Исходя из каких принципов обеспечивается национальная. Классификация принципов обеспечения безопасности

Ориентирующие : - Технические - Организационные - Управленческие - Активности оператора - Гуманизации деятельности - Деструкции - Замены оператора - Классификации - Ликвидации опасности - Системности - Снижения опасности.

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

Технические: - Блокировки-Вакуумирования-Герметизации-Защиты расстоянием-компрессии-Недоступности - Прочности - Слабого звена - Флегматизации – Экранирования.

Организационные: - Защиты временем - Информации - Несовместимости - Нормирования - Подбора кадров - Последовательности - Резервирования – Эргономичности.

Управленческие: - Адекватности - Компенсации - Контроля - Обратной связи - Ответственности - Плановости - Стимулирования - Управления – Эффективности.

1) Ориентирующими принципами называются принципы, представляющие собой основные идеи для поиска безопасных решений и накапливания информационной базы. К ним относятся принципы активности оператора, гуманизации деятельности, системности, деструкции, снижения опасности, замены оператора, ликвидации опасности, классификации.

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

ориентирующие - представляют собой основополагающие идеи и служат информационной и методологической базой; к ним относятся: активность оператора, гуманизация деятельности, деструкция, замена оператора, классификация, ликвидация опасности, системность, снижение опасности;

2) Технические принципы используют физические законы с применением технических средств для повышения безопасности, то есть направлены на реализацию защитных средств технических устройств. К ним относятся принципы блокировки, слабого звена, прочности, флегматизации, экранирования, защиты расстоянием, герметизации, компрессии, вакуумирования.

К техническим относят принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

технические - направлены на непосредственное предотвращение действия опасных факторов и основаны на использовании физических законов; в эту группу входят: блокировка, вакуумирование, герметизация, защита расстоянием, компрессия, прочность, слабое звено, флегматизация, экранирование;

3) организационные - принципы, с помощью которых реализуются положения научной организации труда: защита временем, информация, резервирование, несовместимость, подбор кадров, последовательность, эргономичность, нормирование.

4) Управленческими принципами называются принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы плановости, стимулирования, компенсации, эффективности, контроля, обратной связи, адекватности, ответственности.

управленческие - определяют взаимосвязь и отношение между отдельными стадиями и этапами обеспечения безопасности: адекватность, контроль, обратная связь, ответственность, плановость, стимулирование, управление, эффективность.

К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

Методы обеспечения безопасности.

Метод - способ достижения цели, которой в рассматриваемом случае является обеспечение безопасности. Методы обеспечения безопасности основаны на применении приведенных ранее принципов. Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами:

А - метод, состоящий в пространственном и (или) временном разделении гомосферы (рабочая зона) и ноксосферы (пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности); этот метод реализуется средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации и др.;

Б - метод, состоящий в нормализации ноксосферы путем исключения опасности; это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования и других средств коллективной защиты;

В - метод, включающий гамму средств и приемов, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защищенности. Данный метод реализует возможность профотбора, обучения, инструктажа, применения индивидуальных средств защиты.

Способы и средства обеспечения безопасности.

Способы защиты человека от неблагоприятных факторов рабочей среды могут быть активными и пассивными. Способы активной защиты связаны с выявлением причин и источника неблагоприятного фактора и воздействием на него. При невозможности активной защиты применяется пассивная. В этом случае источник неблагоприятных факторов остается, но осуществляются мероприятия, направленные на исключение или доведение влияния этих факторов на человека до допустимых. При пассивной защите изолируется источник от среды, где находится человек, или устраняют неблагоприятный фактор из зоны, откуда он может воздействовать на человека. Пассивная защита может быть общей (коллективной) или индивидуальной. В первом случае происходит защита всего пространства, где находится человек (например, вентиляция воздуха в помещении). Во втором случае используют средства индивидуальной защиты - специализированную одежду, обувь и др.

Конкретные практические приемы по обеспечению безопасности называются средствами.

