Российское законодательство в антидемпинговой сфере. Российское законодательство в антидемпинговой сфере Антидемпинговые законы

По действующему закону нет ограничений по снижению цены, хоть в ноль уходи, хоть бесплатно строй. Новый № 44-ФЗ ставит грань по снижению цены контракта во время аукциона? Какие существуют антидемпинговые меры?

Демпинг — это продажа товаров по искусственно заниженным ценам. В 44-ФЗ не предусмотрено технологических запретов по снижению цены во время аукциона. Остается и возможность перехода цены через ноль (ч.23,ст.68).

Снижать цену безнаказанно теперь не получится!

Одной из важнейших новаций № 44-ФЗ являются антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов (ст.37, № 44-ФЗ).

При снижении участником цены на 25% и более, к нему предъявляются дополнительные требования.

Если НМЦ больше 15 млн. , участник аукциона при подписании контракта обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта;

Если НМЦ до 15 млн. , участник аукциона при подписании контракта может предоставить на выбор:

  • или полуторакратное обеспечение исполнения контракта,
  • или документы, подтверждающие добросовестность.

Что может подтвердить вашу добросовестность?

Например, три контракта, исполненные без штрафов и пеней. Причем, заказчика будут интересовать не просто последние месяц-два, а ваша «репутация» в течение периода не менее чем один год до даты подачи заявки.

Если на вашем счету четыре или более контрактов за год, из них должно быть 75% контрактов без штрафов, а цена одного из контрактов — не менее 20% цены контракта.

Особые случаи:

  • Если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, заказчик может установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦ (ч.7, ст.37);
  • Если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи и т д.), кроме обычных антидемпинговых мер (полуторакратное обеспечение исполнения или подтверждение добросовестности участника), все равно необходимо обосновывать снижение цены (ч.9, ст.37).

Кроме того, снижая цену, не забывайте, что Контракт придется исполнять в полном объеме на условиях документации и по цене, которую предложили во время аукциона. Если качество работ не соответствует требованиям, заказчик может не принимать работы, требовать исправить недоделки, начислять пени, штрафы. Если работы так и не выполнены должным образом, можно расторгнуть контракт по суду или в одностороннем порядке с подачей сведений о таком нерадивом участнике в РНП. По новому № 44-ФЗ это полностью лишит участника возможности участвовать в госзакупках на два года.

И еще вопросы о штрафах, секретах и демпинге

Какие именно документы могут подтвердить выполнение контрактов без штрафов и пеней? Справки о стоимости выполненных работ? Достаточно ли будет одной справки от организации, или нужно будет представить исполненные контракты?

А может быть, можно ни в чем не признаваться и никто об этих пенях узнает?

А выполненные контракты все за год, или те, которые поставщик сам выберет для демонстрации своей добросовестности?

И еще ответы

В законе написано: «К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки …» (ч.3, ст.37).

Информация о контрактах должна содержаться в Реестре контрактов на ООС (общероссийский официальный сайт). Заказчик обязан вносить информацию о заключении контракта, о ходе исполнения, о внесении изменений, о факте исполнения контракта. Информация по пеням и штрафам в реестре тоже есть.

Контракты могут быть с разными заказчиками или с одним, это не важно. Главное, что в течение года до подачи заявки все контракты были исполнены добросовестно. Если контрактов за последний год более трех, то 75% из них должны быть исполнены без штрафов и пеней, и хотя бы один из контрактов был не менее 20% стоимости от того контракта, на который вы претендуете.

Пока не ясен вопрос, как будут учитываться контракты и гражданско-правовые договоры до ста тысяч рублей, заключенные по п.14, ч.2, ст.55 №94-ФЗ. В реестр контрактов их вносить не обязательно. Видимо, в этом случае можно будет при необходимости прикладывать копии самих договоров.

Антидемпинговые меры предусмотрены для конкурсов и аукционов (ст.37 № 44-ФЗ).

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « ». Вы разберетесь в контрактной системе, научитесь готовить заявки для участия в государственных и муниципальных закупках и заключать контракты.

Введение


Демпинг - продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортера или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

Ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

Стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещён. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечёт убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путём применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортёра.

Так же весьма пагубно отражается демпинг и на уровне роста экономики в локальном масштабе. Особенно ярко это видно на рынке услуг, поставщики которых, занижая цены ниже реального уровня, стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный характер, препятствует развитию как одной отрасли, так и всего рынка однородных услуг в целом.


1. Сущность демпинга в международной торговле


Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли. Английским термином «демпинг» (dumping) обозначается поставка крупных партий товара по бросовым ценам с целью засорить рынок импортера, создать хаос на нем, чтобы захватить рынок соответствующего товара, устранив с него конкурентов.

Демпинг представляет собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке . Иначе демпинг определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками. Отмечается, что это определение теоретически охватывает и ситуацию, в которой производитель продает товары на своем национальном рынке по цене ниже, чем за границей, и ситуацию, в которой он продает товары на национальном рынке по цене выше, чем на экспортных рынках, однако в начале двадцатого столетия было закреплено, что только вторая ситуация может вызывать проблемы в импортирующей стране .

Согласно ст. 2.1 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле «товар рассматривается как являющийся демпинговым, то есть поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены в обычных условиях торговли на подобный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране» .

Демпинг нарушает справедливую конкуренцию в мировой торговле, его основная цель - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства. В современных международных торговых отношениях как фирмы, так и государство зачастую прибегают к демпингу как к способу быстрого получения необходимых валютных средств, а также реализации своих экономических интересов. Демпинг может преследовать и политические цели, в частности для подавления экономически более мощным государством конкуренции национальных производителей в менее развитых странах и постепенного установления над ними экономического контроля.

Вне зависимости от формы проявления демпинг создает негативные последствия как для государства-экспортера, так и для государства импортера. Для первого это выражается, в частности, в том, что налогоплательщики - граждане этого государства в конечном счете несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом. Для государства-импортера это приводит к общему ухудшению положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что проявляется в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и ряд других показателей. Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

Экономический механизм, составляющий основу демпинга, состоит в следующих трех вариантах действий:

Во-первых, временный демпинг - это когда сниженные цены устанавливаются компанией, реализующей товар, на ограниченный срок. Такой демпинг направлен на вытеснение конкурентных фирм с рынка. После достижения данной цели, цены возвращаются к прежним пределам. В том случае, если фирма - экспортер - монополист на внутреннем рынке, то тогда она получает прибыль по максимуму, несмотря на сниженные цены.

во - вторых, в ряде случаев сниженные цены могут быть покрыты государственными субсидиями. Их государство предоставляет с целью стимуляции и активизации экспорта. Также убытки можно покрыть при помощи получения кредитов на льготных условиях.

в - третьих, демпинг позволяет устранить всех конкурентов на рынке, заняв их ниши и став монополистом.

На современном рынке присутствуют две разновидности демпинга: постоянный и временный.

временный демпинг предполагает снижение цен компанией - экспортером на небольшой срок, он преследует цель - устранить конкурентов. После ее достижения, цены возвращаются к исходным рыночным позициям;

постоянный демпинг предполагает снижение цен на длительное время.

Механизм демпинга, как показывает практика, имеет место в период экономических кризисов и потрясений. В истории прошлого столетия наиболее ярким примером может послужить мировой экономический кризис 30-х. гг., новой волной демпинга ознаменовались 70-е.гг. Многие иностранные компании получили официальное обвинение в демпинге, в частности, такого рода обвинения были предъявлены японской фирме Sony. Исследования показали, что на американском рынке телевизоры этой фирмы стоили почти в 2 раза дешевле, чем на японском рынке.

