Срок оспаривания действий государственных органов. Как обжаловать действия и решения чиновников

Редкая моя статья начинается с упоминания основного закона нашей страны — Конституции. А вот та, которую вы сейчас читаете — исключение, пользуйтесь уникальной возможностью…

Итак, каждому гражданину России предоставлено конституционное право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Соответствующая норма прописана в статье 46 Конституции РФ.

Если физическое или юридическое лицо считает, что его права нарушены, оно может обратиться в суд или в вышестоящий орган с заявлением о признании незаконными действий или бездействия должностного лица или органа государственной власти.

Задача заявителя в этом случае доказать, что обжалуемое им действие (бездействие) одновременно является противоречащим закону и нарушающим его законные права. Данное положение закреплено в статье 13 Гражданского Кодекса РФ.

То есть, действия государственных органов должны причинять вред непосредственно заявителю. Если же заявителей несколько, то они могут подать коллективное заявление, назначив своего представителя, который будет говорить от имени всего коллектива. Его полномочия следует оформлять в установленном законом порядке, перечислив предоставленные полномочия в доверенности.

Подавать заявления не только в защиту собственных интересов, а в защиту прав неограниченного круга лиц (населения) уполномочены только специальные органы. Например, прокуратура имеет право вносить представления об отмене решений органов государственной власти и местного самоуправления если посчитает, что они противоречат закону и нарушают права граждан.

Если же заявление подано лицом, которое не имеет права выступать в защиту чужих интересов, то такое заявление может быть возвращено судом без рассмотрения по существу.

Будет полезно знать, что решения органов государственной власти могут являться нормативными и ненормативными. Их основное отличие в том, чьи интересы они затрагивают. Нормативные акты распространяют свое действие на неограниченный круг лиц. А ненормативные акты устанавливают права и обязанности в отношении определенного физического или юридического лица. Так, например, решение о введении нового налога является нормативным актом, поскольку порождает обязанности и права для неопределенного количества лиц, проживающих на одной территории. А постановление о выдаче разрешения на строительство, выданное ООО «Лютик» является ненормативным актом, поскольку создает права и обязанности для этого конкретного предприятия.

Суд может принять решение о приостановлении действия оспариваемого правового акта органа государственной власти или местного самоуправления на период рассмотрения соответствующего спора. Поэтому одновременно с подачей заявления имеет смысл заявить ходатайство о приостановлении действия обжалуемого нормативного или ненормативного акта.

Конечно, обжаловать имеет смысл только те решения и действия органов государственной власти, которые на момент подачи заявления являются действующими и продолжают нарушать права заявителя. Правовые акты, действие которых прекращено, уже не способны нарушать охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц.

Направляя заявление в суд следует приложить к нему копию оспариваемого акта или его части, квитанцию об уплате государственной пошлины, доверенность представителя (если заявление подписано или подается представителем). Размер госпошлины по данной категории споров является щадящим и составляет на основании п.п.7 п.1 ст.333.19 НК РФ всего сто рублей.

Заявление об обжаловании действий государственных органов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (на основании положений ст.256 ГПК РФ). Если же этот срок пропущен по уважительной причине, то заинтересованное лицо может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.

Суд имеет право рассматривать дела об оспаривании действий государственных органов и правовых актов ниже уровня федерального закона по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ нормативному правовому акту. Например: обжалование постановления городской или областной информации по мотиву их противоречия положениям федерального закона.

Заявление об обжаловании действий государственных органов может содержать только требование о признании таких действий незаконными или правового акта недействующим. Требования о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов рассматриваются отдельно, в порядке искового производства.

Досудебный порядок рассмотрения при обжаловании действий государственных органов не предусмотрен. Поэтому заявитель может обращаться непосредственно в суд, если посчитает, что для этого имеются основания. Предварительного направления претензии в вышестоящий орган не требуется.

Следует отметить, что при обжаловании действий государственных органов заключение мирового соглашения не допускается.

Суд также может принять решение об обязательной явке в суд должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем. За неявку по вызову суда такое должностное лицо может быть подвергнуто приводу и на него наложен штраф в размере 10 МРОТ.

Лично автору известен один случай, когда руководитель территориального управления городской администрации по вопросам архитектуры был подвергнут приводу в судебное заседание с помощью судебных приставов, которые надели на него наручники прямо в рабочем кабинете. Посетители, находящиеся в приемной, были удивлены…

Если к моменту рассмотрения спора по существу государственный орган, чьи действия обжалуются, был реорганизован или ликвидирован, то к участию в процессе привлекается его правопреемник.

