Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе. Иерархия нормативно-правовых актов

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств. Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.

Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни. Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся. Именно об иерархии правовых актов, а также общих положениях правовой системы пойдёт речь далее в статье.

Понятие правовой системы

Иерархия нормативно-правовых актов напрямую зависит от правовой системы, которая является сложной социально-политической структурой. Её понятие трактуется по-разному многими учёными, однако существует наиболее «классическая» дефиниция. Правовая система – это совокупность трёх основных и очень важных элементов: правовой культуры, системы права и процесса правореализации. Иерархия нормативно-правовых актов во многом зависит от каждого элемента системы, потому что эти две категории взаимодополняют друг друга. Во-первых, нормативные акты являются одним из источников права в государстве, во-вторых, правовая система обеспечивает иерархию НПА путём правореализации и повышения правовой культуры общества. Таким образом, мы говорим о непрерывном процессе, который действует постоянно. Иерархия нормативно-правовых актов РФ напрямую связана с правовой системой этого государства, о которой будет рассказано более подробно далее в статье.

Правовая система Российской Федерации

Правовая система РФ имеет несколько более специфическую структуру, чем та, которая была представлена выше. Прежде всего, в неё входит не только национальная система юридических норм, но также обязательства международно-правовой России перед зарубежными государствами. Структура также дополняется уровнем правовой культуры населения и сформированной юридической практикой. Иерархия нормативно-правовых актов РФ выстроена от существующей конституции, демократического режима, а также некоторых исторических аспектов. Именно иерархичность структуры позволяет эффективно использовать всю правовую систему государства в повседневной жизни. Более того, структурированность норм помогает гражданам глубже осознавать и понимать суть юридической деятельности, а также пользоваться своими свободами.

История формирования современной правовой системы в РФ

Современная правовая система России начала свое формировании в 1980-х годах. Ещё в 1978 году были созданы поправки к Конституции РСФСР, которые утверждали принципы многопартийности, плюрализма, разделения властей, свободы предпринимательской деятельности и частной собственности. Однако приведены в действие они были только в 1990 году с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Правовая система также была дополнена принятой Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Политическая история этой страны существенно повлияла на структуру и жизнеспособность права. С момента становления РФ как самостоятельного государства стали появляться необходимые на тот момент источники права. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ. Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром. Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года.

Что такое иерархия НПА?

Иерархия нормативно-правовых актов это жёсткая структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти. Существуют и другие критерии построения иерархии. Но в Российской Федерации юридическая сила является основным фактором построения структуры. При этом существует несколько направлений построения структурированной системы НПА. Различие состоит в том, что одно направление берт за основу по большей части территориальный и ведомственный принцип деления нормативных актов, а другой – юридическую силу в зависимости от принципа разделения властей и существующих органов в государстве. Немаловажную роль играет исторический процесс развития государства. Например, иерархия нормативно-правовых актов РБ (Республики Беларусь) существенно отличается от Российской. Этот факт по большей части зависит от тех политических процессов, которые происходили в Беларуси после распада СССР.

Нормативно-правовой акт. Понятие, виды, иерархия

Итак, учитывая все вышеприведённые аспекты, можно выделить два направления, согласно которым строится иерархия нормативно-правовых актов в России, а именно:

  1. Вертикальное – это способ распространения норм права и систематизации НПА от Конституции РФ до отдельно взятых государственных ведомств. Помимо этого, существует территориальный принцип, который формирует суть вертикального направления. Согласно ему, все нормативные акты делятся на федеральные (действуют на территории всего государства) и региональные.
  2. Горизонтальное, когда акты равны по своей юридической силе, но имеют совершенно разный приоритет в момент применения. Подобное случается, когда два нормативных акта субъекта Российской Федерации равной юридической силы, но их применение ограничено территориями регионов. Другая ситуация возможна с федеральными законами. Каждый из них наделён равной юридической силой без исключения, однако тот или иной закон применим в отдельной юридической сфере. Наглядно описанное различие прослеживает между процессуальными и материальными актами.

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов в государстве существует за счёт таких факторов: их юридической силы, отраслевого и территориального деления, а также общего регулятора правовой системы – конституции. Каждый уровень системы НПА несет уникальное значение для государства и общества, о чём будет сказано далее. Необходимо также разбираться в дефиниции самого термина «нормативно-правовой акт». На сегодняшний день в теории государства и права это понятие расшифровывается следующим образом, а именно: установленной формы документ, официального характера, который имеет правовую природу. Другими словами, НПА – это способ регулирования общества посредством норм права.

