План производственного контроля в медицинской организации. Образец программа проведения производственного контроля в пни

в атмосферный воздух и их источников

1.1. Общие положения

1. В Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом "Об охране атмосферного воздуха") введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 22 "Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников" этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

"Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды" (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Ростехнадзор).

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов .

Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:

Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;

Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);

Контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;

Ведения статистической отчетности о выбросах;

Контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;

Разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;

Оценки экологичности используемых технологий;

Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.

2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:

Источники с организованным выбросом;

Источники с неорганизованным выбросом.

Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: "организованный источник" и "неорганизованный источник".

Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.

3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:

Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

Кодификация и определение координат ИЗА.

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 - цех N 1, источник N 1);

Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;

Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) .

Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет .

5. Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов). К таким случаям, в частности, относятся нижеследующие ситуации.

Контролирующие органы или природопользователи установили наличие:

Неучтенных при инвентаризации источников выброса ЗВ в атмосферу;

Неучтенных при инвентаризации ЗВ в выбросах источников;

Неучтенных при инвентаризации режимов работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

Кроме того, на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

Корректировка инвентаризации может быть проведена или по решению руководителя предприятия, или по предписанию территориального органа Ростехнадзора с указанием факторов, обусловливающих необходимость корректировки инвентаризации.

5.1. Если в течение 5-летнего срока действия инвентаризации на предприятии (или в отдельных его цехах) не произошло никаких изменений в технологии и объемах производства, составе и видах используемого сырья и топлива, то срок действия имеющейся инвентаризации может продляться на 3 - 5 лет (при соответствующем обосновании) по усмотрению территориального органа Ростехнадзора.

Если на предприятии имеются производства, для которых разработаны и утверждены в установленном порядке технические нормативы выбросов (ТНВ), то для таких производств последующая инвентаризация выполняется на основе этих ТНВ.

Примечание: Если в период действия инвентаризации введены в действие новые методики определения выделений (выбросов), то, как правило, учет возможных изменений количественных и качественных характеристик ИЗА выполняется после окончания действия существующей инвентаризации. В отдельных случаях территориальные органы Ростехнадзора, исходя из экологической обстановки в городе (регионе), вправе рекомендовать провести корректировку действующей инвентаризации.

6. При строительстве новых и реконструкции (расширении) существующих объектов и при введении в действие таких объектов возможны отклонения (разрешенные и согласованные) от проектной технической документации, изменения условий эксплуатации оборудования, сырья, материалов в отличие от объектов-аналогов. Для выявления таких различий в количественных и качественных характеристиках источников загрязнения атмосферы необходимо проведение инвентаризации выбросов нового объекта. Как правило, в этих случаях инвентаризация проводится не позднее чем через год после введения в действие основных производственных мощностей данного объекта.

7. В практике воздухоохранной деятельности нередки случаи, когда для предприятия инвентаризацию выполняет одна организация, а проект нормативов ПДВ разрабатывает другая организация. При рассмотрении проекта нормативов ПДВ в контролирующих органах нередко выявляются недостатки, связанные с неполнотой учета источников и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных инвентаризации. В результате предприятие вынуждено нести дополнительные расходы по уточнению инвентаризации. Поэтому целесообразно, чтобы предприятие при заключении договора на проведение инвентаризации с подрядной организацией предусматривало гарантийные обязательства со стороны этой организации по корректировке инвентаризации и компенсации затрат предприятия, понесенных им вследствие неправильной инвентаризации, в случаях, когда необходимость таких действий возникла по вине подрядчика.

Со своей стороны предприятие должно нести ответственность за предоставление исполнителю полных и достоверных данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива, наличии паспортов вентустановок и газоочистного оборудования (ГОУ), а также обеспечить работу оборудования на режимах, необходимых для проведения инвентаризации.

8. Выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации территориальные органы Ростехнадзора, как правило, осуществляют при государственном контроле за охраной атмосферного воздуха предприятия.

9. Следует обратить внимание на завершающую стадию работ по инвентаризации выбросов на предприятии, связанную с оформлением соответствующей документации, а именно "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия".

Нередки случаи, когда инвентаризация выбросов ограничивается источниками с организованными выбросами, определение параметров которых выполнялось инструментальными методами. При этом результаты расчетного определения выбросов от ряда источников с организованным выбросом, в основном не оснащенных ГОУ, и всей совокупности источников с неорганизованным выбросом не включаются в отчет по инвентаризации. В этих случаях результаты расчетного определения выбросов, как правило, включаются в проект нормативов ПДВ (ВСВ) предприятия. Это приводит к тому, что на предприятии отсутствует единый отчет по инвентаризации выбросов, требуется дополнительная работа по составлению разделов III и IV отчета по инвентаризации , и, кроме того, неоправданно увеличивается объем работы по рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) в контролирующих органах.

В случаях, когда по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора инвентаризация проводится в едином комплексе с разработкой нормативов ПДВ, отдельный отчет по инвентаризации для предприятий может не составляться. При этом вся информация, которая должна содержаться в этом отчете, представляется в проекте нормативов ПДВ в виде соответствующих приложений.

Примечание: В основном это относится к предприятиям, выбросы которых определяются расчетными методами.

10. При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать возможную годовую изменчивость выбросов в атмосферу и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения - летний период и т.д.

11. В соответствии с положением ст. 22 на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться источники выбросов и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

До введения в действие нормированию подлежали выбросы любых вредных веществ вне зависимости от их массы и степени воздействия на атмосферный воздух. В результате на многих предприятиях (в т.ч. использующих сырье и топливо с широким спектром микропримесей, содержащихся в них) предлагалось нормировать большое количество вредных веществ, выбросы которых не оказывают сколько-нибудь ощутимого (значимого) воздействия на атмосферный воздух. Все это неоправданно увеличивает объем работ по нормированию, а затем и по контролю выбросов.

Для того, чтобы определить источники и перечень вредных веществ, подлежащих нормированию, в НИИ Атмосфера разработаны критерии, позволяющие на первом этапе этой работы без проведения расчетов загрязнения атмосферы по унифицированным программам расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) определить перечень нормируемых вредных веществ, а затем (при необходимости) уточнить этот перечень с помощью расчетов загрязнения атмосферы по УПРЗА.

12. Основные требования к проведению инвентаризации выбросов:

1. Определение параметров ИЗА должно осуществляться при регламентной загрузке технологического оборудования и нормальных условиях эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

2. Наряду с этим параметры ИЗА следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки) и стадиях технологических процессов.

3. Результат определения разового значения каждого параметра ГВС и других параметров, характеризующих режим выброса ЗВ из ИЗА, должен характеризовать среднее за 20-минутный интервал времени значение этого параметра.

