Юридическая сила конституции кратко. Верховенство и высшая юридическая сила конституции РФ

  1. Верное понимание соотношения биологического и социального в человеке поможет вам ясно строить свою жизненную стратегию, ориентироваться на те социальные обстоятельства, в которых ваша личность сможет реализовать свой потенциал.
  2. Чтобы ощутить себя полноценной личностью, необходимо активное социальное поведение. Избираемый вами «рисунок» социальных ролей зависит от ваших ценностных приоритетов: альтруизм или эгоизм и себялюбие, активное действие или пассивное следование в фарватере обстоятельств. Не следует забывать и о «золотом правиле» нравственности.
  1. Не стоит откладывать самореализацию на далекую перспективу. Многое уже сейчас по силам вам и вашим сверстникам. Если только уповать на будущее, то можно «опоздать жить».
  2. Претендуя на позицию «я взрослый», стоит почаще вспоминать, что взрослость повышает меру ответственности перед собой и другими людьми. Без ответственности не бывает свободы.

Документ

Из работы И. П. Эккермана «Разговоры с Гёте».

    Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать?

    <...> Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то это достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с северонемецкими купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цену и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня.

Вопросы и задания к документу

  1. Почему Гёте называет свободу «странной вещью»? В чем ее странность?
  2. Как, по мнению автора, человек может обрести свободу?
  3. Какие ограничения свободы допустимы, по мнению автора? Как вы относитесь к рассуждениям автора?
  4. В чем различия трактовок свободы в тексте параграфа и в данном документе?

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке.
  2. Выделите основные признаки понятия «личность».
  3. Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность современного россиянина?
  4. Какие действия человека можно отнести к социальному поведению?
  5. В каких сферах происходит социализация личности? В чем она выражается?
  6. Что такое самоопределение личности?
  7. Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?
  8. Какова связь свободы и необходимости?

Задания

  1. С учетом физиологических различий между организмом мужчины и женщины нередко противопоставляют типы поведения в обществе представителей противоположного пола. Так, «мужскому» типу поведения приписывают культ силы, стремление к господству и подчинению других, а «женскому» - стремление к ненасилию, любви, сотрудничеству. Как бы вы объяснили подобные типические проявления? Выскажите собственное мнение по поводу точки зрения природной предопределенности «женского» и «мужского» типа поведения человека.
  2. Русский философ и социолог Е. В. де Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы, достоин полной Нобелевской премии. Выступите в роли эксперта, определите, в какой степени важно такое определение. Как вы считаете, возможно ли подобное определение?
  3. Проведите дискуссию по проблеме «Социализация как часть формирования личности». Для этого выберите одну из предложенных ниже точек зрения для представления аргументов в ее защиту. Кроме того, определите, какие еще условия (кроме воспитания) необходимы для формирования личности.
    • Человек изначально греховен. В процессе воздействия на него необходимо исправить, очистить и спасти его душу. Для этого более всего подходят примеры святых праведников.
    • Человеческая природа предопределена природным генотипом. Следовательно, при любых внешних воздействиях личность проявит себя так в соответствии с предопределенной «линией судьбы».
    • Человек от рождения - чистая доска (Tabula rasa), на которой воспитатели могут начертать любые «письмена». Только от социального окружения зависит, какой будет личность.
    • Человек формируется под влиянием звезд, в его гороскопе можно «прочитать» будущую судьбу и важнейшие черты характера. Все, что предопределено звездами, сбудется, несмотря на попытки противостоять этой предопределенности.
  4. Проанализируйте следующую таблицу, сделайте необходимые выводы.

Мысли мудрых

«Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».

Ф. М. Достоевский (1821-1881), русский писатель

Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На каждом этапе социализации эти проблемы имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения. Одно остается неизменным: их значение для личности. Часто она не осознает существа этих проблем, но они глубоко «сидят» в каждом человеке, заставляя предпринимать действия, направленные на их решение.
Естественно-культурные проблемы также проявляют себя на каждом этапе социализации. Их содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Эти проблемы касаются и ценностных ориентации личности, и ее мировоззрения, и духовного склада. Они также специфичны на каждом этапе социализации, поскольку имеют познавательный, морально-нравственный, ценностно-смысловой характер.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать - конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой

ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личностью и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой - способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой - обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, по и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Раз­витая индивидуальность рождает пока ещё не развитую лич­ность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости чело­век меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила пове­дения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью.

Социализация, как процесс формирования

личности .

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социали­зации.

Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализа­ции продолжается в течение всей жизни человека, и утвер­ждают, что социализация взрослых отличается от социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности ин­тегрального социального статуса.

В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание со­циологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространен­ные черты личности, проявляющиеся в социологически - ор­ганизованной деятельности, регулируемой ролевой структу­рой общества.

Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация – сложный, многосторонний процесс обще­ственного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной вос­питательной деятельностью общества.

Процесс социализации личности - это процесс превраще­ния индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества

В процессе социализации человек формируется как тво­рец материальных благ, активный субъект социального отно­шения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

Воспитание, как процесс формирования

личности.

На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и созна­ния – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных про­блем, окончательное решение которой в принципе не воз­можно. Воспитание остается не только одной из самых массо­вых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социаль­ности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными по­требностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомер­ное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее форми­рование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздейст­вии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формиро­вание личности как конкретного носителя социальности с оп­ределенными мировоззренческими, нравственными, эстетиче­скими установками и жизненными устремлениями в резуль­тате воспитания как целенаправленной деятельности обще­ства. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой сто­роны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Заключение.

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе дея­тельности, человек приобретает личностные качества и стано­вится социальным субъектом.

Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двух­летнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещива­ния биологических и социальных факторов.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, лично­стью становятся. Определенное влияние на развитие и фор­мирование личности оказывает процесс становления соци­ального «Я».

Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Глав­ными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом за­вершается начальная социализация и формирование личности.

Так как в окружающий мир не стоит на месте и постоянно меняется, человеку для более комфортной жизни приходится подстраиваться под эти изменения, поэтому процесс личности происходит в течение всей жизни человека. Сущность человека не может стоять на месте, из-за этого она терпит постоянные изменения. Жизнь – это адаптация человека к постоянно меняющимся условиям вокруг него, а человек – это социальное существо.

В процессе социализации у человека развиваются социальные качества, например, умения, знания, навыки, которые дают ему возможность быть равноправным участником социальных отношений. Процесс социализации может происходить в условиях непредсказуемого воздействия на личность разнообразных жизненных обстоятельств, а также при целенаправленном влиянии на формирование личности.

Цель социализации – это развитие и становление индивидуальности личности путем выработки у нее собственной модели поведения, получения личного жизненного опыта.

Этапы социализации личности

Социализация начинается с освоения личности социальных ценностей и норм поведения, благодаря этому человек учится соответствовать обществу. Затем личность стремится к собственной персонализации и возможности влияния на других членов обществе. Заключительный этап состоит в объединении каждого человека в группу, в которой он раскрывает все свои возможности.

Существуют первичный и вторичный уровни социализации. Первичная социализация – это усвоение норм и ценностей ребенком, процесс, который происходит в сфере межличностных отношений с момента рождения до становления самой личности. Социализация проходит в малых группах, а содействует ей окружение индивида: родители, родственники, друзья, врачи, тренеры и т. д.

При вторичной социализации происходит усвоение новых норм и ценностей, изменение личности в период зрелости и нахождения в социуме. Процесс проходит на уровне больших социальных групп и институтов, при этом участвуют в нем официальные учреждения, администрация школы, государства и т. д.

Факторы, которые влияют на социализацию личности

На социализацию личности в первую очередь влияет биологическая наследственность. Благодаря этому фактору каждая личность изначально имеет свою индивидуальность.

На социализацию влияет культура социального окружения, пережитый групповой и индивидуальный опыт индивида.

Процесс социализации особенно активно происходит в молодые годы. В это время у личности формируется мировоззрение, ответственность перед обществом, творческое мышление, умение работать в коллективе, потребность в саморазвитии и самообразовании, получение и развитие профессиональных качеств, способность самостоятельно принимать решения.

Источники:

Совет 2: На чем строится социализация как социокультурный процесс

Социализация – это процесс вхождения личности в социальную среду посредством принятия индивидом распространенных в его окружении норм и традиций. В качестве социокультурного процесса социализация строится на способности человека в течение всей жизни усваивать культурные условия своего социального окружения, а также реализовываться в обществе за счет сохранения этих культурных условий или их изменения.

Понятие и структура социализации

Социализация необходима индивиду для полноценного участия в жизни социума. Усвоение норм социального взаимодействия, особенностей бытового поведения, идеологии, менталитета, моральных ценностей и культурного наследия определяет вовлеченность человека в социальные процессы и дальнейшее становление личности в обществе.

Выделяют стадии процесса социализации:



- стадия трудовой деятельности – реализация приобретенных знаний и навыков, воздействие на социальную среду;
- стадия послетрудовой деятельности – передача социального опыта представителям следующего поколения.