Конституция Российской Федерации

Юридическая сила нормативных, правовых актов, иерархия которых строится на этом принципе, является полностью исходным материалом от основного государственного закона – конституции.
Этот документ включает в себя ключевые принципы и факторы построения всего правового полиса России. Именно в конституции закреплены основные права и свободы человека, соответствующие мировым стандартам, особенности разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, полномочия и сфера деятельности центральных органов власти. Российская Конституция состоит из двух разделов и преамбулы. В первом содержатся ключевые нормы, другими словами - тело конституции, а раздел второй – это переходные и заключительные положения. При детальном анализе основного закона РФ можно выделить следующие конституционные принципы государственного управления:

  1. Демократизм в государстве как основной политический режим власти. Богатый опыт России показал, что тоталитаризм не достигает тех целей, которых могло бы добиться государство со столь великим потенциалом. Поэтому в XXI веке решили «попробовать» что-то новое, а именно демократию. Нужно отметить, этот выбор пока что оправдал абсолютно все надежды.
  2. РФ – это очень большая страна. Чтобы обеспечить грамотный процесс регулирования, в конституцию внесли принцип федерального устройства территории страны.
  3. Верховенство права и законность живут благодаря принципу правового государства.
  4. Принцип социального государства гласит о том, что вся политика органов власти направлена, прежде всего, на повышение благополучия граждан и их уровня жизни.
  5. Наивысшей ценностью в государстве является человек и его жизнь, что проявляется в принципе гуманизма.
  6. Форма правления в России – республиканская.
  7. Религия полностью отделена от власти. Ни одна религиозная конфессия не имеет влияния на органы исполнительной, судебной или законодательной власти, а также права издавать нормативные акты или каким-либо образом влиять на социальную жизнь людей.

Разделение власти

Иерархия в системе нормативных правовых актов во многом зависит от принципа разделения властей. Во-первых, законодательные органы издают наиболее важные НПА, имеющие наибольшую юридическую силу на всей территории России. Исполнительные органы также наделены правом выдавать определённого рода НПА, которые действуют исключительно в сфере работы того или иного ведомства. Что касается судебных органов, то они не выдают нормативные акты, но имеют право толковать суть федеральных законов и конституционных норм, если возникла проблема в процессе правоприменения. Большую роль играют международно-правовые акты. Если они санкционированы соответствующими органами власти и не противоречат существующей Конституции РФ, то их нормы имеют приоритет перед другими нормативными актами государства.

Вторая ступень иерархии – федеральные законы

Законы являются вторым «звеном», на основе которого строится иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это ключевые НПА в системе общественного регулирования. Они издаются исключительно законодательными органами России.
Предметом регулирования может быть практически любой вопрос федерального или территориального значения. Законы всегда обязательны для исполнения во всей РФ. Они наделены высшей юридической силой. Все остальные государственные акты должны отвечать законам и не противоречить им. Ответственность за нарушение федеральных законов возможно только в том случае, если она прописана в них самих либо регламентирована иными нормативными актами. Таким образом, иерархия федеральных нормативных правовых актов возглавляется конституцией, а ключевую роль играют законы. Следует также отметить ряд вопросов, которые чаще всего становятся предметом законодательного регулирования, например:

Это неполный список всех вопросов, которые могут быть предметом рассмотрения законодательного регулирования в России. С каждым годом социально-политические отношения приобретают все новый и новый характер, что ведёт к изменению приоритетов в органах власти.

Акты президента России

Иерархия подзаконных нормативно-правовых актов возглавляется указами и распоряжениями президента РФ. Данные документы не могут противоречить федеральным законам и Конституции. Основным предметом НПА президента являются вопросы ведения федерации, другими словами, сфера управления страной. Как и законы, они обязательны для применения на территории всей Российской Федерации без исключения.
В конституции описаны следующие НПА, издаваемые президентом: указы и распоряжения. Хотя особых отличий в них нет, учёные-правоведы разделяют данные термины следующим образом:

Президентские акты во многом дополняют законодательство России, потому что их издание происходит намного динамичнее, хотя количество вопросов регулирования значительно уже, чем у федеральных законов. Тут прослеживается главный принцип института президентства – сугубо управленческий характер.