Решение суда об удовлетворении заявления об обжаловании действий государственных органов может заключаться в:

  • признании оспариваемых действий незаконными
  • обязании ответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
  • отмене решения о привлечении к ответственности и т.д.

Суд указывает в резолютивной части решения какими именно действиями должны быть восстановлены нарушенные права заявителя.

Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

    Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

    Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

    Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

    Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

    Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

    Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I . По способу возникновения:

    Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

    Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

    Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

    Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III . По широте компетенции:

    Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

    Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

    Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

    Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V . По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI . По принципу разделения властей:

    Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

    Исполнительные (Правительство РФ);

    Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

    Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости .


Можно ли до суда обратиться с жалобой на решение в вышестоящий орган? В какой процессуальный срок она должна быть рассмотрена? Досудебное обжалование решения гос.

органа возможно.

Для этого необходимо подать жалобу в течение одного месяца с момента получения решения. Подавать жалобу следует через орган, вынесший обжалуемое решение. IV.

В какой срок можно обратиться в суд для оспаривания решения гос.

Оспаривание действий государственных органов

Юридические лица также могут обратиться в суд для обжалования действий или решений органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и государственных органов власти. Любые юридические факторы, которые возникли в результате деятельности органов власти, затрагивающие права и свободы заявителя и не оформленные в виде правовых актов, могут быть оспорены.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ для того чтобы оспорить действие (бездействие) или решение государственных органов можно обратиться в суд или непосредственно в вышестоящий орган государственной власти в порядке подчиненности, к должностному лицу, органу местного самоуправления, государственному или муниципальному служащему. Круг лиц, чьи действия или акты могут рассматриваться и оспариваться в судебном решении, по сравнению с ГПК РФСР 1964 г.

Обжалование действий государственного органа

Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца (часть 2 статьи 114 АПК РФ). В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 4 статьи 114 АПК РФ).

Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (часть 5 статьи 114 АПК РФ).

Обжалование решений, действий или бездействия государственных органов и должностных лиц

В то же время заявления граждан, рассмотрение которых отнесено к подсудности районных судов, могут быть поданы в суд по месту жительства гражданина либо в суд по месту нахождения государственного органа или должностного лица. В какой срок должно быть подано заявление?

Согласно статье 280 Гражданского процессуального кодекса гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов, то есть с того момента, когда гражданин или юридическое лицо узнали о принятом решении либо совершенном действии органом либо должностным лицом ущемляющем их конституционные права и свободы (например, получили соответствующий документ). В том случае если срок для обращения с заявлением был пропущен без уважительных причин, это не будет является основанием для суда к отказу в принятии заявления.

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Что такое жалоба? Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями.

Обжалование неправомерных действий госорганов и должностных лиц в судебном порядке

Предметом жалобы являются несогласие заявителя с обжалуемыми действиями (бездействием) или решением. Мотивами (основаниями) жалобы могут служить юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий государственных органов, организаций или должностных лиц.

Незаконность действия (решения) подразумевает под собой нарушение конкретной нормы законодательства при осуществлении этого действия (вынесении решения).

Гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права.

Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства юстиции Республики Казахстан

Сроки рассмотрения обращений предусмотрены статьей 8 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Деятельность политических институтов и органов админист­ративного управления воплощается в принятии и реализации со­ответствующих государственных решений: политических и адми­нистративных. Анализ решений - неотъемлемый аспект теории государственного управления. По типу решений, способу их раз­работки, уровню участия различных субъектов, в том числе мас­совых, можно судить о существенных признаках общественно-политической системы.

Решения принимаются на всех уровнях системы управления. Несмотря на различия типов и уровней решений, им присущи некоторые общие черты.

Государственное решение - это выбор и обо­ снование определенного проекта действий государственных ор­ ганов, направленных на достижение общественных целей.

Различают:

    политические реше­ния - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо всего общества – например, государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции, законодатель­ные акты конституционного характера, указы Президента по общим вопросам деятельности государства и др.

    административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функцио­нирование отдельных видов текущей практической деятельности отдельных организаций – например, постановления Прави­тельства, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управ­лении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Х арактеристики государственного решения :

    диапазон решения, что характеризует политическое про­странство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охватываемый данным решением; политические решения, как правило, многоцелевые;

    информационная обеспеченность решения, т.е. информа­ционная база его принятия, в том числе научная;

    технология и стиль принятия решения - совокупность методов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при фор­мулировании целей и при выборе средств для их осуществления;

    типы принятия решений - демократический или авторитарный;

    практическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим принципам:

    по уровню субъектов в системе государственной власти и управления - решения центральных и местных органов;

    по характеру целей и задач - решения поли­тические или административные, руководящие и исполнительс­кие, стратегические или оперативно-тактические, общегосудар­ственные или относящиеся к отдельным областям государствен­ной жизни;

    по сферам жизнедеятельности общества - решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государ­ственного строительства и управления, культурного строитель­ства и пр.;

    по масштабам охвата объекта управления - решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микро­социальные (относящиеся к отдельным группам производствен­но-экономических и социальных коллективов);

    по управленчес­ким функциям - вопросам планирования, организации, контро­ля и др.

Решения на региональном уровне формулируются в виде зако­нов, принимаемых представительными органами власти, постановлений глав администраций областей и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами. Различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку, как говорилось, государственное управление по природе своей явле­ние политическое. Политика же - определяющий уровень (в смыс­ле значимости) управления. Это признается и отдельными зару­бежными авторами. Например, французский политолог М. Понятовский разделяет руководство общественными делами на три уровня: политика - означает, что делать и почему; исполнение - как делать и при помощи чего; администрирование - подсоб­ное средство.

Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обязательная для исполнения государственная программа, содержащая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества. Это идеальная модель будущего состояния той или иной социальной системы, посредством которой государство формулирует свое представление о содержании, форме, желательности, обязательности того или иного будущего социального изменения. Его цель - мобилизовать, организовать и сориентировать людей на практическое преобразование социальной действительности в соответствии с ранее принятыми политическими проектами и программами.

С формальной точки зрения это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления.

В самом широком смысле государственное управленческое решение - это облеченная в официальную форму властная воля государства, которая, будучи закрепленной в соответствующих государственных актах, обеспечивает целенаправленное воздействие власти на социальную действительность.

Важнейшей его особенностью является то, что государственное управленческое решение является источником права, порождает право и закрепляет право в определенных правовых формах. Причем источником права оно является не только по форме своего документального закрепления (закон, указ, постановление, решение, приказ, инструкция, частное определение и т.д.), но и по своей социальной сущности. Управленческое решение принимается не по единоличной воле руководителя, разрабатывается не в «тиши хорошо обставленных рабочих кабинетов». Его источник (первооснова) - реальная жизнь общества, политическое и правовое сознание народа (граждан, ученых, президентов, депутатов, министров и других должностных лиц), т.е. все те процессы, которые в данный момент характеризуют экономику, политику, культуру, образование, здравоохранение, ЖКХ, сферу межнациональных и межконфессиональных отношений и т.д.

Развитие рыночных отношений, диктуют необходимость принятия государственных решений по поводу статуса и правового регулирования различных форм собственности, развития предпринимательства, оптимизации налогового регулирования, проведения инвестиционной политики. Многонациональная структура населения требует принятия массы решений, касающихся федеративных и межнациональных отношений. Нищенское положение людей требует решений, направленных не только на преодоление безработицы, бедности и низкого уровня оплаты труда, но и на развитие реального сектора экономики, формирование эффективного рынка труда, сильной системы социальной защиты обездоленных, введения льгот и дополнительных выплат.

В совокупности и по соподчиненное™ между собой государственные управленческие решения образуют сложную систему, построенную как по вертикальному (иерархическому), так и горизонтальному (отраслевому, функциональному) принципу.

В зависимости от юридической иерархии государственные управленческие решения делятся на а) конституционные; б) законодательные; в) подзаконные. Каждый нижестоящий субъект государственной власти и управления принимает свои управленческие решения во исполнение либо с учетом требований решений вышестоящих инстанций. Любое инициативное решение не должно противоречить действующему законодательству, не должно нарушать принятые решения на высших этажах управленческой иерархии, должно учитывать требования общих межведомственных документов. Только в этом случае управленческое решение будет законным и конструктивным.