Особенности социализации как социокультурного процесса

Вовлечение человека в общественную жизнь происходит посредством усвоения принятых в обществе норм, ценностей и традиций, т.е. через культуру. Социализация формирует личность как участника общества, в том числе как носителя культуры и фактора ее развития.

Социокультурный процесс характеризуется сочетанием таких явлений, как стремление к сохранению культурного опыта и стремление к изменению этого опыта. Социализация как социокультурный процесс может проходить как в ключе тяготения личности к традиционным культурным ценностям, так и в ключе стремления к инновациям, модернизации, прогрессивным культурным формам.

Послетрудовая стадия социализации, а именно обогащение нового поколения накопленным культурным опытом, является одной из функций социокультурного процесса. Это явление позволяет социальной группе сохранить свою идентичность, защитить свои традиции от процессов глобализации.

Трудовая стадия социализации – влияние индивида на общественные процессы – позволяет существовать социокультурному процессу в форме стремления культуры общества к саморазвитию и инновациям. Динамика такого социокультурного процесса обеспечивается следующими путями культурных изменений:
- реализация новых идей, разработка инноваций, самостоятельное создание обществом новых культурных форм;
- заимствование опыта у других социальных групп;
- диффузия – распространение и переплетение культурных ценностей и традиций.

Видео по теме

Социализация личности является процессом самореализации, так как позволяет каждому человеку не только приобрести опыт и полезные навыки, но и реализовать себя и найти свое место в обществе. Понимание основания социализации и самореализации, как преобразовательного действия, помогут лучше разобраться в данном процессе.

Основы социализации

Социализация личности – это процесс складывания главных параметров личности человека на основе воспитания, обучения и усвоения социальных ролей. Именно через социализацию происходит самореализация индивидуума, то есть наследование и преобразование им социального опыта и превращение его в личные установки, способности и навыки.

Основанием процесса социализации является активно-преобразовательная деятельность человека, которая помогает включиться ему в общественную жизнь, освоить способы практической деятельности, сформировать социальные связи. По своему существу социализация является самореализацией личности в процессе ее деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что успешность социализации зависит от активного участия индивидуума в творческо-преобразовательном процессе. Так как социализация личности охватывает весь период жизни человека, получается, что самореализация также продолжается всегда. Даже если личность не желает изменяться или участвовать в чем-либо, она все равно в какой-то мере реализует себя. Однако каждая личность делает это в разной степени, что обусловлено воспитанием, культурой и личностными характеристиками.

Самореализация как преобразовательное действие

Самореализацию, являющуюся частью социализации, можно назвать потребностью человека, которая помогает ему преобразовывать свою личность. Человек должен найти свое место в обществе и жизни, выразить себя в мире наиболее ярким способом и чувствовать удовлетворение от реальности. Такое желание побуждает индивидуума развивать свои способности и использовать их на благо других, показывая тем самым свои сильные стороны.

Таким образом, социализация помогает индивидууму реализовать себя, пользуясь принятыми в обществе нормами и тенденциями. Становясь частью общества, человек начинает понимать его нравственные нормы и предпочтения, что позволяет ему использовать данную информацию в своих целях. Это помогает выбрать наиболее подходящую тактику поведения, которая будет отмечена другими личностями. Однако самореализация может иметь более скрытый характер. Социализация личности может выявить ее склонность к более спокойному существованию, при этом поиск своего места для человека заключается не в успешности в глазах других, а в комфортном ощущении самого себя. Все это дает основание полагать, что социализация личности является процессом самореализации, что помогает человеку ощущать себя в обществе наиболее комфортно.

Совет 4: В чем особенность социализации как социального процесса

Главной особенностью социализации как социального процесса является самовозобновляемость общества, его духовное замещение, т.е. непрерывная передача социального опыта другим поколениям и принятие ими этого опыта для последующей передачи. Социализация необходима человеку для положительного сосуществования и взаимодействия с другими членами общества и для самоопределения себя как части социума.

Особенности социализации

Социализация понимается как процесс вхождения личности в социальную среду посредством принятия индивидом распространенных в его окружении норм и традиций. Социализация основывается на способности человека в течение всей жизни усваивать культурные, моральные условия и установки своего социального окружения, а также утверждаться в обществе за счет осознания и определения себя как части целого.