Правительственные НПА

Согласно компетенции правительства России, нормативно-правовые акты данного органа могут выдаваться по ряду чётко выделенных вопросов:

  • Для разработки федерального бюджета.
  • Проведения кредитной и финансовой политики.
  • С целью проведения политических программ в области культуры.
  • Реализация мер по обеспечению неприкосновенности границ, правопорядка, законности, борьбы с преступностью и т. п.

Помимо представленного списка, именно правительство отвечает за реализацию конституционных норм и федеральных законов. Иерархия соподчинения нормативно-правовых актов в РФ наглядно прослеживается во взаимосвязи законов и подзаконных актов правительства. Благодаря последним, законодательство реализуется в повседневной жизни граждан, проще говоря, нормы права действуют должным образом. Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается. Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Ведомственные НПА

Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти. Они регулируют отношения по определённым вопросам и в отдельной сфере. Стоит отметить, что круг лиц, на который распространено действие ведомственных актов, строго определён, поэтому сфера их правореализации достаточно узкая. Эти документы издаются для организации деятельности политической программы определённого вида. Акты вступают в действие лишь после прохождения регистрации в органах Министерства Юстиции Российской Федерации. Этот этап является ключевым, потому что акты проходят строгую проверку, прежде чем их допускают к действию и фактическому регулированию тех отношений, для которых они созданы. Структурные подразделения органов исполнительной власти не могут издавать ведомственные акты. Что касается видов ведомственных актов, то на сегодняшний день выделяют следующие: приказы, постановления, распоряжения, правила и инструкции.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации

Акты субъектов РФ выдаются исключительно по вопросам, возникающим в процессе территориального управления тем или иным регионом. Они не могут противоречить федеральным законам или конституции. Подобные акты не являются новыми в современной России. Территориальные органы активно используют «собственные» акты для более эффективной организации власти на местах. Их юридическая сила ограничена исключительно территорией субъекта РФ. К основным видам подобных актов относятся законы субъектов федерации, региональные подзаконные акты и НПА органов местного самоуправления. Нужно отметить тот факт, что иерархия нормативных правовых актов в РК (Республики Казахстан) на территориальном уровне сильно схожа с Российской, хотя в некоторых вопросах прослеживаются незначительные различия.

В заключение нужно отметить, что существующая система НПА в России доказала свою эффективность и целесообразность в процессе управления государством. Иерархию нормативно-правовых актов а России возглавляет конституция, что во многом подчёркивает главенствующую роль принципов демократизма и законности в стране.

Основной классификацией нормативно-правовых актов является классификация по юридической силе. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность и зависит от органа издавшего акт? его полномочий и компетенции. Нормативно-правовые акты образуют иерархическую систему, в которой нижестоящие нормативные акты не должны противоречить вышестоящим. Общепринятым является деление нормативно-правовых актов на законодательные и подзаконные нормативные акты.

Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

  • 1)законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
  • 2)конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
  • 3)кодексы Республики Казахстан, законы, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
  • 4)нормативные указы Президента Республики Казахстан;
  • 5)нормативные постановления Парламента Республики Казахстан;
  • 6)нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
  • 7)нормативные приказы министров; нормативные постановления государственных комитетов; нормативные приказы, постановления иных центральных государственных органов;
  • 8)нормативные решения маслихатов и акимов: маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

Законодательный акт - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий волю государства по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

К законодательным актам относятся: конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса.

Нормативным актом высшей юридической силы является Конституция РК. Согласно п. 2 статьи 4 Конституции РК, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РК. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РК не должны противоречить Конституции.

После Конституции по юридической силе следуют законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы (принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РК), законы, кодексы, действующие Законы РК и КССР, принятые до вступления в силу Конституции РК 95 г. (действуют в части не противоречащей Конституции РК) и Постановления Парламента, Сената и Мажилиса.

Следует иметь в виду особую роль Президента РК в процессе законотворческой деятельности.

