Уровни всероссийской службы медицины катастроф. Управление и организационно-функциональная структура всероссийской службы медицины катастроф

ВСМК объединяет службы медицины катастроф МЗ, МО России, а также предназначенные для ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС силы и средства МВД и МПС России, других федеральных органов исполнительной власти.

Служба организована на федеральном, региональ­ном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба име­ет свои органы управления, формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «За­щита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департа­мент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализиро­ванными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицин­ские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештат­ные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ве­домств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной ме­дицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

    филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формиро­ваниями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Цен­тральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

    межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

    формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС Рос­сии, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Р.Ф.- республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт- Петер­бурга) представлен:

    территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штат­ными формированиями;

    центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

    нештатными формированиями ВСМК;

    формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, рас­положенными на данной территории и предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС;

    клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

    клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Федеральный уровень

Федеральная межведомственная координационная комиссия

Региональная межведомственная координационная комиссия

Региональный уровень

РЦМК: Хабаровск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Н.Новгород, С.-Петербург, Ростов-на -Дону

Начальник мед.службы военногоокруга

МПС РФ идр.

Территориальный уровень

Территориальная межведомственная координационная комиссия

Начальник мед.службы гарнизона

Руководитель органа управления ведомственным здравоохранением

Местная межведомственная координационная комиссия

Местный уровень

Др. министерства иведомства

Минобороны России

Руководитель органа управленияздравоохранением местной администрации

Объектовый уровень

Руководитель здравоохранения объекта. Штаб МС ГО объекта

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает: ЦМК (там, где они создаются) или стан­ции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемы­ми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управлении СМК; центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, фор­мирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ России, другие фе­деральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации ЧС; ЛПУ, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется террито­риальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспече­ния населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федераль­ной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф Минздрава России.

Является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения РФ. Начальником службы медицины катастроф МЗ России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ. Начальником службы МК на региональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе; на территориальном и местном уровнях- руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом- руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Формирования службы медицины катастроф МЗ представ­лены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами, организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счёт средств, выделяемых службе МК данного уровня.

Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы меди­цины катастроф является Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ).

Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема поражен­ных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпита­лизации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При пол­ном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для гос­питализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек.

К штатным подразделениям госпиталя относятся: управление, основные отде­ления (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологиче­ское, госпитальное, эвакуационное), подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения).

Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанима­ционная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, ин­фекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады форми­руются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Общий вид развёрнутого ПМГ ВЦМК «Защита»

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимо­сти от характера ЧС госпиталь специализируется бригадами различного профиля и раз­вертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтиче­ский, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.

Являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактиче­ских учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Основными задачами БСМП являются: медицинская сортировка пораженных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; оказание специализиро­ванной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных поражен­ных; подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ; оказание кон­сультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.

В режиме повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчиняются руководителю учреждения-формирователя и находятся в оперативном подчинении руководителю соответствующего центра медицины катастроф. В ЧС руководство деятельностью бригады возлагается на руководителя центра медицины катастроф.

Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяются исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получения распоряжения. Режим рабо­ты бригады в ЧС - в среднем 12 ч в сутки.

Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуще­ством осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обес­печения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче. Доставка БСМП к месту работы при возникновении ЧС осуществляется в приоритетном порядке решением соответствующей комиссии по ЧС.

Руководитель бригады назначается приказом руководителя учреждения-формирователя. Специалисты бригады подчиняются руководителю бригады.

В бригадах специализированной меди­цинской помощи службы медицины катастроф имеется 21 тип бригад. Наиболее час­то привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологиче­ские, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

Все эти бригады возглавляются врачами соответствующих специальностей, имеют еще врача соответствующего профиля, при необходимости анестезиолог и медсестра анестезистка, и 3-5 средних медицинских работников.

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи , относятся врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основными задачами бригады являются: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады: руководитель - врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицин­ская сестра-анестезистка), санитар-водитель - всего 4 чел. На оснащении б ригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

Врачебно-сестринские бригады являются нештатными мобильными формиро­ваниями СМК, предназначенными для оказания первой вра­чебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации пораженных из очага. Они создаются на базе городских, центральных рай­онных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и здравпунктов.

Состав бригады: руководитель - врач, старшая медицинская сестра, 2 медицин­ские сестры, санитар, водитель-санитар - всего 6 чел.

За 6 ч работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 пораженным.

Основными формированиями, предназначенными для оказания доврачебной помощи, являются бригады доврачебной помощи и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи.