13. При проведении инвентаризации рекомендуется применять единую сквозную нумерацию промплощадок в рамках предприятия, цехов - в рамках промплощадки, участков - в рамках цехов, источников выделения ИВ - в разрезе каждого источника загрязнения атмосферы (ИЗА), режима (стадии) ИВ - в разрезе каждого ИВ, режима (стадии) выброса - в разрезе каждого ИЗА, ИЗА - в разрезе промплощадки (при наличии только одной промплощадки - в разрезе предприятия), начиная с N 1 в возрастающей последовательности. Принятая нумерация от года к году не должна изменяться.

При появлении нового источника (ИВ, ИЗА) ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. Всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.

Примечание: Для крупных производственных объектов с большим числом источников допускается рассматривать каждое из структурных подразделений данного объекта как промплощадку.

13.1. При проведении инвентаризации выбор наименований вредных веществ и их кодов выполняется согласно и дополнительным рекомендациям, приведенным в Приложении 1 настоящего Пособия и в разделе 2.

Примечание: В случае отсутствия выбрасываемого вещества в перечне ему присваивается четырехзначный код в диапазоне 9001 - 9999, о чем делается соответствующее примечание в тексте инвентаризации.

Начнем с того, что определим понятие данного термина. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (в статье мы будем писать сокращенно ИВЗВ) - это комплекс мероприятий, которые осуществляются с целью подсчета количества и качества выбросов в атмосферу загрязняющих ее газов.

Кто должен проводить и в какие сроки

Инвентаризация выбросов должна проводится всеми хозяйствующими субъектами, в числе которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые имеют стационарные источники, загрязняющие атмосферу, то есть производящие выброс вредных веществ в воздух, которым мы дышим.

Решение о проведении ИВЗВ должен принять руководитель организации, он издает соответствующий приказ, в котором указывает на сроки проведения и на состав комиссии по проведению.

Важно! Инвентаризация выбросов должна проходить не реже чем один раз в пять лет.

Источники загрязняющих воздух веществ

При проведении инвентаризации выбросов на предприятии должны быть подвергнуты пересчету все источники. Рассмотрим их в таблице.

Источники Описание
Линейные Когда выбросы поступают по установленной линии, которая имеет большую протяженность.
Точечные Когда выбросы поступают в воздух из одной точки - отверстия.
Площадные Когда загрязняющие вещества поступают в атмосферу с какой то определенной площадки.
Организованные Когда вещества выбрасываются в атмосферу через специальные устройства.
Неорганизованные Когда выбросы не имеют направленных потоков.
Перемещаемые Когда вещества выбрасываются передвижными объектами.

Законодательство по этому вопросу

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух регламентируется сразу несколькими законодательными актами, среди которых Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” , Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды ». Министерство природы Российской Федерации некоторое время назад подготовило проект приказа, в котором утверждены правила проведения инвентаризации, порядок корректировки и многое другое, что касается данного вопроса. Проект данного приказа можно посмотреть по ссылке – ».
В данном проекте перечислены такие важные аспекты, как:

  • на ком лежит ответственность за проведение ИВЗВ;
  • кто входит в состав лиц, проводящих ИВЗВ;
  • как будет происходить исправление данных, полученных в ходе ИВЗВ;
  • как оформить решение о необходимости проведения ИВЗВ;
  • как правильно оформить и хранить результаты ИВЗВ;
  • в отношении каких выбросов должна проводиться ИВЗВ;
  • каким образом будет происходить выявление показателей для ИВЗВ и другие аспекты.

Также в Приложении к Проекту есть варианты оформления Таблиц, в которые вносятся результаты проведения инвентаризации.

Этапы проведения

Всю систему инвентаризации можно разделить на соответствующие этапы, которые должны соблюдаться в хронологическом порядке. После того как руководитель подписал приказ о проведении инвентаризации, были выбраны члены комиссии по инвентаризации и указаны сроки, начинается непосредственно сама инвентаризация. Этапы:

  1. Происходит обследование и изучение территории источника выбросов, виды производства, в результате которого происходит выброс, данные инвентаризации с прошлого раза;
  2. Определяются все источники выделения выбросов и все объекты, которые осуществляют это выделение;
  3. Записываются все данные о перемещении выбросов в пространстве;
  4. Проверяется состояние очистительных сооружений, позволяющих минимизировать выбросы;
  5. Всем выбросам устанавливают тип, характеристику, вид, объем;
  6. Определяется состав газов, поступающих в атмосферу, в качественном и количественном выражении. Записываются все показатели газов;
  7. Все полученные результаты должны быть оформлены документально.

Правила проведения

Проведение инвентаризации выбросов - очень трудоемкое занятие, этапы которого мы рассмотрели выше. Теперь давайте рассмотрим некоторые правила проведения, к числу которых можно отнести:

  • Для подсчета показателей по загрязнению окружающей среди должны быть использованы методы, установленные законодательством. Если же таких методов для каких показателей нет, то нужно применять расчеты, установленные самой организацией.
  • Показатели по каждому отдельно взятому источнику должны подсчитываться в индивидуальном порядке, то есть нельзя объеденить несколько источников и выдать усредненные значения в целях инвентаризации.
  • Определение объемов загрязнения должно проводится с применением соответствующих инструментов.

Документирование результатов

После осуществления всех замеров требуется грамотно оформить результаты инвентаризации. Для этого нужно составить отчет об инвентаризации. Структуру отчета, какие обязательные данные должны быть в отчете можно посмотреть в документе:

Структура отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных.doc

К данному отчету прилагается карта-схема. В отчете должны быть указаны все данные по инвентаризации, включая расчетные и аналитические. Данные по ИВЗВ должны быть сохранены как в электронном варианте, так и на бумаге.

Ответственные лица и привлекаемые организации

ИВЗВ может проводится либо самим хозяйствующим субъектом, либо специальной организацией, имеющей аккредитацию для данных действий. Вся полнота ответственности за правильностью проведения и оформления инвентаризации лежит на хозяйствующем субъекте.

Выводы

Инвентаризация выбросов, осуществляемых стационарными объектами, в атмосферу должна проводится в соответствии с государственными регламентами. Ее проводят не реже одного раза в пять лет. Все данные по результатам ее проведения должны быть документально оформлены. Ответственность за проведение инвентаризации лежит на организации, использующей соответствующие объекты.

«Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия» (далее по тексту «Отчет по инвентаризации») должен включать следующие разделы:

Титульный лист;

Сведения о разработчике и список исполнителей;

Реферат;

Введение.

Приложение 1. Карта-схема территории предприятия (в масштабе) с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Приложение 2. Характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию, содержащее следующие таблицы:

Таблица 1. Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ).

Таблица 2. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА).

Таблица 3. Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

Таблица 4. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (т/год), их очистка и утилизация (в целом по предприятию).

Приложение 3. Результаты определения выбросов расчетными (балансовыми) методами.

Приложение 5. Таблица «Режимы ИЗА и его временные характеристики».

Приложение 6. Таблицы учета нестационарности выбросов.

Приложение 7 (справочное). Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации и составления отчета.