В соответствии с п.2 ст.45 Конституции РК, Парламент может делегировать Президенту право издавать законы на срок до года, а в случае, нерассмотрения Парламентом в течении месяца законопроектов, объявленных Президентом срочным, он может издавать указы, имеющие силу законов Республики. Издаваемые Президентом указы, имеющие силу конституционного закона и указы, имеющие силу закона приравниваются, соответственно, к конституционным законам и законам.Необходимо также отметить, что в иерархии нормативных правовых актов нормативные указы Президента, не являющиеся законодательными актами, стоят, тем не менее, выше нормативных постановлений Парламента, относящихся к законодательным актам. Известны случаи, например, Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 г. N 3309, когда Указ Президента вносил изменения в Постановление Правительства.

Кодексы являются кодифицированными актами и обеспечивают полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Согласно теории права, кодексы находятся выше обычных законов по иерархии, однако, на практике, Закон о НПА не признает за кодексами какого-либо преимущества.

Относительно нормативных правовых актов СССР следует отметить следующее. Как подчеркнуто в Постановлении Правительства РК от 14 января 1997 года N 64 “... с принятием Конституции Республики Казахстан законы и иные нормативные акты СССР на территории Республики Казахстан не применяются”. В отношении законодательных актов все понятно, однако в отношении ведомственных узкоспециальных актов следует отметить, что здесь замещение документов СССР национальными далеко не закончено.

Подзаконный нормативный акт - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или установления первичных норм.

Ведущее место среди подзаконных нормативных актов принадлежит нормативным указам Президента РК, далее следуют нормативные постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти. Следует отметить, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти зачастую называют ведомственными. В тоже время, Закон о НПА не содержит такого понятия, а Конституционный закон РК “О Правительстве Республики Казахстан” называет ведомством лишь комитет центрального исполнительного органа республики. Следовательно, теперь употребление этого термина будет не вполне корректно.

При наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. При наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, принятого позднее.

В случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное толкование содержащихся в нормативном акте правовых норм.

Основные и производные виды нормативных правовых актов

  • 1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.
  • 2. К основному виду нормативных правовых актов относятся:
  • 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;
  • 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силуконституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
  • 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
  • 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
  • 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
  • 6) нормативные приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;
  • 7) нормативные постановления государственных комитетов, нормативные постановления иных центральных государственных органов;
  • 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
  • 3. К производному виду нормативных правовых актов относятся:
  • 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений;
  • 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения;
  • 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности;
  • 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.
  • 4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
  • 5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.
  • 6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являютсянормативными правовыми актами.

Структура нормативного правового акта.

  • 1. Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием "статья" нормы права включаются в законодательные акты. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом "пункт".
  • 2. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта.
  • 3. В больших по объему главах могут выделяться параграфы нормативного правового акта и части параграфа, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы.
  • 4. Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на пункты, содержащие отдельные нормы права, а пункты - на подпункты. Внутри статей, пунктов и подпунктов могут быть части - логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами.

Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части).

В кодексах могут быть использованы другие обозначения внутренней структуры.

  • 5. Каждая статья (пункт), а также главы, разделы и части нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация разделов и частей нормативного правового акта.
  • 6. Нумерация пунктов и подпунктов статьи самостоятельна для каждой статьи, а в нормативных правовых актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта.
  • 7. Номера подпунктов в пунктах статьи обозначаются арабскими цифрами со скобкой.
  • 8. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).
  • 9. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл.
  • 10. В целях удобства пользования каждая глава нормативного правового акта, его раздел, часть, а также параграфы глав и подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов.

Небольшие, не имеющие глав, законодательные акты могут не иметь заголовков статей.

  • 11. Необходимым структурным элементом кодексов, а в случаях, когда это признает необходимым уполномоченный орган, и других крупных нормативных правовых актов является оглавление.
  • 12. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения.

Частые вопросы: какие законы сильнее? как нормативные правовые акты делятся по юридической силе?

Говорить о том, какой закон сильнее, в корне неверно. Закон есть закон. Кодекс есть кодекс. И различия в юридической силе между двумя законами нет также как и нет различия в юридической силе кодексов.

Вообще, все, что связано с порядком разработки, представления, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения, приостановления действия и опубликования правовых актов Республики Казахстан на момент опубликования данной статьи регулируется Законом РК от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах».

Во-первых, нужно уяснить, что общественные отношения в Республике Казахстан регулируются нормативными правовыми актами (далее НПА) . Что это такое читайте в статье что такое НПА. И Конституция, и кодексы, и законы — это все НПА.