Сегодня демпинг активно используется и существует в основном в скрытой форме. Борьба с демпингом ведется еще со времен окончания Второй мировой войны. На конференции 1967 года был принят антидемпинговый международный кодекс. Государства приобрели право включать меры антидемпинговой политики в свои стратегии экономического развития. Нормы международного права расценивают демпинг как инструмент недобросовестной конкурентной борьбы, считая его противозаконным действием. Одним из способов борьбы с демпингом является антидемпинговая пошлина. Антидемпинговые тарифы дают таможенным органам право облагать фирмы дополнительным сбором, сумма которого равна разнице между стоимостью товара на рынке экспортирующей фирмы и ценой товара, по которой он экспортируется. В экономике, такой сбор именуется величина демпинговых «ножниц - цен».

Основными видами демпинга в развитых странах являются следующие:

ценовой демпинг - это разница между ценой, по которой товар реализуется на внешнем рынке и ценой, по которой товар реализуется на рынке компании - экспортера.

стоимостный демпинг - реализация товара на внешнем рынке по цене, которая ниже его себестоимости.

Практика международной торговли показывает, что демпинг способен принимать и иные формы:

спорадический демпинг - он заметен в ситуации, когда товар реализуется на внешнем рынке по сниженным ценам эпизодически, по причине того, что внутренний рынок имеет меньшую емкость относительно произведенных товаров, иначе, чтобы не создавалась ситуация перепроизводства производителем, встает выбор: либо сократить объемы производства, либо реализовывать товар по «бросовым» ценам на внешнем рынке.

преднамеренный демпинг создается умышленно, и преследуют цель - устранить конкурентов и стать монополистом.

постоянный демпинг - регулярная реализация товаров по цене, которая ниже их номинальной или реальной стоимости.

обратный демпинг - это ситуация, когда реализация товара по сниженным ценам на внешнем рынке, приводит к увеличению их стоимости на внутреннем рынке.

взаимный демпинг - это своего рода партнерские отношения между странами, когда они реализуют идентичные товары на рынках друг друга по бросовым ценам.

Следует отметить, что последние две разновидности распространены крайне редко.


2. Международные антидемпинговые меры


Изначальной целью применения антидемпинговых мер в международной торговле является противодействие недобросовестной конкуренции. Закон РФ «О защите конкуренции» дает следующее понятие недобросовестной конкуренции: «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» (статья 4). Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.

Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

На борьбу с демпинговым импортом в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего нацелено применение антидемпинговых мер, под которыми понимаются мероприятия по ограничению демпингового импорта товара, осуществляемые исполнительной властью, посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятию ценовых обязательств. Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций выступает в качестве эффективной формы государственного регулирования международной торговли. В то же время сегодня и предприятия все чаще стали прибегать к доступным им способам защиты своих интересов -инициировать антидемпинговые расследования, результатом которых, как правило, для производителей - импортеров становится ограничение экспортных квот, применение огромных штрафных санкций или выдворение товаров с рынка.

В соответствии с международными правилами антидемпинговые меры могут быть применены в случае наличия доказательств импорта какого-либо товара по демпинговым ценам и того обстоятельства, что это причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики. Для целей применения антидемпинговых (как, впрочем, и компенсационных) расследований большую роль играет наличие «рыночного статуса» или признание в стране, проводящей расследование, факта, что экономика страны, против товаров которой проводится расследование, является рыночной.

Одной из разновидностей антидемпинговых мер является введение антидемпинговой пошлины.

Механизм воздействия антидемпинговой пошлины предусматривает обложение импортных товаров в целях повышения цен. Размер ставки антидемпинговой пошлины должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая антидемпинговую и обычные таможенные пошлины, взимаемые при импорте, была на уровне или выше цены аналогичного национального товара и/или была достаточной для устранения нанесенного или возможного ущерба национальной отрасли промышленности импортирующей страны. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами. Антидемпинговая пошлина должна устанавливаться в размере, не превышающем демпинговую маржу по данному товару, при этом под демпинговой маржей понимается разница между нормальной внутренней ценой в экспортирующей стране и экспортной ценой товара, вывозимого в другую страну по демпинговой цене. Разновидностью антидемпинговых мер является предварительная антидемпинговая пошлина. По итогам антидемпингового расследования могут быть введены временные (предварительные), а затем (по его итогам) установлены окончательные антидемпинговые пошлины. Однако подобные протекционистские меры, как правило, ведут к вытеснению с рынка иностранных предпринимателей. Такому негативному повороту событий есть альтернатива - принятие в ходе антидемпингового процесса особых обязательств (англ. undertakings - обязательства) (рис. 1).



В РФ на нормативном уровне, а именно в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» закреплена следующая схема: «Расследование может быть приостановлено или прекращено органом, проводящим расследования, без введения предварительной антидемпинговой пошлины или окончательной антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара, являющегося объектом расследования, обязательств в письменной форме, добровольно принятых экспортером, о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации по ценам ниже нормальной стоимости данного товара, если в результате анализа этих обязательств орган, проводящий расследования, приходит к заключению, что принятие этих обязательств устранит неблагоприятные последствия демпингового импорта, и если Правительством Российской Федерации будет принято решение об одобрении этих обязательств» (статья 15). Содержание подобных норм свидетельствует о том, что односторонность антидемпингового обязательства весьма относительна: в ответ на принятие обязательств уполномоченный государственный орган не должен совершать определенные действия - устанавливать антидемпинговые пошлины.

Антидемпинговые обязательства принципиально отличаются от антидемпинговых пошлин. Первые берет на себя иностранный экспортер демпингового товара, вторые уплачиваются местным импортером. Одним из отличий антидемпинговых обязательств от окончательных антидемпинговых пошлин является то, что обязательства могут быть приняты практически в любое время после инициирования антидемпингового расследования. Как правило, по итогам антидемпингового расследования (предварительным или окончательным) принимаются два вида антидемпинговых обязательств:

а) добровольное обязательство об отказе от демпинговых цен - имеет целью немедленное прекращение негативного воздействия демпингового импорта, наносящего ущерб определенной отрасли экономики государства-импортера;

б) добровольное обязательство о сокращении объема демпингового импорта - его задача состоит в сдерживании такого эффекта.

Оба эти вида обязательств закреплены в п. 1 ст. 8 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле.

По силе воздействия антидемпинговое обязательство практически равнозначно пошлинам, но в отличие от последних выполняет только регулирующую функцию и не является напрямую источником дохода соответствующего бюджета.

Следует отметить, что кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин и принятия ценовых обязательств по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные («предформальные») методы. Это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых мер (они, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового). Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о «добровольном» ограничении экспорта .

Таким образом, рассмотрев отдельные виды антидемпинговых мер, можно утверждать, что формально эти меры созданы для сохранения и поддержания справедливых конкурентных условий в международной торговле. Однако мировой опыт показывает, что в течение последних десятилетий участились случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет.