Бригады доврачебной помощи являются подвижными медицинскими формированиями здравоохранения, предназначенными для медицинской сортировки пораженных, оказания им доврачебной помощи и подготовки к эвакуации.

На объектах бригады могут создаваться по решению руководителя объекта за счет персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель - фельдшер (медицинская сестра), 1-2 медицин­ские сестры, водитель-санитар - всего 3-4 чел.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

Состав бригады: 2 фельдшера (один из них - руководитель), санитар и водитель - всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Учреждениями службы медицины катастроф Минздрава России являются центры медицины катастроф, больницы и базы снабжения, выполняющие свои зада­чи на местах постоянной дислокации.

Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиоло­гической службы в условиях работы в чрезвычайных ситуациях

В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионально­го и территориального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на террито­риях субъектов РФ, 5 противочумных институтов, противочум­ный Центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19 санитарно-эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпи­демических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.

Санитарно-эпидемиологические отряды является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руково­дством учреждения-формирователя.

Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд.

Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 24 ч (бригад -12 ч). Для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2-4 ч. В составе СЭО (типовом) предусматриваются 21 чел.

Состав санитарно-эпидемиологических бригад:

    эпидемиологическая - начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпи­демиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта - всего 5 чел.;

    радиологическая - начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранспорта-всего 5 чел.;

    санитарно-гигиеническая (токсикологическая) - начальник (врач), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лабо­рант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта - всего 5 чел.

Задачи СЭО в режиме чрезвычайной ситуации в мирное время :

    развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологиче­ского характера, проводимых при возникновении ЧС;

    выдвижение оперативных групп (ГЭР) и формирований в район ЧС;

    организация и проведение противоэпидемических мероприятий;

    отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;

    оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;

    определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС;

    обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС;

    экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и выдача за­ключений о возможности их использования для нужд населения;

    санитарно-эпидемиологические неотложные мероприятия по жизнеобеспече­нию населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;

    информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС; систематическое информирование руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемической ситуации и мерах по стабилизации обстановки;

    оперативная работа со средствами массовой информации.

Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным ав­тономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведе­ния противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычай­ных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.

Подчиняются СПЭБ непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития и являются его представителями в зонах деятельности.

Бригады формируются на базе противочумных учреждений.

Начальник СПЭБ назначается приказом руководителя учреждения, на базе кото­рого она формируется.

Основными задачами СПЭБ являются :

    участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации карантин­ных и других инфекционных заболеваний, в т. ч. в случаях их завоза из-за рубежа;

    участие в организации и проведении комплекса профилактических и проти­воэпидемических мероприятий в зонах ЧС, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционной заболеваемости населения, а также оценку и прогнозирование санитарно-эпидемической ситуации;

    участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий при активизации природных очагов инфекционных заболеваний;

    диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей инфекционных болезней бактериальной природы в объектах окружающей среды.

В режиме чрезвычайной ситуации :

    передислокация СПЭБ в зону ЧС при возникновении эпидемического очага ООИ;

    развертывание подразделений СПЭБ в помещениях или палатках с учетом требований биологической безопасности;

    организация круглосуточной работы бригады;

    проведение эпид. обследования, эпидемиологического анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах инфекционных заболеваний в зоне ЧС;

    лабораторная диагностика инфекционных заболеваний бактериальной природы, индикация их возбудителей в объектах окружающей среды, лабораторный контроль за зараженностью пищевых продуктов и воды;

    идентификация культур возбудителей инфекционных заболеваний, определение их биологических, свойств (вирулентность, чувствительность к антибиотикам и пр.);

    серологическая диагностика вирусных инфекций, сбор и направление материала для вирусологических исследований в специализированную стационарную лабораторию;

    участие в разработке комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС;

    участие в организации и проведении санитарно-эпидемиологической разведки, эпидемиологическом наблюдении и эпизоотологическом обследовании;

    участие в организации выявления инфекционных больных, экстренной и спе­цифической профилактики;

    участие в организации карантинных и обсервационных мероприятий;

    контроль за проведением дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;

    оказание консультативно-методической и практической помощи ЛПУ в раз­вертывании и перепрофилировании инфекционных стационаров, бактериоло­гических лабораторий, а также в специальной подготовке персонала;

    участие в контроле за соблюдением режима биологической безопасности в ЛПУ и бактериологических лабораториях;

    участие в проведении санитарно-просветительной работы.

Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 12 ч, для ра­боты на месте формирования - 2-4 ч.

Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учре­ждениями Минздрава, МЧС России, других министерств и ведомств.

Снабжение СПЭБ расходными материалами по мере их использования осущест­вляет руководство противочумного учреждения и (или) центр Госсанэпиднадзора, на территории которого действует СПЭБ, за счет целевого финансирования из средств федерального бюджета.

В состав СПЭБ входит 40 чел.

На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специа­лизированных бригад, м.б. сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа обычно состоит из трех человек: руково­дитель - врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При не­обходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб, противочумными костюмами и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспер­тиза продовольствия, контроль за качеством воды. Группа в состоянии в течении 1 часа обследовать территорию в 2 кв.км. с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

Служба медицины катастроф Минобороны России МПС и МВД

СМК МО России на федеральном уровне в своем составе имеет:

    медицинский отряд специального назначения центрального подчинения;

    нештатные бригады специализированной медицинской помощи;

    врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов ЛПУ центрального подчинения, военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;

    резервные койки клиник Военно-медицинской академии, Главного и цен­тральных военных клинических госпиталей;

    запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских складов;

    воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учрежде­ний центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в ин­тересах службы.

На региональном и территориальном уровнях (на уровне округа, вида ВС, флота) служба представлена:

    медицинскими отрядами специального назначения округов (флотов), отдельными автомобильными санитарными взводами округов;

    нештатными БСМП, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно- профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (ви­дов ВС, флотов), медицинских военных учебных заведений;

    резервными койками военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов);

    запасами текущего мед.имущества на медицинских складах округов (видов ВС, флотов);

    воздушными, морскими медицинскими эвакуационными средства­ми, наземными санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений.

На местном уровне (на уровне гарнизона) служба представлена: дежурными си­лами и средствами медицинской службы; нештатными БСМП, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группа­ми специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учрежде­ний гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы; запасами текуще­го медицинского имущества медицинских складов; медицинскими эвакуационными средствами (штатными санитарно-транспортными средствами медицинских воин­ских частей и учреждений, транспортными средствами, выделяемыми начальником гарнизона).

Основным формированием СМК Минобороны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС, является медицинский отряд специального назначения (МОСН). По своей сути МОСН - это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь, способный принять и оказать медицинскую помощь 300 пораженным за сутки, в течение 16 ч работы может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств. При автономном режиме работы в течение 5 суток отряд обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи 1200 пораженным.

На всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны России на базе ле­чебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учеб­ных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы созда­ются следующие нештатные формирования.

Врачебно- сестринские бригады предназначены для оказания первой врачебной помощи; создаются в военных госпиталях, санаториях из расчета: при мощности уч­реждения до 200 коек - одна бригада, от 200 до 400 коек - две; более 400 - две и на каждые 100 штатных коек свыше 400 - еще одна бригада. В составе бригады 5-7 ме­дицинских работников (2 врача, 3-5 медицинских сестер). Для обеспечения бригады выделяется санитарный автомобиль.

Бригады специализированной медицинской помощи предназначены для усиле­ния МОСН и военных лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием по­раженных, создаются в военных госпиталях мощностью 500 и более коек, а также в клиниках медицинских военных учебных заведений. В составе каждой бригады - 3-5 медицинских работников (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и химического характера, по пре­дупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск. В учреждениях центрального подчинения они состоят из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) - из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников), а в санитарно-эпидемиологических отрядах гар­низонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах - из 4-6 специали­стов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника). Для обеспечения работы груп­пам выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.

В медицинской службе МВД России на базе главного военно-клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медицин­ской помощи.

В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России в 15 субъектах Российской Федерации развернуты отделения экстренной медицинской помощи, ко­торые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую сис­тему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.

В системе МПС России на каждой железной дороге в особых условиях предусмотрены развертывание и ра­бота в очагах санитарных потерь соответствующих формирований, комплектуемых на базе центральных, дорожных и отделенческих лечебно-профилактических учреждений.

Выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреждений железных дорог. Профиль бригад обусловлен характером и особенностя­ми железнодорожной травмы.

На сети железных дорог созданы и функционируют около 90 подвижных фор­мирований (вагон-амбулатория, вагон-перевязочная, санитарная летучка, блок ско­рой помощи, вагон-радиологическая лаборатория и т.д.).