Вот НПА уже, в свою очередь, различаются по юридической силе.

Смотрим картинку:

Регулируется эта иерархия статьей 10 Закона РК «О правовых актах»:

Статья 10. Иерархия нормативных правовых актов

1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
3) кодексы Республики Казахстан;
4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
9) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.
3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
4. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
5. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан находятся вне иерархии нормативных правовых актов, установленной настоящей статьей.

Нормативно - правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

В совокупности нормативно - правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Конституция РФОн определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Московская дума Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные, научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Законы субъектов РФ стопка законов Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно - правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Нормативные правовые акты можно классифицировать на различные виды в зависимости от признака, который может быть положен в основу (например, по сроку действия - на временные и постоянные; по территории действия - республиканские и региональные (местные, локальные) и т.д.).

На практике больше всего возникает проблем с классификацией нормативных правовых актов по их юридической силе. Ведь определение их иерархии имеет важное значение для правоприменителя: с учетом приоритета соответствующего акта разрешается юридический спор, определяется компетенция государственного органа, должностного лица.

В повседневной жизни практикующие юристы (юрисконсульты, судьи, адвокаты и др.), а также граждане, обращаясь к правовым нормам, вынуждены решать прежде всего такую задачу, как определение юридической силы акта, его места в общей системе права.

Юридическая сила актов определяется не только статусом органа, их принимающих, но и степенью “сложности процедуры их принятия. Причем в общетеоретическом плане такие формальные обстоятельства отражают значимость общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования соответствующих правовых актов”. Не только общественная значимость регулируемых отношений, стратегическая направленность, но и более сложная процедура принятия предопределяют, например, более высокую юридическую силу программных законов.

Иерархическая структура законодательства может быть определена либо Конституцией, которая непосредственно устанавливает ранжирование актов, либо исходя из анализа природы, роли и места того или иного органа в общей системе государственной власти. Ведь, как справедливо отмечается, определение юридической силы акта не может носить произвольный характер. Более детальное развитие конституционных норм может быть осуществлено путем принятия специального закона. В настоящее время в Республике Беларусь действует Закон от 10 января 2000 г. “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” (с последующими изменениями и дополнениями).

В публикациях обращается внимание на ранее сформулированные в теории права и конституционном праве правила разрешения коллизий между актами, находящимися в одной (горизонтальной) плоскости.

Здесь следует иметь в виду, что:

1) новая (последующая) норма имеет приоритетное действие по отношению к предыдущей;

2) специальный акт имеет верховенство по отношению к общему. Руководство указанными правилами способно обеспечить системность (сбалансированность) законодательства.

В российском законодательстве и юридической литературе сложилась и получила широкое распространение позиция об иерархическом приоритете кодифицированных федеральных законов над некодифицированными; причем одни из кодифицированных актов наделяются большей силой по отношению к другим, включая и межотраслевой уровень. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 5 ноября 1999 г. № 182-О отметил, что в ст. 76 Конституции России не определена иерархия актов внутри одного вида, в данном случае - федеральных законов. По его мнению, ни один федеральный закон России не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.


На недопустимость придания кодифицированному акту более высокой юридической силы обращалось внимание в литературе. Однако с таким подходом трудно согласиться. Законодатель вправе установить правила, следуя которым обеспечивается разделение властей, соблюдаются принципы правового государства, в том числе складывается сбалансированная правотворческая деятельность.

Юридическая сила правового акта - это свойство, ориентируясь на которое можно установить его сопоставимость и соподчиненность с другими правовыми актами.

Исходя из разной юридической силы различных видов источников права, можно определить иерархическую структуру и связанную с этим соподчиненность источников в органически цельной системе. Следует также иметь в виду и горизонтальную структуру актов.

Определение юридической силы акта способствует укреплению вертикали, или, как иногда говорят, пирамиды права.

В.Д. Зорькин в этой связи заметил, что именно “пирамида есть образ правовой жизни. Наверху ее - принципы и высшие нормы, которые фиксируются в Конституции и на самом высшем уровне переводят на юридический язык самые общие контуры, основные параметры. Они прямо или косвенно фиксируют тот или иной вектор развития, ту или иную общую цель, а также образ будущего и общий идеал. Далее пирамида идет вниз, разрастаясь в бесконечность в виде последовательных, иерархически соподчиненных друг другу пластов - законов, потом различного рода и уровня подзаконных актов (указов, постановлений и пр.), судебной практики и прочих правоприменительных актов в центре и на местах.