Либерализация в сфере тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты - меры защиты внутреннего рынка. На протяжении всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка страны - члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка в праве ВТО

Первым документом ВТО, который включил в себя нормы, регулирующие меры защиты внутреннего рынка, было ГАТТ 1947 года (статья VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины»), закрепившее определение демпинга и установившее условия, позволяющие государствам - членам ГАТТ взимать антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В литературе существует мнение, что при всем важном историческом значении впервые сформулированных на многостороннем уровне правил обращения к антидемпинговым мерам статье VI ГАТТ присущи нечеткие положения, позволяющие странам относительно свободно ее толковать, обходить и продолжать использование антидемпинговых пошлин не только по прямому назначению, но и сугубо в протекционистских целях . Отмечается, что к 1960-м годам формальное применение статьи XIX и процесса нового согласования стало сходить на нет. Крупные проблемы, такие как импорт тканей и одежды, решались путем заключения добровольных соглашений об ограничении экспорта .

Для преодоления разногласий в толковании и применении ст. VI ГАТТ неоднократно приходилось составлять дополняющие ее документы в форме договоренностей об общих правилах толкования и применения, получившие неофициальное название «Антидемпинговые кодексы». Третий Антидемпинговый кодекс появился в итоге переговоров «Уругвайский раунд» (1987-1993 гг.) в форме специального соглашения, наиболее полно регулирующего все проблемы, связанные с применением ст. VI ГАТТ.

Официально названный новый документ «Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г.» дополняет и конкретизирует положения указанной статьи ГАТТ и последующих договоренностей. Это позволяет говорить о достигнутом более высоком уровне современного многостороннего регулирования и применения антидемпинговых мер, базирующихся на совокупности значительно возросших прав и обязанностей участников ВТО в случае возникновения подозрений в демпинге, возбуждения соответствующих обвинений и применения антидемпинговых мер .

Соглашение состоит из трех разделов, устанавливающих:

* основы механизма антидемпингового регулирования;

* необходимые органы и процедуры;

* некоторые уточнения принципиального характера.

Документ содержит 18 статей, где детальнейшим образом прописаны правила борьбы с демпингом и злоупотреблениями в этой борьбе. К Соглашению относятся и два решения о направлениях дальнейшего совершенствования антидемпингового регулирования в рамках ВТО.

Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка по законодательству ЕС

На сегодняшний день основным актом ЕС в области антидемпингового регулирования является Регламент ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» (Базовый антидемпинговый регламент). ЕС дополняет условия применения антидемпинговых мер ВТО своими положениями, используя Соглашение о применении статьи VI ГАТТ 1994 г. как институциональные рамки. Оно, в частности, содержит два дополнительных, более либеральных положения, которые применяются не всеми членами ВТО. Этими положениями, направленными на установление сбалансированного применения антидемпинговых правил, являются «проверка интересов ЕС» и «правило меньшей пошлины».

В общем виде правило меньшей пошлины (Lesser duty rule) содержится в Соглашении по применению статьи VI ГАТТ-1994 ВТО (статья 9.1), а также в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам ВТО (статья 19.2). Оно предусматривает положение, согласно которому на продаваемый по демпинговым ценам или субсидируемый импортный товар вводится пошлина меньшего размера (чем тот, который можно было бы определить, исходя из установленного ущерба), если она достаточна для компенсации понесенных в результате демпинга или субсидирования потерь. В результате антидемпинговые пошлины могут быть определены на уровне меньшем, чем установленная демпинговая разница.

В отличие от принятого ВТО Антидемпингового кодекса, в ЕС обязательна проверка каждого возможного антидемпингового расследования на предмет его соответствия интересам ЕС в целом. ЕС считает, что меры искажают действие рыночных механизмов и могут принести европейским компаниям больше вреда при использовании другими странами, чем пользы.

Еще одним положением, отличающим антидемпинговое законодательство ЕС от Соглашения о применении статьи VI ГАТТ 1994 г., является разделение стран на рыночные и нерыночные. Статья VI ГАТТ дает формальную возможность для проведения такого различия. Выделение отдельной категории стран с нерыночной экономикой было проведено в Сообщество времена «холодной войны» и по инерции сохраняется по сей день, являясь уже скорее средством дискриминации в международной торговле, нежели средством ее защиты (кстати, до 1 июля 1998 г. в этом списке находились также Россия и Китай. Лишь в ходе прошедшего в мае 2002 г. саммита «Россия - Европейский союз» на высшем уровне была достигнута договоренность о предоставлении РФ рыночного статуса для целей антидемпинговых процедур).

Законодательство ЕС устанавливает некоторые более жестокие правила применения антидемпинговых мер и сроки проведения отдельных этапов антидемпингового процесса.


3. Российское законодательство в части антидемпинговых мер защиты внутреннего рынка и тенденции развития мер защиты внутреннего рынка в рамках Таможенного союза


В России также сформирована система законодательства по реализации антидемпинговых мер, аналогичная законодательству стран - участниц ВТО. В настоящее время вопросы, связанные с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». До недавнего времени данный закон был основным нормативно- правовым актом в рассматриваемой сфере регулирования. Однако, в свете того, что РФ с

года является членом Таможенного союза (наряду с Белоруссией и Казахстаном), в рамках него был разработан свой нормативный блок, направленный на регулирование этого вопроса.

В частности, с 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран от 25 января г. (далее - Соглашение 2008 года), положения которого устанавливают возможности и механизмы применения единых мер защиты внутреннего рынка на территории Таможенного союза (далее - ТС). Это соглашение (с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 года) продублировало основные положения Закона 2003 г. и в настоящее время является базовым документом, регулирующим правоотношения в области применения обусловленных защитных мер на территории ТС.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о наличии двух уровней нормативного регулирования мер защиты: наднациональном (законодательство ТС) и внутреннем регулировании (законодательство РФ). Более того, вопрос правового регулирования защитных мер еще больше усложняется в свете вступления России в ВТО. В связи с этим можно условно выделить и третий уровень - это правовой пакет ВТО (включающий в том числе и Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 года, по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам). Ключевой становится проблема соотнесения всех трех уровней не только нормативного регулирования, но и практики применения защитных мер.

Напомним, что Белоруссия и Казахстан в настоящее время участниками ВТО не являются. Соответственно обязательства по выполнению основных соглашений ВТО, принятые Россией, на эти страны не распространяются. В итоге нельзя не согласиться с тем, что «государство ведет одновременно на двух площадках переговоры по одному и тому же вопросу - торговая политика и обязательства, связанные с ее проведением» . Как связано законодательство ТС и правовой пакет ВТО?

Президент РФ 20 октября 2011 года подписал Федеральный закон от 19.10.2011 г. «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» . Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (далее - Договор) был подписан 19 мая 2011 г. и требовал ратификации. Договор призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. Договором, который вступает в силу с даты присоединения России к ВТО, установлен приоритет положений ВТО над соответствующими положениями и решениями ТС. Это означает, что положения ВТО становятся обязательными, в том числе для остальных членов ТС, не вступивших в ВТО. Отступление от положений ВТО для страны - члена ТС, не являющейся членом ВТО, возможно лишь в определенных случаях. Таким образом, несмотря на то, что базовые принципы ВТО уже заложены в международные договоренности, связанные с функционированием Таможенного союза, в случае коллизий для России приоритет будут иметь нормы ВТО.

Вторым вопросом в части регулирования мер защиты является соотношение законодательства и процедур расследования в ТС и РФ.

Фактически Соглашение 2008 года (наряду с другими документами, регулирующими вопросы применения мер защиты) призвано заменить собой Закон 2003 г. В частности, с 18 октября 2011 года специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования на единой таможенной территории ТС проводятся единым органом - Департаментом по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза. Необходимо отметить, что до этого времени проводить расследования на переходный период было поручено уполномоченным органам государств - членов ТС (в России - это Министерство промышленности и торговли). Следует отметить, что Соглашение 2008 года на сегодняшний день пока не действует в полной мере, в связи с чем рамках ТС принято также Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» от 19 ноября 2010 года (Соглашение переходного периода).