При воплощении принципов и методов обеспечения безопасности и исходя из способов защиты, применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

По техническому исполнению СКЗ делятся на следующие группы: ограждения, блокировочные, тормозные, предохранительные установки, световая и звуковая сигнализация, приборы безопасности, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, заземления и зануления, вентиляция, отопление, освещение, изолирующие, герметизирующие средства.

К СИЗ относятся противогазы и респираторы, маски, различные виды специальной одежды и обуви, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумовые шлемы, защитные очки, предохранительные пояса и др.

Основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «О безопасности» безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства . Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации . Состояние национальной безопасности России напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Как видно из сравнительного анализа двух указанных подходов к пониманию обеспечения национальной безопасности, они существенно отличаются. Если в Законе РФ «О безопасности», во-первых, разделяются государственная политика в области обеспечения безопасности и деятельность по непосредственному обеспечению безопасности, во-вторых, последняя понимается как система мер, адекватных угрозам безопасности. В Стратегии же подобное разделение отсутствует и обеспечение национальной безопасности увязано не с угрозами безопасности, а с национальными интересами Российской Федерации. Представляется, что деятельность по обеспечению национальной безопасности должна исходить из национальных интересов России и преследовать цель их гарантированной реализации, но ее содержание должно определяться существующими и перспективными угрозами безопасности, которым она должна быть адекватна.

Исходя из этого, обеспечение национальной безопасности следует понимать как перманентную деятельность органов государства, общественных институтов и граждан, осуществляемую в целях защиты национальных ценностей и реализации национальных интересов посредством выявления внутренних и внешних угроз национальной безопасности и реализации комплекса мер по противодействию им. Содержание этой деятельности составляет система мер экономического, политического, военного и иного характера.


Что касается государственной политики в области обеспечения национальной безопасности , то ее необходимо рассматривать как составную часть обеспечения национальной безопасности в широком смысле, под которой понимается «деятельность политического руководства страны по определению целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей».

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года закрепляет, что государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. При этом реализация самой Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

Основными принципамиобеспечения национальной безопасности в соответствии с Законом РФ «О безопасности» являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Стратегия национальной безопасности при определении основных направлений обеспечения национальной безопасности использует следующий подход – они подразделяются на две группы по степени значимости: стратегические национальные приоритеты (важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности) и иные направления обеспечения национальной безопасности («приоритеты устойчивого развития»).

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Стратегия закрепляет три стратегических национальных приоритета : национальную оборону, государственную и общественную безопасность.

Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны . Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств).

Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.

Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества. Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил.

Принципы обеспечения безопасности, исходя из их реализации, условно можно разделить на четыре класса (табл. 3).

1. ориентирующие – это основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой.

2. технические – основаны на использовании физических законов и направлены на непосредственное предотвращение действия опасных факторов.

3. управленческие – определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами обеспечения безопасности.

4. организационные – направлены на реализацию положений научной организации деятельности в целях безопасности.

Таблица 3

Классификация

принципов обеспечения безопасности

Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.

Рассмотрим детальнее некоторые принципы и примеры их реализации.

Ориентирующие принципы

Принцип гуманизации деятельности (труда)

в соответствии с законодательством РФ об охране труда признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Принцип гуманизации труда реализуется путем освобождения человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда и создания комфортных и безопасных условий труда.

Принцип системности

Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс – систему. Признаком системности является структурированность системы, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации всей системы определенной цели.

Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом.

Под компонентами (элементами) системы понимаются не только материальные объекты, но и отношения и связи.

Если взаимодействие совокупности элементов дает однозначный результат, систему называют определенной, или детерминированной . Если же совокупность элементов взаимодействует так, что возможны различные результаты, систему называют неопределенной, или стохастической , причем уровень неопределенности тем выше, чем больше различных результатов может появиться. Неопределенность системы обусловливается неполным знанием и учетом элементов, а также характером взаимодействия между ними. На практике чаще всего приходится иметь дело именно с такими системами.