Политические решения касаются наиболее крупных, стратегически значимых, затрагивающих судьбы миллионов людей проблем - безопасности страны, ее территориальной целостности и суверенитета, перспектив социально-экономического, национально-территориального и культурного развития. Принимаются такого рода решения либо путем референдума, либо высшим руководством страны - центральными органами государственной власти и руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, парламент, правительство, губернаторы, органы исполнительной власти субъектов федерации, министры и другие). Закрепляются в форме политических документов, которые, как правило, носят рамочный ненормативный характер.

Это ежегодные послания президента и конституционного суда парламенту страны, доктрины, концепции, целевые программы, приоритетные национальные и региональные проекты.

Указанные акты представляют собой документы стратегической важности, содержат главные направления развития общества и государства, их цели и перспективные задачи, принципы, формы и режим реализации. Примером могут служить «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300; «Концепция внешней политики Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300; «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789; «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1024; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.10.2005 г. № 1707.

Административные решения производны от политических, направлены на обеспечение реализации решений политического характера. Но это вовсе не означает, что государственные административно-управленческие акты второсортны. Без них нет и быть не может эффективного управления. Такие управленческие решения носят нормативно-правовой, официальный характер, содержат нормы права, принимаются по специальным процедурам компетентными государственными органами, представляют собой властные предписания государства, подлежащие обязательному исполнению всеми субъектами, которых они касаются. Носят они либо «внутриаппаратный» характер (касаются проблем организации механизма государственного и муниципального управления), либо направлены «во вне» - на объект управления, обеспечивают взаимодействие субъекта управления с внешней средой. Одни из них направлены на исполнение постановления вышестоящих субъектов управления - исполнительные решения. Другие являются инициативными, т.е. принимаемые по собственной инициативе, на основе выявленных проблем и самостоятельной постановки задач по их преодолению.

Закрепляются административно-управленческие решения в форме федеральных и региональных законов, указов Президента РФ, постановлений правительства страны, решений губернаторов и правительств субъектов РФ, приказов министров и руководителей других органов исполнительной власти. Административные управленческие решения, как правило, носят оперативно-тактический характер. Тем не менее, как и политические, они могут быть стратегическими. Например, решение о проведении административной реформы. Точно также многие политические решения носят оперативно-тактический характер. Не все они предполагают решение долгосрочных программ, многие реализуются в среднесрочной и краткосрочной перспективе.

По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть а) общенародными (принимаются по итогам выборов и референдумов); б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными; в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти; г) единоличными и коллегиальными. В современных условиях государственное управление, естественно, развивается в сторону демократизации и коллегиальности, что полностью соответствует общим тенденциям развития социально-политической ситуации и внутренней логике формирования новых форм государственного и муниципального управления.

По масштабу действия: общегосударственные, которые реализуются в масштабах всей страны; локальные, реализуемые в пределах отдельных отраслей, отдельных национально- или административно-территориальных единиц; внутриведомственные; межведомственные.

По целям и времени действия: стратегические, тактические и оперативные; долгосрочные; среднесрочные и краткосрочные.

По порядку принятия и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления, приказы) и вторичные, вводимые в действие в качестве приложений к первичным управленческим решениям. Например, «Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» введено в действие Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации». Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти введен в действие постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30.

По механизму действия решения могут быть: прямого (непосредственного) и рамочные (отсылочного) характера.

По характеру воздействия: стимулирующие, протекционистские, мотивационные, ограничительные, запретительные и др. Особую группу составляют акты, предусматривающие меры административного пресечения за нарушение установленных правил. Примером могут служить карантинные правила, правила противопожарной безопасности, санитарные правила, правила по перепланировке и эксплуатации жилых и нежилых помещений.

По степени публичности: закрытые - совершенно секретные; секретные и для служебного пользования и открытые - несекретные общего пользования. Они открыты для всех.

Закрепляются государственные управленческие решения также в различных формах. Это могут быть как правовые, так и неправовые (организационно-управленческие) формы.

Правовыми являются законы (конституционные, федеральные, законы субъектов федерации, законы кодированные и текущие); указы, декреты (царские, президентские, губернатора, мэра); постановления (палат парламента, правительств, коллегии министерства, суда, прокурора); распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); приказы (министров, глав администраций); указания, правила, положения, инструкции; межгосударственные договора и соглашения. Законы, указы, постановления, приказы, инструкции, правила и положения называют государственными актами управления. Издание таких актов в форме писем и телеграмм не допускается. Правом издавать нормативные правовые акты не обладают структурные подразделения и территориальные органы исполнительной власти.