Усвоение норм и ценностей своего окружения определяет успешную деятельность индивида в общественной жизни. Социализация включает в себя как процесс принятия принятых норм индивидом, так и процесс интеграции новых идей индивида в общество для его пользы. Таким образом, социализация необходима человеку для того, чтобы состояться как личности, необходима обществу для того, чтобы быть устойчивым, цельным, развитым.

Для объяснения природы процесса социализации французским социологом Пьером Бурдье было введено понятие, как габитус – «вторая натура». Габитус – это процесс подсознательного следования человеком привитым ему принципам и нормам общественной жизни. Социализация определяет наличие в человеке неосознаваемого мироощущения, соответствующего социальным условиям и установкам окружающего его общества. Благодаря габитусу человек ощущает себя частью общества и получает удовлетворение от принадлежности к цельной системе.

Типы и этапы социализации

Выделяют два типа социализации:
- первичная – происходит во время взросления и воспитании человека;
- вторичная – определяется как интегрирование зрелой сформированной личности в различные социальные группы и взаимодействие с ними.

Также выделяют первичный и вторичный уровни социализации: первичный уровень – это общение и взаимоотношение субъекта с малой группой близких людей, т.е. с родителями, друзьями, соседями, коллегами; вторичный уровень социализации – это взаимодействие субъекта с государственными структурами, общественными организациями и т.д.

Процесс социализации состоит из нескольких основных этапов:
- адаптация – усвоение накопленного социумом опыта, подражание;
- идентификация – стремление индивида самоопределиться, выделиться;
- интеграция – становление личности как участника социальных процессов;
- этап трудовой деятельности – реализация приобретенных знаний и навыков, воздействие на социальную среду;
- этап послетрудовой деятельности – передача социального опыта представителям следующего поколения.

Видео по теме

Социализация личности – это процесс усвоения ею знаний, социальных норм и психологических установок, которые позволяют успешно функционировать в обществе. Это явление, без которого невозможно представить жизнь каждого индивидуума, поэтому необходимо рассмотреть характеристику социализации личности и ее этапы.

Характеристика

Социализация личности как явление представляет собой формирование человека под действием социальных условий и опыта. По сути, это активное включение индивидуума в общественную жизнь. Это явление . С одной стороны, оно включает в себя усвоение личностью социального опыта с помощью вхождения в окружающую его среду. С другой стороны, это активное воспроизводство индивидуумом социальных связей благодаря его деятельности. То есть человек усваивает опыт и позволяет социальной среде воздействовать на него, но в то же время он сам осуществляет все более успешное влияние на окружающее общество.

Термин «социализация» соответствует концепции, основанной на том, что социальность каждого человека и ребенка сводится к потребности в общении, тогда как в самом начале личность является асоциальной. Получается, что социализация личности – это явление, благодаря которому изначально асоциальный субъект превращается в социальную личность, которая владеет принятыми в обществе нормами и моделям поведения.

Этапы социализации личности

Существует пять основных этапов социализации личности. Первый этап – первичная социализация, то есть адаптация личности к социальному окружению, начиная от рождения и заканчивая подростковым возрастом. Дети некритически принимают социальный опыт при помощи подражания и приспособления к окружающей действительности.

Второй этап – индивидуализация. Это явление, основанное на стремлении выделиться. Здесь проявляется критическое отношение к общественным нормам, указание на свою неповторимость и стремление выделить себя.

Третий этап – интеграция, то есть желание найти себя, свое место в обществе. Если основные качества личности соответствуют общественным ожиданиям, интеграция считается успешной. Если такого не происходит, социализация личности как явление начинает основываться на усилении агрессивности, отказа личности от своей индивидуальности и прочих негативных чертах.

Четвертый этап называется трудовым и считается самым продолжительным, так как охватывает весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии личность продолжает усваивать социальный опыт и воплощать его в общественную жизнь.

Пятый этап – послетрудовая деятельность, когда личность передает накопленный социальный опыт подрастающему поколению.
Видно, что социализация личности как явление охватывает всю жизнь человека, позволяя ему быть полноценным членом общества.

Видео по теме

Культура и общество – два тесно связанных понятия. Социальное бытие человека прочно связано с восприятием культурных норм, принятых в социуме. Поэтому процесс социализации – это всегда ещё и процесс инкультурации. Иными словами – процесс включения в культурную парадигму общества.

Без невозможно адекватное существование человека в социальной среде. Вырванный из родной культуры, человек с трудом адаптируется в обществе – всё ему кажется чужим: обычаи, неписанные законы, традиции, а иногда и этические нормы.

