социализации (система бразования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (армия).

- Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми.

- Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Стадии процесса социализации. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности.Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия о том, происходит ли в зрелом возрасте усвоение социального опыта. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая:

а) ранняя социализация (до школы)

б) стадия обучения (школа, возможно вуз)

Трудовая: весь период трудовой деятельности человека. Акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая: начиная с ухода на пенсию. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Крайним выражением этой точки зрения является идея <десоциализации>, наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста (общественные организации), в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Сюда же относится теория Эриксона.

Институты социализации. - т е конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. <Оправданием> этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. До сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Трудовая стадия: важнейшим институтом является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Например, идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Послетрудовая стадия: можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Основные характеристики анализа социального развития личности: личностная зрелость, социальная адаптация, социальная адекватность, изоляция, депривация.

Личностная зрелость - Анализируя уровень развития личности человека важно разделить два понятия: взрослость и личностную зрелость. Взрослый человек – это человек достигший определенного возраста. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Понимание зрелой личности достаточно многообразно. Для одних авторов зрелая личность – это уникальное, единичное, редко встречающееся явление. Другие считают, что зрелось достигается многими людьми и широко представлено в социуме. Третьи воспринимают зрелую личность, как идеал, к которому человек должен стремиться и которое достигается лишь путем целенаправленной долгой работой над собой.

Личностная зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических сил. Личностно – зрелый человек, по мнению большинства исследователей, обладает следующими характеристиками:

Собственная развитая система ценностей;

Развитое чувство ответственности;

Потребность в заботе о других людях;

Активное участие в жизни общества;

Способность к психологической близости с другими людьми;

Высокий уровень жизнедеятельности;

Осознание смысла своей жизни;

Умение осуществлять личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

Способность к эффективному использованию своего потенциала;

Стремление к самореализации.

Социальная адаптация сложный процесс взаимодействия организма и окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.

Социальная адаптация выступает как средство:

Достижение равновесия в динамичной системе «среда – личность»;

Повышение социальной активности личности;

Регулирование общения и взаимоотношений;

Формирование эмоционально – комфортных позиций личности;

Повышение сплоченности и стабильности социальной среды.

Существуют несколько классификаций адаптации .

По степени активности субъекта :

Прогрессивная: приводит к достижению целей и выполнению функций полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой.;

Регрессивная (проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества).

По форме проявления:

Внутренняя, проявляющаяся не только в изменении форм поведения и деятельность личности в соответствие с требованиями среды, но и в форме перестройки функциональных структур и систем. Это полная, генерализированная адаптация личности.

Внешняя - это поведенческая, приспособительная социальная адаптация, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается. Это инструментальный вид адаптации.

По механизму осуществления: добровольная и принудительная. Принудительная влечет за собой деформацию интеллектуальных моральных качеств личности, развитию у нее ментальных и эмоциональных нарушений. Человек может адаптироваться к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре.

По мнению М.Р.Битяновой, результаты процесса социальной адаптации могут быть различны:

Собственно приспособление человека к окружающей среде жизнедеятельности, которое позволяет ему функционировать как участнику различных социальных ситуаций.

Активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только активно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности.

Конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениями функционирования, высокой психической напряженности и т.д.

Социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Изоляция - обособление, уединение индивидов или социальных групп.
М.Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции по инициатору изоляции:

1) вынужденную изоляцию, в силу сложившихся обстоятельств, независимо от собственного желания или воли общества (например, заблудившаяся в тайге экспедиция);

2) принудительную изоляцию, когда общество сознательно обособляет людей, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные, подследственные, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма;

б) закрытие группы, членство в которых, во всяком случае официально, не предполагает ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп (например, монахи, отшельники, сектанты);

4) добровольно-вынужденную, когда достижение какой-либо значимой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением. Это могут быть профессиональные закрытые группы (команды подводных лодок), а также учебные учреждения интернатного типа элитарного характера (нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Изоляция может привести к нарушениям нормальной психической жизни.

Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий психическое состояние человека, возникающее в результате длительного лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, в достаточной мере и в течение длительного времени; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушении социальных контактов.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации .

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальностьНедостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Для ребенка он особенно губителен.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами, не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к кому-либо или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями)

Депривация социальная ограниченная возможность для усвоения социальной роли, осуществления общественной самореализации.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых мам, ухаживающих за своими детьми, у водителей-дальнобойщиков

Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возникновению депривационного синдрома (отшельники)

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной», устойчивой психической структурой.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, все время ждут подвоха со стороны других.

социализация личность общество

Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард 7 считал основным подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер 8 механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина 9 рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности.

Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Различают два вида механизмов социализации:

  • - психологические и социально-психологические;
  • - социально-педагогические.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованны или блокированны в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.



Просмотров