Отчет по инвентаризации оформляется на бумажном носителе информации и на машинном носителе (дискетах и др.).

Титульный лист.

На титульном листе располагаются:

Наименование организации-разработчика отчета;

Подпись руководителя предприятия, для которого проводилась инвентаризация, утверждающая отчет;

Полное наименование работы и (при необходимости) раздела, с указанием названия предприятия, результаты инвентаризации которого приведены в отчете;

Подписи руководителя подрядной организации-разработчика и руководителя работы;

Год выпуска отчета и название города (населенного пункта), где находится организация-исполнитель.

Сведения о разработчике и список исполнителей.

Сведения о разработчике должны содержать полное и сокращенное наименование разработчика, юридический и почтовый адреса, контактные телефоны.

В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей.

Фамилии исполнителей и соисполнителей следует располагать столбцом. Возле каждой фамилии, в скобках, целесообразно указать номер раздела (подраздела) отчета подготовленного исполнителем.

Реферат.

Реферат - сокращенное изложение содержания отчета с основными фактическими сведениями и выводами должен содержать;

Сведения об объеме отчета;

Количество книг (томов) отчета;

Число страниц, количество иллюстраций, таблиц, использованных источников;

Ключевые слова (перечень ключевых слов должен характеризовать содержание отчета и включать от 5 до 15 слов);

Текст реферата.

В тексте реферата приводятся основные характеристики предприятия и его выбросов в атмосферу, а также основные характеристики и результаты инвентаризации. Реферат должен занимать не больше 1-2 страниц текста.

Наименования разделов, подразделов по порядку следования в отчете, начиная с "Введения";

Названия приложений к отчету (по порядку следования).

Введение.

Во введении приводится ссылка на законодательные, нормативно-технические и методические документы, на основании которых проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, дается ссылка на основание для проведения работ на данном предприятии (договор, приказ, его номер и т.д.). В случае проведения корректировки инвентаризации, приводится краткое обоснование ее необходимости.

1. Общие сведения о предприятии.

В разделе приводятся общие сведения о предприятии, для которого проводилась инвентаризация ИЗА, включающие идентификационные характеристики предприятия (площадки), в том числе:

Полное наименование предприятия;

Почтовый адрес места расположения предприятия;

Сводку кодов и номеров ЕГРПО и ЕГРЮЛ рассматриваемого предприятия по ниже приведенной форме;

Краткую характеристику прилегающей к предприятию (площадке) местности с указанием расстояния до жилой зоны;

Указание должности, Ф.И.О., контактного телефона работника предприятия, ответственного за охрану окружающей среды.

ИНН - идентификационный номер налогоплательщика;

ОГРН - основной государственный регистрационный номер юридического лица в ЕГРЮЛ - Едином государственном реестре юридических лиц;

ОКПО - код Общероссийского классификатора предприятий и организаций;

ОКОГУ, ОКАТО, ОКФС, ОКОПФ - классификационные признаки ЕГРПО - Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования;

ОКВЭД - код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

КПП - код причины постановки на учет.

2. Краткое описание технологического процесса (с учетом его нестационарности).

В разделе приводится краткое описание основных технологических процессов и оборудования, являющихся источниками выделений (выбросов) ЗВ в атмосферу. Приводится перечень и краткая характеристика используемого сырья и топлива. Дается краткая характеристика условий эксплуатации оборудования, в том числе, их соответствия регламентным. Анализируются возможности, условия и специфика неорганизованных выбросов.

Приводится анализ технологических процессов рассматриваемых производств с точки зрения изменчивости во времени выделений (выбросов) ЗВ.

3. Характеристика пылегазоочистного оборудования и оценка его эффективности.

Приводится характеристика газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ), оценка их эксплуатационного состояния. Анализируется эффективность работы установок. Дается анализ соответствия паспортных (проектных) показателей работы и результатов пуско-наладочных работ результатам измерений. Приводится описание применяемых средств и методов для очистки выбросов от источников разного типа.

4. Описание проведенных работ по инвентаризации с указанием нормативно-методических документов и перечня использованных методик выполнения измерений загрязняющих веществ и расчетного определения выбросов.

4.1. Раздел должен содержать обоснование использования при инвентаризации ИЗА конкретных методов определения состава и количества выбросов ЗВ, а также обоснование использования выбранных методов определения других характеристик ИЗА, с указанием нормативных и методических документов по инструментальным и расчетным (в т.ч. балансовым) методам.

4.2. Приводятся исходные данные, использованные в расчетах, с указанием источников их получения. В тех случаях, когда эти исходные данные (например, по характеристикам техпроцессов) получены от предприятия, они оформляются в виде справок и таблиц за подписью руководителя предприятия.

4.3. Анализ нестационарности выбросов ЗВ в атмосферу. Анализируется изменение качественных и количественных характеристик выбросов ЗВ на разных стадиях многостадийных техпроцессов и режимах работы оборудования. Для ИЗА, выброс которых имеет выраженное временное изменение (в течение года, сезона, месяца, недели, суток), дается анализ такого изменения. На основе анализа нестационарности выделений (выбросов) обосновывается необходимость и возможность рассмотрения (выделения) разных режимов выбросов предприятия. Указывается количество рассматриваемых режимов выбросов. Дается краткое описание каждого из них с точки зрения его длительности, времени (суток, недели, месяца и т.д.), в которое каждый из них реализуется, частоты повторения определенного режима выброса при работе предприятия, других временных характеристик режима.

Для оформления результатов анализа нестационарности выбросов используется таблица П.5.1. Приложения 5 «Отчета по инвентаризации».

Для более детального учета нестационарности выбросов во времени для предприятий с существенными вариациями работы источников выделения и ИЗА могут формироваться вспомогательные таблицы П.6.1.-П.6.3. по усмотрению исполнителя, по форме рекомендуемого Приложения 6 «Отчета по инвентаризации».

Приложения

Приложение 1. Карта-схема территории предприятия.

На карте-схеме с соблюдением определенного масштаба наносятся все корпуса (здания) предприятия, границы предприятия и его промышленных площадок, источники загрязнения атмосферы (ИЗА) с их номерами (кодами). Указываются направления сторон света и характеристики привязки системы координат, в которой в разделе 2 «Отчета по инвентаризации» приведены координаты ИЗА. В основном, должна использоваться городская система координат.

При наличии в городе единой общегородской системы координат необходимо получить в территориальном органе по охране окружающей среды координаты точки привязки в этой системе для последующего определения местоположения всех источников предприятия в общегородской системе координат, используемой в органе по охране окружающей среды в рамках воздухоохранной деятельности.

Наносимые на изобразительную часть карты-схемы характеристики привязки системы координат, несколько отличаются для двух случаев: когда центр этой системы находится на территории, изображенной на карте-схеме, и когда он лежит вне этой территории.

1. В случае, когда центр указанной системы координат попадает на территорию, отображаемую на карте-схеме, показываются оси координат системы (тем самым и центр координат как точка их пересечения).