Все это переводится в плоскость конкретных правоотношений, множество которых уходит в бесконечность (но постоянно в рамках и образе пирамиды). Это и составляет юридическую жизнь общества, государства, индивида. Такая пирамида может сохраняться только в том случае, если соблюдается жесткая иерархия всех правовых актов и нахождение их в данной пирамиде в целом... В противном случае жизнь “переходит в режим бесправия, иными словами, в теневую или даже черную пирамиду, в произвол, в конечном счете и в безнормие, т.е. хаос”.

Как верно отмечается в литературе, системный поход к организации актов-документов - нормативных, правоприменительных - направлен на взаимообеспечение ими друг друга в процессе юридического регулирования и создание единого правового пространства.

Акты одного уровня не должны диссонировать друг с другом или актами иного уровня.

С помощью классификации актов по юридической силе можно сбалансировать законодательство, получив четкие ориентиры для такой работы, определения места каждого из них в системе юридических актов.

Сейчас одной из приоритетных является проблема вертикального построения системы законодательства и в целом источников права, так как при этом условии обеспечивается конституционность, а значит, правовой порядок, что отвечает интересам государства, общества, граждан. При этом условии можно говорить о создании целостного (а не лоскутного, противоречивого) правового пространства.

Проблема заключается не только в необходимом количестве нормативных актов, но и в их системной увязке.

Система актов (в силу уже самого определения понятия системы) предполагает стабильность, формализованность, четкость, ясность, иерархичность, внутреннюю согласованность.

С позиций расположения в иерархической системе национального законодательства среди нормативных правовых актов первое место занимает Конституция, вслед за которой идут законы, а также иные акты текущего законодательства.

Наряду с Конституцией выделяют несколько разновидностей законов, а именно: конституционные, программные законы и обычные законы; имеющие силу закона акты Главы государства.

Программные законы упоминаются в ст. 104 Конституции, правовых системах некоторых стран, например в сфере государственного строительства Франции, хотя, как отмечают французские авторы, это понятие не обладает никакой спецификой. Программные законы - это обычные законы, которые, как принято считать, содержат изложение скорее общих принципов, чем конкретных предложений, что, естественно, предполагает издание большого числа актов регламентирующего характера, относящихся к их применению.

Обычные законы регулируют отдельные вопросы государственной и общественной жизни. Они образуют основной массив законодательных актов. В некоторых странах, где сильны позиции парламента (например, в Великобритании), предмет законодательного регулирования практически неограничен, т.е. парламент вправе принять закон по любому вопросу, в других (например, во Франции) - сфера правового регулирования жестко распределена между законодательной, исполнительной властями и Президентом. Как отмечают Р. Давид и К. Жоффре-Спинози, французская Конституция 1958 г. реализовала идею о наделении парламента лишь теми полномочиями, которые он имеет возможность осуществить фактически, т.е. сфера закона была сужена до установления законодателем лишь основополагающих принципов.

Регламенты Парламента (палат Парламента) следует относить к законодательным актам. Хотя они определяют структуру, порядок организации и деятельности самого Парламента (его палат), однако в силу регламентации законодательного процесса их положения обязательны для всех субъектов, взаимодействующих с законодательным органом (в частности, при проведении парламентских слушаний, внесении законодательных предложений, других вопросов, например кадровых, на его рассмотрение).

Имеющие силу закона акты исполнительной власти или Главы государства обычно имеют иное, чем закон, название (декрет в Республике Беларусь, ордонансы во Франции). Они принимаются либо в силу прямых предписаний Конституции, либо в порядке делегирования Парламентом своих полномочий Главе государства, Правительству или даже иному органу исполнительной власти.

Если органом исполнительной власти издается акт, имеющий силу закона, в порядке делегирования полномочий, то, как правило, он должен быть в последующем одобрен либо подтвержден законодательным органом. В Беларуси сформировалась практика (“обычай”) принятия таких актов (декретов) к сведению.

Следует иметь в виду, что Конституция (ст. 8, 116) достаточно четко определяет место международных договоров как источников в правовой системе. Для законодательства и практики его реализации очень важен учет положений международных документов, которые выступают в качестве своего рода стандарта для страны, вступившей на путь демократии.