В наши дни повсеместной глобализации значительная часть человечества стала более гибкой к процессам инкультурации в чужую среду. Многие люди без труда переезжают из страны в страну, активно путешествуют и знакомятся с чужими культурными обычаями. И всё-таки абсолютный космополитизм – скорее исключение из правил, нежели норма. Обычно такие переезды со сравнительно лёгким вливанием в социум другой страны осуществляются в рамках общего культурного поля – например, западного (евро-американского) или исламского.

А вот переезд в страну с культурой, существенно отличающейся от родной, чревато серьёзными сложностями. Например, перемещаясь из европейского культурного поля в исламо-фундаменталисткое (скажем, специалист-европеец едет работать в Саудовскую Аравию), человек испытывает большие трудности с социализацией. Местные культурные нормы влияют на социальное поведение людей, поэтому приезжий и сам ощущает дискомфорт, и для окружающих остаётся чужаком. Разница в культурных парадигмах приводит порой даже к конфронтации с законом: например, поцелуй на улице, естественный в Европе, Америке или России, в Саудовской Аравии чреват тюремным наказанием.

Даже в рамках единого надкультурного поля (например, евро-американского) люди, выросшие в разных культурах, чувствуют дискомфорт при социализации в другом государстве. Например, россиянин, даже воспринимая себя европейцем, обычно с трудом подчиняется некоторым правилам социального поведения в США или в Германии. Скажем, россиянину трудно понять, как можно «заложить» списывающего соседа по парте или позвонить в полицию с сообщением о превышении скорости на трассе незнакомым автомобилистом. В российской культуре это считается «стукачеством», социально порицаемым поведением. А на Западе – наоборот, социально полезным деянием.

Что же говорить о прошлых веках? Раньше процессы инкультурации и социализации были более замкнутыми, поэтому чужакам было намного сложнее адаптироваться в новом социуме.

Можно предположить, что в будущем, благодаря стиранию границ между государствами, развитию интернет-связей и упрощению перемещений по планете процессы инкультурации и социализации станут всё более простыми, так как люди будут взаимодействовать в рамках единого, общечеловеческого надкультурного поля. Тем не менее, о полном стирании культурных границ пока речи не идёт; наоборот, по мере давления глобализационных процессов во многих странах растёт сопротивление этому давлению, выражающееся в усилении традиционных культурных парадигм.

Откуда же возникла в культруно-социальных нормах? Причин несколько, среди них исторические, религиозные и социальные.

Исторические. У каждого народа сформировалась своя культура, в которую человек вписывается с рождения, впитывая и исторически обусловленные социальные установки. Иными словами, в социализации большую роль играет национальный менталитет как часть культурно-исторического поля.

Религиозные. Не стоит думать, что в светских государствах влияние религиозной культуры на инкультурацию и, соответственно, социализацию, исчезло. Религиозное влияние на культуру намного глубже, чем кажется. Например, Америка и протестанстский пояс Европы, согласно Максу Веберу, сформировали особую капиталистическую культуру. Эта культура и, соответственно, одобряемые социальные нормы (направленные на стимулирование личного обогащения), очень отличаются не только от исламской или китайской культурной парадигмы, но и от российской или южноевропейской (католической).

1. Социализация личности невозможна вне постоянных связей с другими людьми


Межчеловеческие контакты особенно важны в детском возрасте. Если же ребенок по каким-то причинам ограничен в общении со своими сверстниками, то это может нанести негативный отпечаток на процесс его психологического развития. Кроме того, большую роль в социализации детей имеет игра, которая способствует пониманию мира взрослых людей и формированию первых представлений о социальных нормах.


2. Правильная социализация возможна лишь в благоприятной среде


Бывает так, что моменты для развития личности неблагоприятны. Это семейные ситуации, которые мешают наиболее полному совершенствованию ребенка, недостаток общения, одиночество. Впечатления от этих событий тяжело сказываются на всей последующей жизни человека.


3. В процессе социализации огромную роль играет учеба


Главные социализаторы человека в современном обществе - это школы, университеты, творческие и интеллектуальные коллективы. Через систему учебных занятий молодые поколения получают накопленные обществом знания, социальные нормы и ценности. Все это дает ребенку возможность ориентироваться в основных видах деятельности.


4. Влияние СМИ на социализацию личности


Современные дети и подростки проводят перед экранами телевизоров и компьютеров довольно большое количество времени. Воздействие СМИ на сознание людей крайне высокое. Со страниц журналов и газет нас призывают, убеждают, уговаривают. За всем этим стоят интересы определенных лиц, поэтому на сегодняшний день СМИ являются не только носителем информации, но и средством манипулирования.