2. Если центр указанной системы координат находится вне участка местности, отображенного на карте-схеме, на ней изображаются прямые, параллельные осям координат системы, с нанесенными на них через равные интервалы значениями соответствующих координат (в метрах).

В случае отсутствия городской системы, местоположение источников предприятия определяется в локальной (заводской) системе координат.

Локальная система должна строиться так, чтобы ее можно было легко идентифицировать на картах разного масштаба, поэтому ее центр и оси должны определяться по приметным объектам, например, центр - на пересечении улиц, а одна из осей - вдоль одной из улиц, или центр - в точке расположения трубы котельной, а ось - вдоль стены здания, изображенного на картах разного масштаба.

На пояснительной части карты-схемы указывается:

Какую систему координат: общегородскую или локальную (заводскую) описывают параметры привязки системы координат, изображенные на карте-схеме (т.е. в какой системе координат: общегородской или заводской приведены координаты ИЗА в «Отчете по инвентаризации»);

В том случае, если они описывают локальную систему координат (т.е. координаты приведены в «заводской» системе координат), указываются параметры привязки локальной (заводской) системы координат:

Координаты точки начала отсчета заводской системы координат в единой общегородской;

Направление оси ОХ’ (заводской системы координат), отсчитанное в градусах против часовой стрелки от направления на север;

Тип системы координат - правая (направление поворота от оси ОХ’ к оси ОУ’ против часовой стрелки) или левая (направление поворота от оси ОХ’ к оси ОУ’ по часовой стрелке).

Возможен вариант, когда направления осей указываются по сторонам света, например, ось ОХ - на восток, ось ОУ - на север.

Приложение 2

Характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию. Данное Приложение состоит из 4-х таблиц.

Примечание: Если источники предприятия расположены на нескольких площадках, для каждой площадки заполняются отдельные таблицы вида П.2.1.-П.2.4.

Таблица П.2.1. Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ).

В графе 1 приводится номер цеха (производства и т.п.), который не должен совпадать с номером какого-либо другого цеха на этой площадке.

При первичной инвентаризации номер присваивается специалистами, проводящими инвентаризацию, по согласованию с руководством предприятия. Если цеха на предприятии уже имеют номера (в соответствии с каким-либо документом), следует использовать эти номера.

В графе 2 приводится наименование цеха (производства и т.п.) согласно документам предприятия.

В графах 3 и 4 указывается, к какому участку относятся источники выделения ЗВ, характеристики которых приводятся в следующих графах таблицы. В графе 3 указывается номер участка в цехе. Требования к нумерации участков аналогичны требованиям к нумерации цехов.

В графе 4 указывается краткое наименование участка согласно документам предприятия.

Если в цеху (на производстве) нет структурных подразделений, аналогичных участкам, графы 3 и 4 не заполняются.

В графе 5 указываются номера источников выделения (ИВ).

Требования к нумерации ИВ аналогичны требованиям к нумерации цехов и участков: нумерация ИВ не должна изменяться. При появлении нового источника выделения ему присваивается номер, не использовавшийся ранее, а при ликвидации источника его номер в дальнейшем не используется,

В графе 6 указывается наименование (или тип) установок, агрегатов и других объектов, являющихся источниками выделения (например, асфальтобитумная установка АБ-1, котлоагрегат ДКВР, неплотности запорно-регулирующей арматуры (ЗРА), токарный станок, двигатель автомобиля или дорожно-строительной машины (ДСМ)) или наименование технологического процесса (операции) (например, сварочные работы, зарядка аккумуляторов и т.д.).

В графе 7 указывается номер режима (стадии) функционирования источника выделения, характеристики которого (мощность, используемое сырье, материалы и т.д.) даются в графе 18 или в виде отдельного пояснения к данной таблице.

Выявление (фиксация) и наименование разных режимов работы ИВ (стадий технологического процесса) производится в соответствии с содержанием и характеристиками изменчивости технологического процесса (по согласованию с технологической службой предприятия) или по результатам изучения изменений условий работы ИВ.

При первичной инвентаризации каждому режиму работы ИВ должен быть (по согласованию с технологом и руководством участка, цеха) присвоен номер (начиная с 1), в рамках данного ИВ.

Номера режимов работы ИВ указываются друг под другом, начиная со строки, где в графе 5 приведен номер ИВ, к которому они относятся.

При этом каждый новый номер режима ставится в строке, следующей за той, в которой в графах 11-16 закончилось описание предыдущего режима (т.е. ниже окончание перечня ЗВ, отходящих от ИВ при его режиме работы, описанном в предыдущих строках).

В графах 8 и 9 дается время работы ИВ в сутки и за год на каждом режиме (стадии) функционирования источника выделения. При наличии нескольких источников выделения (графа 10), объединенных под одним номером (графа 5) в графах 8 и 9 указывают суммарное время работы всех источников.

Примечание: В этом случае, время работы, указанное в графах 8 и 9 может быть соответственно больше 24 час. и 8760 час.

В графе 10 указывается число источников выделения, объединенных под одним номером.

ИВ можно объединять под одним номером лишь в случаях, когда:

Они сопоставимы по качественным и количественным характеристикам выделений ЗВ;

ЗВ от них отводится к одному и тому же ГОУ или источнику выброса в атмосферу.

В графах 11 и 12 указываются код и наименование вредного вещества, отходящего от ИВ (в соответствии с п. 13 раздела 1 настоящего Пособия), в рассматриваемом режиме работы. Загрязняющие вещества упорядочиваются сверху вниз в соответствии со значениями их кодов.

Количество ЗВ, отходящих от ИВ на каждом режиме в г/с и т/г, приводится в графах 13 и 14 и в графе 15 - суммарное количество отходящих ЗВ за год.

В графе 16 дается номер пылегазоочистной установки (при наличии ее на данном ИВ). Каждой установке присваивается сквозной по предприятию номер (инвентаризационный), начиная с 1.

В графу 17 заносится номер источника загрязнения атмосферы, в который поступают вредные вещества от источника выделения.

В графе 18 указываются параметры, характеризующие тот или иной режим работы источника выделения.

Таблица П.2.2. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗЛ).

В графах 1 и 2 указываются номер и наименование ИЗА. В графе 3 указывается тип ИЗА: организованный, неорганизованный; для организованных дается их наименование: труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и т.д.

В графе 4 указывается число объединенных ИЗА под одним номером.

Является ли ИЗА источником с организованным или неорганизованным выбросом ЗВ в атмосферный воздух;

С помощью какого набора величин (координат, размеров и т.п.) целесообразно описывать положение области поступления ЗВ в атмосферу от ИЗА (ОП ИЗА) и особенности выброса газовоздушной смеси (ГВС) из ИЗА.