Кроме перечисленных формирований, входящих в состав ВСМК, в ряде мини­стерств и ведомств имеются специальные достаточно многочисленные подразделе­ния, которые предназначены для проведения аварийно-спасательных работ в особых условиях (в шахтах, на воде, в горах и т.д.). В составе этих подразделений имеется ме­дицинский персонал, который в тесном взаимодействии со службой медицины ката­строф решает задачи по оказанию экстренной медицинской помощи.

Для успешной реализации задач, стоящих перед СМК, используются имеющиеся и дополнительно созданные на базе действующих учреждений здравоохранения силы СМК. К ним относятся формирования, учреждения, органы управления и руководства.

Формирования СМК МЗ РФ:

* БСМП - бригады скорой медицинской помощи. (линейные и специализированные), предназначены для оказания ЭМП в районе бедствия на догоспитальном этапе

* БЭМП - бригады экстренной медицинской помощи - (врачебно-сестринские и доврачебные); их основное назначение - усиление службы скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в районе катастрофы

* МО - медицинские отряды (МО), состоящие из бригад ЭМП; служат для оказания неотложной первой врачебной помощи на догоспитальном этапе

* специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП); входят в состав центров медицины катастроф и предназначены для усиления ЛПУ, оказывающих квалифицированную и специализированную медицинскую помощь

* АВМГ - автономные выездные медицинские госпитали; предназначены для оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи в очагах катастроф или в непосредственной близости их.

С целью максимально оперативного выдвижения к месту катастрофы ряд территориальных служб медицины катастроф в своем составе дополнительно развертывают:

* оперативные группы управления (ОГУ)

* санитарную авиацию (СА)

* подвижные комплексы медицины катастроф (ПКМК) на базе автомобильного шасси

* аэромобильные лечебно-эвакуационные комплексы (АЛЭК) на базе вертолета Ми-17МВ.

Для проведения в районах широкомасштабных катастроф санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на базе ГЦСЭН создаются подвижные формирования:

* санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО)

* санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ)

* противоэпидемиологические бригады (ПЭБ)

* специализированные противоэпидемиологические бригады (СПЭБ)

* группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Учреждения службы МК:

* Всероссийский центр МК "Защита" и его клинические базы

* региональные центры МК (Новосибирск, Хабаровск, Москва, Чита,

Екатеринбург, Казань, Ростов, Санкт-Петербург, Красноярск, Самара)

* территориальные центры МК (краевые, областные, городские)

* межрайонные (зональные) центры МК

* клиники региональных (территориальных) центров МК

* территориальные ЛПУ здравоохранения (согласно плана на ЧС)

* базы, склады спецмедснабжения

* учебные заведения по подготовке медицинских работников (первичной и последипломной) по медицине катастроф.

Органы руководства и управления службой МК:

* МЗ РФ (отдел МК)

* территориальные органы управления (отделения МК) территорий РФ

* межведомственные координационные комиссии

* штабы Всероссийской службы МК

* штабы медицинской службы гражданской защиты.

Начальником Всероссийской СМК является министр здравоохранения РФ.

Служба медицины катастроф создается на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом (на объектах экономики) уровнях.

Рисунок 2. Всероссийская служба медицины катастроф.

Централизация управления предполагает единое управление всеми подсистемами Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) на любом уровне (рис. 2). Децентрализация управления предусматривает возможности и необходимость автономного решения каждым звеном службы задач организации медицинского обеспечения с учетом конкретной ситуации и места возникновения ЧС, в том числе с учетом особенностей региона и системы территориального здравоохранения.

Головным научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) является Всероссийский центр медицины катастроф “Защита” (ВЦМК “Защита”). В повседневной жизни федеральный уровень является главным организационным звеном в методической, учебной и научной работе.

На федеральном, региональном, территориальном уровнях СМК помимо штатных специализированных Центров и нештатных медицинских формирований включает лечебно-профилактические учреждения территориального и ведомственного здравоохранения, подготовленные к работе в условиях ЧС.

Международный опыт ликвидации последствий крупномасштабных катастроф убедительно показал, что значительная часть пораженных погибает вследствие не своевременности оказания медицинской помощи, хотя полученная травма была и не смертельной. Это указывает на актуальность сокращения сроков проведения спасательных работ в зоне бедствия и улучшения качества оказания медицинской помощи в сжатые сроки. Так, оказание первой медицинской помощи в первые 30 минут с момента поражения, даже при отсрочке других видов помощи, снижает вероятность летального исхода в 3 раза.

В развитии катастрофы выделяют 3 периода (фазы): изоляции; спасении; восстановления.

