Положение о порядке технического расследования причин инцидентов. Разработка положения о порядке технического расследования причин инцидентов (ПТР)

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480
"Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Считать не подлежащей применению Инструкцию о порядке технического расследования и учета утрат взрывчатых материалов в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России, утвержденную постановлением Госгортехнадзора от 18 июня 1997 г. N 21 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 1997 г., регистрационный N 1374; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 16).

Регистрационный N 22520

Установлен новый порядок технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

Об аварии или инциденте руководство организации, эксплуатирующей объект, оперативно сообщает в территориальный орган Службы, вышестоящую организацию, местным властям, в региональную трудовую госинспекцию, профсоюз, страховщику, а также в прокуратуру. Об утрате взрывчатки следует в течение суток проинформировать территориальные органы Ростехнадзора, ФСБ России, МВД России и прокуратуру. Если имел место несчастный случай (тяжелый, групповой, а также со смертельным исходом), направляется отдельное оперативное сообщение.

Принимаются меры по сохранению обстановки на месте аварии (инцидента, утраты), локализации и ликвидации ее негативных последствий.

Для расследования причин аварий и случаев утраты промышленной взрывчатки создается специальная комиссия во главе с представителем Ростехнадзора или его территориального органа. Регламентированы ее состав и порядок работы.

Срок расследования зависит от характера происшествия, но не может превышать 30 рабочих дней. До выяснения обстоятельств утраты взрывчатки и устранения ее причин может быть приостановлено действие выданной лицензии.

По результатам расследования составляется акт. Определяются меры по устранению причин и последствий аварии (утраты), обеспечению безаварийной и стабильной работы объекта. Виновные привлекаются к ответственности.

Порядок расследования причин инцидентов регламентируется внутренними документами организации, согласованными с территориальным органом Ростехнадзора. Ежеквартально ему подаются сведения о произошедших инцидентах.

В особом порядке расследуются причины аварий и происшествий на объектах электроэнергетики, нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

Положения о расследовании инцидентов

Надежная работа на опасном производственном объекте начинается с разработки нужной (и важной!) нормативно-технической документации. Это и Положение о производственном контроле (ППК), и ПЛАС, и ПЛАРН в случае необходимости. Мало просто получить разрешительные документы, зарегистрировать ОПО в госреестре и застраховать его. Требуется регламентировать все производственные и эксплуатационные процессы на опасном объекте, определить порядок действий в условиях аварийной ситуации и т.д.

Надзорные органы пристально следят за наличием на ОПО всех основополагающих нормативных и технических актов. Одним из ключевых на текущий момент документов, которые нужны для работы на ОПО, является Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на опасном объекте (ПРИ). Цель разработки данного нормативного акта - не только закрепить порядок выяснения причин аварийных ситуаций на ОПО. Он также определяет формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов. Кроме того, ПРИ устанавливает порядок создания комиссии по расследованию причин аварий и инцидентов, порядок проведения расследования причин инцидентов и составления Акта расследования, порядок регистрации инцидентов в журнале и передачи сведений об инцидентах в территориальный орган Ростехнадзора.

Зачем разрабатывать Положение о расследовании инцидентов

Цель, с которой разрабатывается Положение о расследовании аварий, инцидентов на ОПО, предельно проста - установить порядок выяснения причин возникновения аварий, инцидентов на конкретном объекте, оценки размера причиненного вреда, выявления ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии и т.д. Также этого требует законодательство в сфере промышленной безопасности.

Так, согласно ст. 9.1 ФЗ №116 «О промышленной безопасности…» каждый владелец ОПО либо обслуживающая объект организация обязаны:

  • Проводить анализ причин инцидента, произошедшего на ОПО.
  • Принимать оперативные меры по устранению и профилактике причин аварий и инцидентов.
  • Вести детальный учет всех инцидентов, случившихся на ОПО.
  • Представлять в органы Ростехнадзора данные по каждому инциденту (причины, принятые меры, планы по профилактике).
Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в ПРИ, закреплен приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011г. №480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах…».

Следует отметить, что раньше Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов разрабатывался как отдельная глава Положения о производственном контроле. Теперь ПРИ выделено в самостоятельный документ, который больше не нужно согласовывать с Ростехнадзором.

Приветствую, уважаемые друзья! Актуальные новости для руководителей и специалистов занятых на объектах, поднадзорных Ростехнадзору. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Ростехнадзору, утверждённый приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480 претерпел изменения.

Соответствующие изменения были внесена приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года № 313. В конце этой заметки вы сможете скачать приказ Ростехнадзора № 313 и актуальную версию приказа Ростехнадзора № 480 в форматах MS Word, а пока небольшой обзор изменений.

Обзор изменений Порядка проведения технического расследования аварий на промышленных объектах

Приказ Ростехнадзора от 15.08.2017 г. № 313 был зарегистрирован в Минюсте России и следовательно является нормативным правовым актом обязательным для исполнения.