Примечание: Под ОП ИЗА понимается поверхность, через которую ЗВ поступают от ИЗА в атмосферу

В графе 5 приводится высота источника с точностью до одной десятой метра. В случаях, когда источники выброса расположены ниже 2 м над поверхностью земли, в графе 5 указывается высота - 2 м. В случаях, когда источники выделения расположены ниже уровня земной поверхности (в карьерах, угольных разрезах и т.д.), источник выброса стилизуется как площадной неорганизованный, с высотой, равной 2 м. Если источники выделения расположены ниже уровня земной поверхности, но данный объект (например, шахта) оборудован системой вентиляции с выбросом над земной поверхностью, то эти источники стилизуются как организованные с высотой, равной фактической высоте выброса (из трубы, вентшахты и т.п.).

Значение диаметра точечного ИЗА с круглым устьем и длины и ширины ИЗА с прямоугольным устьем указывается с точностью до одной сотой метра в графах 6-8.

При описании одиночных точечных ИЗА, графы 11-13 - не заполняются, для точечных ИЗА с круглым устьем не заполняется графы 7-8.

Значения координат X1 и Y1, Х2 и Y2 в графах 9, 10, 11 и 12 указываются с точностью до метра. Для точечных источников - только X1 и Y1, для линейных источников - координаты концов источника, для площадных источников - координаты середин сторон прямоугольника, ограничивающего источник.

В графе 13 указывается ширина площадного источника с точностью до метра.

В том случае, когда поверхность площадного ИЗА не горизонтальна (например, оконные и дверные проемы и т.п.), в этой графе следует указывать длину горизонтальной стороны прямоугольника, ограничивающего ОП ИЗА.

Для неорганизованных ИЗА графы 6-8, 15-17-не заполняются.

В графе 14 указывается номер режима (стадии) выброса. Каждому режиму присваивается свой номер по аналогии с правилами для описания режимов (стадий) выделений. Описание режимов (стадий) выбросов в разрезе их номеров дается в графе «Примечание» или в отдельном описании к данной таблице.

Значения параметров в графах 15, 16 указываются с точностью до 3-х значащих цифр. В графе 16 приводится объем сухой газовоздушной смеси, приведенный к фактическим условиям (т.е. к температуре, указанной в графе 17). Значения температуры (графа 17) заносится с точностью до ГС.

В графу 20 заносятся значения концентраций вредного вещества при нормальных условиях (н.у.) из таблицы «Результаты инструментального определения характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (Приложение 4 «Отчета по инвентаризации»),

В графу 21 заносятся значения максимально разового выброса (г/с).

Значения в графах 15-17, 20 характеризуют значения этих величин за 20-ти минутный период.

В графу 22 заносятся значения валовых выбросов (т/г) на каждом режиме (стадии) функционирования источника, а в графе 23 в строку, соответствующую первому режиму функционирования ИЗА заносится валовый выброс (т/г) по всем режимам функционирования данного источника.

В графу «Примечание» заносятся дополнительные сведения об ИЗА, указанные выше, а также в ней приводится значение длительности выброса, ?, в том случае, когда?
Для неорганизованных источников, выброс которых изменяется от скорости ветра в этой графе указываются градации скорости ветра (м/с, на уровне флюгера), соответствующие определенному режиму работы источника.

Таблица П.2.3. Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

Таблица П.2.3. составляется в разрезе цехов и участков (графы 1-3), порядок кодирования (нумерация) которых изложен выше. В графах 4 и 5 приводится инвентаризационный номер и наименование ГОУ. Наименование ГОУ должно соответствовать паспортному наименованию данного ГОУ.

В графе 6 указывается номер ИЗА, в который поступают выбросы после очистки.

В графах 7 и 8 указываются: проектная (максимальная) и фактическая (средняя эксплуатационная) степени очистки ГВС, в процентах.

Проектная степень очистки берется из технического паспорта установки. Фактическая степень очистки определяется следующим соотношением: (1.18) где Свх и Свых - концентрации (г/м3) загрязняющих веществ соответственно до и после очистки по результатам замеров;

Vвх и Vвых - расход газовоздушной смеси в единицу времени (м3/с) на входе и выходе установки соответственно.

В графе 9 указывается код загрязняющего вещества, по которому происходит очистка.

В графах 10 и 11 указываются коэффициенты обеспеченности газоочистки: нормативный и фактический, в процентах.

Фактический коэффициент обеспеченности газоочисткой в процентах вычисляют по формуле: (1.19) где ТТ - время работы за год технологического оборудования, час.

ТГ - время работы за год газоочистных установок (независимо от степени очистки), час.

Таблица П.2.4. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация (в целом по предприятию), т/год.

Информация о суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации дается в таблице П.2.4. и предназначена для ведения формы Федерального государственного статистического наблюдения № 2-тп (воздух).

В графах 1 и 2 указываются код и наименование загрязняющего вещества.

В графе 3 указывается количество загрязняющих веществ (по отдельным веществам), отходящих от всех источников выделения, как собираемых в системы газоотводов (организованный выброс), независимо от того, направляются они или не направляются на газоочистные установки, так и непосредственно попадающих в атмосферу (неорганизованный выброс).

В графе 4 указывается количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от всех организованных и неорганизованных источников, минуя очистные сооружения, а также тех неуловленных загрязняющих веществ, которые прошли через не предназначенные для их улавливания (обезвреживания) газоочистные и пылеулавливающие установки.

В графе 5 приводится количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу через специально оборудованные устройства (дымовые трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари и др.), но не подвергающиеся при этом предварительной очистке, а также те неуловленные вещества, которые прошли через не предназначенные для их улавливания (обезвреживания) газоочистные и пылеулавливающие установки.

В графу 6 включаются данные только по тем загрязняющим веществам (всего и по отдельным ингредиентам), которые поступают и подвергаются очистке в имеющихся на предприятии газоочистных и пылеулавливающих установках (независимо от фактической работы этих установок).

В графе 7 указывается фактическое количество уловленных (обезвреженных) загрязняющих веществ, кроме веществ, улавливаемых для производства продукции.

В графу 8 включается количество загрязняющих веществ, возвращенных в производство или использованных для получения товарного продукта или реализованных на сторону.

В графе 9 указывают общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу, после очистки.

В графе 10 указывается общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу (всего, твердых, газообразных, жидких, в том числе по отдельным ингредиентам) суммарно как после очистки, так и выброшенных без очистки.

При отсутствии на предприятии очистных сооружений в графы 6-8 ставится прочерк.

В строке «всего» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 10.

В строке «твердые» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 10, по твердым загрязняющим веществам.

В строке «газообразные и жидкие» записывается сумма всех строк, указанных в графе 10, по жидким и газообразным загрязняющим веществам.

Приложение 3. Результаты определения выбросов расчетными методами.

В данном Приложении приводятся расчеты выбросов в атмосферу от различных технологических установок и оборудования предприятия в разрезе источников, выполненные в соответствии с действующими документами. Раздел по расчету выбросов конкретного источника должен включать:

Исходные данные;

Описание основной процедуры расчета с соответствующими формулами;

Результаты расчета.