В период изоляции, который длится от нескольких минут до нескольких часов, медицинская помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи, т.е. самими пострадавшими, а также лицами, оказавшимися в очаге катастроф, в том числе и медицинскими работниками, оказавшимися в момент происшествия в зоне бедствия.

В этот период активно ведутся:

Розыск пораженных, их извлечения из труднодоступных мест (завалов, горящих сооружений, поврежденной техники и др.), оказание им первой медицинской помощи по жизненным показаниям, вынос из зараженной зоны в безопасное место, проведение частичной санитарной обработки.

Эти и другие мероприятия по спасению жизни пострадавших проводятся силами сохранивших дееспособность лиц с использованием индивидуальных средств медицинской защиты (перевязочные пакеты, индивидуальные и коллективные аптечки), медикаментами и другим медицинским имуществом, сохранившимся у медработников, а при их отсутствии - подручными средствами.

После оказания первой медицинской помощи пострадавших целесообразно сосредотачивать в безопасных местах вблизи транспортных коммуникаций для последующей эвакуации из очага.

С момента прибытия в очаг катастрофы сил немедленного реагирования, в состав которых входят спасательные формирования, пожарные команды, бригады скорой медицинской помощи, санитарные дружины и отряды санитарных дружин МСГО, ведомственная аварийно-спасательная служба, подразделения милиции, а также воинские подразделения, начинается второй период - период спасения. Указанными силами продолжается розыск и сбор пострадавших с целью скорейшего оказания им первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи. Последняя, как правило, оказывается в местах сосредоточения (выноса) пострадавших, где могут развертываться силами службы медицины катастроф или медицинской службы Гражданской обороны временные пункты сбора пораженных (ВПСП). Отсюда пострадавшие подлежат отправке в ближайшие лечебные учреждения для дальнейшего лечения на втором этапе медицинской эвакуации в периоде восстановления.

Средние медицинские работники, являясь непосредственными участниками ликвидации последствий катастроф, обязаны на высоком профессиональном уровне оказать первую медицинскую и доврачебную помощь пострадавшим, как в очаге катастрофы, так и в ходе медицинской эвакуации.

Вопросы для самоподготовки.

1. Дайте основные определения МК.

2. Дайте общую классификацию чрезвычайных ситуаций.

3. Классифицируйте чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения.

4. Классифицируйте ЧС по скорости распространения опасности (степени внезапности).

5. Каковы возможные причины возникновения чрезвычайных ситуаций?

6. Перечислите стадии (фазы) развития чрезвычайных ситуаций.

7. Какие принципы лежат в основе деятельности СМК РФ?

8. Каковы задачи службы медицины катастроф?

9. Какие формирования СМК МЗ РФ вы знаете?

10. Назовите фазы оказания помощи в очаге катастрофы.

Еще по теме 4. Основные формирования ВСМК, уровни в масштабе РФ:

  1. 2.3. Организация Всероссийской службы медицины катастроф
  2. 2.5. Формирования и учреждения службы медицины катастроф Минздрава России
  3. 2.6. Формирования и учреждения Минобороны,МВД и МПС России, входящие во Всероссийскую службу медицины катастроф

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - это функциональная подсистема РСЧС, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава, МЧС, Минобороны, Минтранса, МВД и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуациях.

Основными задачами ВСМК являются:

1. организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;

2. ликвидация эпидемических очагов;

3. прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

4. создание резерва материальных запасов;

5. обучение оказанию медицинской помощи гражданам в ЧС;

6. информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.

ВСМК организована на федеральном, межрегиональном, региональном (территориальном), местном и объектовом уровнях.

На каждом уровне служба имеет руководство, органы управления, формирования и учреждения (силы и средства).

Федеральный уровень ВСМК включает:

Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями. ВЦМК "Защита" является головным научно-практическим учреждением и органом управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава России.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) со специализированными формированиями и учреждениями.

Федеральное медико-биологическое агентство;

Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России;

Учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, ОАО «РЖД», других министерств и ведомств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Нештатные формирования, клинические и научные базы Минздрава России, других министерств и ведомств.