Таким образом, в целом нормативно- правовая база, разработанная в рамках ТС, представляет собой детально отрегулированный механизм мер защиты внутреннего рынка, эффективность которого мы сможем реально оценить только после того, как Соглашение 2008 года будет действовать в полной мере.

С другой стороны, к нашей и так многоуровневой системе законодательства, когда к национальному законодательству прибавляется еще огромный массив правил ведения внешней торговли и других видов деятельности, связанных с внешней торговлей, который регулируется ВТО, мы получили еще и наднациональную надстройку в виде международных соглашений и решений органов ТС. В итоге процедура расследований в рамках защитных мер, и так непростая, будет еще осложнена тем, что потребуется представлять статистические данные для введения таких мер уже по всем трем экономикам. Однако это также означает, что мы выходим из правовой неопределенности, будут работать четкие правила: как, в каком порядке, по какой процедуре, у кого нужно требовать защиты того или иного производства.


4. Примеры демпинга в России

демпинг таможенный союз туризм

Демпинг в туризме

Клиенты, как правило, рассматривают предложения в рамках «своей» ценовой категории. Стоимость турпакета в большой степени зависит от перелета, а стоимость перелета - от его длительности. Поэтому можно выделить три группы направлений с разной длительностью перелета. В первую, с относительно коротким перелетом (до 5 часов), войдет Египет, Иордания, Израиль, ОАЭ. Во вторую - с перелетом 7-10 часов - Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Вьетнам, Сейшелы, Мальдивы. Третья группа - направления с перелетом более 10 часов, это Доминикана, Куба, Мексика, Бали.

В 2011 году произошло то, что в сегменте каждой группы по какому-либо из направлений непременно был переизбыток перевозки, следовательно - демпинг. И это привело к оттоку туристов на наиболее доступное направление внутри группы. Например, из-за демпинга на египетском рынке Иордания, показывающая целый год стабильный рост, «просела» в декабре. В Иорданию едут те, кого интересует не только море, но и экскурсии. Но и для этих клиентов низкая стоимость предложений по Египту - $400-600 за пакет против иорданских $1000 - стала решающим факторам выбора направления. В результате Иордания недополучила существенную часть турпотока.

В сезоне 2011/2012 уже вроде бы привычный для относительно близких стран демпинг принял катастрофические масштабы и перекинулся на дальние направления. Большое количество бортов на Гоа и Пхукет из разных регионов России поставило в сложное положение операторов по Шри-Ланке, Мальдивам и Китаю. Переизбыток рейсов на Доминикану оттянул часть клиентов от других направлений группы - Кубы, Мексики, США (Майями). А пакеты стоимостью более 2000 долларов продавались с большим трудом - все привыкли к низким доминиканским ценам. В результате не заработал никто - ни те, кто демпинговал, ни те, кто потерял «своих» клиентов.

Демпинг в строительстве

Когда Заказчик (Инвестор) объекта строительства в Москве начинает выбор подрядчика, то, в ряде случаев, особенно у неопытных Заказчиков (Инвесторов) побеждает компания, давшая наименьшую цену. За счет чего получается более низкая цена? 1. Часть работ не учитывается в предложении, а потом в контракте. 2. Часть материалов не учитывается там же. 3. В предложении (и контракте) включена стоимость более низкого оборудования и материалов, по сравнению с проектным решением. Результат: заключение контракта. С последующим выставлением счета за дополнительные работы. С попытками пересогласовать замену оборудования у Проектировщика. Или на свое усмотрение поставить несогласованное оборудование. В половине случаев проходит, в половине - оказывается настоящим демпингом (исходя из его определения). Такие организации ведут помногу объектов одновременно. А Заказчики, когда понимают, в чем дело, уже не могут ничего сделать: часть контракта оплачена, люди приступили к работам, или даже сделали довольно значительную часть работ.

В этом примере демпинг отрицательно сказался именно на потребителе.

Демпинг в системе грузоперевозок

На примере одной из компаний, осуществляющих перевозку грузов.

Вход в новый регион вначале всегда убыточен. Необходимо иметь определенную частоту подхода транспортных средств, чтобы поддержать имидж быстрого перевозчика. Чтобы иметь возможность отправлять ТС с необходимой частотой нужно иметь клиентов для заполнения ТС грузом. Чтобы иметь клиентов, надо иметь имя в регионе и скорость. Круг замкнулся. Вход в Красноярск был уникален в том, что рынок был: а) занят перевозчиками, имеющими хорошую скорость и очень приемлемое качество услуг б) очень низок, то есть цены конкурентов были слишком низки для того, чтобы компании в принципе было интересно по ним работать, имеющиеся на рынке две крупных транспортных компании активно боролись за рынок путем постоянного снижения цен и работе с низкой рентабельностью. Нужно было: а) схватить хорошую долю и быстро б)поднять ценовую планку городских цен на приемлемый уровень для обеспечения плановой рентабельности. Работая в условиях ограниченных ресурсов необходимо оптимизировать их использование, нельзя отправлять вагоны на рынок с низкой рентабельностью, в то время как высокие рынки не полностью заняты. Особенность ранка транспортных услуг: высокая вовлеченность потребителя в конечный результат. Было принято простое решение - ОЧЕНЬ сильный демпинг вкупе с ОЧЕНЬ сильной рекламой. Плюс выход в город в низкий сезон, когда и так у ТС загрузка не полная. Результат: через 7 мес. владельцы двух других транспортных компаний, имеющий серьезные обороты пришли с просьбой о ПОДНЯТИИ цен до приемлемого этой компании уровня. И условия ценообразования и скидок уже диктовала именно она.

Данный пример является положительным для компании снизившей начальную цену. Она достигла нужных результатов и вышла на хороший уровень.


Заключение


В торговых отношениях между отдельными государствами есть традиционные виды товаров, по которым конкурентоспособная борьба между государственными производителями и иностранными экспортерами ведется довольно остро, и государство оказывает функциональную помощь национальным бизнесменам, устанавливая на пути импорта конкретных товаров преграды в виде антидемпинговых пошлин. Например, во внешней торговле США и Японии среди таковых товаров, в отношении торговли которыми государство исполняет неизменное функциональное вмешательство, включая принятие антидемпинговых мер, разрешено назвать продукцию сталелитейной индустрии, компьютерную технику, автомобили, сельскохозяйственные товары. В торговле между ЕС и Японией таковыми товарами являются автомобили, аудио- и видеокассеты, продукция электронной индустрии. В торговле между ЕС и США - сельскохозяйственные продукты и продукция сталелитейной промышленности. Большой резонанс вызвало возбуждение в США расследования и принятие антидемпинговых пошлин в отношении экспорта продукции сталелитейной индустрии из 19 государств в 1992 году.

Практика внедрения антидемпинговых мер в интернациональной торговле указывает, что в настоящее время правовое регулирование экспорта и импорта, промышленно развитых капиталистических стран исполняется в рамках правил, сделанных на базе ГАТТ. Введение таможенных пошлин в нарушение положений ГАТТ, в том числе и антидемпинговых пошлин, служит базой для начала переговоров между заинтересованными государствами и с участием ВТО, целью которых является возобновление равновесия в международных торговых отношениях.


Список использованной литературы


1.Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 162, 27.07.2006.