В соответствии с внесёнными изменениями:

  • уточнено, оперативное сообщение, передаваемое эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор, направляется также по факту произошедшего инцидента. Однако не устанавливается обязанность руководителя территориального органа Ростехнадзора проверять достоверность оперативного сообщения о произошедшем инциденте, как это делается в случае с оперативным сообщением об аварии, утрате взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • из текста Порядка исключено не определенное законодательством РФ понятие «повреждение ГТС». Указанное понятие заменено на «авария», установленное законодательством о безопасности ГТС;
  • уточнено, что в состав комиссии по техническому расследованию аварии также включаются представители:
    а) собственника ГТС;
    б) МЧС России;
  • установлено, что комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности ГТС и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях;
  • исключена не предусмотренная ФЗ от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязанность организаций, эксплуатирующих #ОПО, 1 раз в полугодие предоставлять в Ростехнадзор информацию о произошедших авариях. В данной связи, однако, сохранена обязанность организаций, эксплуатирующих ОПО, вести учет аварий, а также учет инцидентов, занося информацию в специальные журналы. Кроме того, сохранена обязанность не реже 1 раза в квартал направлять в Ростехнадзор информацию о происшедших инцидентах;

Также были внесены изменения в некоторые формы, а именно:

  1. оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
  2. акт технического расследования причин аварий на ОПО, ГТС;
  3. журнал учёта аварий, происшедших на ОПО, ГТС;
  4. журнал учёта инцидентов, происшедших на ОПО, ГТС.

Дополнительно была утверждена форма оперативного сообщения об инциденте.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

В новой редакции:

Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

На этом всё. Дополнительные материалы по промышленной безопасности вы можете найти в тематической рубрике «Промышленная Безопасность » и/или с помощью Всеищущего поиска .

Если материалы в этой заметке вам понравились, то не забываем ставить рейтинговые звёздочки и отписываться в комментариях 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует...

Эксплуатация опасного производственного объекта связана с оформлением множества документов. В частности, необходимо составить положение о порядке технического расследования причин инцидентов и аварий (упрощенно ПТР). При этом не имеет значения, какой класс опасности присвоен конкретному объекту.

Разработка ПТР – требование закона

О необходимости составления указанного документа сообщается в ст. 9 ФЗ-116. Закон обязывает предприятия с действующими ОПО выполнять следующее:

  • выявлять, всесторонне анализировать и оперативно устранять факторы, которые привели к аварии;
  • сводить к минимуму риск возникновения инцидентов, предпринимая профилактические меры;
  • без промедления информировать органы власти о случившемся на производственном объекте.

Для предприятий, игнорирующих требование о разработке документа по расследованию причин аварий, предусмотрена ответственность. Это крупные финансовые издержки, которые еще больше увеличиваются при повторных нарушениях (к примеру, для юридических лиц изначально назначается штраф до 300 тыс. рублей). Наказание также может заключаться в отстранении от должности конкретного лица или приостановлении деятельности ОПО на определенный срок.

Содержание Положения о расследовании инцидентов

В каждом случае положение, касающееся возникновения нештатных ситуаций, имеет свои нюансы. Оно разрабатывается согласно установленной форме с учетом специфики производственного объекта. В документе присутствуют разделы:

  1. Основные положения. Здесь перечисляются сопутствующие нормативные акты, объясняется значение терминов. Дается информация о лице, ответственном за составление документа, обозначаются цели исследования инцидентов.
  2. Перечень опасных ситуаций, с которыми существует риск столкнуться. Предположения строятся на основе информации об особенностях производственного объекта. Излагаются вероятные сценарии неблагополучного развития событий. Просчитываются последствия теоретически возможных аварий.
  3. Регламент мероприятий по выявлению причин произошедшего. Описываются условия создания соответствующей комиссии. Устанавливается последовательность проведения расследования. Целью процедуры является не только выяснение причин, но и нахождение виновных ответственных лиц, а также определение размеров нанесенного ущерба. Называются критерии, позволяющие оценить корректность и объективность полученных результатов.
  4. Требования по оформлению выводов и заключений по окончанию проделанной работы.
  5. Порядок регистрации несчастных случаев и аварий, происходящих на предприятии.
  6. Приложения. В них содержится информация о режиме аварийного оповещения, называются способы информирования о травмах персонала и прочее.
  7. Журнал регистрации инцидентов и чрезвычайных ситуаций. Этот раздел ПТР необходим для ведения статистики событий на производстве.

Необходимые документы для разработки Положения о техническом расследовании причин инцидентов

  1. Свидетельство о регистрации ОПО в госреестре ОПО, карты учёта, сведения об ОПО.
  2. Карточка предприятия.
  3. Организационная структура предприятия.
  4. Состав комиссии по расследованию инцидентов (должности, ФИО) – образец Приказа может быть предоставлен.

Обращение к профессионалам – разумное решение

Законодательная база в сфере промышленной безопасности содержит требование о том, чтобы в каждом случае эксплуатации ОПО было составлено положение о порядке расследования причин инцидентов и аварий. Однако отсутствуют условия относительно разработчиков такого документа. При любых затруднениях предприятие вправе прибегнуть к услугам специалистов в этом вопросе.



Просмотров