В решениях, выраженных в правовых формах, содержатся правовые нормы, которые формируют новые правоотношения, изменяют или прекращают ранее сложившиеся отношения, вводят в действие новые, изменяют или отменяют ранее действовавшие решения. Они всегда влекут определенные юридические последствия. Такими формами закрепляется практически вся управленческая, в том числе правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государства. Вне правовых форм невозможна никакая законная предпринимательская деятельность, без государственной регистрации, лицензирования и аккредитации невозможно никакое легальное производство. Невозможна никакая контрольно-надзорная, инспекционная, ревизионная и прочая управленческая деятельность.

Важнейшей формой правового регулирования государственного управления являются законы, определяющие как статусное положение, так и юридический порядок ведения тех или иных общественных дел.

Закон (англ. law) - это решение в форме нормативного акта, принятое в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением народа, обладающее высшей юридической силой и регулирующее наиболее важные, сложные и устойчивые общественные отношения. Это высшая форма выражения государственной воли. Поэтому понятно, что среди всех государственных управленческих решений ведущее место занимают те, которые обладают статусом и юридической силой закона. Все другие решения должны соответствовать им и не противоречить им.

Правовое регулирование посредством законодательной формы пользуется высоким авторитетом в обществе. Оно отличается большой стабильностью и обеспечивается мощной системой ресурсов и средств, находящихся в распоряжении государства. Обладая «наибольшей нормативной концентрированностью, законы гарантируют органическое единство и придают правовую стабильность всему управленческому механизму. Главное, чтобы в нем было поменьше противоречий, неувязок и пробелов.

Мировая государственная практика знает множество законодательных актов: конституционные (органические) законы, программные и рамочные законы, законы-декреты, чрезвычайные законы, модельные законы, билли, декреты. Законы Российской Федерации бывают конституционными, обычными федеральными и законами субъектов РФ. Подразделяются они на текущие и кодифицированные (кодексы, основы законодательства, уставы, положения, правила).

В перечне форм правового регулирования государственного управления не менее важное место отводится подзаконным нормативно-правовым актам, представляющим собой юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не

противоречащий. Подзаконные нормативные акты закрепляют и регулируют общественные отношения, которые не урегулированы законом, либо конкретизируют те отношения, которые уже урегулированы законом. Подзаконные нормативные акты весьма разнообразны: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) ведомственные; г) местные, в том числе органов местного самоуправления; д) локальные (внутриорганизационные).

Подзаконным является постановление палаты парламента (англ. resolution of Parlament Chamber). Это правовой акт государственного управления, принимаемый Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам, исчерпывающим образом перечисленным в ст. 102 и 103 Конституции Российской Федерации. Принимаются постановления по вопросам изменения границ между субъектами РФ, введения военного и чрезвычайного положения, решения кадровых вопросов по высшим государственным должностям, амнистии, импичмента, об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны.

Главенствующее положение среди всех подзаконных актов занимают указы Президента Российской Федерации.

Указ (англ.

Edict, decree) - решение в форме нормативного акта президента страны или президента республики в составе Российской Федерации. Указы обязательны для исполнения на всей территории страны или соответствующего субъекта РФ. Никакого дополнительного утверждения не требуют (за исключением случаев введения военного и чрезвычайного положения). Многие из них носят оперативно-распорядительный характер. Их предмет - основные направления внутренней и внешней политики страны. Указы обеспечивают правовой характер управления важнейшими общественными отношениями, которые не подпали под регулирующую силу законов. Многие указы содержат первичные нормы права, а значит, по своей юридической силе их можно приравнивать к закону. Особо значимы для государственного управления указы и распоряжения президента по формированию системы органов исполнительной власти, назначению руководителей, кадровым перемещениям. На основе президентских указов в нашей стране проводилась приватизация, формировались основы государственной службы, сейчас реализуются приоритетные национальные проекты.

Далее идут управленческие решения органов исполнительной власти. Они являются основной правовой формой реализации целей, задач и функций исполнительной власти. Это постановления, распоряжения, решения, приказы, положения, планы, правила, инструкции. Носят они, как правило, императивный обязательный характер. В них устанавливаются правовые статусы, принципы, формы и методы ведения различных общественных дел. Многие такого рода документы имеют внутренний отраслевой характер, их действие распространяется на предприятия, организации и учреждения данного министерства или ведомства.