5. Социальная как результат успешной социализации


Большенство людей стремятся вписаться в определеную социальную среду. Это стремление зиждется на понимании и постяжении ценностей того или иного социального окружения. Показателями адаптации служат успешное осуществление человеком социальных ролей, психологическое состояние и социальный статус. По мере образования все новых и новых стандартов поведения человек становится более ориентированным в общественной среде.

Видео по теме

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Помогите с ессэ тема"у огромного большинства актеров совершенно не правельное отношение к репетиции. Они уверены, что только на репетиции надо работать, а

дома можно отдыхать " Константин Станиславский

французский философ 19 века О. Конт утверждал,что эпоха философии миновала навсегда,что положительные,или "позитивные науки"(физика биология и тд) не

нуждаются в философии,так как в состоянии сами решать все задачи.они сам по себе.прав ли был О.Конт?

Игорь заключил договор с образовательным центром. Однако в связи с занятостью на работе он не смог посещать занятия постоянно. Договором не были

предусмотрены такие ситуации, и вопрос об оплате при неявке не был урегулирован в нем. Должен ли Игорь оплачивать деньги за пропущенные занятия?

Читайте также

11. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной

группы, общества – это

1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

16 .Термин «общество» не включает в себя понятие:

1) Форму объединения людей

2) Части материального мира

3) Природной среды обитания

4) Способов взаимодействия людей

17 .Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

1) Общества и природы

2) Общества и культуры

3) Экономики и религии

4) Цивилизации и формация

18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

участие в игре,сон.

19. Завершите предложения:

1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

институт - … .

2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной … .

3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

– это … .

4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные … .

5)Происхождение человека называется … .

6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это … .

20. Духовное и телесное в человеке:

1)Предшествуют друг другу

2)Связаны друг с другом

3)Противостоят друг другу

4)Независимы друг от друга

21. Отличительным свойством человека является

1)Удовлетворение потребностей

2)Приспособление к окружающей среде

3)Осмысление мира и самого себя

4)Использование орудий труда

22 .Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

1) Гражданственностью

2) Совестью

3) Патриотизмом

4) Ответственностью

23 .Верны ли следующие суждения о социальном начале в человеке?

А. Социальное начало в человеке предшествует биологическому.

Б. Социальное начало в человеке противоположно биологическому

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24.Верны ли следующие суждения о духовности?

А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1.Авиценна, Моцарт,Бетховен, Шопен –это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательство инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите какие положени текса носят: 1)Фактический характер 2) оценочный характер

Запишите под номером положения букву, обозначающую её характер.

26 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

«Общество, государство и культура являются средствами организации человеческого_______________(А), благодаря которому достигается координация между действиями отдельных людей/ Координация__________________(Б) людей одновременно создает общество и создается им. Люди объединяются для того, чтобы достигать стоящие перед ними __________(В) Некоторыми исследователями высказывалось даже мнение, что способность создавать объединения – это особая форма _____________(Г) человека к опасной ____________(Д).Если животные при этом меняют в процессе эволюции форму своего тела или ________(Е), то человек объединяет свои усилия с усилиями других людей». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.»

1) Окружающая среда

2) Культура

4) Деятельность

5) Взаимодействие

6) Поведение

7) Орудие труда

8) Приспособление

9) Поколение

27 . Вам предложено подготовить развернутый ответ по проблеме «Общественный прогресс». Составьте сложный план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Помогите ответить на единственный вопрос по этому заданию, не знаю как ответить и желательно на оценку 4 или 5!!! Даю много пунктов.

"В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...

1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения - естественная часть социальной жизни. И осуждение,

регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие- появляться... Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений? Объясните свой ответ.

1.моделирование,как метод научного познания, характерно для:

а)теоретического уровня б)эмпирического уровня в)уровня наблюдения

2.на уроке обществознания завязалась дискуссия по вопросу: являеться ли РФ правовым государством? Первая группа говорила "да",вторая группа- "нет"ю какие аргументы приводила первая группа и поддержку своей точки зрения?
а)статья первая Конституции определяет РФ правовым государством;
б)следствие иногда используют запрещенные законом средства дознания для обеспечения процедурного правосудия;
в)закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения в РФ ему соответствуют.

Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!!! Само задание: "В России

переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.. . По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве.. . к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

2. На смену командной пришла рыночная экономика.

3. И.Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

Вы находитесь на странице вопроса "проведите дискуссию по проблеме социализация как часть формирования личности ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.



Просмотров