Различают естественные и искусственные системы. В искусственных системах результат именуют целью . Зная реальную цель системы, можно определить составляющие элементы. В обеспечении безопасности задача сводится к тому, чтобы на естественную систему, ведущую к нежелательному результату, наложить искусственную систему, ведущую к желаемой цели. При этом положительная цель достигается за счет исключения элементов естественной системы или их нейтрализации элементами искусственной системы. Пример – молниезащита.

При анализе безопасности труда рассматриваются эргатические системы, т.е. такие, в состав которых входит человек (оператор). Системные методы анализа безопасности таких систем рассматривались в п. 3.4.4.

Системный подход позволяет увидеть, как части системы взаимодействуют с другими частями, что поможет выявить причины нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Урок 9

ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

Предмет: ОБЖ.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №9. Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ

Цель: ознакомиться с основными угрозами национальной безопасности России; проанализировать сущность национальной обороны.

Ход уроков

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний.

1. Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров.

2. С какой целью создаётся система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?

3. Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно-опасном или химически опасном объекте?

IV. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

V. Работа над новым материалом.

Национальная безопасность – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

В настоящее время развитие мира идёт по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.

Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за сферы влияния и доступ к энергетическим ресурсам.

Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. Возрастает риск увеличения числа государств – обладателей ядерного оружия.

В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы – может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ её союзников.

Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.

Основными угрозами военной безопасности для Российской Федерации в современном мире являются:

– политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего, в стратегических ядерных силах, путём развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооружённой борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении;

– формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризация околоземного космического пространства, способные привести к новому витку гонки вооружений.

В складывающейся в современном мире обстановке в области обеспечения военной безопасности страны одним из основных приоритетов в обеспечении национальной безопасности России является национальная оборона. В настоящее время стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).

Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путём развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.

Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счёт методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.

Военная безопасность обеспечивается посредством развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объёма финансовых, материальных и иных ресурсов.

Государственная политика в области национальной обороны и военного строительства на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.

VI. Выводы.

1) Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооружённых Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счёт совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил.

2) Поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.

VII. Вопросы.

1. Почему национальная оборона является одним из приоритетов национальной безопасности России?

2. Какие существуют угрозы военной безопасности России?

3. Исходя из каких принципов обеспечивается национальная оборона России?

VIII. Задания.

1. Продумайте и подготовьте сообщение не тему «Возрастание роли Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России на современном этапе».

2. С помощью средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Оснащение Вооружённых Сил Российской Федерации современными видами вооружения и специальной техникой».

Национальная оборона

Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания.


Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств).


Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан РФ, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.


Россия обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.


Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.


Достижение целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.


Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.


Главной задачей укрепления национальной обороны является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил.


Для этого уточняется система комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.


В среднесрочной перспективе должен быть завершен переход на единую систему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения, военной и специальной техники для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также на унифицированную систему тылового и технического обеспечения. Должно быть обеспечено нормативное правовое регулирование поддержания запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резерве, а также сотрудничества с другими государствами в области военной безопасности.


Реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса РФ в среднесрочной перспективе согласовываются с решением задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники.

Государственная и общественная безопасность названа в качестве второй (по важности) сферы жизнедеятельности в нашей стране.

Стратегическими целями обеспечения НБ в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.


При обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности Россия исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ.


Основными источниками угроз НБ в сфере государственной и общественной безопасности являются:

  1. разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности РФ;
  2. деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;
  3. экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
  4. деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.


Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.


В этих целях совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.


Угрозами интересам и безопасности РФ в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно-правового оформления государственной границы РФ с отдельными сопредельными государствами. деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции, недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов.


Решение задач обеспечения безопасности государственной границы РФ достигается за счет создания высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов.


Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.


Обеспечение НБ в ЧС достигается за счет повышения эффективности действий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий ЧС социального, техногенного и природного характера.


Укрепление национальной обороны, государственной и общественной безопасности осуществляется в целях формирования благоприятных внутренних и внешних условий для социально-экономического развития нашей страны.



Просмотров