Но есть акты, которые носят межведомственный характер, их действие распространяется на более широкий круг субъектов. К таким решениям относятся многие управленческие решения Минфина, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минобразования, МЧС. Чаще всего это приказы по вопросам управления в сфере финансов, налогов и сборов, трудовых отношений, образования, экологической, санитарной и противопожарной безопасности, предотвращения техногенных катастроф и т.д.

Управленческие решения органов исполнительной власти бывают нормативными и индивидуальными; федерального значения и актами субъектов РФ; политического, экономического, социального и культурного содержания.

Остановимся на некоторых из них.

Постановление правительства (англ. decision Gaverment Regulation) - управленческое решение общенормативного содержания, издаваемое Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и обычных законов, а также указов Президента Российской Федерации. Их предметом являются вопросы экономического и социально-культурного развития страны. Типичным примером такого рода управленческого решения может быть постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Целевая программа правительства (англ. target gaverment programme) - документ, определяющий цели, задачи и планы правительства в конкретной сфере внутренней и внешней политики,

ресурсы и систему мероприятий по их реализации. В настоящее время в России в перспективе до 2010 года реализуется более 50 федеральных целевых программ. Среди них программы «Жилище», «Культура России», «Социальная поддержка инвалидов», «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния».

Решение (англ. resolution) - управленческое решение в форме правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица в пределах его компетенции, влекущего соответствующие юридические последствия.

Приказ (англ. order) - акт управления, издаваемый руководителями министерств, служб и агентств, управлений и департаментов органов исполнительной власти, а также руководителями акционерных обществ, концернов, предприятий, учреждений и организаций в рамках своей компетенции. По своей юридической природе приказы могут быть как нормативными (содержащими нормы права), регулирующими определенный срез общественных отношений, так и актами только лишь применения действующих правовых норм.

Инструкция (англ. instruction, regulation) - правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем), который содержит правила и рекомендации по регулированию организационных, кадровых, технологических, финансовых и других сторон деятельности управляемого объекта. В инструкции содержатся также разъяснения по вопросам применения законодательных актов и распорядительных документов. Например, Инструкция Федеральной налоговой службы РФ «О порядке формирования списка граждан, работающих в органах федеральной налоговой службы, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу» от 19 августа 2005 г. № ММ-3-15/397.

Об управленческом значении актов судебных органов - постановлений, решений, приговоров, заключений, частных определений пока единого мнения не сложилось. Многие ученые считают, что судебные решения прямой управленческой нагрузки не несут, чаще всего не содержат норм права и в основном являются актами толкования законов, т.е. имеют ярко выраженный юрисдикиионный характер. Мы придерживаемся несколько иной точки зрения.

Конечно, судебные решения в прямом смысле управленческими не являются. Они не оказывают прямое упорядочивающее воздействие на различные стороны общественной и государственной жизни. Тем не менее, без них государственное управление невозможно. Разве не несут управленческую нагрузку решения судебных инстанций по поводу споров, возникающих между различными государственными органами, между различными субъектами хозяйствования? Разве возможно грамотное правовое управление без учета решений Конституционного суда РФ, руководящих разъяснений, содержащихся в постановлениях пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ? Государственно-управленческие функции очень часто реализуются с помощью судебных решений общеобязательной значимости. Тем более в ситуациях, когда законом не предусмотрено правовое регулирование тех или иных жизненных ситуаций, в том числе конфликтных. Судебная власть не только самостоятельно, публично, т.е. от имени народа, а порой по обязанности принимает общеобязательное решение по поводу того или иного конфликта, но еще и гарантирует обществу его исполнение. Тем самым позволяет сторонам конфликта избежать неоправданного применения силы и самоуправства.

К государственно-управленческим решениям можно отнести и некоторые акты органов местного самоуправления. К числу таких актов относятся уставы городов и районов, уставы местного самоуправления, решения, распоряжения, приказы, которые обязательны для населения данной территории. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные установления местного значения.

Все более широкое распространение в практике государственного управления получают решения, вырабатываемые в ходе договорной практики - межгосударственные двух - и многосторонние соглашения, административно-правовые договоры между субъектами управления различных уровней и ветвей власти, государственно-правовые договоры между субъектами Российской Федерации, госзаказы, совместные решения двух министерств; контракты о службе в органах государственной власти. Их предмет - управление государственной собственностью, госзаказы и закупки для государственных нужд, некоторые аспекты федеративных и межбюджетных отношений, проведение исследовательских работ, отбор граждан на государственную службу.