2.Большой Юридический Словарь - #"justify">.Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999. С. 22.

4.Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) - . wto.ru

Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 253, 17.12.2003.

Попов Е., Попова Е. Враждебен ли иностранный рынок? (Антидемпинг в России, США и ЕС) // Закон. 2003. № 4. С. 105-107.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле. // Закон и бизнес. СПб., 1994. С. 17-19.

Анжелика Сальви Дель Перо, Джорджо Барба Наваретти. Субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины: правила ВТО и экономический анализ// Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. М., 2006. С. 372.

Григорян С.А. Соглашение о применении статьи 6 ГАТТ// Государство и право. 2000. № 3. С. 107.

Регламент Европейского совета ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» // СПС «Гарант».

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» // Таможенный вестник. № 11. 2010.

Баландина Г.В. Таможенный союз и перспективы интеграции // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 8. C. 4.

Федеральный закон от 19.10.2011 г. № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»// Российская газета. № 237. 21.10.2011.

Соглашение от 19.11.2010 г. «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» //Бюллетень международных договоров. 2011. № 6.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Борьба с демпингом в государственных закупках появилась относительно недавно, и, как показывает действующая практика, далеко не все участники контрактной схемы знают о том, как применять отдельные положения определенных правовых норм. В частности, многие предприниматели не знают о том, что представляет собой антидемпинговая мера, как ее используют и по каким причинам.

Что это такое?

Демпинг в экономической теории представляет собой реализацию товаров по слишком низким ценам, которые были занижены искусственно. Антидемпинговая мера может применяться в том случае, если указанная стоимость значительно ниже рыночной, но при этом не имеет никакого В некоторых ситуациях такие занижения достигают того, что ниже себестоимости определенной услуги или товара.

В государственных тендерах антидемпинговая мера может использоваться в том случае, если поставщик хочет войти в рынок закупок для нужд страны и вытеснить конкурентов нечестными способами. В частности, ее применяют в том случае, если при заключении с поставщиком контракта он слишком сильно занижает цену, принимая участие в тендере.

Проблема демпинга значительно распространилась во время проведения открытых тендеров в электронном формате. Поставщики со всех регионов России получили возможность принимать участие в торгах, вследствие чего начали предлагать цены ниже рыночных. Иногда случались и такие ситуации, когда участниками НМЦ понижалась до нуля, а потом уже проводился тендер на повышение цены.

Зачем они нужны?

Антидемпинговая мера используется по той причине, что последствия искусственного занижения цены могут быть достаточно серьезными, а именно:

  • Обязательства по составленным контрактам в конечном итоге не исполняются. Достаточно часто случается так, что после необоснованного снижения НМЦ и составления контракта поставщики начинали понимать, что у них нет возможности обеспечить оказание услуг или поставку товаров по изначально предложенной стоимости.
  • Выполнение каких-либо работ, поставка товара или оказание услуг не соответствует заявленному качеству. В первую очередь это относится к торгам на поставку различных продуктов питания, после чего победители конкурса начали поставлять просроченный или некачественный товар с единственной целью - уложиться в предложенную стоимость.
  • Контракт расторгается в судебном порядке.
  • Приходится тратить время на проведение повторного тендера.

Введение реформы действующего законодательства в сфере муниципальных и государственных тендеров призвано решить данную проблему. В частности, были внедрены антидемпинговые меры по 44-ФЗ, которые используются при проведении различных конкурсов и аукционов. Данная норма закреплена в 37-й статье действующего закона о Антидемпинговые меры по 44-ФЗ не могут использоваться при проведении закупок какими-либо другими способами, и в таком случае у поставщиков есть право написать жалобу на такие действия со стороны заказчика.

Какими они бывают?

Если НМЦ контракта составляет менее 15 млн рублей, но при этому участник торгов предлагает стоимость, которая ниже заявленной более чем на 25%, то в таком случае он должен оформить обеспечение исполнения данного контракта, которое должно в полтора раза превышать размер, обозначенный в документации, или же предъявить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить его добросовестность.

Если же НМЦ превышает эту сумму, а участник предлагает стоимость более чем на 25% ниже заявленной, то, как гласит федеральный закон 44-ФЗ, в таком случае никаких сведений о его добросовестности не требуется, и ему придется в любом случае предоставить обеспечение.

Что это за сведения?

Достаточно часто участники торгов не могут предоставить обеспечение, в связи с чем по закону предусматривается возможность подтверждения добросовестности. К таким сведениям может относиться различная информация, которую включает в себя реестр составленных контрактов, а также подтверждающая, что эта компания исполняет взятые обязательства по договорам. В частности, федеральный закон 44-ФЗ предусматривает возможность предоставления следующих сведений:

  • На протяжении года до момента подачи заявки на участие в тендере компания выполнила три или большее количество контрактов, и при этом все они исполнялись без применения каких-либо неустоек по отношению к участнику.
  • Если поставщик не принимал до этого участия в муниципальных или государственных закупках на протяжении года до момента подачи заявки, он может предоставить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить исполнение им обязательств по четырем или большему количеству контрактов на протяжении двух лет, но при этом более 75% из них должны исполняться без применения к нему пеней и штрафов.
  • На протяжении трех лет до момента подачи заявки поставщик исполнил три или больше контрактов, и при этом к нему не применялись никакие штрафы или пени.

Единственное, что стоит отметить - в подобных ситуациях стоимость каждого из контрактов должна составлять как минимум 20% от той, по которой поставщик предлагает заключить договор. К примеру, если договор будет заключаться по цене 100 миллионов рублей, то в таком случае участником должны быть предоставлены сведения о том, что за предыдущий период он исполнил определенное количество контрактов, и как минимум один из них имел стоимость не менее 20 миллионов.

Но, как говорилось выше, если НМЦ составляет более 15 миллионов рублей, и при этом участник предлагает стоимость заключения контракта на 25% ниже заявленной, у него пропадает возможность использовать альтернативу в виде подтверждения своей добросовестности какими-либо сведениями, и в любом случае нужно будет предоставить повышенное обеспечение исполнения своих обязательств.

Как предоставлять эту информацию?

Комиссия, занимающаяся закупками, может отклонить любую заявку, если полученная информация будет признана недействительной. Решение об отклонении любых заявок обязательно фиксируется в протоколе с указанием конкретных причин, после чего информация доводится до участника закупки, направившего эту заявку, на протяжении максимум одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Если же участник при составлении конкурсной заявки не указывал никакой информации, которая могла бы подтвердить его добросовестность, то в таком случае составление контракта с ним осуществляется только после предоставленного обеспечения. Сегодня такие антидемпинговые меры в Таможенном союзе используются практически в любых вариантах закупок.

Многие заказчики не знают о том, нужно ли предварительно в аукционной документации прописывать, что если поставщик хочет снизить стоимость контракта более чем на 25%, на него возлагается обязанность о предоставлении обоснования такой цены. На самом деле на поставщика данная обязанность возлагается в любом случае в соответствии с действующим законодательством, и если заказчик даже не указывал соответствующие требования в конкурсной документации, за ним остается право требовать обоснование и расчет указанной стоимости. Также он может потребовать нужные документы или отклонить заявку какого-нибудь участника в случае их отсутствия. Но в любом случае, чтобы исключить какие-либо споры, лучше всего предусмотреть все заранее и указать в документации условие и случаи предоставления обоснований.