С одной стороны, государство в силу суверенитета свободно в определении собственной государственно-правовой системы, а с другой - оно должно сообразовывать свои обязательства с международным правом.

Известно, что основным принципом нормотворческой деятельности является обеспечение соответствия актов нижестоящих государственных органов актам вышестоящих государственных органов, однако на практике так происходит не всегда. Поэтому очень важно установить, какой акт обладает более высокой юридической силой. Немаловажно определить также приоритетное положение актов одного уровня.

В свое время с учетом полномочий субъектов власти мы определяли иерархию законов и указов. Автор ранее неоднократно обращался к данной проблеме. Поэтому изложенные в данной книге суждения не являются абсолютно новыми, однако обратиться к ним заставляет то, что в правоприменительной практике продолжаются споры, имеют место недоразумения, высказываются противоречивые мнения, что не содействует единообразному и правильному применению правовых норм как важнейшему условию конституционной законности.

Иерархия нормативных правовых актов может быть выстроена на основе анализа норм Конституции (см. ст.ст. 7, 77, 85, 104, часть четвертую ст.116, 137, 140 и др.).

Правовая пирамида выглядит следующим образом:

1) Конституция, в том числе конституционные законы, включая акты о ее толковании (ст.ст.137, 140);

2) законы, придавшие международным договорам обязательную и более высокую юридическую силу, чем иные законодательные акты (это осуществляется посредством принятия законов о ратификации международных договоров, присоединения к ним или их утверждения); по существу такие международные договоры занимают доминирующее место в иерархии актов государства (см. ст.8 Конституции);

3) законы, декреты, указы, изданные на основе полномочий, предусмотренных непосредственно в Конституции (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем обыкновенные законы, аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам. К программным следовало бы отнести и закон о бюджете, по крайней мере, при сопоставлении актов приоритет должен отдаваться закону о бюджете, если он принят в соответствии с Конституцией и регламентами палат Парламента).

4) указы, изданные на основе закона (см. абз. третий части четвертой ст.116 Конституции);

5) постановления Правительства; акты Правления Национального банка;

6) нормативные акты министерств и ведомств;

7) акты местных Советов депутатов с учетом их уровня (областные, базовые, первичные);

8) акты местных исполнительных и распорядительных органов с учетом их уровня;

9) локальные нормативные правовые акты.

В пределах данной системы можно определить и место правоприменительных актов (постановления палат, распоряжения Президента, Премьер-министра).

Следует также иметь в виду силу (значит и место в иерархии) решений референдумов. Закон, принятый народом, обладает более высокой силой, чем иной национальный акт (исключение касается международных договоров, для которых в международном праве установлена соответствующая процедура денонсации; народ путем референдума вправе делегировать другому субъекту полномочия по изменению принятого на референдуме закона).

Заключением Конституционного Суда нормативный акт любого органа может быть признан неконституционным и в силу этого не подлежащим применению судами и иными органами. Особая роль принадлежит регламентам (например, палат Парламента), международным договорам, которые не требовали ратификации парламентом и в силу этого законодательные акты обладают более высокой по отношению к ним юридической силой.

Следует иметь в виду, что принятие закона в нарушение регламента палаты может привести к признанию его Конституционным Судом не имеющим юридической силы. Поэтому можно утверждать, что принятый в соответствии с Конституцией регламент палаты Парламента является основой для принятия законов и этим предопределяется его юридическая сила и место в системе актов законодательства.

Выстраивая правовую пирамиду и решая вопрос о приоритете того или иного акта следует учитывать и другие нюансы. В частности, соотношение нового и «старого» акта, общего и специального, общей и особенной части закона (кодекса) и др.

Каждому продукту нормотворческой деятельности государственного органа (должностного лица) соответствует своя форма акта — закон, указ, постановление, решение и т.п.

Главенствующее место в правовой системе, как указывалось выше, занимает Конституция. При этом смысл и содержание конституционных норм предопределяются общепризнанными принципами международного права. Именно такой вывод можно сделать из содержания ст. 8 Конституции.

Каждый из названных уровней актов имеет свою характеристику и классификацию, например, законы: программные законы, кодексы, новые и “старые” законы, общие и специальные.



Просмотров