В будущем, несомненно, договорные отношения в государственном управлении будут развиваться, поэтому уже сегодня следует позаботиться о более тщательной проработке их правовых основ, технологий заключения и контроля исполнения договоров. Это тем более важно, если учесть, что в государственном управлении договоры в значительной степени, как правило, носят комплексный характер, регулируются на смешанной межотраслевой основе нормами административного, гражданского, финансового, трудового и других отраслей права.

Правовые формы государственного управления определяют юридически значимую деятельность государственных структур и должностных лиц во взаимоотношениях с субъектами регулируемых отношений. В правовых формах опосредуются базовые субъектно-объектные управленческие взаимосвязи и отношения. Тем не менее, действенность правовых форм во многом зависит от качества неправовых (организационных) форм управленческой деятельности.

НЕПРАВОВЫЕ формы управленческих решений - это справочные материалы и экспертные заключения, решения различных совещательных коллегий, итоги обсуждений, рекомендации по итогам осуществления тех или иных организационных мероприятий и технических операций, научные прогнозы, экспертные заключения, методические разработки. Такие документы существенно влияют на весь процесс государственного управления, но при этом не носят нормативно-правовой характер. Они не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношения. Их назначение совершенно иное - организационно обеспечить выполнение государственных решений, принятых в соответствующих правовых формах. Не случайно, они не предшествуют, а чаще всего следуют за решениями в правовых формах.

Неправовые формы управленческих решений также весьма разнообразны:

Справочно-информационные документы - протоколы, докладные, служебные и объяснительные записки, акты проверок, представления, деловые письма, телеграммы, телексы, факсограммы, телефонограммы, электронные сообщения, перечни, списки, отчеты;

Аналитические справки, сводки, экспертные заключения, отзывы, бухгалтерская и статистическая отчетность;

Итоговые документы организационных мероприятий - решения совещаний и планерок, рекомендации конференций, саммитов, семинаров и «круглых столов», различного рода рабочие программы;

Материально-технические формы - решения, касающиеся ведения делопроизводства, оформления документов, финансового учета и отчетности, информационно-коммуникативной, справочно-аналитической и другой обеспечивающей деятельности.

В заключение параграфа представим в обобщенной форме основные свойства и отличительные черты государственно-управленческого решения:

1. Это документ, носитель определенной управленческой информации;

2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его главное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;

3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;

4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом,

порождает соответствующие права, обязанности и предусматривают ответственность за последствия их реализации;

5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.

Государственные решения, к какой бы сфере жизнедеятельности людей они не относились и на каком бы уровне управленческой иерархии не принимались, должны: а) соответствовать ценностям права - идти от правды жизни, строиться на принципах законности, социальной справедливости, гуманизма, бережного отношения к национальным богатствам, защищать права и свободы человека, обеспечивать целостность и независимость страны; б) отвечать букве и духу закона, быть направленными на практическое исполнение закона, утверждение в обществе должного правопорядка; в) наделять реальными юрисдикционными полномочиями (компетенцией) те органы, организации и тех должностных лиц, которые их реализуют; г) оформляться в установленных для каждого государственного органа правовых формах; для парламента - закон; президента - указ и распоряжение; правительства - постановление, распоряжение и целевая программа; министра - приказ, инструкция и т.д.;

6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой социальной значимостью предписываемых действий, носит директивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем мероприятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то;

7. Оформляются надлежащим образом в установленном порядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует большое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его авторство не устанавливается. Государственное решение - это собственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;

8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение правовых норм различных отраслей права; высокое качество как самого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение процессуальных правил и технологий превращает решение в фикцию, в документ ничтожной юридической силы;

9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а значит, подконтрольны налогоплательщикам.

В качестве заключения можно сформулировать обобщающий вывод: по содержанию и иерархической структуре управленческие решения представляют сложное многомерное пространство, которое можно исследовать с разных точек зрения - юридической (т.е. с позиции легитимности этих решений), социально-экономической (их социального смысла и экономической ценности), политической (их властной силе и степени выражения интересов общества), профессиональности (их интеллектуально-кадровой обеспеченности), психологической (их стимулирующей роли) и т.д. Все это следует помнить и учитывать в повседневной управленческой практике.



Просмотров