Межрегиональный уровень ВСМК представлен:

Филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в семи федеральных округах: Северо-Западном, Центральном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном;

Межрегиональными центрами Роспотребнадзора с входящими в них формированиями;

Формированиями на межрегиональном уровне Минобороны, МВД России и ОАО «РЖД», других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Региональный (территориальный) уровень ВСМК представлен:

Территориальными центрами медицины катастроф (ТЦМК) с входящими в них штатными формированиями;

Центрами Роспотребнадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

Нештатными формированиями ВСМК;

Формированиями Минобороны, МВД России и ОАО «РЖД», других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает:

Станции скорой медицинской помощи, выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф, с входящими в них формированиями;

Центры Роспотребнадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

Формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД России, ОАО «РЖД»;

Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК включает:

Должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;

Медицинские нештатные формирования;

Лечебно-профилактические учреждения (медсанчасти, поликлиники, здравпункты), предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения с использованием их людских и материальных ресурсов.

Всероссийская Служба медицины катастроф (ВСМК) – функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), функционально объединяющая Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социальной политики, Министерства обороны России, а также силы и средства Министерства путей сообщения (МПС) и внутренних дел (МВД), других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления и подчиненные им формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департа­мент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализиро­ванными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицин­ские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештат­ные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ве­домств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной ме­дицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

Филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формиро­ваниями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Цен­тральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

Межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслуж­бы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

Формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС Рос­сии, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и науч­ными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федера­ции - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петер­бурга) представлен:


Территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штат­ными формированиями;

Центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

Нештатными формированиями ВСМК;

Формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, рас­положенными на данной территории и предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС;

Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает:

Центры медицины катастроф (там, где они создаются) или стан­ции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемы­ми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления СМК;

Центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, фор­мирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

Формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений;

Формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие фе­деральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации ЧС; лечебно-профилактические учрежде­ния, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:

Должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объектав ЧС;

Медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора;

Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется территориальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспече­ния населения в различных ЧС. Следует отмстить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федераль­ной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф Минздрава России является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохране­ния Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне яв­ляется представитель Министра здравоохранения в федеральном округе. Начальника­ми служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются ру­ководители органов управления здравоохранением соответствующих органов испол­нительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здраво­охранения.

Служба медицины катастрофМинобороны России является мощной ведом­ственной службой, входящей в состав ВСМК; она хорошо подготовлена к работе в различных ЧС. Служба в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитар­ных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов.

Однако, как показывает опыт, формирования службы медицины катастроф Минобо­роны России привлекаются к работе и при возникновении ЧС в других районах.

Организацию и руководство деятельностью службы осуществляет Главное воен­но-медицинское управление Минобороны России (ГВМУ МО РФ).

В состав службы медицины катастроф Минобороны России входят: органы во­енного управления; должностные лица; медицинские отряды специального назначе­ния; формирования, силы и средства медицинских воинских частей и учреждений Минобороны России, медицинских военно-учебных заведений и научно-исследова­тельских организаций, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС.

Для выполнения аналогичных функций и участия в решении общих задач ВСМК в системе МВД и МПС России также имеются специальные органы управле­ния, формирования и учреждения.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также ис­пользования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России, которая обеспечивает:

Разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

Подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

Разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

Руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-са­нитарных последствий ЧС.

система сил и средств для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) организована на 5 уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом. Федеральный уровень (в масштабе РФ) представлен: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК), с входящими в него штабом ВСМК, филиалами ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях временно могут создаваться в отдельных субъектах РФ), клиникой медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), Институтом проблем медицины катастроф, центром медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательским отделом медико-технических проблем экстремальной медицины, отделом медицинской помощи при радиационных авариях, отделом медицинского снабжения (склад резерва для чрезвычайных ситуаций); специализированные формирования и учреждения Госсанэпидслужбы и Федерального управления «Медбиоэкстрем»; Всеармейский центр экстренной медицинской помощи и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения центрального подчинения МВД России, др. министерств и ведомств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базы федеральных органов исполнительной власти, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению. Региональный уровень (в масштабе региона) представлен: филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный); межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями; формированиями на региональном уровне Минобороны России, МВД России, др. министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, а также клиническими и научными базами. Территориальный уровень (в масштабе субъектов РФ — республик, краёв, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен: территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями; центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями; нештатными формированиями ВСМК; формированиями Минобороны России, МВД России, др. ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению. Местный уровень (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) представлен: центрами медицины катастроф (там, где они создаются) или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи с входящими в них формированиями, выполняющими функции органов управления службы медицины катастроф; центрами Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующих бригады и группы эпидемической разведки; формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов МВД России, др. федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций; лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Объектовый уровень (в масштабе объекта) представлен: должностными лицами по медико-санитарному обеспечению в чрезвычайных ситуациях; медицинскими формированиями; подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.



Просмотров