В случаях применения компьютерных программ для расчетов, эти программы в соответствии с установленным порядком должны быть согласованы с НИИ Атмосфера (см. п. 2.4. раздела 1.2).

Приложение 4. Результаты инструментального определения характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В графе 1 указывается порядковый номер серии определений характеристик выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу.

В графе 2 указывается дата проведения измерений.

В графе 3 указываются наименование цеха, участка, наименование источника выделения ЗВ, режим работы источника выделения (разные условия работы источника выделения, разные выбросы ЗВ, разное используемое сырье и т.д.).

В графе 4 указывается номер источника загрязнения атмосферы.

В графе 5 указываются диаметр или размер сечения газохода в месте отбора проб и измерений аэродинамических параметров газовоздушной смеси и ниже - скорость газовоздушной смеси в газоходе.

В графе 6 указываются фактический объемный расход газовоздушной смеси и ниже - объемный расход газовоздушной смеси, приведенный к нормальным условиям: 0°С, 101,3 кПа (760 мм рт. ст.) (при температуре выше 50°С целесообразно измерять содержание водяных паров в газовоздушной смеси).

В графе 7 указываются температура газовоздушной смеси и ниже - давление, которое определяется по формуле: (1.20) где Ратм - атмосферное давление, кПа (мм рт. ст.),

Pг - разрежение (избыточное давление) в газоходе, кПа (мм рт. ст.).

В графе 8 указываются названия ЗВ в отобранных пробах.

В графе 9 указывается номер методики выполнения измерений, по которой определялась массовая концентрация ЗВ, в соответствии с прилагаемым списком используемых МВИ с указанием диапазона измеряемых концентраций и названия организации разработчика.

В графах 10, 11, 12, 13 указываются результаты определений массовых концентраций ЗВ. Минимальное число измерений равно 3.

В графе 14 указывается среднее арифметическое значение результатов измерений.

Если источник выделения работает в разных режимах (см. раздел 1.3 настоящего Пособия), необходимо провести измерения на каждом режиме. Для удобства и наглядности, результаты измерений можно сгруппировать друг под другом, независимо от даты проводимых измерений.

В графе 15 указывается максимальная массовая концентрация, Сmax, которая соответствуют наибольшей концентрации из измеренных на всех режимах. Графа 15 заполняется только для источников, имеющих нестационарный режим работы. Сmax зависит от технологического процесса, нагрузки работы источника выделения и используемого сырья. Максимальную массовую концентрацию и мощность выброса ЗВ можно определить, учитывая все возможные режимы работы источника выделения.

В графе 16 указывается средняя мощность выброса ЗВ.

В графе 17 указывается максимальная мощность выброса ЗВ, выбираемая из значений выбросов на каждом из режимов.

В дополнение к Таблице 4 во внутренних документах лаборатории рекомендуется хранить ниже приведенные сведения по отбору проб и количественному определению массовой концентрации загрязняющих веществ.

1. № источника загрязнения атмосферы в соответствии с картой-схемой предприятия

2. Наименование цеха, участка, наименование источника выделения загрязняющего вещества, режим работы источника выделения загрязняющих веществ и источника загрязнения атмосферы (разные условия работы источника выделения, разные выбросы ЗВ, разное используемое сырье и т.д.).

3. № отобранной пробы.

4. Время отбора пробы (начало - конец).

5. Параметры газовоздушной смеси при отборе проб у аспиратора:

Температура, °С;

Разрежение, кПа (мм рт. ст.);

Объем отобранной пробы, дм3;

Объем отобранной пробы, дм3, приведенный к н. у. (0°С, 101,3 кПа (760 мм. рт. ст.)).

6. Название вещества.

7. № методики выполнения измерения в соответствии с прилагаемым списком используемых методик с указанием диапазона измеряемых концентраций и названием организации-разработчика.

8. В зависимости от метода измерений промежуточные данные в соответствии с МВИ (например, количество определяемого вещества в пробе, мг).

9. Разовые значения концентраций последовательно отобранных проб, мг/м3.

10. Среднее арифметическое значение массовой концентрации определяемого вещества, мг/м3.

Приложение 2

К «Отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия»

Характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию

Таблица П.2.1.

Таблица П.2.2.

Таблица П.2.3.

Таблица П.2.4.

Примечание: Значения разовых и валовых выделений (выбросов) оксидов азота в атмосферу, указанные в графах 13-15 таблицы П.2.1., графах 20-23 таблицы П.2.2. и строках, соответствующих «диоксиду азота» и «оксиду азота» таблицы П.2,4. должны учитывать трансформацию оксидов азота в атмосфере (см. п.2.2.5. настоящего Пособия).

Приложение 4

Таблица П.4.1.

Примечание: Количество и нумерация граф после графы «9» даны условно и зависят от количества выполненных измерений

Приложение 5

Для источников загрязнения атмосферы, режим работы которых характеризуется нестационарностью выбросов во времени, заполняется таблица П.5.1. Приложения 5.

В табличную форму Приложения 5 заносят данные в разрезе цеха (участка) по каждому из рассматриваемых источников и раздельно описываются режимы ИЗА и его временные характеристики.

Режим работы ИЗА характеризуется режимами работы источников выделения (ИВ), относящихся к нему.

В графе 2 в разрезе источника (участка) дается описание режимов работы ИВ, после номера ИВ в скобках дается номер режима ИВ в соответствии с графой 7 табл.П.2.1 Приложения 2.

В графе 3 приводятся временные характеристики работы ИЗА на конкретном режиме.

В графе 4 каждому режиму ИЗА присваивается номер (код) в зависимости от времени работы. Причем, если время работы разных источников совпадает, то эти источники имеют одинаковые номера (коды) режимов ИЗА. Номер режимов ИЗА соответствует номеру, указанному в графе 14 таблицы П.2.2 Приложения 2.

Для более детального учета нестационарности выбросов во времени для предприятий с существенными изменениями работы ИВ и ИЗА могут заполняться вспомогательные таблицы П.6.1.-П.6.3., приведенные в Приложении 6.

Таблица П.5.1.

Примечание:

1. В данной таблице дан пример.

Приложение 6

Таблицы учета нестационарности выбросов

Таблица П.6.1.

Примечание: К0 - коэффициент одновременности загрузки оборудования, величина которого определяется как отношение значений в графе 5 к графе 4 (графа 5/графа 4).

Таблица П.6.2.

По крупным однотипным технологическим процессам, установкам, имеющим ряд технологических стадий (например, выплавка стали) или предприятию в целом составляется таблица П.6.3.

Таблица П.6.3.

Примечание:

1. Данные о «Времени начала стадий» и «Продолжительности стадий» - определяются по технологическим регламентам и графику работы данного производства.

2. Данные о концентрации вредного вещества (мг/м3) и максимальном выбросе (г/с) на каждой стадии выбираются по результатам инвентаризации.