Конкурс

Если компания собирается принять участие в конкурсе, то в таком случае она должна предоставить всю соответствующую информацию в процессе составления заявки. На практике это выглядит так, что поставщик после ознакомления со всей и расчета того, что может предложить стоимость ниже стартовой, к примеру, на 30%, должен в составе конкурсной заявки предоставить определенный пакет документов, которые могли бы подтвердить его добросовестность в соответствии со списком, утвержденным после того, как было произведено введение антидемпинговых мер.

Получая заявку, заказчик должен проверить достоверность информации о добросовестности участника через реестр контрактов, то есть посмотреть:

  • факт наличия тех или иных контрактов;
  • соответствие стоимости указанному значению;
  • отсутствие каких-либо пеней, штрафов и прочих неустоек, присвоенных по причине ненадлежащего исполнения обязательств по составленному контракту.

Аукцион

В случае участия в аукционе компания должна предоставить данные, подтверждающие ее добросовестность, в процессе направления заказчику на подписание проекта контракта.

Применение специальных защитных антидемпинговых мер предусматривает предоставление со стороны участника, с которым заключается договор, до момента его заключения. Если поставщик не выполняет данное требование, его записывают как уклонившегося от составления договора, после чего уклонение оформляется официальным протоколом, размещенном в единой информационной системе.

При этом стоит отметить, что если информация, предоставленная участником, комиссией признается недостоверной, то в таком случае с ним не могут заключить контракт, а сам он, опять же, признается уклонившимся от составления договора. В такой ситуации решение, заключенное комиссией по проведению торгов, также должно быть обязательно оформлено соответствующим протоколом, размещенным в единой информационной системе и доведенным до сведения каждого участника на протяжении одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Особенности применения

В соответствии со ст. 37, антидемпинговые меры применяются в особом порядке в процессе проведения специальных закупок. В частности, к ним относится организация различных конкурсов, в которых набирают исполнителей для проведения опытно-конструкторских, технологических или научно-исследовательских работ, а также на предоставление различных консультаций.

При проведении таких торгов у заказчика есть право указать в конкурсной документации различные значения критериев оценки заявок, если участник хочет подать заявку со стоимостью, которая ниже заявленной до 25%.

Если же предложение о стоимости ниже НМЦ контракта более чем на 25%, то в таком случае применение антидемпинговых мер осуществляется следующим образом: величина значимости данного критерия устанавливается равной 10% от общей суммы значимости всех указанных критериев оценки.

Если в качестве основного предмета контракта, для заключения которого осуществляется проведение конкурса или аукциона, является поставка каких-либо товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, то в таком случае участник, предлагающий стоимость контракта более чем на 25% ниже изначальной, должен предоставить заказчику обоснование такой цены. Антидемпинговые и компенсационные меры в данном случае помогают значительно улучшить качество исполнения своих обязанностей участниками, «фильтруют» недобросовестных исполнителей, так как для подачи такой заявки нужно предоставить:

  • от производителя, в котором будет указана точная стоимость и количество поставляемой продукции;
  • документы, которые подтверждают, что участник закупки имеет в наличии указанный товар;
  • прочие документы и расчеты, которые могли бы служить в качестве подтверждения возможности участника закупки обеспечить поставку товаров по предложенной цене.

Особенности видов торгов

Принимая участие в конкурсе, претендент должен предоставить в составе своей заявки обоснование на участие в нем.

Если закупочная комиссия в процессе проведения оценки заявки признает, что наличие этого документа является необходимым, но его не предоставили, заявка может быть отклонена. Решение комиссии в данном случае стандартно должно фиксироваться в протоколе оценки и рассмотрения заявок на участие в торгах или рассмотрения единственной заявки.

При проведении аукциона предоставляется гарантийное письмо или пакет документов, который подтверждает наличие определенного товара. Вся эта документация должна быть предоставлена заказчику в процессе направления уже подписанного проекта контракта. Если участник не исполняет данные требования, то есть не направляет нужный пакет бумаг, то в таком случае антидемпинговые меры применяются к нему в соответствии с законом 44-ФЗ. Его при этом признают уклонившимся от составления контракта.

Пример из практики

Победитель конкурса уклоняется от составления контракта, вследствие чего заказчик предложил его заключить тому участнику, заявка которого получила второе место, и он согласился, но предложенная им стоимость была на 25% ниже в сравнении с начальной. Таким образом, к этому участнику должны быть применены соответствующие меры, а именно: он должен оформить повышенное обеспечение или предоставить информацию, которая могла бы подтвердить его добросовестность.

Указанные требования участник не выполнил, вследствие чего антимонопольный орган включил компанию в реестр недобросовестных поставщиков.

После обращения в арбитражный суд решение антимонопольного органа было неизменным. Если участник, занявший в конкурсе второе место, согласился на заключение контракта, его считают победителем, но если он не исполняет требования 37-й статьи соответствующего закона, такого победителя признают уклонившимся от заключения контракта.

Когда их могут не применять?

Начиная с июня 2014 года, в соответствии с действующим законодательством существует несколько ситуаций, при которых специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры могут не применяться. Это происходит в таких случаях, когда:

  • Ведется закупка лекарственных препаратов, включенных в заранее утвержденный правительством РФ перечень важнейших и жизненно необходимых препаратов.
  • Участник закупки, с которым осуществляется заключение контракта, предлагает стоимость всех приобретаемых лекарственных препаратов, снижая ее более чем на 25% в сравнении с их зарегистрированной предельной отпускной ценой, установленной в соответствии с действующим законодательством, связанным с обращением лекарственных средств.

Таким образом, соглашение по антидемпинговым мерам может предусматривать их снятие с участника, если он выполняет указанные выше требования.

Результатом широкомасштабных экономических и политических реформ, приведших к кардинальному изменению места Российской Федерации в современных международных экономических отношениях, курса на последовательную интеграцию российской экономики в систему мирохозяйственных связей и попытки вступления Российской Федерации в ВТО стало формирование в Российской Федерации законодательства, регламентирующего порядок применения защитных мер во внешней торговле и соответствующего принятым в мировой практике стандартам и правилам внешнеторгового регулирования.

Основы такого законодательства были заложены еще в 1993 году принятием Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", в котором была закреплена система так называемых защитных пошлин, включающая в себя сезонные пошлины и особые виды пошлин - антидемпинговые, компенсационные и специальные.

Своей целью данный закон имеет определение порядка применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот (ст.1)

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п.1 ст.3). В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации (п.2 ст.3).

В качестве антидемпинговых мер в России был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О Специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Как говорит статья 11 настоящего Закона, антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Встаёт вопрос об определении факта демпинга при импорте товаров. Данный вопрос разрешает статья 12 настоящего Закона. "Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар" (п.1 ст.12).

"В случае отсутствия сделок купли-продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, либо в случае, если в силу низкого объема продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли или в силу особой ситуации на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, невозможно провести надлежащее сопоставление экспортной цены данного товара с ценой аналогичного товара, экспортная цена данного товара сопоставляется или со сравнимой ценой аналогичного товара, экспортируемого из указанного иностранного государства в третью страну, при условии, что цена аналогичного товара является репрезентативной, или с издержками производства данного товара в стране его происхождения с учетом необходимых административных, торговых и общих издержек, а также прибыли. Объем продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, рассматривается как достаточный для определения нормальной стоимости товара, если этот объем составляет не менее чем пять процентов общего объема экспорта товара, являющегося предметом демпингового импорта, на таможенную территорию Российской Федерации из указанного иностранного государства. Более низкий объем продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли считается приемлемым для определения нормальной стоимости товара, если имеются доказательства того, что такой объем является достаточным для обеспечения надлежащего сопоставления экспортной цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, с ценой аналогичного товара при обычном ходе торговли" (п.2 ст.12). Также указывается, что продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, или из указанного иностранного государства в третью страну по ценам ниже издержек производства (постоянных или переменных) на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек может рассматриваться как не соответствующая обычному ходу торговли и не учитываться при определении нормальной стоимости товара только в том случае, если орган, проводящий расследования, установит, что такая продажа аналогичного товара осуществляется в течение не менее шести месяцев в значительном объеме и по ценам, которые не обеспечивают возмещение всех издержек в этот период. В случае, если цена аналогичного товара, которая в момент его продажи ниже издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек, превышает средневзвешенные издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек в период, охватываемый расследованием, такая цена рассматривается как обеспечивающая возмещение всех издержек в течение не менее шести месяцев.