Контроль за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется Госкомгидрометом. К настоящему времени завершено выявление всех источников загрязнения, проведена общесоюзная инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и другие среды. В результате инвентаризации получены характеристики выбросов по основным предприятиям различных отраслей народного хозяйства по республикам, основным экономическим районам и почти по 500 городам Классификация источников выброса положена в основу инвентаризации источников загрязнения, которая проводится в соответствии с РД 39-0147098-014-89 На основании материалов по инвентаризации источников автомобильных выбросов или результатов специально выполненных исследований территориального распределения транспортных потоков по городу и их изменения во времени (см. п. 10.2.2) определяют соотношение выбросов автотранспорта и промышленных источников, а также выделяют основные магистрали и районы с интенсивным движением автотранспорта.

Первым этапом разработки проекта ПДВ является инвентаризация источников выбросов.

В марте 1979 г. утверждена ЦСУ СССР и Госснабом СССР «Инструкция по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу», подготовленная управлением по изучению и контролю загрязнения внешней среды Госкомгидромета ц Отделом статистики природных ресурсов и окружающей среды РФ. Разработана единая форма инвентаризации, каждому вредному веществу присвоен код.

Введение платы за загрязнение окружающей среды значительно продвинуло работы по инвентаризации источников выбросов и сбросов, предприятия серьезно занялись эколого-экономическим обоснованием своей деятельности.

Введение платы за загрязнение окружающей среды стимулировало предприятия провести инвентаризацию источников выбросов (сбросов), обратить внимание на эколого-экономическое обоснование своей деятельности. Введение платы за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую природную среду - первый шаг на пути создания системы экономических инструментов регулирования природопользованием и охраны окружающей среды в России Важнейшим направлением атмосфероохранной деятельности предприятий отрасли является контроль источников загрязнения атмосферы (ИЗА) в целях получения объективной информации о выбросах ЗВ в воздух. Это необходимо при подготовке исходных данных для разработки программы ведомственного мониторинга антропогенных источников выбросов. Для обоснования такой программы используют методический подход, результаты инвентаризации источников выбросов и расчеты ПДВ.

При оценке состояния природных ресурсов используются данные статистической отчетности, обобщенные материалы инвентаризации источников вредных выбросов, данные государственной системы наблюдений и контроля природной среды.

В соответствии с поправками 1990 г. к Закону о чистом воздухе ЭПА потребовало от неблагополучных по смогу городов Чикаго и Сент-Луис инвентаризации источников выбросов летучих органических веществ и внедрения улавливающих устройств для крупных источников (свыше 2225 т в год). Угольные ТЭС получают задания по снижению удельных выбросов Э02 в расчете на единицу вырабатываемой электроэнергии [Развивалась работа по совершенствованию исследования влияния в регионе хозяйственной деятельности. Проведена детальная комплексная инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха, природных вод и их анализ. Разрабатывались модели экосистемы оз. Байкал , модели переноса загрязняющих веществ воздушными и водными потоками в регионе озера . Рассчитанные траектории воздушных масс позволили усреднить концентрации и получить потоки загрязняющих веществ на подстилающую поверхность.

С учетом фоновой концентрации производится оценка уровня загрязнения селитебной зоны. Такая работа выполняется по данным инвентаризации источников вредных веществ с использованием ЗВМ по одной из программ ПРЗА.

Эта информация затрагивает не только воздействие предприятия на окружающую среду: декларируемое (экологические паспорта, тома ПДВ и ПДС, экологическая статистическая отчетность, данные инвентаризации источников воздействия и т.д.) или недекларируемое (ситуационные планы, информация мониторинга, данные экологического контроля, специальные исследования), но и социально-экономические аспекты его экологически значимой деятельности (данные по заболеваемости, экономической ситуации в регионе, проекты планировок инфраструктуры градообразующих предприятий, бухгалтерская отчетность, лицензии и договоры, данные о суммах платежей за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов, документальные акты и обозначенные в них суммы эколого-правовой и эколого-экономической ответственности, отчисления в различные фонды и т.д.).[ ...]

Известно, что в окружающую среду практически любого промышленного населенного пункта интенсивно поступает широкий комплекс токсичных химических элементов с выбросами и стоками промышленного и бытового состава. Своевременная инвентаризация источников загрязнения позволяет не только определить предельно допустимые выбросы, но и наметить эффективные меры по их предупреждению.

В результате применения комплекса природоохранных мероприятий, естественной самоочистки и разбавления площади с загрязнением подземных вод выше ПДК сократились с 1989 г. на 25%, снижается содержание хлоридов в водных объектах /55/. На основе инвентаризации источников выбросов в атмосферу разработаны и утверждены нормативы и оформлены разрешения.

Были проведены исследования по оценке воздействия металлов, содержащихся в выбросах ГПЗ на атмосферный воздух. На базе выполненных анализов (на основе их максимальных значений) по содержанию металлов в сырье, технологических средах и дымовых газах была проведена инвентаризация источников выбросов металлов. По данным инвентаризации по 64 металлам были оценены выбросы в атмосферу и по всем металлам (по 24 металлам), имеющим установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) были проведены оценочные расчеты загрязнения атмосферы. Результаты расчетов показали, что значимые приземные концентрации на уровне более 0,05 ПДК наблюдаются только по следующим металлам: хрому, алюминию, марганцу и селену. Из них только по хрому расчетная приземная концентрация была получена на уровне 0,1 ПДК. По всем остальным металлам приземные расчетные концентрации составили менее 0,05 ПДК.

Примером успешной работы предприятий, направленной на защиту окружающей природной среды, является деятельность отдела охраны природы, созданного в производственном объединении «Нитрон» для координации работы цехов, служб, отделов, санитарной лаборатории. Отдел охраны природы выявляет источники загрязнения, проводит повторную паспортизацию сточных вод и инвентаризацию источников выбросов, составляет материальный баланс по всем видам отходов. В результате его работы количество загрязнений, сбрасываемых в реку, значительно сократилось.

Тем не менее, несмотря на все указанные проблемы, экологические платежи остаются пока самым эффективным экономическим инструментом из применяемых в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, поскольку они способствуют повышению внимания к вопросам борьбы с загрязнением, улучшению инвентаризации источников загрязнения и мониторинга выбросов. И в этом отношении документация, связанная с расчетом, согласованием и взиманием экологических платежей может представлять интерес для аудита.

Основой для разработки экологического паспорта являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на «природопользование», паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статистической отчетности инвентаризации источников загрязнения и нормативно-технические документы.

Деятельность природоохранных служб в таких областях, как идентификация экологических опасностей, разработка программ природоохранных мероприятий, осуществление производственного экологического мониторинга, экологическое обучение персонала, в наиболее полной степени отвечает требованиям ГОСТ Р ИСО 14001. Как несоответствие требованиям стандарта должны расцениваться несвоевременное проведение инвентаризации источников загрязнения, невыполнение запланированных природоохранных мероприятий и другие факты такого рода, имеющие место на некоторых предприятиях.