Продажа аналогичного товара по ценам ниже издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек считается осуществляемой в значительном объеме в случае, если орган, проводящий расследования, устанавливает, что средневзвешенная цена аналогичного товара по сделкам, учитываемым при определении нормальной стоимости товара, ниже средневзвешенных издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек и объем продажи по ценам ниже таких издержек на единицу товара составляет не менее чем двадцать процентов объема продажи по сделкам, учитываемым при определении нормальной стоимости товара.

Издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек рассчитываются на основе учетных документов иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося объектом расследования, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности в соответствующем иностранном государстве и отражают издержки, связанные с производством и продажей товара. Орган, проводящий расследования, учитывает все имеющиеся в его распоряжении доказательства правильности распределения издержек производства, административных, торговых и общих издержек при условии, что такое распределение издержек обычно практикуется иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования, в частности в отношении установления соответствующего периода амортизации, отчислений на капиталовложения и покрытие других расходов на развитие производства. При распределении издержек производства, административных, торговых и общих издержек в соответствии с настоящим абзацем такие издержки корректируются с учетом непериодических расходов, предназначенных для развития производства, или обстоятельств, при которых на издержки в период, охватываемый расследованием, оказывают воздействие операции, осуществляемые в период организации производства. Указанная корректировка издержек производства, административных, торговых и общих издержек в связи с воздействием на них операций, осуществляемых в период организации производства, должна отражать издержки в конце периода организации производства или, если этот период выходит за пределы периода, охватываемого расследованием, самые последние издержки, которые при наличии необходимых обоснований орган, проводящий расследования, учитывает в ходе расследования.

Суммарные количественные показатели административных, торговых и общих издержек, а также прибыли определяются на основе фактических данных о производстве и продаже аналогичного товара при обычном ходе торговли, представляемых иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования. Если такие суммарные количественные показатели нельзя определить указанным образом, они могут быть определены на основе:

  • 1) фактических сумм, полученных и израсходованных иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования, в связи с производством и продажей той же категории товара на рынке страны происхождения товара, являющегося объектом расследования;
  • 2) средневзвешенных фактических сумм, полученных и израсходованных в связи с производством и продажей аналогичного товара на рынке страны происхождения товара, являющегося объектом расследования, другими иностранными экспортерами или иностранными производителями данного товара;
  • 3) иного метода при условии, что установленная таким методом сумма прибыли не превышает прибыль, обычно получаемую другими иностранными экспортерами или иностранными производителями той же категории товара при его продаже на рынке страны происхождения.

В случае демпингового импорта из страны, в которой цены на рынке регулируются непосредственно государством или существует государственная монополия внешней торговли, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены или рассчитанной стоимости аналогичного товара в подходящей третьей стране (сравнимой для целей расследования с первой страной) либо цены аналогичного товара при его поставках из такой третьей страны в другие страны, в том числе в Российскую Федерацию. В случае, если определение нормальной стоимости товара в соответствии с положениями настоящей части не представляется возможным, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за аналогичный товар в Российской Федерации и скорректированной с учетом прибыли.

Для целей настоящей части при определении нормальной стоимости товара страна может рассматриваться в качестве страны, в которой цены на рынке регулируются непосредственно государством или существует государственная монополия внешней торговли, в частности на основе следующих критериев:

степень конвертируемости валюты иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, на международных валютных рынках;

степень вмешательства государства при принятии иностранными экспортерами или иностранными производителями товара, являющегося объектом расследования, решений об установлении цен аналогичного товара, об определении издержек производства, о выпуске продукции, о приобретении сырья, об использовании технологий, а также об уровне инвестиций;

степень вмешательства государства при принятии иностранными экспортерами товара, являющегося объектом расследования, решений об установлении экспортных цен и объема экспортных поставок товара;

степень вмешательства государства при установлении уровня заработной платы иностранными экспортерами или иностранными производителями товара, являющегося объектом расследования;

степень воздействия государства на деятельность юридических лиц с иностранным участием или на осуществление инвестиций иностранными юридическими лицами на территории иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования;

отсутствие у иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося объектом расследования, единой формы бухгалтерской отчетности, используемой для любых целей и соответствующей общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности.

Определение нормальной стоимости товара, являющегося предметом демпингового импорта, осуществляется органом, проводящим расследования, на основе имеющейся в его распоряжении информации.

При отсутствии данных об экспортной цене товара, являющегося предметом демпингового импорта, либо возникновении у органа, проводящего расследования, сомнений в достоверности сведений об экспортной цене данного товара вследствие того, что экспортер и импортер данного товара связаны между собой, в том числе в силу связи каждого из них с третьим лицом, либо наличии ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены данного товара его экспортная цена может быть рассчитана на основе цены, по которой импортированный товар впервые перепродается независимому покупателю, или иным методом, который может быть определен органом, проводящим расследования, если импортированный товар не перепродается независимому покупателю или не перепродается в таком виде, в каком он был импортирован на таможенную территорию Российской Федерации.

Для целей настоящей части, части 5 статьи 17, а также части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона экспортеры, импортеры, российские производители и иные лица считаются связанными между собой, если они признаются аффилированными лицами в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В статье 13 указываются способы установления ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта, статья 14 устанавливает введение предварительной антидемпинговой пошлины, которая предназначена предотвращать нанесение ущерба отрасли российской экономики. Данный ущерб причиняется демпинговым импортом. Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее, чем через шестьдесят календарных дней со дня начала расследования. Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи. Предварительная антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено, что отсутствуют основания, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику также в случае освобождения экспортера товара, являвшегося объектом расследования, от ценовых обязательств в соответствии с частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, вводится антидемпинговая пошлина или принимаются обязательства, указанные в части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет. Статья 16 описывает собственно применение антидемпинговой пошлины.

Мощный регулирующий инструмент в виде кодекса, принятого в рамках ГАТТ и подразумевающего выполнение серии специальных процедур, а также применение санкций при установлении фактов валютного демпинга.

Международный антидемпинговый кодекс: история появления

Антидемпинговое регулирование берет начало еще с первых лет прошлого столетия. При этом специалисты сразу отметили разделение данной сферы на две составляющие:

1. Национальную. Одним из первых антидемпинговый статут появился на территории Канады в 1904 году. Есть мнение, что его задачей было пресечение действующих в тот период американских схем демпинга. Тем законом была предусмотрена . Ее размер вычислялся как разница между стоимостью продажи товара, который шел на экспорт, и его реальной рыночной ценой (устанавливалась для внутреннего потребления).