Для проектируемого (реконструируемого) предприятия экологический паспорт разрабатывает организация-проектировщик на стадии разработки соответствующего проекта. Экологический паспорт составляется на основе согласованных основных показателей производства, проектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и др. нормативно-технических документов. Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы Администрации и утверждается руководителем предприятия. Экологический паспорт заполняется в 2-х экземплярах: один хранится на предприятии, другой в местном комитете по охране природы с грифом «для служебного пользования».

При мониторинге атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны размещение постов наблюдения, их количество, категория (стационарный, маршрутный, передвижной, подфакельный) и периодичность контроля выбирается в соответствии с требованиями нормативных документов и планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ в зависимости от климатических условий местности, характера, интенсивности, условий функционирования и срока эксплуатации объекта. Перечень контролируемых веществ выбирается на основании инвентаризации источников выбросов предприятия или материалов технико-экономического обоснования хозяйственной деятельности, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.[ ...]

Инвентаризация источников воздействия на окружающую среду -- документированное описание (в т. ч., на основе дополнительных измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам.

Атмосферный воздух города Ижевска по сравнению с воздухом большинства городов, близких по численности населения, характеризуется относительно невысоким уровнем загрязнения; для сравнения: индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в несколько раз ниже, чем в Кемерово, Новокузнецке и др. Предприятиями города и автотранспортом в атмосферный воздух выбрасывается более 250 загрязняющих веществ. Высокое загрязнение атмосферы взвешенными веществами наблюдается при штилевой погоде в бесснежное время года за счет грунтовой пыли. Проведенная Государственным комитетом экологии инвентаризация источников загрязнения выявила 5,5 тыс. стационарных источников загрязнения атмосферы, принадлежащих 194 промышленным предприятиям. Основной вклад в объем выбросов от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетической отрасли (около 60 %), химической и нефтехимической промышленности (около 12 %), жилищно-коммунального хозяйства и деревообрабатывающей промышленности (около 4 % каждый).С точки зрения многопланового влияния на здоровье человека, присутствие в воде ПХДД/Ф недопустимо, так как из-за высокой токсичности, биологической активности и устойчивости в объектах окружающей среды они отнесены к группе гормоноподобных суперэкотоксикантов.

В настоящее время установлено, что одним из основных источников загрязнения природных объектов ПХДД/Ф являются сточные воды предприятий хлорорганического синтеза. Однако при инвентаризации источников эмиссии ПХДД/Ф преимущественное внимание уделяется газовоздушным выбросам, так как считается, что основными источниками диоксинов являются термические процессы. Между тем исследования показывают, что до 90% эмиссии диоксинов от производств хлорорганического синтеза, включая печи сжигания токсичных отходов, происходит со сточными водами, которые поступают на биологические очистные сооружения (БОС) и далее в природные водоемы. Таким образом, система БОС является практически единственным барьером между источником загрязнения и окружающей средой. Однако в настоящее время проблема распределения диоксинов в системе БОС остается практически не изученной. ЮНЕП осуществляет координацию мониторинга в Средиземном море, проводимого 16 странами.

Программа этих работ охватывает мониторинг нефти и нефтяных углеводородов в морской воде, тяжелых металлов (особенно ртути и кадмия), ДДТ, ПХБ и других хлорсодержащих углеводородов в морских организмах; изучение эффектов воздействия загрязняющих веществ на морские организмы и экосистемы, изучение прибрежного переноса загрязняющих веществ и контроль за прибрежными водами. В работах принимают участие средиземноморские страны. Сюда же относится исследование загрязнений моря от континентальных источников, целью которого является представление государствам, расположенным по берегам Средиземного моря, информации «относительно типа и количества поступления загрязнений от наземных источников и рек, о характеристиках сброса и о практике контроля загрязнений воды. В первой фазе была осуществлена инвентаризация источников загрязнения, сейчас осуществляется сбор фактических данных по сбросам, после чего будет осуществлена оценка всей собранной информации.

Что такое Инвентаризация? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим государственные документы.

На данный момент (октябрь 2017) действует устаревшая «Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» 1991 года, которая предлагает следующее определение:

Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов в атмосферу.

Такую формулировку дополняет «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 2012» и ГОСТ 17.2.1.04-77:

Инвентаризация выбросов является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов.

Однако, готовится законопроект «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», который вступит в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования. Предлагается следующее определение:

Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов в атмосферный воздух.

Из всего вышеизложенного мы понимаем следующее:

1. Инвентаризация проводится для всех юридических лиц, которые имеют стационарные источники выбросов (например, отопительный котёл);

2. На основании Инвентаризации разрабатывается проект ПДВ;

3. Инвентаризация является частью проекта ПДВ.

Зачем проводить Инвентаризацию?

Выполнение ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие источники выбросов проводят Инвентаризацию выбросов в порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти (Министерство природных ресурсов);

Отсутствие Разрешения на выброс влечёт наложение административного штрафа (статьи 8.21. и 8.5. КоАП). Предприятие может быть оштрафовано или приостановлено на срок до 90 суток;

Проект ПДВ разрабатывается на основании Инвентаризации источников;

Инвентаризация входит в стандартный перечень документов при проверках контролирующих органов.

Штраф за отсутствие Инвентаризации

Статья 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации»: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды наказывается административным штрафом:

На должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей;

На юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей.

Статья 8.21 КоАП «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения наказывается административным штрафом:

На должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;

На юридических лиц от 180 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Стоимость Инвентаризации источников

Минимальная стоимость Инвентаризации источников ЗА - 75000 рублей.

Состав отчёта по Инвентаризации

1. Титульный лист;

2. Сведения о разработчике и список исполнителей;

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;

5. Описание проведённых работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчётного определения выбросов ЗВ;

6. Карта-схема территории объекта (в масштабе) с источниками загрязнения атмосферы;

7. Характеристики источников загрязнения атмосферы, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая: Источники выделения загрязняющих веществ, Источники выбросов загрязняющих веществ, Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации, Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация;

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчётными (балансовыми) методами;

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчётов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ;

10. Документирование характеристик не стационарности выбросов.

Содержание работ по проведению Инвентаризации выбросов

Обследуется территория объекта, анализируется проектная документация, виды деятельности, данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;

Выявляются все источники загрязнения атмосферы, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества, а также определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения);

Систематизируются сведения о пространственном размещении источников загрязнения атмосферы;

Изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа;

Устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики (длина, ширина, высота, при наличии устья - вид и размеры устья источника);

Определяются координаты источников;

Устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учётом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, а также определяются показатели отходящих газов (скорость, объёмный расход, температура, давление, влажность);

Документируются результаты инвентаризации выбросов.



Просмотров