После Канады подобные законы появились в Новой Зеландии, Австралии и Южно-Африканской республике (в 1905, 1906 и 1914 годах соответственно). Что касается США, то здесь противодействие демпингу производилось через изменение таможенных тарифов и некоторых положений в законодательной сфере.

2. Международную. Как только большая часть стран «испробовала» принцип работы антидемпинговой политики, возник вопрос выноса данных законов на международный уровень. Так, уже в 1922 году со стороны представителей Лиги Наций производилось активное обсуждение демпинга. При этом первое антидемпинговое законодательство в ряде стран начало работать в 1930 году.

В 1946 году в Лондоне на сессии подготовительного комитета были внесены первые предложения по антидемпинговым пошлинам. Сразу утвердить новый устав МТО так и не удалось. Но уже в 1947 году о данных пошлинах была перенесена в шестую статью ГАТТ.

С появлением такой записи антидемпинговое законодательство активно развивается в целом ряде стран - Греции, Германии, Австрии и так далее. В 1958 году секретариатом ГАТТ было опубликовано исследование по антидемпинговому законодательству. При этом в качестве примера была приведена практика восьми стран - США, Новой Зеландии, Канады, Бельгии, Австралии, Федерации Родезии и Ньясаленда, ЮАР и Швеции. Главной проблемой стало лишь различное толкование многих терминов.

Чтобы проверить технические вопросы была сформирована группа экспертов, которые проверили основные вопросы и составили доклад. Последний и стал базой для создания антидемпингового кодекса.

В 1962-1967 годах проводились активные переговоры с участием Кеннеди, на которых было рассмотрено множество вариантов антидемпингового кодекса. Итогом проведенной работы стало принятие в 1967 году Международного антидемпингового кодекса, который стал одним из первых соглашений, заключенных на международном уровне для развития ГАТТ.

Международный антидемпинговый кодекс: сущность и последствия принятия

Вновь принятый кодекс предусматривал ряд правил, благодаря которым можно было решить множество проблем международной торговли. К примеру, в статье №3 уделялось внимание определению ущерба. В ней упоминалось, что расчет ущерба осуществляется только в том случае, когда власти были уверены в опасности демпингового импорта. То есть должны были быть неоспоримые акты, что именно такой несет угрозу национальной промышленности и может стать главной причиной материального ущерба. Со временем данная формулировка была расширена и дополнена еще двумя статьями (№7 и №10).

Международный антидемпинговый кодекс начал работать не сразу после принятия, а с нового года (1 января 1968 года). В роли подписантов документа выступили представители 17 разных стран. При этом хитрее всех оказались США, которые ратифицировали документ только в сфере, соответствующей их национальному законодательству. В частности, было прописано, что в своей работе тарифная комиссия и Казначейство должны работать по акту США 1921 года и лишь принимать во внимание новый международный кодекс.

С появлением нового документа многие страны наконец-то продвинулись в вопросе создания антидемпинговых положений. К примеру, в этом же 1968 году первые положения появились в законодательстве Финляндии. Интересен тот факт, что после раунда Кеннеди появилась тенденция протекционизма. Впоследствии вопросы в отношении нетарифных барьеров были вынесены на серьезное обсуждение в Токио (период с 1973 до 1979 года).

На данном этапе возник вопрос внесения первых изменений в антидемпинговый кодекс. И здесь было несколько причин :

Во-первых, необходимо было привести в соответствие кодекс 1967 года с вновь разработанными положениями Соглашения по толкованию и применению нескольких статей ГАТТ - 6, 16 и 23-й (документ был заключен в 1969 году);

Во-вторых, в Европейском Союзе многих не устраивало, что Тарифной комиссией США многие пункты кодекса в отношении требований к промышленности толковалось по-своему, а не с учетом общепринятого мнения. Таким образом, через внесенные изменения члены ЕС хотели внести ясность в кодекс и «подкорректировать» отношение к нему со стороны США.

Результатом длительных обсуждений стал новый вариант Антидемпингового кодекса 1979 года. Вновь утвержденная версия начала действовать с начала 1980-го года. Здесь в качестве подписантов выступало уже 25 стран (в том числе и государства-члены ЕС). С принятием нового Кодекса первый Международный антидемпинговый кодекс был денонсирован.

После появления на свет нового соглашения Правительство США было вынуждено пересмотреть Акт «О торговых отношений». Из нового документа можно выделить три основных нюанса:

Во-первых, американцы утвердили новую версию Антидемпингового кодекса 1979 года;

Во-вторых, в Акте США, выпущенном в 1930 году, было внесено дополнение с включением формулировки «материальный ущерб»;

В-третьих, старый Акт США, касающийся законов антидемпинга и выпущенный в 1921 году, был отменен.


К последствиям принятия Международного антидемпингового кодекса 1979 года можно отнести:

1. Существенное повышение активности всех стран, которые выступали в качестве подписантов соглашения.

2. Законодательства многих стран оказались под непосредственным действием антидемпингового регулирования. Но со временем некоторые представители высказывали свои недовольства комитету ГАТТ в отношении слабых мер по предотвращению обмана со стороны некоторых стран-участников.

3. Стартовала активная деятельность в пределах Комитета по антидемпинговой практике. При этом уже в 1981 году удалось сформировать проект договоренностей в отношении базовой цены. Со временем был принят ряд рекомендаций, исполнение которых взяли на себя договаривающиеся страны ГАТТ. Именно они воплотили главную функцию в развитии антидемпингового регулирования. Так, в ближайшие годы были разработаны следующие документы:

По информационной открытости антидемпинговых процессов;
- по временному лимиту, предоставляемому в отношении ответов на антидемпинговые анкеты;
- в отношении процедур расследования на месте;
- о выявлении угрозы материального ущерба и так далее.

4. На антидемпинговой "сцене" стали появляться новые игроки. Уже к 1980 году антидемпинговое законодательство было поддержано еще группой стран. На тот период Кодекс работал в 49 государствах.

Первыми странами, которые внесли антидемпинговые положения в свои законы, стали Швеция и Австралия (1985 год). После них в 1986 году подключаются к законодательству Республика Корея и Мексика, еще через два года - Бразилия, в 1991-м - Колумбия и Польша. Еще через год - Индия. В тот период (еще до развала) стали появляться первые антидемпинговые положения и в законах Советского Союза.

В 1994 году снова был поднят вопрос о реформе Международного антидемпингового кодекса. Инициатором стала Республика Корея. При этом в дискуссии основной упор делался на суверенитет стран-участниц. Дело дошло даже до телефонных звонков Гендиректору ГАТТ и председателю Финансового комитета Сената. Но последние заявили, что не допустят внесения существенных изменений в уже действующий протекционистский кодекс.

Итогом долгих переговоров стал новый Антидемпинговый кодекс 1994 года. Если раньше документ распространялся только на его подписантов, то с этого года он начал действовать для всех участников ВТО. Чтобы упростить переход на новый документ, был организован переходной период, выраженный решением «О переходных договоренностях».


С момента принятия нового Кодекса многие участники ВТО были вынуждены внести изменения в свои законы. При этом эксперты отмечают, что главным достижением Кодекса 1994 года стала его универсальность. Страны, которые ранее могли обходиться без антидемпинговых законодательств, приняли новые положения в своих законах. В частности, изменения внесли практически все страны-участники ВТО. Появились нововведения и в России.

Таким образом, антидемпинговое законодательство возникло на национальном уровне, но со временем стало общим для многих стран мира. И сегодня данный инструмент активно применяется для защиты торговли и интересов каждой страны-участницы ВТО.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



Просмотров